Главная страница
qrcode

Искусство балетмейстера. Теоритический курс. Шкробова С.В.. Творчество и личность творчество- как процесс. Воображение. Ассоциации. Символическая аналогия


НазваниеТворчество и личность творчество- как процесс. Воображение. Ассоциации. Символическая аналогия
АнкорИскусство балетмейстера. Теоритический курс. Шкробова С.В..DOC
Дата06.01.2018
Размер216 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаИскусство балетмейстера. Теоритический курс. Шкробова С.В..DOC.d
ТипГлава
#54840
страница1 из 3
Каталогid122140713

С этим файлом связано 5 файл(ов). Среди них: Tantsy_raznykh_narodov_Chast_1.pdf, Вадим Юрьевич НИКИТИН.doc, I_Voronina_Istoriko-bytovoi_774_tanets.pdf, Искусство балетмейстера. Теоритический курс. Шкробова С.В..DOC.d, M_Vasilyeva-Rozhdestvenskaya_Istoriko-bytovoi_774_tanets.pdf.
Показать все связанные файлы
  1   2   3

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение.

Глава1 ТВОРЧЕСТВО И ЛИЧНОСТЬ

Творчество- как процесс.

Воображение.

Ассоциации.

Символическая аналогия.

Глава2 КОНЦЕПЦИЯ ДВИЖЕНИЯ

Поиск движений.

Развитие движений.

Развитие комбинации.

Пластический мотив. Лейтдвижение.

Глава4 ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ТЕКСТА И СОЗДАНИЕ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗА

Хореографический образ.

Стиль. Стилистика.

Жанр. Выразительные средства.

Глава3 ПОЛИФОНИЯ В ХОРЕОГРАФИИ

Имитационная полифония и контрапункт.

1 принцип: Поочередное высказывание голосов.

2 принцип: Поочередное высказывание голосов с

наложением голосов друг на друга.

3 принцип: Одновременное высказывание голосов с

различной информацией.

Усложненная полифония.

Глава4 СЮЖЕТ И ЕГО ОСОБЕННОСТИ

Содержание и форма.

Тема. Идея. Конфликт.

Сценарный план.

Глава5 СПЕЦИФИКА ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ

Специфика сюжета.

Основной закон драматургии.

Приемы изложения сюжета.

Глава6 ГЕРОЙ В СЮЖЕТЕ

Персонаж. Типаж. Характер.

Приемы решения сюжета через действующих лиц.

Вступительная статья

Предлагаемые вниманию студентов теоретические основы по дисциплине «Искусство балетмейстера», ставит своей целью познакомить будущих балетмейстеров с системой, разработанной ведущим педагогом кафедры «Современной хореографии» Института Декоративно-прикладного искусства С.В. Шкробовой. Пособие состоит из 6 разделов, посвящённых приёмам, принципам и закономерностям сочинения танца, основанных на музыкально-педагогических особенностях хореографического творчества. В пособии детально описывается методика обучения, разработанная и апробированная на кафедре «Современной хореографии», обобщён личный опыта автора, основанный на практических выводах.

Подобно тому, как наша речь складывается из слов, предложений и разнообразных крупных форм – хореографический текст имеет внутри себя менее или более глубокие грани, позволяющие закономерно упорядочить и логично организовать хореографическое произведение, будь то пластический этюд, миниатюра, или законченный балетный спектакль.

Первый шаг к пониманию дисциплины «Искусство балетмейстера» это осознание взаимодействия музыки и движения. По этому автор данного пособия уделяет большое внимание музыкальной аналогии: движение по темпу, ритму, понятие полифония и её разновидности и т.д.

Достоинством данного пособия является его доступность изложения и лёгкость восприятия, так как описанные примеры, с присущими им выразительными средствами облегчают запоминание и усвоение материала.

Это пособие только начало пути, впереди продолжительная и интересная работа, участниками которой должны стать и ВЫ.
Хакимова Л.А.

Заведующая кафедрой

«Современной хореографии»

ИДПИ.

ВВЕДЕНИЕ

В данном пособии кратко изложены теоретические принципы сочинения танца, методика и практика обучения искусству балетмейстера, хореографические приемы и методы помогающие студентам в освоении этого сложного предмета.

В хореографической литературе, которая рекомендуется в качестве учебных пособий для студентов вузов культуры и искусств, большое место занимает анализ проблем балетного театра, изложение фактов истории балета, чем рассмотрение принципов и приемов сочинения танца. Данное пособие является попыткой осмысления теории сочинения через практические советы.

Автор не претендует на всеохватывающее освещение всех вопросов композиции и постановки танца, поэтому задачи этого пособия следующие:

  • Научить мышлению хореографическими образами через ассоциации, воображение, аналогии.

  • показать методы варьирования движений и комбинаций.

  • дать понятие о принципах хореографической полифонии.

  • Раскрыть основные законы драматургии, с показом режиссерских приемов в сюжетном танце.

Очень хотелось бы, чтобы прочтение этого учебно-методического материала, для студентов явилось побудительным мотивом к дальнейшему самостоятельному освоению данного предмета, поиску и решению поставленых перед собой задач.

И в то же время, чтобы она не стала книгой рецептов-« делай так- и получишь желаемый результат», потому что проблемы творчества черезвычайно сложны и ставят больше вопросов, чем ответов. И эта книга является лишь одним из многих методических разработок по этой проблеме.

Опыт педагогической работы автора пока еще мал- всего 5 лет, поэтому буду признательна читателям за любые отзывы и комментарии,www.shkrob@rambler.ru


ТВОРЧЕСТВО И ЛИЧНОСТЬ
Творчество - сложное явление, выступающее одновременно как вид человеческой деятельности и как его качественная характеристика. Это деятельность, направленная на создание принципиально нового, социально значимого и совершенного по исполнению продукта. Творчество- это кропотливый и упорный труд. Это вдохновение и полет, удовольствие от выполняемой работы. Я глубоко убеждена, что научить творчеству в полном смысле слова невозможно. Но возможно:

- Выделить факторы, условия, которые могут способствовать творчеству.

- Проанализировать этапы творческого процесса.

- Рассказать о методах и приемах активизации творческой деятельности

- Простимулировать творческий процесс, повысить творческий потенциал человека.

Давайте составим психологический портрет балетмейстера, определим блок качеств, характерных для него, выявим творческий фон, т. е. условия, в которых творит личность.

* Условия творчества

Наличие необходимой информации.

Здесь главным условием творчества выступает процесс познания, накопления знаний о предмете, сбор информации. В шутку можно сказать, если бы яблоко упало на голову Ньютона , не наполненную информацией, то вряд ли бы он занялся теорией тяготения.

Для овладения своей профессией будущий балетмейстер изучает цикл специальных предметов, хореографических дисциплин, таких как –искусство балетмейстера, классический танец, народный танец, история балета, модерн, джаз. Все эти предметы дают ему информацию о будущей профессии.

Особая творческая направленность личности.

Источником развития творческой личности можно считать потребность к самореализации, «самовыражения». В процессе творчества происходит преобразование самой личности, её обогащение и саморазвитие.

Сочинение танца- процесс сложный и длительный. Нужно иметь определенные способности( волевой контроль, работоспособность, устойчивость внимания) и уметь погружаться в творческий процесс. Поэтому хореограф должен иметь комплекс психофизических качеств, делающих его пригодным к творческой деятельности.

Необходимый фон творчества

Диапазон эмоциональных состояний, питающих творческую личность, следует искать за пределами спокойных, уравновешенных состояний. Психологи утверждают, что наиболее долговременной является эмоциональная память и надолго запоминаются эмоциональные переживания.

Ассоциативные способности и воображение

Умение перенести свои субьективные переживания, эмоции в художественное произведение через устанавление аналогий и ассоциативное мышление. Процесс творчества это не что иное как сознательный перебор вариантов(ассоциаций и аналогий), череда внутренних, воображаемых импровизаций.

Итак, сочинение танца предполагает наличие у студента-хореографа способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается художественное произведение. Вполне вероятно, что, находясь в определенном эмоциональном состоянии, хореограф часто чисто интуитивно находит оригинальное решение и объединяет различную информацию неожиданным образом. Таким образом, в творческом процессе взаимодействуют бессознательное и сознательное, интуиция и разум, природный дар и приобретенный навык.

* Этапы творчества

Если рассматривать творчество как процесс, то он имеет несколько этапов:

1) Подготовка - собирание и обобщение жизненного материала, определение темы и идеи произведения.

Идея –( в переводе с греческого)понятие, представление. Главная основная мысль автора, его оценка изображаемого, то что он хочет сказать зрителю.

Тема – круг событий и явлений, лежащих в основе произведения . Это идея воплощенная в сюжете и образах .

Тему и идею расчленить невозможно. Если разработка темы идет одним путем, а вывод, главная мысль произведения не отражены, то произведение можно считать безконцептуальным. Концепция - это взгляд автора на разработку темы и идеи. Автор к идее произведения может относиться по разному, резко отрицательно или отвлеченно, с юмором или восторгом.

2)Созревание - идея и тема обрастают событиями, персонажами, характерами. Балетмейстер ищет приемы и принципы изложения сюжета. Вырисовывается стиль, жанр, логика взаимоотношений. Находится музыкальное произведение. Общее переходит в частное. Балетмейстер начинает видеть внутренним зрением свое произведение.

3)Воплощение- создание произведения, сочинение хореографического текста, костюма, сценографии. Балетмейстер как бы "входит" в свое произведение, перевоплощаясь в своих героев, и действует по законам своей фантазии, но в тоже время наблюдает за этим со стороны и четко отсеивает ненужное.

4) Проверка истинности - разбор материала по своим внутренним критериям.(Оценка проработки выдвинутой идеи. Анализ: что получилось, что нет?) Балетмейстер должен сам увидеть свои ошибки для того что бы в дальнейшем четко определить для себя, сможет ли он в будущем, на другом материале, раскрыть должным образом свою концепцию произведения.

5)Стадия, которая не всегда присутствует в творческом процессе, - это озарение ("инсайт"), когда происходит интуитивное схватывание прорабатываемой темы. Короткая "вспышка", в момент которой найденное решение всплывает в сознании внезапно, сопровождаясь интуитивной уверенностью в его правильности.

Естественно, каждая фаза не живет самостоятельно, а на каком-то этапе определяет характер других, и тем самым видоизменяет их, моделирует содержание и форму произведения.

При сочинении хореографического номера балетмейстер не должен сидеть и ждать, когда гениальная мысль осенит его голову, а использовать самые мощные инструменты мышления- это воображение, ассоциациии и аналогия.

* Методы хореографического творчества

Метод использования воображения

Воображение- это психический процесс, заключающийся в создании новых образов путем переработки восприятий и представлений, полученных в течении жизни:

В одно мгновенье видеть вечность,

Огромный мир - в зерне песка,

В единой горсти - бесконечность

И небо - в чашечке цветка.

У. Блейк

Воображение позволяет не только представить себе отсутствующий или даже вообще не существующий в реальности объект, но и удерживать его в сознании, изменять, преображать, т.е. мысленно манипулировать им.

Есть несколько видов воображения.

Пассивное воображение. Заключается в том, что его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека. Пример: сновидения.

Активное воображение. Характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы.

Творческое воображение. Отличается тем, что в нем действительность сознательно реконструируется и творчески преобразуется человеком. Развитие воображения может происходить в процессе занятий при помощи упражнений и этюдов.

Представьте себя объектом: конфетой, мороженым, туалетным мылом. Расскажите о своей жизни.

1) Каково ваше предназначение?

2)Какие ваши привычки, что вам нравится, а что нет?

3)Какие эмоции вы испытываете?

4)О чем вы мечтаете?

5) Что бы вы сказали людям?

6)Что вам мешает выполнять ваши функции?

А потом попробуйте это отобразить в танце - этюде.

Нужно создать "соло-образ", где задача - экспонировать объект, показать его тип и характер. Пример: Заяц-трус, «на веселе».

Следующий этап - "соло-настроение ", где задача балетмейстера -проследить за настроением объекта. Пример: Пьяный заяц горюет о своей неотвеченной любви.

И уже окончательный этап это "соло-монолог" - оно вбирает в себя все качественные характеристики. Мы видим трусливого пьянчужку Зайца, с несложившейся личной жизнью, мечтающего быть смелым, защищать свою возлюбленную, но так ничего и неизменившего в своей жизни.

Мы видим обьект через увеличительную призму и таким образом, можем глубоко проникнуть в его внутренний мир и эмоционально реагировать на происходящие изменения, проследить драматургию внутреннего состояния.

Для того что бы успешно справиться с этим заданием нужно:

а) найти лейтдвижение;

б)найти пластический образ;

в)найти стиль повествования (подробно о этом мы расказываем в следуещей главе).

Развивать воображение можно посредством ассоциаций.

Метод Ассоциации - образ, возникающий в результате неожиданного сочетания далеких понятий и являющийся отражением в сознании человека взаимосвязей предметов и явлений, другими словами в ответ на какое-нибудь слово или явление в сознании человека возникают различные образы.

Упражнение "ассоциативная цепочка" используется для развития ассоциативного мышления, тренировки способности к ассоциированию.

Вариант 1.

Составить ассоциативную цепочку между двумя любыми словами. Например: компьютер – апельсин.

Итак: компьютер - игра, игра - мяч, мяч - круглый, круглый - яблоко, яблоко - апельсин.

Вариант 2.

Составить смысловую ассоциативную цепочку между двумя внешне не связанными утверждениями, т.е. восстановить логику происходящих событий." Вы ложитесь спать" - "отрывается шнурок у ботинка".

Вы ложитесь спать - долго не можете уснуть - засыпаете только под утро - не слышите будильник - одеваетесь в спешке – нервничаете - у вас ничего не получается - вы дергаете за шнурок - он обрывается.

Эту же самую цепочку можно отобразить на эмоциях и чувствах. Можно на каждое звено цепочки поставить по одному танцовщику и передавать эмоции по цепочке. Для этого не нужно отображать действие, заменим его чувством, эмоцией. Конечно сюжет уйдет, будет непонятен и недоступен для зрителей. Но в данном случае мы преследуем другую цель- умение трансформировать сюжет в конкретное эмоциональное состояние, так как умение выразить, «материлизовать» свои эмоции способствует мышлению хореографическими образами.

Пример: «вы ложитесь спать»- чувство спокойствия, умиротворения; «долго не можете уснуть»- раздражительность, нервность; «засыпаете только под утро»- покой; «не слышите будильника»-далекое беспокойство; «нервничаете»- нервничаете; «у вас ничего не получается»- истерика; « вы дергаете за шнурок- он обрывается»- полное спокойствие.

Кому то покажется эти задания просты. Но каждое задание это этюд. А этюд- это опыт балетмейстерской работы.

Дальнейший этап работы над эмоциями - это отображение их не буквально, а завуалированно посредством ассоциаций.

Смысл задания сводится к тому, что нужно позой или жестом вызвать у зрителей ассоциативный образ: Войны, Ожидания, Любви и т.д.. Это не должно быть аллегорией, символом этих категорий, но может быть конкретной ситуацией, действием, известным героем или даже животным.

На пример, при слове «война» в нашем сознании мелькают образы свастики, Гитлера, его вытянутой руки, 7-ой симфонии Шостаковича, сжигающих книг. Возникает поза: 2 поз. ног, вытянутая правая рука, левая рука прижата к верхней губе(усики).

Удивительно емко создал образ преданности, любви Дездемоны к Отелло в балете «Отелло» У.Ноймайер. Дездемона, стоя на коленях, прикасается ладонями к отпечатку следов, незримо оставленных идущим вперед возлюбленным.

Суть в том, чтобы из того количества образов, возникающих в голове, выбрать самый яркий, самый близкий по значению. Ведь у каждого человека свой индивидуальный опыт, сохраненный в виде определенных образов, поэтому и вариантов будет много.

Если пойдти дальше, то основываясь на этом методе можно смешивать жанры и стили произведения: от оперы и пантомимы до коллажа и кино. Действо может состоять из отдельных не связанных фрагментов( «Танцтеатр» П. Бауш). Этот метод должен быть оправдан и четко попадать в цель и вызывать в зрителе глубокие ассоциации.

Еще одно упражнение на ассоциативное мышление это: контрастные эмоции. В любом произведении присутствует конфликт, противоречие между героем и антигероем, добром и злом, любовью и ненавистью. Даже сам человек внутренне противоречив.

Мы-источник веселья- и скорби рудник

Мы вместилище скверны- и чистый родник.

Омар Хайям

Суть задания заключается в показе настроения и переходе на контрастное настроение через образ или маленький сюжет. Например: Девочке на руку прилетела бабочка( настроение радости) попархав вокруг, она улетела( настроение грусти).

Две танцовщицы: одна (холерик)- весела, непосредственна, открыта. Другая (сангвиник)- зла, недовольна, вредна. Общаясь с друг другом (это может быть через предмет: мяч, игрушки, кубики и т.д.) они меняются характерами. При этом нужно обязательно показать палитру эмоциональных состояний, переход из одного настроения в другое.

Еще один мощный инструмент творческого мышления - это аналогия.

Метод символической аналогии - это изменение объекта с помощью метафоры, поэтического сравнения. Приведу примеры:

Часы - идущая неподвижность.

Бинокль - близкая даль.

Творчество - сладкая мука.

Эти словесные упражнения развивают воображение, но на хореографическом уровне нас интересует фантастическая аналогия.

Для тренировки можно предложить следующее упражнение. Представьте себя объектом: пылесосом, книгой и т.д. В отличии от других заданий здесь задача усложняется, так как объект подлежит изменениям, без учета каких-либо ограничений в условиях, когда "возможно все".

И тогда пылесос превращается в "черную дыру", где живут маленькие монстры, а книга - в кладовую с ключами от счастья. Пылесос – пластмассовый слон, дом сортировки, бермудский треугольник. Книга - окно в другой мир, заседание совета.

Я считаю этот этап обучения очень важным для развития воображения у студентов. Посредством этих заданий педагог знакомится со своими студентами, выявляет уровень творческой одаренности , индивидуальный подход к проблеме(заданию), стиль и решение этого задания. Это такой пробный шар, когда педагог по большому счету ни чему не учит, а лишь анализирует совокупность задатков и природных данных своих студентов, с которыми ему придется работать в течении нескольких лет.

Здесь представлены основные этюды, которые дают толчок для дальнейшего, более детального и глубокого изучения ассоциативного мышления и воображения.
КОНЦЕПЦИЯ ДВИЖЕНИЯ.


Если считать , что танец- это язык( хореографический текст), то большая часть того , что мы видим сегодня на сцене это попытка говорить на чужом языке, используя лексику модерна, контактного партнеринга, джаза и т. д. в практически готовом виде, показывая нам определенный набор штампов и стереотипов в лексике и композиции. Танец как художественное произведение предполагает изобретение собственного языка, который создает особую реальность, мир творца. Но в тоже время как бы не условны были движения, они все равно имеют свою связь с жизнеными явлениями. Человек выражает свои эмоции через движения. В плавных, мягких движениях, мы видим нежность, задумчивость, в порывистых- страстность, гнев, в стремительных- радость, возбуждение. Ф. Лопухов считал, что «движения имеют свою собственную значимость и смысл». Он сравнивал эффасе с мажором, а круазе с минором. Можно заметить что «па-де-ша» имеет шаловливый характер, «амбуате»- игривый а «атитюд»- торжественный и величавый.

В сегодняшнем современном танце движение тесно связано с создаваемым образом, личным субьективным опытом исполнителя, поведении тела в рамках определенного художественного контекста.

Для понимания и исследования богатства и разнообразия движений, для того, чтобы студент отказался от определенных сочинительских штампов и техник, мы предлагаем ряд этюдов-упражнений.

Наше тело состоит из частей. Это локти, запястья, руки, шея, плечи, пятки, колени и т. д. Наша задача - исследовать свое тело, понять, что оно может принимать формы и позы, большие и маленькие, оно имеет баланс, вес и энергию , но самое главное: оно имеет движение - первоэлемент хореографии, а хореограф мыслит движениями. Попытаемся «включить» в себе систему мышления, через движение.

1)Поочередное нарастание движения.

Постепенное включение частей тела (можно начать с движения мизинца) в движения, присоединяя другие части с последующим убыванием и уходом в паузу с той же самой очередностью, с которой входили. Задача: исследование возможности тела, личную психо-физическую жизнь частей тела танцовщика. Можно усложнить упражнение, поставив задачу отразить определенные эмоции( ждать, плакать, жалеть). Внутри этюда обязательно будет кульминация, в той части где участвуют максимальное количество частей тела.

2)Отношение одних частей тела к другим частям тела.

Взаимоотношения одной части тела(руки) с другой частью тела(ногой). Здесь могут возникнуть весьма интересные "связи", коллизии, сюжеты. Пример: Сидя на полу, две согнутые, выворотные, скрещенные ноги - это аквариум, а кисть - это рыбка. Аквариум падает, рыбка умирает.

Пример№2: По плечу(одна часть тела) ползет гусеница(рука-другая часть тела) оформляется в кокон(две кисти в «комочке») и улетает бабочкой (две кисти как крылья).

3)Дальнейший этап - отношение частей тела одного человека к частям тела другого человека. Это работа в паре, помогает выявлять сюжет «внутри тела», например у одной танцовщицы рука - это смычок, а у другой торс - это виолончель. Возникает монолог художника с своей музой.

Другой пример: четыре танцовщицы изображают дракона. Первая- лежит на спине головой к заднику, согнув колени( сгибая и разгибая колени создается эфект полета). Вторая- сидит у первой на животе опираясь на согнутые колени( работает только голова). Третия и четвертая- стоят боком на одном колене, другая нога высоко поднято, как крыло. Их корпус спрятан за вторую танцовщицу и они поочередно, а когда и вместе машут крыльями.

Эти этюды носят чисто учебный характер, так как умение сочинять строго в рамках задания в последующем помогут студентам более внятно выражать свои мысли, находить сюжет внутри своего тела, к тому же это задание является первым этапом изучения контактной импровизации. Как правило студенты сначала импровизируют, а только потом начинают сознательно сочинять.

Следующий этап овладения хореографическим мышлением, через движение умение комбинировать движения.

Можно определить несколько методов варьирования движений.

Механическое. Основная цель этого метода заключается в том, чтобы как можно больше придумать вариантов одного движения.

Характеристическое. Данный метод заключается в отображении характера персонажа, его индивидуальных качеств. Например: шаг польки медведя, зайца, лисы. У каждого одно и то же движение будет исполнятся по-разному.

Метафорическое - когда у движения есть второй смысл, образное выражение. Балетмейстер берет или фантастическое явление или реальный персонаж и вкладывает в него образное ядро. Пример: «Видение розы», «Умирающий лебедь», образ воды - «волна» в руках или pas de bоure. Часто метафора воплощается через крылатые выражения: « идти по спинам», « бить баклуши», «переступить через труп». Метафора зависит от культуры зрителя и мастерства балетмейстера.

Мы подробно остановимся на механическом методе варьирования.

Развитие движения

по ритму – ритмически изменяя комбинацию,как бы "свингуя"её, делая какие-то движения длинно, тем самым нарушая равновесие тела, а какие-то- "проглатывая". В комбинации мы стараемся трансформировать каждое движение.

по принципу движения - движение видоизменяется, но остается его принцип исполнения, принадлежность к определенному виду. Например: движение «веревочка» может развиваться как веревочка закрытая, веревочка в повороте, веревочка с уходом в гранд плие.

по пространству - движение развивается не только по планшету сцены, но и по высоте и глубине пространства. Таким образом, движение можно делать низко или высоко, статично или динамично, на месте или с продвижением.

по ракурсу - это метод "варьирования без варьирования", ракурс появляется за счет изменения положения тела в пространстве. Предположим, что мы абсолютно неизмененную комбинацию исполним лежа на правом боку. Естественно, она будет выглядеть как будто новая, нисколько не похожая на предыдущую комбинацию. Но это самый простой пример, естественно хотелось бы изменения каждого движения в комбинации. Это одно из самых сложных методов, т. к. нужно обладать абстрактным мышлением и представлять тело как бы "парящим "в пространстве.

по принципу добавления - к движению добавляются выразительные положения рук, корпуса, наклоны, ракурсы. В комбинацию не вводятся новые движения она изменяется за счет новых положений корпуса и ракурса.

Рис.1

По принципу добавления


Gr.battement в повороте

с наклоном

в прыжке



По ракурсу

Gr.bat. на полу,лежа на спине

Gr.bat. стоя на лопатках(свечка)






  1   2   3

перейти в каталог файлов


связь с админом