Главная страница
qrcode

Устойчивость и координация. Справочник для хореографов а методическое пособие


НазваниеСправочник для хореографов а методическое пособие
Дата08.09.2019
Размер2.8 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаУстойчивость и координация.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипСправочник
#157470
страница5 из 12
Каталог
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
тела от оси должно отвечать компенсаторное движение которое помогает восстановить равновесие. Прирезком компенсирующем
движении могут возникнуть колебательные движения балансирование По умелое применение приемов стабилизации положений помогает свободному, художественному исполнению техники приема на полупальцы.
В позициях классического танца и степень опоры, и угол устойчивости при подъеме на полупальцах разные.

По сравнению с положением в основных позициях на всей стопе
площадь соприкосновения с опорой уменьшилась, угол устойчивости увеличился, давление па полупальцы
увеличилось, но сцепление с опорой уменьшилось Центр тяжести тела отдалился от

площади опоры Чтобы повысить сцепление с опорой, стабилизировать устойчивость, надо включить в работу группу мышц-компенсаторов.
При правильной постановке корпуса и ног в любой из пяти

позиции классического танца на полупальцах изменение положения руки головы а при достаточной тренировке и корпуса не влияет на стабильность самих позиций.
В положении на полупальцах тело активно устремлено вверх,
структура напряжений мышечных групп в I и II позициях в основном симметрична, в IV и V позициях — асимметрична.
В каждой из пяти позиций свои особенности устойчивости и

свои приемы, т. к. центральная продольная ось тела по-разному

проходит в них через центр опоры. Так, при стоянии на полупальцах в I, II, III позициях центр продольной оси тела проходит между ноги центр опоры, а упоры полупальцев по бокам корпуса позволяют сохранить наибольшую устойчивость.
В IV и V позициях ось проходит тоже через центр опоры. Но тело не защищено от боковых колебаний. Чтобы стоять более стабильно в этих позициях, надо не только хорошо сохранять 41
(удерживать) выворотность, надо научиться при внешнем равномерном распределении тяжести на двух ногах, по внутреннему ощущению стоять на одной из ног как на основной (опорной, а другую ногу считать работающей, исполняющей функцию подпорки, т. кв этих позициях колебания центра тяжести тела становятся более частыми (переступания на полупальцах).
Исполнение releve' п I позиции (рис. 5г)
Исходное положение — I позиция, en face. Руки могут находиться в любой позиции, в любом положении. Движение выполняется плавно с одновременным отделением обеих пяток от пола. Вовремя подъема на высокие полупальцы необходимо крепко удерживать голеностоп, без завалов на большие пальцы или на мизинцы, пятки силой удерживать вперед в выворотном положении, сохраняя I позицию в течение всего исполнения движения.
Подъем начинается с настройки всего организма на движение.
Идет вдох, натяжение корпуса и позвоночного столба вертикально вверх (это снимает тяжесть тела с бедер и ног, подтягивание ягодичных мышц, бедер, при сохранении выворотного положения,
сильный сгиб голеностопа, разгиб плюсневых костей и закрепление положения.
По ощущению это втягивание на полупальцы силой корпуса и верхними мышцами нога не поднимание корпуса силой сгиба голеностопа и мышц голени, ибо при таком неправильном настрое корпус остается сидеть на ногах, что искажает осанку, делает движение напряженным.
Центр тяжести тела при подъеме и опускании проходит через центр опоры по осевой линии тела. Вес тела распределяется равномерно на обе стопы. Для усиления сцепления с площадью опоры, устойчивости и закрепления положения на полупальцах силой мышц стараются схватить и удержать площадь опоры между полупальцами.
Обратный ход — опускание с полупальцев происходит также
плавно, эластично, с одновременным касанием пяток пола. Корпус силой мышц удерживает свое верхнее положение, не давая телу опуститься своей тяжестью на ноги, хотя пятки касаются плотно пола, но остаются легкими и за счет этого сохраняется легкость исполнения опускания в первую позицию- 42 Releve по И позиции (рис 6в)
Подъем на полупальцы по II позиции и опускание происходит по тем же правилам, приемами ощущениям, что и при исполнении этого движения по 1 позиции. Разница состоит в том, что площадь опоры во II позиции увеличивается на длину стопы, увеличивается угол опоры, степень устойчивости по IV позиции (рис. 7г)
Подъем на полупальцы по IV позиции делается также, как пои позициям. Может исполняться в любых ракурсах (en е, с руками в любой позиции. Особенность заключается в том, что в IV позиции увеличивается площадь опоры на ширину
попы, увеличиваются боковые колебания, подключается ощущение креста в спине, внутренние тяги мышц силой сохраняют параллельность плечи бедер. По ощущению ноги сжимают площадь опоры между полупальцами обеих стоп.
Корпус стоит на двух ногах и вес тела распределяется равномерно между двумя стопами, но понастрою, ощущению, которое помогает устойчивости, корпус стоит на одной опорной ноге, а другая, работающая нога, служит подпоркой. Это ощущение дает возможность ликвидировать колебания оси тела и привести позу в устойчивое, стабильное положение. Опускание с полупальцев идет по тем же правилам подъема, нов обратном порядке по V позиции (рис. 8г)
Подъем на полупальцы по V позиции и опускание исполняются по тем же правилами приемам, что и по IV позиции, в различных ракурсах (en face, epaulement), с руками в любой позиции. Внешняя осанка и внутренние ощущения такие же, как при подъеме на полупальцы по IV позиции.
Отличием является предельное уменьшение площади опоры при подъеме, т. к. полупальцы обеих стоп как бы сжимаются в одну точку. Колебания оси тела увеличиваются.
Чтобы ликвидировать отклонение оси тела, добиться стабильной устойчивости, надо по ощущению стоять на одной опорной ноге, а другую ногу считать подпоркой. При этом ноги крепко схватывают опору между полупальцами обеих ног. Корпус сильно подтянут- 43 -
Общие замечания
При подъеме и опускании с полупальцев надо помнить, что чем шире позиция (площадь опоры, тем меньше амплитуда колебания оси тела и степень ее отклонения от центра. При переходе
из одной позиции в другую на полупальцах степень колебания оси тем больше, чем меньше площадь опоры. При стоянии на полупальцах колебания тела влияют на изменение положения костей и суставах, а это влечет за собой рефлекторное перераспределение тонуса мышц, т. к. нервные импульсы от рецепторов кожи, суставов, мышц поступают а вестибулярный аппарат и центральную нервную систему.
Для устойчивого положения пальцы, полупальцы, мышцы голени, ног входят во взаимодействие с опорой (сжимая ее, усиливая тем самым возбудимость рецепторов и поток биоэлектрических импульсов от них в центральную нервную систему.
Успех подъема на полупальцы зависит во многом от точного

представления этого действия до его выполнения, те от заданной
программы, от определенного образа-кода, который складывается,
сформировывается в понятии у исполнителя под влиянием показа педагога, словесного объяснения, многочисленных поворотов, вырабатывающих условные рефлексы. Образ — представление как носитель программы, отнесенной к временно-пространственному
регулированию того или иного действия не фигурально а реально содержит проект этого будущего действия [14, С. Компенсаторными приемами в положении на полупальцах могут быть:
а) незаметное изменение положения за счет внутренних тяг мышц
или перемещения центра тяжести тела;
б) усиление давления на опору за счет управления мышцами пальцев, стоп, голеностопа, икроножных мышц, бедренных, ягодичных за счет сжатия опоры между полупальцами обеих ног;
в) стремление силой мышц ног удержать пятки вперед при сохранении предельной выворотности колени бедер;
г) сильное подтягивание корпуса и таза вверх (при закрепленном
таком положении центр тяжести тела находится как бы в
«подвешенном» положении, снятом с тазобедренных суставов- 44 -и, значит, находящемся над углом устойчивости, что помогает ногам легче и прочнее закрепить позицию;
д) выработанный навык-рефлекс микробалансирования корпуса,
помогающий привести ось в оптимальное положение равновесия;
с) микроколебания плюсневых, предплюсневых, голеностопных мышц, силой которых удерживается позиция;
ж) сохранение высокого тонуса не только мышц нижних конечностей, но и всего тела.
При опускании с полупальцев на обе стопы корпус тянется вверх, продолжая стоять на опорной ноге, а работающая нога полупальцами скользит по опоре до полного опускания в пятую позицию.
позицию.
УСТОЙЧИВОСТЬ
В ОСНОВНЫХ ТАНЦЕВАЛЬНЫХ ПОЗАХ
НА ПОЛУПАЛЬЦАХ
Вводная часть
О том, что такое ПОЗА и каково значение ее в хореографии,
хорошо сказал НИ. Тарасов в своей книге Классический танец»:
«Состав движений классического танца велики многообразен но
основная его речевая единица — это поза во всем своем хореографическом и композиционном многообразии.»
Танец любой национальности, народности, страны в целом не
может существовать без позы, которая выражает характер, стиль,
колорит, образ как самого танца, таки той народности, которой
она принадлежит.
Не надо быть большим специалистом, чтобы с первого взгляда
по позам европейских или африканских скульптур определить их
принадлежность к тому или иному континенту.
Отбор поз, положений из которых составляется национальный танец — это процесс, длящийся тысячелетиями Поэтому народ
так бережно старается сохранить это бесценное духовное богатство. Такой же тщательный многовековой отбор поз происходили в

классическом танце- 46 Поза классического танца отличается исключительным разнообразием приемов исполнения. Она может входить как основной или как дополнительный элемент в то или иное движение, принятое школой или театром классического балета может воспроизводиться медленно или быстро, фиксироваться длительно или кратко,
усиливать или ослаблять динамику движения. Поза может быть исполнена в малой, средней или большой форме, на полу terre) ив воздухе (en l`air), без поворота, с поворотом, с вращением, с заноской, с кабриолем и т. д, и т. п [16, С. С первого же года обучения в училищах юные исполнители
начинают изучать' позы классического танца как первооснову исполнительского мастерства.
Трудность исполнения той или иной классической позыв уме пни скоординировать работу всех частей-звеньев костно-мышеч-
ного аппарата с целью сохранения равновесия.
Основных классических поз одиннадцать croise`e впереди вперед) — рис. 10
— croise`e назад и (attitude croise`e назад) — рис. 11
— efface`e впереди вперед) рис. 12
— efface`e назад и (attitude efface`e назад) — рис. 13
— I arabesque — рис. 14
— 11 arabesque — рис. 15
— Ill arabesque — рис. 16
— IV arabesque — рис. 17
— e`cartee вперед — рис. 18
— e`carte`e назад рис, 19
— a la seconde — риса, б, в
Работа над устойчивостью в позах продолжается всю творческую, сознательную жизнь артиста балета, т. к. тело — это сложный аппарат, который надо держать в постоянной тренировке и контроле. Об этом говорит в своей книге Уроки классического
танца» известный педагог А. М. Мессерер: Теми и характер движений в продолжении всего класса спокойные и умеренные. Это
ДУСТ
в свою очередь возможность проверить и закрепить устойчивость и равновесие, точность позиций, правильное положение
корпуса, выверить все подготовительные приемы [7, С. Классические позы — это но преимуществу многообразные положения тела, выполняемые в определенной художественной
манере, стиле, образе. Построение точных поз требует достаточного навыка и чувства устойчивости. Навык, в свою очередь, закрепляет в памяти мышц определенные ощущения тех или иных
поз, корректируя эти ощущения в танце.
При исполнении классических поз на высоких полупальцах задача заключается в сохранении равновесия как в неподвижном 47 —
положении, таки при изменении позы без перемены опоры (перен водах рук, головы, работающей ноги смещении тела, т. св умении уравновесить действующие внутримышечные силы (силы тяжести веса, силы реакции опоры, инерции, мышечных тяги др.)|
Различные силы действуют при этом одновременно, но одни как возмущающие, разрушающие, а другие как уравновешивающие,
компенсирующие, сохраняющие позу.
Каждая из классических поз — это исторически сложившаяся в определенный графический рисунок осанка, выработанная и отшлифованная школой классического танца, специфический, синтезированный образ.
Каждая поза выполняется по классическим канонам — это|
сложное взаимодействие всех звеньев костно-мышечного аппарата]
и управления центров головного мозга. И малейшее изменение или отклонение той или иной части тела приводит к искажению позы,
осанки, художественности, школы. (см гл. II Устойчивость и координация) Школа классического танца учит управлению движениями тела
на основе мышечных ощущений, которые с годами тренировок становятся рефлекторными НА. Бернштейн, первым решивший в принципе задачу управления движениями, писал Движение возможно лишь при условии тончайшего и непрерывного непредусмотренного заранее согласования центральных импульсов
(команд) с явлениями, происходящими на периферии тела»
[б, С. Часто в младших классах способные от природы ученики быстро усваивают программу. Нов средних и старших классах, где
происходит освоение более сложной танцевальной техники связанной с переходами из одной позыв другую изменениями положения головы, переводами рук когда усложняется координация,
требующая знаний и навыков владения устойчивостью, ученики останавливаются в своем развитии. Их природные возможности оказываются недостаточными для продолжения усвоения техники классического танца.
Для того и существует многообразие поз, положений и движений чтобы умело разумно пользоваться ими и танцевать их, а не
механически выполнять. В этом залог совершенствования будущих артистов балета. Фиксация как закрепление освоенного — необходимое условие дальнейшего совершенствования. Но чрезмерная
фиксация препятствует перестройке системы движений и затрудняет дальнейшее прогрессирование, поэтому может оказаться тормозом совершенствования. Чрезмерно фиксированные скорость,
ритм, размах движений, а также позы, усилия представляют собой
своего рода барьеры, потолки, пороги, препятствующие дальней 48 щему росту мастерства. Причина чрезмерной фиксации -- в однообразии применяемых средств, методов и условий тренировки.
Монотонность условий содержания тренировочных действий одно из наиболее частых препятствий в прогрессировании технического мастерства [5, С. Способность сопротивляться нарушению устойчивости, противодействовать силам, возмущающим устойчивость, способность восстанавливать и удерживать равновесие — все это воспитывается практикой, временем, школой.
Сложность управления позой состоит в том, что внутренние тяги мышц (уравновешивающие силы) никогда не бывают постоянными, т. к. испытывают воздействие внутренних колебаний,
дыхания, сил инерции, разность напряжения в звеньях, силы тяжести отдельных звеньев и т. п.
В зависимости от положения различных звеньев тела относительно центра массы тела меняются силы мышечных тяг. В свою очередь, силы мышечных тяг помогают сохранить позу, фиксируют положение остальных звеньев. Умение управлять мышечными силами приходит постепенно, при многократном повторении движения, с образным представлением той или иной позы, как бы запечатленной в проириоцептивных ощущениях, при выработке рефлекса позы. Ваганова говорила, что с первого класса надо обращать внимание на контроль мышц нога уже потом спины.
Вырабатывая у учащихся рефлекс той или иной позы, надо строго следить за соблюдением правил классической школы и
точностью их исполнения.
Чистота школы в основном зависит от грамотности педагогов,
ибо Нельзя забывать, что при нерациональной тренировке автоматизируются и ошибки |5, С. Прежде чем изменить позу, надо мысленно представить другое положение и настроиться на него. Удержание постоянной позы с необходимостью требует соответствующих преднастроек... Это связано с изменением положения центра тяжести и развитием реактивных сил при движении, особенно если оно достаточно велико по амплитуде и быстроте [14, С Установлено, что в сохранении равновесия главная роль принадлежит многочисленным анализаторам, работе высшей нервной деятельности головного мозга, Любое движение требует равновесия тела. Анализаторы играют в его сохранении ведущую роль.
Двигательный анализатор воспринимает напряжение мышц ноги размах движений в суставах двигательный и осязательный вместе — соприкосновение с опорой и ее противодействие (реакция опоры Осязательный анализатор показывает скорость перемещения тела, а вестибулярный — изменение скорости и направления 49 —

движения создает чувство поз Зрительный анализатор даст ощущение полета, направления движения и его изменения и скорости.
Равновесие в движении зависит от степени развития свойств анализаторов и от согласованности их в работе [9, С. Ведущую роль в выработке апломба, устойчивости, осанки
играет контроль за постоянным правильным выполнением классических поз. При малейшем ослаблении контроля над работой всех звеньев тела происходит нерациональное перераспределение внутренних сил в результате чего некоторые звенья находятся под большим напряжением, чем этого требует выполнение движения.
Излишнее напряжение влечет за собой ряд отрицательных моментов развитие мышц, не участвующих в работе над данным движением, деформация фигуры, осанки, искажение классической
формы позы, излишняя напряженность мышц-антагонистов, микротравмы, растяжения, скованность тела, быстрая утомляемость и т. д.

Отсутствие контроля и требовательности (а подчас и мастерства педагога) приводят к тому, что при неправильной постановке
корпуса, неправильном ощущении той или иной позы, того или иного движения и при постоянной работе развиваются совершенно не те мышцы которые помогали бы осваивать технику классического танца. 11, как следствие, ученик начинает отставать от программы, фигура его деформируется теряется внешний вид утрачиваются классические линии С утратой формы учащийся теряет
и перспективу К такому же финалу может привести и слепое, механическое исполнение движении безэмоционального настроя.
Ученица А. Я. Вагановой Л Шелест вспоминает слова своего
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

перейти в каталог файлов


связь с админом