Главная страница
qrcode

Патриция Гарфилд - Творческое сновидение (оригинал 1995, PDF). Сновидения


НазваниеСновидения
АнкорПатриция Гарфилд - Творческое сновидение (оригинал 1995, PDF).pdf
Дата04.03.2018
Размер0.83 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаPatritsia_Garfild_-_Tvorcheskoe_snovidenie_original_1995_PDF.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#21162
страница6 из 13
Каталогid2439082

С этим файлом связано 45 файл(ов). Среди них: IMG-20150706-WA0004.jpg, 24_-_Fermi_Yadernaya_energia_Nauka_Velichayshie_teorii.djvu, Vypusk__30_-_Kantor_Beskonechnost_v_matematike_Nauka_Velichayshi, Do4a_com_Khoking_Mlodinov_-_Velikiy_zamysel.pdf, A_Miklashevskiy-Tekhnologia_khudozhestvennoy_keramiki.djvu, Dolors_Ros-Keramika-tekhniki_priemy_izdelia.djvu, Brayson_-_Kratkaya_istoriya_byta_i_chastnoy_zhizni.fb2 и ещё 35 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
Услышь меня
Сквозь джунгли раздирающей борьбы,
Я зову тебя,
Я твоя вершина...
Монтевидео
("Монтевидео")
Это стихотворение затрагивает мои эмоции настолько глубоко, что даже спустя годы волнует меня. Очевидно, дело тут не в чисто поэтической красоте поэмы (как я говорила, я неспособна к оценке), а в красоте взаимосвязи, в потребности ответа извне, в силе изнутри. Что бы настоящий поэт, более талантливый чем я, услышал бы в том же сновидении, при том же самом чувствовании - невозможно предугадать.
Это сновидение очень созвучно системе сеноев, хотя оно имело место гораздо раньше, чем я узнала о ней.
Отталкивающие образы погреба - средоточия грязи, беспорядка и холода, населенного крысами величиной с кошку, которые прогрызли в двери дыру и рыскали по кухне, растаскивая нашу пищу, - эти образы сновидения должны были бы быть ужасными.
Но они были встречены смело и свободно, и благодаря этому открылась странная красота, принесшая в дар еще большую красоту. В сновидении мне не надо было даже просить, как это делают сенои, подарка от моего любимого. Это был глубоко удовлетворяющий сон. Заметьте, что я не сосредотачивалась на создании стихотворения-сновидения, но я была глубоко увлечена эмоциями, которые определили очертания стихотворения.
В другом случае и совершенно по другому поводу мне приснилось следующее:
Мы с моей маленькой дочерью покупаем что-то в бакалейной лавке. Стоя у кассы, мы обнаруживаем, что кассир нас обманывает, повторно записывая на наш счет продукты, за которые мы уже заплатили. Кассир уже записал на наш счет два доллара и теперь добавил еще три. Я стала шуметь и выражать недовольство. Затем я схватила его и сказала, что мы запрем его в ванной и защекочем его голое с опереньем тело. В конце концов я подхватываю его и взмываю к потолку комнаты, которая становится похожей на типичный танцевальный зал, но с какими-то фантастическими декорациями на потолке. Я раскачиваю этого малого одной рукой и затем бросаю его вниз с огромной высоты. Он разлетается на кусочки. Паря в воздухе, я объявляю:
"Вот так:
Вдрызг
Подавленный и разбитый...
Тот, кто меня обидит.
("Вот так", 7.10.70)

Источник моей злобы и раздраженности стал очевиден сразу, как только я проснулась, и я почувствовала, что мои эмоции вполне оправданы. Стихи же лишь коротко выразили мое состояние. Интересно, что я вспомнила о том, что незадолго до этого я читала о стихах, увиденных во сне Дороти Паркер
(они будут цитироваться далее). В моей памяти сохранились и другие стихи, иногда сопровождающиеся музыкой. Я еще в меньшей степени музыкант, чем поэт, хотя в снах я иногда слышу пение необычайной красоты, которое доводит меня до слез. Возможно, это отрывки опер, которыми я когда-то наслаждалась. Я не могу это точно определить и не могу воспроизвести эти отрывки в нотной записи после того, как просыпаюсь. Они испаряются с появлением утреннего света.
Однажды во сне я пела чудеснейшую арию, которую никогда не слышала прежде. И лишь эхо осталось, когда я проснулась.
Несомненно, что если бы я научилась искусству музыкального обозначения, я могла бы сохранить мои изумительные музыкальные сны. Я не настаиваю на том, чтобы каждый человек вызывал в своих сновидениях поэмы или музыку (если, конечно, он этого не пожелает), но те поэмы и другие произведения, которые спонтанно приходят к вам в ваших снах, обладают особой ценностью и заслуживают исключительного внимания.
Песни, пришедшие в сновидениях, как мы увидим в следующей главе, были особо важны в жизни американских индейцев. Эти "песни-сновидения", приобретенные в юношеском возрасте - возрасте поиска своей мечты - становились индивидуальным лейтмотивом человека. К ним обращались на протяжении всей жизни в наиболее стрессовых ситуациях (например, в военных кампаниях), они использовались для повышения силы духа. Это готовый пример силы эмоционального воздействия песен-сновидений на человека. Песни или поэмы, которые возникнут в ваших сновидениях, могут помочь вам войти в контакт с внутренним источником силы.
Одна моя весьма способная студентка научилась задерживать свои прежде неуловимые сновидения-мелодии благодаря участию в семинаре творческих сновидений. Хотя она все еще часто оставляла нотные линейки пустыми, она стала в состоянии схватить некоторые мотивы и даже сочинять лирические мелодии. Она заметила, что музыка ее сновидений отражала ее устойчивые настроения: мелодии часто были минорными, волнующе-возбужденными или ностальгическими. Ее песни, записанные под аккомпанемент гитары, обладали, благодаря своему происхождению, странным характером, подобным сновидению. Если к вам придут ваши песни-сновидения или ваши стихи-сновидения, вы ощутите их необычную эмоциональную силу. Студенты моего семинара довольно часто создают изумительные писательские работы, основанные на своих сновидениях. Это встречается чаще, чем творческие результаты, созданные и целиком законченные в сновидении.
Эти работы создают впечатление удивительной легкости исполнения, хотя они очень оригинальны и высококачественны.
Художественно одаренные студенты более способны воспроизводить визуальные образы своих снов. Некоторые студенты рассказывали о своих прогулках во время сна по художественным галереям, заполненным прекрасными работами.
Они воспроизводили эти работы, когда просыпались. Другие планировали или намечали содержание таких снов, например:
"Ночью я увижу во сне необычайный рисунок". И они многократно замечали, что задуманный элемент возникал как фрагмент приходящего сна и этот фрагмент легко воспроизводился после просыпания.
Моя собственная память тоже заполнена необычайными художественными формами - я вижу во сне живопись и скульптуру, иллюстрации к книгам, странные формы, символы и
образы, которые невозможно классифицировать. Я и в самом деле немного умею рисовать, так что этот предмет моих снов не столь удивителен, но художественный диапазон моих снов превосходит мое обыденное отношение к искусству. С другой стороны, обычный человек может и не захотеть индуцировать художественные образы. Хотя он может обнаружить, что странные, удивительные образы возникают в его снах безо всякого напряжения. Такие образы имеют огромную персональную ценность, как это будет показано в девятой главе.
О решении проблем во сне студенты рассказывали не так часто, как о видении художественных образов. Возможно, студент, который избрал сам путь творческих сновидений, с большей вероятностью будет продуцировать художественные образы. Несколько студентов рассказали о решении во сне математических задач, которые они не были в состоянии решить в период бодрствования. Другие рассказали о стремительном развитии различных навыков благодаря ночной "практике" сновидений. Так, одна студентка, отрабатывавшая во сне теннисный удар, обнаружила, что результат улучшился уже на следующий день. Еще пример: профессиональный игрок в гольф
Джек Никлаус, как рассказывали, после долгого кризиса улучшил свой удар с помощью сна, в котором он играл очень хорошо благодаря тому, что менял положение своей клюшки.
Изменив манеру "хватки" согласно своему сну, он вернул своему удару прежнюю точность. Таким образом, сны могут преподнести весьма практическое творческое решение с таким же успехом, как и чудесные художественные образы.
Студенты рассказывали и о разрешении проблем, связанных с их личными взаимоотношениями. Особенно полезна здесь оказалась система сеноев.
Как психолог-практик, заинтересованный в воздействии сознания на сон, я спланировала особенный тип сновидений.
Была ли моя попытка успешной, можно судить по главам второй части моей книги "Как обрести сознание во время сна". Для меня такие сновидения являются необычным переживанием и большой поддержкой.
Другие практикующие рассказывают о сходных переживаниях - когда происходит что-то наподобие открытия нового мира: того, что лишь смутно осознавался прежде, все менее и менее пугающего, но все более и более красивого - "акры алмазов на чьем-то заднем дворике, голубая птица на чьем-то дереве" - таковы образы этого фантастического внутреннего мира.
Научившись запоминать и фиксировать свои сны, сделайте первый шаг к тому, чтобы полностью использовать весь диапазон ваших творческих возможностей. Овладев искусством индуцирования задуманных вами снов, вы еще больше приблизитесь к возможности использовать талант, скрытый в каждом из нас.
Элементы, необходимые для творчества, могут быть обнаружены всюду, но особенно - внутри нас. Весь материал уже здесь. И единственное, что требуется от нас, это скомпоновать его по-новому, найти новую комбинацию. Препятствует же этому наша привычка смотреть на вещи стандартно и прозаично.
Способность смотреть на вещи разнообразно, которой, несомненно, обладают все в детстве, - со временем выжимается из нас. Мы до такой степени учимся вести себя и отвечать определенным образом, что наше мышление становится пленником общепринятых категорий. Гибкость, необходимая для новых комбинаций, теряется. Если нам повезет, мы сохраним некоторую ее тень.

Творческое мышление, однако, все еще присуще нам в наших снах. Здесь образы часто комбинируют сходные элементы странным образом (и странные образы воспринимаются как близкие). Это - сущность творчества, мы могли бы ее распознать и использовать. Творчество, которое не изучается, но подавляется, может изучаться, а не подавляться. Во многих отношениях принципы контроля над сновидениями, которые мы вытягиваем из опыта людей, видевших творческие сновидения, совпадают с хорошо известными ступенями творческого процесса. Об этом рассказано в книге Дон Фабьюна "Три дороги к осознанию". Согласно Фабьюну, большинство исследователей сходится на том, что творческий процесс состоит из следующих ступеней:
Мотивация. - Некто должен поделать создать нечто оригинальное. Он может быть движим любопытством, стремлением выразить себя, потребностью в деньгах, необходимостью разрешить проблемы, стоящие перед ним, чем угодно - неважно, но он должен иметь причину.
Подготовка. - Информация, относящаяся к проблеме, собирается посредством экспериментов, исследования или переживания.
Манипуляция. - После того, как информация собрана, человек прокручивает ее в голове или на бумаге или на конкретном объекте. Он пытается синтезировать ее в новом образце.
Инкубация. - Обычно решение не приходит сразу. Некто оставляет попытки и занимается чем-нибудь еще. Но подсознание, оказывается, продолжает борьбу с проблемой, манипулирует дальше.
Сообщение (интимация). - Возникает неожиданное чувство, что решение вот-вот придет.
Освещение. - Решение возникло. Вспышка озарения, "Эврика!", переживание, которое можно назвать "моментальный оргазм".
Проверка. - На этой ступени процесса новый образец проверяется, после чего отвергается или признается удовлетворительным.
Тот, кто интенсивно погружен в объект своего интереса, уже выполняет три первые ступени: 1) он будет побужден к творческому действию; 2) он получит собранную информацию, относящуюся к делу; 3) он сделает необходимые попытки
(инициативные) синтезировать этот материал. Его разум в состоянии сна продолжает борьбу с проблемой, он будет чувствовать, что решение близко, и, наконец, оно его озарит
- или во сне или же после пробуждения ( стадии 4, 5 и 6).
Тот лишь факт, что человек увидит "супер-сон", отнюдь не означает, что решение будет правильным. Многие испытывают резкое разочарование, когда рассматривают свои ночные открытия при утреннем свете, подобно Дороти Паркер, которая, увидев сновидение, отвечающее на вопросы мирового значения, записала его на бумаге, утром же обнаружила то, что написала: "Хогимаус, хигимаус, мужчины полигамны. Хигимаус, хогимаус, женщины моногамны".
Чем шире и разнообразней сфера творческого опыта индивидуума, тем больше его шанс произвести новую комбинацию. В наших снах, как вы помните, мы обращаемся и черпаем из огромной коллекции, в которой собраны жизненные переживания. Наши сновидения в большей степени способны черпать из полного диапазона нашего опыта, чем из какой-то
его части. Мы, казалось бы, должны расширять наш опыт, но то, что мы уже имеем внутри, неизмеримо шире, чем это обычно осознается. Из хаоса зафиксированных переживаний, запомнившихся образов и чувств мы выбираем и соединяем вместе элементы, которые становятся исключительно нашими.
Ученые определяли творчество по-разному, но они сошлись на том, что творчество - это "процесс, который формирует и выражает оригинальные результаты". Ваши сны помогут вам включиться в творческий процесс в любой области, которая вас интересует или в которой вы пожелаете что-то сделать. Итак, способность создавать творческие результаты (художественные ли образцы, или же решения проблем) очень сильно возрастает, если вы апеллируете к вашим снам. И если вы будете развивать навыки творческого сновидения, особенно те, что описаны в главе второй, вы будете более стабильно видеть творческие сновидения. Если вы будете использовать подсказанные во сне решения в вашей дневной жизни, вы добьетесь большего, нежели просто получение результата. Вы сможете сконцентрироваться.
Самое важное, чего вы сможете достичь, самый большой результат вашей жизни, - это создание Самого Себя, своей уникальной души.
Итог того, чему мы можем научиться из творческих сновидений.
1. Исключите сны-кошмары, изгоните их позитивными образами, которые будут работать на вас.
2. Концентрируйте опыт изменений, происходящих в мире - путешествуйте, читайте, воспринимайте искусство, слушайте музыку, учитесь, работайте, воспринимайте внешнее, заполняйте внутреннее.
3. Погружайтесь в область, которая вас особо интересует.
Обращайтесь ко всем, относящимся к делу материалам - к книгам, кино, исследованиям, прямому наблюдению. Старайтесь заставить себя понять смысл предмета вашего интереса.
Получите необходимый для результата материал. Глубокий интерес к предмету или же интенсивное эмоциональное погружение приведет к тому, что вы пропитаете себя им.
Впитывайте ваш интерес.
4. Развивайте специальные навыки в выбранной вами сфере деятельности. Приобретите необходимую способность создавать творческий продукт в бодрствующем состоянии или же в состоянии сна. Все элементы, необходимые для решения проблемы, должны существовать в репертуаре вашего знания.
Ваши сны помогут вам рекомбинировать эти элементы по-новому.
5. Напряженно сфокусируйте ваше внимание на области ваших интересов на несколько дней (по-меньшей мере два или три).
Работайте над вашим объектом до тех пор, пока не придет время сна. Это послужит своего рода приглашением "сновидения о нем". Вы можете пожелать себе специально назначенное сновидение.
6. После того, как вы увидите творческое сновидение, четко представьте его себе и зафиксируйте его в какой-либо форме настолько быстро, насколько это возможно: запишите его, зарисуйте, наиграйте, сделайте. Представьте его себе зрительно, когда переводите его в конкретную форму.
7. Уделите специальное внимание повторяющимся снам и идиосинкратическим результатам сновидений.
8. Также полезно сделать следующее: а) практикуйте навыки творческого процесса. Смотрите
на одни и те же вещи по-разному. Освободитесь от догматического мышления; б) выделите время, возможность и уединение для творческой работы; в) сначала сделайте это, выносите суждение позже. Не оценивайте идеи одновременно с их генерированием; г) упорствуйте в изобретении и использовании символов в ваших сновидениях, особенно положительных символов и полезных образов. Вы одновременно поможете себе собраться и увеличить возможную результативность. д) развивайте навыки творческого сновидения (смотрите главу вторую).
ГЛАВА 4. Опыт сновидений американских индейцев.
Вы можете развить ваши способности, используя сны. Можно способствовать росту имеющихся у вас способностей, обращаясь к сновидениям особым образом. Давайте посмотрим, что мы можем узнать о развитии существующих способностей во сне из опыта американских индейцев.
Все американские племена индейцев (все ссылки на американских индейцев в этой главе будут относиться к американским индейцам как к единой группе) придавали особое значение снам. Белые, открыв Северную Америку, обнаружили около одного миллиона индейцев, живших в различных районах на обширных территориях. Климат этих районов был различен, были различны их обычаи. Сначала исследователи и поселенцы столкнулись с индейцами восточных лесов. Некоторые из них, например, ирокезы, жили выращиванием зерна и разведением оленей, некоторые, как Одисибуа - охотой на карибу и лося в северных районах, на юге культивировался табак и насыпались курганы. После прибытия в 1600 году испанцев на собственных лошадях, поселенцы сталкивались с индейцами, которые двигались по равнинам, охотясь за мигрирующими стадами бизонов. В сухой юго-западной части Америки поселенцы сталкивались с индейцами Пуэбло, которые жили в огромных деревнях с домами-террасами и разводили овец. Некоторые индейцы жили просто собирательством, другие же (как Навахо) пряли шерстяные одеяла и делали ювелирные работы по серебру.
Чем дальше продвигались поселенцы на запад, тем больше индейских племен они обнаруживали. Они встретили Шонов, которые жили исключительно желудями и другими семенами, а также и тех, кто ловил и ел кузнечиков. Достигнув северного побережья с мягким и влажным климатом, поселенцы встретили богатых индейцев, которые ловили чудесных лососей в холодных водах и даже охотились на кашалотов, собирали ягоды и искусно вырезали на кедровом дереве. Все эти племена очень отличались друг от друга по языку и обычаями, и образом жизни, как они отличаются друг от друга и по сей день. Но общим для всех них было то огромное значение, которое они придавали сновидениям. Но пути, при помощи которых индейские культуры использовали сновидения, были, естественно, различны.
Сновидения нередко были частью религиозной системы. Они обеспечивали человеку контакт со сверхъестественными духами и передачу их силы. Сновидения также очень часто были частью социальной системы, со специальным статусом и ролью их интерпретатора. Сновидения также часто использовались для предсказания будущего, ритуалы отгоняли плохие сновидения и,
напротив, поддерживали хорошие. Иногда сновидения должны были решать психологические проблемы, подобно психотерапии, в них обнаруживались желания или некоторые исцеляющие ритуалы, которые должны быть выполнены. Каждое племя считало, что его способ использования сновидений - наиболее важный.
Изучение запутанного комплекса использования сновидений американскими индейцами - работа на всю жизнь и заслуживает, безусловно, особого внимания. В этой книге я могу осветить лишь несколько центральных пунктов, которые непосредственно применимы к нашей собственной жизни-сновидению. Некоторые обычаи американских индейцев не только не были необходимы для индуцирования сновидений, но и были вредны для здоровья, эмоционального и физического. Нам следует избежать вредной практики и использовать полезную.
Первый принцип таков: люди, которые смотрят на сны как на нечто важное и даже жизненно необходимое для успеха, будут получать и запоминать счастливые сны. Индейцы, в отличие от уроженцев Запада, смотрели на них так. Я расскажу вам о воображаемом мальчике "Медвежья стопа" из племени Оджибуа и вы увидите, что я имею в виду. "Медвежья стопа" - тринадцатилетний мальчик. С детства родители научили его видеть сны. Когда в домике под тростниковой крышей становилось темно, мать укрывала мальчика мягким покрывалом, прижималась к его щеке своей, желая доброй ночи, и никогда не забывала напомнить ему, чтобы он лежал спокойно, думая о чем-нибудь приятном в ожидании добрых снов. Отец же призывал тишину и молился о глубоком сне, таком, чтобы мальчик не просыпался, пока его сновидение не уйдет.
Родители мальчика были озабочены - скоро должно было настать время думать "Медвежьей стопе", что делать со своей жизнью. Он отправлялся в поиск своего видения, и ему надо было быть к этому готовым. Так называемое Большое сновидение должно желаться сильнее, чем какая-либо материальная вещь в этой жизни. Без него жизнь мальчика будет неудачной. С ним он получит право на любую важную в племени карьеру - охотника, рыболова, лекаря и даже воина. Разные способности придут в Большом сновидении - способность предсказывать будущее, быть счастливым в любви.
Все годы жизни маленького "Медвежьей стопы" его настраивали на сновидение, на подготовку к Большому сновидению.
Несколько последних месяцев он постился по утрам и даже по целым дням. Он знал, что его ноющий желудок поможет ему подготовиться к принятию хранящего его духа (манидо). Теперь в любой день, когда его душа полностью проснется, он может посетить мальчика. А если "Медвежья стопа" не выдержит предстоящего испытания, у него не будет духа-хранителя, который подарит ему сверхъестественную силу. Он должен увидеть Большое сновидение.
До сих пор "Медвежья стопа" жил с "одолженной" сверхъестественной силой. Родители мальчика не могли сами давать имя младенцу, поэтому они пригласили друга, который обладал правом награждать именем, быть крестным отцом их сыну. Крестный отец выбрал имя из эпизода Большого сновидения своей юности, выражая его осторожно и сокровенно, как будто боясь выдать замысел своего сновидения. Затем он подарил маленькому "Медвежьей стопе" настоящую медвежью лапу. Мать подвесила ее над колыбелью, где ее доставали руки ребенка, раскачивая и играя с ней. Когда он научился ходить, его медвежья лапа была перенесена в плетеную сумку вместе с другими сокровищами, из которой он и теперь достает ее, когда ему необходимо почувствовать немного силу крестного
отца. "Медвежья стопа" и его "тезка" с годами разменяли дары. Теперь настало время обладать собственной силой.
Весной старейшина совета деревни видит сон, что время зрелости быстро приближается. Все готовятся, и "Медвежьей стопа" - тоже. Он должен идти пока он "чист" (неискушен в половом отношении). Его родители провожают его в отдаленное место в горном лесу. Здесь они сооружают "гнездо" на высоком дереве. Положив жерди на ветвях приблизительно в пятнадцати футах над землей, они сооружают что-то наподобие помоста.
"Медвежья стопа" должен оставаться здесь днем и ночью в течение нескольких следующих суток - может быть на десять или до тех пор, пока к нему не придет видение. Он может спуститься лишь по нужде. Он может взять с собой лишь небольшое количество воды и несколько высушенных бобов, но он хорошо знает, что этого едва-едва хватит, чтобы выжить.
Он видит, как его родители исчезают в лесной зелени и, оставшись один на своем помосте, взволнованный и испуганный, он ждет.
"Медвежья стопа" усердно концентрируется на своем желании стать колдуном. Он думает об этом, воображает, как он будет помогать людям, когда станет участником Великого медицинского общества (Майдвивин). Проходят часы. Он может слышать, как мягко ступают животные, прячущиеся за благоухающими соснами. Теплые лучи солнца танцуют на его лице, мягкий ветерок треплет бахрому на его рубашке. Но вот начинает темнеть, он беспокоится. Что, если дух не придет никогда? Что, если нет никакой надежды? Он знает, что ему придется страдать, если дух не появится. Его уже беспокоит сильная боль в желудке. Возможно, ему придется отрубить часть мизинца, как это делают некоторые мальчики, прежде чем дух придет к нему. О, пускай это произойдет поскорее. Прилив страха усиливается с наступлением ночи. Плача и молясь, он кричит, пока силы не покидают его. Он засыпает на грубых жердях.
"Медвежья стопа" слышит хруст ветки, открывает заплаканные глаза и смотрит в обеспокоенное лицо своей матери следующим утром. Она ласково спрашивает его, что он видел во сне. Он ничего не помнит. Он еще слаб, но близость матери и рассветный холод освежают его. Он будет сильным. Ни в коем случае, даже если его мама попросит, он не примет пищи. Это лишит его шанса на успех и он будет презирать себя за это.
Теперь позади нее появляется отец. Отец напоминает ему, что он должен охранять свое сновидение от злого духа, напоминает о страже сновидения - он должен смотреть на могущественного стража как на животное или птицу. "Медвежья стопа" слышал все это много раз. Если ему очень посчастливится, он будет охраняться солнцем и громом, даже луна гораздо лучше, чем животное-дух-хранитель. Он знает также, что его отец может сократить сказочное сновидение, если отрежет язык "Медвежьей стопе" кедровым ножом и бросит его в огонь. Он представляет себе и опасность, которую несет в себе сильный страж: его жизнь будет укорочена, его свобода будет ограничена.
Итак, начинается второй день его изоляции. Испытывая головокружение, он старается бороться с ним своими мольбами и упрашиваниями, он всхлипывает и спит и старается снова и снова вызвать видение...
К концу третьего дня "Медвежья стопа" находится в странном состоянии. Он испытывает уже не головокружение, а качку. Он лишь потому избавлен от муки голода, что его разум занят звуками и видами, окружающими и населяющими его. Образы возникают и пропадают. Мы могли бы поинтересоваться, спит ли он и видит сны, или же бодрствует и галлюцинирует. Для индейцев же оба этих состояния неразличимы и имеют лишь одно
название - "видение".
Лежа в своем гнезде, слегка вскрикивая, "Медвежья стопа" неожиданно настораживается. Его шея напряглась в страхе. Он вертит головой, оглядываясь. Кто-то есть здесь. Старик!
Прямо перед ним! Но как странно нежен его взгляд. У него взгляд великого мудреца. Он мягко прикасается к горячему лбу мальчика и говорит: "Мой внук, я пришел пожалеть тебя. Чего ты хочешь?" "Медвежья стопа" отвечает прерывающимся голосом:
"О, учитель, я хотел попасть в твою хижину. Окажи мне эту честь". "Идем..." Старик разворачивается и вихрем спускается в маленькую палатку. "Медвежья стопа", покачиваясь, спускается вслед за ним. В крошечной палатке, которая едва вмещает их обоих с ногами, темно, но "Медвежья стопа" ощущает тяжелое присутствие кого-то третьего. Ветер начинает дуть сильнее, трепля палатку. С пронзительным визгом ветер поднимает палатку и переносит в другом мир. Старик зажимает в кулаке "Медвежьей стопы" корень. "Держи его двадцать один месяц", - говорит он. Затем он начинает двигаться по кругу, увлекая "Медвежью стопу"... По кругу , по кругу и по кругу движутся три фигуры, старик при этом напевает ритмичную мелодию, хрюкает, а их поднимает все выше и выше. Затем с криком старик подталкивает руку мальчика кверху. "Открывай небо из центра!" - кричит он. И все кружится в вихре ветра.
"Медвежью стопу" подхватывает ветер и кружит, унося все дальше и дальше до тех пор, пока он не обнаруживает, что лежит на спине в своем "гнезде", глядя на небо сквозь листву. Он пришел, учитель-колдун на самом деле пришел.
Жизнь "Медвежьей стопы" теперь не будет неудачной.
"Медвежья стопа" знает, чего ожидать от будущего. Еще три раза учитель-колдун появится в его сновидениях. И всегда его будет сопровождать третий, это дух Микинак, большая черепаха. Два других сновидения перенесут его на запад, но последнее - на восток, где учитель будет учить его сооружать палатку колдуна. "Медвежья стопа" должен в точности следовать каждому указанию и совету. Когда пройдет двадцать один месяц, он сможет стать колдуном, не раньше. Он найдет корень, оставленный учителем у подножья дерева, на котором он сидит. Он возьмет этот корень и будет обращаться к нему с песней своего сновидения, чтобы призвать учителя и чтобы увеличить свою силу в минуту опасности. Он не должен часто обращаться к своей силе, иначе он потеряет ее. "Медвежья стопа" не расскажет свой сон родителям. Это лишь его сон, его Большое сновидение, его личный источник власти и силы. они просто увидят результат, когда он станет колдуном. Они получат ключ к разгадке, когда позже он обретет во сне право именовать новорожденных и использует элементы своего сна для дачи имен. Они найдут другие ключи в тех новых знаках, которые он прикрепит к своей одежде, они смогут также подслушать его бормотание, когда он будет призывать свою силу своей песней сновидения, но он будет произносить слова так неразборчиво, что они не разберут их смысла. Он никогда не выдаст секрета своего сновидения, так как это разобьет его силу и жизнь. Его родители будут уважать это его молчание и желать, чтобы он еще больше сконцентрировался на этом, видел сны об этом, старался беседовать со своим мандо
(возможно, вид первобытной жестикуляционной беседы с образом сновидения).
Вы можете обнаружить много общего между сновидениями древних и сновидениями индейцев. И те и другие хорошо осознали важность сновидений и определили тип тех сновидений, которых нужно добиться для успеха. И те и другие испытывали сильное давление культа, чтобы продуцировать то, что называется "культовый образец сновидения", сновидение, запрошенное обществом. Современные психологи сказали бы, что аппроприативное (свойственное, подходящее) сновидение

"подкреплено",- это значит, что оно хорошо вознаграждается тем, что возможности увидевшего его сильно увеличиваются.
Как людям древности, так и индейцам предложено вознаграждение силой за правильное сновидение. Вызовите правильную реакцию - правильное сновидение - и здоровье, власть или богатство последуют ему. Когда положение в обществе, престиж зависят от надлежащих сновидений, вероятность их появления увеличивается. В нашем обществе нет ни нужды в обусловленных культом снах, ни, конечно, социального вознаграждения за правильные сновидения. Лишь вы, персонально, можете поощрять в себе те сновидения, которые могут принести вам удовольствие.
Вы вознаграждаетесь творческими сновидениями, которые могут придти к вам, удовольствиями самого сна, творческим результатом или возросшим мастерством в вашей жизни-бодрствовании. Одно успешное сражение с неприятелем - дурным сновидением, которое сделает вас способным справляться с вашими делами днем, поощрит вас к тому, чтобы стремиться иметь еще другие сновидения. Вы можете сами обеспечить награду за сновидения, чего не сможет сделать для вас общество. Считайте ваши сновидения чем-то важным и они помогут вам.
Когда индейцы обратились к нашей культуре, их обусловленные культом сновидения стали уходить. Исследователи, изучающие очевидное содержание сновидений индейцев, обращенных к нашей культуре, замечали все меньшее число сновидений, обусловленных культом и находили все большее число сновидений, связанных с личными проблемами. Таким образом, принцип, выведенный нами из опыта индейцев, состоит в том, что активное сновидение нуждается в последовательном поощрении. Индейцы, подобно древним, подвергаются бесконечным "предложениям" к сновидению, начиная с детства.
Вы можете обеспечить себя постоянным поощрением к сновидению по задуманному вами проекту и получить это сновидение.
Любой из нас, кто считает свои сны чем-то важным и стоящим, вероятно, помнит и использует их. Действительно, исследователи считают, что в тех культурах, где снам уделяется большое значение, гораздо больше сновидений, которые соответствуют сознательно проводимым идеалам, нежели сновидений нежелательных. События, происходящие в сновидении, имеют тенденцию соотноситься с событиями повседневной жизни. Таким образом, если вы считаете ваши сны чем-то бессмысленным, они и будут такими, если вовсе вас не оставят, а если вы видите в ваших сновидениях нечто для вас существенное, то они, вероятно, будут такими все больше и больше. Вы можете развивать существующее умение и потенциальные навыки, относясь к своим сновидениям особым образом. Если вы считаете ваши сны существенными, они будут все больше и больше соотносится с вашей жизнью-бодрствованием.
Индейцам удалось достичь цели в большей степени, нежели древним. Древние и люди прошлого планировали лишь основное содержание своих сновидений. Индейцы же считали нужным, как вы видели в истории с "Медвежьей стопой", планировать свои сновидения детально. Будущий колдун должен видеть четыре сновидения специфического характера, в специфическом окружении, в особом порядке. Мы видели, какие сновидения видит будущий колдун. Будущий воин должен увидеть во сне правила организации военной компании. Каждая стадия компании должна быть разъяснена ему в отдельном сновидении, показывающем, какой путь ему следует выбрать, где поставить лагерь, где найти пищу, сколько врагов должно быть убито, сколько его людей будет убито и так далее. Кандидаты для участия в объявленной компании должны представить свои
сновидения на суд, прежде чем будут допущены к ней.
Исследователи утверждают, что детально запрошенные сновидения на самом деле возникали чаще, нежели выдуманные.
Индейцы считали, что попытки колдовства, предпринимающиеся без предварительно заказанных сновидений, приводили к умственной или физической болезни мошенника или его семьи.
Неудачливым колдунам приписывалось шарлатанство. Некоторые индейцы так и не дожидались запрошенных снов. Возможно, они не смогли пройти общественный тест на владение своими снами.
Неспособность иметь детально разработанное сновидение была еще большим обвинением, чем обвинение в шарлатанстве.
Вы увидите в других главах, как другие сновидцы детально разрабатывают свои сновидения. Вы можете сами достичь большего, нежели задуманное в целом сновидение. Если вы постигнете искусство творческого сновидения, вы окажетесь способными индуцировать самые специфические элементы ваших сновидений, что поможет вам использовать вашу жизнь-сновидение более полно.
Мы уже говорили о ценности приобретенных во сне друзей.
Дух-хранитель, который приходит во сне к индейцу, предлагает особый тип дружбы, говоря: "Мой внук, я пришел пожалеть тебя". Дух сна "Медвежьей стопы" предлагает ему свою поддержку и опеку, подобную опеке родителей над детьми. Он связывается с ребенком, протежируемым им, самыми сильными цепями преданности, которые только может предложить племя.
Кальвин Холл, современный американский психолог, предложивший систему классификации ясного содержания снов, считает предложение долгосрочной дружбы во сне, как, например, в описанном случае с индейским мальчиком, максимальным проявлением дружелюбия во сне. В его системе это эквивалентно помолвке или женитьбе в сновидении. Вам следует принять благосклонно и понять все дружеские жесты в ваших снах. Друзья в сновидениях могут быть столь же реальны, как и те, которых вы приобретете в состоянии бодрствования. Вы можете считать, что состояние сна - это другой, хотя и очень специфический, уровень реальности. В нем, как и в привычной жизни, чем больше друзей у вас будет, тем лучше, и чем лучше будут ваши друзья, тем лучше для вас.
Синои обретают своих друзей в сновидениях различным образом, их друзья по-разному относятся к человеку, который видит их во сне. Индейцы большое значение придают призывам пожалеть, посочувствовать. Здесь, может быть, некоторая семантическая путаница. Возможно, жалость для индейца означает совсем не то, что для нас. Тем не менее, кажется, индейцы преднамеренно ставят себя в подчиненное положение по отношению к своим духам. Синои же, напротив, могут сказать про своих друзей, что они "приходят служить им", относясь к ним скорее как отцы-хозяева. Об этом будет сказано больше в следующей главе. Между тем, предпочтите службу жалости ваших друзей из сновидения.
Мы уже говорили о том, что потенциальной эмоциональной силой для человека обладают песни, обретенные во сне.
"Медвежья стопа" услышал свою песню от "учителя-колдуна".
Другие могли получить песни от животных или даже от неодушевленных объектов своих снов. Для примера, один индеец "пел песню, которую он услышал от деревьев", другой "повторил песню ворона". Когда исследователи просили индейцев рассказать свои песни из сновидений, они просто повторяли фразы типа "некто с прямыми рогами становится на дыбы" или "небеса идут со мной". Запутанные слова обеспечивали тайну содержания сновидения. Напевая песню во время опасности и перед серьезными предприятиями, человек
верил, что сверхъестественная сила, дарованная ему в Большом сновидении, увеличивалась. И даже те, кто в сверхъестественные силы не верят, испытывают сильную реакцию на собственные песни из сновидений. Почему песни из сновидений обладают такой эмоциональной властью над теми, кто их слышит, до сих пор не изучено. Эти песни, кажется, концентрируют в себе часть глубочайшего чувства себя.
Уловите и удержите любую песню, услышанную вами в сновидении. Храните ее как сокровище.
Возможно, человек во время сна находится в состоянии сознания, особо расположенном к музыкальной композиции. Или, может быть голодание и изоляция - элементы, продуцирующие яркую образность и сновидения-песни. Один исследователь индейских песен-сновидений считает, что недостаток пищи доводит мозг до сверхнормальной активности, подобно той, которую вызывает действие наркотиков. Он наблюдал создание песенных композиций во время или сразу после обоих этих состояний сознания во многих индейских племенах. Так как пищеварительная система вряд ли активна во время голодания, возможно продуктивные элементы более доступны для нервной системы. Конечно, изменение в химии мозга во время голодания может привести к изменению в состоянии сознания. Люди часто сочиняли песни в сновидениях без голодания, но недостаток пищи может, каким-то неизвестным способом, интенсифицировать таинственный процесс. Возможно, разреженный воздух высокогорья, предпочитаемый индейцами для поста, также способствует сновидениям.
Новые экспериментальные исследования четко установили, что когда человек занят скромными обыденными делами, он или она имеет больше снов (возрастает сумма REM - rapid eyes movement - период быстрых движений глаз во время сна), чем тогда, когда человек занят общественной деятельностью.
Субъекты, которые учились, читали, писали и так далее весь день в одиночестве, показывали удлиненные REM-циклы ночью
(на шестьдесят процентов). Было установлено, что относительная изоляция увеличивает количество снов, а полная изоляция может вызвать галлюцинации у здорового человека.
Осознание сновидений, без сомнения, возрастает, когда нет социальных отвлечений. Мой собственный опыт сновидений хранит много пиков сновидений, когда жизнь относительно спокойна. Возможно, способность видеть сны увеличивается в изоляции как компенсация за тихую жизнь. Или, возможно, физическая пассивность отвечает за рост числа сновидений.
Возможно также, что это результат нового познания в изоляции. Когда человек относительно изолирован, он более направлен на самоанализ. Чтение, писание и размышление так же ведут к познанию. Исследователи часто наблюдают возросшие
REM при новом познании. Невзирая на объяснение, если вы желаете обрести контакт с вашей жизнью-сновидением, самое время начать такой контакт в спокойные праздники, когда жизнь нетороплива, а вы не подвергаетесь давлению окружающих вас людей. Вы будете видеть все больше снов и все яснее осознавать их. Мы можем заимствовать у индейцев еще один принцип - принцип внедрения элементов из сновидений в дневную жизнь. Мы уже комментировали раньше ценность придания формы и субстанции вашим имагинативным
(предъявляемым) символам, полученным в сновидениях. Индейцы осуществили этот принцип тщательным образом. Многие элементы индейской культуры происходят прямо из сновидений. Некоторые песни, как известно, обретены вождями в их сновидениях-поисках. Перед их смертью эти песни стали общественным достоянием. Многие индейские племена совместно владеют песнями-сновидениями с самого начала. Многие индейские танцы происходят из сновидений. Считают, что все виды культурных артефактов - барабаны, трубы, головные уборы
- происходят из снов. Многие образцы глиняной посуды,
живописи, попон, одежды, возможно, тоже. В конце концов, использование символов обогатит ваше окружение.
Использование персональных символов сновидений может добавить красоты и интереса нашей культуре в целом, но это может также составлять интегрирующий элемент персонально для вас, для того, кто видит сны. Символы сновидений, которые я привела в обычную жизнь - стихи, живопись или абстрактные знаки - вызывали у меня чувство удовлетворения. Немного подробнее об этом я скажу в девятой главе. Придайте вашим символам сновидений формы обыденной жизни. Слепите из пластилина или из глины странную фигуру, которую вы видели во сне прошлой ночью, вышейте странный знак на вашей одежде, перенесите образ сновидения на ковер, играйте музыку, услышанную во сне, пишите стихи, услышанные во сне, используйте идеи ваших творческих сновидений. Некоторые приемы индейцев Айовы отнюдь необязательны для индуцирования задуманных, тщательно разработанных сновидений. Другие приемы существенны для того, чтобы вызвать сновидения - вера в возможность сновидения, награда за сновидение, внешнее побуждение к сновидению, внутренняя к нему готовность, интенсивная концентрация на задуманном сюжете, мышление о сновидении, обращение к образам сновидений, использование символов (и, по-возможности, интенсификация сновидений голоданием и изоляцией). Мы в состоянии следовать этим условиям. Отведя сновидению важную роль в нашей жизни, мы можем достичь большего, чем нам это представляется.
Обращение к сновидению особым образом может действительно помочь создать независимость видящему сны.
Рой д'Андраде, американский антрополог, пытался понять, почему некоторые общества широко используют сновидения, а некоторые нет. Используя образцы шестидесяти трех обществ
(включая несколько племен американских индейцев), выбранных из огромной коллекции имеющихся антропологических данных
(находящихся в Картотеке человеческих взаимосвязей) д'Андраде искал наличие или отсутствие обычая использовать сновидения в этих обществах. Он обнаружил, что обычно присутствуют следующие черты:
1. Сверхъестественные образы возникают в сновидениях и приносят с собой важные ритуалы, помощь, информацию и силу.
2. Служители культа (жрецы, шаманы) надеются на использование своих снов при исполнении своей роли
(например, исцеление или предсказание).
3. Культовые образцы сновидений запрашиваются перед тем, как принимается какая-либо роль (например, четыре сновидения "Медвежьей стопы" были необходимы, прежде чем он стал колдуном).
4. Сновидения вызываются особыми приемами (как, например, голодание, наркотические средства, пребывание в одиночестве).
Д'Андраде считает, что попытка поиска и контроля над сверхъестественными силами посредством сновидений происходит из глубокой обеспокоенности. Он предполагает, что общества, в которых сыновья живут отдельно от родителей после женитьбы, характеризуются высоким уровнем беспокойства, а потому демонстрируют большее использование сновидений, чем те, в которых сыновья живут вместе с родителями. Далее
Д'Андраде резюмирует, что изоляция сыновей от родителей и независимая жизнь после женитьбы вызывает состояние обеспокоенности. Он предполагает также, что в обществе, в котором пища добывается индивидуально (рыболовство или охота), есть большая склонность к беспокойству, чем в
обществе, в котором пища добывается коллективно, например, аграрном или скотоводческом. Родители в обществе, которое живет фермерством и выращиванием животных, приучают своих детей к послушанию и зависимости. Д'Андраде резонно замечает, что желание стать независимым также вызывает беспокойство. Здесь очевидна параллель с нашим обществом, которую мы коротко обсудим.
Д'Андраде находит поддержку большинству своих гипотез.
Общества, в которых сыновья покидают своих родителей, показывают большее использование сновидений, чем общества, в которых сыновья остаются жить с родителями. Фактически, чем дальше сын отходит от родителей, тем больше вероятность использования сновидений для контроля над сверхъестественными силами в этом обществе. Эта взаимосвязь отнюдь не безусловна для дочерей, возможно, потому, что мужчины доминируют в этих обществах. Гипотеза, касающаяся охотничьих и рыболовных обществ, получила более сильное подтверждение: 80% охотничьих и рыболовных обществ используют сновидения для того, чтобы контролировать сверхъестественные силы, в то время как только 20% агрокультурных и животноводческих обществ можно отнести к этому разряду. Таким образом, чем больше общество требует независимости, тем больше вероятность, что оно широко использует свои сновидения для того, чтобы контактировать со сверхъестественными силами. Эта взаимосвязь, прослеживаемая на примере одного общества, подтверждается и при сравнении нескольких групп обществ.
Д'Андраде интерпретирует свои статистические выкладки так: использование сновидений для того, чтобы найти и контролировать сверхъестественные силы провоцировано обеспокоенностью, сопровождающейся одиночеством и необходимостью надеяться только на собственные силы. Я думаю, мы пойдем дальше. Я думаю, что широкое использование сновидений - это попытка человека справиться со своими проблемами. Я подозреваю, что обращение к сновидениям вызывает и усиливает надежду на собственные силы. Возможно, изначально обращение ко снам исходит из обеспокоенности, но я думаю, что прежде всего они используются как активная попытка разрешить проблемы, стоящие перед человеком. Наше общество является примером такого, где сыновья почти все живут отдельно от родителей. Наше общество также требует утверждения и независимости для успеха. Наша культура отнюдь не кооперативна и уступчива. Согласно гипотезе Д'Андраде, наше общество должно было бы широко использовать сновидения для поиска и контроля сверхъестественных сил. Очевидно, что это не так. Так же очевидно и то, что существует огромная разница между нашим комплексным, испытывающем давление времени обществом и первобытными обществами, исследованными
Д'Андраде. Хотя, возможно, мы пропускаем существенный элемент, который помог бы нам справиться с беспокойством, обуревающим наше общество. Возможно, мы можем избавиться от наших проблем не путем контроля и поиска сверхъестественных сил, но поиска сил внутри нас, через посредство наших сновидений. Вы реально можете развить свою независимость подобающим использованием ваших сновидений.
Мы, как общество, можем преуспеть, развивая широкое использование наших сновидений, организуя нашу внутреннюю силу для работы на нас. Мы можем перефразировать слова
Д'Андраде:
1. Дружественные образы возникают во сне и дают необходимую информацию и помощь.
2. Специалисты (учителя, врачи терапевты и т.д.) могут надеяться на использование собственных сновидений в
представлении своих ролей (художник видит во сне живопись, поэту снятся стихи).
3. Сны можно индуцировать более подготовленно, зная специальные приемы вызывания сновидений.
Если каждый из нас в отдельности будет развивать свои способности с помощью сновидений, мы сможем достичь успеха и улучшить наше общество, так же как и самих себя.
Доказательство моего предположения относительно развития способностей надлежащим использованием сновидений возникло в родильном доме. Два американских исследователя, Каролина
Вингет и Фредерик Капп недавно изучили взаимосвязь сновидений с рождением ребенка. Они тестировали семьдесят женщин перед тем, как те должны были дать жизнь своему первому ребенку и анализировали выдержки из их снов (образы, если они возникали). У некоторых женщин роды продолжались менее десяти часов (у тридцати одной женщины), у некоторых от десяти до двадцати часов (также у тридцати одной женщины), а у восьми женщин роды продолжались более двадцати часов. Обычно первые роды длятся около восемнадцати часов от начала регулярного маточного сокращения и до появления ребенка на свет. Средняя продолжительность родов в этой группе немного меньше (13,36 часов). Вингет и Капп обратили внимание на то, что существует прямая взаимосвязь между тем, что видела во сне во время беременности каждая женщина и продолжительностью ее родов. Женщины, которые родили в более короткое, чем среднее, время более чем в 80% случаев испытывали во сне беспокойство. Женщины, рожавшие дольше, чем обычно, более двадцати часов, испытывали беспокойство лишь в 25% своих сновидений. Чем больше тревожных снов было у женщины, тем легче ей дались ее первые роды.
Женщина, отяжеленная своим ребенком, кожа и живот которой напряжены в высшей степени, лежащая на боку, расположив свой увесистый живот весьма неудобно, и видящая во сне всю тяжесть предстоящего ей испытания - на самом деле прекрасно подготавливает себя к нему. Вингет и Капп считают, что функцией сновидения является снятие стресса наяву и попытка обрести необходимые навыки во сне. Они считают, что женщины, которых они изучали, пытались справиться с ожидаемым кризисом деторождения. Те женщины, которые смело встретили стрессовую ситуацию, и не подготовились к ней в своих сновидениях (отрицанием и сдерживанием, если использовать психоаналитические термины), проделали удвоенную работу.
Вингет и Капп заметили, что рассказы этих женщин о своих снах были гораздо короче, чем рассказы женщин, перенесших более легкие роды. Они предположили, что женщины, рожавшие тяжело, были настолько полны страха, что не могли допустить даже символическое выражение во сне деторождения. Напряжение привело к повышению уровня различных химических веществ и гормонов в крови, к затянутым родам. Беременные женщины, которые рассказывали о длительных снах и беспокойных темах деторождения, были "психологически иммунизированы" в своих сновидениях. Справившись с кризисом во сне, они гораздо легче могли справиться с ним наяву. Мы будем еще наблюдать этот "переносящий" эффект много раз. Сон может быть существенным опытом познания.
Мой собственный опыт подтверждает это открытие. Во время беременности я часто видела во сне предстоящее переживание.
Я тогда тренировалась и училась натуральному деторождению, так что мои интенсивные сознательные занятия были естественно отражены в моих сновидениях. После этого мои роды в целом длились лишь шесть часов - замечательно быстрое и удобное, свободное от анестезии рождение первого ребенка.
Со временем я применила свой изумительный опыт в дыхательных
и физических упражнениях в тренировочных классах деторождения. Ретроспективно я понимала, что моя подготовка в сновидении была основным помощником для столь легких родов.
Мои сновидения во время беременности часто были связаны с планированием кормления. Например, во сне я нахожу дюжину маленьких голодных котят и с отчаянием думаю, как я смогу прокормить их. Позже я кормила мою маленькую дочь более года. Кормление особенно зависит от эмоционального состояния женщины. Психическое состояние женщины прямо отражается на количестве молока, закрывая и "разрешая" ток ее молока. Я думаю, что тревожные сны о кормлении могут также подготовить женщину к тому, чтобы она успешно справилась с жизненной ситуацией.
Женщины Айовы также справляются с делом деторождения в своих сновидениях. Как только мужчина убеждался, что выделения ее супруги содержат опасное таинственное загрязнение, акушерство почти полностью переходило в руки самой женщины. Лекарь появлялся ненадолго лишь в тех случаях, когда роды были очень тяжелыми, чтобы быстро дать предписание и удалиться до того, как он отравится. Женщины в этом обществе низводились в более низкий ранг, чем мужчины.
Менструирующая женщина могла навредить любому молодому живому существу. Злая власть их первой крови обрекала их на обязательное заточение в изоляции в лесной сторожке. Здесь ее оставляли еле-еле одетой, глаза ее пятнались сажей, она должна была смотреть только в землю, не смотреть ни на какое живое существо и посыпать свой путь листьями, чтобы предупредить каждого о своем злом присутствии. Ей стягивали тело чесалкой, чтобы она ни в коем случае не дотрагивалась до себя и не отравилась. Даже если ее похищали смелые юнцы, ее первой обязанностью было оградить их от своего смертельного яда. Вообразите себе парирование изнасилования с закрытыми глазами! Преследуемая ужасом, внушаемым самой собой, она, подобно "Медвежьей стопе" и его соплеменникам, могла иметь видения. Немного странно, что они были у малого числа женщин, а те, у кого они появлялись, имели мало шансов использовать их силу.
Автор сравнительных исследований проблем индейцев, сам индеец сообщил мне, что антропологи не понимают роли женщины в индейском обществе. Он рассказал, что роль женщины в большей степени определена, чем роль мужчины, что она имеет свои церемонии, возможности и творческие выходы.
В любом случае, индейская женщина могла претендовать на престижную роль повивальной бабки в обществе Айова.
Потенциальной повивальной бабке должно было быть за тридцать пять лет, она должна иметь спокойный темперамент и несколько легких родов в своей жизни. Она посещала других рожениц и учила их варить необходимые снадобья и делать массаж.
Некоторым из этих навыков она научилась свободно, за другие ей приходилось платить, даже если училась она у своей собственной матери. Умелая повивальная бабка могла разбогатеть благодаря подаркам своих богатых пациентов.
Одним из главных требований при выдвижении на роль повивальной бабки было, возможно, ее подходящее сновидение.
Благоприятное сновидение могло наделить женщину силами, облегчающими деторождение. Обязательным культовым образом было видение животного, успешно разрешающегося от бремени.
Это могла быть любая самка, кобыла или корова. Хотя женщина
Айовы считала, что лучше всего увидеть самку собаки. Одна популярная повивальная бабка рассказывала, что она видела во сне волчицу, которая была похоже на человека, но кричала по-волчьи. Во сне волчица предсказала ей, что у нее будет пятеро детей (так оно и было). Волчица лизнула руку женщины
и пообещала ей свою поддержку.
У тех из вас, кто беременен, может возникнуть желание индуцировать сны деторождением и кормлением. Все вы можете развить в себе способность справляться с вашими жизненными ситуациями, вызывая их в сновидениях. Эти сны совсем необязательно должны сопровождаться беспокойством.
Беспокойные сны могут, конечно, возникать из естественной озабоченности проблемами обыденной жизни. Озабоченность распространяется на состояние сна, в котором человек может "практиковаться" в решении своих проблем. Мы видели, как необходимость обрести независимость и уверенность в себе могут вызвать широкое использование сновидений в примитивном обществе. По мере того, как человек практикует решение своих проблем в сновидениях, он становится способен предстать более независимым в жизни-бодрствовании. Мы видели, как женщины, справляющиеся с деторождением в своих снах-тренировках, могли более легко дать жизнь свои детям, чем те, которые этого не испытали. Вы можете совершенствовать свою самостоятельность, разрешая свои проблемы во сне. Вы можете подготовиться к жизненным кризисам, преодолев их в сновидениях. Успешное разрешение проблемы во сне переносится в обычную жизнь. Мы расскажем немного об этом в скором будущем.
Некоторые принципы, выявленные нами у американских индейцев, также были отмечены у древних и у людей прошлого.
Мы заметили те элементы, которых лучше было бы избегать.
Другие же элементы полезны и эффективны. Внедряя символы сновидений в нашу обычную жизнь, мы обогащаем наше окружение и способствуем самоинтеграции. Использую наши сновидения как полигон для решения жизненных проблем, мы можем развить нашу самостоятельность и способность бороться. Мы можем поощрить развитие наших способностей, существующих реально, с помощью сна. Последовательное использование индивидуальных сновидений может способствовать регулировке общества в целом. В следующей главе мы увидим, как может общество стать хорошо регулируемым посредством использования сновидений.
Принципы, которым мы можем научиться у американских индейцев, обобщены ниже:

1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

перейти в каталог файлов


связь с админом