Главная страница

Целлер Эдуард - Очерк истории греческой философ... Содержание эдуард целлер. Очерк истории греческой философии, 1996


Скачать 0,52 Mb.
НазваниеСодержание эдуард целлер. Очерк истории греческой философии, 1996
АнкорЦеллер Эдуард - Очерк истории греческой философ.
Дата20.11.2017
Размер0,52 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаЦеллер Эдуард - Очерк истории греческой философ...docx
ТипРеферат
#48428
страница1 из 76
Каталогid74313385

С этим файлом связано 103 файл(ов). Среди них: Istoria_Alexandra_Makedonskogo.pdf, fischer_sibirskaja_istoriya_1774.pdf, Per-Lashez_Kladbischenskie_istorii.pdf, Alexandr_Men_-_Istoria_religii_Tom_5.pdf, Gerodian_-_Istoria_imperatorskoy_vlasti_posle_M.pdf, Pavlova_O_I_Amon_Fivanskiy_Rannyaya_istoria_kul.pdf, История Black Sabbath Джоэл Магуайер.doc и ещё 93 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   76

СОДЕРЖАНИЕ:

ЭДУАРД ЦЕЛЛЕР. ОЧЕРК ИСТОРИИ ГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ, 1996

В книге известного немецкого ученого и философа Э. Целлера, основателя европейской истории философии как науки, рассматривается история античной философии от эпохи тео- и космологических поэм до заката неоплатонизма в VI в. н.э. «Очерк...» более 20 раз издавался в Германии, переведен на все европейские языки, трижды издавался в дореволюционной России. Текст настоящего издания предваряет статья о жизни и творчестве Целлера, книга дополнена обширными комментариями, в которых излагается современная точка зрения на ряд тезисов, выдвинутых Э. Целлером. Для самого широкого круга читателей.

А. Методология и литература

§ 1. История философии

§ 2. Греческая философия

§ 3. Источники. История философии у древних

§ 4. Новые пособия

В. Историческое введение

§5. Возникновение греческой философии: мнимое восточное ее происхождение

§ 6. Исконные источники греческой философии*

§7. Развитие греческой мысли до шестого века

§8. Характер и ход развития греческой философии

ПЕРВЫЙ ПЕРИОД ДОСОКРАТОВСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

§9. Ход ее развития

I. ТРИ ДРЕВНЕЙШИЕ ШКОЛЫ

А. Древние ионийцы

§ 11. Анаксимандр

§ 12. Анаксимен

§ 13. Позднейшие приверженцы древ неионийской школы. Диоген

В. Пифагорейцы

§14. Пифагор и его школа

§ 15. Пифагорейская система. Число и его элементы

§ 16. Пифагорейская физика

§ 17. Религиозные и этические учения пифагорейцев

§ 18. Пифагореизм в связи с другими учениями

С. Элеаты

§ 19. Ксенофан

§ 20. Парменид

§ 21. Зенон и Мелисс

II. ФИЗИКИ ПЯТОГО ВЕКА

§ 22. Гераклит

§ 23. Эмпедокл

§24. Школа атомистов

§ 25. Анаксагор

III. СОФИСТЫ48

§ 26. Возникновение и своеобразие софистики

§ 27. Наиболее известные софисты

§28. Скепсис и эристика софистов

§29. Софистическая этика и риторика

ВТОРОЙ ПЕРИОД СОКРАТ, ПЛАТОН И АРИСТОТЕЛЬ

§ 30. Вступление

I. Сократ 1

§ 31. Жизнь и личность Сократа

§32. Философия Сократа: ее источники, принцип, метод

§ 33. Содержание учения Сократа

§ 34. Смерть Сократа

II. Менее значительные сократические школы

§ 35. Школы Сократа; Ксенофонт, Эсхин

§37. Киническая школа

§38. Киренаикская школа

III. Платон и древняя Академия

§39. Жизнь Платона72

§40. Сочинения Платона73

§ 41. Характер, метод и части платоновской системы

§ 42. Пропедевтическое обоснование платоновской философии

§ 43. Диалектика или учение об идеях

§ 44. Физика Платона. Материя и мировая душа

§45. Мироздание и его части

§ 46. Антропология Платона

§ 47. Этика Платона

§48. Учение Платона о государстве

§ 49. Взгляды Платона на религию и искусство

§50. Позднейшая форма платоновского учения. «Закон ы»

§ 51. Древняя Академия99

IV. Аристотель и перипатетическая школа

§52. Жизнь Аристотеля102

§ 53. Сочинения Аристотеля1

§ 54. Философия Аристотеля. Общее введение117

§55. Логика Аристотеля118

§ 56. Метафизика Аристотеля

§ 57. Физика Аристотеля. Ее общая точка зрения и основные понятия

§ 58. Мироздание и его части

§ 59. Живые существа

§ 60. Человек

§ 61. Этика Аристотеля

§ 62. Политика Аристотеля135

§63. Риторика и учение об искусстве. Отношение Аристотеля к религии

§ 64. Перипатетическая школа

ТРЕТИЙ ПЕРИОД ПОСЛЕАРИСТОТЕЛЕВСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

§ 65. Введение

ПЕРВЫЙ ОТДЕЛ СТОИЦИЗМ, ЭПИКУРЕИЗМ, СКЕПСИС

I. Стоическая философия

§66. Стоическая школа в 3-м и 2-м веке

§67. Характер и части стоической системы

§ 68. Стоическая логика

§ 69. Стоическая физика: последние причины и мироздание

§70. Природа и человек

§71. Стоическая этика: ее общие основы150

§ 72. Прикладная мораль. Отношение стоицизма к религии

II. Эпикурейская философия

§73. Эпикур и его школа

§ 74. Система эпикуреизма. Общие замечания. Каноника'

§ 75. Физика Эпикура. Боги'

§ 76. Этика Эпикура156

III. Скепсис'

§ 77. Пиррон и его ученики

§78. Новая Академия

ВТОРОЙ ОТДЕЛ ЭКЛЕКТИЗМ, ВОЗОБНОВЛЕННЫЙ СКЕПТИЦИЗМ, ПРЕДШЕСТВЕННИКИ

НЕОПЛАТОНИЗМА

I. Эклектизм

§79. Причины его возникновения и его характер

§ 80. Стоики: Боэт, Панэтий, Посидоний158

§ 81. Академики последнего века до P. X.

§ 82. Перипатетическая школа

§ 84. Первые века после P. X. Стоическая школа

§ 85. Младшие киники

§ 86. Перипатетическая школа после P. X.

§ 87. Платоники первых веков после P. X.

II. Младшие скептики

§ 89. Энесидем и его школа 167

III. Предшественники неоплатонизма

§ 90. Введение

§ 92. Пифагорействующие платоники

2. ИУДЕЙСКО-ГРЕЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

§ 93. Иудейско-греческая философия до Филона

§ 94. Филон из Александрии'

ТРЕТИЙ ОТДЕЛ НЕОПЛАТОНИЗМ

§ 95. Возникновение, характер и развитие неоплатонизма

§ 96. Система Плотина. Сверхчувственный мир

§ 97. Учение Плотина о мире явлений

Учение Плотина о возвышении в сверхчувственный мир

§ 99. Школа Плотина. Порфирий

§100. Ямвлих и его школа

§ 101. Афинская школа; исход неоплатонической философии

УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН

ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ

ПРИМЕЧАНИЯ

КОММЕНТАРИИ

§ 1. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ.

Задача философии — исследовать последние основания познания и бытия и постигнуть все реальное в его связи с этими основаниями. Попытки разрешения этой задачи образуют предмет, на который направлена история философии. Но они образуют предмет истории философии, лишь, поскольку они соединяются в более крупные комплексы, в связные ряды развития. История философии должна показать, какие внешние причины привели человеческий дух к философским исследованиям, в какой форме люди впервые осознали задачи этих исследований и как принялись за их разрешение, как мышление с течением времени овладевало все более широкими областями, прибегало к все более новым постановкам вопросов и ответам на них, и как из многообразного повторения этого процесса проистекли все философские теории и системы, которые известны нам с большей или меньшей полнотой. Словом, она должна изобразить развитие философского мышления, начиная с его первых зачатков, в его исторической связи, со всей полнотой, которую допускает состояние наших источников. Так как при этом дело идет о познании исторических фактов, и так как факты, которых мы сами не наблюдали, могут быть нам известны только из памятников прошлого, то история философии, подобно всякой другой истории, должна начинать с собирания прямых и косвенных источников, с проверки их происхождения и их достоверности, с установления фактов на основании источников. Но даже эта задача не может быть всецело разрешена, если не принять во внимание всю историческую связь, через которую только и может быть точнее определено и сполна удостоверено все единичное; и тем более понимание сложного исторического процесса возможно, лишь если мы будем не просто собирать отдельные факты в их отношениях одновременности и последовательности, но вместе с тем постигать и их причинную связь, — если мы будем объяснять каждое явление из его причин и условий и вскрывать его влияния на одновременные с ним и следующие за ним явления. Гипотезы и системы, с которыми имеет дело история философии, суть непосредственно создания отдельных лично- сгей, и, в качестве таковых, они должны быть объяснены отчасти из опыта, который явился поводом к их построению, отчасти из образа мыслей и характера их авторов, из убеждений, интересов и стремлений, под влиянием которых они были установлены.

Но если бы даже наши источники давали нам возможность осуществить это биографическое и психологическое объяснение гораздо полнее, чем мы фактически можем это сделать, этого все же было бы недостаточно; ибо они открывали бы нам только ближайшие причины исторических явлений, оставляя, напротив, без внимания их более отдаленные причины и более широкую взаимозависимость.

Воззрения отдельных лиц — хотя и не у всех в одинаковой мере — все же зависят всегда от представлений, стремлений и чувств тех кругов, в которых питается их дух и под влиянием которых он развивается; и точно так же историческое влияние этих воззрений обусловлено тем, что они соответствуют потребностям своего времени и встречают признание своей эпохи. С другой стороны, эти воззрения не ограничиваются только их авторами; они распространяются и сохраняются в школах и посредством письма, из них образуется научная традиция; позднейшие мыслители учатся у более ранних, находят в их изучении повод к дополнению, дальнейшему развитию и исправлению их выводов, к постановке новых вопросов, к отысканию новых ответов и методов. Таким образом, философские системы, как бы своеобразны и самостоятельны они ни были, представляются все же всегда звеньями более широкого исторического течения; их можно сполна постигнуть лишь в связи с ним; их историческое влияние обусловливается — затрудняется или поощряется — этой связью и направляется ею по тому или иному пути; и чем далее мы прослеживаем это отношение, тем более все единичное сливается в общий комплекс исторического развития, и возникает задача не только постигнуть это целое из отдельных, обусловливающих его моментов, но точно так же объяснить эти моменты из их взаимной связи, т. е. вывести единичное из целого. Это, конечно, не может быть осуществлено посредством априорного построения исторических процессов из понятия той жизненной области, историю которой мы исследуем, или из идеи той цели, которая должна быть осуществлена этой историей. Напротив, чисто историческим путем, опираясь на источники, необходимо исследовать условия, под влиянием которых совершался исторический процесс, причины, по которым он возник. И сцепление единичных фактов, которое получилось в его итоге. — Эти причины и условия, поскольку дело ( идет об истории философии, могут быть сведены к трем основным классам: к общему культурному состоянию каждой эпохи и каждого V народа, к влиянию прежних систем на позднейшие и к индивидуальному своеобразию отдельных философов).

Если ограничиться при объяснении философских теорий только последним классом условий, то получается тот биографический и психологический прагматизм, о котором мы говорили выше. Если исходить из соображения, что философия не есть изолированная область. А образует лишь одно из звеньев в общей жизни народов и человечества, - что в своем происхождении, дальнейшем развитии и общем характере она обусловлена религиозным и политическим состоянием, уровнем общей духовной культуры, развитием остальных наук, — то мы придем к попытке постигнуть ее из этих ее общих культурно-исторических условий. Если придавать решающее значение непрерывности научной традиции, внутренней связи и историческому взаимодействию философских школ и систем, то история философии представится замкнутым в себе процессом, с внутренней закономерностью движущимся вперед от определенной исходной точки; и наше понимание этого процесса будет зависеть от того, насколько полно нам удастся открыть в каждом позднейшем явлении логическое следствие предшествовавшего, и, следовательно, в целом — как это пытался сделать Гегель— открыть развитие, совершающееся с диалектической необходимостью. Но если этот момент и приобретает тем большее значение, чем более самостоятельной философия становится в своей области, то все же направление и характер философского мышления всегда обусловлены также остальными факторами. Только эти факторы в отношении своего влияния и значения не всегда распределены одинаково; напротив, временами сказывается с большей силой то творческое вмешательство выдающихся личностей, то зависимость позднейших систем от предшествовавших, то развитие общих культурных условий. Историк должен исследовать, какую роль в созидании исторических результатов следует приписать каждому из этих элементов в каждом данном случае, и на основе такого исследования он должен нарисовать картину исторического процесса и взаимозависимости явлений, из которых последний образуется.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   76

перейти в каталог файлов
связь с админом