Главная страница
qrcode

История изобразительного искусства_Сокольникова_Том 1. Учебник Для студентов высших педагогических учебных заведений е издание, стереотипное


НазваниеУчебник Для студентов высших педагогических учебных заведений е издание, стереотипное
АнкорИстория изобразительного искусства Сокольникова Том 1.pdf
Дата16.11.2017
Размер6.55 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаIstoria_izobrazitelnogo_iskusstva_Sokolnikova_Tom_1.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипУчебник
#9385
страница1 из 36
Каталогtopic4918594_27696136

С этим файлом связано 47 файл(ов). Среди них: 2_Mescheryakov_A_N__otv_red__Istoria_i_kultura_traditsionnoy_Yap, Vseobschaya_Istoria_Iskusstv_Tom_2_Kniga_2__1961.pdf, Revald_D_-_Istoria_impressionizma.pdf, Malaya_Istoria_Iskusstv_Iskusstvo_Srednikh_Vekov_v_Zapadnoy_i_Ts, Malaya_Istoria_Iskusstv_Iskusstvo_Stran_Dalnego_Vostoka.pdf, Istoria_gradostroitelnogo_iskusstva_Rabovladelcheskiy_i_feodalny, G_Drach_Istoria_iskusstv.djvu, 1_Mescheryakov_A_N__otv_red__Istoria_i_kultura_traditsionnoy_Yap, Vseobschaya_Istoria_Iskusstv_Tom_2_Kniga_1__1960.pdf, Malaya_Istoria_Iskusstv_Iskusstvo_Srednikh_Vekov.pdf и ещё 37 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   36
ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАН ИЕН. М. СОКОЛЬНИКОВА
ИСТОРИЯ
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО
ИСКУССТВА
В двух ТОМАХ Том 1
Учебник
Для студентов высших педагогических учебных заведений е издание, стереотипное
Москва
Издательский центр Академия

УДК 7(075.8)
ББК я
С597
Рецензенты:
доктор педагогических наук, профессор Московского государственного открытого педагогического университета им. МА. Шолохова Л.Л. Рапацкая; доктор педагогических наук, профессор Московского государственного университета культуры и искусств Т. И. Бакланова

При оформлении обложки использована репродукция картины Сандро Боттичелли Весна, 1480 г.
Сокольникова Н.М.
С597 История изобразительного искусства учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений : в 2 т. Т. 1 / НМ. Сокольникова. — е изд, стер. — М Издательский центр Академия, 2007. — 304 сил с. цв. вкл.
ISBN 978-5-7695-4424-8 (Т. 1)
ISBN В учебнике систематизируются знания по истории изобразительного искусства с древнейших времен до XX вдается представление об идейно-стилистических особенностях каждого исторического этапа, характерных тенденциях в творчестве наиболее выдающихся мастеров. В томе 1 рассматривается история искусства первобытной эпохи, Древнего Египта, Древней Передней Азии, эгейское искусство, искусство Древней Греции, этрусков и Древнего Рима, искусство стран Востока (Индии, Китая, Японии, доколумбовой Америки, Западной Европы (до рубежа XIX—XX вв.). Внимание сосредоточено на наиболее важных явлениях в искусстве античности, романики и готики, Возрождения, барокко, классицизма, романтизма, реализма, модерна.
Для студентов высших педагогических учебных заведений. Книга может быть полезна широкому кругу любителей изобразительного искусства.
УДК 7(075.8)
ББК 85.1я73
Оригинал-макет данного издания является собственностью Издательского центра Академия, и его воспроизведение любым способом без согласия правообладателя запрещается 978-5-7695-4424-8 (Т
ISBN 978-5-7695-4423-1
© Сокольникова НМ, 2006
© Издательский центр Академия, 2006

ВВЕДЕНИЕ
Как известно, искусство это сфера духовно-практической деятельности людей, которая направлена на художественное постижение и освоение мира. В результате этой деятельности появляются произведения искусства, причем не каждая картина, скульптура или архитектурное сооружение достойны этого высокого звания. Произведение искусства целостная, слож­
ноорганизованная структура, где все элементы участвуют в воплощении художественного замысла, составляя образную картину мира.
Подлинные произведения искусства, возникающие в процессе художественного творчества, должны иметь общественно значимый смысл, определенную эстетическую ценность, новизну и оригинальность. Создание и функционирование произведений искусства происходит в рамках художественной культуры, которая объединяет в исторически изменяющееся целое художественное творчество и искусствознание. Изучение языка искусства помогает полнее и тоньше понимать произведение, глубже проникать в него.
Произведение искусства редко бывает полностью и до конца оригинально, поскольку оно обычно связано стем, что было достигнуто ранее вис тории искусства. Совокупность таких связей и есть традиция.
Полет творческой фантазии, как правило, основывается на знании традиций, те. того, что передается по наследству из поколения в поколение. Традиция образует необходимую основу, в рамках которой формируются оценки степени оригинальности и новизны произведения искусства.
Искусство сложно по своей структуре, по многообразию видов, жанров, течений и направлений, творческих индивидуальностей. Как же научиться его понимать Для этого необходимо уяснить роль искусства в жизни человека ив обществе, освоить его функции. Изучение истории изобразительного искусства поможет разобраться в его пластических системах, видах, жанрах, стилях, направлениях и течениях, познакомиться со своеобразием различных художественных школ.
Функции искусства. Искусство выполняет в обществе несколько функций. Назовем наиболее значимые из них познавательная, идеологическая, ценностно-ориентационная аксиологическая, знаковая семиотическая, эмоционально-развивающая, эстетическая, воспитательная, гедонистическая, творческая (эвристическая, коммуникативная, прогностическая футуристическая, арт-терапевтическая и др. Не принято отдавать приоритет ка­
кой-либо одной из этих функций, так как при создании и восприятии произведения искусства в той или иной мере присутствуют они все.
Познавательная функция искусст­
ва
проявляется в том, что образы, запечатленные на картинах, гравюрах или в скульптурах, помогают открыть
незамеченную ранее красоту природы, познать внутренний мир человека, оценить неповторимую сложность человеческих отношений. Историческая живопись в зримых образах представляет нам события давно ушедших дней. Мы можем вместе с живописцами восхититься красотой далеких стран. Воображение художника позволяет нам увидеть на полотнах фантастические миры. Кроме этого, многозначность самого художественного творения порой предоставляет возможность для перманентного процесса познания. В уже знакомом произведении человек в зависимости от приобретенного духовно­
нравственного опыта может открыть для себя что-то новое.
Существенную роль играет идеологическая функция искусства,

его со- циально-историческая детерминированность. Обществу нужны от искусства главным образом идеи, и оно успешно воплощает ведущие философские и религиозные идеи различных эпох в самых разных видах и жанрах. С помощью произведений искусства легко внушить массам необходимую идеологию. Очень важна способность искусства не только воздействовать на сознание, формировать его, но и регулировать направленность действий индивида. Искусство может быть теоретическим фоном культурной политики.
Художники в соответствии с многовековыми традициями выступают в основном выразителями общепринятых духовно-нравственных ценностей.
Ценностно-ориентационная
(аксиологическая) функция искусства
состоит в привитии людям высоких ценностей гуманистической культуры посредством возбуждения у них соответствующих этим ценностям чувств и переживаний, настроений и ожиданий в процессе общения с произведением искусства. Сформированный таким образом ценностный опыт позволяет личности использовать приобретенные знания не только для понимания изобразительного искусства, но и для самостоятельной ориентации в окружающей социокультурной среде. Без серьезного понимания художественного наследия невозможно формирование зрелых идейно-эстетических убеждений, высокое духовно-нравственное развитие, полное овладение профессиональным педагогическими художественным мастерством.
Знаковая
(семиотическая) функция
искусства
обусловлена тем, что изображение какого-либо объекта является знаком этого объекта. Птица, нарисованная пусть даже с иллюзорной точностью, все равно не оживет и не полетит. Принцип художественного обобщения и принцип символизации, ведущий от живого предмета к его обозначению, тонкость хода мыслительного процесса, выражаемая в лаконичности и изяществе рисунка, в условности колорита, помогают понять особенности построения художественной формы.
Эмоционально-развивающая функция
искусства
состоит в его воздействии на эмоционально-чувственную сферу личности. Произведения искусства как отражение человеческих переживаний и чувств способствуют обогащению этой сферы, развитию эмоциональной отзывчивости личности.
Общение с искусством развивает в человеке эстетическое чувство, эстетический вкус, формирует эстетический идеал, поэтому искусство служит важнейшим средством эстетического воспитания. Отсюда его эстетическая и воспитательная функции.

Приобще­
ние личности к эстетическим представлениями нормам, развитие у нее восприятия широкого круга явлений действительности, запечатленных в произведениях искусства, способствуют их осмыслению и формированию у человека собственного эстетического опыта с последующим активным включением его в личную деятельность. Эстетический опыт помогает создать особое видение мира, которое очень ценно для человека в мировоззренческом плане и не может быть достигнуто изучением никакого другого предмета, кроме искусства.
Гедонистическая функция искусст­
ва
заключается в том, что его восприятие доставляет людям радость и удовольствие. Эстетическое наслаждение — уникальный вид наслаждения, поскольку оно основано на объективных свойствах произведений искусства. При этом важно не забывать, что полноценное восприятие картины, графики, скульптуры или архитектурного памятника включает как эстетическое наслаждение, таки стремление понять идею произведения.
Творческая
(эвристическая) функция
искусства
связана стем, что его восприятие требует сотворчества, а постоянное общение с искусством развивает эту способность. Воспринимая произведения, мы обогащаем свой духовный мир.
Коммуникативная функция искус­
ства
облегчает взаимопонимание и общение, обмен культурными ценностями, развитие и удовлетворение культурных потребностей человека. Кроме того, сами произведения искусства могут выступать средством коммуникации, так каких образный язык универсален, понятен людям разных стран и не требует перевода.
Искусство обладает прогностической футуристической) функцией
— способностью предвидения, предсказывания будущего. Порой разрушенные памятники на картине художник рисует восстановленными, итак потом происходит в жизни, случаются изображенные события, сбываются людские судьбы.
Арт-терапевтическая
(компенса­
торная
) функция искусствасостоит в коррекции негативных психических состояний и оздоровлении человека в процессе его общения с художественным произведением. Искусство выполняет роль эмоциональных и интеллектуальных амортизаторов между реальностью и человеческим сознанием.
Виды искусства. В процессе исторического развития искусства сложились различные его виды. Эпохи наивысшего расцвета искусства свидетельствуют о том, что полнота отображения мира достигается одновременным расцветом всех искусств. Как известно, виды искусства можно объединить в следующие группы временные, пластические и синтетические
(пластическо-времен- ные).
К временным искусствам относят музыку и литературу, так как для исполнения музыкального произведения и чтения книги требуется определенное время.
Пластические искусства- это искусства, произведения которых имеют предметный характер, создаются путем обработки материала и существуют в реальном.пространстве. Пластические искусства св. называют прекрасными, изящными.
К пластическим искусствам относятся изобразительное искусство (графика, живопись, скульптура, архитектура, декоративное и прикладное искусство, дизайна также произведения народного искусства изобразительного и прикладного характера.
Произведения пластических искусств воспринимаются зрительно, а иногда и осязательно (скульптура, декоративное и прикладное искусство. Этим они отличаются от произведений временных видов искусства (музыкальные произведения воспринимаются на слух, стихии прозу можно также воспринимать с помощью слуха).
Пластические искусства тяготеют к синтезу различных видов- (слияние и
взаимодействие архитектуры с монументальной живописью, скульптурой и декоративно-прикладным искусством живописи со скульптурой — в рельефах живописи с декоративно­
прикладным искусством — в керамических изделиях, вазах и т.д.).
В пластических искусствах пластика объемов, форм, линий имеет определяющее значение, с этим связано и их название. Окружающая действительность фиксируется художником в пластических образах. Основная их особенность заключается в том, что, материализуясь на плоской или иной поверхности, а также в объеме, они, как правило, становятся знаками реально существующих предметов. Художественность пластического изображения раскрывается в отборе тех качеств предметно-пространственного мира, которые дают возможность передать характерную выразительность и выделить эстетически ценное.
Синтетические искусства- театр, кино, цирк, телевидение
— объединяют пластические и временные. Например, в театре в создании спектакля участвуют драматург (автор пьесы как литературного произведения, художник декорации и костюмы, композитор музыкальное оформление) и др. Балет тоже считают синтетическим видом искусства, так как в нем происходит слияние музыки и движения на основе пластики человеческого тела.
Архитектура (от лат. architecture, гр. archi — главный и tektos — строить, возводить, или зодчество, — объемно­
пространственный вид искусства, искусство проектировать и строить. Архитектура может выражать в художественных образах представления человека о пространстве и времени, о величественном, торжественном, мрачном и др. Вероятно, поэтому говорят, что архитектура — это застывшая музыка.
Различают три основных вида архитектуры объемные сооружения (культовые, общественные, промышленные, жилые и другие здания ландшафтная архитектура (беседки, мостики, фонтаны и лестницы для скверов, бульваров, парков градостроительство — создание новых городов и реконструкция старых. Своей художественно-об­
разной стороной архитектура отличается от простого строительства. Комплексы построек и открытых пространств составляют архитектурные ансамбли. Эстетические, функциональные икон структивные качества в архитектуре взаимосвязаны.
Связанная в своем развитии с постоянно меняющимися материальными потребностями человека, с достижениями науки и техники, архитектура является одной из форм материальной культуры.
Основные выразительные средства, применяемые в архитектуре, — пластика объемов, масштабность, ритм, пропорциональность, а также фактура и цвет поверхностей. Архитектурные сооружения отражают художественный стиль эпохи, как и произведения любого другого вида искусства. Всемирно известные архитектурные сооружения и ансамбли запоминаются как символы стран и городов (пирамиды в Египте, Акрополь в Афинах, Колизей в Риме, Эйфелева башня в Париже, небоскребы в Чикаго, Кремль и Красная площадь в Москве и др.).
Архитектура воздействует своими монументальными формами на сознание людей. В художественных образах архитектуры отражаются и строй общественной жизни, и уровень духовного развития общества, и его эстетические идеалы. Архитектурный замысел раскрывается в группировке архитектурных масс, организации пространства интерьера, пропорциональных отношениях частей и целого, ритмическом
строе. Соотношение интерьера и объема здания характеризует своеобразие художественного языка архитектуры. Большое значение имеет художественное решение наружного облика зданий.
Архитекторы создают для человеческой жизнедеятельности художественно организованное пространство, которое является гармоничной средой для синтеза искусств.
Изобразительное искусство вид пластических искусств, включающий плоскостные живопись и графику, а также объемно-пространственную скульптуру. Как правило, в основе произведений изобразительного искусства в отличие от неизобразительных видов пластических искусств (архитектура, дизайн) лежит узнаваемый образ действительности. Однако в абстрактном искусстве изобразительность отсутствует. Произведения неизобра­
зительных искусств, наоборот, могут быть весьма изобразительны (дом в виде башмака, гриба, корабля стул или светильник в виде цветка, животного, человека, часы-домик, декоративный сосуд в виде зверя или птицы, гобелен-дерево, кружевная салфетка- снежинка, кованая решетка ограды из цветов и листьев и др.).
Изделия декоративного и прикладного искусства правильнее отнести к изобразительному искусству, чем к неизобразительному, так как большинство из них украшаются сюжетными или орнаментальными композициями. Кроме того, их форма также может быть изобразительной (примеры чему приводились выше).
Изобразительное искусство может передать духовный облик человека и целой эпохи, психологическое и эмоциональное содержание сюжета. Наглядность образа в изобразительном искусстве позволяет художнику выразить свое отношение к изображаемым событиям.
Пластические системы. В изобразительном искусстве с давних времен существовали одновременно или сменяя друг друга различные системы художественного восприятия и отображения реального мира. Можно говорить о трех пластических системах.
Первая система основана на том, что художник воспринимает мир предметно, уделяя внимание преимущественно плоскостным или конструктивным качествам предметов. Про- странственность как воздушная среда не играет для него определяющей роли.
Предметным видением обладали в большой степени русские иконописцы, художники Востока, а также мастера Возрождения. Однако между многими произведениями, относящимися к этой системе художественного творчества, есть большая разница. Поэтому предметная пластическая система условно разделяется на два типа силуэтно-плоскостной и объемный.
Пластические изображения силуэт­
но-плоскостного типа доносят до зрителя общую силуэтную характеристику предмета, своеобразную проекцию на изобразительную поверхность. Форма этих силуэтных пятен, их окраска, фактура дают возможность создавать изображение с цветовым планом, выступающим или уходящим в глубину образуется условное художественное пространство.
Силуэтно-плоскостной была, например, роспись древнеегипетских храмов. Русскую иконопись
X—XV вв. отличали четкость силуэтов, ясность цветовых отношений и условность пространства. Выразительность древнеиндийской миниатюры строилась преимущественно на ярких декоративных цветовых пятнах, динамических силуэтах и плоскостной трактовке фигур.
Пластические изображения объемного типа при помощи графических или живописных средств создают представления о реальной форме объектов. Объем формы воспринимается как художественная ценность. Главное здесь — передать светотень, предметное окружение предметов. Например, малые голландцы — мастера различных видов натюрмортов (завтраков, десертов, лавок) — реалистически передавали предметную красоту мира. Фламандские живописцы П. Рубенс,
A. Ван Дейк, Я. Йордане, Ф.Снейдерс запечатлели на своих полотнах опоэтизированную материальную красоту природы и образ сильного, энергичного, пышущего здоровьем человека.
Вторая система опирается на восприятие художником пространства как реальной среды, воздуха, ощущаемого прежде всего оптически. Предметность здесь отступает на второй план.
Вторая пластическая система основана на пространственно-живописной пластике как мощном художественно выразительном средстве, позволяющем передавать красоту и разнообразие меняющегося мира. Яркими примерами пространственной системы может быть живопись барокко, атак же произведения таких художников, как А. Ватто, Д. Веласкес, Рембрандт ван Рейн, Ф. С. Рокотов, В. И. Сури­
ков, У. Тёрнер. Особенно прославились передачей пространства как среды им­
прессионисты.
Третья система отрицает и предметность, и пространство — это абстрактное изображение. Для произведений абстрактного искусства характерны отказ от изображения реальных объектов, беспредметность композиции, состоящей из линий, точек, пятен, плоскостей, предельное обобщение или полный отказ от формы, эксперименты с цветом (П. Пикассо, Ж. Брак. Кандинский, П. Клее, А. Матисс, Ж. Миро, П. Мондриан и др.).
Представители некоторых течений в абстрактном искусстве создавали и логически упорядоченные конструкции как на плоскости, таки в пространстве (К. Малевич, Э.Лисицкий,
В. Татлин, А. Родченко, А. Экстер,
J1. Попова).
Справедливости ради необходимо отметить, что каждый из перечисленных художников по-своему прокладывал путь к беспредметности, и не все из них шли по нему до конца. Кто муже абсолютная абстракция едва ли достижима, впрочем, как и абсолютная предметность. Вспомним картину Р. Магритта Это не трубка. Конечно же, даже иллюзорно выписанный предмет остается всего лишь его изображением и никогда не станет самим предметом.
Абстракционизм распространен также в графике и скульптуре. Абстрактное искусство не отражает действительность, а создает ее коды с помощью специальных знаков и символов.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   36

перейти в каталог файлов


связь с админом