Главная страница
qrcode

Аллан Кардек Книга медиумов.. Содержит особые наставления, данные духами, по поводу теории всех родов спиритических явлений


НазваниеСодержит особые наставления, данные духами, по поводу теории всех родов спиритических явлений
АнкорАллан Кардек Книга медиумов..pdf
Дата12.12.2017
Размер1,53 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаAllan_Kardek_Kniga_mediumov.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипАнализ
#51221
страница4 из 27
Каталогid22398330

С этим файлом связано 37 файл(ов). Среди них: Allan_Kardek_Kniga_dukhov.pdf и ещё 27 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27
Есть ли добрые и злые духи?
Бог могущественнее ли злых духов, или демонов, если вы хотите так называть их?
Утверждать, что одни злые духи сообщаются, значит не допускать, чтобы добрые могли сообщаться. Если же это так, то одно из двух: это совершается по воле Бога или против Его воли.
Если это делается против Его воли, то значит злые духи могущественнее Его; если же по Его воле,

то почему Бог, при своей благости, не позволит этого добрым духам, чтобы противопоставить их влияние влиянию злых?
Какое доказательство вы можете представить, что добрые духи не имеют возможности сообщаться?
Когда вам противопоставляют мудрость некоторых сообщений, вы отвечаете, что демон принимает на себя все виды, чтобы легче соблазнить. Мы знаем, что действительно некоторые лицемерные духи придают своему языку ложный блеск мудрости. Но неужели вы допускаете, что невежество может подделаться под истинное знание и злая натура подражать истинной добродетели, не обнаружив ничего такого, что могло бы обличить обман?
Если дьявол один сообщается, почему же он, считающийся врагом Бога и людей, советует молиться Богу, покоряться Его воле, переносить без ропота превратности жизни, не домогаться ни почестей, ни богатства, исполнять христианское милосердие и все правила Христа - словом,
делать всё, что необходимо для уничтожения его собственной власти? Если это демон даёт такие
советы, то надо сознаться, что, несмотря на хитрость свою, он действует весьма неловко,
доставляя людям оружие против самого себя.6
Так как духи сообщаются, следовательно, Бог позволяет это. Но, видя хорошие и дурные сообщения, не логичнее ли думать, что Бог дозволяет сообщаться злым духам, чтобы нас испытывать, и добрым, чтобы нам советовать добро?
Что подумали бы вы об отце, который оставил бы своего сына на произвол гибельных примеров и советов и отдалил бы от него всех людей, которые могли бы отвратить его от зла? Можно ли думать, что Бог, который есть сама благость, по преимуществу сделает то, чего не сделал бы хороший отец?
Церковь признаёт достоверными некоторые проявления Пресвятой Девы и других святых в явлениях, видениях, словесных сообщениях и прочая. Это верование не служит ли совершенным опровержением того мнения, которое допускает, что одни лишь демоны могут сообщаться?
Мы думаем, что некоторые люди придерживались этой теории чистосердечно. Но мы думаем также, что многие делали это единственно для того, чтобы отклонить занятие этим предметом по причине дурных сообщений, которые они могли получить. Говоря, что один только дьявол может проявляться, они желали напугать точно так, как пугают детей, говоря: "Не трогай этого,
обожжёшься." Намерение, может быть, похвальное, но цель не достигнута, потому что запрещение возбуждает любопытство, а боязнь дьявола не многих удерживает. Является желание видеть его хотя бы для того, чтобы знать, каков он, и тогда остаются весьма удивлёнными, не найдя его таким чёрным, как думали.
Нельзя ли найти и другую причину этой теории исключительного действия дьявола? Некоторые находят, что все, не соглашающиеся с их мнением, неправы. Поэтому те, которые предполагают,
что все сообщения дело демона, не боятся ли, что духи будут не согласны с ними во всём, и в особенности в относящемся к интересам земным. Не будучи в состоянии отрицать факты, такие люди хотели бы представить их в страшном виде. Но это средство осталась недействительным,
как и все другие. Где боязнь быть смешным бессильна, там ничто уже не поможет.
Мусульманин, который услышал бы духа, говорящего против некоторых законов "Корана",
подумал бы непременно, что это злой дух. То же самое было бы с евреем относительно обрядов
Моисеева закона. Что же касается до католиков, то мы слышали, как один говорил, что сообщавшийся дух был никто другой, как дьявол, потому что он позволил себе думать несогласно с ним о временной власти, хотя и не проповедовал ничего, кроме милосердия,
снисходительности, любви к ближнему и отречения от земных благ, одним словом, ничего, кроме правил, проповеданных Христом.
Так как духи не что иное, как души людей, а люди несовершенны, то из этого следует, что есть и духи также несовершенные, характер которых отражается в их сообщениях. Факт неоспоримый,
что есть духи злые, коварные, лицемерные, которых должно остерегаться. Но потому, что встречают в свете людей развратных, следует ли избегать всякого общества? Бог дал нам разум и суждение, чтобы мы могли оценивать духов так же, как и людей. Самое лучшее средство предохранить человека от неудобств, могущих встретиться в спиритической практике, - это не запрещать её, а дать ему возможность понять это Учение. Воображаемый страх действует минутно и не всех поражает. Действительность же, ясно показанная, понятна для каждого.

§47. Система оптимистов. Рядом с теми, которые видят в феноменах только действие демонов,
стоят другие, которые видят в них одно действие добрых духов. Они предположили, что для души,
освободившейся от материи, не существует уже никакой более завесы и что она должна иметь верховное знание и верховную мудрость. Их слепое доверие в это безусловное превосходство существ невидимого мира было для многих источником самых неприятных ошибок; они на собственном печальном опыте научились не очень доверять некоторым духам точно так же, как и некоторым людям.
§48. Система униспиритов, или моноспиритов. Это подразделение системы оптимистов. Оно состоит в веровании, что только один дух сообщается с людьми и этот дух - Христос, покровитель
Земли. Когда встречаются сообщения, наполненные самыми низкими выражениями,
возмутительными грубостями, носящие на себе печать недоброжелательства и злости, было бы святотатством и несчастьем предполагать, что они могли произойти от духов добра по преимуществу. Если бы те, которые этому верят, имели только безукоризненные сообщения,
тогда было бы ещё понятно их ослепление; но большая часть из них соглашаются, что они имели очень дурные сообщения, и объясняют это испытанием, которое добрый дух заставляет их переносить, диктуя им нелепые вещи. Таким образом, в то время как одни приписывают все сообщения дьяволу, который может говорить хорошие вещи, чтобы соблазнить, другие думают,
что проявляется Иисус и что он может говорить дурные вещи, чтобы испытать. Кто же решит,
которое из этих двух противоположных мнений правильно? Здравый смысл и наблюдения. Мы говорим наблюдения, потому что не может быть, чтобы те, которые разделяют эти идеи, видели всё и всё хорошо рассмотрели.
Когда им представляют факты тождества, обнаруживающие присутствие родных, друзей или знакомых посредством письменных проявлений, видений и прочая, они отвечают, что это всё тот же дух - дьявол, по мнению одних, Христос, по мнению других -, принимающий на себя все эти формы, но они не говорят нам, почему другие духи не могут сообщаться, с какой целью Дух
Истины явился бы обманывать нас, принимая на себя ложный вид, обманывать несчастную мать,
например, уверяя её, что он дитя, оплакиваемое ею. Разум отказывается допустить, чтобы дух,
святой по преимуществу, унизился до того, чтобы разыгрывать подобную комедию. Впрочем,
отвергать сообщения других духов значит отнимать у Спиритизма его лучшую сторону: утешение несчастных. Скажем, наконец, просто, что система эта не согласна со здравым рассудком и не может выдержать строгой критики.
§49. Система мультиспиритов, или полиспиритов. Все рассмотренные нами системы, не исключая и тех, которые отвергают проявления духов, основаны на каких-либо наблюдениях, но не полных или худо истолкованных. Если дом будет красный с одной стороны и белый с другой, то тот, кто видит его только с одной стороны, будет уверять, что он красный, другой - что он белый: они оба будут правы и не правы; но тот, кто видел его со всех сторон, скажет, что он и красный, и белый, и будет один прав.
То же самое можно сказать относительно мнения, какое составляют себе о Спиритизме; оно может быть справедливо в некоторых отношениях и ложно, когда захотят сделать общим то, что относится только к частностям, если примут за правило то, что составляет только исключение.
Поэтому мы говорим, что всякий, желающий серьёзно изучить эту науку, должен видеть много и рассматривать долго. Одно только время позволит ему схватить подробности, заметить нежные оттенки, исследовать множество характерных явлений, которые будут для него лучами света. Но если он ограничится поверхностным взглядом, он рискует произнести мнение преждевременное
и, следовательно, ошибочное. Вот общие следствия, выведенные из полных наблюдений,
которые в настоящее время составляют верование, можно сказать, общее для всех спиритов,
потому что частные системы в настоящее время не что иное, как отдельные мнения:
Спиритические феномены производятся бестелесными разумными существами, иначе говоря,
духами.
Духи составляют невидимый мир. Они везде: пространства населены ими до бесконечности. Они беспрестанно окружают нас, находятся в постоянном соприкосновении с нами.
Духи беспрерывно действуют на мир физический и мир моральный и составляют одну из сил природы.
Духи не отдельные существа в творении. Это души тех, которые жили на Земле и в других мирах и которые освободились от своей телесной оболочки. Из этого следует, что души человеческие - воплощённые духи и что, умирая, мы делаемся духами.
Есть духи всех степеней доброты и злости, знания и невежества.
Они все подчинены закону прогресса и все могут достигнуть совершенства. Но так как они имеют свободную волю, то достигают его в более или менее продолжительное время, смотря по их усилиям и их воле.
Они счастливы или несчастны сообразно с тем, делали ли они добро или зло во время своей жизни, и пребывают на той степени развития, которой они достигали. Совершенное блаженство,
ничем не нарушаемое, есть удел только тех духов, которые достигли уже высшей степени совершенства.
Все духи при известных обстоятельствах могут проявляться людям. Число тех, которые могут сообщаться, бесконечно.
Духи сообщаются через посредство медиумов, которые им служат орудиями или передавателями.
Высшая или низшая степень развития духов узнаётся по их языку: добрые советуют только доброе и говорят только о полезном. Всё в них обнаруживает возвышенность. Злые же побуждают ко злу,
и все их слова носят на себе печать несовершенства.
Различные степени; проходимые духами, обозначены в Иерархии Духов ("Книга Духов", кн.II, гл.1,
N 100). Изучение этой классификации необходимо для распознавания свойств и качеств проявляющихся духов.
§50. Система матерьяльной души. Она состоит единственно в особенном мнении относительно внутренней природы души. Согласно с этим мнением, душа и перисприт не составляют двух различных вещей или, лучше сказать, перисприт есть не что иное, как сама душа, очищающаяся постепенно посредством различных дистиллирований, между тем как спиритическое Учение смотрит на перисприт как на эфирную оболочку души, или духа. Поэтому, так как перисприт есть материя, то и душа должна иметь матерьяльные свойства в большей или меньшей степени,
смотря по чистоте своей.7

Эта система не отвергает ни одного основного правила спиритического Учения, потому что ничего не изменяет в судьбе души. Условия её будущего счастья одни и те же, так как душа и перисприт в этом случае составляют одно целое под именем духа. Разница состоит только в том,
что система эта смотрит на духа как на существо однородное, а Спиритизм - как на существо,
состоящее из двух различных частей.
Эта разница, как видно, не влечёт за собой никаких последствий, и мы не упомянули бы об этой системе вовсе, если б не встречали особ, готовых видеть новую школу в том, что в сущности есть только различное толкование слов. Это мнение, если б оно было даже и более общее, не могло бы быть причиной разделения спиритов точно так же, как теории истечения и волнообразного движения света не разделяют физиков. Те, которые обратили бы внимание на такой пустой вопрос, доказали бы этим, что они придают больше важности побочным вещам, чем сущности предмета, и что они действуют, побуждаемые к этому злыми духами, потому что добрые духи никогда не раздувают раздоров и несогласий. Вот почему мы просим всех истинных спиритов остерегаться подобных внушений и не придавать важности некоторым подробностям больше,
чем оне того заслуживают; самое главное составляет сущность предмета.
Однако мы считаем нужным сказать в нескольких словах, на чём основывается мнение тех,
которые рассматривают душу и перисприт как две различные вещи. Оно основано на Учении
Духов, которое в этом основании никогда не изменялось. Мы говорим о духах просвещённых,
потому что между духами есть такие, которые знают не больше и иногда даже меньше, чем люди.
Теория же однородности души и перисприта есть теория, составленная людьми.
Мы не выдумывали перисприта для объяснения феноменов. Его существование было открыто нам духами, а наблюдения подтвердили это ("Книга Духов", N 93). Мнение это поддерживается ещё изучением ощущений духов ("Книга Духов", N 257) и в особенности феноменом осязаемых явлений, который заставил бы предположить согласно с другим мнением возможность отвердения и разъединения составных частей души, а следовательно, и разложения её.8 Кроме того, нужно было бы допустить, что материя эта, могущая делаться осязаемою, есть сама разумное начало, что так же несогласно со здравым рассудком, как смешивать тело с душой или одежду с телом.
Что же касается до внутренней природы души, то она нам неизвестна. Когда говорят, что душа нематерьяльна, то это нужно понимать в смысле переносном, а не буквальном, потому что совершенная нематерьяльность была бы небытием. Душа же или дух есть нечто существующее.
Словом этим хотят выразить то, что сущность её не имеет никакого сходства с так называемой нами материей и что, таким образом, она для нас нематерьяльна. ("Книга Духов", N 23 и 82).
§51. Вот ответ, данный по этому предмету одним духом:
"То, что одни называют периспритом, другие называют оболочкой матерьяльной, состоящей из тока. Чтобы меня правильнее поняли, я скажу, что ток этот есть более совершенное орудие чувств,
зрения и идей. Я говорю это о Духах Высших. Что же касается до низших духов, то земные токи нераздельны ещё с ними. Следовательно, это та же материя, как вы видите. Отсюда происходят страдания от холода, голода и прочая, страдания, которых не могут испытывать Высшие Духи,
потому что токи, окружающие их, уже очищены.
Душа для прогресса своего всегда нуждается в орудии; душа без орудия ничто для вас или,
лучше сказать, не может быть понимаема вами. Перисприт для нас, развоплощённых духов, есть
орудие, с помощью которого мы сообщаемся с вами или через посредство вашего тела и вашего перисприта, или же прямо с вашей душой. Отсюда происходят бесконечные оттенки медиумов и сообщений. Теперь остаётся рассмотреть сущность самого перисприта, а это уже совсем иное дело. Поймите его сперва в моральном отношении. Тогда останется лишь вопрос о природе токов,
что в настоящее время необъяснимо. Наука ваша не дошла ещё до этого, но она достигнет, если будет итти об руку со Спиритизмом. Перисприт может изменяться до бесконечности. Душа есть мысль, она не изменяет природы своей; в этом отношении не идите дальше, это предмет,
который не может быть объяснён. Вы думаете, что я не доискиваюсь точно так же, как и вы? Вы стараетесь понять перисприт, мы стараемся понять душу. Подождите же.9
Ламенне"
Таким образом, даже духи, которых можно считать продвинутыми, ещё не смогли постичь природу души; как бы, спрашивается, это могло удаться нам? Стало быть, доискиваться начала вещей значило бы терять своё время впустую, ибо, как сказано об этом в "Книге Духов" (NN 17,
49), начало это есть тайна Божия. Притязать же, хотя бы и с помощью Спиритизма, постичь то, что пока вне достигания человечества, значит отвлекать Спиритизм от его настоящей цели, значит уподобляться ребёнку, которому бы захотелось знать всё, что знает старик. Пусть человек обратит
Спиритизм к своему нравственному улучшению, вот главное; всё, что сверх этого, не более как праздное любопытство гордыни, удовлетворение коего не позволит человеку продвинуться ни на шаг; единственная возможность продвижения - это самому становиться нравственно лучше. Духи,
продиктовавшие книгу, носящую их имя, доказали нам свою мудрость тем, что во всём,
касающемся до начала вещей, они ограничили себя пределами, преступать каковые им не дозволил Господь, этим самым они предоставили духам-систематикам и гордецам всю ответственность выдвигать свои скороспелые и обманчивые теории, в которых более обольщения, нежели толку и которые однажды падут пред силою разума, как и множество иных вздорных порождений человеческих голов. Духами сказано ровно столько, сколько требуется,
чтобы дать понять человеку, какое будущее ему уготовано, и тем самым подвинуть его к совершению добра. (См. далее ч.II, гл.1, "Действие духов на материю").10 1 "Книга Духов" в целом ни разу не была переведена на русский язык. Отрывки печатались в "Ребусе". "Что такое Спиритизм" - брошюра, издана С.П.Румиловым в 1882г. по "Qu'еst-се que lе
Spiritisme". Эта брошюра составлена по А.Кардеку, Бабеку, Бонмеру и Эжену Ню. (Асгарта)
2 Г-н Жобер из Ламбаля. Чтобы быть справедливым, должно сказать, что это открытие сделано г- ном Шиффом; г-н Жобер лишь развил его пред Медицинской Академией, чтобы нанести решительный удар стучащим духам. Все подробности этого можно найти в "Revue Spirite" за июнь
1859г. (А.К.)
3 Объяснение спиритических стуков трещанием сухожилий до того наивно, что в настоящее время не заслуживает ни малейшего внимания. (Асгарта)
4 Здесь Аллан Кардек говорит про непосредственное трансцендентальное писание. Для этого писания невидимые деятели употребляют свой материал: карандаш, чернила или краски.

Написанное обыкновенно так прочно материализовано, что не уничтожается. Это один из любопытнейших примеров материализации. (Асгарта)
5 Причастие. Свет феномена духа. Говорящие столы, сомнамбулы, медиумы, чудеса, духовный магнетизм; могущество веры. Соч. Эма Тирпсе, собирательной души, пишущей через посредство дощечки. Брюссель, 1858 г., у Девруа. (А.К.)
6 Этот вопрос был разбираем в "Книге Духов" (NN 128 и далее), но мы советуем по этому предмету, как и по всем касающимся религии, относиться к нашей брошюре под заглавием "Противники Спиритизма с точки зрения религии, науки и матерьялизма". (А.К.)
7 Это понятие сходно с определением "состава души", излагаемого в "Ведах". Вообще "питрисы"
индусов, или души предков, совершенно такие же невидимые духи, как и души европейских спиритов. (Асгарта)
8 Здесь автор подразумевает явление материализации. (Асгарта)
9 Этот ответ глубже и серьёзнее, чем это может показаться с первого взгляда. Дух говорит, что есть земные токи и есть другие токи, с которыми он связывает астральное тело высших духов, не определяя его сущности. Чем выше дух, тем чище и легче его астральное тело. Электричество - земной ток и слишком грубо, чтобы входить в перисприт Высших Духов. Известно, что наше физическое тело электрогенно. Современные матерьялисты в идеопластике, в идеоматерьялизации видят по преимуществу электрическую энергию. Ламенне отрицает это.
(Асгарта)
10 Это сильная отповедь теософам и всевозможным оккультистам. Истинно тайна сия велика есть,
и вопрошать её в пору воплощения в земном человечестве - занятие довольно праздное и никчёмное. Тщетны здесь все притязания оккультистов на знание истины: чего Бог человеку знать не дал, того и им знать невозможно, и они только обманывают себя и других. (Й.Р.)
Ч а с т ь В т о р а я

1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27

перейти в каталог файлов


связь с админом