Главная страница
qrcode

Устойчивость и координация. Справочник для хореографов а методическое пособие


НазваниеСправочник для хореографов а методическое пособие
Дата08.09.2019
Размер2.8 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаУстойчивость и координация.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипСправочник
#157470
страница7 из 12
Каталог
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
«легкой» пятке).
В подготовительном положении, соединившись, руки делают

незаметный подхвати начинают подниматься в первую позицию;
одновременно левая нога отодвигается battement tendu назад не останавливая движения, левая нога поднимается вверх, увлекая
за собой корпуса корпус своей устремленностью вверх заставляет подниматься опорную ногу на полупальцы. Опорная нога сильно натянута и закреплена в тазобедренном, коленном и голеностопном суставах. (Если исполнение движения проходит приемом толевая нога делает флик на cou-de-pied
одновременно с подхватом рук в подготовительном положении, а затем retire вверх по опорной ноге сильной стопой и вытягивание работающей ноги назад вверх).
Руки поднимаются до I позиции, а зятем правая рука устремляется плавно вперед, на уровне правого плеча а левая рука

открывается в сторону, чуть дальше второй позиции, ладони обеих рук обращены вниз (взгляд сопровождает движение правой кисти).
Подъем работающей ноги происходит при предельно выворотном и натянутом положении обеих ног, при сохранении перекрестного состояния мышечных тяг в спине — креста параллельности бедер и плеч. Чем выше поднимается работающая нога, тем больше забирается одноименный бок к себе — вверх от работающей ноги, помогая сохранить равновесие, внешнюю осанку, не допуская перекосов в позвоночнике, бедрах, плечевом поясе.
Для удержания позыв фиксированном положении тело может

рефлекторно или сознательно совершать компенсаторные движения подъем работающей ноги и усиление внутренней инерции в верхних, неопорных звеньях, относительно опорной ноги повышение- 58 диафрагмы, смещение головы назад или вперед незаметное смешение рук легкое движение тазобедренного пояса за счет напряжения мышц колебательные движения голеностопного сустава

опорной ноги и т. п.
Осанку позыв ее верхней точке на высоких полупальцах составляют подтянутость корпуса и устремленность вперед верхней части тела при подтянутой диафрагме, предельная натянутость и выворотность обеих ног, перекрестная связь бедра работающей ноги и противоположного плеча — крест параллельность бедер и
плеч, перпендикулярность работающей ноги к корпусу.
По ощущению, это сильно вытянутая вверх поза, сохраняющая инерцию вверх за счет напряженности мышц позвоночника, спины,
груди, ног, согласованная работа внутренних мышечных тяг как бы ввинчивает тело вверх на выворотную опорную ногу высоко

на полупальцы.
Обратный ход движения начинается со вдоха корпуса и рук,
которые удлиняют свое положение и немного повышаются (чтобы

повысить неопорные звенья, сняв тяжесть с опорных работающая нога еще больше вытягивается с повышением, ив это время происходит плавный, сдержанный спуск с полупальцев опорной ноги

(строго по осевой линии, без смещения проекции центра тяжести на опору. Вслед за этим работающая нога, ослабляя напряженность, сдержанно опускается на пол (приподнятом корпусе и опускающихся в подготовительное положение руках) и становится

в исходное положение приемом battement tendu. (Если движение
повторяется, то проекция центра тяжести остается неизменной.
При изменении движения, переходе на другую ногу пли окончании движения осевая линия соответственно изменит свою проекцию на

площадь опоры).
«Поза, в которой нога поднята назад в вытянутом состоянии, —
арабеск. В основном существует, конечно лишь одни арабеск, но так как в этой позе может быть поднята назад нога противоположная вытянутой вперед руке или ей соответствующая итак как

п в первом и во втором случаях можно встать либо на сroisee,
либо на effacee, ив дальнейшем указаны те незначительные изменения, которые при этом вносят в основную форму. Получаются четыре разновидности арабеска, которым для удобства присвоены порядковые номера [11, С. 53].
— 59 -
Поза II арабеска (рис. Исполняется по тем же правилами ощущениям, что и поза I арабеска (и effacee назад. Отличием позы II арабеска является то, что при опорной правой ноге и работающей левой ноге, вперед из первой позиции на уровень левого плеча открывается левая рука, левый бок забирается еще больше к себе вперед вверх от работающей ноги правое плечо и правая рука отводятся назад немного дальше II позиции (поза полностью просматривается со стороны зрителя. Кроме того, отведение правого плеча назад усиливает перекрестное мышечное напряжение в спине — (ощущение креста),
голова поворачивается в сторону левого плеча, слегка откинута назад, что помогает распределению веса.
Поза III арабеска (рис. Это тот же II арабеск, нов положении epaulement croisee в восьмую точку плана зала. И отличается лишь тем, что взгляд устремлен вперед в сторону вытянутой левой руки на уровне левого плеча.
Поза IV арабеска строится по тем же правилами приемам что
и I арабеск, нов положении epauletnent croisee. В отличие от исполнения позы I арабеска, для удобства разучивания в этом ракурсе руки после подхвата из подготовительного положения поднимаются до III позиции а затем опускаются (правая рука вперед, а левая •— назад, образуя вместе с плечами единую линию Диафрагма еще больше держится вверх, плечи и лопатки
осаживаются вниз с большей силой, перекрестное положение мышечных тяг левого бедра работающей ноги к правому плечу еще сильнее, чем в позе I арабеска голова повернута в сторону правого плеча (ее вес уравновешивает центральную осевую линию
тела над опорой).
А la seconde (риса, б в)
«А la seconde — (а ля згонд, франц, букв. — во II позицию),
поза классического танца нога через II позицию поднята в сторону на 90° или выше [19, С Исходная позиция — V, effacee (лицом к зрителю, правая нога впереди, руки в подготовительном положении. Проекция центра тяжести проходит по осевой линии в центр опоры между двух стоп. Поза может быть исполнена различными приемами developpe,
releve, fondu, battement jete.
- 60 -Начинается движение с преднастройки. После этого делается preparation (корпус и руки делают вдох затем руки из подготовительного положения поднимаются до I позиции и раскрываются на II позицию одновременно с battement tendu правой ногой вправо. При этом корпус, спина, мышцы опорных звеньев переносят центр тяжести тела на подушечку левой стопы (приопущенной на пол легкой пятке, голова отклоняется влево вниз, а затем поднимается, повернувшись в сторону правой руки (те. взгляд все время сопровождает кисть правой руки, правая нога легко, без упора касается пальцами пола на II позиции. Обе ноги сохраняют предельную выворотность. Корпус естественно перемещается влево на центральную осевую линию, проходящую через опорную ногу.
«Ваганова говорила Стояна, поверни пятки вперед,
но зачем — не объясняла. И только в процессе самостоятельной работы я додумала причину и следствия требования верная постановка корпуса на оси даст возможность высоко поднять ногу, не
деформируя позу [18, С. По ощущению корпус как бы вытянулся над опорной ногой, сняв тяжесть с бедра опорной ноги и нижних звеньев системы. Затем
строго вверх по осевой линии происходит втягивание позы на полу-

пальцы с одновременным подъемом работающей ноги на 90° (или
выше). В построении позы участвуют согласованно несколько
звеньев всего костно-мышечного аппарата. Основную нагрузку берут на себя мышцы позвоночника, корпуса, груди. Им активно
помогает сила работающей ноги, которая согласуя свою инерцию с силой подъема корпуса, снимает тяжесть верхних звеньев системы с опорной ноги. Кроме того мышцы-компенсаторы,
находящиеся слева от позвоночника, мышцы левого плеча повышают напряженность удерживая позу в равновесии, облегчая подъем работающей ноги. Мышцы плечевого и тазобедренного пояса сохраняют
параллельность. При этом весь корпус естественно перемещается клево, уравновешивая всю позу. И чем выше поднимается работающая нога, тем больше отклонение корпуса в противоположную сторону Руки в верхней фиксированной точке на II позиции, голова прямо.
В дальнейшем когда позабудет освоена, руки могут принимать различные положения и при правильно работающих мышцах всех

звеньев системы не нарушат общего равновесия.
Обратный ход движения начинается также с вдоха корпуса и рук что еще больше подтягивает корпус вверх мышцы-компенса-

торы увеличивают напряженность работающая нога еще больше
натягивается и опускается вниз на II позицию с одновременным
опусканием с полупальцев на опорной ноге строго по осевой линии. Далее приемом battement tendu работающая нога вместе с —
руками возвращается в исходное положение. (Если движение должно повториться то центр тяжести тела остается на левой опорной ноге, при изменении движения, при переходе на другую
ногу или окончании движения осевая линия соответственно изменит свою проекцию на опору).
Если позу a la seconde повернуть по диагонали на 1/8 поворота с работающей ногой, направленной в точку 2 плана зала, и поднять правую руку в III позицию (взгляд в сторону правой руки, левая рука на II позиции, то поза примет положение ecarteе
вперед (рис. 18). При повороте позы нас работающей ногой,
направленной в точку 4 плана зала, поднятой в III позицию правой рукой с головой, повернутой клевому плечу то поза получит]
название ecartee назад (рис. В этих позах, при их схожести с позой a
la seconde корпус ещё
больше имеет степень отклонения в сторону опорной ноги, а мышцы - компенсаторы работают с большей напряженностью — (экарте, франц, от ecartee — раздвинуть) поза классического танца, в которой тело танцовщика развернуто но диагонали, нога поднята в сторону (a la seconde), корпус отклонен от поднятой ноги, рука, соответствующая поднятой ноге находится в III позиции другая отведена на II
; голова повернута в
направлении этой ноги (ecartee вперед) или от нее (ecartee назад) > [19, С. При исполнении больших поз на полупальцах надо помнить,
что малейшее изменение в позе в момент равновесия в звеньях тела, расположенных по одну сторону опоры, изменяет расположение масс тела относительно площади опоры и поэтому требует совершения компенсаторных движений звеньями тела расположенными по другую сторону опоры. Это обычно усиление крестообразных мышечных тяг спины, повышение работающей ноги, усиление
наклона корпуса перемещение бока от работающей ноги, к себе и вверх компенсаторные движения тазобедренного пояса, движения головы, рук, голеностопного сустава, повышение диафрагмы и т. п.
Структура напряжений мышечных групп в позах асимметрична.
И. II. Тарасов считал, что сила и яркость чувств танцевальной позы возникает не от высокоподнятой
ноги (на 45°, 90" и выше, а от умения ученика вникать в хореографический стиль и характер
ее исполнения [16, С Вершина мастерства — ощущение позы от кончиков пальцев ступни до кончиков пальцев руки- 62 -Общие замечания
Таким образом, для управления устойчивостью и сохранения осанки в основных позах на полупальцах необходимы:
а) преднастройка на образ позы»;

б) скоординированность различных мышечных групп (точность следования правилам);
в) выработка рефлекса балансирования (установление центра тяжести тела над центром площади опоры);
г) контроль за ощущениями (образ позы»);
д) реактивность мышечного аппарата (высокий тонус);
с) соблюдение правил координации бок от работающей ноги забирается к себе вверх;
ж) соблюдение перекрестного положения тяг мышц спины и
противоположного бедра — крест;
з) постоянная устремленность всего тела вверх (инерция
ПРИЕМЫ УСТОЙЧИВОСТИ ПРИ ДВИЖЕНИИ
Вводная часть
Бесчисленное множество составных движений, связанных с изменением больших поз на полупальцах и на пуантах, можно условно объединить в четыре группы по четырем основным приемам классического танца. passe;
2. rond и (demi rond);
3. fouette;
4. тур lent (повороты, Группы подразделяются по степени динамики работающей и

опорной ноги. я группа связана со сменой поз при неподвижной
«опорной ноге я группа поз строится при относительно неподвижной работающей ноге я группа поз объединяет одновременное движение опорной и работающей ноги. я группа поз
характеризуется поворотами и вращениями.
Остальные переводы ног в той или иной степени являются производными от четырех основных классических приемов их разновидностями, вариантами 64 Переводы рук из одного положения в другое также как и переводы ног, неизбежно влекут за собой изменение в равновесии всей системы ив соотношении внутренних силовых тяг. Основную роль в удержании равновесия неизменно берет на себя позвоночник.
«Движения позвоночника связаны с самым высоким поднятием руки и ноги. самого высокого поднятия одной руки нельзя произвести без одновременного наклона позвоночника. Так, при поднятии правой руки до предела позвоночник наклоняется влево и

создается красивая линия (рис. 18, Высокое (больше чем на 90°) поднятие одной ноги, например,
в grand battement jete balance и др, можно осуществить, только
изменяя положение туловища сгибая и разгибая его или наклоняя Таким образом, движение позвоночника и его положение
связаны с положениями и движениями головы и конечностей СВ больших позах на полупальцах при движении на месте характерны неизменная опора и усилия направленные на сохранение равновесия, т. к. изменение позы всегда вызывает смещение центров масс тела и центральной осевой линии.
«Взаимодействие подвижных и опорных звеньев изменяется

внутренними для человека силами. Действия на опорные звенья со
стороны опоры — это внешняя для всего тела сила Для каждого из звеньев действие на него соседних звеньев, опоры или перемещаемых тел сеть проявление внешних для данного звена сил.
Очень важно различать внешние для всего тела человека силы и внешние для каждого звена силы. Центр массы каждого звена изменяет свое положение, если к этому звену приложены внешние
относительно него силы. Таким образом, при движении человека на месте возникает и изменяется движение центра массы тела
человека вследствие приложения к звеньям тела неуравновешенных внешних (относительно звеньев) сил б, С. Способность человека сознательно, силой воли, управлять своими движениями воспитывается дисциплиной и высокой культурой школы, которая дает знания приемов и правил управления рычагами и маятниками костно-мышечного аппарата.
При выполнении даже простых движений мышцы участвуют группами, взаимодействуя между собой. Устойчивость в больших позах на полупальцах при движении без смещения точки опоры
достигается согласованной работой мышц всей системы. Тяги
мышц опорных звеньев (стопа, голеностоп, коленный сустав тазобедренный сустав, таз) создают своеобразный фундамент. Тяги
мышц верхних звеньев (рук, корпуса, головы, работающей ноги)
обусловливают выполнение заданного движения- 65 —
Для выполнения движений как при опоре, таки без опор
(полетные фазы прыжка бега и т. п) необходимо создавать опор для работающих мышц. Звенья тела, соприкасающиеся с опорой опорные звенья, сохраняют свое положение и связь с ней. благодаря опорным тягам мышц. Эта статическая работа фиксирующая

суставы. Кроме того, фиксируются тс или иные звенья тела что

создает опору для мышц, выполняющих динамическую работу. Получается в целом своего рода фундамент для подвижных звеньев,
движущихся относительно друг друга и относительно опорных:
звеньев.
Таким образом, все мышцы участвующие в двигательных действиях работают либо статически либо динамически. Эти вид работы зависят друг от друга. В движениях, требующих значительных рабочих тяг, обычно бывают значительными и опорные
тяги» [5, С. Значение работы мышц в теле человека огромно. В целенаправленном управлении мышечными тягами, движениями групп мьшц состоит задача и мастерство артиста балета.
Мышечные тяги изменяют тяжесть, давление веса отдельных звеньев друг на друга, не изменяя при этом общего веса теля

Так, например, при действии головы нашейные позвонки взаимодействуют голова и позвоночный столб.
Таким образом, вес головы относительно всего тела человека
сила внутренняя, относительно же позвоночного столба --- внешняя (5, С Движение отдельных частей тела создает внутри них инерцию.
Инерция отдельных звеньев влияет на изменение веса как самих i звеньев, таки целых групп, связанных друг с другом мышечными тягами. И, таким образом, внутренний динамический вес системы при движении изменяется. Приемы же классического танца помогают управлению динамическим весом в целях устойчивости и свободного владения телом. Это, в конечном итоге, приводит к мастерству и высокой художественности.
«Если сила инерции направлена вниз то она складывается со статическим весом сила давления на опору при этом увеличивается, если же сила инерции направлена вверх, то она вычитается из
статического веса сила давления на опору уменьшается. В обоих случаях измененный вес называют динамическим он больше
или меньше статического [5, С При изменениях поз и положений, при переходах и переводах
отдельных звеньев на некоторый угол относительно первоначального положения в теле неизбежно возникают инерционные силы,
помогающие движению или возмущающие его Приемы классического танца помогают управлять этими силами (увеличивать или 66 гасить возникающие излишки. Следует подчеркнуть, что для сохранения положения всего тела необходимо сохранение его позы
(как бы отвердение тела. По не всегда сохранение позы достаточно для сохранения положения всего тела. Так называемая динамическая осанка при выполнении упражнений есть сохранение в основном позы групп звеньев, но вовсе не положения тела в целом [5, СУ каждого педагога в арсенале имеются свои, приобретенные опытом приемы, помогающие развивать устойчивость при движениях на полупальцах опорной ноги. Из множества таких приемов классический танец в процессе своего развития отобрал несколько основных Одним из них является преднастройка,
те. настраивание всего организма на предстоящее движение (рис. 19). При многократных повторениях движений у исполнителя вырабатываются определенные психологические структуры, мышечные ощущения
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

перейти в каталог файлов


связь с админом