Главная страница

Ю.В. Степанова История древнерусского костюма. Учебно-методическое пособие для студентов исторического факультета, обучающихся по специализации археология


Скачать 1,12 Mb.
НазваниеУчебно-методическое пособие для студентов исторического факультета, обучающихся по специализации археология
АнкорЮ.В. Степанова История древнерусского костюма.pdf
Дата30.10.2017
Размер1,12 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаYu_V_Stepanova_Istoria_drevnerusskogo_kostyuma.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипУчебно-методическое пособие
#45148
страница1 из 3
Каталогstemida

С этим файлом связано 72 файл(ов). Среди них: и ещё 62 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3
Тверской государственный университет
Кафедра отечественной истории
История древнерусского костюма
Учебно-методическое пособие для студентов исторического факультета,
обучающихся по специализации "археология"
Тверь, 2006

2
Автор-составитель: Степанова Ю.В., кандидат исторических наук, зав. музеем археологии ТвГУ;
Рецензент: Жилина Н.В., доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института археологии РАН.
В учебно-методическом пособии освещаются основные проблемы изучения древнерусского костюма, источники и методы их исследования. Специфика реконструкции древнерусского костюма и его состав по археологическим данным представлены на материалах Верхневолжья. Методическое пособие предназначено для студентов, специализирующихся по археологии, может быть использовано в рамках изучения курсов истории Тверского края и истории отечественной культуры Степанова Ю.В., 2006
© ТвГУ, 2006
Цель, задачи, содержание курса
Костюм - это ансамбль, комплекс, в центре которого находится человек.
Этот комплекс объединяет одежду, обувь, а также дополнительные предметы для оформления как одежды, таки частей тела, или аксессуаров, а также косметику,
прическу, грим. Под одеждой понимается набор отдельных разновидностей покровов для тела (платье, рубаха, чулки и т.д.). Костюм сочетает в себе практическую и эстетическую функции, помогая человеку организовать быт, труд и общение. Любой традиционный костюм, в том числе и древнерусский, не представляет собой чего-то статичного, застывшего. В процессе его складывания на протяжении веков на его облике сказывались изменения быта, социальной структуры, взаимосвязи и влияния различных народов. Большинство таких изменений оставило след в комплексе народного костюма в целом (появление новых элементов) или в различных компонентах (материале, покрое, орнаментах) и использовании (манера ношения. Все это делает традиционный костюм важнейшим источником для изучения происхождения этносов, их исторической судьбы,
культурных связей и контактов.
Цель учебной дисциплины "История древнерусского костюма, изучаемой в рамках специализации "археология" на историческом факультете Тверского государственного университета- изучение древнерусского костюма как многофункциональной системы, отражающей пути формирования древнерусского этноса, его социально-экономическую и этнокультурную историю. В рамках спецкурса изучаются следующие направления- история изучения древнерусского костюма- основные источники по истории древнерусского костюма (письменные,
изобразительные и археологические) и методы их изучения- состав древнерусского женского и мужского костюма (по материалам сельских погребальных памятников Верхневолжья).
Изучение этих направлений предполагает теоретические занятия,
самостоятельную работу по подготовке сообщений, посещение музеев и практическую работу с материалами археологических коллекций.
Обзор историографии
Исследования по теории и истории костюма
Вопросы истории костюма изучались в основном на хронологически и территориально широком материале. В настоящее время существует целый ряд обобщающих исследований, основой которых являлись письменные,
изобразительные и этнографические источники. Такова одна из наиболее известных работ - "История костюма с древнейших времен" МН. Мерцаловой (Мерцалова,
1993). Характер источников зачастую позволял исследователям рассматривать достаточно подробно костюм отдельных групп населения например, высших слоев римского и византийского общества, западноевропейских стран эпохи средневековья. В тоже время, ряд моментов оставался менее разработанным,
например, простонародный костюм, слабо отраженный в источниках. Предпочтение же в исследованиях отдавалось изобразительным источникам, дающим наглядное представление о внешнем виде человека. Их рассмотрение в комплексе с письменными источниками, общеисторическими знаниями позволяет делать выводы о развитии моды, значении костюма в жизни общества, отражении в нем исторических процессов и явлений. Так, вопросы развития средневековой западноевропейской моды в X-XV вв. были рассмотрены А.Л. Ястребицкой, Л.М.

4
Горбачевой (Ястребицкая, 1988; Горбачева, 2000), древнерусского женского костюма- Н.Л. Пушкаревой (Пушкарева, 1989). Теоретические вопросы истории русского традиционного костюма были разработаны в этнографических исследованиях.
Русскому народному костюму посвящены крупные самостоятельные разделы в историко-этнографических атласах, справочных изданиях по истории одежды
(Маслова, 1987; Русские. Историко-этнографический атлас, 1967, 1970; Соснина,
Шангина, 1998). Этнографические материалы дают возможность рассматривать проблемы типологии русского костюма, выделить виды повседневной и праздничной, ритуальной одежды, социально-возрастные и территориальные комплексы (Воронов, 1924; Гринкова, 1936; Зеленин, 1991; Маслова, Костюм традиционно рассматривается исследователями в двухосновных аспектах функциональном и знаковом (Калмыкова, 1995; Маслова, 1956, 1984, 1987;
Мерцалова, 1993 и др. Именно полный комплекс одежды и других деталей костюма зависит от условий, продиктованных практическими целями, и включает оттенки символического значения. Покров создавался человеком для защиты тела от воздействия окружающей среды холода, зноя, атмосферных явлений, помогал ему в адаптации к внешним условиям. Однако уже на ранних стадиях развития общества человеком были предприняты попытки обозначить самого себя,
придумать знаки, дающие представление о нем и его действиях. Окраска тела,
нанесение на него знаков, татуировка, особая прическа соответствовали психологическому облику людей, их мировоззрению. Таким образом, одежда и аксессуары появились одновременно, и если функциональная сторона костюма, его подчинение конкретным условиям проявляется в одежде, то отдельные элементы ее оформления, определенный набор аксессуаров были призваны соответствовать существующим в обществе особенностям мировоззрения, поведения, сложившейся традиции. Здесь решающую роль играло удобство не практического ношения, а восприятия костюма самим собой и другими людьми.
Исследования по истории средневекового костюма
Важнейшим фактором, определяющим подходы к изучению древнерусского костюма является то, что полные его образцы не сохранились. Казалось бы, что это обстоятельство делает для его исследователей особенно актуальным комплексный подход, предполагающий использование всех видов источников. Однако, таких обобщающих комплексных работ по истории древнерусского костюма немного.
Наиболее масштабными являются исследования А.В. Арциховского и М.Г.
Рабиновича, в которых представлена системная характеристика костюма,
включающая описание материала одежды, ее покроя, орнамента, важнейших предметов одежды, комплекса сельского и городского костюма, его функций в семье и обществе (Арциховский, 1969; Рабинович, 1986). В этих исследованиях использован широкий круг археологических и этнографических источников,
изображения, описания в средневековых литературных произведениях, актах и других памятниках письменности. Эти работы продемонстрировали и трудности такого комплексного подхода. Ведь письменные источники содержат, как правило,
лишь отрывочные сведения о внешнем виде древнерусских людей и их одеждах.
Древнерусские изобразительные источники немногочисленны и спорны (см.
соответствующие разделы настоящего пособия. Как правило, названия древнерусских одежд очень трудно соотнести с изображениями или археологическими находками.
Основными для большинства исследователей древнерусского костюма являются археологические источники. Археология имеет дело в первую очередь с аксессуарами костюма. Они составляют значительную часть в круге русских
древностей - в основном, это различные украшения и застежки. Таким образом,
работа по изучению комплекса древнерусского костюма неразрывно связана с изучением в целом средневековых древностей. Однако, в этом содержатся как преимущества археологических источников по истории одежды и костюма, таки трудность, связанная сих изучением. Недолговечная основа внешнего убранства, ее формы практически отсутствуют, сама одежда, "фон, на который накладываются аксессуары, как правило, исчезает. Целые образцы одежды являются крайне редкими археологическими находками. В связи с этим практически все исследователи древнерусского костюма, опираясь на археологические источники,
прибегают к этнографическим аналогиям Рассматривая работы, посвященные древнерусскому костюму поданным археологии, можно выделить следующие общие проблемы в его изучении. Проблема выделения комплексов костюма. Исследователями костюма основное внимание уделялось изучению погребальных памятников и погребениям,
совершенным по обряду ингумации, как основным источникам для реконструкции костюма. Набор инвентаря в погребении, сохранившийся "in situ", позволяет рассматривать украшения и застежки как части единого комплекса. Поэтому значительное число работ по этой тематике посвящено непосредственно реконструкции костюма, анализу расположения предметов в конкретных погребениях. МА.
Сабуровой были разработаны методы реконструкции древнерусских головных уборов, рассмотрены возможности реконструкции костюма по материалам древнерусских погребальных памятников (Сабурова, 1974, 1975, 1978,
1988). Ею же была написана обобщающая работа по истории древнерусского костюма, в которой не только были учтены категории древнерусских украшений, но и, что особенно ценно, впервые обобщены данные о многочисленных фрагментированных находках одежды (Сабурова, 1997). Реконструкции костюмов и их отдельных элементов по материалам погребений были предложены М.А.
Сабуровой, А.К. Елкиной, Н.В. Хвощинской, Е.А. Рябининым, И.И. Елкиной
(Сабурова, 1974, 1988; Сабурова, Елкина, 1991; Хвощинская, 1984, 1993; Рябинин,
Хвощинская, 1980; Тухтина, 1997, Елкина, 2001). По материалам верхневолжских погребальных памятников реконструкции костюма и отдельных его элементов проводились Ф.Х. Арслановой, ИВ. Ислановой, АН. Хохловым и А.С.
Дворниковым, Ю.В. Степановой (Арсланова, 1994; Исланова, 1988, 1996; Хохлов,
Дворников, 1988; Степанова, 1999, 2000 и др. Изучая материалы погребений на широкой территории, исследователи отмечали разнообразие комплексов погребального костюма. Так, ИВ. Ислановой на материалах Мстинско-Моложского междуречья, Е.А. Рябининым и Н.В. Хвощинской - на материалах Северо-Запада
Новгородской земли было выделено несколько комплексов женского костюма,
отражающих пути его формирования и разноэтничный характер населения этих территорий в древнерусское время (Исланова, 1996; Рябинин, Хвощинская, 1980).
2. Проблема сохранности археологических источников и разработка новых методов их изучения, привлечение данных этнографии. Всеми исследователями отмечалось, что возможности реконструкции костюма поданным погребений ограничены в силу плохой сохранности органических материалов и отсутствия остатков одежды, достаточных для реконструкции ее покроя. В связи с этим в работах поднимались такие вопросы, как 1) привлечение данных этнографии для исследования древнего костюма, 2) разработка методов полевых исследований,
привлечение естественнонаучных методов для изучения остатков костюма.
Неоспоримым является факт, что археологические данные по Древней Руси и данные этнографических источников
XVIII-XX вв. разделяются значительным
хронологическим периодом, вследствие чего прямые аналогии, в особенности при реконструкции отдельных экземпляров костюма, неправомерны. В тоже время, при выделении отдельных видов одежды исследователями привлекаются разработанные этнографами типологии костюма (Гринкова, 1936; Зеленин, 1991; Маслова, Так, в работах МА. Сабуровой, В.В. Седова на материалах конкретных памятников были произведены сопоставления сданными этнографии (Сабурова, 1988; Седов,
1994). Полученные выводы свидетельствуют о правомерности этих сопоставлений.
Таким образом, при изучении и реконструкции древнего костюма необходимо знание реликтовой одежды, ее типологии и закономерностей формирования. Это позволяет подтвердить и уточнить полученные выводы о видах костюма, их культурной интерпретации и хронологии. В связи с разработкой методов полевых исследований,
привлеченем естественнонаучных методов для изучения остатков костюма особый интерес представляют исследования прибалтийских и западноевропейских авторов,
посвященные костюму населения Прибалтики и Северной Европы в эпоху средневековья. В погребальных памятниках Севера Европы хорошую сохранность имеют не только застежки и украшения из металла, но и органические материалы. Их тщательная фиксация позволила с большой достоверностью реконструировать средневековый костюм, включая покрой одежды и ее отдельных частей (Волкайте-
Куликаускене, 1986; Вяшкявичуте, 1982; Зариня, 1975, 1986; Лаул, 1986;
Урбанавичене, 1988; Geijer, 1938; Hägg, 1983; Lehtosalo-Hilander, 1985 и др. Проблема изучения отдельных типов аксессуаров костюма. Как уже говорилось, к ним относится значительная часть известных категорий древнерусских вещей. Таким образом, для исследователя древнерусского костюма особенно важно изучение типологии древнерусских вещей, их хронологии и территориального распространения. В настоящее время археологи опираются на целый ряд типо- хронологических шкал отдельных категорий вещей, исследования их морфологии,
технологии и происхождения (Очерки по истории русской деревни X-XIII вв., 1956,
1967, 1973; Седова, 1981; Колчин, 1982; Лесман, 1984, 1990 и др. Эти работы являются особенно важными в связи с решением проблемы хронологии древнерусского костюма. Реконструкция отдельных элементов костюма поданным археологии.
Способы ношения отдельных предметов в составе костюма были реконструированы
Б.А. Рыбаковым (Рыбаков, 1959). Н.В. Жилиной исследовались конструктивные особенности и способы ношения древнерусского драгоценного убора (Жилина, 1997,
2001, 2005), С.С. Рябцевой - состав и варианты древнерусского ювелирного убора по материалам древнерусских кладов (Рябцева, 2005). МА. Сабуровой, Т.Г. Сарачевой и
А.С. Агаповым изучались способы ношения височных украшений (Сабурова, 1974;
Агапов, Сарачева, 1997). Украшения городского костюма изучались Л.В Покровской по материалам усадеб древнего Новгорода (Покровская, 1998, 2000, 2003). А.В.
Курбатовым с привлечением широких материалов Западной и Северной Европы были рассмотрены виды древнерусской обуви, ее развитие и связь с европейской средневековой модой (Курбатов, 2002, а, б).
Итак, достаточно широкий круг литературы затрагивает вопросы методики изучения и реконструкции костюма, отдельные категории аксессуаров.
Археологические данные являются основными для подавляющего большинства этих исследований. Практически всеми исследователями отмечается сложность в изучении древнерусского костюма, связанная с характером и сохранностью источников.
Письменные источники по истории древнерусского костюма
В корпус русских письменных источников XI-XV вв. по истории древнерусского костюма входят летописи, берестяные грамоты (см. Приложение духовные грамоты русских князей. В целом они дают более 90 терминов, имеющих отношение к костюму. Из них около 40 относятся к одежде, 8 – обозначают различные виды или части головных уборов, 13 - украшения, 16 – обозначают разные виды тканей, 2 - кожи, еще 10 - обозначают цвета одежд или тканей, и 3 относятся к обуви. Число же упоминаний костюма в письменных источниках в целом превышает 200. Письменные источники позволяют судить о материале, из которого изготавливалась таили иная одежда, о ее принадлежности и даже стоимости. Нов редких случаях можно точно представить, как кроился, шился, застегивался, носился ив конечном итоге выглядел тот или иной элемент костюма. Эти фрагментарные данные оказываются более информативными при сопоставлении с археологическими материалами. Большое количество терминов, обозначающих одежду,
свидетельствует о сложном составе, или, скорее, многослойности древнерусской одежды.
К нижней одежде однозначно можно отнести лишь термин сорочица (срачица,
сорочка). Материалы древнерусских погребений позволяют говорить, что женская и мужская нижняя одежда были сходны они имели глухой покрой и небольшой разрез спереди. Нарядные сорочицы имели невысокие воротники-стоечки, украшенные вышивкой цветным шелком и золотными нитями.
В отличие от нижней, верхняя одежда обозначается гораздо большим количеством различных терминов (примерно 24). Наиболее часто упоминаемым среди видов верхней одежды является кожух, который, видимо, являлся наиболее теплой (и самой верхней) мужской и женской одеждой. Имеющиеся свидетельства письменных источников об этой одежде позволяют говорить, что кожухом могла называться как одежда с рукавами, таки типа накидки. По находкам в древнерусских погребениях известны остатки верхней одежды, сшитой мехом внутрь,
застегивавшейся при помощи воздушных петель. Таким образом, нижняя женская и мужская одежды имели одинаковые названия. Одинаково называлась и самая верхняя женская и мужская одежда. По-видимому, они были сходны и по своему крою. Остальные термины, рассматриваемые ниже, относятся исключительно к мужскому или к женскому костюму. Следует отметить, что древнерусский мужской костюм в письменных источниках описывается 24-мя терминами и упоминается гораздо чаще, тогда как женский – лишь ю единично встречающимися названиями. При этом из мужских терминов 21 обозначает одежду, 3 – головной убор, и 1 – обувь, тогда как из женских 5 обозначают части головного убора, еще – украшения, и лишь 3 – одежду. Целый ряд понятий относится к мужской верхней наплечной одежде типа накидки. Пожалуй, это единственный вид одежды,
обозначаемый таким количеством терминов корзно, мятль, луда (лудиц), коц, япкыт,
манатья. Прежде всего, очевидны различия в материале этих видов накидок (луда плащ из тяжелой материи с использованием золотной нити, япкыт – по-видимому,
войлочный плащи их принадлежности (манатья – одежда духовенства, коц исключительно княжеский плащ. Одежда типа плаща хорошо известна по археологическим источникам. По материалам древнерусских погребений реконструируются застегиваемые фибулами накидки. Фиксируются разные способы их ношения 1) с застежкой на шее или у плеча, 2) с застежкой сбоку (при этом одна рука оставалась открытой. Вполне возможно, что плащи с разными способами застежки и покроя могли иметь и разные названия, но письменные источники здесь не дают возможности для уточнения. Помимо одежд типа накидки письменные источники позволяют выделить группу наплечной распашной верхней одежды, к
которой можно отнести свиту, бугай, охабень, опашень, терлик. Эта одежда известна только по археологическим материалам эпохи позднего средневековья и практически не фиксируется в погребальных памятниках X-XIII вв. Группа терминов, относящихся исключительно к женскому костюму, включает в основном названия украшений (колтки, усерязи, монисто, ожерелье, алам), а также головных уборов или их частей (юбрус, чело, повоец, привитка), и лишь три названия можно отнести к женской одежде (чупрун, подволока, понявица). Важно отметить, что этот небольшой ряд понятий достаточно полно характеризует состав женского головного убора. Все эти элементы, несмотря на их фрагментарность, фиксируются по археологическим материалам. Кроме того, все приведенные названия хорошо известны из этнографии. Чело или очелье - передняя, возвышавшаяся надо лбом часть головного убора. Повоец (повойник), имевший вид мягкой шапочки, являлся нижней частью головного убора, носившейся под кокошником, сорокой, убрусом.
Юбрус (убрус) – полотенчатая часть головного убора, надевавшаяся поверх его основных элементов (кики, повойника). Колтки (колты) – украшение головного убора, хорошо известное по материалам древнерусских кладов. Усерязи, по предположению
Н.В.
Жилиной
– височные подвески, характерные для древнерусского женского убора. Письменные источники ничего не говорят нам о том, как могли сочетаться все эти детали головного убора. Однако, известен целый ряд древнерусских погребений и кладов, по материалам которых археологи реконструируют разные комбинации перечисленных элементов убрус, повойник,
очелье в сочетании с височными кольцами, подвесками. Все они могли носиться и одновременно, составляя сложный головной убор, аналогичный русскому этнографическому убору.
  1   2   3

перейти в каталог файлов
связь с админом