Главная страница

Филимонов В.П., Святой преподобный Серафим Вырицкий и Русская Голгофа.2006. СвятойпреподобныйСерафимВырицкийи


Скачать 24,54 Mb.
НазваниеСвятойпреподобныйСерафимВырицкийи
АнкорФилимонов В.П., Святой преподобный Серафим Вырицкий и Русская Голгофа.2006.pdf
Дата10.04.2018
Размер24,54 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаFilimonov_V_P__Svyatoy_prepodobny_Serafim_Vyritskiy_i_Russkaya_G
оригинальный pdf просмотр
ТипКнига
#1601
страница1 из 25
Каталогid139708323

С этим файлом связано 90 файл(ов). Среди них: История иконы БМ Иверская.doc, Письмо в СК РФ.docx, Житие прп Геннадия и Никифора Важеозерских.doc, Gavanskaya_unia_Chast_pervaya__skachat_pdf.pdf, vypiska.pdf, обращ 1.docx, Akafist_tsaryu_Nikolayu.pdf, Правило схиигумена Саввы.docx, Sergey_Melnik_Istorii_iz_moey_zhizni.pdf, znak-sh.pdf и ещё 80 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25

В.П. Филимонов
Святой
преподобный
Серафим
Вырицкий
и
Русская
Г олгофа
Исправленное и дополненное издание книги Старец иеросхимонах. Серафим Вырицкий
и Русская Голгофа»

$
САТИСЪ
ДЕРЖАВА
Санкт-Петербург
2006
Посвящается тем,
кому дорога
судьба России
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия Одобрено Издательским Советом Московского Патриархата февраля 1999 г.
Рецензент-редактор, кандидат богословия В. П. Овсянников
Книга основана на собранных автором архивных и других официальных документах и свидетельствах потомков и духовных над святого преподобного Серафима Вырицкого. На основании этих исторически достоверных сведений Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 2000 года принял решение о прославлении вы­
рицкого подвижника в лике преподобных для общецерковного почитания Х Авторский текст, материалы и фотографии к жизнеописанию старца
иеросхимонаха Серафима Вырицкого - В. П. Филимонов, 2001
© В. П. Филимонов, издательство «Сатисъ», оформление и оригинал макет, 2001
К читателю
В летописи деяний современных подвижников благочестия совершенно особое место занимают подвиги святого преподобного Серафима
Вырицкого. Благочестивейший православный мирянин, по послушанию приуготовлявший себя к монашеской жизни под руководством опытных духовных наставников в течение сорока лет инок-исповедник, принявший монашеский постриг в годы открытых гонений и всего за шесть лет прошедший путь от послушника-пономаря до духовника крупнейшей в России обители, под окормлением которого находился целый ряд выдающихся иерархов Русской Православной Церкви великий старец, который наделе исполнил святоотеческий завет «Стяжи дух мирен) итогда тысячи душ спасутся около тебя вот основные этапы жизненного пути святого Серафима.

Время старческого служения вырицкого подвижника пришлось на период кровавого богоборчества, Великой Отечественной войны, послевоенной разрухи и возрождения. И все эти годы отец Серафим самой своей жизнью свидетельствовало Христе, внеся неизмеримый вклад в сохранение Православия как основы основ существования русского народа.
Находившийся почти двадцать пет на одре тяжелой болезни старец порою принимал задень сотни посетителей, приводя ко спасению неисчислимое количество душ. Многие из деяний преподобного Серафима
Вырицкого ознаменованы явными чудотворениями, чему имеются свидетельства очевидцев его подвигов.
Источниковой базой книги явились архивные документы. Значительная часть необходимых сведений была собрана в фондах Российского государственного исторического архива (РГИА) и Центрального государственного архива Санкт-Петербурга (ЦГАСП). Это материалы, относящиеся к пребыванию отца Серафима в Александро-Невской Лавре.
Важные сведения удалось почерпнуть в документах архивного фонда Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Санкт-Петербургу и области (УФСБ РФ) при изучении следственных дел епископа (впоследствии митрополита) Николая (Ярушевича), архимандрита (впоследствии — митрополита) Гурия (Егорова), протоиерея Алексия Кибардина, монахини Иоанны (Шихобаловой) и других сподвижников и духовных чад отца Серафима, пострадавших в годы гонений за веру.
Некоторые материалы удалось обнаружить в архивах Санкт-Петер-
бургской епархии и Санкт-Петербургской Духовной Академии.
Ценные данные поступили из Государственного архива Ярославской области. Они позволили уточнить родословную отца Серафима и найти точную дату его рождения
Документы, касающиеся общероссийской тематики изучались по изданию Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти и книге протоиерея Владислава Цыпина История Русской Церкви. Ряд интересных подборок документов по истории России и Русской Церкви был изучен в Российской национальной библиотеке, библиотеке Российской Ахадемии Наук. Здесь, в частности, удалось собрать необходимые материалы о жизни отца Серафима в миру, а также выявить его участие в деятельности просветительских и благотворительных обществ известных по всей России.
При работе над книгой использованы также многие публикации православных периодических изданий различных лет Синодальных Церковных ведомостей, Ярославских епархиальных ведомостей, Петроградского церковно-епархиального вестника, Журнала Московской Патриархии, «Санкт-Петербургских епархиальных ведомостей и дру­
гих
Повествовательную основу книги составили воспоминания родственников подвижника, которые благоговейно и бережно хранят живую память об отцеСерафиме, включая годы его детстваи юности. Рассказали о вырицком подвижнике и многие из ныне здравствующих его близких духовных чад, с которыми старец делился воспоминаниями о своей жизни в миру. Все они относятся очень ответственно и бережно к каждому слову, их рассказы лишены всякого вымысла и приукрашивания. Я ведь отвечу за свои слова перед Господом — так почти все они предваряли свои рассказы. Все имена, фамилии и данные благочестивых пастырей и чад Церкви Христовой, которые любезно согласились предоставить свои свидетельства одеяниях вырицкого старца — подлинные. Их адреса и телефоны имеются у автора книги. В нее вошло более 70 живых
свидетельств.
Обширное собрание духовных, исторических и документальных источников позволило приоткрыть завесу времени над житием святого преподобного Серафима Вырицкого. Есть надежда, что дальнейшие исследования принесут новые открытия.
Невозможно перечислить всех почитателей святого имени отца Серафима, с помощью которых появилась на свет эта книга. Она воистину создавалась соборно.
Неоценимую помощь в работе оказали петербургские пастыри протоиерей Алексий Коровин, протоиерей Василий Ермаков, протоиерей Иоанн Миронов, протоиерей Виктор Голубев, протоиерей Борис Глебов, протоиерей Игорь Мазур, протоиерей Николай Преображенский, а также насельники петербургских обителей.
Земный поклон родным батюшки Серафима, всем благодетелями благотворителям, имена которых известны Господу. Слава Богу за все!
В. П. Филимонов
Новый Завет всюду именует Христианина храмом, домом сосудом. Цель этого храма, с которою создал его Создатель, цель этого сосуда, с которою устроил его Великий Художник, в том чтобы он был жилищем Бога, вместилищем даров Духа. Бог по неизреченным Любви Своей и Смирению не восхотел быть насильственным обладателем храма, сооруженного Им для Себя Он даровал словесному храму свободу, власть принадлежать или не принадлежать своему Зиждителю, чтобы пребывание Бога в человеке было единственно по любви человека к Богу...
Хотители быть храмом Божиим?Желаете ли, чтоб сердце Ваше было сосудом даров Благодати Вручаю Вам Евангелие, пусть оно будет правилом Вашей жизни Веруйте в него Вашими делами, Вашей жизнью — не только мыслию, сердцем и устами...
Иисус говорит:«Кто любит Меня, тот слово Мое соблюдает, и Отец Мой возлюбит его и Мы придем к нему и обитель у него сотворим Это явление в сердце Это то явление, о котором сказал Апостол Павел уже не я живу, поживет во мне Христос!»
Святитель Игнатий (Брянчанинов)
В НЕЗРИМОМ
ПОДВИГЕ
Годы жизни
отца Серафима
в миру

Поступок
«Господь испытывает праведного...»
(Пс.10,5).
Грозный 1917 год. Господу угодно ниспослать России тяжкие испытания. Сотрясает многовековые устои государства российского февральский переворот. Со словами Кругом измена, и трусость, и обман начинает свой мученический путь на Голгофу Государь Император Николай И. Уже в это время многие состоятельные люди из числа дворянства, творческой интеллигенции и купечества переводят свои капиталы заграницу и покидают Россию, надеясь пережить смутные времена за рубежом это же время известный петербургский коммерсант Василий Николаевич Муравьев (так звали в миру преподобного Серафима, занимавшийся торговлей пушниной, совершает неизъяснимый для обычного человеческого разума поступок он закрывает свое дело, наделяет щедрыми пособиями всех своих служащих, а основные капиталы жертвует на нужды Александ- ро-Невской Лавры, Воскресенского Ново-Девичьего женского монастыря в Петербурге и Иверского Выксунского женского монастыря в Нижегородской губернии, основанного его духовным отцом, иеромонахом Варнавой, старцем Гефсиманского скита Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.
Василий Николаевич владел высокоприбыльным, процветающим предприятием. Русская пушнина пользовалась большим спросом на западном рынке и его контора поставляла меха в торговые дома Австрии, Германии, Дании, Англии, Франции и других стран. Не помешалаэтомуипервая Мировая война-обладая исключительными способностями, Василий Николаевич продолжал успешно вести свои коммерческие дела
Его знали в европейских столицах Вене, Берлине, Варшаве,
— которые он посещал породу своей деятельности.
Успех и слава, богатство и красота, телесное здравие и крепкая семья — вот те земные ценности, о которых в миру многие только мечтают, и которыми наделил Господь от щедрот Своих супругов Муравьевых. Да не только наделил, но и испытывал...
От юности имевший от Господа многие дарования и обладавший богатейшим жизненным опытом, Василий Николаевич мог вполне предвидеть надвигающиеся октябрьские события и братоубийственную войну. Казалось, ничто не мешало ему вложить свои капиталы в какое-либо прибыльное дело за рубежом и, благополучно покинув пределы России, обосноваться со своей семьей где-нибудь на Западе, следуя примеру многих знакомых ему людей. Все это обещало бы спокойную и безмятежную жизнь. Однако, для Василия Николаевича такого выбора не существовало — он всегда был готов разделить любые испытания с горячо любимой Отчизной и своим народом, тем более, что Господь уготовил ему назначение особое...
«От Господа спасение праведникам — говорит премудрый Давид (Пс. 36,39). Спасение - бесценный дар Божий «человекам это невозможно, Богу же все возможно (Мф. 19,26), однако даруется оно только тем людям, которые желают его, ищут и просят. Сам Господь указывает на свободное волеизъявление души человеческой Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищими будешь иметь сокровище нй небесах и приходи и следуй за Мною (Мф. 19,21). Если хочешь — вот слова Спасителя, на которые верный раб Божий Василий уже многократно ответил в сердце своем Хочу, Господи. Высочайшего мужестваинепоколебимой веры требовал в ту пору поступок, который он совершает. Отвергнув все прелести мира сего, по обоюдному согласию с женой, принимает он бесповоротное решение всецело посвятить себя служению Единому Богу молитвенному подвигу. Близится исполнение заветного его стремления к принятию монашества, которое носил он в себе всю предыдущую жизнь
Детские годы
«Господомутверждаются стопы. человека...»
(Пс. 36,23).
Великиймолитвенники печальник земли Русской, преподобный и богоносный отец наш Серафим Вырицкий (в миру Василий Николаевич Муравьев) родился 31 марта 1866 года в деревне Вахромее- во Арефинской волости Рыбинского уезда Ярославской губернии
[285]. Уже 1 апреля 1866 года при крещении он был наречен Василием в честь преподобного Василия Нового, исповедника.
Родители мальчика, Николай Ивановичи Хиония Алимпьев- на Муравьевы, были истинно верующими, богобоязненными людьми. В этом, несомненно, печать Промысла Божия — под Его особым попечением находился подвижник от первых дней до блаженной кончины. Для супругов Муравьевых Православие было непросто внешним благочестием и обрядом, а глубокими сокровенным внутренним бытием. В этой семье воистину почитали Бога. От младенчества получал здесь Василий уроки добродетельной христианской жизни. Уже с детских лет в мальчике проявились прекрасные свойства души, раскрывшиеся во всей полноте в зрелые годы.
Человеколюбивый Господь даровал ему редкие способности, которыми он не раз поражал ближних сообразительность, необыкновенное усердие и усидчивость, терпение и настойчивость в достижении цели, а также удивительную, невероятную память. В раннем возрасте мальчик практически самостоятельно освоил грамоту и начала математики. Его первыми книгами были Евангелие и Псалтирь...
«Дивен Бог во святых Своих (Пс. 67,36). Их житиями, которые тогда продавались в виде маленьких разноцветных книжечек, юный Василий буквально зачитывался. Особенно поражала его воображение жизнь пустынных отшельников, сподобившихся на земле равноангельного жития. Высота подвига" Все даты до

1918 года приводятся по старому стилю прим. ред
дивного созвездия преподобных иноков, просиявших впервые века христианства, была необычайно близка его светлой душе. Святые Павел Фивейский, Антоний, Макарий и Пахомий Великие, Мария Египетская. Эти имена рождали в отроке трепетное благоговение и радость. Как с живыми, вел Василий сними мысленные беседы, вместе сними переживал их непостижимые подвиги и победы. Все более и более возгоралось сердце его любовью ко Господу, Пресвятой Богородице и святым угодникам Бо- жиим— благодатный свет Христов коснулся сердца отрока ион услышал сладкогласное пение Небесное. Уже в ту пору открылся для него чудный таинственный мир, перед которым померкло все земное. В сокровенных глубинах чистой детской души рождается мысль о принятии монашеского, ангельского образа. Однако для ближних это намерение до поры оставалось тайной.
Будучи рачительными хозяевами, родители Василия небыли привязаны к так называемым материальным ценностям, не имея ни малейшей страсти к накопительству. Удивительная доброта была их отличительным качеством. Будьте милосерды,
как и Отец ваш милосерд
», — учит нас Евангелие (Лк. 6, 36), и верные рабы Божии Николай и Хиония творили дела милосердия, не задумываясь о завтрашнем дне. Они всегда были готовы помочь нуждающимся, приютить у себя странников, обогреть и накормить ближних. Все это не ускользало от внимания пытливого отрока — Василий рос таким же трудолюбивым й сердечным по отношению к ближним.
Деревня Вахромеево находилась в 6 верстах от главного приходского села Спасское, входившего в й благочиннический округ Ярославской епархии. Эти места были густо населены и располагались в живописнейшей холмистой местности, щедро украшенной Господом многочисленными рощами и дубравами. Село Спасское выросло на горе при реке Ухре в 75 верстахотЯрославля. В Спасском приходе было два храма зимний во имя Преображения Господня с приделом в честь преподобного Кирилла Новоезерского чудотворца, и летний — во имя святителя и чудотворца Николая. Оба храма каменные, прочные. Преображенский был устроен в 1763 году на средства прихожан, а Никольский в 1774 - году стараниями архимандрита Толгского монастыря отца Иринарха. В Спасской
церкви находилась чудотворная икона Божией Матери Знамение. При приходе действовали земская школа, церковно-при­
ходская школа и церковно-приходское попечительство. Враз ные времена деревня Вахромеево насчитывала от 17 до 25 дворов и от 100 до 130 жителей. В деревне имелась искусно украшенная часовня [10, с. 232; И , с. 259; 12, с. В доме Муравьевых всегда строго соблюдали все установления Святой Православной Церкви. С девятилетнего возраста и отрок Василий постился вместе со взрослыми. В воскресные и праздничные дни семья неукоснительно посещала храм Божий, исповедовалась и причащалась Христовых Таин. Василий очень любил посещать Богослужения, он внимательно вслушивался в слова молитв и песнопений, чутко сопереживая им. Порою на глазах его появлялись слезы, а лицо начинало светиться каким- то особенным светом — Господь ниспосылал Василию благодатные озарения, которые оставались глубокой и сокровенной тайной его боголюбивой души. Что видело и слышало в эти дивные мгновения чистое сердце отрока — знает один Бог, открывающий тайны Царствия Своего любящим Его...
Когда позволяло время, Муравьевы всей семьей совершали паломнические поездки ко святым местам — к храмами монастырям. С особой радостью посещали они Свято-Троицкую Сер­
гиеву Лавру, в Гефсиманском скиту которой подвизался знаменитый старец Варнава (Меркулов).* Это был мудрый учитель и дерзновенный ко Господу молитвенник, к которому устремлялись верующие со всей России. Без Бога ни до порога любил назидать народной мудростью своих посетителей отец Варнава. Эти слова, словно ангельское пение, приняла боголюбивая душа отрока, и они навсегда стали для него правилом жизни.
Так, как бы незаметно, заложил Премудрый Господь в сердце Василия с малых лет семена подлинной христианской нравственности и духовности. Они упали на благую почву...
Часто вспоминал отрок слова духоносного отца Варнавы: Чтобы ты ни делал, думай о Боге, и Бог поможет тебе. Посто­
* Прославлен в лике местночтимых угодников Божиих Московской епархии в сонме Радонежских святых 19 июля 1995 года
янное памятование о Боге было также одним из качеств, которые Василий приобрел, с Божией помощью, с детских лет. Казалось, что Сам Господь ведет его к духовному поприщу...
Но неожиданно на семью обрушилась скорбь — Господь призвал от земных трудов Николая Ивановича Муравьева, находившегося в расцвете лет. Ему шел сороковой год. Близкие тяжело переживали утрату. Мать Василия была женщиной болезненной, а от случившегося ее состояние еще ухудшилось. Василию пришлось стать кормильцем семьи. В ту пору Муравьевы в полной мере испытали все скорби, сопутствующие бедности...
Однако, вскоре милость Божия посещает обездоленную семью — односельчанин, благочестивый и добрый человек, работавший водной из лавок Санкт-Петербурга старшим приказчиком, пригласил отрока в столичный город на заработки. При этом он обещал, как тогда говорили, вывести Василия в люди. Мать со слезами благословила сына на поездку иконой Пресвятой Богородицы и десятилетний отрок покинул родные края.
«Да будет водя Твоя...»
«Итак, смиритесь под крепкую руку Божию да вознесет вас в свое время
(1 Пет. Большой город Петербург. После размеренного крестьянского быта нелегко было Василию привыкнуть к водовороту столичной жизни. Однако, врожденные способности, дарованные от Господа, помогли ему. С помощью своего благодетеля отрок получил работу рассыльного водной из лавок Гостиного Двора. Тогда это называлось быть на побегушках — выполнять различные поручения хозяина и оказывать мелкие услуги клиентам. Этот труд занимал много времени и требовал большой внимательности и деликатности. С первых же шагов Василий проявил такое усердие, исполнительность и старательность, что заслужил полное доверие хозяина. В дальнейшем владелец конторы, где работал отрок, стал поручать ему все более и более
сложные дела, которые Василий, с Божией помощью, всегда выполнял с усердием ив срок. Почти все свое жалование Василий отсылал на родину больной матери, оставляя себе лишь малую часть на самые неотложные нужды.
Надо сказать, что ярославцы, славившиеся своей высокой грамотностью и исключительными деловыми качествами, занимали особое положение в столичной торговле и обслуживании. К середине XIX века им принадлежало около 40% предприятий торговли и общественного питания, портновских, обувных, скорняжных и других мастерских. Как правило, земляки поддерживали друг друга, помогали найти хорошую работу и обустроиться на первых порах. Не был исключением и Гостиный Двор, где многие купцы, приказчики и рассыльные были ярославцами. Это, безусловно, скрашивало одинокую жизнь юного труженика и облегчало его работу — всегда было у кого попросить совета и помощи.
Однако, по-прежнему, владело Василием неугасимое стремление к миру Божественному. По-прежнему просил он во всяком деле заступления и помощи у Господа и Пресвятой Богородицы, вел мысленные беседы с небожителями и это, несомненно, было его главной отрадой.
В самом Санкт-Петербурге ив его окрестностях в то время насчитывалось более 500 храмов и около 40 святых обителей, в которых почивали мощи чтимых святых и находились многие чудотворные иконы. В северной столице располагались Святейший Синод, Духовные Академия и семинария, множество духовных училищ и воскресных школ. Различные церковные общества и братства вели большую просветительскую и благотворительную работу выходили десятки православных газет и журналов церковные издательства выпускали сотни книги бро­
шюр.
Все это поражало и радовало сердце Василия, укрепляло его в вере и добродетели. Не имея возможности бывать за Литургией и вечерним богослужением из-за служебных дел, он старался ходить к заутрене, ав выходные и праздничные дни всегда посещал Богослужения, исповедовался и причащался Святых и Животворящих Христовых Таин. Если по поручению хозяина отроку
случалось находиться неподалеку от какого-либо храма, то он использовал малейшую возможность для того, чтобы поклониться святынями вознести молитвы Господу. Настал момент, когда с непостижимой силой охватило Василия его давнее стремление к жизни монашеской. Готово сердце мое Боже, готово сердцемое» (Пс. 107,1), — взывала чистая душа отрока...
В горячем порыве пришел он в Александро-Невскую Лавру и просило встрече с наместником. Однако, он в тот день отсутствовал. В ту пору в Лавре подвизалось несколько старцев-схимни- ков, известных во всей России. Василию предложили встретиться с одним из них. На коленях, со слезами поведал отрок старцу о своем заветном желании. В ответ же услышал наставление, оказавшееся пророческим до поры оставаться в миру, творить богоугодные дела, создать благочестивую семью, воспитать детей, а затем, по обоюдному согласию с супругой, принять монашество. В заключение старец сказал Васенька Тебе суждено еще пройти путь мирской, тернистый, со многими скорбями. Соверши же его перед Богом и совестью. Придет время и Господь вознаградит тебя Так была явлена Василию воля Божия. Вся дальнейшая его жизнь в миру стала подготовкой к жизни иноческой. Это был подвиг послушания, который длился более 40 лет.
Святитель Игнатий (Брянчанинов) справедливо отмечает Истинное послушание — послушание Богу, единому Богу [5, с. 303]; а преподобный Иоанн Лествичник провозглашает Отцы определили, что псалмопение — оружие молитва — стена непорочные слезы — умывальница; а блаженное послушание — исповедничество, без которого никто из подверженных страстям не узрит Господа [8, Слово 4, Поучение Всю последующую жизнь Василий приучал себя смотреть в Евангелие как в зеркало души, сверяя свои шаги с заповедями Христовыми. Это был путь преображения человека, который, исполняя свое земное служение, устремляет сердце к небесам, всецело следуя Христу, отдавая Ему ум и волю
Вступая на тернистый путь
«Всегда оиделяпред собою Господа...»
(Пс. Отличительными чертами характера Василия были необыкновенная собранность и целеустремленность. Видно, Господу было угодно, чтобы сердце отрока, которое со временем должно было стать средоточием молитвы и жилищем Святаго Духане запятналось каким-либо земным пристрастием. Василия совершенно не привлекали развлечения и соблазны большого города, ибо с детских лет не знал он пустого времяпрепровождения.
Часы, свободные от мирских трудов, он любил проводить в храме, или читал душеполезные книги, молился. Постоянно занимался отроки самообразованием, в чем помогали ему удивительная память, природная сообразительность и настойчивость в достижении цели. Необычайную расположенность имел он к историческим наукам, которые стали предметом его особого интереса. Обладая хорошими математическими способностями, Василий с успехом овладевали коммерческими дисциплинами, успешно сочетая теорию с практической деятельностью.
При первой же возможности он выезжал на родину и помогал матери содержать дом и хозяйство в исправном состоянии. Всегда поддерживал ее материально и хранил к ней нежные сыновние чувства, постоянно поминая ее в своих молитвах.
Хозяин Василия был человеком благочестивыми всячески приветствовал его богоугодную жизнь. Он высоко ценил нравственные и деловые качества своего работника необычайное трудолюбие, исполнительность и несомненный коммерческий талант. Когда Василию исполнилось 16 лет, он назначает юношу на должность приказчика, а еще через год Василий Николаевич становится старшим приказчиком. В будущем же владелец конторы возлагал на него надежды как на компаньона. Старший приказчик считался первым заместителем хозяина, правой рукой, принимая иногда полномочия владельца предприятия. Это был удивительный и редчайший случай, ибо для того, чтобы
дослужиться до старшего приказчика обычно требовалось не менее 10 лет. Здесь вновь видится особое попечение Промысла Божия о благочестивом юноше, который еще в миру старался всеми силами угодить Господу. Блажен муж, боящийся Господа и крепко любящий заповеди Его (Пс. С повышением в должности значительно увеличилось жалование Василия, ион, не задумываясь, стал творить дела милосердия — жертвовать значительную часть заработка на ремонт и строительство храмов, на нужды монастырей и богаделен. На себя Василий расходовал мало, умеренно питаясь и избегая приобретать излишние вещи. Близок Господь к сокрушенным серд-
цеми смиренныхдухом спасет (Пс. 33,19)— постоянное внимание к своим желаниями помыслам было одним из важнейших качеств Василия еще в миру. Он некогда никого не осуждали всегда считал себя самым последним из грешников. На всю жизнь любимой молитвой его стала молитва преподобного Ефрема Сирина Господи и Владыко живота моего...»
Шли годы. Юноша взрослели незаметно превращался в молодого, не лишенного привлекательности мужчину. Господь наградил Василия незаурядной статью и красотой. Благородные черты лица и большие голубые глаза, которые всегда светились каким-то особенным светом, говорили о его необыкновенной одухотворенности. Дополняли эти качества правильная осанка, хорошие манеры и мягкий, ровный голос. По тем временам он имел немалые деньги и возможности. Все это, безусловно, привлекало к нему внимание иного пола. Однако,уповая наГоспода, Василий всеми силами стремился хранить чистоту телесную и духовную, никогда не дозволяя сердцу своему увлекаться пустыми привязанностями. Один Бог ведает, каких сил и трудов это стоило одинокому юноше, находившемуся среди суетного мира, в самой гуще искушений и соблазнов столичного города.
Итак, Василий вступил на тернистый и скорбный путь, предсказанный старцем-схимником из Александро-Невской Лавры. Постоянная мысль о грядущем принятии иноческого образа помогала юноше в невидимой брани. Святые отцы, опытно познавшие, что есть борьба со страстями, отмечак^т, что Господь, попуская искушения, обязательно помогает подвижнику, если
видит, что последний, осознавая собственное недостоинство и бессилие, имеетискреннеежелание служить Богу. «Богне отъем- лет искушений у рабов Своих, но дает им терпение в искушениях, за их веру и предание себя в Его волю, — говорил святой Исаак Сирин [9, с. 75]. Устоять же в добродетели возможно только с помощью благодати Божией. Она дается исключительно за смирение, каждому по мере дара Христова (Еф. 4,7). Сам Господь вразумлял Василия, и однажды юноша вдруг ощутил острую необходимость в опытном духовном наставнике, который возносил бы за него свои святые молитвы ко Престолу Всевышнего и вел по пути спасения.
По служебным делам молодому приказчику приходилось выезжать в Москву, Нижний Новгород и другие города России. Тогда, по согласованию с хозяином, посещал он святые места, находившиеся поблизости. Неизменно бывал они в обители преподобного Сергия Радонежского, чтобы поклониться великому печальнику земли Русской и принести ему свои молитвы. Богомольцы, посещавшие Сергиеву Лавру, всегда старались побывать ив Гефсиманском скиту, чтобы поклониться чудотворному Черниговскому образу Божией Материи получить благословение и совет любвеобильного старца Варнавы. Сам Господь вновь привел юношу к отцу Варнаве, и после продолжительной беседы духоносный старец благословляет Василию быть его духовным сыном.
В то время иеромонах Варнава (Меркулов) был для России таким же духовным руководителем и наставником, как преподобный Серафим Саровский, оптинские старцы и праведный Иоанн Кронштадтский. Всю жизнь посвятил он служению Богу и ближним.
Люди явственно ощущали силу его молитвы. Ради имени Господа Бога любил он всех людей, особенно сострадал грешниками они всегда были предметом его особого попечения. Смиренный старец имел особый дар духовного утешения — от него все уходили в радости о Господе, преодолевая земные скорби и печали. С раннего утра и до позднего вечера, а порою и глубокой ночью двери его убогой келлии были открыты для всех. Иногда он принимал по несколько сот человек вдень, отказывая себе в
пище и отдыхе [13, с. 78]. Всех приходящих старец ласково называл сынками и дочками, и к каждому обращался на ты. Среди сынков батюшки Варнавы были многие митрополиты и епископы, настоятели обителей, обер-прокурор Святейшего Синода Владимир Карлович Саблер, и сам Государь Император Николай II [17, с. Господь от щедрот Своих преизобильно наградил старца разнообразными дарованиями молитвы, прозорливости, ис­
целений... Сколько даров у него было Самым же главным был величайший из духовных даров, венчающий все прочие — дар всепрощающей вечной любви, скорбящей за врагов, хотящей всем спастися» (Акафист Святому Духу).
Среди многочисленных трудов и подвигов иеромонаха Вар­
навы первое место по своему величию и явленных в нем силе веры и любви старца, безусловно, занимает достославное дело основания, строительства и окормления им Иверского женского монастыря на реке Выксе в Нижегородской губернии.
Это был особый, светлый мир, насельницы которого не имели другой цели, кроме достижения грядущих благ вечной жизни. Ранним утром многоголосый хор воспевал Слава в вышних Богу, и на земли мир, в неловецех благоволение (Як. 2,14). Здесь никто не превозносился друг перед другом, каждое дело исполнялось с молитвой и богомыслием, а иеромонах Варнава был для всех отцом и учителем. Любвеобильный и сострадательный батюшка посвятил почти 40 лет духовному окормлению монастыря. За эти годы он стал одним из крупнейших женских монастырей России, воистину светочем Православия — здесь подвизалось несколько сот инокинь и послушниц, ее посещали многочисленные паломники и богомольцы.
Все эти годы отец Варнава имел постоянное попечение о благочестии насельниц монастыря и его благосостоянии. В течение десятков лет ему приходилось делить свое послушание между
Гефсиманским скитом Свято-Троицкой Сергиевой Лавры,
Иверской обителью в Нижегородской губернии, Москвой и Петербургом, куда выезжал он к благотворителями в Святейший Синод по делам устроения обители. Современникам великого старца оставалось только удивляться той непостижимой духовной силе, бодрости и неутомимости, которыми обладал отец
Варнава.
Вот такого несравненного наставника даровал Всемилостивый Господь Василию Муравьеву. Около 20 лет продолжалось их духовное общение во славу Божию.
Рука об руку
«И так будьте благоразумны и бодрствуйте в молитвах.
Более же всего имейте усердную любовь друг к другу Пет. Это был дивный духовный завет между старцем и учеником его, на скрижалях двух сердец написанный. Василий Николаевич был близким по духу сыном и преданнейшим послушником отца Варнавы до самой блаженной кончины старца и после нее, а великий подвижник одновременно был для своего ученика и отцом, и нежно-любящей матерью. Вихжизни и, особенно, в их личных нравственных качествах было очень много общего. Главным из нихбыло истинное желание послужить Богу и ближним всеми силами души. Их духовная близость была необычайно сильна, хотя порою они подолгу не видели друг друга. Когда позволяли дела, Василий Николаевич спешил в Гефсиманский скит, если там в это время находился его наставника отец Вар­
нава, посещая Санкт-Петербург, всегда бывал в домеу молодого коммерсанта. Их любовь о Господе необыкновенно укрепляла его, он постоянно ощущал молитвенную поддержку великого старца.
Жажда монашеской жизни по-прежнему владела Василием ив одной из бесед он с печалью поведал отцу Варнаве о благословении старца-схимника. На это духоносный отец ответил Чадо Не его это была воля, но Божия Да свершится она над тобою Сейчас ты нужнее здесь посмотри, сколько обездоленных и сиротствующих нуждаются в твоей помощи, сколько еще в России недостроенных обителей, храмов и богаделен. Храни
ум, твори дела милосердия и угодишь Богу. Придет еще время, когда понадобится твоя чистая молитва за Россию и завесь мир Таково было благословение его духовного отца.
Всей последующей жизнью Василий Николаевич исполнил завет старца-схимника, полученный в детстве. По благословению отца Варнавы он постоянно совершенствовал себя в чтении молитвы Иисусовой, всегда старался блюсти чистоту ума и противостоять малейшим греховным помыслам. Удаляясь от излишних знакомств и мирских развлечений, все свободное время он старался посвящать молитве, чтению Слова Божия и бого­
мудрых творений святых отцов Церкви.
«Тот же Бог, Который спасает в пустыне, спасает ив городе. Тот же грех, который губит в городе, губит ив пустыне. помни Бога, держись близ Его, удаляйся от греха, от всех поводов ко греху и Бог будет с тобою [5, с. 333], — назидает святитель Игнатий (Брянчанинов), до тонкостей познавший козни врага нашего спасения. Василий Муравьев, с Божией помощью, всемерно старался хранить себя от греха, а его духоносный наставник всегда помогал ему советами и святыми молитвами, оберегая молодого подвижника от мирских соблазнов и готовя его ко вступлению в будущем на иноческий путь.
Пока же Василию необходимо было выбрать себе спутницу жизни. Ею стала Ольга Ивановна с которой в 1890 году по благословению отца Варнавы Василий и обвенчался. С первых же шагов совместной жизни в молодой семье Му­
равьевых всему духовному отдавалось безусловное предпочтение. Супруги вместе посещали богослужения, выполняли молитвенное правило, а по вечерам читали вслух Евангелие и Псал­
тирь. Чтение Псалтири укрощает страсти, а чтение Евангелия попаляет терние грехов наших ибо Слово Божие огнь поядаяй есть. Сия книга есть мати всех книг, также она есть молитва над молитвами, и есть управитель в Царствие Небесное, ив разум истинный на земле человеков приводит, и сподобляет зрети Бога Девичья фамилия и происхождение пока не установлены. Известно только, что родилась она в 1872 году и семья ее, также как и семья
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25

перейти в каталог файлов
связь с админом