Главная страница
qrcode

Михайлов В.С. - Стратегический ". Стратегический молодец История железнодорожных ракетных комплексов


Скачать 11.11 Mb.
НазваниеСтратегический молодец История железнодорожных ракетных комплексов
АнкорМихайлов В.С. - Стратегический "
Дата23.04.2017
Размер11.11 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаMikhaylov_V_S_-_Strategicheskiy_quot_Molodets_quot__Istoria_zhel
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#38670
страница2 из 15
Каталогmrclose

С этим файлом связано 79 файл(ов). Среди них: Karateev-_Iz_nashego_proshlogo.pdf, IMG-20170121-WA0026.jpg, IMG-20170121-WA0024.jpg, SAV5.pdf, HK_PSG1.pdf, 5de9f8.jpg и ещё 69 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15
Сборка железнодорожного транспортера с дюймовым орудием в Петроградском металлическом заводе С началом Первой мировой войны в России пришлось осваивать эту новую технику. В 1915 году Артиллерийский комитет рассмотрел проект об установке на железнодорожной платформе 16- дюймовой гаубицы для стрельбы с дугообразных участков железнодорожного пути.
В конце 1916 года морское министерство дало задание Петроградскому металлическому заводу начать разработку проекта железнодорожного транспортёра, причём так, чтобы на нем использовались орудийные станки, по типу принятых на броненосце Ростислав, вооруженном мм орудиями. Собственно орудия должны были взяты из изготовленных в своё время про запас. Это дело было новым для России, и поэтому морское министерство, в очередной раз, внесло предложение воспользоваться опытом французов. В качестве прототипа была выбрана французская мм железнодорожная установка. Министерство в качестве базы выделило два транспортёра, имевших массу 50 тонн, которые служили для перевозки морских грузов большой массы из Санкт-Петербурга к Черному морю. Несмотря на тяжёлые условия войны, февральские события года, Петроградский металлический завод смог к лету 1917 года завершить изготовление первого железнодорожного транспорт ра. Он был испытан стрельбой на морском полигоне. Но эти установки могли стрелять только лишь вдоль путей и всего лишь с поворотом 2°; их предельный угол возвышения составлял 35°. Чтобы разгрузить транспортёр при стрельбе, к рельсам железнодорожного пути винтовыми домкратами осуществлялось прижимание двух упоров кроме того, для того, чтобы уменьшить откат, имелись захваты и на рельсы. Нов целом конструкция этих установок была несовершенна. Некоторое время спустя мм станки Ростислава, установленные на них, были заменены на мм. ФОТО 8. А.Г. Дукельский — создатель отечественных железнодорожных артиллерийских установок
После Октябрьской революции вся деятельность, связанная с конструированием и изготовлением железнодорожных артустано- вок, продолжала концентрироваться вокруг группы специалистов, оставшихся на Металлическом заводе, во главе с А.Г. Дукельским. Он, по существу, является родоначальником железнодорожной артиллерии в России. Под его руководством и при непосредственном участии были созданы железнодорожные транспортеры TM-I-
14 (356 мм, ТМ-II-12 и ТМ-III-12 (305 мм. Индексы означали
«ТМ» — транспортер морской «III» — номер конструкторской разработки «12» — калибр ствола артустановки в дюймах. Нужно сказать, что развертыванию работ поморским артиллерийским железнодорожным транспортерам способствовало то обстоятельство, что страна, входе войн и революций, потеряла почти весь флот, и поэтому вопросы укрепления береговой обороны приобретали особое значение. Исходя из этого в середине х гг. ХХ века все немногочисленные железнодорожные установки были переданы военно-морскому флоту. Интерес к ним сохранялся, но условий для продолжения работ практически не было. ФОТО
9. Железнодорожная артиллерийская установка ТМ-1–180
Изменения произошли после стабилизации обстановки в стране. Стало очевидным, что большая протяженность берегов настоятельно требовала создания подвижной береговой артиллерии. Вопрос о строительстве орудий железнодорожной артиллерии (транспортеров) был поднят в 1927 г. Дукельским, к тому времени ставшим уже известным специалистом в области морской артиллерии. Его идея заключалась в том, чтобы установить мм орудия, оставшиеся от недостроенных линейных крейсеров типа Измаил, на железнодорожные платформы. Доказывать целесообразность создания такой установки А.Г. Ду- кельскому пришлось уже в «шарашке» ленинградской тюрьмы Кресты, будучи осужденным по делу «Промпартии». Вначале года по постановлению Реввоенсовета СССР на базе спецпроизводства Ленинградского металлического завода (ЛМЗ) было создано отдельное конструкторское бюро (ОКБ) под начальством А.Г. Дукельско- го, которому было поручено создать проект мм транспортера
(ТМ-1–14). 29 апреля 1930 г. проект был утвержден. Для испытания первого транспортера в районе одной из станций была построена
2 километровая железнодорожная ветка. Назначенная приказом Рев- военсовета комиссия установила, что все проведенные 5 апреля
1932 г. артиллерийские стрельбы отличались высокой эффективностью, а сама установка весьма проста в обращении и отвечает требованиям времени. 8–9 июня 1933 г. успешно прошла испытания вторая, а 15 июня и третья установка. Изготовление транспортеров этого типа было поручено нескольким заводам. Главные балки и тележки — на заводе Красный Путиловец (бывший Путиловский, позже — Кировский. Отливки — на заводе имени Ленина, поковки — на Обуховском заводе (Большевик. Вагоны специального назначения были заказаны заводу имени Егорова. Остальные узлы и самое ответственное дело — сборку транспортеров — производил ЛМЗ (Ленинградский металлический завод. В 1933–1934 гг. были изготовлены еще три мм железнодорожных артиллерийских орудия (транспортеры ТМ-II–12). мм и мм транспортеры по тактико-техническим данным выгодно отличались от соответствующих образцов американского и французского производства, так как давали возможность вести стрельбу в пределах 360 градусов, тогда как угол обстрела у иностранных транспортеров составлял всего 20 градусов. Удачная конструкция
ТМ-1–14 и ТМ-2–12 позволяла вести стрельбу при углах возвышения от -2 до + 50 градусов. У французских и американских орудий эти показатели составляли от + 20 до + 40 градусов. В х годах началось создание платформ с орудием калибра 180 мм, при этом были с небольшими изменениями использованы орудия от береговой установки морской артиллерии «МО-1–180». Был уменьшен броневой щит, лобовая броня стала толщиной 38 мм, по боками сверху — мм. Уменьшенный калибр и установка восьми опорных ног позволили обеспечить круговой обзор и обстрел. При этом орудие вращалось на центральном опорном штыре. Работы по созданию как железнодорожных, таки башенных береговых мм артустановок проводились под руководством А.А. Флоренского и
Н.В. Богданова. Производство самих железнодорожных платформ
«ТМ-1–180» осуществлял Николаевский завода сами орудия Б-1-П производил завод Баррикады. Выпуск платформы начался в 1934 году. Эти относительно легкие артсистемы, обладая достаточной подвижностью, без проблем могли передвигаться по большей части железных дорог СССР. Такую же подвижность имели и установки ТМ-1–14, ТМ-2–12 и ТМ-3–13. Причем последние две были снабжены небольшими двигателями для передвижения самоходом. Железнодорожные артиллерийские системы планировалось использовать не только на европейском военном театре, но и на Дальнем Востоке, куда планировалось перебросить восемь железнодорожных батарей. Уже вначале года три первые такие батареи прибыли в Приморскую группу войск. Для Дальнего Востока еще изготавливались дополнительные установки. Позднее, вовремя Второй мировой войны они собирались и во Владивостоке. Планировалось, что тяжелые железнодорожные артиллерийские установки могли почти на равных вести борьбу с линейными кораблями вероятного противника, оставаясь, благодаря своей подвижности, практически неуязвимыми для их огня.
После того как Реввоенсовет принял решение разместить еще одну тяжелую железнодорожную батарею TM-I-14 на Дальнем Востоке, в ноябре 1933 года установка двинулась в путь через всю страну. За сутки батарея проходила 300–350 километров. Транспортировке сопутствовала завеса секретности, тщательная маскировка и строжайший контроль со стороны спецслужб. Со станций следования удалялись все посторонние лица. Каждый эшелон шел в сопровождении ответственных за участок железной дороги, по которому он двигался. ФОТО
10. Ствол орудия ТГ-1 Следующая батарея из трех TM-I-14 была принята на вооружение в июне 1935 года и была дислоцирована на Балтике. Параллельно в Николаеве, на судостроительном заводе имени Марти (НМЗ), было развернуто изготовление железнодорожных ар- тустановок типа ТМ-II-12 с использованием мм орудий. Они были спроектированы также под руководством А.Г. Дукельского в Центральном конструкторском бюро судостроения № 3 (ЦКБС-3). На
ТМ-II-12 были использованы стволы, сделанные в Англии заводом
«Виккерс», но уже для броненосцев типа Андрей Первозванный. На установках ТМ-III-12 были уже использованы мм стволы и многие агрегаты с взорванного линкора Императрица Мария, пролежавшие вводе свыше 15 лет. После приведения их в порядок
и небольших доработок они были с успехом использованы. Новым в конструкции ТМ-III-12 было то, что верхний лафет вместе с качающейся частью и соответственно со стволом обладал способностью опускаться во внутреннюю полость главной балки, что позволяло в походном положении значительно уменьшать габариты всей установки по высоте. Другой особенностью ТМ-III-12 было наличие у транспортера возимого штыревого основания, дававшего возможность вести круговую стрельбу с заранее оборудованного на боевых позициях бетонного основания. Головным заводом при изготовлении этих установок был Николаевский завод, который за тридцать лет до этого строил линкор Императрица Мария. Первая установка была изготовлена в июне 1938 года, последующие две были изготовлены в 1938 и 1939 гг. Как и БЖРК, созданные через несколько десятилетий, установки представляли собой комплексы, которые помимо самих артустановок включали вагоны управления огнем, штабные, камбузы, склады, казармы и т.д. Батарея из трех артустановок ТМ-III-12 имела боевой расчет из 459 человек, которые размещались в пяти эшелонах трех с установками, одного — подвижной базы, одного — ПВО, что является интересным совпадением, очень похожим на структуру БЖРК.
5 апреля 1938 г. была составлена новая система вооружений
1938 г. В ней уже предусматривалось создание железнодорожных мм и мм пушек с дальностью стрельбы 48 км и 77 км снарядами весом 70 кг и 508 кг, а также мм гаубиц с дальностью стрельбы 25 км снарядом весом 1250 кг. Работы над 356 мм пушкой и 500 мм гаубицей начались в конце 1938 г. Головным разработчиком (разработка качающейся части) было ОТБ НКВД (в ленинградской тюрьме Кресты. К концу х годов береговая оборона Советского Союза уже имела на вооружении артиллерийские железнодорожные транспортеры ТМ-I-14, ТМ-II-12, ТМ-III-12, ТМ-I-180, ТМ-I-152, в которых использовались корабельные орудия калибра от мм до мм. Они базировались в Прибалтике, на Дальнем Востоке, на побережье Черного моря и, разумеется, под Ленинградом. В работе по созданию этих тяжелых боевых железнодорожных систем принимали участие несколько десятков заводов со всего Советского Союза.
Перед самой войной, в конце 1940 года былина Новокраматор- ском заводе проведены заводские испытания установки ТГ-1 на транспортере ТПГ. Продолжение испытаний готовились летом 1941 г. на полигоне под Ленинградом. Планировалось до конца 1942 года построить в общей сложности 28 орудий на железнодорожной платформе, но из-за высокой загруженности заводов созданием надводных кораблей, были построены только одна ТП-1 и одна ТГ-1. А после начала войны работы по проектам были прерваны. Характеристики установок и сейчас впечатляют установка ТГ-1 должна была иметь калибр ствола 500 мм, начальную скорость снаряда мс, наибольший угол возвышения 70°, угол горизонтального обстрела 6°. Вес установки в боевом положении 353 300 кг. Скорострельность выстрел за 2 мин. Наибольшая дальность стрельбы фугасным снарядом — 25 000 м, бетонобойным снарядом — 19 500 м. Вес фугасного снаряда 1450 кг, бетонобойного снаряда — 2050 кг. Железнодорожные установки активно участвовали в советско- финской войне. С ее завершением две батареи железнодорожных установок ТМ-III-12 (305 мм, 3 установки) и ТМ-I-180 (180 мм, 4 установки) были перебазированы на полуостров Ханко, который был передан в аренду СССР. С началом войны с Германией и примкнувшей к ней Финляндией они вновь стали действовать против Финляндии. Защитники Ханко упорно сражались до декабря 1941 года, нов конце концов было принято решение об эвакуации с полуострова. Перед оставлением его советскими войсками были приняты все меры по уничтожению железнодорожных установок. Казенные части орудий были взорваны, противооткатные устройства выведены из строя, тележки ходовой части утопили в море. Однако история этих установок на том не закончилась. Старательные финны обследовали останки установок и взялись за их восстановление. Первыми это удалось сделать с наименее поврежденными мм установками. Первую установку отремонтировали уже в декабре 1941 года (всего через месяц. В течение года восстановили все установки этого типа. Восстановленные установки некоторое время использовались Финляндией в войне. Следует отметить, что использование трофейной советской военной техники было для Финляндии обычным. Очень долго использовались и после войны трофейные советские танки, самолеты и другая военная техника. Вообще многие железнодорожные арту- становки, также как и бронепоезда, на разных войнах и театрах военных действий зачастую попадали в плени продолжали нести свою службу. Иногда меняли свою приписку не один раз. Более тяжелые мм установки отремонтировать оказалось сложнее у них были сильно повреждены стволы. Помогли немцы, передав Финляндии захваченные ими во Франции стволы орудий, предназначавшиеся в свое время для линкора Император Александр. Таким образом и эти три установки тоже были введены встрой. Однако на этом их приключения не закончились. После выхода Финляндии из войны эти установки по межгосударственному соглашению были возвращены в СССР. После ремонта они вновь стали нести службу в Береговой обороне ВМФ. Сняты с вооружения они были только в 1961 году и переданы на консервацию. Одна из установок была доставлена в Москву и выставлена в Музее Великой Отечественной войны на Поклонной горе, где она посей день производит впечатление своими размерами и сложностью конструкции. ФОТО
11. Отечественная железнодорожная артиллерийская установка ТМ-III-12 Советские железнодорожные установки внесли свой вклад вовремя боевых действий на ленинградском фронте. Вместе скора- бельной артиллерией они сдерживали натиск немецких войск, наносили удары по их частями объектам, участвовали в контрбата- рейной стрельбе. Входе боев изменилась и тактика обстрелов. Артиллеристы отказались от последовательного выполнения отдельных операций по свертыванию комплекса и стали производить их одновременно. Выигрыш во времени достигался также неполным выполнением всех работ по переходу транспортера из боевого положения в походное. Так, площадки не убирались, крепление по- походному производили на выходе с огневых позиций, продольные брусья отваливали в сторону, а опорные подушки оставляли на месте. В итоге удавалось сократить время на свертывание до 3–4 минут, вместо 25 минут. Для каждого транспортёра готовилось несколько боевых позиций. На ленинградском фронте сошлись в боях тяжелые отечественные железнодорожные установки с немецкими, чехословацкими и французскими установками, полученными Германией в качестве трофеев. Около 900 дней длилась артиллерийская дуэль. Сначала года советские установки были сведены в ю морскую железнодорожную бригаду, ю отдельную батарею и бронепоезд № 30. Два железнодорожных транспортера ТМ-1–180 были перевезены в Кронштадт, в то время как две другие установки этого типа остались в Ленинграде. Учитывая создавшуюся обстановку, специалисты Ленинградского механического завода и КБ завода Большевик вовремя блокады развернули работы по железнодорожным транспортерам Б, для установки имеющихся морских орудий, главным образом мм пушек. После эвакуации в Сталинград эти работы продолжались для более тяжелых мм орудий, установленных на транспортеры Б. Таких транспортеров было изготовлено 8 единиц, и они участвовали в боях. Немецкая армия имела на вооружении железнодорожные артиллерийские установки нескольких типов. Для их оснащения применялись как специально разработанные орудия, таки переделанные морские орудия. Часть из них была копиями или оригинальными конструкциями времен Первой мировой войны. Среди новых установок встрой вначале х годов были два типа мм железнодорожных установок типа К(Е) и К Е. В основном они действовали на Западном фронте, но применялись они и на Восточном фронте (под Севастополем, Сталинградом и Ленинградом. Однако особого эффекта от их применения не было.
К концу 1942 г. германское командование было вынуждено усилить артиллерийские группировки под Ленинградом, вновь изменить тактику обстрелов города и организацию артиллерийских средств. В район Ленинграда была передислоцирована тяжелая артиллерия, действовавшая под Севастополем, в том числе мортиры калибра 220 и 420 мм (Толстая Берта) и гаубицы калибра 400 мм. Кроме того, из Франции, Чехословакии и Германии прибыли железнодорожные транспортеры с мм, мм и мм орудиями. В 1938–1940 гг. в Германии были созданы два образца мм пушек К Е) с дальностью стрельбы до 120 км. Применялись они эпизодически для обстрелов прибрежных районов Англии. Эффект от их применения был крайне незначительным. Более мощными железнодорожными орудиями, способными передвигаться по путям без разборки, были мм орудия 38 cm Siegfritd K(E). Три такие установки применялись на Западном фронте. Наиболее впечатляющим образцом, настоящим немецким «вун- дервафен», было сверхтяжёлое железнодорожное артиллерийское орудие калибром 800 мм. Оно было разработано фирмой «Крупп» в конце х годов. Предназначалось оно для разрушения защищенных оборонительных сооружений, прежде всего линии Мажи- но. Сказалось и тяготение А. Гитлера к чудодейственным гигантски проектам. В 1937 году проект был завершен, ив том же году был выдан заказ на изготовление нового орудия. Его официальным наименованием было 80 cm K. (E). В 1941 году фирмой «Крупп» было построено первое орудие. К концу 1941 года орудие былого- тово к боевому применению. Оно поступило на вооружение специально сформированного дивизиона. Орудие носило неофициальное наименование «Дора». Живучесть ствола оценивалась в 100 выстрелов, но после первых 15 выстрелов были обнаружены следы явного износа. Имеет смысл несколько подробнее остановиться на этих незаурядных инженерных сооружениях. По-видимому, они были самыми тяжелыми из когда-либо созданных артсистем, их масса составляла от 1350 до 1488 тонн. Собственно пушка весила около 400 тон. Конструкция установки была оригинальной и представляла собой специальный транспортер, занимавший две параллельные железнодорожные колеи. При этом на позицию правая и левая части доставлялись по отдельности. На позиции они соединялись поперечными коробчатыми балками, образуя своеобразный нижний станок. На него устанавливался верхний станок с люлькой и противооткатной системой, затем производился монтаж ствола пушки и сборка платформы для заряжания. Транспортер располагался на 40 осях и
80 колесах, по 40 колес на колее сдвоенного пути, который был разнесен по ширине на 6 метров ФОТО
12.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

перейти в каталог файлов


связь с админом