Главная страница

Филимонов В.П., Святой преподобный Серафим Вырицкий и Русская Голгофа.2006. СвятойпреподобныйСерафимВырицкийи


Скачать 24,54 Mb.
НазваниеСвятойпреподобныйСерафимВырицкийи
АнкорФилимонов В.П., Святой преподобный Серафим Вырицкий и Русская Голгофа.2006.pdf
Дата10.04.2018
Размер24,54 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаFilimonov_V_P__Svyatoy_prepodobny_Serafim_Vyritskiy_i_Russkaya_G
оригинальный pdf просмотр
ТипКнига
#1601
страница6 из 25
Каталогid139708323

С этим файлом связано 90 файл(ов). Среди них: История иконы БМ Иверская.doc, Письмо в СК РФ.docx, Житие прп Геннадия и Никифора Важеозерских.doc, Gavanskaya_unia_Chast_pervaya__skachat_pdf.pdf, vypiska.pdf, обращ 1.docx, Akafist_tsaryu_Nikolayu.pdf, Правило схиигумена Саввы.docx, Sergey_Melnik_Istorii_iz_moey_zhizni.pdf, znak-sh.pdf и ещё 80 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25
бургского Григория (Лебедева), архиепископа Хутынского Алексия (Симанского) и епископа Петергофского Николая
(Ярушевича). На этом собрании иеросхимонах Серафим (Муравьев) был избран духовным руководителем и членом Духовного Собора Лавры. Прозвучали теплые напутственные слова, и смиренный инок приступил к несению своего нового, пятого, послушания на стезе монашеского делания.
Народный духовник
«Итак будьте мудры, как змии и просты, как голуби
(Мф. В жизнеописании преподобного старца Варнавы Гефсиман- ского, изданном в 1907 году, находим упоминание о его духовном сыне, Василии Николаевиче Муравьеве, которому Промыслом Божиим через двадцать лет суждено было стать духовником
Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры Один духовный сын старца Варнавы — петербургский купец В. Н. М-в (здесь ясно следует понимать Василий Николаевич Муравьев. Прим авт еще при жизни старца видел знаменательный сон, который потоми рассказал самому старцу Варнаве.
' Виделось мне, — говорил он, — будто я иду на богомолье в Никольский монастырь, что близ моей родины в Гороховецком уезде (Гороховецкий уезд Владимирской губернии граничит с Ярославской губернией и находится на полпути от Рыбинска до
Иверско-Выксунского женского монастыря, основанного преподобным отцом Варнавой. Прим. авт Во сне дорога показалась мне незнакомою, и я блуждал по лесу. Вдруг вижу впереди меня идет старец с сумой за плечами ив руках топорик. Поравнявшись со старцем, я спросил у него, как пройти в Никольский монастырь. Старец сказал Пойдем, проведу тебя, я туда же иду. Вглядываясь в своего спутника, я признал в нем отца Серафима (святого преподобного Серафима Саровского) и сам
спросил у него Батюшка, выбудете отец Серафим Да, я Серафим, — ответил мне старец и мы продолжали свой путь по лесу. Отец Серафим остановился подле попавшегося нам большого пня и сел на него, положив около ног суму и топорик. Сел рядом сними я. Вдруг с другой стороны от меня неожиданно явился батюшка Варнава и сел подле меня так, что я оказался среди обоих старцев, которые были очень радостны, облобызались между собой и стали что-то говорить. Но что они говорили между собой, я не мог понять и проснулся. Батюшка Варнава, выслушав этот рассказ только весело заметил Ну вот, был между нами, а не слыхал, что говорили [ 13, с. В пророческом сне открылась Василию Муравьеву его глубокая мистическая связь с этими великими подвижниками. Современники находили большое духовное родство между старцем Гефсиманского скита иеромонахом Варнавой и преподобным Серафимом Саровским. Даже надгробия их увенчаны одинаковой надписью Он жил во славу Божию!»
Воистину евангельской любовью служили они Господу и ближним, а для Василия Николаевича являлись они живыми образами жизни во Христе. С необычайным благоговением относился он к обоим старцам, постоянно призывал их на молитве, и неслучайно, его первое монашеское имя Варнава, а второе Серафим. Какой дивный сон Лес — дебри мирской жизни, путеводитель — святой преподобный Серафим Саровский, а встретившийся в пути странник блаженной памяти духонос­
ный старец Варнава. Тогда, впору своей духовной молодости, будущий иеросхимонах Серафим (Муравьев) не мог понять, о чем говорили незабвенные старцы, однако, он был уже рядом сними и шел сними одним путем. Куда В монастырь, кНиколаю- угоднику. Видится здесь несомненная духовная близость, основанная на общности нравственных качеств, ревности о правде Христовой и пламенной любви ко Творцу.
«Господь испытывает праведного (Пси всему, происходящему на пути избранных Его, определен свой час. Пришло время, когда по воле Божией вышел к людям и отец Серафим — вышел, чтобы врачевать и исцелять души человеческие. Святитель Игнатий (Брянчанинов) превозносит духовное наставничество такими замечательными словами Один род служения ближнему, которое мне нравится, мне по душе служение словом Богоугодными полезным, руководствующим во спасение...
Счастлив тот, кому вверено такое служение. С этим служением несовместимы попечения земные. Оно требует, чтоб служитель был прости невинен, как младенцы, — был так чужд сочувствия ко всему вожделенному и сладостному мира, как чужды его младенцы. Надо потерять самое понятие о зле, как бы его вовсе не было, иначе понятие о добре не может быть полным. Любы, которая союз совершенства, не мыслит зла, сказал Апостол. Надо столько преуспеть в добре, чтоб тотчас сердечным духовным ощущением познавать приближающееся зло, как бы оно прикрыто и замаскировано ни было, немедленно, с мужественною решительностию отвергать его — и пребывать неизменно благим, благим о всеблагом Господе, дарующем свою благость человеку [5, с. Помимо монашеской братии, отцу Серафиму ежедневно приходилось принимать множество исповедников-мирян. Молва о благодатном старце отце Серафиме широко разнеслась по северной столице и за ее пределами. Многие люди тогда пребывали в растерянности как быть дальше Безбожие все укреплялось, а Церковь была все больше гонима. Как уберечься самому, уберечь своих ближних от этой волны надвигающегося зла С раннего утра до глубокой ночи стекалось к келлии батюшки все больше людей, ищущих благословения, совета в трудных обстоятельствах, молитвенной помощи и утешения в скорбях. Он стал воистину народным духовником.
Сочетая в себе высочайшие духовные дарования с богатым практическим жизненным опытом, отец Серафим был поистине незаменимым наставников Для всех он был одинаково доступен, для всех находил словаютеческой любви. Была в его образе какая-то особая теплота, так что человек, однажды пришедший к нему, запоминал эту встречу на всю жизнь.
Под его окормлением находилось множество духовных чад мирян, иноков, священников и архиереев Русской Православной Церкви, среди которых епископ Шлиссельбургский
81
Григорий (Лебедев) и епископ Колпинский Серафим (Протопопов) — будущие новомученики; епископ Петергофский Николай (Ярушевич) — впоследствии митрополит Крутицкий и Ко­
ломенский.
Воистину неисповедимы пути Господни — еще в 1920 году архимандрит Николай (Ярушевич), будучи наместником Алек­
сандро-Невской Лавры, постриг в монашество Василия Николаевича Муравьева, а спустя всего несколько пет епископ Николай
(Ярушевич) стал духовным сыном старца иеросхимонаха Серафима (Муравьева). По-прежнему приезжал окормляться к духовнику Александро-Невской Лавры и архиепископ Хутынский Алексий (Симанский) — впоследствии, с 1945 по 1970 год, Патриарх Московский и Всея Руси Алексий I. Они чрезвычайно дорожили советами и благословениями отца Серафима. Еще в молодые годы Господь даровал каждому из них счастливую возможность встречаться и иметь общение со многими знаменитыми старцами и подвижниками. Так что оба владыки, прибегая к окормлению духовника Лавры, не на словах, нона деле знали, что ёсть истинное старчество.
Чуть позже, в 1928-1929 годах, тесная дружба связала отца Серафима с еще одним выдающимся иерархом Русской Церкви митрополитом Серафимом (Чичаговым)*. В это время владыка Серафим стал правящим архиереем Петроградской епархии и, подобно многим, избрал себе руководителем лаврского духовника отца Серафима. Общий для обоих небесный покровитель
— преподобный Серафим Саровский и саровские торжества
1903 года, старец Варнава и Гефсиманский скит, в котором в 1898 году владыка Серафим принял иночество, святой праведный Иоанн Кронштадтский, бывший митрополиту Серафиму духовным отцом. Все эти события и образы по-особенному сближали двух мудрых пастырей. В течение двух лет иеросхимонах Серафим и владыка Серафим взаимно исповедовались и окор- мляли друг друга Расстрелян большевиками в 1937 году. Деянием Архиерейского Собора Русской Православной Церкви от 19 февраля 1997 года митрополит Серафим (Чичагов) причислен клику священномучеников.

82
По слову преподобного Иоанна Лествичника,«... совершенно очистившийся от страстей видит даже душу ближнего, хотя не самое существо ее, нов каком она находится устроении и каковы ее расположения и чувствования (8, слово 26, поучение
96). И батюшка Серафим имел дар принимать помыслы своих посетителей. Содного взгляда умел постичь суть, внутреннее состояние человека. Широко известен, к примеру, следующий необычный эпизод, наглядно свидетельствующий о глубине прозрения старцем событий будущего и безграничном доверии, которое питали чада к его руководству. В конце 1927 года архиепископ Алексий (Симанский), управлявший тогда Новгородской епархией, приехал к духовнику
Александро-Невской Лавры за советом и молитвой. Он находился в смятении, так как очень опасался очередного ареста иго нений за свое дворянское происхождение. Отец Серафим, не лучше ли мне уехать заграницу вопросил архиерей. Владыка А на кого Вы Русскую Православную Церковь оставите Ведь Вам Ее пасти — последовал ответ старца. — Не бойтесь, Сама Матерь Божия защитит Вас. Будет много тяжких искушений, но все, с Божией помощью, управится. Оставайтесь, прошу Вас Владыка Алексий тотчас же успокоился и навсегда оставил мысли об отъезде за границу.
Так отец Серафим предсказал владыке Алексию его будущее служение залет до избрания на патриаршество. Указал лавр­
ский схимник будущему Патриарху и срок его первосвятитель­
ского служения 25 лет. Таким же образом неоднократно подавал он неоценимые советы и другим своим духовным чадам.
«В духовнике, по мнению моему, великое достоинство — простота, неуклонное последование учению Церкви, чуждое всяких своих умствований», — отмечает святитель Игнатий
(Брянчанинов) [5, с. 686]. Эти слова в полной мере можно отнести к служению отца Серафима. В раскрытых передним людских сердцах он видел все — глубокую скорбь, отчаяние разбитой жизни, потерю близких, рухнувшие надежды, бремя болезни, тяжкое раздумье безвыходного положения или беспомощность сиротской доли. В его отзывчивой душе всегда рождались самые нужные для человека слова. Как дивно совмещались в них глубина старческой мудрости с детской простотой Казалось, Сам Господь вкладывал их в его уста.
Батюшка Серафим всегда искренне входил в положение каждого исповедника. Казалось, он переживает все скорби и тяготы подопечного глубже того самого Ну, что же мы за монахи Все грешим, да грешим. Ну, да ладно, сынок, Бог простит нас, если с сегодняшнего дня положим доброе начало — будем противостоять греху и виновнику его, диаволу...» Что тут сказать в ответ Вразумленным ученикам оставалось только благодарить Господа зато, что имеют такого наставника и молитвенника. Людские сердца сами открывались на голос любви и сочувствия, а старец от всей души сорадовался с радующимися и скорбел со скорбящими, давал полезные и обстоятельные советы по деловым вопросами был по-отечески ласков с детьми и пожилыми людьми.
Говорил, как правило, коротко, но очень сильно, вкладывая в душу собеседника самое для нее главное. Если требовалось, беседовал подолгу, врачуя душевные немощи бальзамом Слова Божия, святоотеческих наставлений и мудрых советов, проверенных на собственном духовном опыте.
Чутко сопереживая чужим скорбям, отец Серафим ощущал на себе телесные страдания и немощи болящих, горевал вместе с кающимися и чувствовал тяжесть их грехов. Никого никогда не осуждала все грехопадения людей приписывал лишь £лобе врага рода человеческого Старайтесь хранить себя от сетей, расставленных вне и внутри человека, и всячески прикрытых подобием правды. Они легко познаются потому, что лишают душу мирного устроения. Где нет мира, там козни врага спасения. От Христа исходят истина и святое смирение. Мир Христов — свидетель истины, — так, по воспоминаниям ближних, назидал отец Серафим ищущих Господа.
«Мы не себя проповедуем, но Христа Иисуса, Господа а мы — рабы ваши для Иисуса (2 Кор. 4,5), — эти апостольские слова смиренный духовник Лавры носил в своем сердце. Наставничество было для него беспрекословным послушанием Единому Богу. Он воистину был добрыми верным слугою Господу и ближним
Обращаясь к наставникам, преподобный Серафим Саровский говорит Сей, всюду сей данную тебе пшеницу. Сей набла гой земле, сей на песке, сей на камени, сей при пути, сей ив тернии, все где-нибудь да прозябнет и возрастет, и плод принесет, хотя и не скоро.
Раздавайте дары сии благодати Духа Святаго требующим, по примеру свещи возжженной, которая и сама светит, но и другие свещи, не умаляя собственного огня, зажигает [9, с. Таки поступал в своей пастырской жизни иеросхимонах Серафим Муравьев, верный хранитель Христова учения и заветов Святой Православной Церкви.
Его сияющие голубые глаза, казалось, заглядывали в самую глубину души исповедника. Порою одной, кротко произнесенной фразой, он несказанно ободрял своих духовных чад Молись, Терпи, «Господьумирит злобное сердце, Святой преподобный Серафим поможет, Господь исцелит, Николай Угодник вразумит твое чадо, Матерь Божия не оставит землю Русскую И сбывались слова старца отступали скорби и невзгоды.
Отца Серафима отличало постоянное благоговение перед судьбами Божиими. К тому же благоговению и покорности Богу приводил он й своих духовных детей. Всемогущий Господь управляет миром, и все, вершащееся в нем, совершается или по милости Божией, или по попущению Божию. Судьбы же Божии непостижимы для человека. Три святых отрока в пещи Вавилонской исповедовали Бога и воистину верили, что все духовные и гражданские бедствия, попущенные на них и на израильский народ, попущены по праведному суду Божию. Только такое воззрение насущность всего происходящего привлекает в душу мир, не попускает увлекаться разгорячением, направляет зрение ума к Вечности и доставляет терпение в скорбях. Да и сами скорби представляются тогда кратковременными, ничтожными и мелочными.
Не сетуй на тяжесть креста, вдень скорби поведай печаль Твою Господу, и Он утешит тебя наставлял батюшка тихими мягким голосом, в котором всегда звучали какие-то особенные, теплые нотки
В суровые морозные зимы неглубокие речушки порою промерзают до самого дна. Однако, с первыми лучами весеннего солнца начинают они оттаивать, возвращаясь к жизни, чтобы затем, в тихие летние дни, явить свою зеркальную гладь, в которой отражается небо во всей глубине и красоте его.
Таким благодатным лучом лучом Солнца правды Христовой был отец Серафим. Мягким прикосновением умел он растопить лед в сердцах человеческих. Согревая души живым участием и любовью о Господе, пробуждал он их от греховного сна. Часто приходили к нему люди неверующие или маловеры, которые требовали особого попечения. Их душевные недуги старец всегда врачевал духом кротости. Незаметно для человека приводил подвижник его к осознанию своей греховности, возрождая к новой, благодатной жизни. Уж сколько мы от Бога ни бегаем, все равно никуда не уйдем Будем же умолять Господа, чтобы сохранил Он нас в верности Святой Православной Церкви, — с чувством глубокой веры говорил батюшка. По его советам многие оставляли греховную жизнь, стремились к духовному совершенствованию, забывая мирские привычки и пристрастия. В душах этих людей рождались искреннее покаяние и любовь к жизни целомудренной, а мудрый старец вселял в их сердца надежду на милосердие и человеколюбие Божие, умело приводя своих чад в мирное состояние духа.
Смирение — божественное свойство, возводящее человека от земли к небу, туда, где находится истинное Отечество наше. Туда, где вечное и незаходимое Солнце наше Христос, где веселятся праведники в обителях света. Туда-то, к вечной радости, в горний Иерусалим, и возводил мало-помалу души своих подопечных отец Серафим. Земное и временное никогда не заслоняло от его духовных взоров блаженной Вечности. К этому приучал батюшка и своих духовных детей. О горнем помышляйте, а не о земном, — назидает апостол Павел, — облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг к другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу как Христос простил вас, таки вы. Более же всего облекитесь в любовь (Кол
Часто люди, у которых по советам подвижника устраивалась жизнь, приходили с искренними слезами благодарить его, на что смиренный схимник кротко отвечал Что я Преподобного Серафима благодарите — это по его молитвам нисходит к немощам нашим Небесный Врач, Это Всеблагая Царица Небесная из беды вас вызволила по вере вашей да будет вам...»
Так милосердный Господь открывал через него Свою волю всем, кто искренне желал ее знать и исполнять своей жизнью. И как знать, каких высот в соработничестве Богу достигал при этом сам батюшка Какие глубины совершенства скрывались за внешней, видимой стороной его подвига Александро-Невская Лавра стала для иеросхимонаха Серафима (Муравьева) той школой духовного возрастания, в которой он, заботясь о совершенстве других, постоянно совершенствовался сам.
Служение братского и народного духовника отец Серафим совмещал с прикровенным деланием великосхимника. Умная молитва была его дыханием. Ночами предавался старец молитве завесь мира утром вновь спешил к ожидавшим его многочисленным исповедникам. Сам Господь укреплял его силы, даровал телесную бодрость и остротуума в том каждодневном служении, нести которое не в человеческих воле и силах. Более того, подвиг служения ближним, служения словом назидания был для него источником радости и утешения.
Смиренному схимнику было свыше открыто то, чего не мог постичь обычный человеческийум. Исполненный Христовой любви, о. Серафим жалел всех людей и горячо за всех молился, особенно за отступивших от Бога и противящихся Ему. Заповедь Господню о любви к врагами гонителям (Мф. 5,44-48) старец воспринимал как необходимое условие истинной жизни во Христе, как закон жизни вечной. Невыносимо скорбела душа его от мысли, что богоборцы сами себя обрекают на вечные мучения. Великий подвижник искренне желал, чтобы все заблудшие пришли к покаянию, познали любовь Божию и милосердием Божиим спаслись
От познания воли Божией к упованию на Бога
«Ибо все из Него, Ими к Нему Рим. Поток приходивших к духовнику Лавры за утешением непрерывно возрастал. Не счесть людей, которых отец Серафим поднял со дна погибели и утвердил на пути ко спасению!
К концу х годов относится одно из наиболее ранних свидетельство благодатном даре батюшки исцелять больных. Женщина, одержимая нечистым духом, полностью избавилась от его власти сразу, как только отец Серафим помолился над нею и помазал елеем от лампады. Вот как об этом рассказывают родственники старца. Келлия батюшки находилась на втором этаже Феодоров- ского корпуса Лавры. Если отец Серафим не принимал исповедников в Свято-Троицком соборе, то нескончаемая вереница посетителей тянулась сюда, к дверям его келлии. Здесь, возле Казанской иконы Пресвятой Богородицы, образов великомученика и целителя Пантелеймона и преподобного Серафима Саровского , стоял аналой с Евангелием и крестом.
Однажды к батюшке привели женщину, которая никак не могла войти в храм — ее начинало трясти так, что она Даже руку не могла поднять для крестного знамения.
Увидев ее, отец Серафим кротко сказал Давайте вместе помолимся, — и встал на колени перед иконами рядом с несчастной. После молитвы он взял масло из лампады, неугасимого ревшей пред иконою Божией Материи крестообразно помазал В Феодороаском корпусе Лавры ныне размещаются лаборатории на
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25

перейти в каталог файлов
связь с админом