Главная страница
qrcode

Устойчивость и координация. Справочник для хореографов а методическое пособие


НазваниеСправочник для хореографов а методическое пособие
Дата08.09.2019
Размер2.8 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаУстойчивость и координация.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипСправочник
#157470
страница9 из 12
Каталог
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12
вдохом работающая нога и корпус внутренними тягами мышц снимают тяжесть с опорной ноги и одновременно направляют позу в поворот на определенный заранее (преднастройкой) угол поворота, при этом пятка опорной ноги легко смещается в нужном направлении на тот же угол поворота, то есть за счет внутреннего
напряжения происходит незаметное внешне releve на опорной ноге.
И период поворота на 360° происходит четыре таких releve. Работающая нога при повороте как бы повышает свой уровень и создает инерцию, направленную не только вверх, но ив поворот.
Перекрестные тяги мышц спины и бедра работающей ноги (крест)
помогают удерживать основную позу в повороте. Другие мышцы

спины забирают одноименный бок от работающей ноги к себе вверх, удерживая ровность бедер, плеч необходимую осанку.
3-я группа движений, связанная с изменением поз (приемами rond, fouette, tour lent) строится на одновременном движении опорной и работающей ног.
Все правила и приемы, присущие выполнению больших поз,

действуют и при усложненных одновременных движениях звеньев как самой системы, таки движений внутри нее.
При изучении движения тщательно прорабатываются все стадии

его, согласованность поворота тела вокруг оси и перевода работающей ноги в новую позу.
Психологические структуры двигательного навыка в усложненных движениях формируются при многократных повторениях, отработке правили приемов. В памяти накапливается информация,
создающая постепенно тот или иной образ движения, необходимый условный двигательный рефлекс.
4-я группа движений связанная с изменением поз, основывается на вращениях тела вокруг центральной осевой линии на опорной ноге без смещения точки опоры.
Такие движения в хореографии называются пируэтами (pirouet— 75 -
tes), обороты тела вокруг вертикальной осина и более градусов.
Повороты такого рода на опоре условно называются пируэтами,
а повороты в воздухе без опоры — турами (tour en Пируэты делаются en dehors или en dedans. Исполняются с различных позиций ноги заканчиваются в различных позах и позициях.
Пируэты делятся на малые и большие. Малые пируэты исполняются с работающей ногой в положении sur
le cou-de-pied или tire bouchon. Большие пируэты исполняются в больших позах arabesque, a la Техника исполнения малых и больших пируэтов имеет как общие, таки различные по исполнению правила и приемы.
«Требования Вагановой были конкретны. Прежде всего нужно
установить ось вращения, говорила она. То есть, позвоночник,
спина танцовщика должны оставаться абсолютно прямыми. Какие бы сложные прыжки и вращения он ни выполнял корпус должен быть монолитным, а плечи неподвижными [8, С. При вращении общим требованием к любым пируэтам является точная установка тела на ось вращения, расчетливый посыл тела в поворот (во вращение, сохранение принятой позы вовремя вращения, четкая остановка в заданном ракурсе и удержание ко печной позы.
«В искусстве классического танца вращение всегда должно быть стройным по форме, устойчивым по технике, стремительным но ритму и вдохновенным по характеру [16, СВ отличие от малых пируэтов вращение в больших позах соответственно требует более широких и устойчивых, preparation (подготовительных поз, более интенсивных толчковых движении,
большей силы в сохранении инерции, больших усилий приостановках и удержании конечных поз.
Общие замечания
Биомеханика рассматривает наше тело как систему костно-
мышечных звеньев. Каждая группа несет свою силовую нагрузку.
Условно можно поделить работу частей тела на отдельные согласованные между собой звенья:
а) корпус;
б) опорная нога;
в) работающая нога;
г) голова и шея;
д) руки 76 Учитывая в каждом отдельном случае конкретную задачу,
педагог может по своему усмотрению делить систему на более мелкие или укрупненные звенья. Четкое, сознательное управление согласованными движениями всех звеньев обеспечивает устойчивость во вращении.
Последовательность технического выполнения больших пируэтов (и малых) состоит из шести основных фаз подготовка — preparation — и преднастройка,
— построение конструкции позы интенсивное plie`;
— вращательный толчок собственно вращение торможение удержание позы после остановки.
Исходя из задач урока, педагог может разделить ход изучения движения на меньшее число фаз.
К изучению вращений в больших позах можно приступать лишь
тогда, когда в теле исполнителя, его мышцах сложился обра.!
больших поз, выработался условный рефлекс их точного исполне-
ния.
Одной из первых ступенек на пути к изучению пируэтов в больших позах является отработка различных подготовительных движений (preparation). Прежде чем приступить к изучению больших
пируэтов, необходимо хорошо к ним подготовиться — овладеть
умением точно, устойчиво и свободно удерживать позы на высоких
полупальцах; выполнять медленные повороты в больших позах lent); исполнять малые пируэты и останавливаться после

них в больших позах выполнять battement divises en quarts (четвертые батманы) и сложные переходы из одной большой позыв другую различными приемами предусмотренными учебной программой выдерживать большие позы на прыжках выполнять подготовительные упражнения (также, как и к малым пируэтам),
не говоря уже об элементах, при помощи которых слагается большая поза, и, конечно, о силе, выносливости, волевой стойкости,
внимании и музыкальности ученика [16, С. Рассмотрим в качестве примера вариант учебно программного
изучения одного из видов вращения в большой позе — первого Когда делается tour на arabesque, поза сразу должна быть
выражена; с preparation (IV позиция) надо, оттолкнувшись пяткой
ноги, стоящей впереди сразу перейти на отчетливый иначе tour не удастся, сила теряется [2, С. я фаза — preparation и преднастройка
- 77 -
Исходная позиция ног — V, левая нога впереди, epaulement
croisee к точке 2 плана зала. Выполняется demi plie с небольшим вдохом п releve на высоких полупальцах правой ноги с подхватом
рук из подготовительного положения в I позицию с одновременным левой ноги, стоящей впереди в повышенное положение sur le cou-de-pied. Далее опорная нога переходит на demi plie, левая нога одновременно переводится croisee назад в IV позицию и, вытянувшись в колене, ставится плотно всей ступней на пол. При этом позвоночник сильно подтянут вверх, что дает возможность снять тяжесть тела с опорных звеньев корпус тягами мышц спины создает перекрестные натяжения
(крест) в правой стороне спины и сильно забирает левый бок к
себе-вверх от левой ноги, что обеспечивает выравнивание бедер и
плеч; правая рукав позиции, левая рука во II позиции голова чуть отклоняется клевому плечу, взгляд направлен па кисть
правой руки.
По внутреннему мышечном' ощущении вся подготовительная
поза принимает образ будущего арабеска. Мышцы внутренними тягами как бы конструируют позу, которая потом должна, не разрушаясь, подняться, повернуться и опуститься (по Вагановой,
«...поза сразу должна быть выражена»).

Следующим моментом движения является releve
в первый точку 3 плана зала исполнитель углубляет demi передает центр тяжести тела па опорную правую ногу так, чтобы левая нога могла легко сняться с пола тяги мышц в спине еще
больше закрепляют конструкцию арабеска, корпус слегка поворачивается вправо по направлению к точке 3 плана зала Вся система настраивается па предстоящее выполнение I арабеска. Ив след за demi
plie происходит releve па высокие полупальцы опорной
ноги в позе первого arabesque в точку 3 плана зала. В releve принимают участие все звенья системы. Корпус — вытягивается вверх,
ему помогает подняться диафрагма что обеспечивает уменьшение

давления на опорные звенья. Опорная нога оттолкнувшись пяткой
от пола сильно натягивается и выворачивается от паха вперед
(пронация), фиксируя выворотное положение. Работающая нога
отталкивается всей стопой от иола и, предельно натянутая, сильно

поднимается вверх, помогая снять тяжесть корпуса с опорных
звеньев и зафиксировать позу первою arabesque. Спина тягами
мышц еще больше подает левый бок вперед-вверх от работающей

ноги, ас правой стороны усиливается натяжение креста Голова
совершает рывок в направлении правой руки чуть снизу-вверх, что
создает дополнительную силу при подъеме системы вверх.
Руки — маховым движением снизу вверх в позу первого аrа-
— 78 —
besque помогают корпусу и всей системе совершить (легко без
усилий) Действие releve в I арабеск является проверочным положением,
в котором будет происходить вращение. Создав, таким образом,
ощутимо физически образ первого арабеска, исполнитель заводит
работающую ногу за себя и опускается на опорной ноге в исходное
положение в IV позицию в точку 8 плана зала (с левой рукой во позиции, а правой в I позиции, готовый к предстоящему вращению. На этом заканчивается первая фаза движения.
2-я фаза непосредственно следует за первой — интенсивное После проверки готовности всех звеньев к повороту и возвращения в исходное положение следует фаза интенсивного demi plie с передачей тяжести тела на правую ногу. В этот момент происходит сжатие мышц (упругая деформация) одних звеньев растяжение других мышц.
За счет энергии упругой деформации происходит накопление кинетической энергии (энергии движения. В тоже время верхние звенья перемещаются на центральную осевую линию. Мышцы всего тела четко фиксируют выстроенную конструкцию первого арабеска в звеньях корпуса, спины, работающей ноги. Весь организм вся система настраивается на предстоящий поворот (антиципация) на определенный угол вращения 360° или 720°. Вслед за
фазой усиленного demi plie наступает новая фаза.
3-я фаза — вращательный толчок
Кинетическая энергия (энергия движения) получает выход в инерционную силу. Чем больше тело сгруппировано собрано вокруг оси вращения, тем быстрее будет вращение Если внутренними силами отдалить отдельные звенья тела от оси вращения (разгруппировать то вращение замедлится. Даже небольшое приближение звеньев коси или отдаление отнес приводит к заметному изменению скорости вращения [5, СВ ходе данной фазы работающая нога совершает толчок синхронно с маховым движением руки броском туловища вверх в поворот. Внутри системы создается несколько суммирующихся сил сила инерции, поднимающая верхние звенья на ось вращения
(и над нижними звеньями, что помогает подняться на высокие
полупальцы и уменьшить трение с опорой сила вращательной
инерции; сила, удерживающая позу вовремя вращения. При этом
каждое звено выполняет свою задачу.
Работающая (толчковая) левая нога, натянутая в коленном
суставе, сильным толчком плотно примыкающей к полу ступни,
отталкивается от его поверхности, направив свою силу несколько назад-вверх, чтобы создать посыл позы на поворот Поднимаясь
вверх до перпендикулярного положения, относительно оси вращения работающая нога совершает дополнительно пружинистым
опережающий толчок вокруг оси вращения и силой мышечных тяг фиксируется в положении арабеска.
По ощущению работающая нога действует словно пружина,
которая сначала отпружинивает
от пола, несколько отставая от корпуса, а, возвращаясь в позу первого арабеска походу вращения, совершает силой отдачи пружинистый толчок походу движения в поворот.
Корпус мышечными тягами, усиливая скрученность в спине сторону поворота, бросается вверх — в поворот в заданную точку плана зала (в зависимости от угла поворота. Такая работа корпуса, с одной стороны, обеспечивает снятие тяжести верхних звеньев с нижних опорных звеньев уменьшая трение, ас другой стороны, создает необходимый вращательный импульс. После броска корпус фиксирует позу арабеска силой мышц спины, позвоночника диафрагмы (крест, бок от работающей ноги к себе вверх, поднятая диафрагма).
Голова из наклонного положения влево (в подготовительной
позе) совершает Незаметный для зрителей рывок-бросок вверх в поворот, что создает дополнительный посыл к вращению Взгляд
устремляется вперед в сторону правой руки.
Руки тоже активно участвуют в общем вращении, совершая,

маховое движение снизу-вверх - в поворот.
Находясь в исходном положении (левая рука во П позиции,
правая рукав Позиции обе руки делают вдох, чуть опускаясь
(это своеобразный замах) и снизу устремляются сразу в позу
первого arabesque в поворот в заданную точку плана зала (в зависимости от угла поворота. Маховое движение рук с последующей фиксацией их в позе помогает подняться корпусу и создает

еще один дополнительный вращательный импульс.

Опорная нога оттолкнувшись пяткой от опоры, вытягивается

на высокие полупальцы с закрепленным натянутым коленом, силой
внутренних мышечных тяг совершая посыл всей ноги (от паха до пятки впереди удерживает выворотное положение вовремя по-
ворота.
При изучении этих фаз движения необходимо придерживаться
общеизвестных правил не следует отводить руки, плечи или корпус в сторону противоположную предстоящему вращению так как подобный замах смещает всю систем' с центральной осевой линии разрушает закрепленную конструкцию первого вынуждает устанавливать ось вращения одновременно с толчковыми движениями всех звеньев. Вращательные импульсы групп звеньев в этом случае настолько сильны, что при одновременном 80 установлении системы на ось вращения, неизбежно нарушат равновесие деформируют позу, приведут к падению тела.
Следующая фаза — собственно вращение.
В фазе собственно вращения перед каждой группой звеньев системы также стоят свои задачи.
Высокие полупальцы опорной ноги предельно уменьшают сцепление (трение) с опорой. Натянутость и закрепленность ее в голеностопе и коленном суставе помогают удержать ось вращения.
Сила мышечных тяг, направленная на выворачивание ноги от
паха до пятки вперед походу поворота (пронация), преодолевает трение с опорой, помогает удержанию опорных звеньев и способствует самому повороту.
Корпус, силой мышечных тяг, ввинчивает себя вверх ив поворот, продолжая нагнетать инерцию вращения и инерцию направленную вверх, снимающую тяжесть с опорных звеньев и удерживающую ось вращения в натянутом состоянии (В спине, в мышцах позвоночника, корпуса неизменно положение креста, забранного бока к себе вверх от работающей ноги, ровность плечи бедер).
Голова помогает вращению в позе своими опережающими толчками — поворотами в ту точку плана зала, в которую должен быть закончен поворот.
Работающая нога находится в фиксированном положении первого арабеска Внутренние силы помогают удерживать в пей инерцию, направленную вверх Эта сила помогает корпусу и снять с
опорных звеньев тяжесть, и удерживать ось вращения в натянутом состоянии.
Руки продолжают нагнетать инерцию вращения, не смещая своего положения. Они как бы ведут позу по инерции. Но общая
осанка первого arabesque во вращении не нарушается.
Постепенно фаза собственно вращение переходит в другую п фазу торможения.
Затухание инерции торможение ослабление силы поворота происходит постепенно вовремя вращения за счет трения полу-
пальцев опорной ноги с опорой (с полом, за счет иссякания силы
инерции, за счет управления и воли исполнителя.
Резкая внезапная остановка после вращения, если она не предусмотрена вызывает отрицательное эмоциональное восприятие.
Поэтому торможение начинается заранее стем, чтобы в конечную позу войти без рывков, толчков, и подскоков на опорной ноге.
Торможение - это обратное действие ускорению инерции. Обратное действие тоже начинается из корпуса со вздоха корпуса,

пук, работающей ноги, те. подтягивания всех неопорных верхних звеньев вверх (вдох груди поднимает диафрагму диафрагма поднимает вверх корпус, позвоночник работающая нога, поднимаясь 81 —
вверх усиливает тяги вверх корпуса руки тоже согласуют свои движения вверх со всеми группами звеньев. Это согласованная сила верхних звеньев, направленная вверх, гасит инерционную силу, способствующую вращению. подъем рук вверх уменьшает момент инерции тела. относительно оси вращения [17, С. Кроме того, в момент вдоха, когда неопорные звенья сняли тяжесть с опорных звеньев, начинается сдержанный спуск с полупальцев опорной ноги на всю стопу. Это увеличивает торможение за счет увеличения площади опоры и трения.
Корпус тянется вверх, снимая тяжесть опорных звеньев, нагнетая инерцию вверх, что тоже тормозит силу вращения. Центральная осевая линия при опускании с полупальцев опорной ноги не смещается. Плечи и бедра сохраняют параллельность.
Руки при вдохе не только приподнимаются, но и удлиняются,
чуть вытягиваясь, что также способствует затуханию силы вращения.
Голова вместе со вдохом приподнимается, способствуя натяжению вверх оси вращения, снижая этим силу внутренней инерции другой силой, противоположно направленной. Взгляд устремлен в сторону кисти правой руки.
Работающая нога силой мышечных тяг начинает оттягиваться назад вверх, усиливая перекрестную связь с мышцами правой стороны спины (крест. Этим действием, направленным прямо противоположно ходу вращения, работающая нога гасит силу инерции, не давая в тоже время опуститься верхним звеньям своей тяжестью на опорные звенья.
Поза заканчивается в заднюю точку плана зала. Таким образом согласованные действия всех звеньев (их синергия) дают возможность управлять вращением во всех его фазах.
Заключает движение фаза удержание позы после остановки.
В зависимости от площади опоры и положения опорной ноги меняются и способы удержания конечной позы после вращения.
Остановка может быть на полупальцах опорной ноги, на всей стопе с вытянутым коленом или в demi plie. Любой из способов удержания позы направлен прежде всего на то, чтобы погасить остаточную силу инерции вращения. Гашение силы инерции вращения начинается заранее. В момент остановки сила вращения полностью иссякает. Далее действуют силы, удерживающие позу над опорой.
При остановке па полупальцах опорной ноги гашение силы инерции вращения происходит за счет согласованной работы всех звеньев суммирующих свою силу в небольшом коротком толчке,
направленном
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12

перейти в каталог файлов


связь с админом