Главная страница

Филимонов В.П., Святой преподобный Серафим Вырицкий и Русская Голгофа.2006. СвятойпреподобныйСерафимВырицкийи


Скачать 24,54 Mb.
НазваниеСвятойпреподобныйСерафимВырицкийи
АнкорФилимонов В.П., Святой преподобный Серафим Вырицкий и Русская Голгофа.2006.pdf
Дата10.04.2018
Размер24,54 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаFilimonov_V_P__Svyatoy_prepodobny_Serafim_Vyritskiy_i_Russkaya_G
оригинальный pdf просмотр
ТипКнига
#1601
страница5 из 25
Каталогid139708323

С этим файлом связано 90 файл(ов). Среди них: История иконы БМ Иверская.doc, Письмо в СК РФ.docx, Житие прп Геннадия и Никифора Важеозерских.doc, Gavanskaya_unia_Chast_pervaya__skachat_pdf.pdf, vypiska.pdf, обращ 1.docx, Akafist_tsaryu_Nikolayu.pdf, Правило схиигумена Саввы.docx, Sergey_Melnik_Istorii_iz_moey_zhizni.pdf, znak-sh.pdf и ещё 80 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25
ных наставников хранить внутренний мири достиг наэтом пути истинного преуспеяния. Руководство преподобного Варнавы
Гефсиманского, приобщение к церковной традиции и опыту святых отцов послужили как бы кратчайшими удобнейшим путем его восхождения по ступеням духовного совершенствования к старчеству.
Вот сила двухтысячелетней духовной преемственности Святой Православной Церкви Всего два года минуло стой поры, как вступил отец Варнава на путь иночества, аза советами и окормлением к нему уже обращалась большая часть лаврской братии и даже видные деятели и иерархи Церкви — наместник Лавры, епископ Петергофский Николай (Ярушевич) и руководитель Александро-Невского братства, епископ Ладожский Иннокентий (Тихонов, архимандриты Гурий и Лев (Егоровы). Своих советов отец Варнава никому не навязывал, но и не оставлял вопрошающих без ответа. Кроткий иеромонах всегда умел терпеливо выслушать и успокоить всех, кто приходил к нему со своими недоумениями. Отвечал же неспешно, с истинным духовным рассуждением. Тянулись к отцу Варнаве и миряне, ибо одним своим видом вызывал он доверие и сердечное расположение даже у людей, которые видели его впервые. Сам Господь помогал через иеромонаха Варнаву обретать им истину в поисках всеблагой и всесовершенной Своей воли.
Отец Варнава никогда не стремился руководить или учительствовать. Он просто сеял вокруг себя плоды правды, о которых говорит апостол Иаков, причем порою сам того не замечая. Поначалу старческое служение отца Варнавы не выделялось особо, но происходило слитно сего прочими обязанностями по Лавре
— послушанием главного свечника и чередными богослужениями. Однако, приближался тотчас, когда Господь благоволил призвать его к особенному, исключительному служению всенародного старца-утешителя, молитвенника за всю православную Россию, стонущую от края и до края под игом жестоких гонителей веры Христовой

Даждь кровь и приими дух
«...сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим»
(Из молитвенного прошения).
20-е годы. Для Русской Православной Церкви это было время особых испытаний время, когда познавалась истинная крепость людей, тогда один день стояния в Божественной истине мог равняться целым годам жизни в прежние, спокойные времена, когда исповедовать свою веру можно было открыто и без всякой опаски.
Церковь стремилась избежать конфронтации с новой властью и звала к примирению в обществе, однако, несмотря на это, гонения на верующих не только не прекращались, но становились все более лютыми. Репрессии против духовенства и монашествующих, насильственное изъятие церковных ценностей, ущемление духовного сословия в гражданских правах. Никто из иноков Лавры, выходя утром к богослужениями на послушания, не был уверен, что вернется к вечеру в свою келлию.
Особой скорбью отозвались в душе отца Варнавы аресты его ближайших друзей и сподвижников владыки Петроградского Вениамина, епископа Ладожского Иннокентия, архимандритов Гурия и Льва, иеромонаха Мануила и многих других братчиков.
Это был разгром лучших сил Петербургской епархии. Вместе с митрополитом Вениамином по делу о контрреволюционной организации духовенства было привлечено более 90 человек видные церковные деятели, священники, миряне и даже случайные люди. Параллельно было возбуждено дело против православных братств.
Святитель Вениамин был арестован 1 июня 1922 года без предъявления каких-либо определенных обвинений. Единственным поводом к аресту послужила телеграмма из Москвы в Петроградский губотдел ГПУ Митрополита Вениамина арестовать и привлечь к суду. Подобрать на него обвинительный материал. Арестовать его ближайших помощников реакционеров и сотрудников канцелярии. Менжинский» [ 117, с. 65].
64
Рассмотрение дела началось 10 июня. Среди обвиняемых, помимо владыки Вениамина, были епископ Кронштадтский Венедикт (Плотников, настоятели Троице-Сергиевского подворья, Казанского, Исаакиевского, Троице-Измайловского и Преображенского соборов, Покровской церкви, церкви праведных Си­
меона и Анны члены правления Общества православных приходов и многие другие. Это был цвет петроградского духовенства и петроградской православной интеллигенции. Известный богоборец Красиков, прибывший на процесс от наркомата юстиции, во всеуслышание заявляло конечных задачах следствия и отношении властей к Православию Вся православная церковь — контрреволюционная организация Собственно, следовало бы посадить в тюрьму всю церковь [ 117, с. Верующие с болью и тревогой следили заходом процесса. Когда в здание суда доставляли митрополита Вениамина, с пением Спаси, Господи, люди Твоя его встречала многотысячная толпа, и владыка благословлял верную паству.
Исход разбирательства был предрешен, но владыка являл полнейшую невозмутимость. Последнее его слово, сказанное с глубочайшей искренностью, потрясло многих из неверующих людей я не знаю, что вы мне объявите в вашем приговоре — жизнь или смерть, но чтобы вы в нем ни провозгласили, я с одинаковым благоговением обращу свои очи гор, возложу на себя крестное знамение (при этом владыка широко перекрестился) искажу «СлаваТебе, Господи Боже, за все (116, с. Большинство обвиняемых в итоге были приговорены к различным срокам тюремного заключения. Митрополит Вениамин и с ним еще трое сподвижников были расстреляны в ночь сна августа 1922 года.
Тем временем аресты продолжались. В сентябре 1922 года в заключении оказался еще один видный церковный деятель и ие­
* Архимандрит Сергий (Шейн), профессор Юрий Новицкий и юрист Иоанн Ковшаров. Деянием архиерейского Собора Русской Православной Церкви от 31 марта 1992 года первый из них вместе с митрополитом Вениамином прославлен в лике священномучеников; последние — в лике мучеников
рарх — епископ Ямбургский Алексий (Симанский). Вместе с ним была арестована большая группа духовенства, впоследствии высланная в Среднюю Азию. Самого же владыку Алексия отправили на 3 года в Казахстан января 1923 года постановлением ГПУ были осуждены находившиеся в доме предварительного заключения епископ Ладожский Иннокентий, архимандрит Гурий и брат его, архимандрит Лев (Егоровы). Епископ Иннокентий и архимандрит Гурий, как страдавший туберкулезом, были высланы на два года в Туркестана архимандрит Лев на тот же срок в Оренбургскую губернию [163, с. А 10 февраля 1923 года аресту подвергся владыка Николай
(Ярушевич). Обвинение было стандартным организация помощи международной буржуазии. 30 марта 1923 года он был выслан на 3 года в Коми-Зырянский край [ 117, с. Неспокойно было ив самой Лавре. Жизнь обители постоянно нарушалась вторжениями различного рода комиссий и проверок (финансовых, пожарных, санитарных, музейных, другими, явно надуманными мероприятиями. Среди братии Лавры многие также подверглись репрессиям. В апреле 1923 года был арестован заведующий лаврской киновией иеромонах Игнатий
[241], и с ним еще ряд монашествующих, обвиненных в реакционной настроенности против государственной власти антисоветской агитации».
Можно только догадываться, что переживал отец Варнава в течение всего этого времени. Опасения за судьбу близких ему людей встречались в его сердце с горячим желанием разделить сними подвиг исповедничества и мученичества за Христа. Несомненно, что именно эти события стали для отца Варнавы еще одним поворотным моментом в преображении его души, в преодолении последних земных привязанностей и желаний.
Потеря друзей всегда нелегка. Но здесь случай особый, поскольку владыка Вениамин был для иеромонаха Варнавы великим наставником и несравненным другом. Незримая духовная нить соединяла сердца этих двух служителей Церкви Христовой. По великой любви своей к святителю отец Варнава был, поистине, его сомучеником. Всем существом своим сопереживал лавр
ский инок митрополиту, желая пребывать рядом с ним даже в скорбях. Однако, Господь вел иеромонаха Варнаву иным путем — бескровного мученичества и исповедничества духовного.
Промысл Божий хранил лаврского инокакак будущего великого учителя и наставника.
Один из любимейших духовных писателей отца Варнавы, святитель Игнатий (Брянчанинов), научал подвижника видеть все происходящее как премудрые суды Божии: Ни однаиз птиц бессловесных не падает без волиТворца своего неужели безэтой воли могло приблизиться к Вам искушение — Нет Оно приблизилось к Вам по попущению Бога. Недремлющее око Промысла постоянно бдит над Вами всесильная десница Его охраняет Вас, управляет судьбою Вашею. По попущению, или по мановению Бога приступили к Вам скорби, как мучители к мученику Ваше золото ввергнуто в горнило искушений оно выйдет оттуда чище и ценнее. Люди злодействуют в слепоте своей, а Вы соделываетесь на земле и небе причастником Сына Божия. Сын Божий говорит Своим Чашу, юже Аз пию, испие- те. Не предавайтесь печали, малодушию, безнадежию». [5, с. Огради душу свою крестным знамением и с верою пустись в море скорбей! Предай Богу скорбящего брата. Надо отдать всех людей Богу. Этому научает нас и Церковь — она говорит сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим. Кто предаст себя и всех Богу, тот может сохранить мерт- вость ко всем без этой мертвости не может воссиять в душе духовное оживление. Если пребудешь верным Богу, и сохранишь умерщвление к человекам, то явится, в свое время, нетленное духовное сокровище в душе твоей — узришь воскресение души твоей действием Духа. Об этом плотские люди не могут составить никакого понятия. Когда же, в свое время, человек увидит себя измененным, воссозданным — удивляется, как бы вновь сотворенный, рассматривает страну Духа, в которую ввел его неожиданно Бог, недоумевает за чтобы излилась такая милость Божия на ничтожное создание человека [5, с. Как итог нескольких месяцев непрерывных скорбей и размышлений — прошение иеромонаха Варнавы (Муравьева) о поездке на родину для встречи с больной матерью. Отец Варнава
67
спешит отдать последний сыновний долг престарелой родительнице, чтобы вслед затем устремиться к высотам духа, куда восходят не иначе, как через полное отречение от мира и внутреннее безмолвие.
Из книги переписки по личному составу Лавры о зачислении, командировках и отпусках за 1922 год [184]
Прошение
Прошу разрешить мне отпуск с 1 по 14 июля старого стиля для поездки в город Рыбинск, чтобы навестить мою больную старушку-мать.
Подпись— свечник Лавры иеромонах Варнава.
«Заповедано инокам удаление от родителей, когда родители влекут в мир, отвлекают от Христа, но когда они больны, беспомощны, — нуждаются в руке нашей, — тогда ли отнять эту руку Тогда помощь и служение им причисляются к иноческим добродетелям, одобрены и похвалены Святыми Отцами так писало сыновнем долге монаха святитель Игнатий (5, с. 304). И хотя с принятием монашества отец Варнава уже не мог уделять матери постоянного внимания, оказать помощь и позаботиться о должном уходе за ней и необходимом содержании было делом его совести.
Выписка из журнала Духовного Собора Лавры за июнь-июль 1922 [ 185]
§3. Слушали прошение свечника Лавры иеромонаха Варна­
вы о разрешении ему отпуска для свидания с матерью с 1 по 14 июля старого стиля.
Постановили: отпуск разрешить.
Точная дата кончины Хионии Алимпьевны не установлена, однако известно, что отец Варнава на протяжении всей жизни хранил к ней светлейшую любовь и возносило ней самые горячие свои молитвы. Примером в этом для лаврского монаха служил его духовный отец, преподобный Варнава Гефсиманский, который, уже будучи известным на всю Россию старцем, необыкновенно чтил свою смиренную старушку-мать.
Пятое послушание
«Ревнуя о дарах духовных, старайтесь обогатиться ими к назиданию церкви Кор. Вместе с арестами — новые скорби. На этот раз связанные с захватом власти в Церкви самочинным обновленческим Высшим Церковным управлением. Волны смуты постепенно докатились и до Александро-Невской Лавры, бывшей ставропигиальной, а потому долгое время воздерживавшейся от участия в борьбе, которая разгорелась в Петроградской епархии между
«живоцерковниками» и сторонниками патриаршей Церкви июля 1922 года, едва только отец Варнава успел вернуться из поездки к материна родину в Ярославскую губернию, в Лавру явился обновленческий «архиепископ»-самосвят Николай Со­
болев, назначенный раскольниками главой петроградского епархиального управления с предложением наместнику обители, владыке Николаю (Ярушевичу), стать его викарием, прекратив возношение за богослужениями в Лавре имени Святейшего Патриарха Тихона. Первоначально эти условия Лаврой н ё были приняты, однако в последующие месяцы церковная ситуация в Петрограде значительно усложнилась. К сентябрю 1922 года владыка Николай остался, по существу, единственным православным архиереем в пределах Петроградской епархии, которого не коснулись большевистские преследования. Вступив в управление епархией, он был вынужден передать ведение дел Лавры своему заместителю архимандриту Иоасафу и членам лаврского Духовного Собора
Власти явно потворствовали обновленцам, а иногда даже прямо содействовали передаче храмов в их распоряжение, упраздняя те общины, которые оказывали раскольникам наиболее стойкое сопротивление. Красными двадцатками была захвачена даже часть лаврских храмов и строений. Вслед за этим обновленцы попытались образовать свой церковный совет, чтобы взять власть в Лавре в свои руки или, по крайней мере, ограничить полномочия монашеского Духовного Собора Лавры. Это противостояние продолжалось около года. Его отголоски слышны в протоколах заседаний Духовного Собора Лавры тех дней Так кто же все-таки будет управлять Лаврой Духовный Собор или церковный совет Сознавая, что само существование Александро-Невской Лавры — сердца православной жизни Петрограда находится под серьезной угрозой, архимандрит Иоасаф основные усилия направил на то, чтобы отстоять обитель от разорения и сохранить братию. Решение, принятое им, было компромиссным признать обновленческое епархиальное управление и прекратить поминовение Патриарха Тихона за богослужениями, однако, вместе стем, опираясь на права ставропигии, управлять Лаврой самостоятельно и не допускать никаких богослужебных и канонических новшеств, широко практикуемых обновленцами.
Вопрос о временном и формальном признании Лаврой ВЦУ был согласован с епископом Николаем (Ярушевичем). Тем не менее, двойственная позиция архимандрита Иоасафа произвела среди лаврской братии значительные разногласия. Одна часть монашествующих оказалась настроенной в пользу дальнейшего сближения с обновленцами, другая в знак протеста против недопустимого, по их мнению, соглашательства с самозванцами покинула Лавру, третья же, в числе которой были иеромонах Вар­
нава (Муравьев, заняла среднюю позицию, увещевая братию пребывать в послушании руководству Лавры и, не вступая с раскольниками в евхаристическое общение, вместе стем сознавать, что иного выхода, кроме временных внешних уступок, попросту нет, ибо, в противном случае, братии угрожают немедленные репрессии, а монастырь будет неминуемо упразднен и разграблен богоборцами. Так опытные воины со слезами и кровью отдают неприятелю пядь за пядью родной земли, чтобы выиграть время, собраться с силами и перейти затем в решительное наступление • Мнение отца Варнавы поддержали духовник обители архимандрит Сергий (Бирюков) и иеромонах Варлаам (Сацердот- ский), пользовавшиеся большим духовным авторитетом и уважением в Лавре. Последний, ввиду ареста епископа Ладожского Иннокентия и архимандритов Льва и Гурия (Егорова), в то время возглавлял Алексадро-Невскоебратство, которое продолжало свою деятельность в стенах Никольской церкви на Спасской улице. Положение дел в Лавре не раз обсуждалось на совещаниях братства, вкоторыхтакже принимал участие иеромонах
Мануил (Лемешевский), — ревностный защитник Православия, впоследствии, после ареста владыки Николая (Ярушевича), сменивший его на посту управляющего Петербургской епархией ив сентябре 1923 года возведенный во епископа Лужского.
Время доказало правильность их выбора. После освобождения из заточения в июне 1923 года Патриарха Тихона стало ясно, что раскол обречен. Началось массовое воссоединение храмов и монастырей с Патриаршей Церковью. Один за другим приносили покаяние архиереи и священники, погрешившие против чистоты веры. И — как пик воссоединительного движения в Петрограде, как торжетво Православия г возвращение с покаянием из-под тягостного, длиною в год, обновленческого ига Алек- сандро-Невской Лавры. Стараниями ее руководителя архимандрита Иоасафа, поддержкой отца Варнавы (Муравьева) и его сподвижников удалось сберечь обитель, а братия, пройдя многочисленные скорби и испытания, укрепилась духом и была готова послужить Господу с новым усердием.
Нелегко было монашествующим сохранять внутренний мир во всем этом. Тем заметнее для всех в Лавре были спокойствие отца Варнавы и его покорность воле Божией, удивительным образом сочетавшиеся с непреклонной решимостью следовать истине. Вместе с духовником обители архимандритом Сергием
(Бирюковым) в эти смутные и тревожные годы они стали настоящей опорой для братии, тяжко переживавшей как нападки на Церковь извне, таки внутрицерковные разделения и соблазны
Во всеми в молитве, и на послушании, ив самоотверженном служении людям — подавал отец Варнава пример истинно монашеской ревности о Господе, трудолюбия и терпения. Источником же всех этих добродетелей служило сокровенное сердечное делание, которое перенял он от от духовного отца преподобного старца Варнавы Гефсиманского. Уроки Иисусовой молитвы были как нельзя лучше восприняты и приумножены им, принося богатые всходы наполняя душу подвижника божественной тишиной и бесстрастием. Это состояние сердца преподобный Иоанн Лествичник описывает как воскресение души прежде воскресения тела Не познал, как и зачем приходил лукавый, и как ушел, но совершенно уже стал нечувствителен ко всему подобному, потому что всецело пребываю и всегда буду соединен с Богом [8, Слово 29, Поуч. Отдавая безусловное предпочтение духовному, отец Варна­
ва, вместе стем, служил образцом собранного и скрупулезного ведения монастырских дел. Послушание главного свечника, которое нес отец Варнава, было неиз легких. Торговля дело весьма хлопотное и ответственное, тем более, что помимо свечей и лампадного масла, в киосках Лавры продавались образочки, крестики, краткие молитвословы и акафисты, изготовленные в мастерских обители. Труд свечника Лавры требовал ежедневной отчетности и оформления целого вороха деловых бумаг. Документы Лавры за 1921-1923 годы пестрят множеством докладных записок, рапортов и отчетов, составленных иеромонахом Вар­
навой (Муравьевым), и все они написаны четким, характерным почерком, говорящим о редкой целеустремленности его обладателя. Давала о себе знать прошлая многолетняя практика коммерческой деятельности, которую отец Варнава в совершенстве освоил еще в миру, в бытность одним из крупнейших петербургских мехоторговцев.
Неудивительно поэтому, что в скором времени после описанных событий руководство и братия Лавры решили избрать иеромонаха Варнаву (Муравьева) членом Духовного Собора, с назначением его на один из ключевых административных постов Лавры — ее казначеем
Как ни стремился отец Варнава куединению и отрешению от мирских забот, тяжелейшая работа распорядителя денежных средств обители, связанная с постоянной ответственностью за ее финансовое положение и взаимоотношения с властями и официальными инстанциями, была принята им с истинно монашеским смирением и послушанием воле Божией. Аккуратность в денежных рассчетах, желание безупречного порядка во всех хозяйственных делах, вошедшие в привычку, не допускали даже маленькой неточности или поблажки. Поэтому часто случалось так, что оформлением документации и деловых бумаг, различными выкладками и начислениями отцу Варнаве приходилось заниматься далеко за полночь.
Немалых сил стоило и участие в Духовном Соборе Лавры, заседания которого проходили 3-4 раза в месяц. Как удавалось неутомимому подвижнику совмещать свои послушания с непрестанной молитвой, богомыслием и пастырской деятельностью, остается тайной, известной только Господу. Так подвизался отец
Варнава достойно Бога, во всем угождая Ему, принося плод во всяком деле благом и возрастая в познании Бога, укрепляясь всякою силою по могуществу славы Его, во всяком терпении и великодушии с радостью, благодаря Бога и Отца (Кол. Ближайшими духовными сподвижниками иеромонаха Вар­
навы в этот период стали наместник Лавры, епископ Шлиссель- бургский Григорий, духовник Лавры архимандрит Сергий, а также вернувшиеся из ссылки архимандриты Гурий и Лев. Последний получил тогда назначение на должность настоятеля собора в честь Феодоровской иконы Пресвятой богородицы на
Миргородской улице, что неподалеку от Лавры. Все они были людьми одного духа. Это были монахи, стремившиеся по силе своей подражать инокам первых веков христианства подвижники, каждый из которых по-своему являл незримую духовную красоту, свойственную истинным пастырям стада Христова.
Каки в годы жизни в миру, Промысл Божий послал отцу Вар­
наве дивных попутчиков в земном странствии к вечным обителям. В общении между собой единомысленные пастыри взаимно обогащали и поддерживали друг друга, наделе исполняя завет апостола Павла Слово Христово да вселяется в вас обиль-

73

мо, со всякою премудростью научайте и вразумляйте друг друга во благодати воспевая в сердцах ваших Господу (Кол. Духовник Лавры архимандрит Сергий (Бирюков) более сорока лет подвизался в обители. Это был мудрый старец, наделе исполнивший многие заветы святых отцов. Он был великим делателем молитвы и покаяния. Обладая безграничной добротой и любовью, отец Сергий очень снисходительно относился к духовным немощам своих подопечных и горячо за них молился. Его назидания отличались необыкновенной сердечностью и простотой И всегда выходило так, что то, что он говорил, оказывалось самым нужным ответом на запросы духовной жизни, словно он узнал сокровенные мысли слушателя и откликается на них. Бойтесь видений Часто враг их посылает, чтобы в гордость впал человек. А мы давайте попросту, да втихомолочку, без всхлипываний перед Богом стоять. Иисусовой молитвой тоже попросту молиться надо. Там некоторые сердце слушают, на кончик носа смотрят. Страшно все это и опасно. А враг таки подстерегает. Не надо. Тихонько, Господа, да Царицу Небесную от всего сердца просите о помощи [191, с. Помимо окормления братии архимандрит Сергий вел большую научную работу по изучению рукописей, хранившихся в библиотеке Лавры, собирал редкие акафисты, составлял жизнеописания подвижников благочестия. Он был одним из немногих людей, кто мог до конца понять истинное духовное состояние отца Варнавы. Видел в нем отец Сергий своего преемника. Сам он подвизался на поприще духовника обители около 10 лет. Ввиду преклонного возраста и сильной болезненности, желал архимандрит Сергий целиком посвятить себя богословским трудам, молитве и покаянию. Когда был поднят вопрос о кандидате на его место, отец Сергий без колебаний назвал имя иеромонаха Варнавы.
Наместник Лавры епископ Григорий (Лебедев) отдал много лет углубленному изучению богословия, которое умело сочетал с молитвенным подвигом. Последние три года перед принятием епископского сана, он подвизался в московском Свято-Данило- вом монастыре под руководством истинного аскета епископа
Феодора (Поздеевского), магистра богословия. Владыка Григорий был несравненным проповедником-импровизатором. В его блестящих проповедях раскрывалось неистощимое богатство его души. Казалось, вот-вот взлетит онав обители света Если ваша душа будет честно искать Света истины и всей силой стремиться к вере, то Господь придет вам навстречу, как Он снизошел к желанию Фомы, и Сам откроет вам истину. И истина веры, истина Бога, облистает вас всей своей пленительностью. Вам откроется неразумность веры, а в вас заговорит голос живого Бога, зовущий вас к вечному Свету. Не только разумно вся душа покорится глубине и богатству Премудрости и Разума Божиего. Останутся позади у вас потуги маленького вашего умишки, и душа в благоговейном порыве, одним дыханьем сердца и уст смиренно призовет вас поклониться Богу, как поклонился Ему апостол Фома.
Господь мой и Бог мой Ты Один — Господь мой и Бог мой Аминь с. Епископ Григорий отличался глубоким молитвенным настроем. Вовремя богослужений лик его хранил неземное бесстрастие, ив тоже время владыка буквально пламенел в своей молитве, восходя умом на непостижимую горнюю высоту. Духовное постигается только духовным. Вот почему со временем общение между епископом Григорием и отцом Варнавой (Му­
равьевым) переросло в настоящую духовную дружбу.
Наряду с покоями в Лавре, епископу Григорию была выделена квартира водном из лаврских домов на площади имени Александра Невского. Здесь за чашкой чая он часто встречался с архимандритом Сергием и иеромонахом Варнавой. О многом говорили тогда обсуждали вопросы повседневной жизни обители пути сохранения Православной Церкви во враждебном ей богоборческом мире беседовали и о тайнах живого общения Бога и человека, начинающегося на земле и продолжающегося в Вечности. Бывали в доме владыки Григория известные петроградские ученые богословы, профессора-протоиереи: Николай Викторович Чепурин, Александр Васильевич Петровский, Николай Кириллович Чуков и Михаил Павлович Чельцов. Всех поражало краткое, но необыкновенно веское слово отца Варна­
вы. Поэтому все понимали, что смиренный и простой с виду
инок на самом деле таит в себе глубины Божественного знания и многочисленные духовные дары. Пребывавший всю жизнь вне зримом для постороннего глаза внутреннем подвиге, иеромонах
Варнава достиг таких духовных высот, что люди исподволь стали замечать исходящую от него благодатную силу...
В апреле 1926 года в город на Неве вернулись из мест ссылки епископы Петергофский Николай (Ярушевич) и Ямбургский Алексий (Симанский). Вскоре Заместитель патриаршего Местоблюстителя митрополит Сергий (Страгородский) назначает владыку Алексия управляющим Новгородской епархией с титулом архиепископа Тихвинского, а затем Хутынского. С этого времени владыка Алексий становится ближайшим помощником Заместителя патриаршего Местоблюстителя [249]. В Новгород архиепископа Алексия сразу не пустили, ион остался служить в Петрограде. Возвратившиеся из ссылок владыка Николай и владыка Алексий часто совершали службы в дорогих их сердцам храмах Александро-Невской Лавры.
По традиции члены епископата, подвизавшиеся в пределах Петроградской, Олонецкой и Новгородской епархий, окормля- лись у духовника Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры, и вопрос о передаче послушания духовника от архимандрита
Сергия иеромонаху Варнаве был, безусловно, согласован как с наместником Лавры, епископом Шлиссельбургским Григорием, таки с архиепископом Хутынским Алексием и епископом Пе­
тергофским Николаем. В течение второй половины 1926 года отец Сергий готовит отца Варнаву к принятию послушания духовника. С любовью наставлял он своего преемника, который с любовью же принимал эти наставления.
На Всероссийском Поместном Соборе 1917-1918 годов комиссия под председательством архиепископа Тверского Серафима (Чичагова) разработала Определение о монастырях и монашествующих, единогласно принятое Собором. В Определении, в частности, говорилось о желательности иметь в каждой обители для духовного окормления насельников старца, начитанного в Священном Писании и святоотеческих творениях, способного к духовному руководству. В ставропигиальном мужском монастыре духовник должен был избираться настоятелем
и братией и утверждаться Главой Русской Православной Церкви
[116, с. 114]. Таким образом, требования, которые предъявлялись к духовному руководителю Лавры, были весьма высокими. Уже само слово старец обязывало к очень и очень многому...
Как уже отмечалось в предыдущих главах, старчество было истинным призванием отца Варнавы. Это был дар, данный ему свыше. В результате многолетней и упорной брани с миром, лежащим возле, с плотью и врагом человеческого спасения, подвижник достиг господства над своим греховным я и покорил плоть свою духу. Все более и более возрастала духовная мощь воина Христова. Пришло время, когда Господь призвал его понести на себе бремя немощей многих других людей.
Перед тем, как начать назидать братию словом и самой жизнью, возжелал отец Варнава облечься в великую схиму. Великая схима это высшая степень монашества, называемая еще великим ангельским образом, сопряженная с особыми подвигами. Это — новая жизнь, даже по сравнению с прежней жизнью иноческой. Она имеет более строгий устав, более продолжительное молитвенное правило, постоянный особый пост и, конечно же, особый дух дух совершенной небесной чистоты и богоподобного бесстрастия. В знак начала новой жизни при постриге вели- косхимник получает и новое имя.
Великосхимник принимает особые одежды, которых нету мантийного монаха великий параман и куколь. Куколь надевается вместо камилавки с клобуком и представляет собою остроконечный головной убор с тканью, покрывающей голову и плечи монаха кругом и с пятью крестами на челе, на грудина обоих плечах и на спине. Слово «куколь» происходит от латинского слова, означающего капюшон. Святой Симеон, архиепископ Солунский говорит Возлагается шлем спасительного упования, кукуль незлобия, ради осенения благодати Божией и преобладания, посредством смиренномудрия и свойственного невинным младенцам незлобия, силы владычественной (то есть ума, равно ив знак охранения Богом и согревания главы со всеми чувствилищами... кукуль вешается впереди на груди ради силы мысленной и сердца, и обшит вокруг крестами, чтобы царственными страшным этим знамением отгонять спереди и
сзади нападающих на нас [142, с. 411]. Аналогичное толкование находим и у преподобного Аввы Дорофея [27, с. В свое время перед принятием великой схимы преподобный старец Парфений Киево-Печерский обратился к архиепископу Воронежскому Антонию с просьбой растолковать ему сущность схимничества. На что получил от духоносного архипастыря ответ Преподобный отец Парфений! Вы желаете знать, что такое великая схима Это есть неизмеримая высота и глубина христианского смирения, основанная на сих Христа Господа Спасителя нашего словах Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой думам вашим (Мф. 11,29). В сих словах все таинство спасения нашего заключается. По принятии схимы отец Парфений молился Пресвятой Богородице, прося, — да поведает ему Владычица, что есть принятое им на себя схимничество, и услышал от Нее глас Схимничество есть посвятить себя на молитву завесь мир [ 18, с. Точная дата принятия отцом Варнавой (Муравьевым) великого ангельского образа пока не установлена. Известно, что произошло это на рубеже 1926-1927 годов. При постриге в великую схиму он был наречен именем Серафим в честь святого преподобного Серафима Саровского чудотворца, которому всеми силами стремился подражать отец Варнава в течение предыдущей жизни.
Ум и сердце, устремленные ко Господу и находящиеся вне престанной молитве за себя и завесь мири в тоже время непрестанное благодарение Бога за все вот главный подвиг, которому посвятил себя отец Серафим. К Тебе, Господи, возношу душу мою (Пс. 24,1); К тебе возвожу они мои, Живущий на небесах Пс. 122,1). Всей душой стремился подвижник к стяжанию высшего молитвенного духа, и Господь сподобил его этого благодатного дара. Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит Первоначальное расположение духа, воспринятое по пострижении в великую схиму, будет действовать на всю остальную жизнь [5, с. Вскоре по принятии отцом Варнавой великой схимы состоялось общее собрание братии Свято-Троицкой Александро-Не­
вской Лавры с участием наместника Лавры епископа Шлиссель-
78

1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25

перейти в каталог файлов
связь с админом