Главная страница
qrcode

Михайлов В.С. - Стратегический ". Стратегический молодец История железнодорожных ракетных комплексов


Скачать 11.11 Mb.
НазваниеСтратегический молодец История железнодорожных ракетных комплексов
АнкорМихайлов В.С. - Стратегический "
Дата23.04.2017
Размер11.11 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаMikhaylov_V_S_-_Strategicheskiy_quot_Molodets_quot__Istoria_zhel
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#38670
страница9 из 15
Каталогmrclose

С этим файлом связано 79 файл(ов). Среди них: Karateev-_Iz_nashego_proshlogo.pdf, IMG-20170121-WA0026.jpg, IMG-20170121-WA0024.jpg, SAV5.pdf, HK_PSG1.pdf, 5de9f8.jpg и ещё 69 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   15
Ракета
РТ-23УТТХ в музее РВСН
в ракете было применено поворотное управляемое сопло, которое самостоятельно разработало КБ Южное. Кроме того, при помощи специальных конструктивных мер была существенно повышена стойкость ракеты к поражающим факторам ядерного взрыва. Улучшены были и другие характеристики ракеты. В ракете, предназначенной для БЖРК, для которой стойкость после старта не была столь критичной, оставили схему со «вдувом». Но для этого пришлось провести с заказчиком большую работу по разъяснению, что отличия в условиях эксплуатации и применения ракет с различными видами стартов позволяют применение вариантов единой ракеты с различной стойкостью и соответственно схемно- конструктивными решениями. Для ракеты Ж, предназначенной для БЖРК, это означало, что главным является выполнение заданных сроков. В силу этого в ней использовались основные решения, отработанные на ракете Ж. В свою очередь, ракета Ж для стационарного старта должна была иметь высший уровень стойкости к поражающим факторам ядерного взрыва. Для нее нужна была более глубокая модернизация и, соответственно, большие сроки. В тоже время для повышения энергетических возможностей в обоих вариантах ракеты в двигателях было применены высокоэффективные топлива. Серьезные усовершенствования в систему управления внесли специалисты НИИАП. Разработанная ими аппаратура позволяла проведение пусков ракет с любой точки маршрута БЖРК. В части боевого стартового комплекса произошли изменения, существенно повысившие боевую эффективность комплекса. Были применены системы, установить которые на БЖРК РТ не успели. Комплекс был доукомплектован оборудованием каналов радиоуправления и космической связи, системы навигации, закорачивания и отведения контактной сети для обеспечения пусков на электрифицированных участках дорог. Обеспечивался пуск с любой разрешенной точки маршрута, расчет полетного задания для произвольной точки маршрута. Были установлены системы приема и передачи информации по различным каналам связи. Была обеспечена возможность расформирования БЖРК на отдельные боевые модули.
В апреле 1984 года Минобороны СССР выдало уточненные ТТТ на ракеты РТ-23УТТХ, в которых уже однозначно было определено, что единая ракета разрабатывается с учетом особенностей эксплуатации и применения вариантов комплекса. К этому времени КБ Южное закончило выпуск конструкторской документации на ракету и провело работу по переводу двигателей на новое топливо. В ноябре 1984 года был выпущен итоговый отчет о готовности к летным испытаниям. Первый пуск ракеты РТ-23УТТХ (Ж) из БЖРК, проведенный
27 февраля 1985 года, был успешным. Он состоялся еще до завершения пусков предшествующей ракеты РТ с железнодорожного старта. Ново втором пуске 25 апреля 1985 года произошла авария из-за разрушения двигателя первой ступени Д. Это было очень болезненным ударом. Ведь двигатель Д был допущен к летным испытаниям после восьми успешных огневых стендовых испытаний. Для устранения причин аварии было необходимо провести большой объём дополнительных исследований и огневых стендовых испытаний. Для этого нужно было время. А его не было. В этих условиях в КБ Южное было принято решение вернуться к отработанному двигателю Д, применённое ранее в ракетах Ж и Ж. Но этот двигатель имел несколько меньшие энергетические характеристики. ФОТО
38. Ракета РТ-23УТТХ в транспортно-пусковом контейнере на нештатной железнодорожной платформе. На ракете вместо головной части установлена технологическая крышка. Фото из материалов договора об СНВ)
Для компенсации потерь в энергетике ракеты все разработчики систем и агрегатов ракеты срочно провели большой объём работ по повышению энергетики двигателей и снижению массы агрегатов. Все подошли крайне сознательно, были выбраны все резервы. В результате энергетика ракеты была восстановлена. После пятимесячной паузы следующий пуск состоялся 26 сентября года. Он был успешным. Последующие пуски все были успешными. Всего входе государственных летных испытаний было проведено 16 пусков. Было запущено 10 ракет из предусмотренных для летных испытаний и 6 ракет из числа серийных, дополнительно выделенных для подтверждения характеристик комплекса и качества серийного изготовления. Летные испытания ракет Ж завершились в декабре 1987 г. Во всех, за исключением аварийного второго пуска, задачи были выполнены. Входе испытаний одна ракета Ж пускалась на максимальную дальность в район Акватория. Акватория — это обычный район океана, в котором завершается полет элементов ракеты припусках на максимальную дальность. Он находится в районе Гавайских островов. Поэтому району давалось перед пуском уведомление о временном закрытии для морских и воздушных судов. Такая же общепринятая практика применяется и для районов падения отделяемых частей ракет- носителей исходящих с орбиты космических аппаратов. Позднее, в 1998 и 1999 годах, были проведены еще два проверочных пуска. Они тоже были успешными. Помимо летных испытаний с участием многих организаций был проведен большой объём экспериментальных работ по подтверждению заданных требований. Среди них были испытания навоз- действие проникающей радиации и рентгеновского излучения, на воздействие электромагнитного импульса, на ударное воздействие крупных частиц грунта, на механическое и тепловое воздействие воздушной ударной волны. Проводились также крупномасштабные комплексные испытания на воздействие поражающих факторов ядерного взрыва на ступень разведения с работающей системой управления, маршевых двигателей, пусковой установки и многое другое.
В 1988 г. на Семипалатинском полигоне были успешно проведены специальные испытания БЖРК на воздействие электромагнитного излучения (Сияние) и молниезащиту (Гроза. О масштабе проведенных опытов говорит подготовка опыта Сдвиг. На космодроме Плесецк была проведена имитация воздействия воздушной ударной волны ядерного взрыва на пусковую железнодорожную установку. Для этого было подорвано около 1000 тонн взрывчатки. Объекты испытаний располагались один (пусковая установка с загруженным в нее электромакетом ракеты, а также командный пункт) — на расстоянии 850 мот центра взрыва, другой (вторая пусковая установка) — на расстоянии 450 м торцом к центру взрыва Опыт состоялся 27 февраля 1991 года. В результате образовалась воронка диаметром 100 ми глубиной 10 м. От воздействия ударной волны пусковая установка снялась с готовности, которая была вскоре восстановлена, и был проведен сухой пуск. Особое место в истории БЖРК занимали транспортные испытания. Входе испытаний было осуществлено 18 выходов железнодорожных составов на ресурсные и транспортные испытания, входе которых было пройдено более 400 тысяч километров. Испытания проводились в различных климатических зонах, от Салехарда на севере до Чарджоу на юге, от Череповца на западе до Читы на востоке. Для реальной оценки работоспособности и эксплуатационных характеристик комплекса было создано четыре испытательных состава П для проверки возможности эксплуатации радиоэлектронной аппаратуры комплекса в условиях ударно-вибрационных нагрузок при реальном движении по путям МПС. Он состоял из двух специальных вагонов.
• П для проведения транспортных испытаний опытного образца БЖСК П (РТ.
• П для проведения транспортных испытаний БЖСК П (РТ-23УТТХ).
• П для проведения ресурсных, климатических испытаний и оценки распознаваемости комплекса П (РТ-23УТТХ). Одна из ракет после прохождения в составе пускового модуля
50 тыс. км была запущена. Замечаний припуске не было.
Для подтверждения несущей способности железнодорожного полотна при старте ракеты, параметра крайне важного для БЖРК, КБСМ применялись стенды состоящие из четырехосной тележки, на которой были установлены РДТТ, прикладывающие тягу сверху вниз. Успешное проведение большого количества успешных пусков ракеты Ж в сжатые сроки стало возможным в результате самоотверженной работы специалистов КБ Южное и полигона Плесецк. Особо следует отметить заместителя технического руководителя испытаний Л.А. Грибачева, внесшего значительный личный вклад в разработку ракет РТ и РТ-23УТТХ, проведение их испытаний. Вообще следует сказать, что испытатели КБ Южное, вне зависимости оттого, шли пуски ракет из Плесецка, Байконура, Ясного, неизменно показывали высочайший класс работы. На вооружение комплекс БЖРК РТ-23УТТХ с ракетой Ж был принят в ноябре 1989 года. К этому времени часть комплексов уже была поставлена на боевое дежурство. Был создан высокоэффективный ракетный комплекс, способный обеспечить необходимую для ответного удара живучесть. Создание и постановка на боевое дежурство этого комплекса было большой победой огромного коллектива специалистов. Кто знает, по какому пути могла бы пойти история в бурные девяностые — двухтысячные годы, если его бы не было. Никто ни до этого, ни после такого комплекса не создал. Пока не создал.
Основные предприятия, создавшие комплексы РТ и РТ-23УТТХ КБ Южное и ПО Южный машиностроительный завод. История этих двух выдающихся ракетно-космических предприятий неразрывно связана на протяжении всей их истории. Их вклад в развитие мировой ракетно-космической техники, укрепление обороноспособности СССР трудно переоценить. Автор считает своей большой жизненной удачей, что ему удалось в течение нескольких десятилетий работать совместно с уникальными специалистами днепропетровского ракетного центра. История днепропетровского ракетного центра началась с автомобилей. Вскоре после освобождения от оккупации, в июле 1944 г. было принято решение о строительстве в г. Днепропетровске автомобильного завода. В условиях послевоенной разрухи завод строился трудно. Для работ на строительстве привлекали всевозможные трудовые ресурсы, в том числе военнопленных. И недаром многие старые корпуса завода носят узнаваемые черты зданий, построенных в послевоенные годы в разных городах с участием немецких военнопленных. Первую продукцию — грузовые автомобили завод начал изготавливать в 1948 г. Кроме них он выпускал разнообразную автомобильную и автотракторную технику. Наиболее удачной работой того времени была разработка трехосного военного автомобиля-амфибии, созданной под руководством известного автомобильного конструктора В.А. Грачева. Этот удачный автомобиль с успехом демонстрировался руководству оборонной промышленности. Если бы знали гордые своим успехом автомобилисты, к чему это приведет. А в это время серьезно усложнилось международное положение. Необходимо было существенно увеличить мощности по производству ракет, добиться его массовости. Перед глазами был пример Германии, где ракеты Фау-2 изготавливались тысячами. Правда, эффект от их применения был скромный.
ФОТО
39. Ракета Р на установщике Возможностей производства ракет Р у опытного завода ОКБ в
Подлипках для этого было явно недостаточно. Рассматривались разные варианты увеличения производственных мощностей. Работала специальная правительственная комиссия. Ее внимание привлек молодой и потенциально мощный автомобильный завод в Днепропетровске. Ион был выбран. 9 мая 1951 года вышло постановление о передаче завода Министерству вооружения и присвоении ему наименования Днепровский машиностроительный завод № 586. История иногда делает очень неожиданные повороты. Даже в страшном сне членам правительственной комиссии не могло привидеться, что будущие прославленные днепропетровские ракетно- космические предприятия, сыгравшие большую роль в укреплении обороноспособности СССР, окажутся в другой стране — Украине, у которой, мягко говоря, будут сложные отношения с Россией. Со временем завод получил наименование Южный машиностроительный завод. Ракетная тематика завода была строго засекречена. Да и о самом заводе исчезло из прессы всяческое упоминание. Однако еще в х годах в троллейбусе или автобусе можно было услышать У автозавода выходите
Несмотря на полное изменение направления работы завода, автотракторная тематика у него не исчезла. В советские годы было принято, что оборонные заводы изготавливали какое-то количество товаров народного потребления. У Южного машиностроительного завода, среди многих видов такой продукции, это были колесные трактора ЮМЗ, которые массово использовались в сельском хозяйств и промышленности. Их выпускалось до 60 тысяч в год. Сначала они выпускались под названием
«Беларусь», ас концах годов они стали именоваться
ЮМЗ. Трактора служили некоторым прикрытием основного производства завода. Задачи новому заводу № 586 были поставлены просто фантастические. До конца 1951 года он должен был изготовить 70 ракет Р, усовершенствованных ОКБ ракет Фау-2. А в м выйти на мощности
2500 ракет в год. С современных позиций эти количества просто поразительны. Но следует учесть, что эти ракеты имели обычные боевые части, и для какого-то эффекта необходимо было их массовое применение. Считалось, что такое количество ракет просто необходимо. Резко обострилась ситуация в Германии, шла война в Корее. Кроме того, в СССР традиционно было принято задавать явно завышенные планы и крайне сжатые сроки. Спрос за их выполнение был жестокий. Первый успешный пуск изготовленной заводом № 586 ракеты Р состоялся в ноябре 1952 года, всего спустя полтора года после принятия решения о перепрофилирования завода. Это было результатом просто героической работы коллектива завода. Параллельно разворачивались работы последующей более совершенной ракете Р (Ж. ФОТО 40. Директор ПО Южный машиностроительный завод А.М. Макаров
Директором завода в 1952–1961 гг. был Л.В. Смирнов, который впоследствии стал руководителем ВПК и руководил ею в годы создания БЖРК. Начальником производства был А.М. Макаров, ставший впоследствии без преувеличения легендарным директором огромного Южного машиностроительного завода, которым он руководил с 1961 по 1989 год. Именно в эти годы завод вел изготовление материальной части ракет и комплексов семейства РТ. С изменением тематики на завод направляется большая группа опытных специалистов с завода в Подлипках и других оборонных предприятий. Среди них был Н.Д. Хохлов, ставший впоследствии в
1961 году главным инженером завода № 586, затем Южного машиностроительного завода, а впоследствии заместителем министра общего машиностроения СССР. В этом качестве он отвечал за создание стратегических ракетных комплексов, в том числе и на начальном этапе работ по ракетам семейства РТ и БЖРК сними. Он также руководил секцией № 1 НТС Минобщемаша СССР и Межведомственным координационным советом, на которых обсуж-
Ф
ОТО
41. Главный инженер ПО Южный машиностроительный завод, впоследствии заместитель министра общего машиностроения СССР Н.Д. Хохлов ФОТО 42. Руководитель КБ завода

№586 В.С. Будник
дались важнейшие вопросы, связанные с созданием БЖРК, и принимались соответствующие решения.
На заводе для обеспечения производства ракет создается конструкторское бюро — родоначальник будущего КБ Южное. Туда передается группа ведущих конструкторов и проектантов из коллектива С.П. Королева. Эту группу возглавлял В.С. Будник. С самого начала у руководства и сотрудников конструкторского бюро было стремление создания собственных, новых образцов. Именно в это время закладываются основные идеи нового поколения ракет. Но первое время эта деятельность встречала прохладное отношение, слишком молодыми относительно малочисленным было ОКБ. В результате большой и упорной организационной работы было подготовлено и выпущено 10 апреля 1954 года постановление правительства, согласно которому конструкторское бюро завода было преобразовано в самостоятельную организацию ОКБ. Это было важнейшим событием. В стране появилось второе, кроме ОКБ, конструкторское бюро по разработке ракетных систем, имеющее мощную производственную базу — завод № 586. В октябре 1955 года главным конструктором ОКБ назначается М.К. Янгель. Начинается новый этап деятельности ОКБ. Меняется структура, идет пополнение молодыми специалистами, которые быстро набираются опыта. Развертывается работа по новым ракетным комплексам. Именно под руководством М.К. Янгеля специалисты ОКБ (с 1966 года КБ Южное) разработали и внедрили принципиально новые конструкторские решения, использовавшиеся во всех последующих поколениях ракет. К ним, в частности, относятся ис-
Ф
ОТО
43. Главный конструктор ОКБ, впоследствии КБ Южное М.К. Янгель

пользование транспортно-пускового контейнера (ТПК), в котором ракета находится с момента изготовления до запуска минометный старт ракеты из ТПК; обеспечение длительного хранения ракеты, заправленной компонентами топлива широкое использование пиротехнических узлов и вспомогательных пороховых двигателей химический наддув баков с компонентами топлива и многое другое.
М.К. Янгель стал одним из наиболее ярких и харизматических лидеров отечественной ракетной техники. Его путь к этому был сложен, лежал через принятие сложнейших и рискованных новых технических решений, столкновения с другими лидерами отрасли, решение непростых политических вопросов. В результате М.К. Янгель и специалисты возглавляемого им КБ Южное стали пользоваться авторитетом на всех уровнях. К сожалению, с
М.К. Янгелем мне встречаться не удалось, разошлись во времени. Но он постоянно незримо присутствовал во всех делах КБ Южное. Такой мощный след он оставил в стиле работы КБ Южное. Военный испытатель В.В. Порошков написал об этом следующие строки Он делал все четко и быстро, Собрав комсомольцев на клич. Совмин, ВПК и министры – Все знали, как точен Кузмич… Стоят на дежурстве ракеты, Мы их научили летать. Не дай бог кому-то на свете На нас ив мечтах нападать Входе работ по ракетным комплексам семейства РТ мне приходилось взаимодействовать с множеством руководителей и ведущих специалистов головной организации — КБ Южное. Все они были, естественно, разные, но практически у всех было сочетание высшей компетенции с огромным опытом и дружелюбием. Конечно, были острые, трудные моменты. Но всегда южанами проблемы решались открыто и компетентно. Да и сама атмосфера была живая, творческая. Сними было просто приятно работать. И не мне одному. Такое отношение было к ним практически во всех государственных организациях и смежных предприятиях. Мне волею судьбы приходилось работать со многими организациями, в том числе самыми ведущими, головными. Было с чем сравнивать. Это общее мое впечатление. Хотелось бы рассказать о многих, с кем мне приходилось взаимодействовать в те годы. Но, к сожалению, здесь невозможно упомянуть всех, с кем мне пришлось лично соприкасаться. Упомяну о тех, с кем я наиболее тесно взаимодействовали кто оставил у меня наибольшие воспоминания. После того как 25 октября
1971 года вдень своего 60- летия скончался М.К. Янгель, начальником и главным конструктором КБ Южное был назначен В.Ф. Уткин. Это назначение не было неожиданностью для коллектива предприятия. Он прошел в КБ Южное все ступеньки, не пропустив ни одной от инженера до Главного как он сам позже писал в своих воспоминаниях. Имея хорошую теоретическую подготовку окончил ЛВМИ — и работоспособность, он отличался особой конструкторской въедливостью, дотошностью, стремлением вникать вовсе мелочи. После гибели Л.А. Берлина он был назначен заместителем Главного конструктора, ас организацией конструкторского комплекса № 4 стал его начальником. На его плечи легла основная ответственность за выпуск конструкторской документации на разрабатываемые ОКБ ракеты и ведение ее в производстве на днепропетровском заводе и, кроме того, на всех смежных заводах-изготовителях — в городах Омске, Перми, Оренбурге, Красноярске. ФОТО 44. Начальники главный конструктор КБ Южное
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   15

перейти в каталог файлов


связь с админом