Главная страница

Михайлов В.С. - Стратегический ". Стратегический молодец История железнодорожных ракетных комплексов


Скачать 11,11 Mb.
НазваниеСтратегический молодец История железнодорожных ракетных комплексов
АнкорМихайлов В.С. - Стратегический "
Дата23.04.2017
Размер11,11 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаMikhaylov_V_S_-_Strategicheskiy_quot_Molodets_quot__Istoria_zhel
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#38670
страница1 из 15
Каталогmrclose

С этим файлом связано 79 файл(ов). Среди них: Karateev-_Iz_nashego_proshlogo.pdf, IMG-20170121-WA0026.jpg, IMG-20170121-WA0024.jpg, SAV5.pdf, HK_PSG1.pdf, 5de9f8.jpg и ещё 69 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15
Стратегический «
МОЛОДЕЦ
»
История железнодорожных
ракетных комплексов
Михайлов В.С.
Центр стратегической конъюнктуры
Владимир Михайлов родился в Москве в 1944 году. Окончил Московский авиационный институт, после чего разрабатывали испытывал двигатели для различных ракетных комплексов. Окончил аспирантуру в институте АН СССР, кандидат технических наук. С середины х годов руководил программами по созданию ракетных комплексов. Работая в Министерстве общего машиностроения СССР начальником научно-технического отдела 1 Главного управления, непосредственно отвечал за создание ракетных комплексов РТ и боевых железнодорожных комплексов сними. Вначале х годов был одним из организаторов работ по использованию тяжелых МБР в качестве ракет- носителей Днепр, был директором этой программы. Лауреат премии Правительства России, действительный член Российской академии космонавтики имени К.Э. Циолковского, награжден высшими наградами
Роскосмоса: знак С.П. Королева и медаль Звезда голубой планеты.
ISBN 978-5-9906069-1-3 9 7 8 5 9 9 0 6 0 6 9 1 3
ЦЕНТР СТРАТЕГИЧЕСКОЙ КОНЪЮНКТУРЫ
Михайлов В.С. Стратегический
«Молодец»
История железнодорожных ракетных комплексов
Пушкино Центр стратегической конъюнктуры
2015

УДК 323:327:623.4:629.7
ББК 39.62:68.5
М Книга подготовлена при содействии Фонда Инженерное наследие академика В.Ф. Уткина»
М
ИХАЙЛОВ
В.С. М Стратегический Молодец. История железнодорожных ракетных комплексов Пушкино Центр стратегической конъюнктуры,
2015. — 216 с.
ISBN 978–5–9906069–1–3 Настоящая книга посвящена истории зарождения идеи боевых железнодорожных ракетных комплексов, эпопее их создания в СССР, их службы и ликвидации. Эти комплексы были одним из выдающихся достижений ракетно-космической техники нашей страны. Автор книги Михайлов Владимир Сергеевич — действительный член Российской академии космонавтики имени К.Э. Циолковского, лауреат Премии Правительства России. Сначала года он, будучи ведущим специалистом, затем начальником научно-технического отделав головном 1 Главном управлении Министерства общего машиностроения СССР, занимавшемся созданием ракетно-космической техники, непосредственно отвечал за работы по созданию семейства стратегических баллистических ракет РТ, в том числе боевых железнодорожных комплексов с ракетами РТ-23УТТХ (Молодец.
ISBN 978–5–9906069–1–3
© Михайлов В.С., 2015
© Воробьев А.В. & ЦСК, оформление, 2015
СОДЕРЖАНИЕ Предисловие .......................................................................................................... 4 Артиллерийские железнодорожные системы. 7 Первые работы по железнодорожному базированию ракет ............ 28 Начало работ по железнодорожным ракетным комплексам ........... 31 Формирование идеологии боевых железнодорожных ракетных комплексов. 37 О двигателях. 44 Создание ракет Ж и Ж комплекса РТ. 60 Создание боевого железнодорожного стартового комплекса .......... 81 Испытания ракет и комплексов РТ со стационарными железнодорожным стартом ............................................................. 89 Создание боевого железнодорожного ракетного комплекса
РТ-23УТТХ (П Молодец) с ракетой Ж ......................... 98 Основные предприятия, создавшие комплексы РТ и РТ-23УТТХ .. 112 Управление программой создания комплексов РТ и РТ-23УТТХ.. 153 Работы по железнодорожному базированию МБР в США. 179 Производство, развертывание и эксплуатация БЖРК РТ-23УТТХ.....184 Ликвидация БЖРК РТ-23УТТХ .............................................................. 193 А что дальше. 201 ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ПРИЛОЖЕНИЕ. Основные данные боевых железнодорожных ракетных комплексов РТ и РТ-23УТТХ .............................................211 Основные сокращения .....................................................................................213 Литература
Предисловие Памяти людей, отдавших все свои силы защите Родины в годы холодной войны. С каждым годом все дальше в прошлое уходит история СССР, уходят ветераны, меркнет память о былых достижениях того времени. Все больше становится белых пятен в нашем прошлом. А ведь незнание истории, достижений своей страны имеет пагубные последствия. Поэтому в этой работе автор пытается напомнить об одной из самых впечатляющих побед отечественной ракетно-космической техники — создании боевых железнодорожных ракетных комплексов РТ-23УТТХ (Молодец. В 2005 г. в России были сняты с дежурства и затем утилизированы боевые железнодорожные ракетные комплексы (БЖРК) с ракетами РТ-23УТТХ. Однако в последнее время активно обсуждается возможность повторного введения БЖРК в состав стратегических ядерных сил России. Об этом делаются заявления командованием Ракетных войск стратегического назначения, это обсуждается различными государственными деятелями и экспертами. Входе начавшейся в печати дискуссии анализируется целесообразность воссоздания БЖРК в России. Приводятся аргументы за и против. Появляются сообщения, что в других странах ведутся работы по размещению ракет на железнодорожных подвижных средствах. Все это заставляет нас вспомнить, как несколько десятилетий назад, в рамках опытно-конструкторской работы Молодец, была решена задача создания БЖРК с ракетой РТ-23УТТХ, как в застойные годы создавался в СССР этот уникальный стратегический комплекс. В каких военно-политических и экономических условиях он создавался. Какова была его идеология, конструкция, история создания, испытаний, боевой службы и ликвидации. Вспомнить людей создававших и эксплуатировавших комплекс. Работы по БЖРК были крайне напряженными, а в некоторых аспектах драматичными. Их история весьма примечательная, а возможно, и поучительная для современного исторического этапа. Создание не имевшего в мировой практике аналогов БЖРК безусловно является выдающимся достижением многих тысяч специалистов сотен предприятий и войсковых частей всего СССР. Работы по нему шли с ясными и чрезвычайно важными для судьбы страны целями. Для потенциального противника, рискнувшего нанести удар по СССР, должна была быть очевидна возможность ответного ядерного удара. БЖРК стал одной из самых удачных систем вооружения, для нанесения удара возмездия. И тем самым он защищал страну в самые тяжелые годы холодной войны. Парадоксально, но это так — мощнейшее стратегическое оружие служило важным стабилизирующим фактором международных отношений. В этом смысле его создание служило, как было принято в те годы говорить, делу мира. Поезда со стратегическими ракетами по праву являлись и являются гордостью советских военных, ученых, конструкторов, производственников, да и всей страны в целом. Мы это сделали Долгие годы работы по БЖРК, сам факт их существования являлись строго закрытой информацией. Практически о них никто не знал, кроме людей, непосредственно участвовавших в программе, да и то только в части их касающейся. И только в последние годы завеса секретности была приподнята сначала для наших политических оппонентов, а затем и для общественности нашей страны. А это было одно из наиболее впечатляющих научно-технических достижений большой и мощной страны. В современных непростых условиях знакомство с такими крупными достижениями способствует воспитанию национальной гордости за свою страну, веру в ее потенциал. Прошлое часто окрашивается в розовые тона, память избирательна. О прожитых годах вспоминается все больше хорошее, а иногда и веселое. На этом фоне для людей, далеких от реальной ракетной техники, может создаться впечатление, что в застойные годы взяли и взмахнули волшебной палочкой — и появились грозные стратегические боевые железнодорожные ракетные комплексы, потом взмахнули еще рази их не стало. Но это далеко не так. История БЖРК — это эпическая и драматическая история жизни огромного количества людей, их победи поражений. Множество из них отдали все свои силы, здоровье, а некоторые и жизни.
В целом, наверное, можно констатировать, что в программе создания комплексов РТ, в том числе БЖРК, была задействована уникальная, сильнейшая кооперация предприятий промышленных министерств и Министерства обороны СССР. Работала она совместно и слаженно. Причем она создавала качественно новую систему, в то время как еще не было решено множество проблем в области технологий, новых материалов, элементной базы. Все это решалось параллельно с отработкой комплекса, с вынужденными этапами. Опыт создания, отработки и эксплуатации БЖРК сохраняет свою ценность и заслуживает изучения и использования. Особое значение имеет изучение методов организации этой масштабной работы. В настоящей работе делается попытка дать картину одной из страниц истории стратегических ракетных сил СССР и России — истории программы БЖРК, вспомнить некоторые эпизоды этой эпопеи. Автор помимо своих воспоминаний использовал опубликованные работы, посвященные истории ведущих конструкторских бюро, научно-исследовательских институтов, заводов и воинских частей, воспоминания их руководителей и ведущих специалистов. В работе над книгой участвовали коллеги автора военные игра- жданские специалисты, принимавшие непосредственное участие в работах по программе боевых железнодорожных ракетных комплексов. Это, прежде всего, А.Е. Шестаков, А.В. Усенков, Е.А. Корниен- ко, ГС. Летучих, ГА. Полунин, АС. Осадченко, А.А. Цветков,
И.И. Бжалава. Каждый из них рассматривал работу с учетом своей специальности и опыта, давал ценные замечания. Автор выражает им свою глубокую благодарность.
Артиллерийские железнодорожные системы Появление тяжелых железнодорожных систем оружия произошло не вдруг. В них соединились идеи создания боевых ракет и железнодорожной транспортировки тяжелого артиллерийского вооружения. Это наиболее близкий предшественник боевых железнодорожных комплексов по идеологии, а во многом и по техническим решениям. Идея установки тяжелого оружия на железнодорожных транспортных средствах была достаточно очевидна. Это в первую очередь относилось к крупнокалиберной артиллерии. Транспортировка ее орудий при помощи упряжек лошадей была более чем затруднительна. Известно много картин и фотографий, показывающих засевшие в грязи орудия, выбивающихся из сил лошадей и людей. Ситуация после появления паровых тракторов на рубеже XIX–XX веков изменилась мало. Дороги были мало приспособлены для перевозки таких тяжелых грузов. Предложения по размещению подвижных артиллерийских систем на железнодорожных платформах возникли почти сразу после появления первых железных дорог. Как известно, в России первая железная дорога была проложена в 1837 году между Санкт-Петербургом и Царским Селом. Это естественно дало толчок к развитию идей использования этого нового вида техники в военном деле. Еще вовремя ее прокладки вышел в свет труд русского военного инженера П. Лебедева, который назывался Применение железных дорог к защите материка. Его автор предложил пустить по параллельным железнодорожным путям, проложенным вдоль побережья и защищенным со стороны моря каменной стеной, артиллерийские установки на специальных платформах. По одному пути — пушки, по другому — мортиры. В 1847 году инженер-капитан русской армии Густав Кори разработал проект крепости с использованием орудий на тележках, передвигавшихся от одной позиции к другой по рельсовым путям. В 1855 году, вовремя Крымской войны, русский инженер Н. Репин разработал Проект о движении батарей паровозами на рельсах.
В 1860 году, был разработан проект поручика русской армии П. Фомина, предложившего устанавливать на железнодорожных платформах крупнокалиберные орудия. Но все эти предложения были в то время не оценены в России. Их время в России еще не пришло. Толчок идеи использования артиллерийских орудий, установленных на железнодорожных платформах, дала Гражданская война в США. Сначала появились средства, которые впоследствии стали называть бронепоездами. Первый бронепоезд под названием Рельсовый монитор был построен северянами в Филадельфии в 1861 году, он имел вагон, обшитый железной броней с установленной дульнозарядной пушкой. Бронепоезд планировалось использовать как тактическое средство, для патрулирования железных дорог. Немного позднее аналогичные установки появились у конфедератов. ФОТО
1. Гравюра в американской газете, изображающая Рельсовый монитор В последующем было отмечено применение подобных железнодорожных систем обеими сторонами вовремя франко-прусской войны. А англичане применяли их вовремя англо-бурской
войны (1899–1902), а также ив боевых действиях в Египте. Это было рождение нового класса тактических вооружений — бронепоездов. Их история является самостоятельным предметом для изучения. ФОТО
2. Бронепоезд на англо-бурской войне Тяжелые артсистемы на железнодорожных платформах, действующие вне непосредственного контакта с противником, постепенно выделились в самостоятельное направление. Именно их можно в определенной степени считать предшественниками
БЖРК. У южан первая блиндированная железнодорожная установка была построена в Ричмонде в 1862 году по проекту Джона Брук- са. Установка получила название Lady Merrimac. Она была вооружена фунтовым дульнозарядным морским орудием. Защиту спереди обеспечивал наклонный щит из толстых деревянных брусьев, к которому были прикреплены отрезки рельсов. Сзади и с боков защита отсутствовала. В дальнейшем конфедераты построили еще, по крайней мере, две подобные установки, причем
у них орудия и расчеты имели прикрытие не только спереди, но и с боков. В боевых действиях под Ричмондом установка этого типа успешно применялась. Тяжелое орудие двигалось позаброшенной железнодорожной ветке на платформе, которую толкал небольшой паровоз, и обстреливало укрепления противника, не нанося им, впрочем, особого вреда. Этот опыт не был забыт, и много позже он был использован. В 1889 году мм артиллерийская установка на железнодорожной платформе системы «Сен-Шамон» уже демонстрировалась на Всемирной выставке в Париже. Такие установки последовательно совершенствовались. Во Франции известный артиллерийский инженер Г. Канэ, совместно с генералом Пенье, разработал установку с коленчатой платформой, опущенной в средней части. Это придавало большую устойчивость при стрельбе. Такая схема впоследствии применялась в большинстве крупногабаритных железнодорожных системах. ФОТО
3. Артустановка семейства « Lady Merrimac»
ФОТО
4. Схема артустановки семейства «Lady Merrimac» Железнодорожные артиллерийские установки начали широко использоваться вовремя Первой мировой войны. К ее концу одна только Франция располагала несколькими сотнями таких установок с калибрами орудий от 200 до 400 мм. Особую известность приобрела французская мм железнодорожная гаубица Шнейдера. Весила она 263 тонны и обладала способностью посылать снаряды весом в 1400 килограммов на расстояние до 17 километров. Французы применили ее при штурме крепости Верден. В свою очередь в Германии были созданы железнодорожные артустановки «Kolossal». Они подвергли обстрелу французскую столицу. Обстрел Парижа велся тремя установками. На боевую позицию артустановка «Kolossal» доставлялась на железнодорожной платформе, снабженной 18 парами колес. Но стреляла она со стационарного основания. Полная масса установки составляла тонн, что для того времени было большим достижением. Ведущий российский специалист в области железнодорожной артиллерии А.Г. Дукельский, один из основоположников теории и практики разработки отечественных артсистем на железнодорожных платформах, заметил в связи с этим, что весь артилле- рийско-технический мир был ошеломлен тем, чего удалось добиться немцам. ФОТО
5. Железнодорожная артиллерийская установка Шнайдера К этому времени и Великобритания уже располагала транспортерами с мм и мм орудиями, стрелявшими как вдоль путей, таки с криволинейных участков (усов. На побережье Адриатического моря расположили свои 75, 102 и мм артустановки на железнодорожных транспортерах и итальянцы. Быстро догоняли своих европейских конкурентов американцы. В 1918 году в США было изготовлено одиннадцать железнодорожных артустановок с мм орудиями. Шесть из них были доставлены в Европу для участия в боевых действиях на Западном фронте. Они достаточно успешно проявили себя в сражениях под Верденом и Мецем. Такой опыт американцам весьма пригодился. Они сумели быстро обобщить общемировой опыт изготовления и применения железнодорожных артсистем, ив году Конгресс США утвердил специальную программу создания нескольких групп мм железнодорожных транспортеров для защиты побережья Соединенных Штатов Америки.
ФОТО
6. Британская батарея на железнодорожном транспортере Вовремя Первой мировой войны железнодорожные артиллерийские установки в полной мере доказали свои высокие боевые возможности. Это было время расцвета железнодорожных артиллерийских установок. Основным назначением их было разрушение инженерных сооружений, применявшихся в позиционной войне. Установки строили во Франции, Италии, Германии, Англии, США. В них, как правило, применялись корабельные орудия. Масса многих установок достигала
300 т. При помощи сложной многоосевой схемы транспортеров осевая нагрузка снижалась до уровня 16–18 т/ось. После Первой мировой войны вся имевшаяся у Германии железнодорожная артиллерия была пущена на слом победившими союзниками. Однако после 1933 года в Германии стартовала большая программа вооружения, которая в числе прочего предусматривала развитие железнодорожной артиллерии. В предшествующие полтора десятилетия немецкими военными инженерами были проведены большие теоретические исследования в этой области. Интенсивно велись и практические работы. К моменту нападения на Советский Союз Германия уже обладала мощной железнодорожной артиллерией. В составе 13 батарей у нее было более 70 транспортеров, в том числе — 41 артустановка калибра 280 мм и 9 единиц калибра

14 240 мм. Изготовление железнодорожных транспортеров немцы весьма активно продолжали ив годы Второй мировой войны. При этом германские специалисты при создании многих железнодорожных транспортеров использовали старые морские орудия — с крейсеров и линкоров. Также были частично использованы и французские орудия, доставшиеся немцам в качестве трофеев. Они нашли себе применение, в том числе и на восточном фронте. В России первые артиллерийские установки на железнодорожных платформах появились в конце ХIХ века, когда были для пробы закуплены шесть французских транспортеров завода
Шнейдера. ФОТО
7.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

перейти в каталог файлов
связь с админом