Главная страница

Филимонов В.П., Святой преподобный Серафим Вырицкий и Русская Голгофа.2006. СвятойпреподобныйСерафимВырицкийи


Скачать 24,54 Mb.
НазваниеСвятойпреподобныйСерафимВырицкийи
АнкорФилимонов В.П., Святой преподобный Серафим Вырицкий и Русская Голгофа.2006.pdf
Дата10.04.2018
Размер24,54 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаFilimonov_V_P__Svyatoy_prepodobny_Serafim_Vyritskiy_i_Russkaya_G
оригинальный pdf просмотр
ТипКнига
#1601
страница2 из 25
Каталогid139708323

С этим файлом связано 90 файл(ов). Среди них: История иконы БМ Иверская.doc, Письмо в СК РФ.docx, Житие прп Геннадия и Никифора Важеозерских.doc, Gavanskaya_unia_Chast_pervaya__skachat_pdf.pdf, vypiska.pdf, обращ 1.docx, Akafist_tsaryu_Nikolayu.pdf, Правило схиигумена Саввы.docx, Sergey_Melnik_Istorii_iz_moey_zhizni.pdf, znak-sh.pdf и ещё 80 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25
Муравьевых, была весьма набожна и благочестива
сердцем еще воплоти пишет преподобный старец Парфе- ний Киевский. [18, с. Господу было угодно, чтобы молодой Василий прежде, чем отречься от мира и его забот, усовершился бы на поприщах семейного и коммерческого служений. В 1892 году Василий Николаевич открыл собственное дело. Обладая большим опытом и имея прочные торговые связи, он организовал контору по заготовке и продаже пушнины. Значительная часть товара поставлялась заграницу в Германию, Австро-Венгрию, Англию, Францию и другие страны.
Официальные данные на 1892 год Муравьев, Василий Николаевич, 26 лет, крестьянин Ярославской губернии, Рыбинского уезда, Арефинской волости, деревни Вахромеево; веры православной платит гильдийскую повинность со й половины 1892 года. Жительствует Санкт-Петербург, Московская часть по Казачьему переулку в доме №7. Торгует мехами и меховыми товарами в Апраксином Дворе по Большой линии №350. Гйльдийное свидетельство №4157». [22, изд. 1892-1893 гг., с. 453]. До 1914 года супруги Муравьевы числились крестьянами Ярославской губернии, имевшими видна жительство в столице и занимавшимися там купеческим промыслом посословному свидетельствуй гильдии. Существовало в ту пору еще такое сословное понятие — временный Санкт-Петербургской й гильдии купец *. Такой временный статус, впрочем, не мешал чете
Муравьевых находить общение в самых различных кругах петербургского общества и быть глубокоуважаемой и любимой многими.
Ольга Ивановна, будучи внешне весьма женственной, характер вместе стем имела твердый и решительный. Известно, что С 1915 года они получают статус постоянных жителей города, и Василий Николаевич становится действительным Петроградской й гильдии купцом. Надо сказать, что я купеческая гильдия отличалась от й размером заявленного капитала, но состоять в ней было не менее почетно. Сам глава Санкт-Петербургской купеческой управы Иван Семенович Крючков долгое время был купцом й гильдии. В нее входили такие предприниматели, как всемирно известный часовщик Павел Буре и другие уважаемые в столице люди
она немало помогала супругу в торговых делах, а вовремя отсутствия Василия Николаевича в Петербурге успешно руководила работой предприятия. Василий Николаевич старательно подбирал себе в сотрудники верующих православных людей, и оттого в отношениях между хозяевами и служащими всегда царил дух Христовой любви.
Торговля требовала от Василия Николаевича недюжинных сил и способностей. Нервом коммерческой деятельности тут была не доходность пушнины, а быстрота торгового оборота
[21 > с. 4 -27 ]. Нужно было иметь необыкновенное чутье на спрос, умение правильно оценить ситуацию на рынке и устоять в конкуренции с другими торговцами. Мало было ждать покупателя к себе в лавку, нужно было искать его в различных концах России и за рубежом, применяться к его требованиям, прислушиваться к желаниям.
Господь даровал Василию Николаевичу удивительную способность — умело совмещать попечения о земном с задачами духовными. И еще — быть преданнейшим сыном своей Отчизны, стремившимся сделать всевозможное для ее блага и процветания. Его любовь к России и ее народу была воистину безгра­
нична.
Имея незаурядные способности, Василий Николаевич, тем не менее, не стремился к богатству и мирским почестям. Торговая деятельность была для него не способом умножить капитала необходимым средством для оказания помощи Церкви и ближним. Однако, молодой предприниматель всегда старался всемерно повышать уровень знаний и эрудиции. В 1895 году он стал действительным членом Общества для распространения коммерческих знаний в России и поступил на Высшие Коммерческие курсы, организованные при Обществе [29, с. 86; 23, изд.
1897 г, столбец Деятельность Общества отличалась патриотической направленностью. Его члены считали своим долгом, прежде всего, всемерно содействовать Императору и правительству в области национального экономического развития. Государь со своей стороны также находил работу Общества весьма полезной и своевременной, ив году выделил из личных средств 100 ООО
рублей на его развитие Это было время, когда заморские предприниматели, в частности, знаменитый Генри Форд, учились у русских купцов и промышленников, Россия диктовала уровень мировых ценна многие виды сырья, промышленной и сельскохозяйственной продукции, а золотой рубль стараниями Государя Императора Николая II был самой весомой в мире валютой...
Русское купечество всегда было носителем национальных традиций и хранителем православной культуры. Оно славилось делами милосердия и благотворительности. Это был созидательный слой, который, стоя на прочном фундаменте православной веры и любви к Отчизне, помогал Русским Государям строить великую державу.
Успешно закончив курсы в 1897 году, Василий Николаевич Муравьев приобрел хорошее образование, дававшее глубокие знания и широкий кругозор. Несомненно, оно немало помогало ему ив дальнейшем, уже после вступления на иноческий путь, когда на монастырских послушаниях ив беседах с людьми приходилось встречаться со множеством практических вопросов.
Много лет Василий Николаевич арендовал торговые и складские помещения на территории Апраксина Двора, который в ту пору не уступал Гостиному по обилию и качеству предлагаемых товаров.
Рабочий день обычно начинался в 6 часов утра с молитвы. Полчаса уходило на выкладку товара и подготовку к работе, в половине седьмого утра шустрые торговые мальчики начинали зазывать покупателей, а услужливые приказчики спешили показать товар лицом и как можно красочнее описать его достоинства. Апраксинцы весьма дорожили своей репутацией среди их клиентов были покупатели из различных уголков России, а также из-за рубежа. Перерывы в работе у служащих Апраксина двора были скользящими, таким образом лавки всегда были открыты. Торговля завершалась только к 10 часам вечера. После благодарственной молитвы предприятие закрывали Подробнее о деятельности Общества по распространению коммерческих знаний см. Приложение 1 нас В дни праздников торговали в течение х часов, после обедни и трапезы, а полных выходных в году было 3— на Рождество, на Пасху и на Троицу. На Масленицу, в Прощеное и Фомино воскресенья работали с 12 часов дня, чтобы сутра можно было пойти на богослужение. Предприятие Муравьевых было одним из немногих в Апраксином Дворе, где в праздничные дни торговля прекращалась целиком.
С присущим ему усердием трудился Василий Николаевич на новом поприще, и со временем его контора стала хорошо известна на международном рынке, где ее продукция пользовалась неизменным успехом и спросом. Чуть только предприятие начало приносить прибыль, Василий Николаевич стал выделять значительные пожертвования на благоустроение Иверской обители ив дальнейшем постоянно поддерживал этот дивный духовный цветник, насажденный отцом Варнавой.
Основными добродетелями, которым Василий Николаевич следовал в жизни, были правда, любовь и добро, причем в самом высоком их понимании как дела, совершаемые Христа ради как подвиг истинной веры. Здесь уместно вспомнить слова преподобного Серафима Саровского Истинная цель жизни нашей христианской состоит в стяжании Духа Святого Божия. Пост же, и бдение, и молитва, и милостыня, и всякое Христа ради делаемое доброе дело суть средства для стяжания Святого Духа Божия. Заметьте, что лишь только ради Христа делаемое доброе дело приносит нам плоды Святого Духа. Все жене ради Христа делаемое хотя и доброе, но мзды в жизни будущего века нам не приносит, да ив здешней жизни благодати Божией тоже не дает.
...Стяжание все равно, что приобретение. выгадывайте время для получения небесных благ через земные товары. Земные товары — это добродетели, делаемые Христа ради, доставляющие нам благодать Всесвятого Духа [ 19, с. Многие говорят о спасении, немногие этого желают, и лишь считанные единицы к нему искренне, всеми силами стремятся. Уйдет в землю наша тленная плоть все вещественное, что созидал человек в миру, останется заграницей видимого и невидимого а душа бессмертная в Вечность последует. С каким багажом Да стем, что носило сердце во временной земной жизни. Помним ли мы об этом?
Отдавая много сил и времени земным трудам, никогда не забывал Василий Николаевич о том, что дела, творимые во имя спасения — это единственное По-настоящему полезное и достойное занятие в жизни человеческой. Он неустанно совершенствовал себя в христианских добродетелях и, как более опытный в духовной жизни, помогал в этом Ольге. Всегда старались они жить по Духу Евангелия, а в немощах своих просить помощи у Господа, Пресвятой Богородицы и святых угодников Божиих.
В духовных наставлениях преподобного старца Парфения Киевского читаем «Нищелюбие и нестяжание великие сокровища уготовляют душе [18, с. 37). Самоотверженно служил ближним Василий Муравьев. Его любвеобильная душа не могла равнодушно пройти мимо чужого горя. Его бескорыстие удивляло и поражало Ольгу впервые годы супружеской жизни — множество людей находили в их доме и хлеб, и приют. С искренней радостью мог отдать Василий новую вещь со своего плеча незнакомому страннику. В каждом нищем был готов видеть он Самого Иисуса Христа, и Господь сторицей вознаграждал Василия за это — успешно шли торговые дела, находились необходимые на внутренний подвиг в миру силы, а в семье царили единомыслие и любовь о Господе.
«Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них
(Мф. 18,20). Супруги Муравьевы прежде всего были родными по духу. Их любовь, которую они пронесли через многие годы, была чистой и глубокой. Это было воистину освященное благо- датию Божией единение душ. Среди близких знакомых четы
Муравьевых были только единомысленные, благочестивые люди, предпочитавшие душеполезные занятия мирским развлечениями забавам. Когда позволяли дела, молодые супруги совершали паломнические поездки ко святыням русской земли. Всегда и во всем выполняли они наставления батюшки Варнавы и были преданнейшими его духовными детьми. Так, рука об руку, шли Василий и Ольга узким путем среди суетного мира, шумною и бездумною толпою устремляющегося по широкому, пространному пути в погибель
Ревнуя о спасении
«Дело в руках
молитва в устах, в уме, в сердце»
Св. прп. Варнава Гефсиманский.
Мир стоял на пороге го столетия. Уже в ту пору витала над ним тайная скорбь последних времен революционеры толкали Россию на путь явного богоотступничества. Передовые мыслители призывали общество к антихристовой свободе. Слепые вели слепых. Многие возжелали светлого будущего на грешной земле, забывая об истинной цели человеческого существования, о Небесном Отечестве нашем. Это была жалкая попытка отыскать рай там, где его неотвратимо уже потеряли — среди больного, поврежденного грехом человечества. За всем этим стоял отец лжи — падший Денница, умело направлявший ослепленный, безумный мир к пропасти вечной погибели. Остались в забвении пророческие слова преподобного Серафима Саровского, без внимания грозные предупреждения святителей Игнатия (Брянчанинова) и Феофана Затворника о грядущей апостасии, отступничестве от Бога и Православной Церкви. На всю страну звучали тогда пламенные проповеди великих пастырей — праведного Иоанна Кронштадтского и старца Геф- симанского скита иеромонаха Варнавы. Они предсказывали наступление гонений за веру и воцарение на целые десятилетия воинствующего безбожия.
Лишь немногие оставались верны Церкви, и среди них Василий и Ольга Муравьевы, свято хранившие чистую детскую веру и заветы отцов. Послушные наставлениям батюшки Варна­
вы, смотрели они на мятущийся мир как бы со стороны, — не заглядываясь на его обманчивую красоту, не прилагая свои сердца ник чему земному. Более всего они думали о том мире, в который всем нам придется переселиться, о мире Вечности. К ней и готовили себя с молодых лет супруги Муравьевы. По-прежне­
му творили они дела любви и милосердия, всецело уповая на Господа и молитвенное предстательство Пресвятой Богородицы и святых угодников Божиих.
30
Древние христиане говорили Добрые браки основываются не на золоте и красоте, нона добродетели [25, т. 1, с. 201]. В те далекие времена, прежде всего, простота и скромность украшали христианский брак. Обращаясь кхристианским супругам, известный первохристианский богослов и писатель Тертуллиан говорит Являйте собою красоту пророков и апостолов. Привяжите Слово Божие кушам вашим, а иго Христово к шее своей [25, т. 1, с. 203]. Важнейшим качеством для мужа и жены, находившихся в благословенном браке, считалось тогда обоюдное попечение о спасении души.
У древних христиан жены весьма часто именовались сестрами своих мужей, ив самом деле, некоторые супруги жили друг с другом как брат с сестрою, на некоторое время или навсегда отказывая себе в брачных удовольствиях. С первых веков христианства известно, как некоторые семейные пары, после того, как у них рождались дети, постепенно переходили к воздержанию от телесного общения. Но даже в те времена такое решение настолько выходило из обыкновенного порядка вещей, что почиталось немалым подвигом [25, т. 1, с. 202]. Согласно апостольскому слову, такое воздержание могло иметь место только при обоюдном согласии супругов и во имя более высоких духовных целей — упражнения в посте и молитве (1 Кор. Сей высокий подвиги приняли на себя Василий и Ольга Му­
равьевы. В 1895 году в их семье родился сын Николай, а затем появилась на свети дочь Ольга. Однако, последняя отошла ко Господу еще невинным младенцем, и после ее кончины по обоюдному согласию и благословению отца Варнавы, Василий и Ольга стали жить, как брат и сестра. Молитвы духовного отца помогали им устоять в этой решимости.
Однажды с Василием Николаевичем произошел удивительный случай, о котором он поведал своей супруге спустя многие годы. Это было вовремя одной из его встреч со старцем Варна­
вой в Гефсиманском скиту. Преклонив колени, долго молились они вдвоем у аналоя перед образами в келлии великого старца. Затем отец Варнава встал, трижды благословил духовного сына, возложил ему на главу руки и вновь помолился. То, что произошло после этого благословения, трудно поддается описанию —
31
в душе и на сердце Василия Николаевича разлилось какое-то необыкновенное спокойствие которое не оставляло его уже на протяжении всей последующей жизни вместе стему него необычайно обострилось духовное зрение, окрепла и без того удивительная память...
Когда старец приезжал в Петербург и останавливался там на несколько дней, Василий старался чаще находиться при нема порою по его благословению даже прекращал свои торговые дела и занимался единственно служением старцу — сопровождая в поездках по Петербургу и исполняя различные поручения его. Вдохновляя своего духовного сына, отец Варнава, тем не менее, предупреждал его Много придется тебе и претерпеть за труды твои, ноне унывай никогда. Это гонения ненавистника нашего спасения. Придет время и скорби сменятся духовной ра­
достью».
Особенно приближают человека к Богу дела любви и милосердия, с чистым сердцем совершаемые. Об этом благовествует Сам Господь, говоря «Приидите, благословенные Отца Моего наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира ибо алкал Я, ивы дали Мне есть жаждали вы напоили Меня. так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне (Мф. 25,34-35,40). В семье Муравьевых уже тогда сложился обычай — после литургии в дни дванадесятых праздников, праздников в честь чудотворных икон Божией Материи чтимых святых в доме накрывали многие столы с самыми разнообразными кушаниями и зазывали сулицы на трапезу всех неимущих. После чтения Отче наш Василий Николаевич обычно произносил небольшую речь, рассказывая историю и смысл наступившего праздника, а затем поздравлял всех, кто пришел под кров его дома. После трапезы и благодарственных молитв ко Господу хозяин всегда благодарил присутствующих зато, что они посетили его дом. На дорогу супруги обычно щедро наделяли гостей деньгами, вещами, продуктами и приглашали к следующему празднику. Будучи верным учеником отца Варнавы, Василий Муравьев убежденно говорил Все зло надо покрывать только любовью. Чем ты ниже саном, беднее, тем ты мне дороже. Один Бог ведает, сколько нищих и убогих от всего сердца поминали в своих простых молитвах, обращенных ко Господу, имена Ольги и Василия, и испрашивали здравия и спасения своим бла­
годетелям.
Сами же супруги Муравьевы питались очень скромно, употребляя простую и здоровую пищу в небольших количествах. Это был телесный подвиг, совершаемый в строгом согласии со святоотеческим учением и по истинно духовному рассуждению - умеренная наружная жизнь вместе сохранением тела в ровности и здравии, необходимых для подвига внутреннего, духовного. Как было уже упомянуто, с детских лет Василий Николаевич любил постничать. Ольга тоже старалась подражать ему. После того, как супруги Муравьевы принесли обет целомудрия, в доме их к среде и пятнице присоединился еще один постный день — понедельник. Воистину, не хлебом единым жив будет человек...
Собирая мед духовный
О поведении православного христианина в миру

«И все, что выделаете, словом или делом, все делайте
во имя Господа Иисуса Христа благодаря через Него Бога и Отца»
(Кол. Всякий труд, всякое дело и все свои способности направляли Василий и Ольга к единственной цели — спасению. Любовь к Богу и ближнему служила началом всякому их делу. Чудно просвещаемые Словом Божиим и отеческим руководством старца
Варнавы, благочестивые супруги жили в миру, среди множества людей, словно в пустыне. Среди мирских забот и соблазнов они хранили в себе мир сердечный. Старательно ограждали они свои души от всякого пристрастия к чему-либо мирскому и неугодному Богу. Между тем, при строгом внимании к себе, сохраняли они ко всем ближним, в среде коих приходилось им пребывать, любовь истинно христианскую — чистую и непорочную
никого никогда не осуждая, нос терпением и кротостью терпя немощи ближних.
Известно, что Василий Николаевич был очень спокоен и снисходителен по отношению к подчиненным, даже в случае их явных оплошностей. Из их ошибок он извлекал нравственную пользу, смиряя себя словами Спасителя «Вран! Исцели Самого Себя (Лк. 4,23). Искренне желая всем добра, он ничем не оскорблял в людях достоинства, но всегда был исполнен милости и долготерпения. Его никогда не видели в состоянии раздражительности или в смущении, и оттого подчиненные всегда питали к нему нелицемерное уважение.
Помогая рядухрамов и обителей подолгу христианского милосердия, Василий Николаевич как милосердный самарянин
(Лк. 10, 35) постоянно вносил пожертвования на содержание нескольких богаделен, самая крупная из которых находилась на Международном (ныне Московском) проспекте при Воскресенском Новодевичьем монастыре. Равную награду получает больной и кто служит ему, — говорит святой Пимен Многобо­
лезненный [44, с. 236]. Раздаятель венцов - Сам Господь. При малейшей возможности дружные супруги, искренне сострадавшие чужому горю, посещали эти дома призрения, утешая одиноких и беспомощных теплым участием, раздавая гостинцы и духовные книжки. Всегда благодарили они Господа зато, что удостоивались послужить болящими страждущим. Вот что рассказывала спустя многие годы монахиня Иоанна
Шихобалова (+1944), на себе испытавшая любовь и заботу супругов Муравьевых: Родилась я в 1869 году в Петербурге и слет пребывала в Воскресенском Новодевичьем монастыре. В
1905 году я тяжело заболела и около года была в больнице, действовавшей при монастыре. Поправлялась я с большим трудом, было много неожиданных осложнений. Из больницы меня взяли к себе крупные в то время мехоторговцы Василий и Ольга
Муравьевы. На их иждивении я находилась до 1917 года».
Муравьевы не раз принимали к себе болящих из казенных больниц. Этим страждущим было неизмеримо легче поправляться в теплых домашних условиях. Сердечное участие и искренняя любовь творили чудеса безнадежно упавшие духом и
истощенные тяжкими недугами люди буквально воскресали, вставали на ноги и возвращались к деятельной жизни...
Василий и Ольга никогда не изменяли Правде Божией, однако, своих убеждений и строгостей духовных ближним не навязывали. В молчании ошибки нет — эти слова были правилом для единомысленных во всем супругов. Сама их подлинно христианская жизнь и неподдельное поведение служили к назиданию окружающих. Верные в послушании отцу Варнаве, они всегда помнили его слова Не столько делами своими и подвигами оправдываемся, сколько за веруй смирение туне спасаемся благодатию и милостию Божией, хотя все дела благочестия и любви христианской чтение, благие мысли, разговоры душеполезные, послушание святое, благодарение в искушениях, скор­
бях и болезнях, прощение обид — носят печать молитвы и благоухают перед Богом. По молитвам старца Варнавы Сам Господь вел их средним путем никогда не возносились они своею праведностью, но и не отчаивались в немощах и ошибках, неизбежных для всякого человека.
«Всякий успех в добродетели есть дело благодати Господа, и преодоление всякой страсти есть Его победа, — пишет духовный писатель преподобный Иоанн Кассиан Римлянин [9, с. 93]. Устоять же в добродетели также возможно только с помощью благодати Божией, но при этом и самому подвижнику необходимо пребывать в постоянном труде угождения Богу. Однажды великого Саровского чудотворца спросили Батюшка Серафим Почему мы не имеем такой строгой жизни, какую вели древние подвижники благочестия Потому, — отвечал старец, — что не имеем к тому решимости. Если бы решимость имели, то и жили бы так, как отцы, древле просиявшие подвига- мии благочестием потому что благодать и помощь Божия к верными всем сердцем ищущим Господа ныне та же, какая была и прежде ибо, по слову Божию, Иисус Христос вчера и сегодня и вовеки Тот же (Евр. 13,8)» [9, с. Всем неплохо знать и слова иеромонаха Варнавы Гефсиман- ского: Ешь вкусно, но помни, что тело будет добычей червей. Спина богатой кровати, но помни и о жестких гробовых досках [13, с. 148]. Для тех, кто воистину возлюбил Бога и возжаждал горнего уже на земле, преподобный старец Варнава Геф- симанский составил правила, которые помогают подвижникам устоять в добродетели и, по возможности, избегать греха. В этих правилах он обобщил способы и средства, рекомендуемые опытными в христианской жизни и достигшими величайшей степени христианского совершенства мужами. Надобно избегать всех случаев ко греху, всяких мест, лиц, вещей, которые могут быть для вас соблазнительными и внушают нам греховные желания Надобно непрестанно памятовать последняя своя смерть, Суд, Воскресение, будущую жизнь. Как можно чаще представлять себе вездеприсутствие Божие, размышлять о благодеяниях Божиих, особенно о жизни Господа нашего Иисуса Христа на земле. Его страданиях и смерти и вообще — о главных истинах православной христианской веры. Сердечная и усердная молитва и частое призывание имени Господа Иисуса Христа весьма способствует удерживаться от греха. Надобно внимать себе, то есть бодрствовать, наблюдать за собою, за своими чувствами, желаниями и поступками. Как можно чаще должно прибегать к Таинству Покаяния, исповедоваться пред отцом духовным, просить у него и слушаться его советов и достойно причащаться Святых Таин.
7. Не упускать случая и возможности присутствовать при церковном богослужении и дома читать духовные книги. Чаще беседовать с людьми благочестивыми и избегать разговоров праздных. Постоянно в свободное от богослужений время иметь какое-либо полезное занятие, нести должность, заниматься какой-либо работой, чтобы не быть в праздности.
Итак, вот, смотри, что подобает делать христианину, чтобы по-возможности избегать греха это, кратко сказать, молиться, трудиться непрестанно и непрестанно же быть внимательным к себе. Господи, помоги нам [ 17, с. 270-271 Для Василия и Ольги эти правила были благим игом и легким бременем. Их сердца пламенели любовию ко Господу, жаждали
Небесного Отечества. Христовой любовью любили они всех людей, сострадали ими твердо держались избранного пути.
«Не бойся, малое стадо!»
«Господь— Пастырь мой ... Подкрепляет душу мою направляет меня на стези правды имени ради Своего»
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25

перейти в каталог файлов
связь с админом