Главная страница

Филимонов В.П., Святой преподобный Серафим Вырицкий и Русская Голгофа.2006. СвятойпреподобныйСерафимВырицкийи


Скачать 24,54 Mb.
НазваниеСвятойпреподобныйСерафимВырицкийи
АнкорФилимонов В.П., Святой преподобный Серафим Вырицкий и Русская Голгофа.2006.pdf
Дата10.04.2018
Размер24,54 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаFilimonov_V_P__Svyatoy_prepodobny_Serafim_Vyritskiy_i_Russkaya_G
оригинальный pdf просмотр
ТипКнига
#1601
страница3 из 25
Каталогid139708323

С этим файлом связано 90 файл(ов). Среди них: История иконы БМ Иверская.doc, Письмо в СК РФ.docx, Житие прп Геннадия и Никифора Важеозерских.doc, Gavanskaya_unia_Chast_pervaya__skachat_pdf.pdf, vypiska.pdf, обращ 1.docx, Akafist_tsaryu_Nikolayu.pdf, Правило схиигумена Саввы.docx, Sergey_Melnik_Istorii_iz_moey_zhizni.pdf, znak-sh.pdf и ещё 80 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25
(Пс. Всех, ищущих спасения в последние времена, святитель Феофан Затворник предупреждает Осмотритесь — Выживете в обществе, — многое видите, многое слышите. Нередко, может быть, видимое и слышимое прямо носит печать богоборства, и иногда кажется, что истина перестала быть истиною и верность Богу потеряла свою цену. — Нет. Это Бог дает вам случай показать свою Ему верность и засвидетельствовать твердость убеждения вашего в истине. Не смущайтесь успехами зла тем, что растет богоборство и расширяет свою область. — Скорбите о погибели увлекшихся и увлекающихся, ноне бойтесь за истину и целительность Божиих учреждений. Пусть мы сотнями будем считать верных Богу, а богоборцы своих — миллионами. И тогда Богоспасительное нисколько не умалится в силе, верности и непреложности, — как богоборное в пагубности. Мы и при этом также верно спасемся, как те верно погибнут. Помните Лота, не погибшего в Содоме и Гоморре. — Не говорите с огорчением Зачем так, — зачем истина покрывается бесславием и подвергается нападению гласному — Господь крепче нашего любит Свое добро, видит успех злобы, — и, однако ж, молчит. Покоримся Его изволению [43* с. 52]. На эти слова Вышенского затворника откликнулся с берегов Волги из Никольского монастыря благословенный святитель Игнатий Времена чем далее, тем тяжелее. Христианство, как Дух, неприметным образом для суетящейся и служащей миру толпы, и очень приметным образом для внимающих себе, удаляется из среды человечества, предоставляя его падению его. Это — попущение Свыше, которого мы понять не можем. Старец Исайя говорил мне Пойми время. Не жди благоустройства в общем церковном составе, а будь доволен тем, что предоставлено в частности спасаться людям, желающим спастись Сущие во Иудеи да бежит в горы Мкс. Имеющий уши да слышит...
С великой болью взирали Василий Николаевичи Ольга Ивановна на происходившее в России. Это было нелегким испытанием, требовавшим особого мужества и терпения. Воочию видели они отступление от веры и открытый разврат с одной стороны, ас другой — внешнее благочестие, прикрывавшее душевную теплохладность к вере и добродетели. Еще в конце го века святитель Тихон Задонский изрек горькую правду Ныне почти нет истинного благочестия, ныне — одно лицемерство» [51, с. 512]. Всем сердцем веровать и жить среди мира, погибающего по собственной греховной воле — не подвигли это Святитель Игнатий пишет Нашему времени дан подвиг, сопряженный с многими трудностями и преткновениями. Нам пришлось совершать путешествие — ни днем, ни при солнечном ясном свете, а ночью, при бледном свете луны и звезд. Нам даны вру ководство священное и святое Писание это прямо говорят Святые Отцы позднейших времен. При руководстве Писанием полезен и совет ближних, именно тех, которые сами руководствуются Писаниями Отцов. Не думайте чтоб подвиг наш лишен был скорбей и венцов нет Он сопряжен с мученичеством. [...] Совершим этот подвиг с верностью святой Истине — и, среди мира, пройдем к Богу по стезе узкой послушания Церкви и Святым Отцам. Немногие идут по этой стезе Что до того Сказал Спаситель Не бойся, малое стадо ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство. Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их (Лк. 12,32; Мф. 7,13,14)» [5, с. 442-444].
1903 год. Дивен Бог во святых Своих (Пс. 67,36). Милость Божия покрыла Русскую землю, даровав ей еще одного молитвенного заступника в лице новопрославленного Серафима Саровского. Словно луч света просиял во мраке, с каждым годом все плотнее и плотнее покрывавшем Россию.
Церковь, Его Императорское Величество и Августейшая фамилия, вся православная Россия приняла участие в торжествах в
Сарове. Как и предсказывал батюшка Серафим, посреди лета запели Пасху. Замирали сердца и никто не скрывал теплых слез...
Сподобил Господь и Василия с Ольгой побывать тогда в Саровской обители. На всю жизнь сохранили благоговейную память о великих Серафимовских днях благочестивые супруги
Муравьевы. Василий Николаевич от юности своей глубоко почитал батюшку Серафима. С верою открывал преподобному свою душу Василий Николаевичи постоянно обращался к отцу Серафиму с молитвой о заступлении и помощи.
Этому немало способствовало то, что великий саровский подвижник происходил из купеческого рода ив годы своей молодости, как и Василий Николаевич, занимался торговлей. Молодой петербургский купец видел в отце Серафиме убедительный пример святого жития, учился у него претворять в жизнь высокие идеалы христианства. Жизнь и подвиги батюшки Серафима были для него действенным образом спасения. Недаром святой Иоанн Лествичник говорит Повествования о подвигах и добродетелях отцов ум и душу возбуждают к ревности, а слушание поучений их наставляет и руководствует ревнителей к подражанию [8, Слово 26, Поучение Многие великие подвижники благочестия подражали в своей жизни кому-либо из прежде просиявших святых, например преподобный Макарий Великий подражал святому Анто­
нию Великому, святой Иоанн Златоуст подражал святому апостолу Павлу, преподобный Нил Сорский— преподобному Ефрему Сирину. Многие благочестивые люди вовсе времена христианства искали в жизни святых примеры для подражания.
Следовавший отеческим путем Василий Муравьев был верным ревнителем преподобного Серафима Саровского. Впоследствии, приняв в схиме имя преподобного Серафима, он не раз признавался, что чувствует особую близость по духу своего небесного покровителя.
Из Сарова супруги Муравьевы привезли несколько замечательных икон преподобного, которые живо напоминали их сердцам о Саровских торжествах и помогали молитвенному общению с батюшкой Серафимом
Поминайте наставников ваших...»
«И так станьте, препоясав чресла ваши истиною...»
(Еф. С душевной отрадой взирал отец Варнава на духовное преуспеяние Василия Муравьева и щедро делился с ним духовным опытом, готовя киночеству. Неустанные труды и непрестанная молитва Иисусова — вот основа основ, — назидал духовных детей батюшка Варнава, — человек без молитвы, как птица без крыльев — никогда не сможет приблизиться к Богу Однако монашество по благословению старца суждено будет принять супругам Муравьевым не раньше того, как Россию постигнут тяжкие испытания и начнутся гонения за веру.
«Скорби — это неизбежные спутницы всякого искреннего и истинного работника на ниве Божией, потому заранее запасайтесь мужеством духа в покорность воле Божией, — говорил своим ученикам отец Варнава, — но страшиться скорбей ненужно, а чаще следует прибегать под кров Матери Божией. Старец знало грядущих потрясениях, которые предстояло претерпеть русскому народу за отступление от веры.
Общение с отцом Варнавой было для Василия Николаевича великой школой духовной мудрости «Понуди себя на все доброе принимай всех, как Самого Христа всегда смотри только на свои недостатки укоряй, уничижай себя ежедневно и считай себя хуже всех, и будешь поистине с Богом [14, с. 258]. Почти двадцать лет пребывал в послушании убого носного старца Василий Николаевичи это заложило тот прочный фундамент, на котором происходило дальнейшее его возрастание в великого подвижника благочестия.
Живая вера в Бога и загробную жизнь, глубокое самопознание, светлый ум, опытность, приобретенная долговременным навыком общения с людьми всех возрастов и сословий все это сообщало живому слову отца Варнавы великую силу, убедительность и проникновенность. Для него не существовало мелочей в духовной жизни. Все эти качества он в полной мере старался привить своим духовным детям
И люди отвечали на эту любовь и заботу своей искренней любовью. Имя отца Варнавы было известно по всей Руси православной и везде произносилось с чувством глубокой признательности и почитания. О нем вспоминали его детки — от простого крестьянина до иерархов Церкви и Государя Императора. Всем мог дать совет этот удивительный старец-простец.
В конце января 1906 года отец Варнава тяжело занемог. Еще вначале года он многим загадочно говорил Скоро поеду к Царице, однако, никто и не думал, к чему относились эти слова. Несмотря на высокую температуру и сильное недомогание, 31 января старец отправился в поездку в Иверско-Выксунский женский монастырь. Здесь, едва держась на ногах, преподал он благословение сестрам, всем до единой. На слова соболезнования батюшка отвечал Грехи мои разболелись ныне Затем отслужил литургию и вновь собрался в дорогу Ну, ужетеперь имейте меня отречена Я сегодня же уеду, а вас всех вручаю Царице Небесной. Мне необходимо съездить в Петербург проститься со всеми и поблагодарить этих добрых людей...»
В северной столице батюшка Варнава всегда был желанным гостем. В Петербурге старец провел два дня, встречаясь со своими любимыми детками, благодаря их за любовь к нему и благодеяния обители Иверской, прося их не оставлять ее впредь своей помощью. В те дни Василий Николаевичи Ольга Ивановна в последний раз видели своего духовного отца февраля старец вернулся в Москву. Он едва мог говорить и с трудом передвигался, но по-прежнему продолжал принимать людей, идущих к нему на исповедь и за советом. 17 февраля он исповедовал в Сергиево-Посадском Доме призрения. Поиспо- ведовав начальницу Дома Е. Н. Гончарову, он попросил пригласить следующую исповедницу, асам зашел в алтарь. Здесь они был найден лежащим на левом боку лицом к престолу...
Скорбная весть о кончине старца быстро разнеслась по Руси. Дрогнули любящие сердца. Осиротевшие чада поспешили ко гробу старца. В Сергиев Посад прибыло множество людей со всех концов России февраля после торжественного, архиерейским чином, служения Божественной Литургии было совершено отпевание. Три
московских архиерея — преосвященные Трифон (Туркеста- нов, епископ Дмитровский, Евдоким (Мещерский, епископ Волоколамский и Никон (Рождественский, епископ Муромский в сослужении многочисленного духовенства и при огромном стечении народа проводили отца Варнаву в последний путь.
Еще при жизни старца никто не сомневался в его святости. Тысячи людей испытали на себе силу молитвы батюшки Варна­
вы. Не прервалась его духовная связь с учениками и после блаженной его кончины. Много чудес явил Господь по молитвенному предстательству Гефсиманского старца. Не раз обращались к нему за помощью в тяжелых обстоятельствах жизни супруги
Муравьевы, всегда получая необходимую поддержку. Великий подвижник ходатайствовало своих духовных детях теперь уже у Престола Божия. Память о дивном старце и его советах, молитвенное его поминовение необыкновенно помогали Василию и Ольге на дальнейшем пути, полном, как и предсказывал старец, множества скорбей как для них лично, таки для всей России.
И еще. В наследство от отца Варнавы Василию Николаевичу досталась удивительная дружба. В веках оправдала себя древняя мудрость Скажи мне, кто твой друг и я скажу, кто ты Настоящим другом Василия Муравьева стал архимандрит Феофан
(Быстров), духовник Царской семьи и будущий архиепископ Полтавский, бывший вте годы инспектором Санкт-Петербургской Духовной Академии (с 1909 года ректором. И знакомство Ьто состоялось через отца Варнаву, окормлявшего обоих [56, с. Будущий святитель Феофан часто ездил из Петербурга в Геф- симапский скит, когда же отец Варнава навещал столицу, то всегда собирал своих деток вместе [ 17, с. 63,146] — как птица собирает птенцов своих подкрылья (Мф. 23,37). Так встретились и полюбились друг другу архимандрит Феофан (Быстров) и купец Василий Муравьев.
Архимандрит Феофан, основываясь научении святых отцов, был глубоко уверен в том, что ив миру можно не только спасаться, но и быть истинным подвижником [56, с. 206-208]. Живыми примерами тому были преподобный Варнава Гефсиманский и праведный Иоанн Кронштадтский, с которым архимандрит Феофан также был в близком знакомстве. Сродное познается только сродным — будущий святитель увидел в Василии Муравьеве то, чего не дано было увидеть другим. Не в тиши монастырского уединения, не в отдаленной пустыни, а в самой гуще мирской жизни с ее искушениями и соблазнами совершал тот свое восхождение к высотам христианского совершенства.
Святитель Игнатий (Брянчанинов) так пишет об этом пути Не подумай, что для научения безмолвию необходим затворили глубокая пустыня. Нет Гораздо лучше научиться ему между людьми при посредстве душевного подвига. Самые падения, невидимые ближними, видимые и ведомые Богу и совести, падения ума и сердца, служат к пользе, соделывая тебя искусным в борьбе со грехом, открывая тебе всю немощь человека. Подвижник, воспитанный между людьми силою невидимого внутреннего подвига, бывает прочен, богат знанием и опытностию духовною, исполнен смиренномудрия, для ближних пристанище и сокровище (5, с. Была и еще одна причина сблизиться. Василий Николаевич всерьез занимался изучением исторических наук. Священная история и история Церкви находили особый отклик в сердце молодого подвижника. И здесь архимандрит Феофан, как профессор Библейской истории, был для него несравненным собеседником и наставником.
В свою очередь и архимандрит Феофан весьма ценил эти беседы, поскольку Василий Николаевич обладал отличной энциклопедической памятью и, зная наизусть невероятное количество исторических дат и фактов, глубоко осмысливал ход исторических событий с древности до последних времен. Единомысленные ученики батюшки Варнавы много размышляли о настоящем дне России и возможных перспективах, делились друг с другом наблюдениями и духовным опытом, который давал Господь подвижникам на путях их аскетического делания.
В тоже самое время (с 12 октября 1905 года) ректором Санкт- Петербургской Духовной семинарии стал архимандрит Вениамин (Казанский) — будущий священномученик, митрополит Петроградский и Гдовский. Промыслом Божиим Василию Му­
равьеву суждено было стать близким другом и этого великого ревнителя веры и благочестия
Как именно довелось им познакомиться, неизвестно. Впрочем, Василия Николаевича хорошо знали в столичных церковных кругах как благочестивого мирянина и большого благотворителя. Так, в архиве Святейшего Синода обнаружилась запись от 4 января 1905 года о представлении Василия Николаевича Му­
равьева к награждению за богоугодные дела [64]. К сожалению, само дело числится среди утраченных, и пока не удалось определить, за что конкретно и какую награду получил тогда Василий Николаевич. Однако, уже сам факт внимания к нему со стороны Святейшего Синода говорит о многом.
Ярославское благотворительное общество
(по материалам истопников № № 23, 24, 59, 7 0 -8 7 Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут»
(Мф. Вера без дел мертва
(Иак. В 1905 году Василий Николаевич Муравьев стал действительным членом Ярославского благотворительного общества [78, с. 60). Вначале го века в Санкт-Петербурге были весьма распространены так называемые землячества, объединявшие уроженцев одной местности, перебравшихся на заработки или постоянное жительство в столицу. И одним из наиболее крупных землячеств было ярославское. Многие из ярославцев достигли весьма заметных успехов в различных областях. Делом чести среди них считалось помочь земляку найти в Петербурге первоначальную опору — крови возможность заработать на пропитание. Было в землячестве немало глубоко верующих людей, стремившихся помочь чужому горю. Их стараниями и было создано Ярославское благотворительное общество.
За короткое время оно стало одним из ведущих в России, просуществовав вплоть до 1917 года. Хотя большинство в нем составляли ярославцы, были здесь и уроженцы других губерний. Постоянными участниками Общества являлись многие известные в то время иерархии деятели Русской Православной Церкви, включая отца Иоанна Кронштадтского. В 1908 году в Общество вступил высокопреосвященный Тихон, впоследствии Патриарх Московский и всея России, принявший тогда к управлению Ярославскую кафедру.
В состав Ярославского благотворительного общества входили многие известные государственные и общественные деятели — члены Государственного Совета, в т. ч. будущий премьер- министр Б. В. Штюрмер, князь Дмитрий Шаховской; выдающийся скульптор, сын ярославского крестьянина, Александр Михайлович Опекушин, потомственные почетные граждане
Елисеевы и многие другие благочестивые люди.
Благотворительная деятельность Общества была необычайно многогранна пособия неимущим помощь престарелым вдовами старикам помощь потерпевшим от пожаров помощь при уплате за квартиру, когда бедные люди подлежали выселению пособия на лечение пособия на погребение помощь учащимся организация работы воскресных школ, пожертвования одеждой, обувью и продуктами питание в благотворительной столовой — всего не перечислить!
Служение в Обществе требовало от его членов не только материальной благотворительности, но и глубокой христианской любви к ближнему. Ведь обращавшиеся в Общество со своими скорбями, нуждались не только в земных благах, но ив духовной поддержке. Сколько отчаявшихся вновь обрело здесь веру в помощь Божию и надежду на будущее!
К работе в Обществе часто привлекались члены семей его участников и даже дети. Все это служило великой школой милосердия и любви к ближним. Участники Общества и их семьи встречались в храме в воскресные дни и дванадесятые праздники. Совместная молитва и участие в Таинствах необыкновенно укрепляли этот братский союз, создавали особую, чрезвычайно благотворную атмосферу общения.
В течение многих лет Василий Николаевич Муравьев вносил свою лептув добрые дела, совершаемые Обществом [79, с. 76; 80,
45
сит. д Однако по традиции в его отчетах, как и во многих благотворительных реестрах того времени, пожертвования записывались без указания имен благотворителей. Так члены Общества наделе исполняли евангельские слова Когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает пра­
вая...»(Мф. Многочисленные пожертвования Василий Николаевич старался совершать втайне от окружающих, и потому нам остается только догадываться, насколько значительными были эти благотворения. Ольга Ивановна Муравьева впоследствии признавалась, что, несмотря на свою отзывчивость клюдям и близость по духу к супругу, она порой не могла понять Василия Николаевича. Случалось, что он, не раздумывая, отдавал из дома последнее и при этом радовался несказанно.
Вослед за Христом
«И будете ненавидимы всеми за имя Мое...*

(Лк. Послеоктябрьского мятежа 1917 года для России наступило время тяжких испытаний. Пришла пора лютых гонений за веру, предсказанная многими угодниками Божиими. Каждый день приносил все новые и новые тяжкие известия, наполнявшие сердце Василия Николаевича скорбью и, вместе стем, надеждой и радостью — в них он видел приближение того заветного часа, когда, по завещанию преподобного отца Варнавы Гефсиман- ского, ему надлежало вступить на путь иноческих подвигов. Даже сама мысль о принятии монашества в это страшное время была настоящим подвигом...
Зло бушевало наогромныхпространствах Российской земли. Общее озлобление и одичание вылилось в величайшую траге-
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25

перейти в каталог файлов
связь с админом