Главная страница
qrcode

Аллан Кардек Книга медиумов.. Содержит особые наставления, данные духами, по поводу теории всех родов спиритических явлений


НазваниеСодержит особые наставления, данные духами, по поводу теории всех родов спиритических явлений
АнкорАллан Кардек Книга медиумов..pdf
Дата12.12.2017
Размер1,53 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаAllan_Kardek_Kniga_mediumov.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипАнализ
#51221
страница2 из 27
Каталогid22398330

С этим файлом связано 37 файл(ов). Среди них: Allan_Kardek_Kniga_dukhov.pdf и ещё 27 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27
П Р Е Д В А Р И Т Е Л Ь Н Ы Е

С В Е Д Е Н И Я
Глава Первая

ЕСТЬ ЛИ ДУХИ?
§1. Сомнение относительно существования духов происходит от незнания их истинной натуры.
Вообще их представляют существами особыми в творении, необходимость которых не доказана.
Многие знают о них только из фантастических сказок, которыми их убаюкивали в детстве, почти так же, как некоторые знают историю из романов.
Не стараясь узнать, не имеют ли сказки эти, если откинуть от них все смешные прибавления, в основании своём истины, люди поражаются только нелепою стороною их, не давая себе труда очистить горькую кожуру, чтобы открыть под нею зерно. Они отбрасывают всё, как делают в отношении религии те, которые, будучи оскорблены некоторыми злоупотреблениями,
смешивают всё в общем порицании.
Но какую бы ни составляли себе идею о духах, верование это основано на существовании разумного начала вне материи, она несовместима с совершенным отрицанием этого начала. Итак,
мы начнём с существования, переживания индивидуальности души, чему спиритуализм служит теоретическим и догматическим доказательством, а спиритизм - доказательством очевидным.
Откинем на время проявления духов и, рассуждая последовательно, посмотрим, к каким результатам приведут нас эти рассуждения.
§2. Как скоро допускают существование души и её индивидуальность после смерти, то необходимо допустить также: 1) что натура её отлична от натуры тела, потому что, раз освободившись от него, она не имеет более его свойств; 2) что она пользуется самосознанием,
потому что ей приписывают радость или мучение, иначе она была бы существом бездейственным и тогда для нас было бы всё равно, что и не иметь её. Допустим это и то, что душа после смерти тела должна отправляться куда-нибудь. Что же с нею делается и куда она улетает?
По общепринятому верованию, она идёт на небо или в ад.
Но где же небо и где ад? Прежде говорили, что небо наверху, а ад внизу; но что такое верх и низ во Вселенной с тех пор, как знают шарообразную форму Земли, как знают, что небесные тела движутся, вследствие чего то, что в известную минуту составляло верх, по прошествии двенадцати часов будет низ, и как, наконец, знают о бесконечности пространства, в неизмеримых расстояниях которого тонет взгляд? Правда, что под словом "низ" разумеют также недра Земли. Но чем сделались они с того времени, как геология исследовала их?
Что сделалось также с этими концентрическими сферами, называемыми "небом огня", "небом звёзд", с тех пор как узнали, что Земля не составляет центра миров; что само Солнце наше есть одно из миллионов солнц, которые сияют в пространстве и из которых каждое составляет центр планетных вращений?
В чём заключается теперь важность Земли, теряющейся в этой несметности? По какой несправедливой привилегии эта незаметная песчинка, не отличающаяся ни объёмом, ни положением, ни особенною ролью, будет одна населена существами разумными?

Рассудок отказывается допустить бесполезность бесконечности, и всё говорит нам, что миры эти населены. Если они населены, то они также служат жилищами для душ; но ещё раз, что делается с этими душами, когда в настоящее время астрономия и геология разрушили назначенные для них жилища, и особенно с тех пор, как теория, столь правильная, о многочисленности миров размножила их до бесконечности?
Так как учение о назначении определённого места для душ не может согласоваться с данными науки, то поэтому другое учение, более логичное, назначило им жилищем не место, ограниченное пределами, а всё пространство Вселенной: это целый невидимый мир, среди которого мы живём,
который нас окружает, с которым мы находимся в беспрестанном соприкосновении.
Есть ли в этом что-нибудь невозможное, что-нибудь противное здравому рассудку? Нисколько,
напротив, всё нам говорит, что иначе и быть не может. Но в таком случае, что же сделается с будущими наказаниями и наградами, если вы отнимете у них назначенные им места? Заметьте,
что неверие относительно наказаний и наград происходит вообще от того, что их представляют при недопускаемых условиях. Но скажите, напротив, что души черпают свои счастье и несчастье в самих себе, что участь их подчинена их нравственному состоянию, что собрание душ симпатичных и добрых есть источник блаженства, что по мере их чистоты оне проникают и провидят то, что недоступно для душ, менее очищенных, - и тогда все поймут это и признают без труда; скажите ещё, что души не иначе достигают высшей степени, как только усиленным старанием улучшить себя и после целого ряда испытаний, которые служат к их очищению; что ангелы суть души,
достигшие последней степени, которой могут с доброю волею достигнуть все; что ангелы суть посланники Божии, которым поручено наблюдать за исполнением Его воли во всей Вселенной;
что они счастливы этими славными миссиями, - и вы придадите их блаженству цель более полезную и более привлекательную, чем беспрестанное созерцание, которое было бы не что иное, как вечная бесполезность.
Скажите, наконец, что демоны суть не что иное, как души злых, ещё не очистившихся, но которые могут со временем достигнуть совершенства, как и другие, - и это покажется более согласным со справедливостью и благостию Бога, чем учение, проповедующее, что они созданы для зла и навсегда преданы злу. Повторяю снова: вот что рассудок самый строгий, логика самая взыскательная, здравый смысл, наконец, могут допустить.
Эти-то души, населяющие пространство, и суть именно так называемые духи.
Итак, духи суть не что иное, как души людей, освободившиеся от своей телесной оболочки. Если бы духи были существа особенные, то существование их было бы более проблематическое; но если допустить, что есть души, то необходимо допустить, что есть и духи, которые суть не что иное, как души. Если допустить, что души находятся везде, то необходимо допустить, что и духи находятся везде. Нельзя отвергать существование духов, не отвергнув существование душ.1
§З. Правда, что это тоже теория, только более разумная, нежели другая, но и то уже много, что теории этой не противоречат ни рассудок, ни наука. Если же она, кроме того, подкрепляется ещё
фактами, то, значит, её подтверждают рассуждения и опыт. Эти факты мы находим в спиритических явлениях, которые служат явным доказательством существования и выживания души. Но у многих людей на этом и останавливается их верование. Они допускают существование душ и, следовательно, существование духов, но отвергают возможность сообщаться с ними потому, говорят они, что существа нематерьяльные не могут действовать на материю. Это сомнение основано на незнании натуры духов, о которой вообще составляют себе самую ложную
идею, потому что их представляют существами отвлечёнными и неопределёнными, что совершенно несправедливо.
Представим себе духа в его соединении с телом. Дух есть существо главное, потому что он есть существо мыслящее и переживающее. Следовательно, тело есть не что иное, как временная принадлежность духа, оболочка, которую он сбрасывает с себя, когда она изнашивается.
Кроме этой матерьяльной оболочки, дух имеет ещё другую; полуматерьяльную, соединяющую его с первой. По смерти дух освобождается от первой, но не от второй, которую мы называем периспритом.2 Эта полуматерьяльная оболочка, имеющая человеческую форму, составляет для духа эфирное, воздушное тело, которое хотя и невидимо для нас в своём нормальном состоянии,
но не менее того обладает некоторыми свойствами материи. Итак, дух не есть некая отвлечённость, а существо определённое и ограниченное очертаниями, которому недостаёт только быть видимым и осязаемым, чтобы походить на человека.
Почему же не действовать ему на материю? Не потому ли, что его тело эфирно? Но не в числе ли токов самых утончённых, тех даже, которые считаются невесомыми, как, например,
электричество, человек нашёл самых могучих деятелей? Разве невесомый свет не производит химического действия на материю весомую? Мы не знаем внутренних свойств перисприта, но предположим, что он составлен из материи электрической, световой или какой-нибудь другой,

столь же тонкой, почему же он не может иметь тех же свойств, будучи направляем волею?
§4. Так как существование души и существование Бога, из коих одно есть следствие другого,
составляют основание всего здания, то прежде, чем начать спиритическое прение, необходимо удостовериться, признаёт ли возражающий основание это. Если на вопросы: "Верите ли вы в
Бога?", "Верите ли, что имеете душу?", "Верите ли, что душа живёт после смерти тела?" он будет отвечать отрицательно, или даже скажет: "Я не знаю; желаю, чтобы оно было так, но не уверен",
что весьма часто значит то же, что учтивое отрицание, облечённое в форму менее резкую, дабы избежать столкновения с так называемыми "почтенными предрассудками", то было бы столь же бесполезно итти далее, как доказывать свойства света слепому, не допускающему существования света, потому что спиритические проявления суть не что иное, как действие свойств души. С таким неверующим должно следовать совершенно другому порядку идей, если не желают терять времени.
Если же основание допущено не в виде вероятия, но как вещь доказанная, неопровержимая,
тогда существование духов вытекает из него очень естественно.
§5. Остаётся теперь вопрос, может ли дух сообщаться с человеком, то есть может ли он меняться с ним мыслями. Почему же нет? Что такое человек, как не дух, заключённый в теле? Почему же свободный дух не может сообщаться с пленённым духом, как свободный человек с человеком,
закованным в цепи? Как скоро вы допустили выживание души, то последовательно ли будет не допустить выживание душевных расположений? Так как души находятся везде, то не естественно ли думать, что душа того человека, который нас любил при жизни, посещает нас, что она желает сообщаться с нами и что она употребляет для этого средства, которые имеет в своём распоряжении?
Во время жизни своей не действовала ли она на своё тело? Не она ли управляла движениями его? Почему же после смерти своей, с согласия другого духа, связанного с телом, она не может
позаимствовать это живое тело, чтобы проявить свою мысль, подобно тому как немой прибегает к помощи говорящего, чтобы его поняли?
§6. Откинем на время явления, которые в глазах наших делают идею эту неопровержимой.
Допустив её в виде простого предположения, мы просим, чтобы неверующие доказали нам не простым отрицанием, потому что их личное мнение не составляет ещё закона, а доводами положительными, что этого не может быть.
Мы будем смотреть на предмет с их точки зрения, и так как они желают оценить спиритические явления посредством законов материи, то пусть почерпнут они из этого арсенала какие угодно доказательства математические, физические, химические, механические, физиологические и докажут посредством а + b, начиная всегда с принципа существования и выживания души:
что существо, думающее в нас во время нашей жизни, не должно более думать после нашей смерти;
что если оно думает, то не должно более думать о тех, которых любило;
что если оно думает о тех, кого любило, то не должно желать сообщаться с ними;
что если оно может быть везде, то не может быть возле нас;
что если оно бывает около нас, то не может сообщаться с нами;
что посредством своей эфирной оболочки оно не может действовать на безжизненную материю;
что если может действовать на безжизненную материю, то не может действовать на существо одушевлённое;
что если может действовать на существо одушевлённое, то не может управлять его рукою, чтобы заставить её писать;
что если может заставить его писать, то не может отвечать на его вопросы и передавать ему свою мысль.
Когда противники Спиритизма докажут нам, что этого не может быть доводами столь же ясными, как те, которыми Галилей доказал, что не Солнце вращается около Земли, тогда мы сможем сказать, что их сомнение основательно. К несчастию, до сего времени все их возражения ограничиваются только следующими словами: "Я не верю, следовательно, это невозможно". Они скажут, без сомнения, что прежде мы должны доказать действительность явлений; мы им это доказываем и фактами, и рассуждениями; ежели они не убеждаются ни тем, ни другим, ежели они отрицают даже то, что видят, то в таком случае им следует доказать нам, что наше рассуждение ложно и что факты невозможны.
1 В этом параграфе изложены основные тезисы Спиритизма, а в этих словах с особенною выразительностью и яркостью - главнейший из них. Следует помнить, что Аллан Кардек - это классик Спиритизма, и его доктрины вошли во все сочинения этого рода. (Асгарта)

2 Perisprit. По учению спиритов человеческое существо состоит из: 1) вечного начала; 2)
астрального тела (перисприта); 3) физического тела. Оба тела не вечны: бессмертно только божественное начало. Физическое тело умирает в несколько лет, а астральное перерождается в несколько тысячелетий. (Асгарта)
Глава Вторая
ЧУДЕСНОЕ И СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННОЕ
§7. Если бы верование в духов и их проявления было идеей частной, произведением системы, то оно могло бы с некоторой справедливостью быть подозреваемо в иллюзорности. Но пусть нам скажут, почему его находят у всех древних и новых народов, в священных книгах всех известных религий?
Это потому, говорят некоторые критики, что во все времена люди любили чудесное. - Что же такое чудесное, по-вашему? - То, что сверхъестественно. - Что разумеете вы под сверхъестественным? - То, что противно законам природы. - Следовательно, вы знаете так хорошо эти законы, что можете назначить границы могуществу Божию? Так докажите же, что существование духов и их проявления противны законам природы; что оно не есть и не может быть одним из этих законов. Проследите всё учение Спиритизма - и тогда вы убедитесь, что последовательность явлений этих имеет все свойства удивительного закона, который разрешает всё, чего философские законы не могли до сего времени разрешить. Мысль есть принадлежность духа; возможность действовать на материю, производить впечатление на наши чувства и вследствие этого передавать свою мысль происходит, если мы можем выразиться так, от его физиологического устройства; следовательно, в этом явлении нет ничего сверхъестественного,
ничего чудесного. Пусть умерший человек (совершенно умерший) оживёт телесно, пусть разбросанные его члены соединятся для составления его тела - вот что будет чудесно,
сверхъестественно, фантастично. Это действительно было бы нарушением законов, которое Бог мог бы сделать только как чудо, но в спиритическом Учении нет ничего подобного.
§8. Однако же, скажут некоторые, вы допускаете, что дух может поднять стол и держать его в воздухе без всякой точки опоры; не есть ли это нарушение закона тяготения?
Да, закона известного; но разве природа сказала нам уже всё? Прежде чем испытали силу некоторых газов, кто бы сказал, что тяжёлая лодка, наполненная людьми, могла бы преодолеть силу притяжения? Не должно ли это казаться в глазах толпы чудом, действием дьявола? Тот, кто предложил бы сто лет тому назад передать за пятьсот вёрст депешу и в несколько минут получить на неё ответ, непременно прослыл бы сумасшедшим; а если бы он это исполнил, то подумали бы,
что ему помогал дьявол, потому что тогда один только дьявол был способен переменять место с такой быстротою.
Почему же не известный ещё ток не может иметь свойства в некоторых случаях противодействовать тяжести воздушного шара? Это, заметим мимоходом, только сравнение, но не уподобление, и сделано единственно для того, чтобы показать по аналогии, что явление это физически не невозможно. К тому же, когда учёные в наблюдении этого рода феноменов желали итти путём уподоблений, тогда-то именно они и ошибались. Впрочем, явление налицо; никакие отрицания не могут сделать, чтобы его не было, потому что отрицать не значит доказывать. В
наших глазах тут нет ничего сверхъестественного; вот всё, что мы можем сказать в настоящую минуту.

§9. Если явление доказано, скажут многие, то мы его признаём, мы допускаем даже причину,

которую вы указали, именно: действие неизвестного тока; но при чём здесь вмешательство духов?
Вот где чудо, сверхъестественность.
Здесь необходимо было бы изложить все доводы, которые нам кажутся излишними, потому что они вытекают сами собой из прочих частей этого Учения. Но во всяком случае мы скажем кратко,
что они теоретически основаны на следующем принципе: всякое разумное действие должно иметь и причину разумную. На практике же, в наблюдении все феномены, называемые спиритическими, дают доказательства разумности и потому должны иметь причину вне материи;
что эта разумность не есть разум присутствующих - это доказано опытом - и, следовательно,
должна быть вне их; что так как не видно существа действующего, то оно есть существо невидимое. Тогда уже, переходя от наблюдения к наблюдению, дошли до заключения, что это невидимое существо, которое назвали духом, есть не что иное, как душа тех, которые жили телесно и которых смерть освободила от грубой, видимой оболочки, оставив им одну только эфирную оболочку, не видимую нам в своём нормальном состоянии. Вот каким образом чудесное, сверхъестественное делается явлением весьма естественным. Когда существование невидимых существ доказано, тогда действие их на материю вытекает уже из свойств их эфирной оболочки. Это действие разумное, потому что после смерти они лишились только своего тела, но сохранили разум, который составляет их сущность. Вот ключ ко всем феноменам, неправильно провозглашённым сверхъестественными.
Итак, существование духов не есть система придуманная, предположение, изобретённое для объяснения явлений. Это результат наблюдений и простое следствие существования души;
отрицать эту причину - значит отрицать душу и её свойства. Те, которые думают, что могут дать более правильное разъяснение этих разумных явлений и, в особенности, разъяснение всех явлений, пусть сделают это, и тогда можно будет рассматривать достоинства обеих теорий.
§10. В глазах тех, которые рассматривают материю как единственную силу природы, всё, что не может быть объяснено законами материи, считается чудесным или сверхъестественным. Для них чудесное есть синоним суеверия. По этому понятию религия, основанная на существовании начала нематерьяльного, составляет ткань суеверий. Они не смеют сказать этого вслух и потому говорят это тихо; они считают нужным сохранять наружность, допуская, что религия нужна для народа и для того, чтобы дети были послушны, но из двух одно: начало религии или истинно, или ложно. Если оно истинно, то истинно для всех людей; если же ложно, то оно не может быть полезнее для невежд, чем для людей просвещённых.
§11. Те, которые восстают против Спиритизма во имя чудесного, основываются на принципе матерьялистов, потому что, не допуская никакого действия, помимо матерьяльного, они этим самым не допускают существования души. Вникните в основание их мысли, разберите внимательнее смысл их слов - и вы увидите почти всегда этот принцип, если не категорически составленный, то проглядывающий сквозь мнимую философию, которой они прикрывают его.
Отнеся к чудесному всё, что вытекает из существования души, они последовательны в своих рассуждениях: не допустив причины, они не могут допустить и действия. Отсюда у них является предубеждение, которое делает их неспособными здраво судить о Спиритизме, потому что они начинают с принципа отрицания всего того, что не матерьяльно. Что касается до нас, то из того,
что мы допускаем явления, которые суть следствие существования души, нельзя заключить, что мы принимаем все явления, называемые чудесными, что мы защитники всех мечтателей,
последователи всех утопий, всех систематических нелепостей. Надо мало знать Спиритизм, чтобы думать о нём таким образом.
Но противники наши не всматриваются так близко; необходимость знать то, о чём они говорят,
их нимало не беспокоит. По их мнению, чудесное то же, что нелепое. Спиритизм же основывается на явлениях чудесных, следовательно, Спиритизм есть нелепость: для них это суждение без апелляции. Они думают, что противопоставляют довод неопровержимый, когда, сделав тщательное разыскание о беснующихся Св.Медара, о камизарах1 Севеннских или о монахинях
Лудунских, они открыли там явные факты плутовства, которых никто и не опровергает; но истории эти составляют ли евангелие Спиритизма? Его последователи отрицали ли когда-нибудь, что шарлатанство обращало некоторые явления в свою пользу, что воображение часто создавало их,
что фанатизм чересчур их преувеличивал? Он не отвечает за нелепости, которые могут быть совершены во имя его, точно так же, как всякая истинная наука не отвечает за злоупотребление невежд, как всякая истинная религия - за преувеличения фанатиков. Многие критики судят о
Спиритизме по сказкам о феях и по народным легендам, которые не что иное, как вымыслы. Это всё равно что судить об истории по историческим романам и трагедиям.
§12. Чтобы спорить согласно с логикой о каком-либо предмете, надо его знать, потому что мнение критика тогда только важно, когда он говорит с совершенным знанием предмета. Тогда только его мнение, будь оно даже ошибочно, может быть принято в соображение; но какое оно может иметь значение относительно предмета, которого он не знает? Истинный критик должен дать доказательства не только своей учёности, но и глубокого знания предмета, о котором рассуждает,
здравого суждения и решительного беспристрастия. Иначе каждый встречный скрипач может присвоить себе право судить Россини, и каждый маляр - критиковать Рафаэля.
§13. Спиритизм вовсе не признаёт всех явлений, считающихся чудесными и сверхъестественными.
Он, напротив, показывает невозможность многих из них и странность некоторых верований,
которые составляют, собственно говоря, суеверие. Правда, что в том, что он признаёт, есть предметы, которые для несведущих кажутся чудесными, иначе говоря, суеверием; положим так.
Но по крайней мере оспаривайте только эти случаи, потому что против других нельзя ничего сказать, и вы проповедуете обращённым. Нападая на то, что Спиритизм сам опровергает, вы доказываете этим ваше незнание предмета, а ваши доводы пропадают даром.
Но где останавливается верование Спиритизма, спросят некоторые? Читайте, наблюдайте - и вы узнаете. Всякая наука приобретается только временем и изучением, Спиритизм же, который затрагивает самые важные вопросы философии и всех отраслей общественного порядка,
Спиритизм, который охватывает в одно время человека физического и человека нравственного,
составляет сам целую науку и философию, которая так же не может быть изучена в несколько часов, как и всякая другая.
Было бы столь же безрассудно видеть весь Спиритизм в одном вертящемся столе, как видеть всю физику в некоторых детских игрушках. Для того, кто не желает останавливаться на поверхностном знании, нужны не часы, но месяцы и годы, чтобы изучить все тайны его. Пусть поэтому судят о степени знания и важности мнения тех, которые присваивают себе право рассуждать потому только, что они видели один или два опыта, большей частью служивших им развлечением или препровождением времени.
Они скажут, без сомнения, что не имеют свободного времени, чтобы посвятить его занятиям этой наукой, положим так: никто их к этому не принуждает. Но когда не имеют времени изучить
какой-либо предмет, то не должны браться и говорить о нём, а тем более судить, если не желают быть обвинены в легкомыслии. Чем выше кто стоит в науке, тем непростительнее для него судить легкомысленно о предмете, которого он не знает.
§14. Изложим кратко наше мнение в следующих положениях:
Все спиритические феномены имеют своим началом существование души, переживание ею своего тела и её проявления.
Эти феномены, будучи основаны на законе природы, не составляют ничего чудесного, ни сверхъестественного в обыкновенном смысле этого слова.
Многие явления считались сверхъестественными потому, что не знали их причины. Спиритизм указал их причину, ввёл их в разряд феноменов естественных.
Между явлениями, признанными сверхъестественными, есть много таких, невозможность которых доказана именно Спиритизмом и которые помещены им в разряд суеверий.
Несмотря на то, что Спиритизм признаёт во многих народных верованиях основание истинное, он не допускает нелепостей всех фантастических историй, созданных воображением.
Судить о Спиритизме по явлениям, которых он сам не допускает, - значит доказывать своё
полнейшее незнание и лишать своё мнение всякого достоинства.
Объяснение признанных Спиритизмом явлений, их причин и их нравственных последствий составляет целую науку, философию, которая требует изучения серьёзного, постоянного и глубокого.
Спиритизм может считать серьёзным критиком только того, кто всё видел, всё изучил, всё
исследовал с терпением и постоянством наблюдателя добросовестного, который знал бы столько же этот предмет, сколько знает самый просвещённый его последователь, который,
следовательно, почерпнул свои знания не из одних только научных романов; которому нельзя противопоставить никакого явления, не известного ему, никакого довода, о котором бы он не размышлял; который будет опровергать уже не простым отрицанием, а доводами более убеждающими; который может, наконец, указать более логичную причину утверждаемых явлений. Такого критика не было ещё до сих пор.2
§15. Мы недавно произнесли слово "чудо"; краткое замечание по этому предмету не будет неуместно в этой главе о чудесном.
По первоначальному значению его и по его этимологии слово "чудо" означает нечто необыкновенное, удивительное для зрения. Но это слово, как и многие другие, уклонилось от своего коренного значения, и в настоящее время говорится (согласно определению академии) о действии Божественного могущества вне общих законов природы. Таково действительно его обыкновенное значение, и только в виде сравнения и метафоры прилагают его к вещам простым,
поражающим нас, которых причина нам неизвестна. В план наш вовсе не входит намерение исследовать, мог ли Бог найти полезным в некоторых обстоятельствах нарушать законы, Им же самим установленные. Наша единственная цель состоит в том, чтобы доказать, что спиритические феномены, как бы необыкновенны они ни были, нимало не нарушают этих законов, не имеют ни
малейшего характера чудесного и сами нисколько не принадлежат к разряду явлений сверхъестественных. Чудо необъяснимо; спиритические же феномены, напротив, объясняются совершенно удовлетворительно, следовательно, это не чудеса, но простые действия, имеющие свою причину в общих законах. Чудо имеет ещё другой характер: оно бывает необыкновенно и редко повторяется. Но коль скоро действие производится, так сказать, по желанию и различными особами, оно не может уже быть чудом.
Наука каждый день делает чудеса в глазах невежд: вот почему в прежние времена те, которые знали более, чем толпа, слыли за волшебников, и так как предполагали, что всякое знание,
высшее человеческого, происходило от дьявола, то их сжигали на кострах. В нынешнее, более просвещённое время довольствуются тем, что посылают их в дома сумасшедших.
Пусть действительно умерший человек, как мы сказали вначале, вновь возвратится к жизни по воле Божества. Это будет истинное чудо, потому что противно законам природы. Но если этот человек имел только вид умершего, если в нём оставалась хоть частица скрытой жизненности и наука или магнетическое действие успели оживить его, то для людей просвещённых этот феномен будет обыкновенным; в глазах же невежды это действие покажется чудом, и произведший его будет или побит каменьями, или почтён уважением, смотря по характеру окружающих его лиц.
Пусть в некоторых деревнях какой-нибудь физик пустит электрического змея и заставит упасть молнию на дерево. Этот новый Прометей будет, без сомнения, считаться за человека,
пользующегося дьявольским могуществом; но Иисус Навин, останавливающий движение Солнца или, скорее, Земли, - вот истинное чудо, потому что мы не знаем ни одного магнетизёра,
одарённого столь сильным могуществом, чтобы произвести подобное чудо. Из всех спиритических явлений самое необыкновенное есть, без всяких сомнений, непосредственное писание;3 оно доказывает самым явным образом действие невидимых разумных существ. Но от того, что феномен этот производится невидимым существом, он не делается более чудесным, чем все другие феномены, которые производятся невидимыми существами, потому что эти тайные существа, населяющие пространства, составляют одну из сил природы, силу, которая беспрерывно действует на матерьяльный мир, так же как и на мир нравственный.
Спиритизм, объяснивший нам эту силу, дал нам ключ к разрешению множества вещей,
необъяснённых и не объяснимых никаким другим способом и которые могли в отдалённые времена прослыть чудесами. Он открывает также, что магнетизм есть закон хотя и давно известный, но худо понятый; или лучше сказать, известны были его действия, потому что они производились во все времена, но не знали закона, и это незнание породило суеверие. Как скоро закон открыт, чудесное исчезает и феномены входят в разряд явлений естественных. Вот почему спириты не делают чудес, заставляя вертеться стол или писать покойника, точно так же как медик,
заставляющий оживать умершего, или физик, низводящий на землю молнию. Тот, кто объявит,
что посредством этой науки делает чудеса, будет или невежда, или имеющий намерение обманывать.
§16. Спиритические феномены точно так же, как и магнетические, прежде нежели узнали их причину, должны были считаться чудесами. Но как скептики, присвоившие себе исключительную привилегию рассудка и здравого смысла, не верят, чтобы вещь была возможна, когда они её не понимают, то все действия, считающиеся чудесными, служат для них предметом насмешек, а поскольку религия содержит в себе много подобных вещей, то они не верят в религию; отсюда же до совершенного неверия только один шаг. Спиритизм, объясняя большую часть этих действий,
даёт им разумную причину. Следовательно, он помогает религии, доказывая возможность
некоторых действий, которые, не имея более характера чудесного, не менее того необыкновенны,
и Бог не делается ни менее великим, ни менее могущественным от того, что не нарушает Своих законов. Каким только насмешкам ни подвергалось вознесение Св.Кюпертина. Но подымание на воздух тяжёлых тел есть факт, объяснённый спиритическим законом. Мы были очевидцами этих явлений, и Хоум, как и другие знакомые нам особы, повторяли несколько раз феномен,
производимый Св.Кюпертином. Следовательно, феномен этот входит в круг явлений естественных.
§17. В числе явлений этого рода следует поместить на первом плане видения, потому что они чаще случаются. Видение Салетты, которое признало даже духовенство, для нас не заключает в себе ничего необыкновенного. Конечно, мы не можем утверждать, что явление действительно было, потому что мы не имеем тому доказательств, но, по нашему мнению, оно возможно.
Принимая во внимание, что тысячи подобных новейших явлений нам известны, мы им верим не потому только, что их действительность нам доказана, но потому в особенности, что мы отдаём себе полный отчёт в том, как они производятся. Пусть взглянут на теорию, которую мы излагаем ниже, о видениях - и тогда увидят, что феномен этот делается весьма простым и столь же вероятным, как множество физических феноменов, которые потому только чудесны, что не имеют ключа к своему объяснению.
Что касается до лица, явившегося Салетте, то это вопрос другой. Его тождество вовсе нам не доказано. Мы утверждаем только, что видение могло быть, остальное нас не касается; насчёт этого каждый может оставаться при своих собственных убеждениях. Спиритизм этим не занимается. Мы говорим только, что действия, производимые Спиритизмом, открывают нам новые законы и дают нам ключ ко множеству вещей, которые казались сверхъестественными.
Если некоторые из случаев, считавшихся чудесными, находят в нём логическое объяснение, то это служит поводом не спешить отрицать то, чего мы не понимаем.
Спиритические феномены были оспариваемы некоторыми потому именно, что они кажутся выходящими из круга обыкновенных законов и что в них не могут дать себе отчёта. Дайте им правильное основание, и сомнение исчезнет. В наш век, в котором не верят на слово, объяснение служит сильной причиной убеждения. Таким образом, мы видим каждый день, что лица, не видевшие ни вертящегося стола, ни пишущего медиума,4 убеждаются точно так же, как и мы,
единственно потому, что они читали и поняли. Если бы должно было верить тому только, что мы видим собственными нашими глазами, то убеждения наши ограничивались бы весьма немногими вещами.
1 "Камизары" (от "camisa" - рубашка) - крестьяне-гугеноты, восставшие на юге Франции (в провинции Лангедок) в 1702 - 1715 гг. Центр восстания находился в Севеннских горах, откуда и название. Кардек перечисляет здесь известные в своё время случаи мошенничества и плутовства,
рядившиеся в одежды Спиритизма. (Й.Р.)
2 И так и не появилось. Вся критика Спиритизма всегда велась на основе личного мнения,
подпитываемого персональной антипатией. И сколько же в ней было преступного неразумия и самого позорного невежества! (Й.Р.)
3 Непосредственное писание состоит в том, что матерьялизованная рука - невидимая или видимая - берёт карандаш или перо и сама, без помощи медиума, пишет сообщения. На
современных сеансах теперь это уже не такое редкое явление, как во времена Аллана Кардека.
(Асгарта)
4 Медиум берёт в руку карандаш (перо). Рука его немеет, дух водит ею и пишет свои сообщения,
вовсе не известные медиуму, и часто даже на иностранном языке. Таков пишущий медиум.
(Асгарта)
Глава Третья
МЕТОДЫ УБЕЖДЕНИЯ И ПЕРЕУБЕЖДЕНИЯ ПРОТИВНИКОВ СПИРИТИЗМА
§18. У всех последователей Спиритизма является желание весьма естественное и весьма похвальное, которое нельзя не поощрять: желание приобретать новых приверженцев этого
Учения. Имея в виду облегчение принимаемой ими на себя обязанности, мы намерены исследовать здесь путь самый верный, по нашему мнению, ведущий к этой цели; этим мы надеемся избавить их от излишнего труда.
Мы сказали, что Спиритизм - это целая наука, целая философия. Поэтому тот, кто желает знать её серьёзно, должен прежде всего принудить себя к изучению последовательному и убедиться,
что нельзя изучить её шутя, точно так же как и всякую другую науку. Спиритизм касается всех вопросов, интересующих человечество; поле действий его обширно, и нужно обращать внимание в особенности на его последствия. Верование в духов составляет, без сомнения, его основание, но оно столь же недостаточно для того, чтобы сделать просвещённого спирита, как вера в Бога недостаточна для того, чтобы сделать теолога. Посмотрим, каким образом нужно приступить к этому преподаванию, чтобы скорее убедить человека.
Пусть последователи не пугаются слова "преподавание". Оно может раздаваться не только с кафедры; и простой разговор может быть преподаванием. Каждое лицо, старающееся убедить другое путём объяснений или опытов, проповедует своё убеждение. Мы желаем только, чтобы труд его был употреблён с пользой, и для этого считаем нужным дать некоторые советы, коими могут воспользоваться и те, которые желают узнать истину сами; они найдут здесь средство вернее и скорее достигнуть цели.
§19. Вообще думают, что для убеждения достаточно показать факты. Это действительно кажется путём самым логичным, а между тем наблюдения показывают, что это не всегда лучший путь,
потому что есть люди, которых самые очевидные факты нимало не убеждают. Отчего же это происходит? Вот что мы постараемся объяснить.
В Спиритизме вопрос о духах есть вопрос второстепенный, вытекающий как следствие; он не должен быть началом проповедования, и в этом-то именно заключается заблуждение, в которое впадают многие и которое часто мешает убеждению некоторых лиц. Так как духи суть не что иное,
как души людей, то настоящим началом должно быть существование души. Каким же образом матерьялист может допустить, что существа живут вне матерьяльного мира, когда он думает, что он сам есть только одна материя? Каким образом может он поверить, что есть духи вне его, когда он не верит, что в нём самом есть дух? Тщетно будут собирать перед ним доказательства самые очевидные, он будет оспаривать их все, потому что не допускает основания. Всякое методическое учение должно итти от известного к неизвестному. Для матерьялиста это известное - материя.
Начинайте же с материи и старайтесь, прежде всего, посредством наблюдений убедить его, что в нём есть что-то, не подчиняющееся законам материи; одним словом, прежде, нежели сделать его спиритом, старайтесь сделать его спиритуалистом. Но для этого нужно действовать совершенно
иначе, нужно вести преподавание своё другими способами; говорить ему о духах прежде, нежели он будет убеждён, что имеет душу, значит начинать с того, чем должно кончить, потому что он не может допустить заключения, не допуская начала. Следовательно, прежде, чем убеждать неверующего фактами, необходимо удостовериться в его мнении относительно души, то есть верит ли он в её существование, в её переживание тела, в её индивидуальность после смерти.
Если его ответ отрицателен, то вы напрасно будете говорить ему о духах. Вот правило; мы не говорим, чтобы оно было без исключений, но в таком случае, вероятно, должна скрываться причина, делающая человека менее упорным.
§20. Между матерьялистами надо различать два класса. В первом мы ставим тех, которые сделались матерьялистами вследствие системы; у них это не сомнение уже, а решительное отрицание, обдуманное по-своему. В их глазах человек есть машина, которая действует, пока она заведена, которая портится и от которой после смерти остаётся только один остов. К счастью,
число их весьма ограниченно и нигде не составляет школы явно признаваемой;1 мы не считаем нужным распространяться о гибельных последствиях подобного учения для общественного порядка, мы довольно подробно изложили этот предмет в "Книге Духов" (N 147 и заключение III).
Когда мы сказали, что сомнение прекращается у неверующих вследствие разумных объяснений,
то этого нельзя отнести к матерьялистам, отвергающим всякое разумное начало вне материи.
Большая часть из них упорствует в своём мнении из-за гордости. Они настаивают на своём несмотря ни на какие доказательства, потому что не хотят сознаться в том, что они неправы. С
такими людьми нечего делать; не должно обращать внимание даже и тогда, когда они говорят:
покажите мне, и я поверю. Некоторые из них откровеннее и говорят прямо: если я и увижу, всё
равно не поверю.
§21. Второй класс матерьялистов гораздо многочисленнее, но потому что истинный матерьялизм - чувство неестественное, то он состоит из тех, которые делаются матерьялистами только вследствие равнодушия и, можно сказать, по неимению лучшего. Они матерьялисты не по размышлению и весьма желают верить, потому что сомнения составляют мучение для них. Они имеют смутное стремление к будущему; но это будущее было представлено им в таком виде, что разум их не мог его допустить. Отсюда произошло сомнение, и как следствие сомнения - неверие.
У них неверие не составляет системы, и поэтому представьте им что-нибудь согласное с рассудком, и они примут его с радостью; они могут нас понять, потому что они ближе к нам, чем они сами предполагают. С первыми не говорите ни об откровениях, ни об ангелах, ни о рае. Они не поймут вас; но докажите им прежде, что физические законы не в состоянии объяснить всего;
остальное придёт потом. Совсем другое дело, когда неверие не основано на предубеждении,
потому что тогда верование не совсем уничтожено. Это скрытое зерно, заглушённое сорными травами, но которое одна искра может оживить; это слепой, которому возвращают зрение и который рад увидеть свет. Это утопающий, которому подают доску для спасения.
§22. Рядом с собственно матерьялистами есть третий класс неверующих, которые хотя и спиритуалисты, по крайней мере по имени, но не менее того весьма упрямы; это неверующие по нежеланию. Они были бы недовольны верить, потому что это нарушало бы их спокойствие в матерьяльных удовольствиях. Они боятся увидеть в этом осуждение их честолюбия, их эгоизма и мирских сует, которые составляют их блаженство: они закрывают глаза, чтобы не видеть, и уши,
чтобы не слышать. О них можно только сожалеть.
§23. О четвёртом классе, который мы назовём классом неверующих по корыстолюбию или по злонамеренности, мы только упомянем. Они знают очень хорошо, чего держаться в Спиритизме,
но осуждают его единственно из личных своих видов. О них нечего говорить, равно как и нечего с ними делать. Если истинный матерьялист ошибается, то он имеет по крайней мере извинение в своей добросовестности. Его можно ещё обратить на путь истинный, доказав ему его заблуждение. Относительно же последних все доводы бесполезны; время откроет им глаза и покажет им, может быть, на их же счёт, в чём заключался их истинный интерес, потому что, не имея возможности помешать распространению истины, они будут увлечены общим потоком, и с ними вместе все их интересы, которые они считали своим оплотом.
§24. Кроме этих категорий противников, есть ещё множество оттенков, в числе которых можно считать неверующих по малодушию: храбрость у них явится только тогда, когда они увидят, что другие не обжигаются; неверующие по религиозной строгости: точное изучение предмета покажет им, что Спиритизм опирается на главные основания религии и что он уважает все верования; что одно из его действий состоит в том, чтобы внушить религиозные чувства людям, не имеющим их, и укрепить их в тех, у которых они шатки. Потом следуют неверующие по гордости,
по страсти к противоречиям, по беспечности, по легкомыслию и прочая.
§25. Мы не можем пропустить ещё одну категорию, которую назовём неверующими по разочарованию. Она состоит из людей, которые перешли от излишнего доверия к неверию,
потому что они были обмануты в своих надеждах. Тогда, приведённые в уныние, они всё
оставили, всё отвергли. Они находятся в том же положении, как человек, который отрицал бы добросовестность, потому что был обманут. Это ещё один результат неполного изучения
Спиритизма и недостатка опытности. Тот, которого обманывают духи, бывает обманут потому, что он требует от них того, чего они не должны или не могут сказать, или потому, что он не довольно сведущ в этом предмете, чтобы отличить истину от лжи. Многие, впрочем, видят в Спиритизме одно лишь новое средство гадания и воображают себе, что духи созданы для того, чтобы ворожить. Впрочем, духи легкомысленные и насмешники не теряют этого случая позабавиться на их счёт: таким образом они называют женихов молодым девицам, честолюбцам обещают почести, наследства, скрытые сокровища и прочая. Отсюда часто происходят неприятные обманы,
от которых серьёзный и благоразумный человек всегда сумеет предохранить себя.
§26. Весьма многочисленный класс, самый многочисленный даже, но который нельзя поместить в числе противящихся, - это класс сомневающихся. Это вообще спиритуалисты по принципу; у большей части из них есть смутное сознание спиритических идей, стремление к чему-то, чего они не могут определить.
Их мыслям недостаёт только порядка и последовательности; для них Спиритизм есть как бы луч света; это сияние, рассеивающее туман; они принимают его охотно, потому что он избавляет их от мучений неизвестности.
§27. Если мы бросим теперь взгляд наш на различные категории верующих, мы найдём сперва спиритов, не сознающих этого; это, собственно говоря, видоизменение или оттенок предыдущего класса. Не слыхав никогда о Спиритизме, они имеют врождённое сознание тех великих начал,
которые вытекают из него, и это чувство просвечивает в некоторых местах их сочинений и в их разговорах до такой степени, что, слушая их, думаешь, что они совершенно посвящены в учение
Спиритизма. Подобные примеры встречаются очень часто между писателями, как духовными, так и светскими, между поэтами, ораторами, моралистами, древними и новыми философами.
§28. Убедившиеся непосредственным изучением предмета могут быть разделены на четыре разряда:

Те, которые верят только в явления. Спиритизм для них есть простая наука наблюдений, ряд явлений более или менее любопытных. Мы назовем их спиритами-наблюдателями.
Те, которые видят в Спиритизме не одни только явления; они понимают философскую часть его,
восхищаются моралью, которая вытекает из него, но не следуют ей. Влияние его на характер их незначительно или вовсе не существует даже. Они ничего не изменяют в своих привычках и не отказывают себе ни в одном наслаждении. Скупой, гордый, завистливый остаются такими же,
нисколько не исправляясь. Для них христианское милосердие есть прекрасное правило, и только;
это спириты несовершенные.
Те, которые не довольствуются одним восхищением спиритической моралью, но которые применяют к делу и принимают все её последствия. Будучи убеждены, что земное существование есть временное испытание, они стараются воспользоваться этими краткими минутами, чтобы итти по пути прогресса, который один может возвысить их в иерархии духов. Они делают добро и искореняют в себе дурные наклонности. Их отношения всегда верны, потому что убеждения их удаляют их от всякой дурной мысли. Христианская любовь управляет всеми их поступками; это истинные спириты, или, лучше, спириты-христиане.
Есть ещё спириты экзальтированные. Род человеческий был бы совершенен, если бы он извлекал из всего одно только хорошее. Крайность во всём вредна. В Спиритизме она рождает доверие слишком слепое и часто легкомысленное ко всем вещам невидимого мира и заставляет принимать слишком легко и без контроля то, что оказалось бы нелепым или невозможным, если бы подвергли его анализу рассудка. Но энтузиазм не рассуждает, он ослепляет человека. Этого рода последователи скорее вредны, чем полезны для Спиритизма. Они менее всех способны убедить, потому что суждениям их не доверяют вообще; они всегда бывают обмануты или духами, или людьми, которые стараются употребить в свою пользу их легковерие. Если бы они одни только испытывали последствия своего заблуждения, то зло было бы ещё не так велико. Но хуже всего то, что они, нисколько не желая этого, доставляют оружие неверующим, которые больше ищут случая посмеяться, чем убедиться в истине, и не замедлят приписать всем смешную сторону некоторых. Такое действие, без сомнения, не может назваться ни справедливым, ни разумным; но известно, что противники Спиритизма признают правильными только свои рассуждения и менее всего заботятся о том, чтобы знать предмет, о котором говорят.
§29. Средства убеждения чрезвычайно разнообразны, смотря по лицу, к которому обращаются.
То, что убеждает одних, нимало не действует на других. Один убеждается матерьяльными проявлениями, другой - сообщениями разумными, большее же число - рассуждением. Мы можем сказать даже, что на большую часть тех, которые не приготовлены рассуждением, матерьяльные феномены имеют мало влияния. Чем феномены эти необычайнее и чем более уклоняются они от известных законов, тем более встречают недоверия, и это потому, что человек естественно сомневается при виде явлений, превышающих его понятия. Каждый смотрит на них со своей точки зрения и объясняет их по-своему; матерьялист видит в них причину чисто физическую или обман;
невежда и суеверный - действие дьявольское или сверхъестественное, тогда как предварительное объяснение уничтожает предубеждения и может показать если не действительность, то по меньшей мере возможность явления. Его понимают прежде, нежели увидят; когда же возможность признана, тогда недалеко уже и до полного убеждения.

1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27

перейти в каталог файлов


связь с админом