Главная страница
qrcode

Антропология от 11.02.2013. все специальности. Учебно-методический комплекс по дисциплине антропология для направления 040100. 62-социология для направления 034000. 62 конфликтология для направления 040400. 62 социальная работа


Скачать 360.5 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс по дисциплине антропология для направления 040100. 62-социология для направления 034000. 62 конфликтология для направления 040400. 62 социальная работа
АнкорАнтропология от 11.02.2013. все специальности.doc
Дата28.11.2016
Размер360.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаAntropologia_ot_11_02_2013_vse_spetsialnosti.doc
ТипУчебно-методический комплекс
#9122
страница3 из 3
Каталогid40469362

С этим файлом связано 70 файл(ов). Среди них: УМКСоциальная антропология 15.09 редактировано 20.09.doc, 10.gif, 9.gif, autofagia_i_apoptoz.pdf, Khaydegger_i_vostochnaya_filosofia.pdf, Manipulyatory_soznaniem_-_G_Shiller.pdf и ещё 60 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   2   3

Учебный план курса



Тема 1. Антропология как комплексное учение о человеке.

Лекция:

  1. Человек как универсальное существо и предмет междисциплинарного исследования.

  2. Разделы антропологии, связь между ними.

  3. Проблемное поле современной антропологии.

Семинар

  1. Человек как универсальное существо и предмет междисциплинарного исследования.

  2. Разделы антропологии, связь между ними.

  3. Проблемное поле современной антропологии.

Тема 2. Проблема социоантропогенеза в антропологии.

Лекция 1:

  1. Основные модели антропогенеза, их связь друг с другом.

  2. Современные представления об основных этапах и механизмах эволюции вида Homo sapiens.

  3. Дискуссионные проблемы эволюционизма в антропологии.

  4. Проблема социогенеза: биологические предпосылки и факторы.

Семинар 1:

  1. Основные модели антропогенеза, их связь друг с другом.

  2. Современные представления об основных этапах и механизмах эволюции вида Homo sapiens.

  3. Дискуссионные проблемы эволюционизма в антропологии.

Тема 3. Человек и грани его экзистенции в смысловом пространстве бытия.

Лекция:

  1. Человек как целостное существо, основные грани его экзистенции.

  2. Основные миры смыслового пространства человеческой жизни.

  3. Архетипические бинарные оппозиции, формирующиеся в процессе освоения человеком мира.

Тема 4. Homofaber: самореализация и отчуждение в труде.

Лекция:

  1. Труд как материальная основа производства и воспроизводства человеческой жизни.

  2. Homo faber: механизмы самореализации и отчуждения человека в труде.

  3. Культурно-хозяйственные типы человеческой деятельности.

Семинар:

  1. Мир повседневности и формирование архетипических бинарных оппозиций.

  2. Homo faber: механизмы самореализации и отчуждения человека в труде.

  3. Культурно-хозяйственные типы человеческой деятельности.

Тема 5. Homosapiens в мире культурных значений и смыслов.

Лекция:

  1. Разумность как специфически человеческая черта.

  2. Проблема соотношения понятий «рассудок» и «разум», «дух» и «душа».

  3. Критерии оценки человеческого интеллекта и духовности.

Семинар:

  1. Разумность как специфически человеческая черта.

  2. Проблема соотношения понятий «рассудок» и «разум», «дух» и «душа».

3. Критерии оценки человеческого интеллекта и духовности

Тема 6. Человек играющий в смысловом пространстве бытия.

Лекция:

  1. Различные трактовки игры в современном социогуманитарном знании.

  2. Место и роль игры в реализации человеческой свободы и смыслотворчества.

  3. Игровой элемент в контексте современной культуры.

Семинар:


  1. Различные трактовки игры в современном социогуманитарном знании.

  2. Место и роль игры в реализации человеческой свободы и смыслотворчества.

  3. Игровой элемент в контексте современной культуры.

Тема 7. Человек любящий: тема любви в антропологии.

Лекция:

  1. Любовь как модус бытия человека в мире.

  2. Формы проявления и типы любви.

  3. Проблема распада любви. Патология любви.

Семинар:


  1. Сущность и смысл любви.

  2. Формы проявления и типы любви.

  3. Проблема распада любви. Патология любви.

Тема 8. Природа и проявления человеческой агрессивности

Лекция:


  1. Агрессивность как одна из граней человеческой экзистенции.

  2. Виды агрессивности.

  3. Проблема контроля и «снятия» агрессии в истории развития человечества.

Семинар:


  1. Агрессия как модус бытия человека в мире: предпосылки и архетипические проявления агрессивности.

  2. Символы зла в контексте человеческой культуры.

  3. Проблема преодоления человеческой агрессии.

Тема 9. Человек перед лицом смерти.

Семинар:


  1. Проблема смерти как одна из центральных проблем человеческой экзистенции: архетипические варианты ее постановки и решения.

  2. Мифологические и религиозные представления о смерти и бессмертии.

  3. Герменевтика погребального обряда в культуре различных народов.

Тема 10. Проблема смысла жизни в антропологии: варианты постановки и решения

Семинар 1:

  1. Проблема понимания, значения и смысла в методологии гуманитарного знания.

  2. Системно-функциональный подход к проблеме смысла жизни: возможности и ограничения.

  3. Целевой подход к смыслу жизни: соотношение целей и средств их достижения.

  4. Ценностный подход к смыслу жизни: проблема утраты и поиска идеалов.

Примерный перечень вопросов для самостоятельной подготовки


  1. Перспективы создания единой науки о человеке.

  2. Специфические признаки человеческого бытия.

  3. Человек как творец и творение культуры.

  4. Варианты сочетания различных моделей антропогенеза.

  5. Борьба идей вокруг эволюционизма.

  6. Специфика человеческого общества в сравнении с формами социальности высших животных.

  7. Место и роль повседневности в жизни человека.

  8. Архетипические бинарные оппозиции освоения мира на уровне повседневности.

  9. Проблема существования искусственного интеллекта.

  10. «Позитивные» и «негативные» эффекты игрового поведения человека.

  11. Соотношение любви и агрессии как модусов человеческого бытия.

  12. Проблема степеней свободы для человека любящего.

  13. Проблема соотношения доброкачественной и злокачественной агрессии.

  14. Проблема примирения человека с неизбежностью смерти.

  15. Проблема бессмертия, особенности ее постановки и решения в религиозном, научном и паранаучном сознании.

  16. Семантика погребального обряда в культуре различных народов.

  17. Пути и возможности преодоления агрессии в современном российском обществе.

  18. Проблема смысла жизни в философии, антропологии и социологии.

  19. Архетипы человеческого мышления и поведения в контексте массовой культуры современного общества.

Примерные темы реферативных работ


    1. Соотношение глобального, национального и индивидуального в человеке.

    2. Соотношение социальной антропологии и социологической науки.

    3. «Недостающие звенья» в эволюционной цепочке происхождения человека.

    4. Связь «мира повседневности» с другими «мирами» смыслового пространства бытия.

    5. Особенности взаимодействия современного человека с вещным миром материальной культуры.

    6. Тенденции изменения духовного мира человека в эпоху постмодернизма.

    7. Игровой элемент в политической культуре.

    8. Символы мужского и женского начала в истории культуры.

    9. Соотношение «естественного» и «искусственного» в процессе освоения человеком мира.

    10. «Сакральное» и «профанное» в архаичной и современной культуре.

    11. Механизмы социального обсуждения в архаичном и современном обществе.

    12. Агрессивное поведение: биологические и социальные предпосылки.

    13. Смысловое пространство бытия: инварианты и культурно-историческая специфика.

    14. Разумность и рассудочность в системе ценностей современной культуры.

    15. Формы взаимодействия человека с природой: история и современность.

    16. Парадоксальность как атрибут бытия человека в мире.

    17. Эволюция Homo faber в постиндустриальном обществе.

    18. Антропоцентризм как черта русской духовной культуры.

    19. Соотношение универсального и индивидуального в человеческом бытии.

    20. Современная эпоха как эпоха социально-антропологической напряженности.

Вопросы к зачету по антропологии





  1. Антропология как комплексное учение о человеке: разделы антропологии.

  2. Предметно-методологическая специфика социальной антропологии.

  3. Место и роль антропологии в системе социогуманитарного знания.

  4. Эволюционная модель антропогенеза: основные факторы, механизмы, исторические вехи.

  5. Теологическая и космологическая модели антропогенеза: их общие черты и специфика.

  6. Человек как целостное существо и грани его экзистенции.

  7. Основные «миры» смыслового пространства человеческого бытия и связь между ними.

  8. Основные принципы диалога и формы их реализации в смысловом пространстве культуры.

  9. Homo faber: проблема самореализации и отчуждения человека в труде.

  10. Человек играющий в смысловом пространстве бытия: различные варианты трактовки игры.

  11. Место и роль игры в жизни человека и человеческого общества.

  12. Игровой элемент в контексте современной культуры.

  13. Человек любящий. Сущность и виды любви.

  14. Агрессия как модус бытия человека в мире, ее место и роль в жизни человека и общества.

  15. Виды, формы проявления и пути преодоления человеческой агрессивности.

  16. Проблема отношения человека к смерти: основные варианты ее постановки и решения.

  17. Мифологические и религиозные представления человека о смерти и бессмертии.

  18. Архетипическая бинарная оппозиция «мир живых» и «мир мертвых».

  19. Структура мифа как проблема социальной антропологии.

Учебно-методическое обеспечение курса



Основная литература:

1. Емельянова Ю.Н., Скворцова Н.Г. Культурная антропология. М., 2010

  1. Лукьянова И.Е., Овчаренко В.А. Антропология : уч. пособие/И. Е. Лукьянова, В. А. Овчаренко ;М., ИНФА-М., 2009.


Дополнительная литература:

  1. Антропология /под ред. А.Е. Хомутов, С.Н. Кульба. Ростов н/Д.: Феникс., 2007.

  2. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социальная антропология. М., 2008.

3. Белик А.А. Культурология. Антропологические теории культур. – М.: Директ-Медиа,2006 (ЭБС Издательства «Лань»: http://e.lanbook.com/)

Тест по курсу «Антропология»


  1. Человек рассматривается в антропологии как комплексном учении в качестве:

    1. социального существа;

    2. социально-биологического существа;

    3. уникального, духовно неповторимого существа;

    4. универсального существа (космо-психо-био-социального единства).

  2. Концепция антропогенеза П. Тейяра де Шардена строится на основе:

    1. эволюционной модели происхождения человека;

    2. космологической модели;

    3. соединения космологической и теологической моделей;

    4. сочетания эволюционистских и теологических представлений.

  3. Христианская идея творения человека по образу и подобию Божию не предполагает наличия у человека:

    1. разума;

    2. бессмертной души;

    3. внешнего сходства с божественным творцом;

    4. свободной воли.

  4. Автором учения об архетипах человеческого мышления и поведения, формирующихся на основе коллективного бессознательного, является:

    1. З. Фрейд;

    2. К.Г. Юнг;

    3. К. Леви-Строс;

    4. М. Элиаде.

  5. Трудовая теория антропогенеза, изложенная в работе «роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» принадлежит:

    1. Ч. Дарвину;

    2. К. Марксу;

    3. Ф.Энгельсу;

    4. Г. Спенсеру.

  6. К какой эволюционной форме, согласно археологическим данным, относятся питекантропы и синантропы?

    1. Homo habilis;

    2. Homo erectus;

    3. Homo sapiens;

    4. австралопитеки.

  7. С каким из миров смыслового пространства бытия архаичному человеку легче всего смоделировать диалоговые отношения?

    1. с миром повседневности;

    2. с миром природы;

    3. с миром мертвых;

    4. с миром других людей.

  8. Символом чего в мирах и сказках выступает образ прекрасной девушки (невесты, царевны, принцессы), томящейся в темнице и ждущей своего спасителя?

    1. духа;

    2. души;

    3. жизни;

    4. счастья.

  9. Какой античный герой стал символом бессмысленного труда?

    1. Геракл;

    2. Прометей;

    3. Сизиф;

    4. Эдип.

  10. Кто является автором известной работы «Анатомия человеческой деструктивности»?

    1. З.Фрейд;

    2. Э. Фромм;

    3. Ф.Ницше;

    4. Ж.П. Сартр.

  11. Каким образом Й. Хейзинга определял отношения между игрой и культурой?

    1. игра – один из элементов культуры;

    2. игра – источник возникновения и развития культуры;

    3. игра – результат деформаций, происходящих в современной культуре;

    4. подлинная культура противостоит игре.

  12. По мнению М. Хайдеггера, человек отличается от любого другого существа тем, что осознает свою:

    1. смертность;

    2. уникальность;

    3. разумность;

    4. парадоксальность.

  13. Какие особенности, по словам Э.Бёрна, характерны для игры как одной из форм трансакций?

    1. предельная искренность;

    2. бескорыстие;

    3. наличие скрытых мотивов;

    4. ориентация на выигрыш.

  14. Какой признак, по мнению Э. Фромма, не присущ подлинной любви?

    1. забота;

    2. ответственность;

    3. ревность;

    4. уважение.

  15. Какую трактовку свободы Н.А. Бердяев считал единственно верной?

    1. как произвола;

    2. как осознанной необходимости;

    3. как ничем не стеснённого бытия;

    4. как приобщение к божественной гармонии.

  16. Какие из приведенных представлений архаичных людей о мире мертвых породили обычай портить продукты питания и ломать утварь, которые «отправлялись» в этот мир вместе с умершим?

    1. мир мертвых подобен миру живых людей;

    2. мир мертвых – несколько подпорченный мир;

    3. мир мёртвых – «перевёрнутый» мир;

    4. мир мёртвых иерархически организован.

  17. Кто из известных социологов вводит термин «homo sociologicus» для характеристики абстрактной модели человека как носителя и исполнителя социальных статусов и ролей?

    1. Э. Дюркгейм;

    2. П.А. Сорокин;

    3. Т. Парсонс;

    4. Р. Дарендорф.

  18. Какие виды патологии любви, по Э. Фромму, выступают проявлением злокачественной агрессии?

    1. садизм;

    2. мазохизм;

    3. нарциссизм;

    4. гомосексуализм.

  19. Что можно считать проявлением некрофилии в широком (социальном) смысле слова?

    1. занятия охотой;

    2. посещение могил предков;

    3. любовь ко всему искусственному, механическому;

    4. чрезмерное стремление к порядку.

  20. Кому из античных философов принадлежит мысль о том, что глупо бояться смерти: «пока мы живы – смерти нет, когда мы мертвы – нет жизни»?

    1. Платону;

    2. Аристотелю;

    3. Демокриту;

    4. Эпикуру.


1   2   3

перейти в каталог файлов


связь с админом