Главная страница

Учебное пособие для студентов филологических факультетов педагогических вузов Рекомендовано учебно-методическим объединением высших учебных заведений Российской Федерации по педагогическому образованию Москва Издательство Флинта Издательство Наука


Скачать 1,92 Mb.
НазваниеУчебное пособие для студентов филологических факультетов педагогических вузов Рекомендовано учебно-методическим объединением высших учебных заведений Российской Федерации по педагогическому образованию Москва Издательство Флинта Издательство Наука
АнкорGilenson_B_A_-_Istoria_antichnoy_literatury_Kn(1).pdf
Дата13.05.2018
Размер1,92 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаGilenson_B_A_-_Istoria_antichnoy_literatury_Kn_1.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипУчебное пособие
#4787
страница3 из 34
Каталогid49786323

С этим файлом связано 413 файл(ов). Среди них: и ещё 403 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   34
Это мать семейства, почитаемая рабами, клиентами и детьми, пользующаяся уважением мужа, любимая всеми хозяйка своего дома ее влияние проникает даже на площадь народного собрания ив курию сената. Не в пример греческим женщинам, амурованным» в ги­
некее, римлянки обладали гораздо большей свобо; . Они
Введение посещали театры, праздники, занимали достойное место за пиршественным столом. Мать семейства главенствовала в так называемом атриуме, центральном помещении, где собирались домочадцы. Новобрачная, входившая в атриум, тем самым разделяла с мужем все его права. Одна из древних формул гласила Там, где ты хозяин, там я буду хозяйкой. Знаменитый римский государственный деятель Катон Старший перефразировал изречение в более шутливой форме Везде мужи управляют мужами, а мы, которые управляем всеми мужами, находимся под управлением наших жен. ГЕРОИНИ. Римская история сохранила немало волнующих эпизодов, зачастую легендарных, герои которых — женщины, отмеченные нравственным благородством, мужеством, готовностью к самопожертвованию во имя любви к близким, детям, родине. Они способствовали славе Рима наравне сего воинами. Согласно одной из легенд, к северу от Рима обитало италийское племя сабин, занимавшееся в основном скотоводством. В царствование Ромула в Риме ощущалась острая нехватка женщин. Тогда Ромул устроил игры, на которые пригласил представителей сабинов. Вовремя игр произошло похищение саби­
нянок римлянами. Это послужило причиной разразившейся войны между Римом и племенем сабинов. В разгар битвы саби­
нянки, ставшие уже женами и матерями римлян, бросились между сражавшимися и, рискуя жизнями, принудили их к заключению мира. Другой эпизод, характеризующий благородную роль женщин, связан с одним из легендарных героев Рима Гнеем Марцием Кориоланом. Выдающийся полководец, человек мужественный и бескорыстный, он одержал ряд побед, завоевал город племени вольсков — Кориолы, за что и получил имя Кориолан. Убежденный аристократ, Кориолан был непримиримым врагом римского плебса ив конце концов был изгнан из города. Как когда-то Фемистокл, победитель при Саламине, перешедший из-за обиды к персам, таки Кориолан, движимый подобным чувством, бежал к вольскам и выступил вместе сними в поход против Рима. Тогда на поле боя явилась мать Кориолана, Вентурия, и его жена Волумния,
жившие в Риме, и страстной мольбой побудили его отступить от города. Когда Кориолан попробовал объяснить Вольским войскам свой поступок в Народном собрании, тс забросали его камнями. Нравственные коллизии, пережитые Кориоланом, запечатлены в искусстве. Он — герой одноименной трагедии Шекспира и увертюры Бетховена.
Введение Трибун Лициний Столон, прислушавшийся к советам своей честолюбивой и дальновидной жены, провел знаменитый кон, предоставляющий равные права патрициями плебеям, что явилось выдающимся достижением римской демократии. Вис тории осталось имя римлянки Корнелии, принадлежавшей к знаменитому роду Корнелиев. Оставшись вдовой после смерти мужа Семпрония Гракха, она отвергла предложение египетского царя Птоломея стать его женой и посвятила себя воспитанию двух сыновей Тиберия и Гая Гракхов, ставших выдающимися демократическими вождями, снискавшими славу благородством и народолюбием. Развитие римского общества было связано с процессом эмансипации женщин, который заметно убыстрился в период Империи. Женщины стали активно влиять на политику, оказались замешаны в сложные комбинации и интриги. Историк
Тацит упоминает одного преуспевающего чиновника, таланты которого сводились к умению завоевать симпатии прекрасного пола. Сенатор Цецина Север, известный суровым нравом, сетовал по поводу того, что женщины — причина многих злоупотреблений С тех пор, как они были освобождены от уз, которыми предки полагали необходимым их связывать, женщины царствуют в семье, в суде ив войсках. Римляне долгое время культивировали уважительное отношение к браку, как слиянию двух жизней. Известны слова благородной Порции, жены Марка Брута: Я вышла за тебя замуж, чтобы поделить с тобой счастье и несчастье, которые выпадут тебе в жизни. Существенным фактором становится рост экономической самостоятельности женщин в Риме что, естественно, сказывается на всем их образе жизни. Складывается, например, прослойка женщин-юристов, которые ведут дела и заведуют имуществом богатых дам. Не обладая правом голоса, женщины могли агити­
ровав за того или иного кандидата. Им разрешалось выступать ив качестве благодетеля города, жертвовать деньги на храмы, портики. Сохранилось постановление в честь знатной матроны, которой за ее спонсорские деяния присвоили звание покровительницы города. Попытаемся представить себе внешний вид римской матроны. Если мужчины носили тогу (у детей она была окаймлена пурпурной полосой и называлась тога претекста), то женщины —
Введение тунику это была рубашка, плотно облегавшая тело и доходившая до колен. На тунику набрасывалась стола, похожая на хитон гречанок. Выходя из дома, дамы надевали палла — плащ в виде гиматона. Обувь римлян по-своему отражала иерархическую структуру общества. Форма, высота и цвет характеризовали социальный статус человека. На статуях матрона изображена в закрытой обуви она носила башмаки из тонкой кожи самых разнообразных цветов, чаще всего белой. Женщины надевали также сандалии. РИМСКАЯ МАТРОНА ПОРТРЕТ В ИНТЕРЬЕРЕ. Отправляясь ко сну, состоятельная римлянка обычно покрывала лицо тестом из вымоченного в молоке ослицы хлеба. За ночь такая мазь высыхала, так что утром казалось, что на ее лице коричневый гипс, покрытый трещинами. Просыпаясь, матрона поступала в распоряжение нескольких служанок. Одна из них осторожно снимала корку с лица госпожи и наносила на него румяна. Другая накладывала грим налицо, третья красила брови жидкостью, составленной из свинца, сурьмы и висмута. По поводу женских косметических ухищрений поэт Мар- циал ехидно замечал Галлаты являешь собой сплошной обман в то время как ты живешь в Риме, твои волосы растут на берегах Рейна. Вечером, снимая свои шелковые одежды, ты снимаешь также и зубы две трети твой особы на ночь запирают в ящики. Твои щеки, твои брови — дело рук твоих рабынь. Волосы завивались, в них вплетались красивые искусственные пряди, которые прикреплялись золотыми заколками. Причесывание матроны обычно заканчивалась тем, что волосы умащались восточными эссенциями. Как заметил другой писатель эпохи Империи, Анней Лукан: Приблизившись к женщине, думаешь, что очутился среди благовоний счастливой Аравии. После этого матрона внимательно рассматривала себя в зеркале, которое держали рабыни. Зеркала в ту пору делались не из стекла, а представляли собою полированные пластинки из металла. Потом подвергались обработке ногти госпожи этот процесс был длительными основательным, поскольку перчаток в ту
Введение пору не носили. Затем следовало облачение госпожи в роскошные одежды, из шкатулок извлекались украшения нитки жемчуга, браслеты, кольца. Всего матрона -могла носить до 16 колец, по два на каждом пальце лишь средние оказывались не окольцованными. После завершения туалета и облачения матрона считалась готовой к выходу. Для богатого римлянина жена, да и к тому же молодая и красивая, была дорогими хлопотным удовольствием. На этот счет комедиограф Плавт вложил в уста своей героини Адельфа- сии из комедии «Пуниец» такие слова Кто хочет спознаться с большою заботой, Корабль тот и женщину пусть добывает, Две вещи. Нигде не найдется похуже Заботы, чем сними. Начнешь снаряжать их — Никак не снарядишь достаточно, вдоволь, Все мало, ничем не сумеешь насытить. Его приятельница Антеростилида подтверждает эту мысль с помощью гастрономического примера Мы, женщины, тоже, что и рыба в рассоле Без всякой приятности рыба, без вкуса, Мы, женщины, той же Породы совсем неприятны, невкусны Без трат на наряды. Важнейшим моментом в распорядке дня знатной матроны была прогулка. Излюбленным местом променада считалась Ап- пиева дорога в пригороде Рима. Светские дамы выезжали туда обычно в роскошных экипажах с позолоченной сбруей. Подобные прогулки были для римлян, мужчин и женщин, не только светским времяпрепровождением, возможностью показать себя в это время они обменивались полезными новостями, завязывали нужные знакомства. Помимо прогулок излюбленным развлечением матрон были театры. Однако последние не только развлекали, но и таили немало соблазнов, поскольку предоставляли возможности для всякого рода знакомств. В отличие от греческих мужчин, пиро-
26
Введение вавших нес женами, ас гетерами, римлянки обычно присутствовали на застольях вместе с мужьями. Вначале они сидели за с голами, а позднее им уже разрешалось возлежать рядом с мужчинами. Многие римлянки из знатных семей уделяли немало времени самообразованию, чтению, хорошо разбирались в искусстве. Образованные женщины вызывали уважение. Правда, не у всех. Считалось, что женщинам не следует, например, заниматься философией — это чисто мужское дело Ювенал выразился определенно Женщина не должна иметь своей энциклопедии в голове, не должна понимать всего в книге.
3. Религш Римляне — люди практической деловой хватки. И тем не менее религия всегда играла в их жизни значительную роль, буквально пропитывая все стороны их жизни, особенно на ранней исторической стадии. И вместе стемна самом характере религиозных верований, на обрядности лежала печать практицизма, некоторой прагматичности Религия была ориентирована на конкретную жизненную практику, регулировала поведение человека Наверное, к римлянам можно применить нашу известную пословицу На Бога надейся, асам не плошай. РЕЛИГИЯ В БЫТУ Религиозный элемент присутствовал уже в доме римлянина, где проходили богослужения, в его очаге, в стенах, дверях. В комедии Плавта Кубышка упоминается бог домашнего очага Лар, существовавший еще у древних этрусков. Практически едва лине любая деталь бытового уклада, начиная с утреннего пробуждения и кончая отходом ко сну, освящалась определенным религиозным обрядом. Об этом свидетельствует исследователь античной культуры Поль Гиро: Каждая трапеза — религиозный акт, в котором принимают участие и домашние божества. Рождение, принятие в семью, совершеннолетие, свадьба, а также годовщины этих событий все это торжественные религиозные обряды. Вне дома он (те. римлянин) не может сделать шагу, чтобы не встретить какой-нибудь священный предмет то это часовня, то место, куда некогда ударила молния иногда он должен сосредото-
Введение читься, отвлечься от всего земного и сотворить молитву, иногда отвернуться и закрыть лицо, чтобы не увидеть какой-нибудь зловещий предмет. Вот что пишет выдающийся римский оратор Цицерон Ответ гадателя, наблюдение над жертвой, случайно услышанное слово, пролетевшая мимо птица, встреча с халдеем или с парусником, блеснувшая молния, раскаты грома, удар молнии, даже самый незначительный, самый обыкновенный случай, если только мы почему-нибудь увидим в нем знамение, — все это смущает нас и тревожит. Сон, по-видимому, должен был быть для нас временем отдыха, а между тем, именно сны служат чаще всего поводом наших беспокойств и страхов. Существовало огромное количество сельских праздников. Жатва, подрезание виноградных лоз, созревание колосьев — все должно было быть особо отмеченным, причем сопровождаться жертвоприношениями. Римлянину надлежало держать в памяти всякого рода разнообразнейшие приметы, предзнаменования, вещие сны, сакраментальные слова, которые он не должен был произносить, зароки и запреты, амулеты, заговоры, страхующие от пожаров, напастей и болезней. Дурное предзнаменование могло заставить изменить маршрут или отказаться от хорошо продуманного плана действий. РИМСКИЙ ОЛИМП. Обиталище богов у римлян не было столь красочно и пышно, как у греков Главные боги соответствовали греческим Юпитер — Зевсу Венера — Афродите, Марс — Аресу, Юнона — Гере Минерва — Афине. Юпитер, Юнона и Минерва были почитаемы прежде всего патрициями. Крестьянам же были особенно любезны боги, курировавшие земледелие Церера (Деметра), Либер (Дионис, женская ипостась Либера (Персефона Особенно чтим был бог войны
Map?, которому служили 24 жреца. Почитание Марса понятно, если вспомнить, какую роль играли деяния на поле брани у римлян. Помимо названых главных богов ведавших общими вопросами, существовало огромное количество божеств, которые отвечали за конкретные аспекты человеческого бытия начиная с рождения до смертного часа. Были, например, богини, сферой которых был мир только что увидевшего свет младенца одна из
Введение богинь (Партула) присутствует при первых родах, другая (Луси-
на) заведует рождением, третья (Диеспитер) дарует ребенку свет, четвертая (Витумнус) — жизнь, пятая (Сентинус) — чувства, шестая (Ватикаунс) открывает ребенку рот и производит первый крик. Данным перечислением указанный список не исчерпывается. Узкая специализация божеств удивляет конкретные боги помогают издавать первые звуки, учат словам, развивают ум и здравый смысл, наделяют сметкой, даруют мудрые советы, возбуждают мужество, помогают продолжить начатое дело и т.д. Римское богословие было столь развито и детализировано, что человек буквально ни одной минуты своей жизни не мог пребывать вне заботы богов. Поражает изобилие богов, обслуживающих такие сферы, как семья или брачная церемония, взаимоотношения супругов. Были богини, отвечавшие за приданое, помогавшие преодолеть нужду, избавлявшие от бесплодия, и даже тек кому возносились молитвы вовремя супружеских размолвок. Своеобразие религии римлян ив том, что их Олимп постоянно дополнялся божествами покоренных племени народов Он рос вместе с расширением границ Рима. Это также было свидетельством несокрушимой мощи растущего государства. Прибывавшие отовсюду в Рим рабы приносили свои религиозные культы и верования. ОБРЯДНОСТЬ. Римская религия вырастала из сложнейшей системы обязанностей и правил. Требовалось безусловное выполнение всех деталей Если римлянин обращался к небу с ка­
кой-нибудь просьбой, то он должен был точно знать, к какому богу она адресуется. Кроме того, бытовали жесткозакрепленные словесные формулировки, определяющие, в каких выражениях просьба должна быть изложена. В противном случае божество могло просто проигнорировать просьбу. Римлянин словно бы обращался не к божеству, а в некую государственную инстанцию, к конкретному чиновнику, не возносил молитву, а адресовал прошение, составленное по зафиксированному канону. Практицизм римской религии заключался ив том, что обрядность игнорировала душевное состояние молящегося Не принимались в расчет искренность, истинность его веры. Главным
Вне было неукоснительное следование букве обряда. Благочестивым считался тот, кто преуспел именно в этом плане. Бого- вдохновенность же, религиозный экстаз вызывали подозрительное отношение. Идеалом римлян был порядок во всем, а следовательно, душевная умиротворенность Наиглавнейшей добродетелью считалось благочестие Оно даровало человеку счастье. Герой национальной римской эпопеи «Энеида» Верги­
лия Эней, считавшийся основателем Рима, обладавший многими достоинствами, был, прежде всего благочестив Октавиан Август, обожествленный при жизни, являл образец благочестия. Практицизм характеризовали отношения римлянина с богом. Римлянин словно бы покупал благоволение небес молитвами и жертвоприношениями последние были строго регламентированы. По ритуалу для Юпитера закалывался волане бык нарушение этого порядка квалифицировалось как большой грех. Церере богине плодородия, приносили в жертву кабана, который считался врагом жатвы Либеру, богу оплодотворения, — козла, разоряющего виноградники Прозерпине, богине подземного царства, — корову, непременно бесплодную. Существовали специальные орудия и способы заклания жертвы. Боги благоприятствовали тем, кто им больше поклонялся. Римлянин словно бы заключал с богами договорили даже деловое соглашение. Ив ответ на молитвы, а также пожертвования в храмы надеялся на адекватное вознаграждение со стороны богов. У римских богов не было той поэтичности, красоты, которая отличала обитателей греческого Олимпа. Рим не создал богатой и многокрасочной мифологии, способной сравниться с эллинской. РЕЛИГИЯ И ГОСУДАРСТВО. Еще одна особенность римской религии — ее подчиненность государству Она являлась одной из опор государственной политики. Государство властвовало и над умонастроениями граждан, и над их совестью. Отправление различных религиозных празднеств относилось к прерогативе сената. Коррективы в обряды или религиозную службу дозволялось вносить исключительно государственным инстанциям, прежде всего сенату.
Вис денис Религиозные обязанности исполнялись жрецами. Коллегию высших священнослужителей составляли понтифики высшие авторитеты в римском религиозном культе, отвечавшие за составление календарей, обряды, жертвоприношения, погребальный процесс. Однако им воспрещалась любая инициатива вне государственных решений. Император Август, объединивший водном лице едва лине все известные должности, был верховным понтификом и специально формулировал религиозную политику в Риме. Наделенные по занимаемой должности властью жрецы считались верными помощниками государства. Вот некоторые предписания римской религии К богам да приближаться в чистоте, проникшись благочестием Да не будет ни у кого отдельных богов, ни новых, ни чужестранных, кроме тех, которые признаны государством. Да сохраняются нерушимо обряды семьи и предков Да совершаются ежегодно торжественные приношения Нечестивый да не дерзает пытаться дарами смягчить гнев богов Добрых людей, взятых смертью, да чтят за богов пусть сократят расходы на них и печаль. ВЕСТАЛКИ. Особенно значима для римлян была богиня Веста, покровительница домашнего очага и римской общины. В ее храме в Риме поддерживался вечный огонь. Веста соответствовала греческой богине Гестии, дочери Кроноса и Реи покровительнице огня, которая объединяла общество людей в единое целое. Жрицами храма Весты были весталки доего их было шесть. Для посвящения в весталки отбирались девочки от 6 до
10 лет, безукоризненного поведения и безупречной внешности, как правило, дочери знатных родителей. В момент посвящения им обрезали волосы. В течение 30 лет они должны были исполнять жреческие обязанности и хранить при этом обет целомудрия. Нарушители подвергались казни — их закапывали живьем в землю. Вместе стем обязанности весталки считались исключительно сакраментальными. Если преступник встречал на дороге весталку, то подлежал освобождению. Тридцатилетний срок службы делился натри периода по десять лет каждый. В первое десятилетие весталка училась у подруг во второе — исполняла обязанности весталки в третье —
Введение обучала тех, кто вступал на эту стезю. Когда весталка возвращалась к мирной жизни, то была окружена почетом. Весталки щедро одаривались, обычно бывали богаты, владели домами, поместьями. ЮПИТЕР КАПИТОЛИЙСКИЙ. В честь богов воздвигались храмы. В эпоху императорского Рима это были роскошные сооружения из мрамора. Они имели целью не только восславить богов, но и подчеркнуть авторитет и силу государственной власти. Одним из самых монументальных был храм Юпитера Капитолийского он возводился на Капитолийском.холме в Риме в течение долгих лет, не раз горел, пока при императоре Домициа­
не не Л сложен из мрамора и роскошно отделан мозаикой и барельефами. Внутри храма было сосредоточено огромное количество бесценных приношений как от частных граждан, таки от иностранных царей и властителей там были сосуды изделия из золота и серебра слитки священные предметы. Император Август как-то пожертвовал храму пять тысяч килограммов золота Вокруг храма были установлены многочисленные статуи как богов, таки выдающихся деятелей римской истории. На холме находились и другие храмы и святилища среди них были храмы Верности, Чести и Мужества, храм Юпитера Гремящего и др. Капитолийский холм был не только своего рода религиозным центром Рима, но и символом его политического и военного могущества.
4. Образование Как и греки, римляне утверждали приоритетную значимость воспитания и образования. Духи история римского общества требовали, чтобы молодой римлянин имел мужественное, крепкое тело, обладал волей и привычкой беспрекословно подчиняться законам. В суровых испытаниях гражданин не должен был пасть духом. Так случалось не раз, особенно впору Пунической войны, когда римляне после поражений от Ганнибала оказались в отчаянном положении, но выказали завидную жизнестойкость и отвагу. Однако ориентация на бойцовские качества имела и свою негативную сторону делался упорна сугубо

Ввсх практические цели. В этом плане римляне были чем-то близки к спартанцам. Эстетическое воспитание не играло у них существенной роли, тонкие психологические нюансы индивида особенно не учитывались. Правда, в дальнейшем, во многом благодаря греческому влиянию, общеобразовательные идеи обрели большую значимость. Воспитание и образование носили частный характер В домашних условиях воспитание осуществлял раб, которого называли педагог (paedagogus).
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   34

перейти в каталог файлов
связь с админом