Главная страница
qrcode

СуслоноваВ


Скачать 25.89 Kb.
НазваниеСуслоноваВ
Дата24.09.2019
Размер25.89 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаSotsialno-politicheskie_vozzrenia_Evripida.docx
ТипДокументы
#157657
Каталог

Социально
-политические воззрения Еврипида


СуслоноваВ.Э. Студент 3 курса,
педагогическое образование профиль « История»,
САФУ,
РФ, г.Архангельск
e-mail: suslonovalera
@mail.ru




e-mail: suslonovalera@mail.ru

Аннотация.

В статье рассматриваются известные поэмы великого трагика Еврипида и то, как он при помощи своих литературных приемов, вкладывая свои рассуждения и мысли по поводу тех или иных актуальных на то время тем, которые волновали народ. То, как он отражал социально политические веяния древних Греков при помощи эпизодов поэм таких, как «Просительницы», «Ифигения в Авлиде», «Ион», «Орест», «Электра», «Ифигения в Тавриде» и т.д. То, как он переживал события времени в котором жил сам и как он относился к тем или иным событиям того времени, а также то, как он относился к народу того периода.


Древние критики описывали Еврипида, как «философа на сцене». И действительно, он был не только замечательным поэтом, а и прекрасным выдающимся в свое время мыслителем. И хотя ему и не удалось выработать своей философской системы, но в своей поэзии он перенял лучшие достижения своих предшественников и довел их до сознания широких кругов.

Современные исследователи предпринимали попытки объяснить образ мыслей Еврипида, называя его, то рационалистом, то идеалистом, в некоторых случаях даже иррационализмом, более того, они не замечали в нем поэта-художника, который в образах своих поэм отражал разные направления мысли своего времени.

Неоспоримо, что Еврипид был впечатлительным и мучительно переживал события как собственной, так и общественной жизни. Это заметно в том, что в уста действующих лиц своих поэм он вкладывает целые речи на различные увлекавшие его темы. Произведения поэта являются некой «энциклопедией» тех времен, которая ознакамливает нас с настроениями общества того времени. Следует заметить и то, что не всегда среди различных противоречащих друг другу суждениях, которые высказывают действующие персонажи, можно разглядеть истинную мысль автора, на основе этого некоторые ученые делают ошибочные выводы о том, что воззрение поэта изменчиво.

Есть основания предполагать и то, что в отдельных эпизодах трагедий Еврипида есть политические отклики событий того времени. К примеру, в поэме «Просительницы» не раз упоминается грубость спартанцев, или же грубость фиванцев, которые в 424 году после победы над афинянами при Дели отказались выдать для погребения трупы убитых, что являлось нарушением общепринятого нравственного закона. В некоторых своих трагедиях Еврипид под видом событий мифологического прошлого показывает нам благородные дела афинского государства, которое, как считал он сам, всегда было готово встать на защиту попранной справедливости. Это видно в эпизоде «Гераклидов», когда афинское государство вступилось за детей Геракла.

В некоторых своих трагедиях Еврипид описывает нам замечательные примеры самопожертвований во имя родины. Это видно по сюжету трагедии «Ифигения в Авлиде», где главная героиня принесла себя в жертву ради благополучия Греции.

Еврипид ненавидел войну, считая ее следствием нечестной деятельности политиков, он был убежденным поборником мира и эту мысль проводил во многих трагедиях. Он допускает войну в качестве средства обороны и защиты справедливости. Например: в «Просительницах» Тезей, который ведет войну против фиванцев только до тех пор, пока не приносит им поражение, но останавливает войска на входе в город. Более того, поэт настаивает на том, что победа не приносит прочного счастья, «Безумен тот из смертных, кто разоряет города, храмы и могилы, святыни умерших; предав их опустошению, впоследствии он сам погибнет», говорит Посейдон в поэме «Троянки».

Поэт в своих трагедиях нередко затрагивает вопросы социальных отношений. Это видно из сцены в «Просительницах». Когда Тезей принимает под свое покровительство жен и матерей воинов, которые пали под Фивами, из этого города в Афины для переговоров приходит посол. Для манеры Еврипида характерным является то, что во время введения в трагедию вопроса о том, какой государственный порядок лучше время в поэме совершенно останавливается. Посол Фив старается всячески доказать негодность демократического строя, так, как при данном строе по его мнению власть принадлежит толпе, а ей в свою очередь правят ловкие хитрецы. В ответ на это Тезей разоблачает гнусность тирании, прославляя свободу и равенство, которые царят демократическом государстве. Данное разоблачение произвола власти показано в «Ионе».

Данные рассуждения это отклики политических споров, а также литературной полемики, которая ведется между разными группами в это время. Поэт ясно показывает нам свои симпатии к демократическому строю, но одновременно с этим клеймит демагогов. Уже в древние времена, предполагалось, что образ Вестника из рассказа поэмы «Орест» был списан из какого-то современного демагога, возможно что даже из Клеофонта. Подобным ему поэт зачастую представлял нам образ Одиссея. Он также указывал на то, что на почве демагогии возникает тирания.

Следует заметить и то, что Эврипид не мог не отозваться на злободневную тему богатства и бедности. В данном вопросе он занимает среднюю позицию: избыточное богатство людей приводит лишь к их надменности, а также не приносит ни единой пользы обществу, а крайняя бедность унижает достоинство человека, а также вселяет в него озлобленность. Об этом Еврипид говорит в поэме «Ион»: он говорит, что есть три рода граждан, богатые - полные алчности, бедные - страшны и завистливы, а также средние, которые охраняют тот порядок, который город установит сам. Данный тип гражданина автор представляет нам в образе скромного, но дельного оратора выступившего на народном собрании Аргоса в защиту Ореста. В самой одноименной трагедии «Орест» он характеризуется как: «невзрачный хоть на вид, но храбрый муж, ходивший редко в город и на площадь — один из тех, трудами рук живущих, которые одни спасают землю». Для Еврипида, человек, который живет трудами своих рук, является ничем иным, как опора и надежда государства, а также составляет главный контингент греческого войска. Именно этот тип автор показывает нам в образе фиктивного мужа Электры. Именно этот тип человека в образе крестьянина, который был фиктивным мужем Электры. Более того, даже сама Электра отмечает его благородство. Орест, познакомившись с ним, размышляет о том, что в мире существует не соответствие, которое наблюдается в характерах людей: сын благородного отца оказывается негодяем, а человек из бедного и ничтожного рода оказывается благородным. Это означает, что выше всего нужно ценить не происхождение, а нравственные свойства людей. Внешнее положение не изменит нравственных качеств: негодяй всегда останется негодяем, в свою очередь никакое несчастье не совратит благородного человека. Также не маловажным в этом вопросе является воспитание человека. Также следует обратить внимание на то, что Еврипид поддерживает распространённый в то время вопрос о том, что добродетель возможно изучать.

Рассуждения подобные этому приводят нас к пониманию отношений Еврипида к вопросу о рабстве. По его мнению «трудами живут свободные». Мифическая история Греции содержит в себе много рассказов о военных событиях и потрясающих переменах в судьбе людей даже высшего положения в обществе, именно это питает трагического поэта. Он изображает судьбы Гекубы, Андромахи, Поликсены и других известных женщин, которые попали в плен и стали рабами. К примеру царица амазонок Гипсипила, которая была женой Ясона, оказывается проданной в рабство, в связи с чем ей угрожает смерть, а это означает лишь то, что от таких поворотов судьбы не может оградится никто независимо от социального положения в обществе.

Чем же в таком случае раб отличается от свободного? По мнению самого автора, рабство это несправедливость и насилие над человеком. Более того, хороший раб отличается от свободного лишь названием, а природа у всех людей одна. К примеру Креус в «Ионе» говорит, что своего старого и верного раба он почитает ничуть не меньше своего отца.

Именно эти сужения сходятся со взглядами передовых мыслителей V века, таких как Гиппий и т.д. Также не маловажное место в творчестве Еврипида занимает тема дружбы. В качестве образца подлинной и самоотверженной дружбы можно взять отношения между Орестом и Пиладом в трагедиях «Орест» и «Ифигения в Тавриде». Именно в последних двух поэт представляет благородное соревнование, когда каждый из друзей в любую минуту готов пожертвовать собой ради спасения другого, это показано в «Геракле» когда героя спасает от полного отчаяния после ужасных последствий безумия дружеское участие Тезея. Данная трагедия заканчивается выводом, что: Неразумен тот, кто больше стремится иметь богатство или силу, чем добрых друзей».

Исходя из вышесказанного, мы можем прийти к выводу, что Еврипид был гениальным для своего времени поэтом, который умел прекрасно передать социально-политические настроения людей того периода при помощи фраз вложенных в уста своих героев. И это у него прекрасно выходило, читая и анализируя его поэмы можно понять какие именно вопросы волновали людей того периода как в политике, так и в быту, а также найти на них ответы.



1. С.И. Радциг. История древнегреческой литературы, учебник. — 5-е изд. — Москва: Высшая школа, 1982, 254-258 с.

2. Радциг С И. Опыт историко-литературного анализа «Медеи» Еврипида. — Вопрос классической филологии, 1969, № 2 с. 80 – 106 с.

3. Анненский И. Ф. Художественная обработка мифа об Оресте, убийце матери, в трагедиях Эсхила Софокла и Еврипида - журнал «Министерства народного просветления», 1900, №7 и 8.

перейти в каталог файлов


связь с админом