Главная страница

Тематические недельки!. Светлана Рыжикова тематические недельки


Скачать 0,89 Mb.
НазваниеСветлана Рыжикова тематические недельки
АнкорТематические недельки!
Дата21.06.2018
Размер0,89 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаTematicheskie_nedelki_33_prakticheskiy_opyt.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#10254
Каталогid193482927

С этим файлом связано 23 файл(ов). Среди них: mulyukina-plan-tn-dnevnik.pdf, Tematicheskie_nedelki_33_prakticheskiy_opyt.pdf, 102483272_large_7.jpg, 4909272_sk04-002.jpg, Shkola_Dlya_Roditeley_1-13.pdf, Maykl_Bond_-_Medvezhonok_Paddington_vo_dvortse_G.djvu, Apple-File-Folder-Game.pdf, Psychologies_August_2015.pdf и ещё 13 файл(а).
Показать все связанные файлы
http://www.babyblog.ru/user/lenta/Suvimaca
2013 Svetlana Rizhikova
1
Светлана Рыжикова
ТЕМАТИЧЕСКИЕ НЕДЕЛЬКИ
(практические советы)
2012 г.
http://www.babyblog.ru/user/lenta/Suvimaca
2013 Svetlana Rizhikova
2
Содержание
Несколько вступительных фраз ......................................... 3
Тематические недельки ...................................................... 6
Как выбрать тему ТН .......................................................... 8
Как подготовиться к ТН ................................................... 10
Как проводить ТН ............................................................. 18
Хранение материалов для ТН .......................................... 29
Как найти время для подготовки ТН. .............................. 31
Напоследок ........................................................................ 37
Темы ТН: ............................................................................ 38
http://www.babyblog.ru/user/lenta/Suvimaca
2013 Svetlana Rizhikova
3
Несколько вступительных фраз
Как огромен мир, окружающий вас и ваших малышей!
Как много всего предстоит узнать о нём подрастающему крохе!
Мозг человека обладает колоссальными способностями, а возможности памяти порой поражают. Но, чтобы эти возможности и способности проявились, их нужно постоянно развивать и тренировать.
Мозг развивается только тогда, когда впитывает, анализирует и обрабатывает новую информацию. Он запоминает, прежде всего, то, что вызвало в нас интерес, а также сильные переживания и эмоции.
К сожалению, множество интересных фактов, знаний и событий остаются вне нашего внимания. Много ли растений вам известно? А рек, гор, озёр, птиц, созвездий, выдающихся людей, запахов, цветов и т. д.? Список можно продолжать до бесконечности…
Вопрос о практической применимости взрослым человеком таких знаний весьма дискутируемый. Однако ребёнку они могут принести огромную пользу – в этом я уверена.
На это есть три главные причины:
Первая – ребёнку, обладающему определённым багажом знаний и способностей будет проще определиться со своими
интересами и увлечениями.
http://www.babyblog.ru/user/lenta/Suvimaca
2013 Svetlana Rizhikova
4
Вторая – постепенно знакомя ребёнка с множеством различных фактов, сведений и т.д., мы тренируем его память,
расширяя её границы.
Третья – чем больше нового узнаёт ребёнок, тем
интенсивнее
развивается
его
мозг.
Следовательно,
расширяется потенциал малыша, который он сможет активно использовать в будущем.
Каждый ребёнок – гениален. Детский мозг способен впитывать новую информацию, словно губка, поэтому нужно использовать эту «особенность», чтобы подарить малышу самого себя всесторонне развитого с широким и глубоким потенциалом.
В этой книге речь пойдёт не о раннем развитии в целом, как вы уже успели подумать, а о том подходе, который я использую, чтобы, выражаясь языком Глена
Домана, дать ребёнку энциклопедические знания.
Как я уже отметила в самом начале, мир, окружающий ребёнка, поистине огромен!
Возникает вопрос: как познакомить малыша со всем тем, что
http://www.babyblog.ru/user/lenta/Suvimaca
2013 Svetlana Rizhikova
5 окружает его самого и остальных людей, в том числе тех, которые живут на другом конце планеты?
Каждой матери хочется дать своему ребёнку как можно больше, научить его всему. Но как избежать путаницы и сумбура?
Упорядочить поток новой информации, предлагаемой малышу, зачастую бывает очень сложно.
Раньше, проводя часы в книжном магазине, я ломала голову над вопросом: какую книгу купить сейчас? О медведях, о домашних животных или об автомобилях? А что, если взять книгу о растениях или о рыбах, а может – об эмоциях?
Дома дилемма продолжалась: о ком сегодня рассказать?
Может об австралийских животных? Ой, совсем забыла про оленей. А завтра что? В итоге в голове обоих – мамы и ребёнка – образуется каша.
В какой-то степени я слегка преувеличиваю, чтобы показать нетривиальность задачи знакомства ребёнка с энциклопедическими знаниями, но думаю, что каждая мать поймёт чувство озабоченности этим вопросом.
Главное то, что, как мне кажется, я нашла решение моей проблемы! И о нём расскажу далее.
Способ, с помощью которого я решила знакомить дочку с окружающим миром, не отличается новизной или исключительностью, но в тоже время у многих по-прежнему остается множество вопросов, касаемо его применения.
Итак…
http://www.babyblog.ru/user/lenta/Suvimaca
2013 Svetlana Rizhikova
6
Тематические недельки
Тематические недельки (ТН) – это 7 (5) дней, посвящённых какой-либо теме, выбранной заранее.
Иными словами – в течение недели в свободное время я знакомлю дочку с материалами и информацией по определённой теме, при этом все наши регулярные занятия продолжаются в том же темпе, т.е. ТН не отменяют другие занятия. Если это возможно, то и регулярные занятия я пытаюсь подстроить под ТН.
Например, мы занимаемся английским и, если тема недельки посуда, то тему для английских занятий выбираю такую же или смежную.
Творческие занятия (рисование, лепка, аппликация и др.) проводятся в соответствии с темой недельки. Как правило, в течение ТН на стене присутствует наглядный материал: карточки, плакаты, рисунки и т.д. по теме.
Таким образом, происходит погружение ребёнка в определённую среду, что позволяет лучше усвоить материал, получить более обширные сведения по данной теме, увеличить простор для
http://www.babyblog.ru/user/lenta/Suvimaca
2013 Svetlana Rizhikova
7 творчества и воображения, а также весело и интересно провести время самому ребёнка и его родителям!
Плюс тематических неделек состоит ещё и в том, что таким образом можно привлечь внимание малыша и увлечь не очень интересующей его в данный момент темой. Причина этого проста: ребёнку будет интересно всё, если преподнести это оригинальным способом.
С другой стороны, в качестве темы для ТН можно выбрать ту, которую ребёнок очень любит, например, транспорт.
Тогда ваш малыш будет просто счастлив, так как целую неделю сможет вместе с вами знакомиться с новыми машинами, поездами, тракторами. Он узнает много новых игр, прочитает интересные книги и даже слепит, нарисует и наклеит всевозможные машины и другие средства передвижения.
У ТН, помимо всего перечисленного, есть ещё один плюс: вам самим будет интересно заниматься с ребёнком. Подготовка к
ТН – занятие не всегда простое (нужно подбирать материал, покупать книги, раскраски, делать заготовки для творчества), но очень увлекательное. Вам захочется заниматься этим снова и снова!
Опираясь на свой опыт, могу сказать, что, чем больше я занимаюсь подготовкой и проведением ТН для дочки, тем больше у меня возникает интересных, необычных и ярких идей!
Когда малыш замечает увлечение и вдохновлённость мамы, видит, что она в хорошем настроении, чувствует, что мама
http://www.babyblog.ru/user/lenta/Suvimaca
2013 Svetlana Rizhikova
8 испытывает неподдельное желание с ним поиграть, ему становится ещё интереснее. Ведь для ребёнка настроение мамы – его настроение!
Проводя ТН, не забывайте хвалить малыша и вместе радоваться его успехам! А поводов для этого найдётся немало. Ни один ваш день не будет похож на другой!
Как выбрать тему ТН
Затруднения с выбором темы недельки могут возникнуть лишь в самом начале. Как только вы приступите к проведению неделек, у вас сразу же появится масса идей.
Можно начать с любимых тем ребёнка. Думаю, это его очень заинтересует и следующие темы он встретит с энтузиазмом и интересом.
http://www.babyblog.ru/user/lenta/Suvimaca
2013 Svetlana Rizhikova
9
Если вы всё же затрудняетесь с выбором, то лучше начинать с самых простых тем: животные, птицы, рыбы. По ним можно найти много всевозможного материала: игр, карточек, пособий. К тому же эти простые темы близки каждому человеку.
Вы без труда сможете увлечь ими ребёнка. Отличными темами для начала также являются транспорт, овощи-фрукты.
В приложении я подготовила для вас список возможных тем ТН, но важно помнить, что всегда нужно ориентироваться на интересы ребёнка, его настроение, на ваше настроение и желания, на сложность подготовки той или иной недельки, ну и, конечно же, на время года и ближайшие праздники.
Большинство неделек вы можете посвятить животным, птицам, рыбам, рептилиям и т.д. Чтобы ребёнку не наскучило знакомиться с новыми представителями фауны, предлагаю
чередовать недельки, посвященные живым существам с
недельками, посвященными другим темам: транспорту, запахам, эмоциям, космосу, посуде, одежде и т.д.
Что касается животных, то, на мой взгляд, лучше сначала провести недельку о домашних животных, а после этого последовательно двигаться по плану: познакомить малыша с животными различных частей света, затем перейти к другим категориям: редкие животные, самые маленькие животные, животные степей, животные болот, лесов, удивительные животные и т.д.
http://www.babyblog.ru/user/lenta/Suvimaca
2013 Svetlana Rizhikova
10
Как подготовиться к ТН
Как правило, подготовка к ТН не занимает много времени, но позаботиться об этом лучше заранее, особенно, если
материалы и книги вы будете заказывать в интернет-магазинах.
К тому же, когда к недельке готовишься заранее, возникают ещё дополнительные идеи, связанные с её проведением! Советую начать готовиться за две недели, хотя зачастую бывает достаточно и одной.
Я для своего удобства выбрала один день в неделе, который посвящаю основательной подготовке к недельке: весь вечер выбираю и заказываю в интернет-магазине книги, дидактический материал, пазлы и т.д.; знакомлюсь с информацией, связанной с темой недельки, отыскиваю всевозможные картинки, делаю презентации, подбираю музыку и мультфильмы, а также видеофайлы.
Если у вас будет определённый план или режим, то сделать удастся больше, чем в случае с отсутствием таковых.
Будет полезным потратить немного времени и составить список ТН на ближайшее время. Он очень пригодится, когда вы отправитесь на книжную ярмарку, чтобы закупить материалы и книги впрок в соответствии с предстоящими недельками. Когда собираюсь заказать какие-либо новые развивающие материалы для дочки, возьмём для примера пазлы, я смотрю свой список ТН.
Долго думать не приходится. Если в ближайшее время у нас
«Лесные животные» и «Одежда», то покупаю пазлы, связанные с
http://www.babyblog.ru/user/lenta/Suvimaca
2013 Svetlana Rizhikova
11 этими темами. Очень удобно, и не приходится ломать голову над выбором.
Ещё хочу отметить, что мамам при подготовке к ТН стоит уделить значительное внимание теоритической части: прочитайте несколько статей, может быть, книг, чтобы вы могли дать своему ребёнку определённый багаж знаний. Проще выражаясь, могли побеседовать с ним по теме ТН и ответить на все интересующие его вопросы.
Я стараюсь рассказать дочке как можно больше. Даже если она отвлекается, я всё равно между делом беседую с ней по теме. Наливая кукле чай или укладывая в кровать плюшевого мишку, она продолжает слушать меня. Информация, исходящая от мамы (не чтение, а именно разговор, объяснение) чрезвычайно важна и ценна для ребёнка.
Если ребёнок задал вам вопрос, а вы не знаете ответ или не уверены в нём, не надо изо всех сил стараться ответить на него.
Лучше честно скажите, что вы не знаете и предложите вместе подумать над ответом или поискать информацию в книге
http://www.babyblog.ru/user/lenta/Suvimaca
2013 Svetlana Rizhikova
12 или интернете. Поверьте, ребёнок это оценит. Заодно вы дадите ему понять, что есть и другие источники информации.

Материалы для ТН
Для того, чтобы подготовить необходимые материалы для
ТН (книги, пазлы, конструкторы, раскраски, наклейки и т.д.), я поступаю следующим образом:
В нескольких интернет-магазинах (у меня это Read.ru,
Labirint.ru, Ozon.ru) в поисковой строке ввожу тему недельки и просматриваю все предложенные позиции. После этого делаю еще несколько более конкретных поисковых запросов.
Рассмотрим пример с ТН "Животные Азии".
Поисковые запросы:
– Азия
– Животные Азия (обитатели Азии)
– Панда
– Ягуар
– Тигр
– Манул
– Верблюд бактриан и т.д.
Если по результатам первых двух запросов, несмотря на значительное количество выданных позиций, вы выберете не так уж много, то результаты следующих (более конкретных запросов) устроят вас в большей степени.
http://www.babyblog.ru/user/lenta/Suvimaca
2013 Svetlana Rizhikova
13

Художественная литература
Хочу обратить особое внимание на то, что при проведении ТН очень важно подобрать не только энциклопедии и подобные издания, но и художественную литературу, связанную с темой недельки.
На мой взгляд, умение ребёнком воспринимать тех же животных в литературном образе чрезвычайно важно. Это способствует развитию фантазии и образного мышления. Кроме
того, художественные книги могут весьма разнообразить
вашу недельку.

Презентации
Я люблю использовать во время ТН маленькие презентации. Создание не занимает много времени и усилий, а пользы от них масса. Как правило, я делаю презентации-беседы.
Ребёнку очень интересно смотреть сменяющие друг друга изображения, а также отвечать на вопросы и со следующим слайдом получать подтверждения своих догадок. С помощью презентации можно закреплять знания, полученные во время недельки, а также давать эти знания, показав её в самом начале.
Особенно интересно, когда презентация имеет звуковое сопровождение. Слушать пение птиц просто так ребёнку не очень
http://www.babyblog.ru/user/lenta/Suvimaca
2013 Svetlana Rizhikova
14 интересно, а вот если птичка с экрана спросит (маминым голосом) хочет ли малыш услышать, как красиво она поёт, ребёнок наверняка заинтересуется. То же самое касается звуков, издаваемых другими животными, звуков природы и многого другого. Сделать это несложно, в Интернете достаточно сайтов, содержащих коллекции всевозможных звуков.
Не стоит делать презентацию слишком длинной: не более
10 слайдов и не более 5 минут. Лучше сделать несколько маленьких презентаций, на каждый день! Так мы позаботимся о здоровье глазок малыша и сохраним его познавательный голод.

При подготовке к ТН желательно заранее позаботиться о материалах для творчества:
– сделать заготовки для аппликации (лучше побольше, чтобы можно было в любой момент по желанию ребёнка взять заготовки и сотворить что-нибудь вместе с малышом, а не отвечать отказом или словами: «Подожди-подожди, я сейчас нарисую, вырежу». Пока вы будете готовиться, ребёнок скорей всего забудет, что он хотел);
http://www.babyblog.ru/user/lenta/Suvimaca
2013 Svetlana Rizhikova
15
– распечатать, нарисовать, купить картинки и подготовить краски, крупу и другие материалы для раскрашивания и создания картин по теме недельки;
– если вы не очень хорошо лепите, то можно заранее посмотреть в Интернете как слепить конкретное животное, малыш будет в восторге. Моя дочка обычно ещё включает фантазию и начинает кормить, укачивать и разговаривать с героем из пластилина;
– приобрести заготовки для раскрашивания (деревянная доска, вазочка, сундучок);
– сделать самой или купить трафареты и штампики;
– достать из запасов различные природные материалы.
По сути, это основной набор, необходимый для творческой составляющей вашей ТН.

Дидактические игры.
Дидактические игры (я их ещё называю «игры на каждый день») я готовлю для каждой недельки. Это несложно, занимает минимум времени, пользы приносит массу.
Как правило, это распечатанные на листе формата А4 игры с простыми заданиями для тренировки определённых навыков: памяти, внимания, сообразительности, мышления, осознания величины и т.д.
Мне нравятся такие игры, так как они не надоедают малышу. Ребёнок не отвлекается на другие игры (как, например, в
http://www.babyblog.ru/user/lenta/Suvimaca
2013 Svetlana Rizhikova
16 случае со сборником игр), легко хранить (для этого подойдёт обыкновенная папка с файлами).
Игры можно придумывать самим, а можно воспользоваться электронными сборниками. Нужно только выбрать и распечатать понравившуюся игру.

Еще один важный момент! Чтобы для малыша неделька оказалась более запоминающейся, делайте для него
сюрпризы!!!
Какие они – сюрпризы? Да всё, что угодно! Лишь бы малыш радовался!
Вот примеры:
ТН «Животные Севера» – льдина в ванной с плывущим на ней мамонтенком к маме.
ТН «Одежда» – сшейте, купите что-то необычное для ребенка или для его куклы.
ТН «Птицы» – смастерите гнездо или сделайте вместе кормушку и отнесите в лес.
ТН «Морская» – сделайте море (вода + соль или в виде желе, окрашенного в голубой цвет).
ТН «Транспорт» – купите любимую машинку, сделайте напольную автодорогу, гараж!

Культурный поход
Замечательным завершением ТН станет посещение всей семьей различных культурных мероприятий: музеев, театров,
http://www.babyblog.ru/user/lenta/Suvimaca
2013 Svetlana Rizhikova
17 выставок, народных гуляний, связанных с темой проведённой недельки.
Например, ТН «Музыкальные инструменты» – музей музыкальных инструментов; ТН «Космос» – планетарий; ТН
«Животные» – зоопарк, музей животных; ТН «Живопись» – галерея и т.д.
При подготовке к ТН очень полезно составить план
действий на неделю. Будет здорово, если вы также сумеете набросать небольшой список целей и обозначите средства, с помощью которых вы хотите двигаться к их достижению. Это поможет вам провести нужное количество занятий, а также поспособствует работе воображения и вы, в ходе составления такого списка, наверняка, придумаете ещё несколько занятий для малыша на планируемую недельку. Помимо всего этого, достижение поставленных целей бодрит, дарит массу положительных эмоций, самоудовлетворение и гордость за ребёнка. В результате, вы с большим энтузиазмом и оптимизмом отнесётесь к будущим неделькам и занятиям!
Но что самое главное в этом? Догадались? Конечно! Ваш
малыш будет чувствовать ваше настроение, вашу радость и
гордость. Он станет больше доверять вам, радоваться вместе
с вами и стараться делать что-то ещё лучше, чтобы снова и
снова радовать вас!
http://www.babyblog.ru/user/lenta/Suvimaca
2013 Svetlana Rizhikova
18
Для малыша огромное счастье осознавать, что он
своими действиями, стараниями и усилиями вызывает
радость самого дорого для него человека – Мамы!
Как проводить ТН
Итак, когда есть кое-какие цели и план, а также книги и другие материалы, можно смело двигаться вперёд! Но, естественно, главным для вас должно являться настроение малыша! Ребёнок должен сам захотеть заниматься, не стоит его принуждать или докучать ему.
Особенно, если вы только начали проводить ТН или развивающие занятия.
Малышу нужно привыкнуть, присмотреться, оценить, понять, и только после этого он с
http://www.babyblog.ru/user/lenta/Suvimaca
2013 Svetlana Rizhikova
19 радостью будет мчаться к новым карточкам, рисовать, лепить, читать, клеить наклейки, играть во всевозможные игры.
Главное – не спешить и чувствовать вашего малыша!
Когда вы решили обратить его внимание на карточки или хотите порисовать с ним, подойдите к нему, обнимите и воодушевленно предложите: «Доченька (сынок), а давай мы с тобой сейчас (коротенькая пауза) … нарисуем СЛОНА!»
Дождитесь реакции малыша, а потом продолжите: «Мы вместе можем нарисовать огромного слона! И раскрасить его в любой цвет!!» и т.д. и т.п.
Если хотите предложить игру, скажите: «А что я тебе сейчас покажууууу… Но сначала я тебя поймаю и защекочууууууу!!!»; «Смотри, моя хорошая (мой хороший), на картинку! Давай будем искать силуэты (тени) животных. Как думаешь, кто это такой? Правильно, это кошка!! А давай с тобой отыщем… СОБАКУ!»
Можно привлечь себе в помощники игрушку или куклу- перчатку.
Постарайтесь разместить наглядный материал по теме в наиболее часто ребёнком посещаемой зоне, чтобы не приходилось специально подводить его к карточкам и плакатам. Вам будет проще обращать внимание малыша на материал, если он всё время будет на виду.
Я склоняюсь к варианту размещения карточек на стене, нежели простому просмотру в стопочке, так как порой забываешь
http://www.babyblog.ru/user/lenta/Suvimaca
2013 Svetlana Rizhikova
20 показать их ребёнку, а зачастую и он сам не желает этого делать, а когда наглядный материал на виду, он так и манит к себе.
Какой наглядный материал можно использовать:
– набор дидактических карточек (можно несколько наборов различных издательств);
– плакаты;
– карты;
– распечатанные на фотобумаге картинки и фотографии
(фотобумага предпочтительнее, так как её плотность выше, она более гибкая и не режет пальчики).
Что касается игр, я склоняюсь к тому, что не стоит при первом знакомстве ребёнка с какой-либо игрой нагружать его правилами. Он их прекрасно поймёт, но позже. Пусть сначала сам придумает правила и играет так, как ему хочется. Позволив малышу играть по своим правилам, вы поспособствуете развитию его фантазии и проявите своё уважение к нему.
Какие игры наиболее удобно использовать для закрепления материала ТН (особенно, если фантазия иссякла):
– лото (дети очень любят);
– домино;
– пазлы;
– всевозможные дидактические игры на каждый день
(мемори, что лишнее, найди отличия, размести по домикам, гаражам, цветочкам и т.д.);
http://www.babyblog.ru/user/lenta/Suvimaca
2013 Svetlana Rizhikova
21
– мозаика (разрезанная на несколько частей картинка или распечатанная фотография);
– наклейки;
–деревянные 3D конструкторы (очень приемлемая цена, а модель после сборки можно еще и раскрасить);
– домашний театр (вариантов очень много, обыграть можно что угодно; самый удобный способ донести до ребёнка определённые мысли);
– рамки-вкладыши.
Далее остановимся на творческой составляющей недельки. Чтобы неделька прошла весело и плодотворно, она должна быть наполнена творчеством. В зависимости от возраста ребёнка, вы можете творить несколько раз в день, каждый день, два или три раза в неделю.
Не стоит забывать, что творчество
– это большой эмоциональный всплеск для малыша, поэтому, если ребёнок только приобщается к процессу творчества, не стоит заниматься этим каждый день. По
http://www.babyblog.ru/user/lenta/Suvimaca
2013 Svetlana Rizhikova
22 мере развития и взросления малыша количество времени для творчества у вас возрастёт.
Будет здорово, если всевозможные материалы для творчества будут в зоне доступности крохи. Но не забывайте и о безопасности малыша, учитывайте его возраст и уровень развития. Если ваш ребёнок так и норовит полизать клей, то стоит пока хранить его в недоступном месте, но желательно, чтобы малыш видел его – в этом случае, он сможет рассказать вам о своём желании заняться творчеством.
Постарайтесь обыграть как можно ярче ту, информацию, с которой вы знакомите малыша на этой недельке. Через процесс творчества он хорошо это запомнит. Во время творческих занятий ненавязчиво обсуждайте, вспоминайте то, что вы узнали на текущей ТН.
Теперь остановимся на видео- и аудиоматериалах:
– мультфильмы (я склоняюсь к советским: приятная глазу цветовая гамма, рисованные или кукольные персонажи, приятные голоса, хорошая музыка);
– видеоролик (это может быть выступление оркестра, спортсменов, съемки живой природы и т.д.);
– записи песен;
– записи звуков живой природы.
Мультфильмами я обычно не злоупотребляю. Показываю дочке один или два раза в неделю, стараюсь выбирать коротенькие – не более 8-ми минут, так как после просмотра
http://www.babyblog.ru/user/lenta/Suvimaca
2013 Svetlana Rizhikova
23 одного мультика ребёнку хочется ещё. Тогда мы смотрим ещё один.
Книги
Книгам я уделяю больше всего внимания и времени, прежде всего, потому, что сейчас дочка сама этого требует.
Часть книг можно взять в библиотеке, причём это может быть бОльшая часть книг, но я считаю, что одна или две книги должны обязательно пополнить домашнюю библиотеку, чтобы даже после завершения
ТН можно было возвращаться к этой теме, получать новые знания, делать выводы, что-то повторять, запоминать или просто наслаждаться чтением!
Книги являются основой практически всех неделек, так как они дают наибольший объём материала, знаний. Через книги,
http://www.babyblog.ru/user/lenta/Suvimaca
2013 Svetlana Rizhikova
24 художественные образы ребёнок знакомится с миром, приобретает полезный опыт.
Тематические и сенсорные коробочки
Очень помогут разнообразить недельку и закрепить полученную информацию тематические коробки (ТК), одной из составляющих которых являются сенсорные коробочки.
Тематическая коробка представляет собой картонную или пластиковую коробочку, в которой хранятся всевозможные материалы по теме недельки.
Что это может быть:
1.Сувениры
2.Фотографии
3.Открытки, карточки
http://www.babyblog.ru/user/lenta/Suvimaca
2013 Svetlana Rizhikova
25 4.Маленькие книжечки.
5.Фигурки животных.
6.Всевозможные атрибуты
7.Сенсорная коробочка
8.Шпаргалка для мамы.
Такие коробочки я рассматриваю и в качестве удобного и полезного способа хранения части материалов для ТН. Дело в том, что многие тематические материалы зачастую приходится хранить вне зоны доступа ребёнка, а это не самый лучший вариант для малыша. Тематические коробки можно и нужно расположить в таком месте, где малыш может свободно получить к ним доступ.
Так как в ТК содержится порой много различных элементов, то стоит при первом знакомстве ребёнка с коробкой
http://www.babyblog.ru/user/lenta/Suvimaca
2013 Svetlana Rizhikova
26 установить правила пользования ею: то, что мы берём из коробки, мы обязательно возвращаем на место. Об этом малышу нужно периодически напоминать, чтобы не приходилось разыскивать составляющие ТК по всей квартире. Напоминая о таком правиле, не стоит каждый раз его озвучивать, многие дети могут воспринять это негативно. Лучше просто сказать: «Помнишь о нашем правиле?» – и он сразу поймёт.
Сенсорные коробочки – это коробочки, содержащие всевозможные элементы, оказывающие воздействие на сенсорные системы ребёнка: зрение, осязание, слух. Чаще всего это крупа, бусинки, пуговички, фигурки животных, подобранные по определённой тематике. Ребёнок, перебирая крупу и бусинки в поисках
http://www.babyblog.ru/user/lenta/Suvimaca
2013 Svetlana Rizhikova
27
«сокровища» развивает мелкую моторику, с желанием озвучивает свои действия и найденные предметы, развивая таким образом речь.
Сказки на ночь
Если у вас ещё нет традиции рассказывать малышу сказки на ночь, то обязательно её заведите. Это отличный способ закрепить полученную в течение дня информацию. Придумайте вместе с малышом главного героя и каждый день отправляйте его во всевозможные приключения, находите ему друзей.
Особенность таких сказок в том, что приключения и друзья будут зависеть от темы проводимой вами недельки.
Режим занятий
Проводите занятия, когда вам с малышом удобно, но постепенно формируйте график. Например, после завтрака смотрите карточки и другие наглядные материалы, после полдника творите, после ужина играйте в игры и т.д.
Общий смысл понятен, т.е. вы выстраиваете график занятий, привязываясь к каким-либо регулярным действия, а не к конкретному времени.
Как закрепить информацию?
http://www.babyblog.ru/user/lenta/Suvimaca
2013 Svetlana Rizhikova
28
Многих интересует вопрос о том, как помочь ребёнку сохранить и закрепить полученную во время ТН информацию, ведь значительная часть информации усваивается в краткосрочной памяти малыша, и, если эту информацию не освежать, то она со временем исчезнет.
Для этой цели я использую яркие и красочные, но не перегруженные энциклопедии. Мы с ребёнком периодически просматриваем эти книги и вспоминаем животных, одежду, посуду и т.п.
Для закрепления можно также разместить на стене большую карту, на которой изображены животные, обитающие на различных континентах.
Еще один замечательный, но порой дорогостоящий способ – это фигурки животных. Сейчас ассортимент таких фигурок довольно широк и купить можно кого угодно.
Приобретая такие фигурки, вы с ребёнком сможете собрать целый зоопарк, океанариум, ферму и т.д. Играя с этими животными, малыш будет закреплять полученные знания о них, а вы сможете давать ему новые. А ещё – это отличный материал для ролевых игр!
К тому же после проведения ТН у вас появляются книги, игры, карточки по различным тематикам – не забывайте использовать и их.
http://www.babyblog.ru/user/lenta/Suvimaca
2013 Svetlana Rizhikova
29
Хранение материалов для ТН
Остановимся на одном из самых насущных вопросов – хранение всего того, что используется для подготовки и проведения Тематических неделек. Постепенно накапливается довольно большое количество всевозможных карточек, фотографий, карт, фигурок, игр и т.д.
Хранение целесообразно организовать таким образом, чтобы в любой момент вы или ваш ребёнок мог воспользоваться этими материалами.
Итак, все по порядку:
1. Карточки, фотографии,
карты, небольшие пособия удобно хранить в бумажных или пластиковых папках (см. фото). Эти папки стоит подписать, а также снабдить разделителями, чтобы поместить в одну папку материалы по нескольким неделькам.
2. Книги – для книг чрезвычайно необходим стеллаж.
Большие и средние книги мы храним на трех нижних полках стеллажа, книги маленького формата хранятся в коробках рядом со стеллажом.
3. Рисунки, аппликации и другие плоды творческих занятий можно хранить в таких же папках, как и наглядный материал, а можно приобрести или сделать самому большую папку (как у художников) и выделить для неё место в квартире.
http://www.babyblog.ru/user/lenta/Suvimaca
2013 Svetlana Rizhikova
30
Такое хранилище можно ещё и оформить вместе с ребёнком, малыш будет счастлив, ведь такое серьёзное и бережное отношение взрослых к его творениям вызовет у него массу положительных чувств, уверенность в себе и желание творить снова и снова.
Каждую недельку у нас проводятся выставки художественных работ дочки, мы развешиваем её рисунки на стену и зачастую высказываем своё мнение о той или иной картине, обсуждаем нарисованное. На мой взгляд, это чрезвычайно важно для малыша и готовит его к восприятию работ художников.
4.Настольные игры, в том числе лото, домино, паззлы удобно хранить в коробках.
5. Кукольные театры мы храним в картонном комоде, и это очень удобно.
Большие декорации хранятся на столике или любом другом свободном месте.
6. Фигурки животных можно хранить на полках небольшого стеллажа, а можно создать для ребёнка ферму, где и будут обитать все эти животные. Однако, если пространство квартиры не позволяет хранить фигурки таким способом, то их
http://www.babyblog.ru/user/lenta/Suvimaca
2013 Svetlana Rizhikova
31 можно поместить в комод, как и героев кукольных театров, или в коробки.
7. Посуда, мебель и т.д. Такие материалы удобно хранить в пластиковых контейнерах в зоне, доступной для ребёнка.
Как найти время для подготовки ТН.
А теперь поговорим о самом сложном вопросе для мам маленьких детишек. Как найти время, когда его нет?
Я давно уже поняла простую, но очень верную истину – чем больше дел, тем больше успеваешь сделать. И это действительно так.
Сначала расскажу, что позволяет мне сэкономить время:
- отсутствие телевизора;
-установленное время для работы с компьютером;
- установление и соблюдение режима;
- постановка целей и задач;
-желание оптимизировать весь бытовой процесс;
- использование любого свободного времени;
- привлечение ребёнка к подготовке к ТН.
Остановлюсь подробнее на каждом пункте.
Отсутствие телевизора.
Мы отказались от телевизора уже очень давно, такое решение сэкономило нам массу времени.
Установленное время для работы с компьютером.
Усилием воли заставила себя ограничить это время, т.е. за компьютер я сажусь в последнюю очередь во время дневного и
http://www.babyblog.ru/user/lenta/Suvimaca
2013 Svetlana Rizhikova
32 ночного сна доченьки. Для проверки почты и блога также выделила 20 минут утром, пока ребёнок играет, либо смотрит видеоролики.
Установление и соблюдение режима.
С ребёнком соблюдать режим гораздо проще, поэтому я, основываясь на режиме дочки, построила свой собственный. Это очень помогает, экономит время, особенно, когда появляется привычка следовать режиму. В первое время приходится нелегко, но когда привыкаешь, то сразу же чувствуются положительные моменты.
Постановка целей и задач.
Советую попробовать поставить перед собой цель и составить список задач, которые помогут добиться этой цели.
Для большего эффекта необходимо определить дату, к моменту наступления которой цель должна быть достигнута.
Приведу пример из моей копилки целей:
Речь
Цель: Всячески развивать Алисину речь, чтобы в 2 года она
разговаривала предложениями. Желательно чисто и понятно.
Способы достижения:
- почитать соответствующую литературу;
- больше разговаривать с ней, объяснять, описывать предметы и явления;
- рассказывать стишки и скороговорки;
- создавать ситуации для стимулирования речевой активности;
- знакомить с новыми словами, побуждать повторить новое слово, означающее действие, вводить их вместе со знакомыми словами, обозначающими предмет или субъект этого действия, усиливая таким
http://www.babyblog.ru/user/lenta/Suvimaca
2013 Svetlana Rizhikova
33 образом интерес к слову, и закрепляя определенные словосочетания.
Например, «Ваня кушает, а курочка клюет, и цыплята клюют... Что курочка делает? Покажи, как она клюет…»;
- рассматривать картинки и беседовать по ним;
-звуковое сопровождение действий (звукоподражание);
- речевое сопровождение действий;
- посмотреть упражнения для языка;
- пальчиковые игры;
- домашний театр.
Занятия на ближайшие 2 недели (26 января – 9 февраля)
- задувать свечки (каждый день по несколько раз);
- дуть в трубочку;
- научить играть на губной гармошке;
- научить выдувать пену через трубочку;
- научить пускать пыльные пузыри;
-повесить бумажных бабочек и дуть на них;
- рассматривать как можно больше картинок и обсуждать их вместе, объясняя и задавая вопросы;
- почаще стимулировать к речевому сопровождению действий –
Алиса умывается, Алиса что делает? Что сейчас Алиса моет?
- побольше пальчиковых игр;
- крупы, лепка, рисование манкой
- делать упражнения для язычка: улыбочка, заборчик, лопата, трубочка, лизун, чистим зубки, часики;
- домашний театр;
- DVD «Говорим с пелёнок».
Я привела пример с речью, но так же можно оформлять любую цель. Например, можно поставить себе цель «Подготовить
http://www.babyblog.ru/user/lenta/Suvimaca
2013 Svetlana Rizhikova
34 и провести Тематическую недельку»; «Выстроить режим ребёнка»; «Больше проводить времени на улице с малышом»;
«Заняться физическим развитием крохи» и т.д.
Листок с целями и задачами можно распечатать и положить на видное место, а потом вычеркивать или помечать галочкой уже достигнутое. Всегда гораздо проще двигаться вперед, когда есть цель, ясность и понимание того, к чему стремишься, чего хочешь добиться. Кроме этого, постановка целей позволяет систематизировать большой объём материала.
Желание оптимизировать весь бытовой процесс.
Значительную часть времени мамам приходится тратить на решение бытовых вопросов (уборка, глажка, приготовление пищи и т.д.). Бывает довольно обидно тратить так много времени на эти дела, однако желание жить в чистой и уютной квартире, вкусно кормить семью преобладает над обидой и ленью. Поэтому я постоянно стараюсь оптимизировать эти процессы, чтобы тратить максимально меньше времени, но получать при этом максимальный результат. В какой-то степени это утопия, но стремление к лучшему ещё никому не мешало.
На данный момент я стараюсь следовать системе ведения домашнего хозяйства под названием «FlyLady». Эта система позволяет содержать квартиру в чистоте, тратя на это каждый день минимум времени. Однако эта система требует самоорганизации и дисциплины. Подробную информацию о ней можно найти на многочисленных сайтах в Интернете.
http://www.babyblog.ru/user/lenta/Suvimaca
2013 Svetlana Rizhikova
35
Самоорганизация и самодисциплина сейчас – это очень весомая инвестиция в будущее.
Использование каждого свободного момента.
Многие бытовые дела мы делаем с дочкой вместе, если я мою полы, то она тоже моет, подметаем тоже вдвоём, моем посуду синхронно и т.д.
Время, когда дочка занимается самостоятельными играми, я использую для подготовки к ТН, подбираю материалы для развития и обучения дочки.
Самостоятельные игры могут быть и не очень продолжительными, но я использую каждую минуту.
Привлечение ребёнка к подготовке к ТН.
Занимаясь подготовкой всевозможных материалов для неделек вместе с ребёнком, вы не только найдёте немного свободного времени для этого занятия, но и сама подготовка даст большой положительный эффект.
Малыш, будет творить вместе с вами, видеть ваше уважение к нему, а также радоваться и ощущать себя творцом, когда созданный совместными усилиями материал будет
http://www.babyblog.ru/user/lenta/Suvimaca
2013 Svetlana Rizhikova
36 использоваться на следующей недельке.
Особенно это касается рисования декораций (лес, печка, облака, деревья для птичек и т.д.).
Не переживайте за результат совместной с малышом работы! Конечно, он может получиться неаккуратным, неровным или некрасивым, но это не так важно – не на выставку же. Вы сами убедитесь, что получится ещё интереснее и необычнее, ведь дети – великие творцы и фантазёры.
http://www.babyblog.ru/user/lenta/Suvimaca
2013 Svetlana Rizhikova
37
Напоследок
Дорогие мамы, если вы ещё не проводили ТН, не старайтесь сразу следовать всем рекомендациям и пытаться сделать недельку максимально насыщенной. Лучше будет, если вы в спокойном темпе проведёте две-три недельки, освоитесь и постепенно будете набирать обороты. К тому же вам нужно вписать недельки в ваш с малышом режим.
Так что не спешите, пусть вам и вашему ребёнку будет комфортно и интересно. И главное, не бойтесь начинать, как бы вы не провели недельку, польза для малыша будет значительной вне зависимости от насыщенности недели и разнообразия материалов.
http://www.babyblog.ru/user/lenta/Suvimaca
2013 Svetlana Rizhikova
38
Темы ТН:
1.
Животный мир (Обитатели) Европы
2.
Животный мир Азии (очень много обитателей, лучше проводить после изучения животных других континентов)
3.
Животный мир Африки
4.
Животный мир Австралии и Океании
5.
Животный мир Северной Америки
6.
Животный мир Южной Америки
7.
Животный мир Антарктиды (Животные Севера)
8.
Рептилии
9.
Земноводные
10.
Птицы
11.
Исчезнувшие животные
12.
Динозавры
13.
Самые большие животные
14.
Самые необычные животные
15.
Самые маленькие животные
16.
Насекомые и др.
17.
Обитатели морей и океанов
18.
Обитатели рек и озёр.
19.
Животные лесов.
20.
Животные пустыней.
21.
Животные джунглей.
22.
Животные саванн и степей.
23.
Горы.
http://www.babyblog.ru/user/lenta/Suvimaca
2013 Svetlana Rizhikova
39 24.
Растения
25.
Грибы и др.
26.
Овощи, фрукты.
27.
Деревья.
28.
Цветы.
29.
Ягоды.
30.
Транспорт
31.
Мебель. Посуда.
32.
Одежда. Обувь.
33.
Дома.
34.
Город. Учреждения.
35.
Запахи.
36.
Эмоции.
37.
Радуга.
38.
Дни недели.
39.
ПДД.
40.
Космос.
41.
Сказки.
42.
Наша родина.
43.
Достопримечательности Москвы (другого города).
44.
Профессии.
45.
Спорт.
46.
Живопись/Художники.
47.
Анатомия.
48.
Времена года.
http://www.babyblog.ru/user/lenta/Suvimaca
2013 Svetlana Rizhikova
40 49.
Музыкальные инструменты.
50.
Народные промыслы.
51.
Театр.
52.
Цирк.
53.
Геометрия.
54.
Новый год (или другой праздник).
55.
Множество неделек, посвященных людям разных стран и национальностей, а также их быту, традициям и нравам.

перейти в каталог файлов
связь с админом