Главная страница
qrcode

Устойчивость и координация. Справочник для хореографов а методическое пособие


НазваниеСправочник для хореографов а методическое пособие
Дата08.09.2019
Размер2.8 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаУстойчивость и координация.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипСправочник
#157470
страница2 из 12
Каталог
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
отставать в усвоении программы от более способных сверстников.
Шаг (рис. 18, 19, Способность поступающего легко и высоко поднимать ноги в выворотном положении определяет его шаг. Чем больше угол раскрывания ногтем с большим успехом сможет ученик осваивать программу того или иного класса, тем больше у него возможностей
для достижения технических высот в хореографическом искусстве.

«Большой, невыворотный шаг не совершенствует технику движения ноги не обогащает се пластику. Шаги выворотность в классическом танце — единое целое. Поэтому стремление ученика поднять невыворотную
ногу как можно выше всегда нарушает
пластическую стройность и устойчивость движения, особенно позы С Шаг зависит от подвижности в тазобедренном суставе от
эластичности задней группы мышц бедра (шаг вперед, т эластичности повздошно-бедренной мышцы (шаг назад, от величины
выворотности бедра в суставе и от сопротивления приводящих
мышц бедра (шаг в сторону. Критерием величины шага является угол поднятой ноги — не ниже 90 градусов для мальчиков и выше градусов для девочек [10, С. Подъем (рис. За, б)
В хореографии предпочтительны стопы с высоким природным подъемом. Высокий подъем зависит от степени развития продольного свода. Различают продольное и поперечное плоскостопие.
При продольном плоскостопии опускается рессорная часть или весь
продольный свод. При поперечном опускаются головки плюсневых костей, большой палец сдвигается в сторону и вызывает деформацию остальных пальцев и всей стопы. Любой вид плоскостопия
вызывает боли и сильно снижает подвижность большого пальца и всей стопы [9, С. Поэтому при отборе поступающих на форму стопы обращают внимание и с эстетической точки зрения, и с анатомической, т. к.
фундаментом всех движений является именно стопа 13 —
Гибкость (рис. Способность гнуться с широкой амплитудой вперед, назад в
стороны — это и есть гибкость. При отборе проверяется не только гибкость позвоночного столба, но и способность к подвижности всего костно-мышечного аппарата.
«В хореографическое училище надо принимать детей с достаточно хорошей гибкостью тела, тогда не придется прибегать к насильственному растягиванию их суставо-связочного аппарата С. Известно, что опорой тела является скелет и его суставо-связочный аппарат, при помощи которого человек двигается в пространстве. Если этот аппарат окажется недостаточно гибок, тело танцовщика в его движении будет стесненным, маловыразительным. Трудно и ограниченно гнущаяся спина не может дать глубокого, упруго-эластичного перегиба корпуса, например, при выполнении некоторых форм пордебра, арабесков, ранверсе и т. д. Несвободные в своем движении плечо, локоть, запястье и пальцы вносят в танец скованность. Недостаточно открытое бедро лишает движение ног свободного, выворотного и высокого шага. Малая гибкость колена и стопы также затрудняет движение ног, например, при выполнении плие и особенно прыжков.
Таким образом, ограниченная и пластически несвободная гибкость тела танцовщика привнесет в танец элементы жесткости и корявости, не гармонирующие с понятием классический С. 27].
Прыжок
Прыжок — это природная способность силой мышц ног вытолкнуть тело над опорой. Чем выше амплитуда прыжка, тем более легким невесомым кажется тело. Тем полетнее, «воздушнее»
будут прыжки исполнителя. При приеме проверяется способность к прыгучести Величина прыжка зависит от подвижности суставов конечности (тазобедренного коленного, голеностопного и суставов стопы, а также от функциональных особенностей мышц и
согласованности их в. работе Сначала проверяется трамплинный прыжок, когда в основном работают суставы стопы и пальцев,
затем прыжок па полуприседание, когда при приземлении нужно делать, предельно низкое полуприседание не отрывая пятки от пола. Следует обращать внимание на мягкость приземления что

характеризует эластичность ахиллова сухожилия [10,
С. 292J.
— 14 Способность к вращению
Поступающему предлагают различные тесты, которые позволяют определить работу вестибулярного аппарата.
Вестибулярный аппарат информирует центральную нервную систему о положении тела в пространстве вовремя движения ив неподвижном состоянии, о равновесии и его нарушениях.
При нарушении деятельности вестибулярного аппарата обучение хореографии противопоказано.
Музыкальность и ритмичность
Искусство хореографии синтезирует театральное, музыкальное,
танцевальное искусство, искусство пантомимы, связанное с культурой восприятия живописи скульптуры архитектуры. Поэтому для подготовки будущего артиста балета необходимо заранее
знать, есть ли у поступающего чувство ритма, музыкальные и танцевальные способности. Развитие этих способностей зависит от

темперамента, интеллекта, природной одаренности таланта.
Для выявления этих данных абитуриентам предлагают различные тесты.
Танцевальность
Поступающим предлагают либо станцевать танец, подготовленный ими заранее либо показывают им небольшую композицию
под музыку и тем самым выявляют способности быстро воспроизводить показанное либо предлагают сымпровизировать танец на
ту или иную музыку.
Такая проверка помогает выявить танцевальность и музыкальность координацию, эмоциональность и чувство стиля.
Живость восприятия
Живость восприятия необходима будущему артисту балета для
успешного понимания сложнейших законов и тайн искусства. Восприятие всегда связано с понятием темперамента, эмоциональности, интеллекта,
Различают сангвинический, флегматический, холерический и
меланхолический темпераменты- 15 -
— сангвиник — это живой подвижный впечатлительный, быстро реагирующий на события человек флегматик •— это человек медлительный, невозмутимый со
слабыми внешними проявлениями душевных состояний холерик — человек, отличающийся порывистостью, страстностью, неуравновешенностью, склонностью к бурным эмоциональным вспышкам, резким сменам настроения меланхолик — легко раним, склонен переживать даже незначительные события, но внешне вяло реагирующий на них.
Черты темперамента связаны со свойствами нервных процессов — возбуждения и торможения. Однако темперамент никогда

не встречается в чистом виде. При ярком преобладании признаков одного темперамента у большинства людей можно видеть призпаки других темпераментов проявления темперамента во многом зависят от условий жизни и деятельности человека.
Темперамент учащегося во многом влияет на культуру внимания. Культура внимания — это сильнейшее оружие современного
актера-танцовщика. Она окрыляет мысль, побуждает к творчеству,
совершенствует и облагораживает исполнительскую технику, С. Для определения прилежания и интеллекта проводят собеседования опросы, просмотры табелей успеваемости учеников, т. к.
иногда отсутствие прилежания может стать причиной плохой успеваемости ученика, несмотря на его природные способности.
Здоровье
Поступающий должен обладать хорошим здоровьем, выносливостью и достаточной силой. Будущему артисту балета приходится физически трудиться минимум 5—6 часов вдень. Без здоровья организм не вынесет тех нагрузок, какие требуются по программам обучения Поэтому проводится обследование абитуриентов по органами системам. Подробно изучается медицинская карта ребенка из детской поликлиники и школы. Учитываются перенесенные заболевания и их влияние на физическое развитие растущего организма. Такие болезни внутренних органов, как инфекционный гепатит (болезнь Боткина), заболевания органов дыхания (хронический тонзиллит, аденоиды, полипы, специфический процесс в легких, хроническая пневмония, энфизема легких бронхоэктатическая

болезнь, бронхиальная астма, заболевания сердца (перенесенный инфекционный миокардит, ревматический процесс, гипертония, заболевания желудочно-кишечного тракта (язвенная болезнь, хронические колиты, выпадение прямой кишки и др) служат абсолютным противопоказанием к приему в хореографическое училище, С Влюбленность в будущую профессию
Профессия артиста балета связана с постоянным физическим
трудом. Ив наш век широкой коммуникативности трудно найти
семью, где не знали бы, что такое хореография. Поэтому в училище поступают дети, любящие музыку, танцы, театр, балет. Многие до поступления ходили в кружки самодеятельности, занимались в
студиях, во дворцах, в домах пионеров, в детских ансамблях и т. п.
В училище они приходят сознательно, желая посвятить свою жизнь
любимому искусству. И многие этот интерес целеустремленность
проносят через всю жизнь, оставаясь верными ему до конца.
Без влюбленности в будущую профессию, без силы воли помогающей идти неустанно вперед, в искусстве хореографии нельзя
надеяться на успех.
Классическая школа хореографии — это не только система освоения программных движений, это система эстетического воспитания и тела, и духа будущих артистов. С годами учащиеся постигают тайны художественного видения и восприятия мира, у них развивается вкус к изящному, топкому постижению стилен, многообразию форм жизни. Педагог раскрывает секреты профессии перед учеником, а ученик постигает их.
Процесс взаимодействия, взаимопроникновения тем плодотворнее, чем ярче, одареннее, талантливее, умнее и настойчивее обе стороны. Какой бы опытный, способный, умный ни был педагог, он не сможет научить своего подопечного, если тот сам не будет перенимать опыту учителя. Ас другой стороны, если педагог малоталантлив, то ему не дано научить даже очень способного ученика.
«Иногда ведь и способные ученики на всю жизнь остаются только с хорошими данными, таки не переступив порог настоящего профессионализма и мастерства [4, СИ даже в процессе обучения велик процент отчисления учащихся. Есть природные качества, которые пока еще трудно предугадать даже с помощью научных исследований. Эти качества выявляются только со временем в процессе обучения. К таким сугубо профессиональным качествам относятся и способность мыслить
категориями хореографии, и способность мышечного ощущения
движения, и способность через движение передавать мысль, образ,
стиль, манеру, и способность к сложной координации, вращениям,
устойчивости, это, наконец, развитие профессиональной хореографической памяти необходимой будущему артисту балета. Отсутствие хотя бы одного из этих качеств может стать причиной отчисления учащегося как профнепригодного для дальнейшего обучения. Вот что говорила об этом А. Я. Ваганова: В задачи
-хореографического образования входит подготовка таких кадров,
с которыми можно было бы строить репертуар балетного спектакля. Первым долгом надо тщательно отбирать детей при приеме в

школу. Задача эта трудная, редкий ребенок не кажется милым,
привлекают тоненькие ножки, хорошие как будто формы. Дети
всегда в большинстве своем кажутся очаровательными Опытный наш глаз нередко обманывается. Самое странное, когда детская маскировка понемногу исчезает и ребенок начинает деформироваться, обнаруживается ряд дефектов сложения. Медицинские измерения, сделанные при приеме, мало помогают. Вся структура сложения сильно изменяется, юноши и девушки подчас принимают
облик, почти неприемлемый для сцены Еще страшнее при этом,
когда обнаруживается, что ученик не имеет данных для восприятии все больших и больших трудностей движений, изучаемых в старших классах.
Обнаружив это, надо не вести дальше ученика по ложному
пути, а скорее переключить на другую работу Только гак можно
довести балетную труппу до совершенства в смысле подбора фигур исполнительниц. Это и зрительно необходимо в пашем искусстве Мы не склонны оставлять в школе учащихся с деформированными фигурами В результате такие ученицы попадают на сцену, где год от года эти стареющие особы начинают предъявлять требования, недостойные их и т. д (13, С. Классический танец — значит образцовый, а образцовым его делает высокое мастерство и художественность.
В каждой профессии есть свои высоты мастерства и художественности в исполнительском мастерстве •— одни, в балетмейстерском — другие, у педагогов •— свое мастерство, ау репетиторов свой особый дар. Ио том, что это разные профессии, требующие каждая своего дарования, сейчас уже никто не спорит. Это доказано всей нашей историей балета. Ваганова писала «Нередко
артистки балета, не могущие больше выступать на сцене или же просто потерявшие трудоспособность, устремляются в педагогику.
Неужели они думают, что это так просто Они ошибаются учатся многие, по выучиваются не все [4, СУ Вагановой не было сомнений в том, что для педагогической
деятельности в искусстве столь же нужен божий дар, как нужен он исполнителями сочинителям танца. Дарование педагога встречается в искусстве гораздо реже, чем дарование исполнителя или даже сочинителя [13, С. 260].
- 18 УСТОЙЧИВОСТЬ И КООРДИНАЦИЯ
Устойчивость — основа танца, умение сохранять необходимое
положение тела в равновесном состоянии. Устойчивость — это та стратегия в хореографии, та цель, к которой идут долго и упорно по пути постижения мастерства. Обладающий мастерством
устойчивости, достигает, как говорят в хореографии, апломба.
Апломб начинает вырабатываться с первых уроков танца, с показа экзерсисных движений у станка, с постановки корпуса, ног,
рук, головы. Педагоги обучают умению двигаться так, чтобы в любой момент можно было зафиксировать ту или иную позу остановить прекрасное мгновенье».
Основная задача учащихся хореографической школы (в технической ее части) — научиться владеть устойчивостью. Научиться сохранять равновесие как в статических положениях, таки в переходных движениях из позыв позу, с ноги на ногу, в прыжках, во вращениях. Управлять процессом равновесия должен каждый профессиональный артист балета.
«В танце при любых движениях тела центр тяжести перемещается. Он может приближаться к площади опоры и удаляться
от нее, находиться над ее центром или у края и, наконец, выйти за пределы площади опоры- 19 -
В случае, когда вертикальная линия, опущенная из центра тяжести, попадает в центр площади опоры, равновесие легко сохраняется при любых позах и положениях тела. По мере приближения вертикали к краю площади опоры равновесие становится все более неустойчивым. При выходе ее за пределы площади опоры происходит падение тела [9, С. Школа хореографии учит правилами приемам постижения
устойчивости, их координации друг с другом.
Координация — это тактика в хореографии последовательный
путь освоения правил, приемов, при помощи которых можно управлять устойчивостью, равновесием, те. достичь желаемого апломба.
Координация в хореографии — это умение сочетать, варьировать, применять на практике правила и приемы устойчивости
(т. скоординировать их).
«Возбуждая рецепторы кожи, мышц и вестибулярного аппарата,
сила тяжести приводит к рефлекторному перераспределению тонуса мышц. Изменяя мышечные усилия для преодоления силы тяжести, танцовщик сохраняет равновесие и устойчивость тела С Координация в хореографии это сознательная профессиональная организация движения в заданной форме повремени пространстве и образе. Любое движение требует равновесия тела. Анализаторы играют в его сохранении ведущую роль. Двигательный анализатор воспринимает напряжение мышц ноги размах движений в суставах,
двигательный и обязательный вместе — соприкосновение с опорой и ее противодействие (реакция опоры. Обязательный анализатор показывает скорость перемещения тела, а вестибулярный — изменение скорости и направления движения, создает чувство поз.
Зрительный анализатор дает ощущение полета, направление движения и его изменения и скорости. Равновесие в движении зависит от степени развития свойств анализаторов и от согласованности их в работе [9, С. Классическая хореография формировалась, шлифовалась на протяжении многих поколений. Школа хореографии, ее деятели в разных странах искали, отбирали, формировали, систематизировали различные движения, приемы, позволяющие воспитывать в танцорах те или иные качества, развивать природные возможности.
К началу XX века в разных странах такие системы-школы уже в основном сложились (итальянская, французская, датская, русская и др. В книге Худекова История танцев (Т. III. С. приводится система занятий в русской школе, рассчитанная на 20 выработку у артистов тех или иных профессиональных качеств,
так называемых «Экзерсиции»:
экзерсис — адажио экзерсис — элевация, экзерсис — баллона экзерсис — taquete`
экзерсис — temps battus экзерсис — pirouettes
Экзерсисы, группы движении, отобранные временем, говорят о том, что появились правила и приемы той или иной школы, которые позволяют не только разучить движения, определенные программами, поп помогающие развить технику пластического
движения, технику прыжков, полетов, устойчивости, заносок, вращений при помощи специальных тренировок.
Чтобы исполнить определенную позу, нужно мысленно представить ее, создать ее образ, чем и настроить все звенья своего
тела на создание этой позы и удержание ее.
«Человек образует условные рефлексы на слона и с помощью слов. Разучиванию любого хореографического движения или позы предшествует показ и объяснение. Преподаватель показывает сам, помогает принять правильную позу. Это непосредственное воздействие на анализаторы. Объяснения с помощью слов помогают учащимся создать представление о предстоящем движении...
Если ученик может правильно рассказать о движении в целом и о его деталях, значит, он усвоил движение. Ошибки в исполнении движения будут отражены в рассказе о нем. Если устно исправить
эти ошибки, то быстрее удастся исправить их в действии.
Не менее важна и мысленная тренировка. Когда человек думает о движении, он его мысленно проделывает. При этом мышцы совершают едва заметные сокращения, а в коре полушарии происходит образование нервных путей для замыкания рефлекторных дуг. Это во многом напоминает мышечное запоминание, С. Слово — это один из инструментов воздействия педагога на обрабатываемый природный материал ученика. Воздействие точным словом в педагогическом процессе является (по И. П. Павлову) условным раздражителем. Каждый педагог, каждая школа ищет, находит, собирает и отбирает те слова, условные названия,
термины, которые помогают быстрее достичь желаемого результата.
В систему координации входит ряд условных названий (универсальных раздражителей. Условное название это не термин,
это приспособленное к работе образное обозначение, направленное па быстрое, более доходчивое воздействие с целью достижения лучших практических результатов. Условные названия рождаются 21 —
и отмирают, возникают новые, получают распространение, укореняются вместе с развитием хореографического искусства.
Особенность условных названий в том, что все эти обозначения узко специфичны ив обычной повседневной жизни не употребляются в том значении, в котором их применяют в балетной практике.
Условные названия, понятия — это не рецепты к исполнению тех или иных движений, это лишь слова —
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

перейти в каталог файлов


связь с админом