Главная страница

Филимонов В.П., Святой преподобный Серафим Вырицкий и Русская Голгофа.2006. СвятойпреподобныйСерафимВырицкийи


Скачать 24,54 Mb.
НазваниеСвятойпреподобныйСерафимВырицкийи
АнкорФилимонов В.П., Святой преподобный Серафим Вырицкий и Русская Голгофа.2006.pdf
Дата10.04.2018
Размер24,54 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаFilimonov_V_P__Svyatoy_prepodobny_Serafim_Vyritskiy_i_Russkaya_G
оригинальный pdf просмотр
ТипКнига
#1601
страница4 из 25
Каталогid139708323

С этим файлом связано 90 файл(ов). Среди них: История иконы БМ Иверская.doc, Письмо в СК РФ.docx, Житие прп Геннадия и Никифора Важеозерских.doc, Gavanskaya_unia_Chast_pervaya__skachat_pdf.pdf, vypiska.pdf, обращ 1.docx, Akafist_tsaryu_Nikolayu.pdf, Правило схиигумена Саввы.docx, Sergey_Melnik_Istorii_iz_moey_zhizni.pdf, znak-sh.pdf и ещё 80 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25
* Подробнее о работе Ярославского благотворительного общества см Приложение 2 нас дню русского народа. Повсюду кощунственно осквернялись храмы Божии, святые иконы, другие святыни. Однако насилие и наглость не сломили пламенной веры исповедников Христовых октября 1917 года принял мученическую кончину отец Иоанн Кочуров, священник из Царского Села, убитый мятежниками после крестного хода и молебна о прекращении междоусобной брани февраля 1918 года, вовремя вооруженной попытки захвата
Александро-Невской лавры богоотступниками, мученический венец принимает настоятель церкви в честь иконы Пресвятой Богородицы Всех скорбящих Радосте» протоиерей Петр Скипетров, обратившийся к мятежным солдатами матросам со словами увещания февраля 1918 года у стен Киево-Печерской Лавры, благословив крестообразно обеими руками своих убийц со словами Господь вас да простит, встретил лютую смерть святитель Владимир, митрополит Киевский и Галицкий.
29 июня 1918 года под дикий хохот озверевших палачей был сброшен с палубы парохода вводы реки Туры епископ Тобольский и Сибирский Гермоген. К вывернутым рукам святителя убийцы привязали двухпудовый камень. Перед этим владыка кротко благословил своих мучителей июля 1918 года был заживо погребен в могиле, выкопанной собственными руками, архиепископ Пермский Андроник.
17 июля 1918 года совершена беззаконная расправа над Государем Императором Николаем II, его семьей и ближними, в том числе над нив чем неповинными детьми сентября 1918 года вместе с двумя сыновьями был расстрелян светлейшей души человек, настоятель Казанского собора в Петрограде, председатель Общества распространения религи­
озно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви, организатор многих детских приютов и богаделен, протоиерей Философ Николаевич Орнатский.
5 сентября 1918 годавМоскве приняли мученическую кончину епископ Селенгинский Ефрем и выдающийся проповедники миссионер, духовный сын святого праведного Иоанна Кронштадтского, протоиерей Иоанн Восторгов
В сентябре же 1918 года был замучен епископ Амвросий
(Гудко), пребывавший на покоев Свияжском монастыре. Убеленному сединами пастырю вывернули кистевые, локтевые и плечевые суставы, а затем пронзили его тело штыком января 1919 года богоборцы зверски замучили епископа Пермского и Соликамского Феофана. В лютый мороз владыку Феофана многократно погружали в прорубь, прежде, чем утопить в Каме января 1919 года в Юрьевске был убит епископ Ревельский Платон (Кульбуш). Останки священномученика имели на себе следы 7 штыковыхи 4 огнестрельных ранений, правый глаз владыки был поражен разрывной пулей. Из подвала, где был убиенный архипастырь после ухода большевиков, было извлечено еще около 20 бездыханных тел.
Бывшего викарного епископа Новгородской епархии Иси­
дора (Колоколова) умертвили в Самаре, посадив его на кол.
В декабре 1919 года в монастыре святителя Митрофана повесили на царских вратах архиепископа Воронежского Тихона.
К 1920 годучисло убиенных за веру достигло Ютысяч человек. Это об их подвиге святитель Игнатий (Брянчанинов) сказал Ему (Богу) благоугодно, чтобы мы входили в Царство Небесное многими скорбями. Образ исполнения этой Правды Бог подал Собою Он, вочеловечившись единою из поклоняемых Ипоста­
сей Своих, подчинил Себя всем разнородным уничижениям и оскорблениям. Святейшее Лице Его подвергалось заушениям и заплеваниям. Не отвратил Он от них Лица Своего. Он вменился с беззаконными в числе их, вместе сними осужден на поносную, торговую казнь, предан ей — какими же людьми — гнуснейшими злодеями и лицемерами. — Все мы безответные перед этой всевысшею Правдою — или должны ей последовать, или к нам отнесутся слова "Кто не берет креста своего и следует за Мноюу тот недостоин Меня (М ф. 10,38); аКто не со Мною, тот против Меня (Мф. 12, Крест — знак избрания Божия, печать Христова. Этой печатаю запечатлевает Христос Своих Все святые признавали зане преложную истину, что тот, который проводит жизнь бесскорб- ную,— забыт Богом. Не ищи, говорит один из них, совершенства христианского в добродетелях человеческих тут нет его оно таинственно хранится в кресте Христовом [5, стр. А епископ Амвросий (Гудко) перед мученической кончиной говорил братии Мы должны радоваться, что Господь привел нас жить в такое время, когда можем за Него пострадать. Каждый из нас грешит всю жизнь, а краткое страдание и венец мученичества искупают грехи всякие и дадут вечное блаженство, которое никакие чекисты не смогут отнять [116, с. Изощренные издевательства и пытки порою не поддаются описанию.
...Иеромонаха Нектария, преподавателя Воронежской Духовной семинарии, богоборцы причащали расплавленным оловом, а в голову ему забивали деревянные гвозди. Архимандрита Аристарха из храма Спаса Нерукотворного в Борках скальпировали вместе с иеромонахом Родионом. Пермского священника отца Игнатия схватили вовремя богослужения, выволокли из храма, привязали к хвосту лошади и гнали ее, пока мученик не скончался. Чердынского протоиерея Николая Конюхова обливали водой на морозе, пока он не превратился в ледяную статую. Протоиерея Евграфа Плетнева из Семиречья с сыном Михаилом сожгли на медленном огне в пароходной топке...
По своей жестокости изуверы стремились превзойти импе- раторов-язычников первых веков христианства. Но, как ив те далекие времена, злоба гонителей разбивалась о мужество и непоколебимую веру новых исповедников. Теперь только начинаю быть учеником. Ни видимое, ни невидимое, ничто не удержит меня прийти ко Иисусу Христу. Огонь и крест, толпы зверей, рассечения, расторжения, раздробления костей, отсечение членов, сокрушение всего тела, лютые муки диавола придут на меня, — только бы достигнуть мне Христа...
Никакой пользы не принесут мне ни удовольствия мира, ни царства века сего. Лучше мне умереть за Иисуса Христа, нежели царствовать над всею землею. Его ищу, умершего за нас. Его желаю, за нас воскресшего. Хочу быть Божиим: не отдавайте меня миру. Пустите меня к чистому свету. Дайте мне быть подражателем страданий Бога моего так писал накануне муче-
49
ничеекой кончины в римском амфитеатре от клыков голодных диких зверей святой Игнатий Богоносец в 107 году [128, с. ЭВ течение трех лет послеоктябрьского переворота семья Му­
равьевых проживала, по большей части, за городом. Еще в 1906 году Василий Николаевич приобрел большой двухэтажный дом-дачу в живописном поселке Тярлево, расположенном между Царским Селом и Павловском До 1920 года он стал главным пристанищем Василия и Ольги — оставаться в столице было крайне опасно. Мятежи перемена власти лишили Мура­
вьевых торгового дела, ив этот период времени Василий Николаевич, свободный от забот, подытоживает мирские дела, погружается в чтение творений святых отцов, изучение монастырских уставов и богослужебных книг, уединенную молитву.
Сперва он предполагал принять иноческий постриг в Свято- Троицкой Сергиевой Лавре, чтобы подвизаться в Гефсиманской пустыни у мощей своего духоносного наставника. Однако Господь судил иначе. Неожиданно было получено благословение митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина на принятие Василием Николаевичем Муравьевым монашеского по­
стрига в Александро-Невской Лавре. Как оказалось, такой поворот дела был для него спасительным. Обитель преподобного
Сергия вскоре была упразднена властями. Так Промыслом Бо- жиим Василий Николаевич остался в Петрограде В х годах этот дом передали под общежитие, которое существовало до началах годов. Все это время в народе дом называли муравьев
ским».
т т ш ш ш ш
ЛАВРСКИИ
ИНОК
Г оды монашества отца Серафима в Свято-Троицкой
Алекс андро-Невской
Лавре
( 1920-1930)
. ни 1
МНМ
М !Ш
Ш1ШШ
: ;
l i f t . I
:: &
X
;;
'

Свершилось
«Брат наш постригает власы главы своея, в знамение отрицания мира и всех, яже в мире, и во отрезание
своея воли и всех плотских похотей, во имя Отца и Сына и Святого Духа...»

(Из чина пострижения в монашество).
Как много рассказывают порою сухие строки архивных доку­
ментов:
Рапорт
казначея Духовному Собору Александро-Невской Лавры 1

Честь имею доложить Духовному Собору, что через Его Высокопреосвященство Митрополита Вениамина мною получено пожертвование от Муравьева 25000 (Двадцать пять тысяч) рублей на праздник святого Александра Невского 30 августа 1920 года.
Казначей АН JI иеромонах Иоасаф.
Означенная сумма была передана через владыку Вениамина на нужды Александро-Невской Лавры в золотой монете. Обладавший в ту пору подобным состоянием мог в кратчайшее время беспрепятственно оказаться за кордонами большевистского государства. Услужливо распахнули бы передним двери многие европейские дома. Однако, буквально через день в документах Лавры появляется следующая запись:
Выписка
из журнала Духовного Собора Александро-Невской Лавры от 1/14 сентября года
ft»]
2) Слушали прошение Василия Николаевича Муравьева с просьбой принять его в число братии.
Постановили: принять Муравьева в число послушников Лавры, назначить ему послушание пономаря
Дальнейшие документы показывают, как свершилась воля
Божия над Василием Муравьевым и его супругой:
Выписка
из журнала Духовного Собора Александро-Невской Лавры от 13/26 октября года
[153 J
1) Слушали Резолюцию Его Высокопреосвященства Митрополита Вениамина от 7/20 октября следующего содержания:
«Благословляется послушника Василия Муравьева постричь в монашество одновременно сего женой, поступившей в Воскресенский Новодевичий монастырь».
Митрополит Вениамин.
Выписка
из книги прихода и расхода церковных лаврских сумм за 1920год
[1S4]
Согласно ст. 5 журнала Духовного Собора от 13 октября
1920 г. за № 29 записывают на приход полученное пожертвование от послушника Василия Муравьева на церковные расходы при пострижении его в монашество — 15000 (пятнадцать тысяч) рублей.
Выписка
из журнала Духовного Собора Александро-Невской Лавры от З/16ноября года
[155]
1) Слушали Резолюцию Его Высокопреосвященства Митрополита Вениамина от 22 октября ноября 1920 г. зав Духовный Собор, последовавшую на доклад отца-наместника архимандрита Николая о том, что он согласно благословения Его Высокопреосвященства постриг послушника Лавры Василия Муравьева 16/29 октября в церкви Святого Духа в монашество с наречением ему имени Варнава.
54
Тогда же была пострижена в монашество в Воскресенском Новодевичьем монастыре Петрограда Ольга Ивановна Мура­
вьева с наречением ей имени Христина в честь святой мученицы
Христины.
Итак, свершилось. Исполнилось заветное желание Василия Николаевича Муравьева о принятии иноческого ангельского образа. Многими скорбями достиг он той целик которой настойчиво шел почти сорок пять лет. Одному Богу известно, каким благоговением было исполнено тогда его смиренное сердце. Новое имя принял он в честь святого апостола Варнавы ив благоговейную память о своем духовном отце.
Вскоре брата Варнаву рукополагают в иеродиакона и возлагают на него многотрудное послушание исполняющего обязанности заведующего кладбищенской конторой Святые отцы определили, что послушание — выше поста и молитвы. Однако, то послушание, которое получил отец Варна­
ва, было по плечу далеко не всякому...
Прежде всего это была неимоверной тяжести каждодневная работа погребения, отпевания, панихиды, заказные богослужения, расчеты с рыдающими заказчиками. Итак с раннего утра до позднего вечера. Один за другим следуют в книге прихода и расхода церковных лаврских сумм ив журналах Духовного Собора Лавры рапорты заведующего кладбищенской конторой иеродиакона Варнавы (Муравьева) о сдаче им в казну значительных денежных средств, полученных за исполнение церковных треб и заказных литургий [157,158,159]. Порою встречаются записи весьма характерные, как штрихи того времени [ 160].
Рапорт
и. о. заведующего кладбищенской конторой иеродиакона Варнавы Духовному Собору Лавры
Имею честь почтительнейше доложить Духовному Собору, что мною получено 27 фун. белой, ноне особенно хорошо просеянной муки, каковая передана просфорнику отцу иеромонаху Игнатию для печения просфор.
Иеродиакон Варнава (Муравьев
Время настало трудное. Послушание на кладбище, доставшееся отцу Варнаве, было одним из наиболее сложных в обители. Страну охватило пламя междоусобной брани. Сбылись обетования Господа Предаст же брат братана смерть, и отец — детей и восстанут детина родителей и умертвят их (Мк. 13,
12). Красные убивали белых, белые убивали красных. На Никольском, Тихвинском и Лазаревском кладбищах плач стоял непрестанный. В храмах Александро-Невской Лавры отпевание следовало за отпеванием, панихида — за панихидой. Один Бог ведает, как тяжело было выдержать иеродиакону Варнаве послушание в кладбищенской конторе.
Выписка из рапорта
и. о. заведующего кладбищенской конторой иеродиакона Варнавы в Духовный Собор Лавры [161 Имею честь покорнейше просить Духовный Собор назначить иеродиакона Гурия моим по должности помощником, с сохранением за ним содержания по должности рассыльного при конторе. К сему имею честь присовокупить, что ввиду переживаемого времени приходится принимать заказы, особенно на отпевание, в течение целого дня и при этом делать немедленные распоряжения относительно назначения иеромонаха, певца, своевременного открытия церкви, заготовления просфор и, очень часто, приглашения певчих.
При этом, как известно, встречается множество всевозможных затруднений июня июля 1921 г.

Иеродиакон Варнава (Муравьев).
Провожать почивших, преподавая им церковное напутствие, утешать родных и близких погибших. Это была первая школа духовного врачевания и наставничества, которую прошел будущий отец Серафим, вырицкий старец-утешитель, молитвенник за сирот и страждущих, предстатель пред Господом за всю землю Русскую
В неустанных трудах
«Дети мои станем любить не словом или языком,
но делом и истиною
(1 Ин. В монастыре, как ив миру, отцу Варнаве пришлось терпеливо совмещать практическое с духовным — ведение дел кладбищенской конторы с молитвой, богослужениями и духовным утешением приходящих. Поразительна его целеустремленность и строгость к себе в редкие свободные часы отца Варнаву часто заставали в обширной библиотеке Лавры, ночи же напролет проводил подвижник в молитвенном предстоянии Господу, так что свет в окнах его келлии бывал виден до самого рассвета.
Кроме всего, участие в Александро-Невском братстве защиты святой православной веры — самом активном и массовом церковно-общественном движении Петрограда началах Иеромонахи Гурий и Лев (Егоровы), стоявшие у истоков братства, были ближайшими духовными соратниками иеродиакона
Варнавы, особенно отец Гурий, впоследствии — митрополит. Их сближала строгость канонических взглядов и неуклонное следование учению святых отцов. Руководители братства были необычайно близки по духу. Живым руководством ко спасению для единомысленных друг другу монахов были слова апостола
Иакова: Вера без дел мертва (Иак. Почти год иеродиакон Варнава (Муравьев) оставался на должности заведующего кладбищенской конторой. Это время для Александро-Невской Лавры было крайне тяжелым. С 1920 года все монастыри на территории России были обязаны перейти в разряд трудовых братств, иначе большевистские власти не давали обителям в пользование землю. Создано было такое братство и при Александро-Невской Лавре. Членами его были все монашествующие, получившие трудовые книжки установленного образца. Лавре были выделены участки в районе реки Подробнее о деятельности Александро-Невского братства см. Приложение 3 нас
Монастырки и Митрополичьего сада. Иноки поочередно работали на огородах, за что каждый получал свой пай [ 150, с. Главные тяготы выпали на долю молодого наместника Лавры архимандрита Николая (Ярушевича). Богоборцы постоянно вмешивались в монастырские дела, чинили административные препоны. Насколько нелегким было его служение говорит тот факт, что отец Николай несколько раз обращался к митрополиту Вениамину с прошением о предоставлении ему краткого отпуска ввиду сильного нервного переутомления
[150, с. Тем не менее, монашеская жизнь в Лавре не только не угасла, но переживала небывалый подъем. Обитель была настоящим центром церковной жизни Петрограда. Помимо упомянутого уже Александро-Невского братства, в 1920 году здесь по благословению митрополита Вениамина открылся пункт сбора средств для помощи голодающим, уже к октябрю собравший пожертвований на сумму около 10 тысяч рублей. Непрестанно творили монашествующие дела милосердия — часть помещений Лавры была отведена для инвалидов войны для ухода за ними было устроено всевозможное, с. 37-59]. Шел сбор пожертвований от богомольцев на содержание детей, оставшихся без родителей, неимущие ежедневно обеспечивались бесплатными обедами. Работу пункта питания для голодающих вместе с иеромонахом Гурием организовывал отец Варнава. Будучи священноархимандритом Александро-Невской Лавры, самое непосредственное участие в решении вопросов лаврской жизни принимал митрополит Вениамин. В это время отец Варнава еще более сближается с этим замечательным архипастырем. Один из современников владыки Вениамина пишет в своих воспоминаниях Митрополит Вениамин пользовался огромной известностью. Простой народ его действительно обожал. Наш батюшка Вениамин, наш Вениамин так звал его народ. Страшно, боишься, — говорили те, кто встречались с ним подойдешь к владыке успокоишься, страхи сомнение куда-то ушли. Говорил коротенько и все как будто простые слова, а на его проповеди собирались тысячи людей. Каждое его слово светилось, трепетало [115, с. 193,194].
58
Смиренный и кроткий, владыка был человеком удивительной доступности. В обычае у него были ежедневные прогулки по Никольскому кладбищу Лавры, где находилась контора отца
Варнавы. Таким образом подвижники имели возможность часто видеться и беседовать о многом. Оба они были монахами по духу и призванию, людьми высокой жизни, и это влекло их друг к другу. Отец Варнава испрашивал благословения владыки на свои труды и подвиги, асвятитель Вениамин, ценя опытность и добродетельную жизнь отца Варнавы, в практических вопросах часто прибегал к советам последнего. Светлая любовь о Господе соединяла этих двух служителей Божиих. Это была та любовь, которая, по словам апостола Павла «... не мыслит зла и все покрывает (1 Кор. Отношение митрополита Вениамина к заблудшим, отпавшими погибающим было необычайно созвучно мыслям преподобного отца нашего Варнавы Гефсиманского, по слову которого «... все зло нужно покрывать только любовью. Чем грешнее человек, тем больше мы должны за него молиться и жалеть его. Оба этих подвижника назидали, что в находящих скорбях необходимо обвинять только себя в недостатке терпения и смирения, а всех людей одинаково любить в Боге сентября 1921 года, вдень Усекновения главы святого Иоанна Предтечи — подвигоположника и покровителя православного монашества — произошло знаменательное событие. Совершавший с собором иерархов Божественную литургию митрополит Вениамин, возвел отца Варнаву в иеромонаха [ 162, с. 9]. И здесь заметно особое смотрение Божие об отце Варнаве, сподобившемся соединить ангельский чин иночества с благода- тию священства именно в этот иноческий празник, день усиленного церковного поста и сугубого покаяния.
Вместе с благим игом священства получил иеромонах Варна­
ва и новое послушание — главного свечника Лавры [167]. Теперь в его обязанности свечника входила закупка воска для производства свечей на свечном заводе Лавры и масла для лампад вовсе четырнадцать храмов монастыря, а также выемка пожертвований из кружек. Должность весьма хлопотная и ответственная, поскольку главный свечник отвечал за все средства, вырученные от продажи свечей, масла, за пожертвования, полученные вовремя тарелочного сбора, а также от некоторых частных благодетелей. В архиве Лавры, относящемся к этому периоду, — многочисленные рапорты иеромонаха Варнавы о сдаче им в казну Лавры денежных сумм [ В полной мере пригодились в это время отцу Варнаве прежние коммерческие знания и навыки. Страну лихорадила инфляция, и приходилось постоянно пересматривать цены на свечи в связи с возрастающими ценами на воск и прочее [ Однако не это было главным на его монашеском пути. Участвуя в хозяйственных делах Лавры, отец Варнава никогда не забывало иноческом делании — о молитве и духовном совершенствовании, а также о долге священника. Как великий дар Божий принял подвижник свое иерейское служение. С глубоким чувством радости и святым трепетом предстоял он пред святым престолом, молясь за людей. С великим благоговением и страхом приносил он Бескровную Жертву. Служение отца Варнавы всегда отличалось особой торжественностью и неподдельной искренностью. Лицо его сияло, как сияют лица праведных, когда выходил он в сретение Господу казалось, слышал он сладчайший глас Небесного Владыки «Добрерабе благий и верный, омале был ecu верен, над многими тя поставлю вниди в радость Господа своего (Мф. Как вспоминают очевидцы, на богослужения с участием иеромонаха Варнавы (Муравьева) всегда собиралось множество народа. Все стремились послушать его проповеди, отличавшиеся простотой и доступностью. Сказывался многолетний опыт подвижничества в миру. В отличие от иноков, подвизавшихся в уединении, бывший петербургский купец хорошо знал жизнь людей разных сословий от простолюдина до утонченного интеллигента, их духовные нужды и затруднения. Именно в это время в слове и служении скромного лаврского иеромонаха начинали отмечать необычайную духовную глубину и силу, души многих верующих потянулись к простому и кроткому отцу Вар­
наве. Все шире становился круг его духовных чада у дверей его келлии все чаще стали появляться посетители, пришедшие за духовным советом и утешением
Имя Тебе — Любовь
«.Любовь — бездна озарения любовь огненный источник любовь ангельское состояние любовь — вечное преуспеяние»

(Преподобный Иоанн Лествичник)
Мир исказил смысл истинной, святой любви до неузнаваемости. Она заражена самолюбием, своеволием и пристрастием. Люди, оживая безумно друг для друга, оживая душевною глупою привязанностью, умирают для Бога, а из пепла блаженной мертвости, которая — ради Бога, возникает, как златокрылый феникс, любовь духовная. Бог отвергает любовь плотскую, любовь, которую узнал Адам по падении, — принимает только одну духовную любовь, которую явил миру Новый Адам, Господь наш Иисус Христос. Мы должны любить так, как Он любит любовь падшего, ветхого Адама — плод, запрещенный в раю Нового Завета. Она-то преисполнена порывом мечтательности, переменчива, пристрастна, любит создание вне Бога. Устранен Бог всецело из отношений этой любви, призван к участию в ней грехи сатана.
Любовь — свет, слепая любовь — нелюбовь. Евангелие повелевает, чтоб любовь была о Христе, чтоб Христос был любим в ближнем, а ближний был любим, как создание Божие. По причине этой любви в Боге и ради Бога Святые угодники Божии имели равную любовь ко всем...
Где Христос, там нет зависти и рвения. Любы не мыслит зла — там спокойствие, там мысли благие, там постоянство, там святый мир. любовь неприступна для греха, всегда пресмыкающегося на земле она живет на небе, — туда переносит на жительство ум и сердце, соделавшееся причастниками Божественной любви [5, с. 303, 451, 452, 453], — так описывает истинно духовную любовь святитель Игнатий (Брянчанинов).
Иеромонах Варнава (Муравьев) стяжал эту чистейшую святую любовь течением всей своей жизни. Любовью Божией он питал свою душу, и этой же любовью служил ближним. Варна
ва» в переводе — дитя милости, сын утешения и смиренный лаврский инок своими делами воистину оправдывал это имя. За постоянную деятельную любовь к людям и жительство по заповедям Божиим получил он дар понимать ближних и соболезновать их скорбям как собственным — благодать старчества. Несомненную роль в этом сыграло и многолетнее окормление старца Варнавы Гефсиманского, а также близость к замечательным современникам — святителю Петроградскому Вениамину и архиепископу Полтавскому Феофану.
Старчество в православном понимании не обозначает возраст человека, а свидетельствует о его духовной зрелости и возрасте ума. Плоды старчества — смиренномудрие, богомудрие, прозорливость и прочие. Даруются они по благодати Духа Святого. Но венцом в этом дивном букете духовных качеств является всепрощающая любовь, которая, по слову апостола Павла, есть совокупность совершенства (Кол. 3,14). Старческое служение — это, прежде всего, продолжение пророческого служения в христианскую эпоху, возведенное любовью в совершенство Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий. Если я имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви — то я ничто — так рассуждает первоверховный апостол Павел о духовных дарованиях (1 Кор. 13,1,2). Благодать же Божия дается исключительно за смирение, и это проверено многовековым опытом православного подвижничества Бог гордым противится, а смиренным дает благодать, — назидает всех ищущих Господа апостол Петр (1 Пет. 5,5). Старчество — это и великая школа опытного богословия Молитва с духовным рассуждением — земля обетованная в ней подобно молоку и меду льется знание причин Промысла и Суда Божия — говорит святой Максим Исповедник [53, с. 5]. А апостол Иаков описывает истинную духовную мудрость Мудрость, сходящая свыше, во первых чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна. Плод же правды в мире сеется утех, которые хранят мир (Иак. 3,17-18).
62
В течение многих лет учился отец Варнава у своих духонос­
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25

перейти в каталог файлов
связь с админом