Главная страница
qrcode

ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО. Статья по материалам Международной конференции Наука и образование


НазваниеСтатья по материалам Международной конференции Наука и образование
Дата24.01.2020
Размер79.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО.doc
ТипСтатья
#158514
Каталог

УДК 82 – 31
ГРНТИ 17.82.3

ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО

ВРЕМЕНИ В РОМАНЕ Г. ГАЗДАНОВА «ВЕЧЕР У КЛЭР»

PRINCIPLESOFORGANIZATIONOF ARTISTIC TIME

IN GAITO GAZDANOV'S NOVEL "AN EVENING WITH CLAIR"

Иванов Евгений Евгеньевич

Томский государственный педагогический университет, г. Томск, Россия

Статья по материалам Международной конференции «Наука и образование» в ТГПУ (индексируется РИНЦ) в 2018 г.

Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ ..... Principles of organization of artistic time in Gajto Gazdanov’s novel "An evening with Claire»
Ключевые слова: творчество Г. Газданова, художественное время, мотив, временная организация, позиция автора.

Keywords: creative work of Gaito Gazdanov, artistical time, a motive, time organization, position of author.

Аннотация: В статье анализируются принципы организации художественного времени в первом романе Г. Газданова «Вечер у Клэр». Время в романе служит организации не только хронотопического уровня поэтики, но и повествования, сюжета «внутреннего становления», мотивно-тематического и идейного слоёв произведения.
Газдановеды многократно обращали внимание на особую роль художественного времени в поэтике романа Г. Газданова «Вечер у Клэр» (1929). Этой проблемой специально занимались Е. Н. Проскурина, Ф., И.О. Косенкова и др. [1, 2, 5,.6]. Е.В. Кузнецова изучают влияние импрессионизма на эстетику Г. Газданова, в первую очередь, в связи с теорией времени А. Бергсона [3, 4]. Однако нами не обнаружены работы, в которых бы комплексно анализировались принципы организации художественного времени в этом романе. В предшествующих исследованиях было установлено, что в романе личное субъективное время не совпадает со временем большой истории [6]. Цель данной работы – объяснить органическое единство внутреннего сюжета «становления» с внешне кажущейся «необработанностью» лиризованного повествования.

«Для нас интересны те законы, которые Пруст называет общими, регулирующими перспективу в воображении. Напомню, на каких точках одновременно мы можем стоять и какие точки держать в одновременном взгляде. Во взгляде, последовательно развертывающимся во времени и прибавляющем одну точку к другой, когда знание, полученное с одной точки, добавляется к знанию, полученному с другой точки», – пишет М. Мамардашвили об авторской оптике в романе М. Пруста «В поисках утраченного времени» [8, с. 351]. Так же в целом можно охарактеризовать стратегию Г. Газданова в романе «Вечер у Клэр». Внутренняя к


Противоположная динамика выражена в принципе расширения времени на разных уровнях поэтики: 1) композиционный – процесс воспоминания «всей жизни» после «вечера у Клэр», где воспроизведена жизнь героя не только в знаковых для него событиях, но и с множеством деталей, время здесь разворачивается как восхождение «галереи воспоминаний» от диссонансных впечатлений детства к обретению гармонии в финале; 2) в сфере сознания героя автор рисует космогоническую фантазию: «…если бы легенда о сотворении мира родилась на севере, то первыми словами священной книги были бы слова: «Сначала была метель…» [7, с. 95]



Саморефлексия героя служит построению релятивной модели времени, состоящей из рекуррентных автоцитаций. Он, например, вспоминает моменты воспоминания. «И уже несколько лет спустя, когда я читал одну трогательную книгу без заглавных листов, я представил себе весеннее поле и далекий снег и то, что стоит только сделать несколько шагов и увидишь грязные тающие остатки» [7, с. 53]; «…я
вспоминал опять о сугробе, который видел возле Минска несколько лет тому назад» [1, с.81]; «Я вспоминал об этом каждый раз, когда бывала метель, потому что впервые вспомнил об убитом орле именно во время метели» [7, с. 96] и т.д.







Подводя итог, можно систематизировать принципы организации художественного времени в романе по мере их взаимодействия в поэтике произведения.

1. В сюжетике романа функционирует принцип временной спирали, сочетающий элементы цикла и кумуляции – это ситуация рассказывания и биография лирического героя, выстроенная в технике «потока сознания». Один из параметров цикла – 10 лет «ожидания» - «поиска» [7, с. 24, 45]. Любовная линия с Клэр выводит героя из экзистенциального тупика «вечного возвращения» в «иное существование» [7, с. 161]. На уровне внутреннего сюжета, а также на уровне ситуации рассказывания – «пройдёт ещё много времени, пока я создам иной её образ, и он опять станет в ином смысле столь же недостижимым для меня» [7, с. 161]. «Иной смысл» как и «перерождение» - маркёры «сюжета становления» и присутствия образа автора, который приёмом намёка вводит тему-образ масонской «открытой тайны». Вот, что пишет об этом Р. Генон в «Заметках об инициации»: «инициатическая тайна не может не быть таковой, ибо она состоит исключительно в "невыразимом", т. е. с необходимостью является "несказуемой". Одним словом, масонский опыт перехода лишь инициирует «
2. Принцип сжатия времени в названии («вечер» вместо серии вечеров) и противоположный принцип сингулярности в трансформации идеи о создании мира метелью [7, с. 95] (макрокосм) и в развёртывании «галереи воспоминаний» «из вечера у Клэр» (микрокосм) как композиционный приём.
3. В сфере архитектоники субъектно-объектных отношений взаимодействие образа автора и его визави героя Соседова выстраивается в систему координат, которая позволяет разграничивать мир героя в процессе становления и уже состоявшегося автора-творца. Эта фокализованная переменная структура прошивает вертикалью вечности текущую длительность событий, придавая им значение проективности от метафизического платформы.

Точка зрения автора присутствует в сильных позициях текста, на переходе от ситуации рассказывания к внутреннему сюжету, а также в кризисных для сознания героя моментах его биографии, которые связаны с инициальной семантикой.

4. На уровне повествования время представлено не как казуальная череда событий, а как их недискретная рематическая комбинация в ассоциативном континууме, соединённом монтажно.

Художественное время стратифицирует все уровни функционирования текста: композицию, сюжетную и мотивную сферы. Функциональная структурность времени в романе отличается полиситемностью, в основе которой лежит проекция вечности в повседневность.

Интенция героя к «перерождению» [7, с. 126], упоминание в круге его чтения теософа Бёме, а также тот факт, что вскоре после написания романа Г. Газданов становится масоном, дают основания предположить, что в романе транслируются духовные поиски «божественного смысла» [7, с. 148] героя-атеиста.

См. также по теме исследования публикации автора в
nsportal.ru›…printsipy…hudozhestvennogo-vreme

Литература

1.Проскурина Е. Н. Единство иносказания: о нарративной поэтике: романов Гайто Газданова. – М.: Новый хронограф, 2009. 387 с.

2. Проскурина Е. Н Временная организация романов Г. Газданова. Е.Н. / Проскурина // Филолгические науки, 2011. № 4,
3. Кузнецова Е. В «Импрессионисткая концепция времени в прозе Гайто Газданова» // Материалы международной конференции. UNIVERSUM ROMANUM Астрахань, 24-25 октября Издательство: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Астраханский государственный университет" (Астрахань) 2016 С: 114-117

4. Кузнецова Е. В. «Время и пространство в произведениях Г Газданова» //

Гуманитарные исследования.2016.№ 4,
5.Косенкова И.О. Структура художественного времени в романе Гайто Газданова «Вечер у Клэр» // Материалы международной конференции «Чтения Ушинского» факультета русской филологии и культуры. Ярославский государствнный педагогический университет им. К.Д. Ушинского; Под редакцией М.Ю. Егорова. 2013.С. 20-29.

6.Косенкова И. О. Рефлексия как способ актуализации форм времени в романе Гайто Газданова «Вечер уКлэр» . / И. О. Косенкова // Ярославский педагогический вестник, 2013 . – № 3, – Том I. – С. 152 – 156.

7. Газданов, Г. Собрание сочинений: В 5 т. T. 1. Романы. Рассказы. Литературно-критические эссе. Рецензии и заметки. Под. общ. ред. Т. Н. Красавченко. Вступ. ст. Л. Диенеша, С.С. Никоненко. – Москва: Эллис Лак, 2009. – 880 с.

8. Мамардашвили М. К. Лекции о Прусте: психологическая топология пути. М.: AD MARGINEM, 1995. – 547 с.

9. Хорхе Луис Борхес Письмена бога. Москва: Республика, 1992. 516 с

10. Генон Р. Заметки об инициации11. с12. Иванов Е.Е.Несовпадение субъективного и объективного времени в романе Г Газданова «Вечер у Клэр» // Материалы XXI международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и образование».17-21 апреля 2017 г. Томский государственный педагогический университет.



перейти в каталог файлов


связь с админом