Главная страница

(Автореф, 2006) Трансформация условий и структу... Трансформация условий и структур повседневной коммуникации пользователей информационных технологий (на примере мобильной телефонии )


Скачать 285,61 Kb.
НазваниеТрансформация условий и структур повседневной коммуникации пользователей информационных технологий (на примере мобильной телефонии )
Анкор(Автореф, 2006) Трансформация условий и структу.
Дата23.06.2018
Размер285,61 Kb.
Формат файлаpdf
Имя файлаAvtoref_2006_Transformatsia_usloviy_i_struktu.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипАвтореферат
#11242
страница3 из 4
Каталогkarina_oz

С этим файлом связано 30 файл(ов). Среди них: Turmel_A_2008_A_Historical_Sociology_of_Childhood.pdf, Khatton_P_-_Istoria_kak_iskusstvo_pamyati.pdf, Romanovskaya_E_V_Fenomen_pamyati_Mezhdu_istoriey.pdf, Poshagovaya_likvidatsia.docx, Pedagogika_Mayakovskaya_Nastya_1383.docx, 730312.jpg, Bart_R_Izbrannye_raboty_Semiotika_Poetika_1.djvu, Altyusser_L_O_materialisticheskoy_dialektike_i.pdf, Nils_Kristi_Dvadtsat_sovetov_nachinayuschemu_avtor.pdf, Kochelyaeva_N_A_Vzaimodeystvie_mekhanizmov_pamyati.pdf и ещё 20 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   2   3   4
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Во введении обосновывается актуальность темы, анализируется степень разработанности проблемы, определяется объект и предмет исследования, формулируются его цели, задачи и основные гипотезы, а также излагаются теоретико-методологические основания проделанной работы.
В первой главе«Контекст исследования: история мобильной связи и общий
анализ российского рынка сотовой связи в 2003 году» описывается история развития мобильной связи с начала ХХ века до настоящего времени, а также анализируются основные характеристики российского и петербургского рынка сотовой связи в 2003 году.
Информация о действовавших тогда тарифах, используемых стандартах связи и основных операторах представлена в качестве необходимого контекста для интерпретации собранных эмпирических данных.

13
В первом параграфе«Краткая история мобильной связи» рассматривается, как развитие и распространение мобильной телефонии соотносилось с социальными изменениями и социальной структурой общества: от фактической монополии властных институтов до постепенного распространения этой ИКТ среди масс гражданского населения.
От авангардной группы предпринимателей, использовавших мобильную связь для оптимизации своего бизнеса, до самых широких слоев общества, применяющих мобильные телефоны для организации повседневной жизни.
Во втором параграфе – «Краткая история мобильной телефонии в России» анализируется возникновение и стремительное развитие мобильной связи в России, ее влияние на трансформацию коммуникационных процессов. На 2002-03 гг. пришелся своеобразный бум мобильной телефонизации: если в начале 1990-х годов необходимо было иметь веские основания, чтобы включиться в ряды пользователей мобильной связи, то к 2003 году оправдание стало необходимо тем, кто не пользуется беспроводной связью.
В третьем параграфе - «Контекст исследования: общий анализ рынка мобильной
связи в 2003 году» описывается состояние российского и петербургского рынка мобильной связи, характеризуются основные операторы, анализируется их тарифная политика и общие структурные особенности, определяющие практики пользования стационарной и мобильной телефонией.
В выводах подводится итог социально-исторического анализа развития мобильной телефонии и выделяются основные характеристики состояния российского рынка мобильной связи на момент эмпирического исследования. Мобильная связь с момента своего возникновения в начале ХХ века воспринималась в качестве важного ресурса, и ее использование строго контролировалось государственными институтами. Первыми мобильную связь стали использовать военные. Впоследствии она стала применяться для координации действий институтов охраны правопорядка и спасательных служб.
Гражданское развитие мобильной связи началось только после Второй Мировой войны. В западных странах первыми мобильными телефонами стали оснащаться автомобили представителей крупного бизнеса, в СССР с 1960-х годов ими стали пользоваться партийные и хозяйственные чиновники высокого ранга. Современная технология мобильной связи была импортирована в постсоветскую Россию в 1991 году. Семь лет, до финансового кризиса 1998 г., мобильная связь существовала как элитарная технология и не была доступна широким массам населения. В течение последующих пяти лет на волне демпинговых цен она превратилась в широко распространенную систему дистанционной коммуникации. На 2002 год пришелся пик строительства «общероссийских сотовых сетей», сопровождавшийся обострением конкуренции среди операторов и значительным расширением абонентской базы. Услуги сотовой связи в 2002 году принесли больше всего денег на российском рынке телекоммуникаций. К концу 2003 года количество абонентов сотовой связи в России сравнилось с количеством абонентов фиксированной связи. Петербургский рынок мобильной телефонии в 2003 году был самым динамичным в России. Мобильный телефон стал почти обязательным атрибутом жителя мегаполиса.
Во второй главе«Повседневные практики пользования мобильным телефоном» описываются собранные эмпирические данные и проводится анализ практик повседневной коммуникации в рамках персональных сетей информантов. На основании данных дневников осуществляется сравнительный анализ пользования различными информационно- коммуникационными технологиями, после чего определяется специфика повседневной коммуникации посредством мобильного телефона. Выявляются основные функции, анализируются новые социальные правила и нормы, определяющие процесс коммуникации посредством мобильного телефона, описывается специфический стиль общения по сотовому телефону.
В первом параграфе – «Описание собранных данных» представлено описание собранных эмпирических данных, которые составили два взаимодополняющих корпуса материалов – глубинные интервью и дневники повседневной коммуникации. Далее

14
раскрываются общие характеристики
14-ти социальных сетей пользователей информационно-коммуникационных технологий. Анализ социальных сетей информантов, выполненный в традиции Social-Network Analyses (Т. Берковиц, Б. Уэлман), дает возможность понять специфику использования различных средств дистанционной коммуникации. Социальные сети информантов стали тем коммуникационным пространством, которое, в рамках данного исследования, рассматривается в качестве практического поля для изучения мобильной телефонии
В параграфе анализируется информация об особенностях использования различных видов связи (и, в первую очередь, мобильного телефона) в разных сегментах социальной сети.
Во втором параграфе – «Общие характеристики 14-ти социальных сетей
пользователей
информационно-коммуникационных
технологий»
проводится сравнительный анализ практик пользования различными каналами коммуникации (общение
«лицом к лицу», коммуникация посредством стационарного и мобильного телефонов, использование SMS, электронной и традиционной (бумажной) почты, связь с помощью ICQ и факса). Данные дневников повседневной коммуникации говорят о том, что у информантов за неделю было в 2,5 раза больше дистанционных контактов, чем личных встреч. Такое соотношение указывает на то, что ИКТ играют очень значимую роль в современной повседневной коммуникации.
Из всего диапазона коммуникационных средств молодые люди и девушки, проживающие в Петербурге, предпочитают мобильный телефон, на втором месте стоит стационарный телефон, потом, с большим отрывом, электронная почта. Традиционная почта и факсимильная связь фактически не применяются в повседневной коммуникации.
В третьем параграфе – «Пути распространения технических инноваций: выбор
оператора и модели мобильного телефона, проблемы смены оператора» описываются способы распространения технических инноваций на примере мобильной телефонии.
Анализируется выбор оператора и модели мобильного телефона, описываются проблемы смены оператора. Распространение мобильных телефонов в среде петербургской молодежи происходит под воздействием нескольких факторов. Во-первых, иметь сотовый телефон
«престижно и современно», во-вторых, члены персональной сети, пользующиеся мобильной телефонией, активно вовлекают своих абонентов в сообщество пользователей сотовой связи.
Третьим путем включения в число пользователей мобильной телефонией является получение аппарата на работе. Особое значение для начинающего пользователя мобильной телефонии имеет выбор оператора, предоставляющего услуги. Здесь присутствует закономерность: пользователи подключаются к оператору, который наиболее распространен среди членов их персональных сетей.
В четвертом параграфе - «Анализ основных социальных опций мобильного
телефона» -классифицируются основные социальные опции мобильного телефона. Под опциями (от лат. option – выбор, возможность) понимаются функциональные возможности аппарата, заложенные разработчиками в мобильный телефон. На основании эмпирических данных дневников повседневной коммуникации и интервью было выделено две основных группы опций мобильного телефона – коммуникативные (голосовая связь, служба коротких сообщений (SMS), записная книжка и определитель номера) и некоммуникативные (часы и будильник, органайзер с системой звукового напоминания, калькулятор, многочисленные игры, диктофон, фотоаппарат).
В пятый параграф посвящен «Общим правилам пользования мобильным
телефоном». В нем анализируется проблема организации описанных выше практик пользования мобильной телефонией в социальные правила. На эмпирическом материале показывается, что пока эти правила достаточно мягкие, возможно потому, что они только устанавливаются, и отсутствует разработанный механизм санкций за их нарушение.
В шестом параграфе - «Стиль разговора по мобильному телефону» анализируется особенности коммуникативного процесса, характерного для пользователей мобильной телефонии. Можно констатировать появление специфического стиля общения по

15
мобильному телефону, который характеризуется лаконичностью и прагматизмом: люди разговаривают по мобильному телефону особым образом, концентрируясь на передаче информации, а не на моментах соблюдения вежливости и/или получения удовольствия от общения.
В седьмом параграфе – «Практики экономии денег на мобильной связи» описываются распространенные в молодежной среде способы «экономить на связи».. Эта часть культуры общения по мобильному телефону нуждается в анализе потому, что, несмотря на массовость использования мобильной телефонии, она по-прежнему ограниченно доступна с экономической точки зрения для некоторых слоев населения (в частности для студентов). Многие наши информанты активно используют описанные в параграфе способы, чтобы дешевле «мобильно коммуницировать», что, в свою очередь, влияет на стиль общения.
В восьмом параграфе – «Анализ повседневных практик пользования SMS» исследуется специфика текстовой коммуникации. Материалы дневников демонстрируют, что подавляющее большинство информантов предпочитают звонить по мобильному телефону, а не писать сообщения. Это не означает непопулярности службы коротких сообщений, просто
SMS используется в особых ситуациях. Информанты пользуются SMS для связи с удаленными абонентами, например, друзьями, живущими в других странах или родственниками в других городах, что происходит из-за отсутствия роумиговых наценок.
SMS применяются и в тех случаях, когда человек, по той или иной причине, хочет избежать прямого контакта с членом своей социальной сети. Использование SMS зависит от характера отношений с адресатом. Возможно, SMS коммуникация связана не только с экономией денег, но является маркером менее значимых отношений. Хотя в большинстве случаев информанты объясняют свое пользование SMS именно экономическими причинами.
Девятый параграф посвящен интерпретации поколенческой разницы в практиках пользования мобильным телефоном. Материалы дополнительных интервью показали, что в исследованных случаях практики пользования мобильным телефоном тинэйджерами отличается от практик 20-30 летних молодых людей и девушек. Существенно различается, например, набор функций телефона, используемых этой возрастной когортой.
Старшеклассники, которые буквально выросли с мобильным телефоном в руках, гораздо шире используют его новые технические возможности. Характерной чертой использования мобильных телефонов представителями 16-17-летней возрастной когорты можно считать частую смену оператора и модели телефона. Более взрослые пользователи редко меняют оператора, сохраняя уже привычный и растиражированный номер. Среди тинэйджеров распространена также смена телефонных аппаратов. Материалы исследования, подтвержденные статистическими данными, указывают на то, что подростковая аудитория стремиться первой испытать на себе все новинки рынка, а потому средняя цена молодежного телефона с каждым месяцем растет. При этом, чем меньше возраст, в котором человек вовлекается в пользование мобильным телефоном, тем больше его повседневность и обыденные коммуникативные практики зависят от этого аппарата.
В выводах второй главы подводятся итоги сравнительного исследования повседневных практик пользования различными ИКТ, с акцентом на анализ практик пользования мобильным телефоном. Из коммуникационных средств наибольшей популярностью среди исслодованных молодых людей и девушек, проживающих в
Петербурге, пользуется мобильный телефон. Разные ИКТ используются для коммуникации с разными сегментами социальной сети. Новые каналы дистанционной коммуникации отчасти вытесняют из повседневной жизни молодежи 2000-х годов vis-à-vis общение. Мобильный телефон использовался информантами в основном для общения с наиболее близкими сегментами социальной сети (друзья и родственники), локализованными в пространстве одного города.
В третьей главе - «Социальные следствия распространения мобильной
телефонии» рассматриваются инновации, которые приносит в повседневную жизнь

16
пользование мобильной телефонией. Описывается явление социальной зависимости от мобильного телефона, анализируются основные социальные функции мобильной телефонии и возможные социальные следствия ее широкого распространения.
В первом параграфе – «Психологическая зависимость от мобильной телефонии» описывается, зафиксированная в исследовании, глубокая эмоциональная зависимость пользователей мобильной телефонии от своих аппаратов. Люди, включившиеся в практики пользования мобильными телефонами, считают мобильное коммуникационное устройство чрезвычайно важным ресурсом. Практически все информанты, участвовавшие в исследовании, не видят для себя возможности отказаться от мобильной связи. Широкое распространение мобильной телефонии демонстрирует, что эта технология принимает на себя очень значительные социальные функции, без которых пользователи уже не способны обходиться. Они обозначены во втором параграфе.
Во втором параграфе«Анализ основных социальных функций мобильного
телефона» выделяются шесть социальных функций, которые предписываются мобильному телефону его пользователями. Прежде всего, мобильный телефон рассматривается как инструмент социальной координации. Также он используется для эмоциональной поддержки внутри социальной сети, когда с его помощью осуществляется особый тип «ухаживающих звонков». Мобильный телефон используется, и как инструмент микро-контроля, и как средство безопасности. Мобильный телефон является как рабочим инструментом, так и средством развлечения. Поскольку мобильные телефоны имеют столько направлений для практического использования, их распространение создает предпосылки важных социальных изменений.
В третьем параграфе – «Возможные социальные следствия широкого
распространения мобильной телефонии» аналитически рассматриваются социальные последствия процесса включения в сеть пользователей мобильной телефонии. Первым из них можно назвать «императив доступности», который обозначает фактическое отсутствие в собранных данных практики отключения мобильных телефонов. «Императив доступности» требует от владельца телефона быть в постоянной готовности ответить на входящий вызов.
Возможно, существование такого императива объясняется тем, что мобильная телефония используется для общения с наиболее близкими членами социальной сети, а отсутствие постоянного контакта (при его потенциальной возможности) не одобряется близкими.
Другим важным следствием широкого распространения мобильной телефонии можно назвать «социальную атомизацию» (З.Бауман). Мобильные телефоны сужают диапазон отношений, которыми человек поглощен, до близкого круга «значимых других». Постепенно организуется особая коммуникационная модель, где общение организуется в стилистике
«тет-а-тет». Групповое общение, характерное для молодежных компаний прошлого, постепенно вытесняется дистанционным общением «один на один».
Третьим следствием является размывание границ публичного и приватного пространства. Появление и массовое распространение мобильных средств коммуникации трансформирует
«архитектурно-пространственное доминирование»
(М.Фуко) общественного порядка. Обычное для модернизированных обществ разделение дома и рабочего места (М.Вебер) постепенно утрачивается под воздействием широкого распространения мобильной телефонии.
Последним социальным следствием распространения мобильной телефонии можно считать появление нового «прерывистого» режима повседневной жизни. Говоря по мобильному телефону, человек впадает в пространство «отсутствующего присутствия»
(К.Герген): время его разговора течет в ином режиме, чем окружающее его время.
Темпоральные характеристики повседневной событийности включают такие показатели, как скорость течения событий и частота смены одного события другим (В.Д.Лелеко). Люди, включающиеся в сети мобильной телефонии, увеличивают для себя частоту смены одного события другим. Часто это приводит к тому, что они неспособны планировать что-либо долгосрочно.

17
В выводах генерализируются основные социальные следствия распространения мобильной телефонии, которые заключаются в распространении социальной зависимости от мобильного телефона, в развитии императива доступности, в проявлении специфических атомизирующих свойств мобильной связи и в изменении пространственно-временного режима повседневности в ходе включения в нее нового коммуникативного устройства.
В четвертой главе – «Гендерная специфика пользования мобильным телефоном» анализируется гендерные особенности приобретения и использования мобильного телефона в обыденных коммуникационных практиках молодых людей и девушек, проживающих в
Петербурге. Выявляется несоответствие данных интервью об особенностях женского и мужского пользования мобильной телефонией и дневниковых материалов о практиках повседневного использования мобильного телефона. В заключение дается теоретическое объяснение этого противоречия.
1   2   3   4

перейти в каталог файлов
связь с админом