Главная страница

Учебное пособие для студентов филологических факультетов педагогических вузов Рекомендовано учебно-методическим объединением высших учебных заведений Российской Федерации по педагогическому образованию Москва Издательство Флинта Издательство Наука


Скачать 1,92 Mb.
НазваниеУчебное пособие для студентов филологических факультетов педагогических вузов Рекомендовано учебно-методическим объединением высших учебных заведений Российской Федерации по педагогическому образованию Москва Издательство Флинта Издательство Наука
АнкорGilenson_B_A_-_Istoria_antichnoy_literatury_Kn(1).pdf
Дата13.05.2018
Размер1,92 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаGilenson_B_A_-_Istoria_antichnoy_literatury_Kn_1.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипУчебное пособие
#4787
страница2 из 34
Каталогid49786323

С этим файлом связано 413 файл(ов). Среди них: и ещё 403 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   34
Ганнибал. Выйдя со своим войском из Испании, Ганнибал вне вероятно тяжелых условиях совершил героический переход через Альпы и обрушился на римлян в северной Италии, где нанес им сокрушительное поражение в битве вблизи Тразименского озера
(217 г. до н.э.). В это тяжелое для них время римляне избрали диктатором многоопытного и хитроумного полководца Фабия Максима Он придерживался осторожной тактики, уклоняясь от решающего сражения, за что получил прозвище Кунктатор
(Медлитель). Как заметил римский поэт Он один промедлением спас Рим. Тем не менее в 216 г. до н.э. Ганнибал все-таки встретился с римлянами (которыми руководили консулы, полководцы Теренций Варрон
и Эмилий Павел в битве при Каннах
и нанес им сокрушительное поражение. Ганнибал использовал такое построение, которое позволило охватить римлян с флангов и замкнуть их в кольцо. Канны стали победой, которая вошла в анналы военного искусства. Само слово «Канны» стало нарицательным. В чем-то сходный прием был использован при окружении и разгроме фашистов в Сталинградской битве.
Введение После Канн наступил один из самых опасных периодов вис тории Рима. Государство было на грани краха. Но Ганнибал проявил роковое промедление, дав римлянам собраться с силами. Один из друзей сказал Ганнибалу фразу, ставшую афоризмом Умеешь побеждать, ноне умеешь пользоваться победой. После Канн война приняла затяжной характер. Во главе римского войска стал блестящий полководец Марк Клавдий Марцелл, который удачно действовал как ив Италии, таки в Сицилии. Война шла с переменным успехом. В этот момент выдвинулся выдающийся римский военачальник Публий Сципион. В 202 г до
н.э. при Заме Сципион, получивший прозвище Африканский, встретился с самим Ганнибалом, который впервые в жизни проиграл крупное сражение Рим одержал победу во второй Пунической войне По условиям мира (201 г. до н.э.) мощь Карфагена была решительным образом ослаблена. Мир с Карфагеном продолжался 50 лет в 149 г. до н.э. римляне инициировали третью Пуническую войну в которой Сципион Младший внук Сципиона Африканского, взяли разрушил Карфаген. ПОБЕДЫ НА ВОСТОКЕ. Сразу же после завершения второй Пунической войны римляне обратили свои взоры на Восток, куда и была направлена их экспансия. Успехам на поле брани способствовало создание наиболее сильной для того времени римской армии, отличавшейся высокой организацией, совершенной тактикой, прекрасной выучкой и боевым духом воинов. Вначале римляне вмешались в конфликт Македонии с греками, выступив на стороне греков Кульминацией войн на Востоке стали победы над сирийским царем Антиохом III,
Ахейским союзом, вторжение в Грецию разрушение крупнейшего греческого города Коринф (146 г. до н.э.). Греция была превращена в римскую провинцию Ахайя и подчинялась римскому наместнику Захват Греции стал фактором огромного не только политического, но и культурного значения Знакомство римлян с художественными ценностями Эллады оказало мощное влияние на римскую литературу и культуру на это обстоятельство нам придется многократно обращать внимание. В результате экспансии и победоносных войн с соседями римляне подчинили себе на Востоке Сирию и Египет, на Западе Галлию и Испанию Средиземное море стало «внутрен-
Введение ним для огромной державы Государство разделилось на собственно Рим метрополию, и провинции. Рим сконцентрировал в руках римской знати несметные богатства Рабы сделались решающим фактором экономического развития Рима. Подчинение завоеванных стран и народов имело своим результатом мощный приток рабочей силы в Рим. КРИЗИС РЕСПУБЛИКИ. На этом фоне углублялся процесс обнищания плебеев, свободных италийских крестьян, составлявших до того основу политической и экономической мощи, римского государства. Сельское хозяйство в Италии хирело, вчерашние крестьяне уходили в города, прежде всего в столицу, образуя новый класс люмпенов, живших за счет общества. При внешней незыблемости римского государства в нем вызревали внутренние социальные конфликты, которые в I в. до н.э. привели к гражданским войнам, ожесточенной политической борьбе и кризису республиканского строя. На этой исторической фазе стало очевидным прочность власти подвергавшейся нажиму как рабов, таки массы неимущих свободных, власти, вынужденной подавлять недовольство в провинции и сражаться с соседями на границах, — могла быть обеспечена лишь авторитарными военно-диктаторскими методами правления. ЭПОХА ИМПЕРИИ. С 31 г. до н.э. с победы при Акции, власть переходит к Октавиану Августу установившему режим принципата. Демагогически провозгласив восстановление Республики, он на самом деле осуществил переход к Империи, которая была формой военно-бюрократической диктатуры Борьба за власть, особенно на раннем этапе Империи, выливалась в заговоры, убийства, перевороты. Сенат превратился в послушное орудие императора. Углублялась пропасть между утопавшими в роскоши богачами и городскими бедняками и люмпенами. Рабство все в большей степени обнаруживало свою неэффективность. Общество поразил необратимый моральный и нравственный кризис В 476 г. империя рухнула. ОБЩИЕ ОСОБЕННОСТИ ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА. Римское общество прошло во многом те же этапы, что и греческое,

Внелепне однако на более высокой стадии. Для Рима были характерны дальнейшее развитие рабства поляризация богатства и нищеты глубокое разделение общества на классы противоречия между знатью, патрициатом, и бедняками, плебсом разорение мелких собственников распад полиса, переход от республиканской формы правления к Империи. Исподволь вызревавшие глубинные противоречия, неумолимый кризис системы рабского труда, нравственный, моральный упадок, восстания рабов и нашествие варваров — все это в конце концов подорвало мощь и привело к краху государства. Внешне могущественная, а внутренне ослабленная Империя явила важнейший исторический урок. Его подтвердили судьбы других, также рухнувших Империй.
2. Римский обрах лги Прошедшая долгий исторический путь, литература Рима в специфических художественных формах запечатлела как важные вехи в истории государства, таки существенные стороны того, что мы можем назвать римским образом жизни. В отличие от греческой литературы римская — продукт более поздней цивилизации В ней слабее представлен мифологический элемент, отчетливей ориентация на бытовую конкретность, повседневную жизнь Современному читателю трудно понять римских авторов вне учета бытового уклада римлян, особенностей их традиций и видения мира, равно как и специфических жизненных реалий. Вместе стем римляне, пожалуй, нам ближе и понятней, чем эллины, поскольку они более современны. Тем не менее некоторое представление о главных специфических чертах и аспектах римского образа жизни было бы полезно как своеобразный пролог к изучению собственно истории литературы Рима. РИМЛЯНИН НЕКОТОРЫЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ. Определить национальные особенности того или иного народа, дать его обобщенный психологический портрет — задача не из легких. Возможно, она и невыполнима одни и те же черты можно встретить у представителей самых разных национальностей. И все же правомерно утверждать, что исторический опыт.
Введение географические условия влияют на менталитет и поведенческие черты отдельных этносов. -На протяжении столетий Рим пребывал на военном положении. Это требовало от римлян качеств солдата находчивости, отваги, выносливости Интенсивное развитие торгово-де- нежных отношений наложило отпечаток на формирование таких психологических черт римлянина, как деловитость, практицизм что сказалось на римской культуре и литературе. Бе­
линский полагал, что римляне — практически деятельный народ. Особенности римлян, их самобытность старались уловить, сопоставляя их с эллинами. В первых находили практицизм, во вторых — склонность к философичности, отвлеченной медитации. Выдающийся французский философ Ипполит Тэн обосновал это различие с помощью такого примера В Афинах молодые люди спорят о высшем благе и упиваются поэтическими идеями Платона в Риме же они дискутируют о том, принадлежит ли приплод нанятой скотины ее собственнику или нанимателю, они запоминают сентенции, исходящие из уст юристов. Гораций в Послании к Писонам» тонко уловил разницу между эллином и римлянином Грекам, грекам дались и мысль, и дар красноречья, Ибо они всегда ценили одну только славу Ну ау нас с ребяческих лет одно лишь в предмете Медный ас на сотню частей разделять. Асом называлась мелкая римская монета) Практицизм сказывается в римской философии в которой главенствующее внимание уделялось не общим, метафизическим проблемам, закономерностям бытия, а конкретным вопросам, прежде всего этики и морали, поведения человека Римляне не дали выдающихся оригинальных философов Пожалуй, наиболее крупный из философов, Сенека, блестящий стилист, развивал, уточнял положения стоицизма, разработанного эллинами. Лук­
реций в философско-дидактич&жой доэме О природе вещей предложил поэтическую интерпретаций учений Эпикура и Пифагора.
Введение БЫТОВОЙ УКЛАД. В результате победоносных завоевательных войн римляне присоединили к себе страны и обширные земли, присваивали имущество и материальные ценности покоренных народов. Сталкиваясь с новыми для них нравами и традициями, неизвестными предметами быта, римляне их приватизировали, делали своими. Даже иноземных богов они нередко интегрировали в свой латинский Олимп. Римские полководцы заимствовали у побежденных наиболее эффективные виды оружия. Из Испании был вывезен короткий меч «гла- диус», который использовался вовремя схваток бойцов на арене отсюда слово гладиатор. ЭКОНОМИКА В Риме преобладало сельскохозяйственное производство главными продуктами были зерновые, овощи, кормовые культуры. Выращивались также оливки и виноград, требовавшие тщательного ухода. Землевладелец обычно сам занимался своим хозяйством, организацией посева и уборки, вел счета. Тяжелые же физические работы выполняли рабы. В небольших хозяйствах нередко вместе с рабами были задействованы и свободные. Изготовлялись вина, масло, сыры, на побережье процветало рыболовство. На юге Италии образовывались крупные поместья называемые латифундиями На землях такого хозяйства впору летней страды могли трудиться до четырех тыс. человек. Знаменитый римский оратор и политический деятель Катон Старший (Cato,
234—149 г. до н.э.) написал специальный труд Земледелие, в котором, в частности, с большой обстоятельностью изложил обязанности земледельца, особенности трудовых процессов в поле. Эта книга — важный источник знаний об аграрной истории Рима. Процветали в Риме и разнообразные ремесла сапожное и столярное делопроизводство сукна, различных бытовых изделий, в частности, ножей, сельскохозяйственного инвентаря изготовление различных лекарственных препаратов. В этой сфере наряду со свободными были заняты также и рабы. Однако со временем трудовая деятельность на ниве производства становилась все менее престижной. Рабы заменяли в этой области свободных граждан Проходил процесс деградации нравственных ценностей. Тиберий Гракх, известный демократический деятель,
Введение защитник прав римского крестьянина, проезжая по долинам
Этрурии, не мог сдержать слез, наблюдая то, что происходило в сельском хозяйстве. Прежние пашни были превращены в пастбища, рабы же в качестве пастухов и пахарей фактически всюду заняли места свободных работников. ТОРГОВЛЯ. Устойчиво в сущности несправедливое мнение, будто римляне едва лине с презрением относились к торговле. Возможно, это имеет основание лишь применительно к ранним этапам истории Рима. В более позднее время коммерция и торговые операции стали не только уважаемыми, но и распространенными занятиями, приносящими прибыль. В эпизоде Пир
Тримальхиона» в романе Петрония «Сатирикон» говорится, как хозяин этого поражающего своим изобилием застолья, разбогатевший вольноотпущенник, сколотил огромное состояние благодаря выгодной купле-продаже. Купцы, торговцы — действующие лица многих комедий Плавта. Как только Юлий Цезарь после изнурительной многолетней борьбы подчинил Галлию, захваченную территорию немедленно начали осваивать римские деловые люди. Историки Рима свидетельствуют Средиземное и Черное моря сделались сферой активного торгового мореходства а римских купцов можно было встретить у самых экзотических народов на границах Империи, на территории современной Ирландии, в Аравии, в Тавриде, на Кавказе. СЕМЬЯ. В Древнем Риме семья как основа общества высоко почиталась в дальнейшем, как будет показано, многое в этом плане изменилось в худшую сторону Семья полагалась хранительницей высоких моральных норм итого, что именовали отеческими нравами. Авторитет отца семейства, его власть над супругой и детьми были непререкаемы. Он был судией, и суровым, всех проступков, совершенных домочадцами. Считался главой семейного суда. Имел право лишить сына жизни или продать в рабство, хотя на практике это было исключительным явлением. Знаменательно, что в своих поступках римляне базировались не только на требованиях закона, нормах морали. Важную роль играли для них исторические прецеденты, деяния легендар-
Введение
ных героев Одним из них был Люций Юлий Брут (Brutus), основатель римской республики, непреклонный враг тиранов, поборник свободы. Под его водительством римляне добились изгнания последнего царя Тарк-
виния Гордого. После этого Люций Юний Брут стал первым римским консулом, однако через некоторое время знатные римляне составили заговор с целью возвращения Тарквиния; среди его участников оказались и сыновья Брута. Их умысел был раскрыт, заговорщики предстали перед судом. Второй консул и знатные римляне пребывали в нерешительности как поступить — среди подсудимых были их родственники. Тогда Брут призвал ликторов, должностных лиц, выполнявших телесные наказания и казни. Он приказал ликторам сначала подвергнуть сыновей публичной порке, а затем, не проронив ни слова, наблюдал, каких обезглавили. Все это происходило на глазах римлян, собравшихся в суде, что вызвало не только ужас. Эта сцена стала беспощадным уроком Брут поступил как государственный муж, показавший, что превыше всего, неизменно и безо всяких исключений, должны находиться интересы государства. Он также проявил себя как отец, суровый, не прощающий даже детям позорного проступка. Кстати, к этому древнему роду Брутов принадлежал не менее знаменитый Марк Брут, пламенный республиканец, участник убийства Юлия Цезаря, в котором он видел узурпатора власти, диктатора, поправшего принципы республики. Однако суровость закона вступала в противоречие с обычаями, которые предписывали гуманность по отношению к родственниками ближним. В числе многих сентенций, которыми нас обогатили римляне, есть и такая Кто бьет жену или ребенка, тот поднимает руку на самую высокую святыню. В числе семейных добродетелей особенно высоко ставилась преданность детей, как сыновей, таки дочерей, родителям. На этот счет также сохранились поучительные предания и истории. Однажды в Риме народ решил сорвать триумфальное шествие в честь одного из консулов, принадлежащих к знатному семейству Аппиев Клавдиев. Основатель этого рода Аппий Клавдий Слепой был известным государственным деятелем, но один из его потомков, отличавшийся высокомерием, чем-то пришйюя не по нраву римскому плебсу. Тогда его дочь, только что посвященная в жрицы, встала на колесницу рядом со своим отцом. Жрица считалась лицом священным, пользующимся непререкаемым авторитетом. Подобный поступок быстро утихомирил толпу, а ее отец получил традиционные знаки уважения. МОРАЛЬ. Неписанной нравственной заповедью, особенно в древние времена, была защита слабых и малоимущих Предста-
Введение вители старинных патрицианских семейств, именуемые патронами брали под свое покровительство отдельных граждан последние назывались клиентами Патрон был связан с клиентами определенными обязательствами, которые даже освящались религией. Позднее вольноотпущенники считали своего бывшего хозяина патроном. Последний мог оказывать клиенту разные виды помощи, в том числе денежной, выделить ему немного земли, способствовать получению просимой должности. Со временем система патрон — клиент менялась по своей сущности. В эпоху Империи богачи, утоляя тщеславие, стремились окружить себя толпой клиентов, которые с раннего утра осаждали дом патрона, ища подачек, бесплатного угощения, надеясь передать прошение и т.д. Доля клиента становилась унизительной, подогревала паразитические настроения в среде римского плебса. Эта тема возникает, как мы увидим, в произведениях ряда римских писателей в романе Петрония «Сатирикон», в эпиграммах Марциала, сатирах Ювенала. Мораль римлян в древнюю пору, зиждилась на некоторых незыблемых основаниях. Среди них существенным было понятие верности, или чести (fides). У римлян имелась особая богиня Верности которой был посвящен храм на Палатинском холме. Человек принимал обет чести, прикоснувшись к богине правой рукой. После этого рукопожатие могло освящать заключение какого-либо договора. Римская история запечатлела немало легендарных примеров проявления верности. Образцом верности стал римлянин Гай Фабриций. Вовремя войн с эпи- рским царем Пирром он был послан для ведения с ним переговоров. Этот человек, в высшей степени доблестный, но бедный, был авторитетом среди римлян. Его мнение было для них решающим. Оставшись с Фабрицием наедине,
Пирр предложил ему в подарок золото, но, натолкнувшись на решительный отказ, стал убеждать, что это — отнюдь не плата за измену, но — выражение гостеприимства. Но это не возымело успеха. Тогда он решил ошеломить Фаб- риция невиданным животным, неожиданно подведя к нему слона, который громко затрубил, на что Фабриций хладнокровно заметил Сегодня вид этого чудовища смутил меня не больше, чем вчера — золото. Спустя некоторое время война возобновилась, Фабриций стал римским командующим. Ему доставили письмо, написанное врачом царя Пирра, в котором тот предлагал с помощью яда уморить эпирского царя. Таким образом римляне могли избавиться от опаснейшего врага. Однако подобное вероломство возмутило честного Фабриция, который попросил товарища отправить известие Пирру с советом проявлять бдительность в отношении своего врача.
В ПСДСНМС Последний был изобличен и сурово наказан. Пирр же в благодарность отпустил римских пленных. В числе наиглавнейших римских добродетелей было и чувство долга Одна из римских поговорок гласила Я должен, значит я могу. Примерной считалась скромность, а точнее бедность, тех национальных героев, высоких должностных лиц, которые находились у колыбели римской республики. Если в Рим прибывали иностранные послы, то из дома в дом для гостевого обеда переносили одну и туже серебряную солонку. Считалось, что скромность в быту, бедность — первооснова добрых нравов отцов. По мере развития римского общества все эти идеалы деградировали. Кризисные явления, как будет показано, неумолимо, как ржавчина, разъедали римское общество. Когда император Август апеллировал к достоинствам доблестных предков, моральным ценностям старины, когда законодательными мерами уповал вернуть римлян на путь добродетели, — успеха он не имел. Процесс был уже необратим ЖЕНЩИНА В РИМСКОМ ОБЩЕСТВЕ. Возвращаясь к теме семьи, надо особо отметить роль жены и матери. Нарисовать некий среднеарифметический портрет римлянки — задача неблагодарная велико разнообразие человеческих индивидуальностей. Если обратиться к юридическим документам ранней эпохи Рима, текстам законов, неписаным традициям, то положение женщины вряд ли можно признать завидным. Она пребывает в полной зависимости от отца и мужа ее продают и покупают, как рабыню к ней могут предъявить иск в суде укрываясь оттирании мужа, она подвергается деспотичной опеке родственников. Однако если отвлечься от законодательных актов и опереться на реальную практику, то окажется, что все н^так мрачно. Это уже более не рабыня, беспомощная и угнетенная, — пишет историк античности Поль Гиро. —
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   34

перейти в каталог файлов
связь с админом