Главная страница
qrcode

Свобода и творчество


Скачать 26.66 Kb.
НазваниеСвобода и творчество
Дата31.10.2019
Размер26.66 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаСвобода и творчество.docx
ТипДокументы
#157989
Каталог

Свобода и творчество


СВОБОДА И ТВОРЧЕСТВО.

                        ...едва есть ли высшее из наслаждений, как наслаждение творить.
                                                                             Н.В. Гоголь

Содержание
I. Вступление
II. Творчество и ответственность
III. О свободе творчества
IV. Гении и святые
V. Культура и антикультура
VI. Заключение
I.Вступление
В своём отношении к творчеству художник (объединяю этим словом поэта, писателя, композитора, скульптора, живописца) может основываться на гуманистических идеях, которые говорят нам о том, что    искусство должно содействовать  духовному росту человека, а может основываться  на идеях индивидуализма, идеях, отрицающих воспитательную роль искусства.
Художник, конечно,  имеет потребность в самовыражении,  и художник нуждается в определённой свободе в процессе творчества. Но где границы этой свободы? Что представляют собой эти границы? Всегда ли произведение созданное автором обязательно достойно уважения, обсуждения, сохранения?
Для человека, далёкого от церкви и веры эти вопросы важны в силу внутренних моральных установок и понятий этики, тем более эти вопросы важны для верующего человека.
В  процессе поиска ответов на эти вопросы,  всегда будем помнить об изречении преподобного Серафима Саровского «Истинная же  цель жизни нашей христианской состоит в стяжании Духа Святого Божьего». Пусть это изречение будет своеобразной путеводной звездой этого  исследования.
В реферате я буду обращаться к таким понятиям как творчество, свобода творчества, святой, святость, гений, гениальность,  поэтому привожу ниже определения данных понятий.
 (Творчество — процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) — уникальность его результата).
1.Творчество — деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее.
Свобода творчества — конституционное право человека создавать литературные, художественные, научные и др. произведения, проводить научные исследования, заниматься иной творческой деятельностью. С.т. юридически гарантируется всем, кто занимается творческим трудом. Согласно Конституции РФ (ч. 1 ст. 44) каждый человек имеет право на все виды творческой деятельности в соответствии со своими интересами и способностями.
2.Свобода творчества – это право человека, оно гарантировано конституцией РФ  (ч1 ст. 44)
3.Гений - человек с чрезвычайно выдающимися способностями, тот,  кто находит пути решение самых сложных проблем самыми невероятными и одновременно простыми способами»
Где просто там ангелов со сто,
А где мудрено, там ни одного.
4.Гениальность — практическое воплощение повышенного уровня творческого потенциала личности относительно других личностей. Традиционно выражается в новых и уникальных творениях, с опозданием признаваемых «шедеврами». Иногда гениальность объясняют новым и неожиданным методологическим подходом к творческому процессу.
Святой - благочестивый и добродетельный человек, канонизированный церковью, являющий собой образец добродетели и пребывающий по учению Церкви после его кончины на небесах и молящийся перед Богом за членов церкви, ещё живущих на земле.
Святость (гр. [греч] ;;;;;;;, лат. sanctitas), одно из фундаментальных понятий христианского учения. Его основной смысл состоит в причастности человека Богу, его обоженности (см.: обожение), в его преображении под действием благодати Божией. В преображенном человеке восстановлена его не поврежденная грехом природа, его соединение с Богом как “чада Божиего”. Основой этого восстановления является Боговоплощение, восприятие Христом человеческой природы. Поскольку во Христе человеческая природа была обожена, это открыло путь к Богу и для всего человечества: христиане, следуя Христу, соучаствуют в его Божестве по благодати и становятся святыми.
II. Творчество и ответственность
Ф. Ницше считал, что «творческая личность не должна нести пред  остальными никакой ответственности».

Можем ли мы согласиться с этим?
В 2007 году на конференции  "Христианство, культура, нравственные ценности" в Москве митрополит Смоленский  и Калининградский Кирилл, а ныне Патриарх Московский и всея Руси выступил на тему  «Свобода ставит вопрос о смысле творчества». Он говорил:
«…важнейший аспект личного творчества - это влияние, оказываемое произведением на других людей. Всегда есть некий зазор между замыслом, который вкладывает автор в произведение, и последующим прочтением этого произведения в обществе. Для христианства эта сторона творчества заострена до высшей точки. Господь говорит о высокой ответственности человека за то, что он делает в отношении других: "А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему жерновный камень на шею и бросили его в море" (Мт. 9:42).
«С христианской точки зрения человеческое творчество - это всегда или соработничество с Богом, или совместный труд с лукавым.
Не бывает творчества, абсолютно нейтрального по отношению к системе нравственных и сотериологических координат: все, что делает человек, касается его спасения. Поэтому всякое творчество имеет прямое или косвенное отношение к делу спасения человека.
Человек может направлять свою творческую способность на пользу зла. Также его творчество может направляться другими людьми для достижения недобрых целей. Злодей также может быть творческим человеком в своем деле и весьма преуспеть в осуществлении своих идей».

Сходные мысли мы можем найти  и у людей с нерелигиозным мировоззрением. В статье «Свобода творчества – неприкосновенна?» Юрий Витальевич  Новиков (автор  статей по психологии и философии) ставит вопрос:- «Должна ли быть каждому человеку предоставлена полная свобода творчества, не ограниченная ничем, кроме его фантазии?»
И даёт на него ответ.
«Какому-то человеку нравится создавать музыку, облагораживающую и исцеляющую душу слушателей, воспевающую и отражающую красоту,  и гармонию мира. А другой человек предпочитает записывать звуки, подобные скрежету железа по стеклу, скрипу несмазанной двери или истошным воплям истязаемой кошки. Любому здравомыслящему слушателю ясно, что отношение к произведениям этих двух авторов не может быть одинаковым. Но многие искусствоведы вполне серьезно уверяют, что оба они равно достойны внимания, изучения, уважения, поклонения. Конечно, ведь в любом случае слушателям предлагается некий набор колебаний воздуха в течение некоторого времени.
Какому-то человеку приятно создавать картины, изображающие гармонию природы, красоту тела и души человека, вызывающие добрые чувства у зрителей, делающие их добрее, чище, пробуждающие их совесть. А кто-то предпочитает закрашивать холст одной краской, наносить на него бессмысленные линии, кляксы, геометрические фигуры, изображать причудливо изуродованные предметы. Никакие диссертации искусствоведов не заставят душевно здорового человека поверить в то, что все эти живописные произведения заслуживают одинаково трепетного и восторженного отношения. Хотя во всех этих случаях мы имеем дело всего лишь с некой ровной поверхностью, закрашенной теми или иными красками.
Какому-то человеку нравится писать книги, учащие добру, любви, состраданию, помогающие лучше понять сущность человеческой души, призывающие бороться со злом во всех его проявлениях. А другой считает самым важным описание пороков, декларирует необходимость, красоту и привлекательность зла, вываливает на читателя свой мутный и бессмысленный поток сознания, самозабвенно играется смыслами, словами, понятиями. Конечно, некоторые литературоведы убеждены, что все тексты равноценны, все они должны обсуждаться, сохраняться, издаваться, все они достойны одинакового уважения. Но здравомыслящий человек довольно легко отличает истинную литературу от суррогата. Хотя в любом случае мы имеем дело всего лишь с некоторым набором букв, заполняющим листы бумаги»
«Нормальный человек должен видеть свою свободу именно в том, чтобы мусор называть мусором, какофонию — какофонией, мазню — мазней, макулатуру — макулатурой, а высокое искусство — высоким искусством».
Так можем ли мы согласиться с утверждением Ф. Ницше о том, что «творческая личность не должна нести пред  остальными никакой ответственности»? ….

III. О свободе творчества
Как же художнику найти, почувствовать границы в свободном творчестве? Верующему художнику это сделать проще, а остальным? И что представляют собой эти границы творчества?

Попытаюсь ответить на поставленные выше вопросы.

1. Это может быть граница, которую диктует Красота. Истинная Красота не может быть источником зла.
2. Это может быть внутреннее нравственное чувство человека (внутренний нравственный компас)
3. Это должна быть ответственность за то, как воздействует, созданное произведение на людей, которые его воспринимают.
4. Это могут быть рамки веры и запреты церкви.
Что касается последнего, на первый взгляд – эти вериги современному человеку, далёкому от церкви очень тяжелы.  И, насколько,  вообще, возможно верующему человеку реализовать себя как художнику?
Русский религиозный философ начала XX века Николай Александрович Бердяев в своей работе «Смысл творчества» епископа  Феофана « Ни в самом человеке, ни вне его ничего нет свободного. Все устроено по определенным законам воли Божественной, которая после сего одна и остается совершенно свободную. Посему приличным поприщем для свободы может быть только воля Божия".
А между тем «Многие творческие люди обращают внимание на понятие "свобода" и  …многие философы 20-го столетия (в том числе Николай  Александрович Бердяев, Эрих Фромм, Жан Поль Сартр и.т.д.) считают, что творчество - это истинная свобода и вернейший путь к таковой, а творческие личности, в свою очередь, больше всего подвержены свободе. Стремление к свободе присутствует у всех творческих личностей».
Налицо противоречие: с одной стороны «Ни в самом человеке, ни вне его ничего нет свободного», с другой стороны все творческие личности стремятся к свободе.
   Свобода, он одной тебя
  Ещё искал в подлунном свете...

Это строки о свободе, выключенные из прижизненных изданий «Кавказского пленника» А.С. Пушкина).
Как же разрешить это противоречие? Обратимся к творчеству тех людей, которых мы называем гениями, поскольку то,  что невозможно понять и решить нам, простым людям возможно им.
       IV. Гении и святые
Обратимся ещё раз к  работе Николая Александровича Бердяева «Смысл творчества». В этой работе Н.А. пишет

«Творческий путь гения требует жертвы, не меньшей жертвы, чем жертвенность пути святости. На пути творческой гениальности так же нужно отречься от "мира", победить "мир", как и на пути святости. Но путь творческой гениальности требует еще иной жертвы – жертвы безопасным положением, жертвы обеспеченным спасением. Тот, кто вступил на путь творческий, путь гениальности, тот должен пожертвовать тихой пристанью в жизни, должен отказаться от своего домостроительства, от безопасного устроения своей личности».
Сходные мысли звучат и у другого русского философа – Семёна Людвиговича Франка, когда он рассуждает об особенностях духовного склада А.С. Пушкина. «Мы насчитываем три …основные тенденции: склонность к трагическому жизнеощущению, религиозное восприятие красоты и художественного творчества и стремление к тайной, скрытой от людей духовной умудренности... Этот духовный опыт должен был уже рано привести Пушкина к ощущению ложности просветительства и рационалистического атеизма".
И далее цитирую Н.А. Бердяева:
«Творчество вполне принимает и блюдет евангельскую заповедь – не любить "мира", ни того, что в "мире". Творящий чувствует себя не от "мира сего". Творчество есть преодоление "мира" в евангельском смысле, преодоление иное, чем аскетизм, но равноценное ему. В творческом акте человек выходит из "мира сего" и переходит в мир иной».
Но далее философ пишет: «Опыт творческого преодоления мира качественно иной, чем опыт аскетического преодоления мира. Это не есть опыт послушания, это – опыт дерзновения. В дерзновении творческого почина так же сгорает "мир сей", как и в подвиге послушания».
Понятно, что философ пытается  приравнять по ценности два пути и две жертвы – путь и жертву святого, и путь и жертву творящего – художника. Вставка.
«В начале XIX века жили величайший русский гений – Пушкин  и величайший русский святой – Серафим Саровский. Пушкин и святой  Серафим жили в разных мирах, не знали друг друга, никогда ни в чем не соприкасались. Равно достойные величие святости и величие гениальности – несопоставимы, несоизмеримы, точно принадлежат к разным бытиям.  Русская душа одинаково может гордиться и гением Пушкина и святостью Серафима. И одинаково бы обеднела она и от того, что у неё отняли бы Пушкина, и от того, что отняли бы Серафима. И вот я спрашиваю: для судьбы России, для судьбы мира, для целей Промысла Божия  лучше ли было бы, если бы в России в начале XIX века жил не великий святой Серафим и великий гений Пушкин, а два Серафима, два святых – святой Серафим в губернии Тамбовской и святой Александр в губернии Псковской?»
Другой  русский философ Василий Васильевич Розанов в работе ««Святость и «Гений» в историческом творчестве»  вступает в полемику с Александром Николаевичем Бердяевым. Причём, Василий Васильевич Розанов говорит о  творчестве святых,  начиная с Ветхого Завета.
«Нужно заметить, …Бердяев предполагает одинаковых двух святых, повторяющих один другого, и тем уже подсказывает  или внушает ответ: «разумеется, лучше иметь разное, ибо при этом мы становимся богаче». Но если на место повторения поставить разное? Например, поставить Иоанна Дамаскина в Псковской губернии? И Бердяев и целый мир смутились бы при вопросе: откуда идёт больше лучей – и, главное, лучей, утешающих человечество, необходимых ему, - от Иоанна Дамаскина или от Александра Пушкина».
"А историческая деятельность и великие слова  Иоанна Златоуста? (его «Слово на день святой Пасхи») — на Западе - Амвросия Миланского и св. Франциска тоже дела и слова? — а словесный и умственный подвиг блаженного Августина и Оригена? Наконец, ведь «канонизирован» боговидец и пророк Моисей, и его изображения есть в наших церквах…? Что, если взять «подвиг и избранничество Пушкина» с его mademoiselle Гончаровой и mademoiselle Керн — и придвинуть эти подвиги к изводу из Египта целого народа, в рабстве находившегося? А псалмопевец Давид, тоже «канонизированный»?"
И далее
"Он (Бердяев) взял век кургузых пиджаков, когда и великий поэт - с силою творить как Данте - погряз и грешно погряз в   волокитство, в "картишки" и в мундир камер - юнкера.
...Я вскользь упомянул о Данте и его "Божественной комедии", ещё важнее ссылка на Иоанна Дамаскина и те надгробные слова, которые словами этого христианского поэта произносит над каждым усопшим Церковь. Какое сравнение тем и сюжетов с теми "ямбами" и "хореями", какие - пусть гениально - слагал Пушкин. Да сам Пушкин! - сам! - ни на минуту не задумался бы кинуть и свои поэмы, и стихи к подножию той высоты, на которой стоят песнопения Дамаскина около горя людского, около ужасов смерти и погребения, о коих рыдает и терзается всякая тварь. Пустой век - религиозно - ничтожный век, - и он пахнул своей пустотой на гений и Пушкина".
Кто – то согласится с мнением Александра Бердяева, кто-то с точкой зрения В. Розанова. В конце концов,  каждый художник (поэт, композитор, живописец) сам для себя должен разрешить это противоречие. Здесь я лишь ещё раз процитирую слова преподобного Серафима Саровского «Истинная же  цель жизни нашей христианской состоит в стяжании Духа Святого Божьего». Понятно, что мнение В. В. Розанова будет в данном контексте нам ближе.

V. Смысл творчества
Заканчивая исследование,   я ещё раз хочу привести цитаты из выступления Патриарха Кирилла.

«Поискам соотношения между свободой и смыслом творчества посвящены размышления многих русских и западноевропейских выдающихся умов. Что творчество дает самому автору и как оно влияет на его душу? Что приносит людям то или иное произведение человека и как оно влияет на них? Вопрос о содержании творчества не является праздным. Оно может обогатить жизнь автора, а может причинить ему страдание и даже привести к гибели».
«Существование различных проявлений творчества ставит вопрос об их присутствии и влиянии на общество. Современное общество стремится к обеспечению максимальной свободы личности, в том числе в сфере самовыражения и творчества. Такой подход породил огромное количество идей, произведений, изобретений, которые приносят не только добро и пользу, но и вред человеческой жизни, а также разрушают общежитие.
Сегодня появляется мощное направление в культуре, которое смеется и издевается над религиозными убеждениями. Эта индустрия приносит деньги. Взять хотя бы недавний фильм "Код да Винчи" и рекламную кампанию вокруг него, направленную исключительно на получение прибыли. Для авторов этой кампании было совершенно неважно, какое влияние этот фильм окажет на души людей. Другим мощным разрушительным пластом культуры стала проповедь легкого образа жизни, наркомании, половой распущенности, эгоизма, половых извращений. Такую позицию стремятся отстоять и защитить с помощью ссылки на свободу творчества и самовыражения.
К сожалению, современная культура, особенно культура популярная, часто забывает учить человека работать над собой для улучшения себя и окружающего мира. Человек переключается только на потребление, а его творческие силы ослабевают. Это отражается на состоянии общества, в котором уже нет активности, инноваций, изобретений. Преобладающими становятся апатия и депрессия. Поэтому современные люди нуждаются в такой культуре, которая бы помогала им лучше понять себя и справляться со своими темными сторонами. Культура как возделывание a priori предполагает совершенствование человеческой личности. Если культура или то, что называет себя культурой, не культивирует личность, не способствует ее возрастанию, то это антикультура. Единственным критерием, по которому культура отличается от антикультуры, является ее связь с нравственностью.


VII. Заключение
Все мы соглашаемся, конечно, с тем, что творческая личность  несёт ответственность перед другими людьми за то, какое воздействие оказывают продукты творчества.
Для верующего человека вопрос о границах в творчестве прост и понятен, эти границы чётко очерчены Заповедями, мудростью Церкви, накопленной веками и выраженной в творениях святых отцов.
Для светского же человека важным будет развивать в себе способность видеть Красоту в окружающем мире,  стремиться к ней,  и отвергать всё уродливое и безобразное. То есть, мне кажется,  для художника  невоцерковлённого теми самыми границами  и мерилом может стать Красота и осознание ответственности перед другими людьми.
Здесь могут  возникнуть другие  вопросы:
Так как же нас воспитывает Красота? Как уберегает нас от зла? Хорошие вопросы, но  это тема другого исследования.

Список литературы:
1. Русская мысль. Розанов В.В. – М.: Алгоритм, Эксмо, 2006
2. Ссылка на презентацию к статье   https://docs.google.com/open?id=0B84AuHIE1ImPMHVGX2tlMjJWOHM
перейти в каталог файлов


связь с админом