Главная страница
qrcode

Устойчивость и координация. Справочник для хореографов а методическое пособие


НазваниеСправочник для хореографов а методическое пособие
Дата08.09.2019
Размер2.8 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаУстойчивость и координация.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипСправочник
#157470
страница8 из 12
Каталог
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12
(проприоцептивные), своеобразные чувства (чувство позы, чувство осанки, чувство равновесия, чувство баллона и др. Эти чувства положительно влияют на преднастройку всего организма человека, для выполнения им того или иного движения. Именно формирование этих структур позволяет. давать себе задания,
активно действовать. Создается своего рода модель (образец)
предстоящего действия. Формы моделей бывают различными, но существо их одно более совершенная модель действия может сделать совершеннее и само действие [5, С. Образное представление о позах, движении ученик получает
непосредственно от педагога. Чем выше знания, уровень мастерства и культуры учителя тем точнее техника образного исполнения
учащегося.
Вслед за преднастройкой происходит вдох всех верхних звеньев.
Этот прием (движение из корпуса, но Вагановой) помогает снять тяжесть верхних звеньев с опорной ноги и тазобедренных суставов
(т. с. с нижних звеньев. При вдохе приподнимается диафрагма,
подтягивается вверх корпус натягивается позвоночник, распрямляется грудь и плечи, улучшается общая осанка. Своеобразный вдох делают руки и голова, т. к. взгляд сопровождает соответствующую ракурсу кисть той или иной руки.
Следующим этаном, требующим особого внимания и применения приемов, являются действия работающей ноги. Свободная неопорная нога потому и называется работающей, что своей силой,
энергией помогает исполнению движения. Создавая внутренними
тягами мышц постоянную устремленность вверх, работающая нога помогает корпусу и верхним звеньям удерживать свое подтянутое положение от оседания. Кроме того, работающая нога помогает корпусу в установлении на центральной осевой линии (и толчковыми движениями от опоры и силой тяг мышц, и собственным весом).
Во время движения работающей ноги мышцы корпуса активно включаются в работу бок от работающей ноги забирается к себе
вверх (не в себя, что обеспечивает ввинчивание корпуса на центральную осевую линию, общую подтянутость, внутреннюю инерцию, направленную вверх.
Одновременно, с другой стороны, крестообразные тяги мышц
(бедро работающей ноги и лопатка опорной ноги) и друг к другу
(крест) стабилизируют конечную позу, помогают сохранить ровность плечи бедер, общую осанку. А в целом все эти приемы создают динамическую устойчивость (те. устойчивость в движении).
Приемы как таковые не являются самостоятельными движениями, применяются лишь как способы организации движения в систему управления динамической осанкой и динамической устойчивостью. Динамическая осанка, в отличие от статической, сохраняется лишь в общих чертах при движениях. При выполнении. упражнений. необходимо соблюдать требования к позе несмотря на изменение ориентации тела в пространстве и зависящее от этого изменение в действиях внешних сил. Внешние силы (силы тяжести и реакции опоры) вызывают появление в теле человека множество внутренних сил взаимодействия между звеньями тела — сил веса соседних звеньев и соответствующих реакций опоры в суставах. При перемене ориентации тела по время упражнений необходимо для сохранения заданной позы изменять силу тяги многих

групп мышц [5, СВ результате внутренних взаимодействий и слаженности приемов управления с правилами классического танца совершенствуется качество школы техническое и художественное мастерство.

В процессе движения мышцы человека совершают как бы две части работы:
а) работу, направленную на преодоление всех сопротивлений
(рабочих и вредных, и б) работу, направленную на сообщение ускорений своему телу и перемещаемым внешним объектам [5, С 83].

Исполнение
Рассмотрим с этих точек зрения все четыре группы движений,
образованных сменой больших поз на полупальцах опорной ноги.
1-я группа движений, связанная с изменением поз (приемами passe, rond), строится на неподвижной опорной ноге 68 —
«Passe — (пассе, франц, от passer — проходить) путь работающей ноги при переходе от одной позыв другую. Нога может проходить на уровне sur le cou-de-pied или у колена опорной ноги,
а также через I позицию — passe par terre» [19, С. Прием passe может применяться ив прыжках при смене поз.
Выполняя passe раскрытая нога сгибается в положении у колена, ноне спереди или сзади опорной ноги, а со стороны впадины коленного сустава, не прикасаясь к нему носком [16,
С. После того, как произошла «преднастройка» тела на определенное движение, работающая нога начинает свои действия непосредственно после вдоха корпуса и рук.
Вдох, как уже говорилось, — это начало движения из корпуса
(по Вагановой), при котором верхние звенья снимают свою тяжесть с нижних опорных звеньев (с опорной ноги и тазобедренного сустава. Голова движется, сопровождая взглядом соответствующую ракурсу кисть руки, чем помогает постановке позвоночника на центральную осевую линию. Затем взгляд переводится в конечную точку заданной позы, как бы предваряя ее. Далее в процесс движения включается непосредственно работающая нога,
которая в этот момент может находиться в любой большой позе.
Движение работающей ноги начинается с напряжения всех ее мышц и небольшого повышения. Этим работающая нога помогает корпусу приподняться над опорной ногой п снять с нее тяжесть

верхних звеньев. Продолжая повышаться и сохраняя напряженность, низ работающей ноги силой натяжения мышц подтягивается пальцами к колену опорной ноги, при неизменном оттягивании работающего колена назад в предельно выворотное положение.
При напряженном повышении работающей ноги возникает вертикальная сила инерции. Направленная вверх эта сила помогает

корпусу не осесть на опорную ногу, создаст подвижность в тазобедренном суставе что способствует свободному переводу работающей ноги в другое положение, построению новой позы.
Одновременно сдвижением работающей ноги бок от нее забирается к себе — вверх (а не в себя. Этот прием классического

танца направленна установление правильной осанки выравнивание положения таза и позвоночника, создание параллельности бедер и плеч, ликвидацию наклона таза (что бывает при забранном бокс в себя, способствует ввинчиванию тела вверх па центральную осевую линию. Для постановки корпуса артиста балета очень важную роль играет положение тела. Таз связан с позвоночником Поэтому от его положения зависят изгибы позвоночника.
Например, чем больше таз наклонен вперед, тем глубже поясничный лордоз 69 —

Обычно таз наклонен слегка вперед. Для правильной постановки корпуса и осанки артисту балета необходимо держать таз не слишком наклоненным ни вперед ни назад — в среднем положении.
Сильный наклон тела назад выпрямляет все изгибы позвоночника, поэтому спина становится плоской, уменьшается гибкость позвоночника, особенно в поясничном отделе, ухудшаются его рессорные свойства. Мышцы спины в этом случае быстро утомляются,
а поддержание равновесия тела требует огромной затраты сил.
Сложные движения, положения и позы attitudes, выполняются с большим трудом.
Сильный наклон таза вперед, увеличивая поясничный лордоз,
увеличивает и кривизну остальных изгибов позвоночника. Поэтому грудная клетка выпирает впереди вверх, дыхание затрудняется,
увеличивается нагрузка на крестцово-подвздошные соединения.
«Внешним проявлением неправильного держания таза является ненормальное (для балета) положение ягодиц выпячивание живота и груди. Неправильное держание таза приводит к нарушению положения корпуса, а следовательно, и равновесия тела С. Известно, что при изучении того или иного движения обычно раскладывают его на отдельные фазы, ступени. Исполнитель, преодолевая отдельные фазы, осваивает многоступенчатость сложных па.
Каждая ступень имеет определенную границу, предел, за которым вступает в силу следующая фаза. И каждая такая фаза, в рамках своих границ, имеет те же правила и приемы исполнения,
что и движение в целом.
При смене больших поз на полупальцах опорной ноги приемом passe первая фаза кончается в положении согнутой под углом работающей ноги у колена опорной сбоку (со стороны впадины коленного сустава, не прикасаясь к нему носком, по II. Тарасову).
В следующей фазе работающая нога начинает силой мышц разгибаться в заданном направлении и усиливать тягами мышц инерционную силу подъема.
Руки и голова действуют по правилам. А бок силами мышечных тяг забирается к себе вверх до завершения движения. (Если passe происходило переводом работающей ноги спереди назад, то бок впервой фазе движения забирается назад вверх, а во второй фазе

подается от работающей ноги вперед-вверх).
При завершении движения ив момент фиксации новой позыв силу вступает следующий прием перекрестных мышечных тяг в спине — крест (о котором писалось ранее 70 -Благодаря этому приему корпус удерживается над бедрами в приподнятом положении, натягивается позвоночник, снимается тяжесть тела с опорной ноги, спина закрепляется в устойчивом положении, сохраняется правильная осанка, параллельность бедер и плеч, помогает управлять устойчивостью за счет внутренних перекрестных тяг мышц, связанных в единое ощущение замка в спине между бедром работающей ноги и лопаткой над опорной
ногой.
«Grand rond de jambe en В этом движении свободная нога описывает по горизонтали большую дугообразную линию в воздухе. Отсюда возникло название «grand rond de jambe en l`air», те. большой круг ногой в
воздухе...
Battement developpe в данном случае является подходом, который может быть выполнен другим приемом например battement
releve lent плис задержкой ноги на Перевод раскрытой ноги в этом движении может делаться и не на

полный круга наполовину тес позиции во II или
обратно — сов. Перевод раскрытой ноги надо выполнять
выворотно (особенно со II позиции плавно, с постепенными небольшим повышением с вытянутым коленом, подъемом и пальцами.
Опорная нога подтянута в колене Бедра ровные [l6, С Также, как и при исполнении passe, grand rond de jambe en
Pair проходит все последовательные ступени развития движения;
преднастройку, вдох, нагнетание инерции за счет постепенного повышения работающей ноги (при описании ею дуги, забирание одноименного бока к себе-вверх от работающей ноги силой мышечных тяги, наконец закрепление позы перекрестными тягами

мышц в спине (крест)».
Таким образом, правила и приемы при исполнении связующих

движений passe и grand rond de jambe en l`air действуют взаимосвязанно, помогая друг другу.
2-я группа движений связанная с изменением больших поз на
полупальцах приемами fouette и tour lent, строится на подвижной опорной ноге при закрепленной в определенном положении работающей ноги (рассмотрим grand fouette).
«Fouette — (фуэте, франц, отхлестать. Термин обозначает ряд танцевальных pas, напоминающих движение хлыста [19,
С 555].

— 71 —
Выполняются эти повороты медленно и убыстренно, en и en dehors. Медленные повороты осуществляются с помощью сдвига пятки опорной ноги (как в tour lent), убыстренные приемом е на высокие полупальцы.
Раскрывание ноги в исходную позу перед выполнением fouette можно производить различными приемами battement е lent, grand battement jete, pas tombe и т. д. Сам поворот делается с вытянутой раскрытой ногой. Опорная нога в это время может оставаться вытянутой или начинать и заканчивать
поворот в сочетании с demi Руки, корпус и голова вовремя поворота могут двигаться различно, но всегда на основе правил port de Особенность поворотов fouette заключается еще ив том, что с раскрытой ногой вперед поворот можно выполнять только en При ноге раскрытой назад, — только en dehors; при раскрытой ноге на II позиции — и en dedans, и en Данные повороты можно делать от 1/4 до целого круга Служат они способом соединения самых различных поз | 16, С Начинается fouette с преднастройки. Вслед затем идет вдохи делается preparation к fouette. (Форм Fouette существует множество. Обычно эти па делаются из demi Далее (из demi plie на опорной ноге) работающая нога, как бы с разгона движется вверх. Этот усиленный разгон делается дли создания большей инерции в верхних звеньях системы, снятия тяжести с опорных нижних звеньев, для приобретения большей свободы подвижности в тазобедренном суставе. Силой инерции и мышечных тяг работающая нога помогает подняться корпусу и удерживать всю систему как бы в подвешенном состоянии над тазобедренным суставом, создавая момент критической точки
(когда тело уже не поднимается вверх, но еще и не опускается вниз).
Критическая точка — это граница первой стадии движения, в которой все звенья системы предельно натянуты (опорная нога,
работающая нога, корпус, позвоночник, руки — в своем верхнем положении фиксируются).
В критической точке происходит непосредственно смена позы
(само fouette), т. кво всей системе создана инерция поднимающая ее вверх. В этот момент одновременно действуют несколько мышечных групп, каждая в своем направлении, выстраивая вместе конечную позу:
а) опорная группа мышц усиливает выворотность натянутой до предела и стоящей на полупальцах опорной ноги от паха вперед походу движения на определенный радиус поворота 72 б) группам ы с одной стороны спины создает перекрестные тяги — крест;
в) противоположная группа мышц спины забирает одноименный бок работающей ноги к себе вверх;
г) группа мышц работающей ноги силой тяг повышает ее, продолжая создавать инерцию вверх, удерживающую позу в равновесии вовсе время движения.
Заканчивается движение на demi plie в новой позе. Опускание и новую позу происходит при четком взаимодействии верхних и нижних опорных звеньев системы. В верхних звеньях системы силой внутренних тяг мышц продолжает нагнетаться инерция, направленная на удержание позыв верхнем положении и, не допуская оседания на опорные звенья, постепенно ослабляя внутреннюю напряженность, опорная нога сгибается в коленном и голеностопном суставах, переходя на demi Только четкая координированная работа всех мышечных групп позволяет добиться успешного результата. Пример программное
движение «Grand fouette en tournant en dedans в 111 arabesque».
Preparation: исполнитель стоит в позе epaulement croisee с правом ногой впереди в V позиции к точке 8 плана зала. Левая рукав позиции правая рука во II позиции, голова повернута в сторону
открытой правой руки. В этом положении происходит настройка на движение.
Далее, при вдохе корпус и обе руки приподнимаются, снимая
тяжесть с опорной ноги. Затем происходит demi plie на правую
ногу с одновременным выдохом.
Руки сдержанно закрываются в подготовительное положение, голова опускается вниз на грудь, корпус, сохраняя ровность чуть сжимается в позвонках. Левая нога подходит сзади в положение сои de pied с предельно выворотным коленом.
По внутреннему ощущению всю систему можно сравнить со
сжатой, готовой вот-вот распрямиться пружиной.
Следующим моментом движения является grand battement левой ногой в сторону на 90° en face. В этом движении участвуют все звенья системы, помогая исполнителю легко подняться на полупальцы опорной правой ноги и зафиксировать позу a` la одновременно со вздохом силой корпуса, тянущегося вверх;
силой разгиба левой работающей ноги в точно заданное положение силой маха обеих рук снизу-вверх; силой вскинутой вверх головы. Все эти согласованные друг с другом одновременные действия создают необходимую внутреннюю инерцию, помогающую зафиксировать позу a la second на полупальцах правой ноги.
Тяжесть корпуса и верхних звеньев при этом снимается с опорных звеньев и исполнитель находится в критической точке. Руки во 73 —
второй позиции ладонями вниз, голова чуть откинута назад (находится над центральной осевой линией, взгляд обращен в сторону левой руки. На этом заканчивается первая стадия движения.
Следующим моментом является поворот всех звеньев (от паха до пятки) опорной ноги, натянутой до предела. Продвижение опорной ноги происходит от паха до пятки походу движения с одновременным поворотом корпуса до 4 точки плана зала, при удержании левой ноги вверх, что помогает корпусу находиться п подтянутом положении над опорным бедром, не опускаясь.
Затем через I позицию из demi plie сильно бросить левую ногу вперед на 90° в точку 4 и подняться на полупальцы опорной ноги,
помогая себе подхватом рук со II позиции вниз — через подготовительную позицию вверх, через I позицию в III. Корпус при этом компенсаторным движением отклоняется назад. И именно в этот момент, когда сила инерции поднимает всю систему вверх,
происходит поворот корпуса от точки 4 до точки 8 плана зала. В
этот миг создается опять критическая точка. Опорная группа мышц
выворачивает натянутую до предела, стоящую на полупальцах опорную ногу, от паха вперед походу движения на определенный радиус поворота па 1/2 круга. При этом одна группа мышц спины создает перекрестные тяги (между правой стороной спины и левым
бедром — крести отводит правую половину корпуса назад и чуть вниз. Другая группа мышц спины забирает одноименный бок
от работающей ноги к себе вверх, выравнивая плечи и бедра. Группа мышц работающей левой ноги силой тяг повышает се продолжая создавать инерцию вверх, удерживающую верхние звенья системы от оседания и не дает возможности отклониться вбок работающей ноге.
После поворота в позу III арабеска происходит сдержанное
опускание в demi plie на опорной правой ноге за счет постепенного

ослабления внутреннего напряжения и сгибания в коленном и голеностопном суставах. При этом в верхних звеньях продолжает нагнетаться инерция вверх (за счет подъема работающей ноги,
подтянутости вверх корпуса, диафрагмы, силы рук, не позволяющая корпусу осесть на опорную ногу. Руки из III позиции опускаются в позу III арабеска lent (тур лан, франц) — медленный попорот на одной ноге в больших позах arabesque, attitude, a` la second, croisee и face вперед ecartee. Исполняется на целой стопе, на полупальцах и на plie. Есть вариант tour lent, при котором первоначальная
поза меняется на другую вовремя поворота [19, С. При исполнении медленных поворотов необходимо сохранять центр тяжести корпуса точно па опорной ноге. Поворот корпуса должен точно совпадать как сдвижением работающей ноги, таки с движениями рук. Подтянутость корпуса обусловливает свободу тазобедренного сустава, необходимую при поворотах. Опорная и

работающая ноги сохраняют выворотность во всех положениях и позах. Опорная нога вовремя поворотов натянута, пятка слегка приподнимается от пола, что облегчает поворот [1, С. На какой бы высоте ни исполнялся tour lent (на demi plie, на всей стопе, на полупальцах), фактически этот поворот всегда исполняется на полупальцах, т. к. центр тяжести тела проходит через
полупальцы опорной ноги при легкой пятке.
Все правила и приемы управления системой действуют и при этих поворотах. Также идет соответствующая преднастройка на
поворот; далее, находясь в той или иной большой позе, вместе со
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12

перейти в каталог файлов


связь с админом