Главная страница

Листовка. Так говорит Господь не ходите и не начинайте войны с братьями вашими. (3 Цар. 12, 24)


Скачать 3,67 Mb.
НазваниеТак говорит Господь не ходите и не начинайте войны с братьями вашими. (3 Цар. 12, 24)
АнкорЛистовка.pdf
Дата04.01.2018
Размер3,67 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаListovka.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#9417
Каталогsvet.stawniychuk

С этим файлом связано 60 файл(ов). Среди них: moe_gnezdishko.gif, Pravila_Ligi_Logo.docx, Gotovy_prinyat_33.docx, Evkharistia_Tainstvo_Tsarstva.epub, Evkharistia_Tainstvo_Tsarstva.pdf, Predvybornaya_programma_Alexeya_Navalnogo.pdf, Schastye_navsegda_2014_blagoslovenie_str_1.jpg, Schastye_navsegda_plakat_2014.jpg и ещё 50 файл(а).
Показать все связанные файлы

Так говорит Господь: не ходите и не начинайте войны с братьями вашими. (3 Цар. 12, 24)
Православные Петербурга за мир с украиной
Дорогие братья и сестры во Христе, граждане Украины!
Мы, православные христиане Петербурга, прихожане разных храмов, обращаемся к вам со словами мира и братолюбия. Мы не можем говорить от лица всей Русской Православной Церкви. Мы говорим только от лица части православных христиан города на Неве. Мы против этой постыдной и позорной войны. Мы уважаем вашу страну и ее границы. Мы уважаем вашу культуру, ваш язык, вашу историю, которая отчасти одна с нами, но в чем-то иная. Мы за то, чтобы отношения между нашими странами строились в духе заповедей Божьих. Чтобы это были равноправные братские отношения. Мы готовы многим пожертвовать ради того, чтобы добрые отношения между нашими странами восстановились. Сейчас крест Христов, крест страдания – это страдание за мир между двумя нашими народами. Мы призываем наших собратьев в России не бояться принять этот крест. Сам
Христос зовет нас взять крест миротворчества и нести его, несмотря на вражду с наших телеэкранов, несмотря на поношения и призывы к ненависти.
Совсем недавно мы испрашивали друг у друга прощения, начиная Великий Пост. Сейчас мы испрашиваем прощения у вас за то, что мы допустили войну и страдания населения вашей страны. Допустили вражду к вашей стране, ее культуре и языку. За то, что допустили нехристианский дух ненависти в нашем обществе.
Мы обещаем, что как христиане мы будем бороться с этим духом злобы. Мы будем просвещать наших сограждан евангельскими словами мира и любви.
За богослужением мы слышим слова молитвы о мире на Украине. Слова о прекращении этой междоусобной войны. Мы надеемся на то, что слова этой молитвы войдут в сердца наших сограждан. Ведь пока мы не остановим эту войну, мы не можем называть себя христианами.
Все больше людей вокруг начинают выступать против духа вражды и войны. Нас становится все больше.
Слово Божие, слово мира обязательно победит дух войны!
Наша группа ВКонтакте
Православные Петербурга за мир с Украиной
https://vk.com/icxc_no_war
Друзья! Православные Питера! Сограждане!
Уже год идет война с Украиной. Каждый день умирают люди по вине нашей страны. В этой ситуации мы ежедневно должны собираться на про- тестные акции, однако, увы, они носят редкий и невнятный характер. Нам горько и больно, что официального голоса нашей Церкви не слышно в такое серьезное время. На всю Россию нашлись лишь несколько пастырей громко высказавшихся против пропаганды ненависти и военной агрессии по отношению к братскому государству. Поэтому мы приняли решение выступить с видео-обращением к украинскому народу. Ниже приводим текст этого обращения от 29 марта 2015 года.
н
аши аргументы
В
Третьем Рейхе было некоторое количество христиан, которые осуждали, притом пу- блично, преступления режима. Заканчивалось это для них плохо.
Наверняка другие честные благонамерен- ные христиане им говорили тогда:
– А почему вы не осуждаете ужасы ста- линских лагерей? Преступления британских колонизаторов в Индии? Еврейскую мацу, за- мешанную на младенческой крови? (реальные ужасы всегда сочетаются в таком случае с вы- мышленными) Почему Вы критикуете только одну сторону?
– Потому что мы немцы. Потому что мы граждане Германии. Потому что только за эту одну сторону мы отвечаем перед Богом.
Где они теперь, благонамеренные не- мецкие христиане Третьего Рейха? На иконе –
Александр Шморель, основатель группы со- противления «Белая Роза». Казнен в 1943 году, канонизирован в 1994 (РПЦЗ) и 2012 (РПЦ).
Андрей Десницкий
Ц
ерковь не может быть принадлеж- ностью какой бы то ни было партии, но она вместе с тем не беспартийна и не надпартийна. Она должна быть голосом совести, просвещенной Божиим светом.
В идеальном государстве Церковь должна быть в состоянии говорить любой партии, любому направлению: это – достойно че- ловека и Бога, а это – не достойно человека и Бога. Конечно, это можно делать из двух положений: или из положения силы, или из положения предельной беспомощности.
И вот мне кажется, я в этом глубоко убежден, что Церковь никогда не должна говорить из положения силы. Она не должна быть одной из сил, действующих в том или другом госу- дарстве, она должна быть, если хотите, так же бессильна, как Бог, Который не насилует,
Который только призывает и раскрывает красоту и истину вещей, Который не навя- зывает их, и как наша совесть, которая нам подсказывает правду, но которая нас остав- ляет свободными прислушиваться к истине и красоте или от них отказаться. Мне кажет- ся, что Церковь должна быть именно такой; если Церковь занимает положение одной из организаций, которая имеет власть, которая имеет возможность принудить или напра- вить события, то всегда остается риск, что она будет желать властвовать, а как только
Церковь начинает властвовать, она теряет самое глубинное существо – любовь Божию, понимание тех, кого она должна спасать, а не ломать и перестраивать.
Митрополит Антоний Сурожский
Н
аконец, какая должна быть реакция?
Мы должны что, идти в бой, сокрушать противника? «Обуть ноги во благовество- вание мира» (Ап. Павел). Самая правиль- ная позиция – нести мир в тот момент, когда менее всего люди о мире думают.
Мне кажется, что эти слова должны по- мочь каждому человеку преодолевать и личные кризисы, и правильную занимать позицию, когда кризис охватывает обще- ство или государство.
Патриарх КИРИЛЛ
У
нижен человек, живущий в системе, построенной на лжи и насилии. Но крайне низок человек, в котором не вы- зывает негодования весть о том, что его обманывают.
Народ – это коллективная личность, а никакая личность не должна закрывать глаза на свои грехи, если хочет очиститься от них и спастись.
Священник Игорь Прекуп
В
ойна в Донбассе нарушает, наверное, все без исключения Заповеди Божьи, противоречит всей истории нашего государства и народа по- следних столетий, отбрасывает нас в темные годы княжеских междоусобиц Древней Руси.
Церковь первые 500 лет старалась по мере сил умиротворять междоусобицы на Руси, но сейчас все вернулось назад на 500 лет.
Эта война разжигает самые низменные человеческие страсти, надолго ссорит народы, семьи. Война отталкивает нас от других право- славных народов, ведь греки, православные арабы, румыны, болгары, молдаване и грузи- ны сейчас находятся в сильнейшей степени не- доумения при виде военных действий.
Мне кажется, мы недостаточно христиане, иначе мы бы не проглотили эту наживку, такую дешевую и такую соблазнительную. Кроме того, я заметил, что еще задолго до войны в обществе стали насаждаться идеи о хорошем и якобы великом Сталине, о военной мощи как о главной ценности, о том, что нас должны все бояться, что Запад всегда хотел нас уничтожить и поработить. Я очень много разговаривал об этом с православными людьми, рассказывал им об истории, о том, почему мы не должны враждовать с Западом. Разве святые отцы
XIX – начала ХХ века проповедовали против
Запада – кто, где? Святой Игнатий Брянчани- нов? Святитель Феофан Затворник? Он говорил только об опасности пришедшего с Запада коммунистического учения.
Война перечеркивает намерения нашей страны взращивать в своей жизни христианские нравственные принципы, ведь настоящая хри- стианская нравственность не имеет ничего обще- го с ненавистью, насилием, гонением или войной.
В будущем нам будет стыдно за то, что происхо- дит сейчас. Конечно, мы это осознаем, но важно, чтобы переосмысление произошло как можно скорее, чтобы поменьше успели натворить гре- хов. Чтобы нам в меньших злодеяниях и ошибках пришлось каяться. Но каяться придется. Конечно, обновление произойдет – а если нет, то нас ждут еще более тяжелые испытания. Я надеюсь, что придет понимание того, что христианский путь нашего государства не может идти вместе с этой братоубийственной войной.
Священник Николай Савченко
С
оциологи говорят, что это подъем нацио- нального самосознания, патриотизма, гор- дости за свою страну.
Если патриотизм заключается в том, чтобы кричать, что мы правы, а весь белый свет – наши враги, то подъем, конечно, налицо. Но я считаю, что патриот – это тот, кто читает русскую литературу, кто может встать и спеть не «Шумел камыш, деревья гнулись», а нормальную рус- скую народную песню. Патриот – тот, кто умеет без мата разговаривать на нормальном русском языке. Кто семью свою хранит и не разводится с женой. Тот, кто не пьянствует, честно исполняет свои обязанности на работе. Вот такой патрио- тизм нам надо культивировать. Сплотить людей на основе ненависти на какое-то короткое вре- мя можно, но потом пойдет еще большее раз- общение. В худшем случае народ развалится на две большие конфликтующие и воюющие друг с другом половины. А в лучшем – на маленькие кучки, которые вроде бы и драться между собой не станут, но и принимать во внимание друг дру- га тоже не будут.
К гражданской войне мы уже сейчас впол- не готовы. Остается только зажечь спичку, и все может очень быстро грохнуть. Я не смотрю по- стоянно телевизор. Но иногда включаю, чтобы быть в курсе. И меня шокирует, что с каждым моим включением обстановка все больше
Е
сть такое сейчас распространенное мнение: я до последнего буду верить, что моя страна, мое правительство, моя армия непричастны к этой бойне – пока мне не представят неопровержимых до- казательств.
Любые доказательства опровержимы.
Кроме...
Весной 1945 года союзники, взяв какой-нибудь немецкий городок по сосед- ству с концлагерем, нередко выстраивали всё население старше 14 лет и под конво- ем вели в концлагерь на экскурсию. И еще заставляли холеными арийскими ручками таскать тела убитых заключенных и хоро- нить их.
А население рыдало: оно сознательно и старательно НЕ ЗАМЕЧАЛО всех косвенных до- казательств. Ну лагерь там какой-то, да... ну и что, так надо, там преступники, с ними обхо- дятся гуманно.
А тут: ручками, ручками своими – да под конвоем. И запах трупный вдохнуть не дает.
Будем ждать ТАКОЙ неопровержимости?
Андрей Десницкий
и больше накаляется. Уже даже не исключается возможность ядерной войны. На центральных каналах обсуждается, как мы нажмем кнопку и как полетят наши замечательные ракеты.
Есть исторический закон: когда большинство в народе соглашается с возможностью войны, то война возникает.
У нас сейчас появилось новое модное сло- во – геополитика. Все ими стали. Люди, кото- рые не могут на карте показать, где Бангла- деш, не знают, когда началась Вторая мировая война, рассуждают, что для России в стратеги- ческом плане выгодно. Внутренних проблем у нас в стране как бы не существует, все беды – внешнеполитические. Когда я в очередной раз слышу от прихожан про мировую угрозу, хо- чется посоветовать идти к женам. Чтобы жены потом шли в декрет. В Волгоградской области на 100 родов приходится 100 абортов. О каких внешнеполитических врагах речь, если мы сами свои семьи вырезаем?
У русского человека менталитет, что все за- висит от власти. А я убежден, что какой народ – такая и власть. А не наоборот. Поговорка «каков поп, таков и приход» тут не действует. Какая власть народу нужна, с какой он готов внутрен- не согласиться, такая власть и будет. Поэтому, я думаю, на данном этапе нельзя отрицать, что большинство поддерживают ту власть, что есть сейчас. И если сейчас путем какого-то перево- рота, революции произойдет смена власти, а на- род останется таким, как был, то это просто чет- кое начало гражданской междоусобицы, резни и ужасов. Следовательно, не перемена власти сейчас нужна, а перемена в народе – его мыш- лении, отношении к каким-то простым вещам.
И когда это случится, тогда, соответственно, и будет меняться власть.
В 60-70-х годах был известен диссидент
Юлий Даниэль. Он написал книгу «День от- крытых убийств». Смысл в том, что государ- ство объявило: завтра один день, когда любой может убить того, кого захочет. И ничего за это не будет. Люди начали готовиться. Многие вос- приняли это очень позитивно и активно строи- ли планы, кого бы можно было устранить. И так же у нас. Внутренних нравственных барьеров у людей очень мало. Такое ощущение, что если завтра этот день убийств объявить, то мы друг на друга кинемся и начнем грызть.
Провоцируют ли агрессию митинги и акции протеста?
Митинги нужны. Если мы в котле, который кипит, будем постоянно запаивать все дырки, он, в конце концов, взорвется, и все. Но клапаны должны быть не просто для выпускания пара.
Наверху их должны слышать. Представьте, что власть – это гора. Поднимается на нее человек, и ему кажется, он сверху все увидит и поймет, что внизу происходит. Но оказавшись на верши- не, понимает, что стал выше облаков, а низ за- крыт облачной дымкой. И внизу вообще ничего не видно. Только время от времени из облаков всплывают лица. Но не для того, чтобы правду ему сказать. А в очередной раз чмокнуть в одно место. Поэтому нормальные гражданские заяв- ления о каких-то проблемах важны для тех, кто наверху. И не только не должны пугать их. А, на- против, восприниматься как некое благодеяние.
А мы людей, которые показывают на недостатки нашего общества, причисляем к фашистам, пре- дателям и иностранным агентам...
...Церковь в государстве – все равно что со- весть в человеке. Если совесть постоянно оправ- дывает все твои поступки, то нет у тебя совести.
Священник Дмитрий Климов

«В
озьмем теперь любовь к своей стране. Здесь и не нужно растолковывать фразу Ружмона: кто не знает в наш век, что любовь эта становится бесом, когда становится богом! Многие склонны думать, что она только бесом и бывает. Но тогда придется зачеркнуть по меньшей мере половину высокой поэзии и великих деяний. Плач Христа о Иерусалиме звенит любовью к своей стране.
Очертим поле действия. Мы не будем вдаваться здесь в тонкости международного права. Когда патриотизм становится бесом, он, естественно, плодит и множит зло. Ученые люди скажут нам, что всякое столкновение на- ций безнравственно. Этим мы заниматься не будем. Мы просто рассмотрим само чувство и попытаемся разграничить невинную его фор- му и бесовскую. Ведь, строго говоря, ни одна из них не воздействует прямо на международ- ные дела. Делами этими правят не подданные, а правители. Я пишу для подданных, а им бе- совский патриотизм поможет поступать плохо, здоровый патриотизм – помешает. Когда люди дурны, пропаганде легко раздуть бесовские страсти; когда добры и нормальны, они могут воспротивиться. Вот почему нам надо знать, правильно ли мы любим свою страну.
Амбивалентность патриотизма доказывает- ся хотя бы тем, что его воспевали и Честертон, и
Киплинг. Если бы он был единым, такие разные люди не могли бы любить его. На самом деле он ничуть не един, разновидностей у него много.
Первая из них – любовь к дому; к месту, где мы выросли, или к нескольким местам, где мы росли; к старым друзьям, знакомым лицам, знакомым видам, запахам и звукам. В самом широком смысле это будет любовь к Уэллсу,
Шотландии, Англии. Только иностранцы и поли- тики говорят о Великобритании. Когда Киплинг не любит «моей империи врагов», он просто фальшивит. Какая у него империя? С этой любо- вью к родным местам связана любовь к укладу жизни – к пиву, чаю, камину, безоружным по- лисменам, купе с отдельным входом и многим другим вещам, к местному говору и – реже – к родному языку. Честертон говорил, что мы не хотим жить под чужим владычеством, как не хотим, чтобы наш дом сгорел, – ведь мы и пере- числить не в силах всего, чего мы лишимся.
Я просто не знаю, с какой точки зрения можно осудить это чувство. Семья – первая ступенька на пути, уводящем нас от эгоизма; такой патриотизм – ступенька следующая, и уводит он нас от эгоизма семьи. Конечно, это еще не милосердие; речь идет о ближних в географическом, а не в христианском смысле слова. Но не любящий земляка своего, кото- рого видит, как полюбит человека вообще, которого не видит? Все естественные чувства, в их числе и это, могут воспрепятствовать ду- ховной любви, но могут и стать ее предтечами, подготовить к ней, укрепить мышцы, которым
Божья благодать даст потом лучшую, высшую работу; так девочка нянчит куклу, а женщина – ребенка. Возможно, нам придется пожертво- вать этой любовью, вырвать свой глаз, но если у тебя нет глаза, его не вырвешь. Существо с каким-нибудь «светочувствительным пятном» просто не поймет слов Христа.
Такой патриотизм, конечно, ничуть не агрес- сивен. От хочет только, чтобы его не трогали. У всякого мало-мальски разумного, наделенного воображением человека он вызовет добрые чувства к чужеземцам. Могу ли я любить свой дом и не понять, что другие люди с таким же правом любят свой? Француз так же предан cafe complet, как мы – яичнице с ветчиной; что ж, дай ему Бог, пускай пьет кофе! Мы ничуть не хотим навязать ему наши вкусы. Родные места тем и хороши, что других таких нет.
Вторая разновидность патриотизма – осо- бое отношение к прошлому своей страны. Я имею в виду прошлое, которое живет в народ- ном сознании, великие деяния предков. Мара- фон, Ватерлоо. Прошлое это и налагает обяза- тельства и как бы дает гарантию. Мы не вправе изменить высоким образцам; но мы ведь по- томки тех, великих, и потому как-то получается, что мы и не можем образцам изменить.
Это чувство не так безопасно, как первое.
Истинная история любой страны кишит по- стыднейшими фактами. Если мы сочтем, что великие деяния для нее типичны, мы ошибемся и станем легкой добычей для людей, которые любят открывать другим глаза. Когда мы узна- ем об истории больше, патриотизм наш рухнет и сменится злым цинизмом или мы нарочно от- кажемся видеть правду. И все же, что ни говори, именно такой патриотизм помогает многим лю- дям вести себя гораздо лучше в трудную минуту, чем они вели бы себя без него.
Мне кажется, образ прошлого может укре- пить нас и при этом не обманывать. Опасен этот образ ровно в той мере, в какой он подменяет серьезное историческое исследование. Чтобы он не приносил вреда, его надо принимать как сказание. Я имею в виду не выдумку – многое действительно было; я хочу сказать, что под- черкивать надо саму повесть, образы, при- меры. Школьник должен смутно ощущать, что он слушает или читает сагу. Лучше всего, чтобы это было и не в школе, не на уроках.Чем мень- ше мы смешиваем это с наукой, тем меньше опасность, что он это примет за серьезный анализ или – упаси Господь! – за оправдание нашей политики. Если героическую легенду загримируют под учебник, мальчик волей- неволей привыкнет думать, что «мы» какие-то особенные. Не зная толком биологии, он может решить, что мы каким-то образом унаследова- ли героизм. А это приведет его к другой, много худшей разновидности патриотизма.
Третья разновидность патриотизма – уже не чувство, а вера; твердая, даже грубая вера в то, что твоя страна или твой народ действительно лучше всех. Как-то я сказал старому священнику, исповедовавшему такие взгляды: «Каждый на- род считает, что мужчины у него - самые храбрые, женщины – самые красивые». А он совершенно серьезно ответил мне: «Да, но ведь в Англии так и есть!» Конечно, этот ответ не значит, что он мерза- вец; он просто трогательный старый осел. Но не- которые ослы больно лягаются. В самой крайней, безумной форме такой патриотизм становится тем расизмом толпы, который одинаково проти- вен и христианству, и науке.
Тут мы подходим к четвертой разновид- ности. Если наша нация настолько лучше всех, не обязана ли она всеми править? В XIX в. англичане очень остро ощущали этот долг,
«бремя белых». Мы были не то доброволь- ными стражниками, не то добровольными няньками. Не надо думать, что это – чистое лицемерие. Какое-то добро мы «диким» дела- ли. Но мир тошнило от наших заверений, что мы только ради этого добра завели огромную империю. Когда есть это ощущение превосход- ства, вывести из него можно многое. Можно подчеркивать не долг, а право. Можно считать, что одни народы, совсем уж никуда не годные, необходимо уничтожить, а другие, чуть получ- ше, обязаны служить избранному народу. Ко- нечно, ощущение долга лучше, чем ощущение права. Но ни то, ни другое к добру не приведет.
У обоих есть верный признак зла: они переста- ют быть смешными только тогда, когда станут ужасными. Если бы на свете небыло обмана индейцев, уничтожения тасманцев, газовых камер, апартеида, напыщенность такого па- триотизма казалась бы грубым фарсом.
И вот мы подходим к той черте, за кото- рой бесовский патриотизм, как ему и поло- жено, сжирает сам себя. Честертон, говоря об этом, приводит две строки из Киплинга. По отношению к Киплингу это не совсем спра- ведливо – тот знал любовь к дому, хотя и был бездомным. Но сами по себе эти строки дей- ствительно прекрасный пример: Вот они: Была бы Англия слаба, Я бросил бы ее.
Любовь так в жизни не скажет. Представь- те себе мать, которая любит детей, пока они милы, мужа, который любит жену, пока она красива, жену, которая любит мужа, пока он богат и знаменит. Тот, кто любит свою страну, не разлюбит ее в беде и унижении, а пожалеет. Он может считать ее великой и славной, когда она жалка и несчастлива, – бывает такая прости- тельная иллюзия. Но солдат у Киплинга любит ее за величие и славу, за какие-то заслуги, а не просто так. А что, если она потеряет славу и величие? Ответ несложен: он разлюбит ее, покинет тонущий корабль. Тот самый барабан- ный, трубный, хвастливый патриотизм ведет на дорогу предательства. С таким явлением мы столкнемся много раз. Когда естественная любовь становится беззаконной, она не только приносит вред – она перестает быть любовью.
Итак, у патриотизма много обличий. Те, кто хочет отбросить его целиком, не понимают, что встанет (собственно, уже встает) на его место.
Еще долго – а может, и всегда – страны будут жить в опасности. Правители должны как-то готовить подданных к защите страны. Там, где разрушен патриотизм, придется выдавать любой международный конфликт за чисто этический, за борьбу добра со злом. Это – шаг назад, а не вперед. Конечно, патриотизм не должен противостоять этике. Хорошему че- ловеку нужно знать, что его страна защищает правое дело; но все же это дело его страны, а не правда вообще. Мне кажется, разница очень важна. Я не стану ханжой и лицемером, защи- щая свой дом от грабителя; но если я скажу, что избил вора исключительно правды ради, а дом тут ни при чем, ханжество мое невозможно бу- дет вынести. Нельзя выдавать Англию за Дон
Кихота. Нелепость порождает зло. Если дело нашей страны – дело Господне, врагов надо просто уничтожить. Да, нельзя выдавать мир- ские дела за служение Божьей воле.
Старый патриотизм тем и был хорош, что, вдохновляя людей на подвиг, знал свое ме- сто. Он знал, что он чувство, не более, и войны могли быть славными, не претендуя на звание
Священных. Смерть героя не путали со смертью мученика. И потому чувство это, предельно серьезное в час беды, становилось в дни мира смешным, легким, как всякая счастливая лю- бовь. Оно могло смеяться над самим собой. Ста- рую патриотическую песню и не споешь, не под- мигивая; новые – торжественны, как псалмы.
Понятно, что все это может относиться и не к стране, а к школе, к полку, к большой семье, к сословию. Может относиться к тому, что выше естественной любви: к Церкви, к одной конфес- сии, к монашескому ордену. Это страшно, и об этом надо бы написать другую книгу. Сейчас скажу, что Церковь, Небесное Сообщество, не- избежно оказывается и сообществом земным.
Наша естественная и невинная привязанность к земному сообществу может счесть себя лю- бовью к Сообществу Небесному и оправдать самые гнусные действия. Я не собираюсь пи- сать об этом, но именно христианин должен написать, сколько неповторимо своего внесло христианство в сокровищницу жестокости и подлости. Мир не услышит нас, пока мы не от- кажемся всенародно от большой части нашего прошлого. С какой стати ему слушать, когда мы именем Христа то и дело служили Молоху?»
Клайв Стейплз Льюис
Отрывок из книги «Любовь»
...П
оявляется фразеология «национал- предатели», «пятая колонна», то есть люди, которые любят Россию, но считают, что ны- нешний внешнеполитический курс неправилен, политически опасен, может, даже катастрофичен, объявляются не оппонентами этого курса, не оп- понентами президента Путина, а врагами народа, врагами государства. Это, безусловно, рецидив тоталитарного мышления, которое в нашем поко- лении – а мы с президентом Путиным одногодки,
1952 года рождения – сидит очень крепко.
Солженицын писал, что одно слово правды весь мир перетянет, а оказалось, что многим правда не нужна, им милее казенное едино- мыслие. Не думаю, что в глобальном инфор- мационном мире можно повторить не только
ГУЛАГ, но и брежневский железный занавес, и сравнение нашего времени с советским, тем бо- лее со сталинским, кажется мне большой натяж- кой, но если большинство хочет тоталитаризма, в какой-то новой форме он может вернуться.
Понятно, что людям проще провести ана- логию со своей недавней историей, поэтому и сравнивают нынешний режим то с андро- повским, то со сталинским, но на самом деле этот режим совсем не похож на коммунисти- ческий. Коммунистический режим не пред- полагал частных капиталов. У нас, как всем известно, есть частные владельцы крупных капиталов, миллионеры и миллиардеры, частные корпорации, которые часто связаны с какими-то государственными концернами, но сами они частные. Одна из неотъемлемых составляющих коммунистической идеологии – воинству ющий атеизм, и при коммунизме действительно шла борьба с религией, ее пла- нировали уничтожить, за веру преследовали.
Сейчас никто не предлагает бороться с религи- ей, но многие хотят, чтобы религия (особенно христианство и ислам как основные религии) была элементом государственной идеологии, и не стыдятся открыто говорить об этом.
Тогда, по крайней мере, на словах была идея интернационализма – мы несем свободу рабочим всего мира. Сейчас об этом никто не говорит, говорят, что мы объединяем русские земли, восстанавливаем империю, Советский
Союз. Вам это ничего не напоминает? Это всё типичные признаки фашизма. Не гитлеровского нацизма – расовой политики у нас нет, никто не считает татар или чеченцев людьми второго со- рта. Вернее, кто-то так считает, но не во власти.
Такой государственной идеологии, слава Богу, нет. Но то, что было характерно для итальян- ского фашизма, сегодня в России есть. Мне это страшно говорить, но как историк, констатирую.
Без всяких оценок. Например, такой важный элемент, как приоритет государства над лично- стью – государство ценнее человека. Идеолог итальянского фашизма Джованни Джентиле утверждал, что человек ничто, а государство – всё. Государство – высшая ценность. У нас об этом сейчас говорят на каждом шагу.
Советую вам прочитать книгу Николая Ва- сильевича Устрялова «Итальянский фашизм».
Это крупнейший правовед, политолог, эмигрант, вернувшийся на свою голову в Советский Союз и расстрелянный Сталиным. После перестройки его книга не раз издавалась в России, она небольшая.
Кто не поленится и прочтет, увидит абсолютное типологическое сходство до мелочей. Даже фразеология наших «патриотов» совпадает с фразеологией идеологов итальянского фашизма двадцатых годов. Вот такой у нас режим – тота- литарный, но в нем нет ничего советского, кроме некоторых символических рудиментов – статуй
Ленина, например.Конечно, хочется верить, что трагедия, пережитая нашим народом в прошлом веке, в информационную эпоху повториться не может. Я вообще оптимист. С другой стороны, мы знаем, что и сегодня есть общества, где инфор- мация контролируется: Иран, Северная Корея, во многом и Китай. По мере развития информа- ционных технологий развиваются и технологии контроля информации. Поэтому с уверенностью сказать, что преследования инакомыслящих, изоляция и другие прелести тоталитаризма не- возможны, нельзя. К сожалению, возможны.
Всё зависит от нас. Ни один тоталитарный режим не становится против воли общества.
Окончание на следующей странице
о
Патриотизме а
нДрей з
убов: «
о тказ от свобоДы всегДа ПротивореЧит Христианству»

Коммунистический режим создавался при поддержке значительной части российского общества. Тоталитарный диктатор приходит к власти, опираясь на одних, чтобы с их помо- щью уничтожать других, а потом уничтожает и их, опираясь на кого-то еще, и так до бес- конечности. Ленин и большевики безжалост- но уничтожали помещиков, капиталистов, священников, а удержали захваченную ими власть благодаря крестьянам, которым по- сулили золотые горы, но потом, во время кол- лективизации и Голодомора, превратили этих крестьян в мусор. В этом черная гениальность тоталитарного диктатора. Гитлер не уничтожал свой народ, но уничтожал другие, некоторые народы подлежали полному уничтожению, другие планировалось поработить. В Германии был массовый энтузиазм. Мало того, австрий- цы – не все, но большинство – ликовали, когда в 1938 году Австрию насильно присоединили к
Германии. В Италии народ тоже в массе востор- гался Муссолини.
Тоталитарные режимы всегда возникают по воле народа. Сейчас россиянам доступна разная информация, в интернете можно чи- тать и смотреть всё, в том числе украинское телевидение – там есть и немало программ на русском языке. Если в советское время была нехватка информации, люди через все помехи слушали «Голос Америки» и другие «вражьи» голоса, сегодня информации хватает, но мно- гие сами не хотят ее получать и анализировать, делать выводы на основе разных точек зрения, а выбирают себе то, что им близко. А близка, к сожалению, часто оказывается националисти- ческая идеология, тоталитарная по духу.
Православным людям надо помнить, кто отец лжи. Не бывает Христа там, где ложь. Он
Сам сказал, что отец лжи сатана. А Господь –
Царь Правды. Посмотрите, что происходит во- круг. Сплошная ложь! Говорят, что 27 февраля в Крыму появились какие-то до зубов воору- женные молодые люди без опознавательных знаков, а русских войск в Крыму нет, это, мол, какая-то местная самооборона. Все знают, что это наши спецподразделения, на машинах русские номера, причем по номерам установ- лено, что эти машины участвовали в параде в
Москве, но на самом высоком правительствен- ном уровне говорится, что никаких русских во- йск нет. Ложь? Ложь. Как бы мы ни осуждали американцев и англичан за Ирак, они не скры- вали, что там действуют английские и амери- канские войска, офицеры и солдаты были в форме своих армий, с нашивками. А тут непо- нятно кто. ...
Вторая ложь – власть в Киеве захватили фашисты-бандеровцы. Где? Покажите хоть одного фашиста. А что касается бандеровцев, то люди чаще всего вообще не знают, кто такой
Бандера, и многие даже пишут «бендеровцы» от названия молдавского города Бендеры.
А если сказать простым людям, что Степан
Бандера сидел сначала в Краковской тюрьме, а потом – практически всю войну – в Заксенхау- зене, то есть немцы считали его своим врагом, они очень удивятся.
Далее – говорят как само собой разумею- щееся, что бандеровцы антисемиты и сам
Бандера тоже был антисемитом. И люди очень удивятся, если узнают, что главным идеологом украинского национализма и ближайшим дру- гом Бандеры был Лев Ребет, тоже почти всю войну просидевший в концлагере, в Освенци- ме, и, как еврей, чудом уцелевший, а в 1957 году убитый в Мюнхене советским агентом. Да, этого не знает человек с улицы, но те, кто пу- гает бандеровским фашизмом, знают. Значит, они лгут. Когда мы видим, что всё построено на лжи, должны сказать: стоп, это неправда, это не с Христом, а с сатаной.
Другого критерия, мне кажется, у право- славного человека быть не может. Мы сотво- рены по образу Божию, сотворены свободны- ми. Свобода – это ответственность. От каждого зависит, будет он свободно творить добро или зло, но отказ от свободы (а тоталитаризм не что иное, как отказ от свободы – мы снимаем с себя ответственность и слепо подчиняемся вождю) всегда противоречит христианству.
Я не говорю про другие религии – там слож- нее, – но что касается христианства, очевидно:
«Где Дух Господень, там свобода» (2 Кор., 3:17).
Если мы отказываемся от свободы в пользу идеологии или вождя, мы всегда отступаем от Духа Господня. А это для христианина имеет самые трагические последствия.
Выдержка из интервью. Полностью на
сайте http://www.kiev-orthodox.org
Андрей Борисович Зубов –
историк, религиовед и политолог, доктор исторических наук. Бывший профессор
МГИМО; был первоначально уволен в марте 2014 года за выражение в прессе мнения, шедшего вразрез с внешнеполитическим курсом России, однако это решение было отменено 11 апреля, в конечном счёте уволен из университета
30 июня 2014 года после истечения срока контракта. Член Синодальной Библейско-
богословской комиссии и член Комиссии по
вопросам взаимодействия Церкви, государства
и общества Межсоборного присутствия РПЦ
(2009–2014). Один из авторов Основ социальной
концепции Русской православной церкви.
Молитвы о мире
Молитва за русский народ
В
семогущий Боже, Ты - Кто сотворил небо и землю со всяким дыханием, - умило- сердись над бедным русским народом и дай ему познать, на что Ты его сотворил!
Спаситель мира, Иисусе Христе, Ты отверз очи слепорожденному - открой глаза и на- шему русскому народу, дабы он познал Волю Твою святую, отрекся от всего дурного и стал народом богобоязненным, разумным, трезвым, трудолюбивым и честным! Душе
Святый, Утешителю, Ты - что в пятидесятый день сошел на апостолов - прииди и все- лися в нас! Согрей святою ревностью сердца духовных пастырей наших и всего народа, дабы свет Божественного учения разлился по земле русской, а с ним низошли на нее все блага земные и небесные! Аминь.
Молитва покаянная ,
читаемая в церквах России во дни смуты
Г
осподи, Боже, Вседержителю, призри на нас, грешных и недостойных чад Твоих, со- грешивших пред Тобою, прогневавших благость Твою, навлекших гнев Твой правед- ный на ны, падших во глубину греховную. Ты зриши, Господи, немощь нашу и скорбь душевную, веси растление умов и сердец наших, оскудение веры, отступление от запо- ведей Твоих, умножение нестроений семейных, разъединения и раздоры церковный,
Ты зриши печали и скорби наша, от болезней, гладов, потопления, запаления и меж- доусобныя брани происходящыя. Но, Премилостивый и Человеколюбивый Господи, вразуми, настави и помилуй нас, недостойных. Исправи жизнь нашу греховную, утоли раздоры и нестроения, собери расточенныя, соедини разсеянныя, подаждь мир стра- не нашей и благоденствие, избави ю от тяжких бед и несчастий. Всесвятый Владыко, просвети разум наш светом учения Евангельскаго, возгрей сердца наша теплотою бла- годати Твоея и направи я к деланию заповедей Твоих, да прославится в нас всесвятое и преславное имя Твое, Отца и Сына и Свягаго Духа, ныне и во веки веков. Аминь.
Молитва о спасении России
Г
осподи Иисусе Христе, Боже наш! Прими от нас, недостойных раб Твоих, усердное моление сие и, простив нам вся согрешения наша, помяни всех врагов наших, нена- видящих и обидящих нас, и не воздаждь им по делам их, но по велицей Твоей милости обрати их неверных ко правоверию и благочестию, верных же во еже уклоншися от зла и творит благое. Нас же всех и Церковь Твою Святую всесильною Твоею крепостию от всякаго злаго обстояния милостивне избави. Отечество наше от любых безбожник и власти их свободи, верных же раб Твоих, в скорби и печали день и ночь вопиющих к Тебе, многоболезненный вопль услыши, многомилостиве Боже наш, и изведи из истления живот их. Подаждь же мир и тишину, любовь и утверждение и скорое при- мирение людям Твоим, их же Честною Твоею Кровию искупил еси. Но и отступившим от Тебе и Тебе не ищущим явлен буди, воеже ни единому от них погибнути, но всем им спастися и в разум истины прийти, да вей в согласном единомыслии и в непрестанной любви прославят пречестное имя Твое, терпеливодушне, незлобиве Господи, во веки веков. Аминь.
Прошение сугубой ектении
Е
ще молимся Господу Богу нашему о еже вси распри, раздоры, разделения, вражду и злобу всеконечно в державе нашей истребити, тишину же народу нашему даровати и миром вожделенным нас оградити, рцем вси: Господи, услыши и милостивно по- милуй.
Молитва на Божественной Литургии
В
ладыко Вседержителю, Святый Царю. Призри с небесе и виждь, како враждуют людие земли нашея и замышляют друг на друга суетное и злобное. О, Многоми- лостиве! Прости грехи и беззакония наша, ихже ради многия скорби, беды и устраше- ния приидоша на ны. Благодатию Пресвятаго Духа ороси любовию изсохшия сердца людския, тернием самолюбия, ненависти, зависти, злобы, вражды, лукавства и иных беззаконий поросшия, да возрастят горящую к Тебе и братиям своим любовь, и ею да будут истреблены вси распри, раздоры, разделения во Отечестве нашем. Усердно мо- лим Тя: мир державе нашей даруй, Церкви Твоей и всем людем земли нашея. Ты бо еси
Царь мира и мира Твоего несть предела и Тебе слава и благодарение и поклонение от всех да возсылается, ныне и присно и во веки веков.
О прекращении междоусобной брани
Г
осподи Иисусе Христе Боже наш, призри милостивным Твоим оком на скорбь и многоболезненный вопль чад Твоих, в земле украинстей сущих. Избави люди Твоя от междоусобныя брани, утоли кровопролития, отврати належащия беды. Лишенныя крова введи в домы, алчущия напитай, плачущия утеши, разделенныя совокупи.
Не остави стадо Свое, от сродник своих во озлоблении сущих, умалитися, но скорое примирение яко щедр даруй. Ожесточенных сердца умягчи и к Твоему познанию об- рати. Мир Церкви Твоей и верным чадам ея подаждь, да единем сердцем и едиными усты прославим Тя, Господа и Спасителя нашего во веки веков. Аминь.
Пресвятой Богородице перед Ее иконой
«Умягчение Злых Сердец», или «Семистрельная»
У
мягчи наша злая сердца, Богородице, и напасти ненавидящих нас угаси, и всякую тесноту души нашея разреши. Hа Твой святый образ взирающи, Твоим страданием и милосердием о нас умиляемся и раны Твоя лобызаем, стрел же наших, Тя терзающих, ужасаемся. Не даждь нам, Мати благосердная, в жестокосердии нашем и от жестоко- сердия ближних погибнути, Ты бо еси воистину злых сердец Умягчение.
Молитва о примирении враждующих
В
ладыко Человеколюбче, Царю веков и Подателя благих, разрушивший вражды средостения и мир подавший роду человеческому, даруй и ныне мир рабом Твоим, вкорени в них страх Твой и друг к другу любовь утверди: угаси всяку распрю, отъими вся разгласия и соблазны. Яко Ты еси мир наш и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и
Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Молитва об освобождении пленных
и облегчении участи заключенных
Г
осподи Иисусе Христе Боже наш, святаго апостола Твоего Петра от уз и темницы без всякаго вреда свободивый, приими, смиренно молим Ти ся, жертву сию милостивно во оставление грехов рабов Твоих (раба Твоего/рабы Твоея) (имярек) в темницу всаж- денных (всажденнаго), и молитвами их (его), яко Человеколюбец, всесильною Твоею
Десницею от всякаго злаго обстояния избави и на свободу изведи.

перейти в каталог файлов
связь с админом