Главная страница

Учебное пособие для студентов филологических факультетов педагогических вузов Рекомендовано учебно-методическим объединением высших учебных заведений Российской Федерации по педагогическому образованию Москва Издательство Флинта Издательство Наука


Скачать 1,92 Mb.
НазваниеУчебное пособие для студентов филологических факультетов педагогических вузов Рекомендовано учебно-методическим объединением высших учебных заведений Российской Федерации по педагогическому образованию Москва Издательство Флинта Издательство Наука
АнкорGilenson_B_A_-_Istoria_antichnoy_literatury_Kn(1).pdf
Дата13.05.2018
Размер1,92 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаGilenson_B_A_-_Istoria_antichnoy_literatury_Kn_1.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипУчебное пособие
#4787
страница4 из 34
Каталогid49786323

С этим файлом связано 413 файл(ов). Среди них: и ещё 403 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   34
Школьное образование обычно строилось потрем главным ступеням. НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА. В начальной школе обучали чтению, письму и счету. Здесь в роли учителя нередко выступал вольноотпущенник или гражданин из низших слоев общества. Напер вых порах ученикам предлагали отрывки из законов, которые механически зазубривались. Начальная школа отличалась бедностью это была комната, в которой имелись лишь стол иска мьи. Иногда урок переносился на открытый воздух, учитель вместе с детьми мог отправиться загородили в парк. Для письма использовалась дощечка, намазанная воском, на которой писались слова и предложения с помощью палочки с заостренным концом, именуемой стилосом. ШКОЛА ГРАМОТНОСТИ Второй этап школьного обучения продолжался в школе грамматики и охватывал детей, примерно, с
12—13 до 16 лет. Это было уже более обустроенное помещение, в котором имелись бюсты и барельефы прославленных поэтов, а также живопись, в основном на сюжеты гомеровских поэм. Главное внимание в данной школе уделялось чтению и толкованию поэтических текстов. Преподавание велось на латинском языке. Греческие авторы читались в переводах, во многом несовершенных, а также подражаниях, например Ливия Андроника. Когда в школах ввели греческий язык, то Гомера, Гесиода,

Менандра читали хоть ив извлечениях, но уже в подлиннике. Знакомились и с римскими авторами — Вергилием, Горацием,
Овидием. В качестве филологических предметов изучались грамматика, комментарии и критика текста, стихосложение и собственно литература, те. биографии писателей, их произведения. На занятиях чаще всего звучала речь преподавателя ученики
2 История античной литературы. Кн. 2
Введение старались лишь записать услышанное. Что до негуманитарных предметов, например математики и геометрии, то они обычно осваивались в незначительном и примитивном объеме. ШКОЛА ТРЕТЬЕЙ СТУПЕНИ. Достигнув 16 лет, юноша поступал (правда, это касалось далеко не всех учеников) в школу третьей ступени к ритору, которому вменялось готовить ученика к деятельности судебного или политического оратора. Обычно ученики должны были составлять сочинения в форме речей, разрабатывая в них какой-либо известный литературный или мифологический эпизод. Это могла быть речь Медеи, вознамерившейся убить своих детей Ахилла, изливающего гневна Ага­
мемнона, отнявшего у него пленницу Брисеиду. Ученикам предлагалось сочинить обвинительную речь, осуждающую какой-либо порок скаредность, лихоимство, святотатство и т.д. От них требовалось продемонстрировать умение убедительно произнести написанное, показать хорошую дикцию и искусство жестикуляции. Устраивались своеобразные турниры, состязания начинающих ораторов, что стимулировало их рвение, стремление к совершенству. РИМЛЯНЕ В АФИНАХ. Состоятельные родители после завершения учебы у ритора могли отправить своих чад для дальнейшего углубления знаний и совершенствования умений за пределы Италии, прежде всего Грецию, Афины, Митилену, Александрию. Там они получали возможность совершенствоваться под руководством выдающихся философов и мыслителей. Местом паломничества была Академия в Афинах, куда устремлялись студенты из самых различных уголков, из Рима, из западных провинций, из Египта. Юношу обычно сопровождал «ледагог, исполнявший разнообразные обязанности слуги, надзирателя, наставника. Одновременно студент пребывал в безусловном подчинении у своего главного профессора, которому вменялось быть внимательным, заботливыми одновременно взыскательным, умеющим поддержать свой авторитет. Студенты образовывали своего рода землячества выходцев из одной местности. Обычно они старались группироваться вокруг преподавателя, также своего земляка.
34
Введение Были среди студентов и такие, кого больше влекли веселые пирушки и забавы с гетерами, чем ученые книги. Но из Академии вышло немало знаменитостей. Вообще же, для римлян, особенно художников слова, поездка в Грецию, приобщение к
Глинской культуре, как правило, становились важнейшим фактом биографии стоит вспомнить о Вергилии, Горации, Ови­

дии...
5. Рабство Рим был огромным рабовладельческим государством. В нем получило развитие крупное рабовладение, которое было поднято на новую ступень, приобрело исключительный размах. Уделом рабов были самые тяжелые работы Катон Старший, крупнейший римский писатель и общественный деятель, разделял убеждение рабам ненадобно ничего знать, кроме работы, еды, сна и необходимости трудиться до смертного часа. Рабы использовались в самых разных производствах в рудниках и каменоломнях, в стеклодувном деле, в керамике, на строительстве дворцов и храмов. В Риме, особенно впору Империи, обращение с рабами было, пожалуй, более жестким, чем в Афинах раба можно было продать, кастрировать, сдать внаем в публичный дом, превратить в гладиатора, отдать на растерзание диким зверям. Главным рабовладельцем был римский император иногда он позволял себе назначать своих бывших отпущенных на волю рабов на высокие государственные должности. ПОЛОЖЕНИЕ РАБОВ. У рабства было два источника Первый — это рабство порождению Даже если отец родившегося у рабыни ребенка был свободный, ребенок все равно оставался рабом и лишался гражданских прав. Во-вторых, рабом мог стать военнопленный или моряк, захваченный пиратами Рабы приравнивались к товару, ими торговали на рынках, выставляя как вещь. Соответственно рабам старались придать товарный видим надлежало выглядеть крепкими, моложавыми, ухоженными. От этого зависела цена. У богатого римлянина имелись свои домашние рабы Они заведовали мебелью, гардеробом, серебром, являлись слуга
Введение ми, работали в банях — банщиками и истопниками, в больницах — санитарами, прислуживали за столом. Существовала целая иерархия кухонных служителей. Свой штат рабов был у хозяйки дома кормилица, повивальная бабка, носильщики и др. По словам упоминавшегося комедиографа Плавта, на долю прислуги выпадало прясть, молоть, колоть дрова, мести и получать палочные удары. Поскольку выезд в свет для состоятельной матроны был делом престижа, то ее обычно сопровождала свита особо привилегированных рабов курьеров, лакеев, вестников, а также молодых красивых ра­
бов-юношей, изящно одетых. Они образовывали как бы почетную стражу. Рабы держались в повиновении под страхом сурового наказания. В распоряжении хозяина был необходимый набор орудий розги, палки — обычная и с острым наконечником, плеть, ремень. Имелись специальные кандалы для руки ног. Раба можно было сослать в деревню, где он должен был обрабатывать землю скандалами на ногах. Еще более безжалостной карой считалась отправка на рудники ив каменоломни. Иногда наказание раба должно было служить средством устрашения для других. Известен трагический эпизод, когда в 61 г. н.э. префект Рима Педаний Секунд был убит одним из своих рабов. В соответствии с древним римским обычаем все рабы, жившие у убитого под одной крышей, подлежали казни. А их было четыре сотни. Когда слух о массовой казни распространился по Риму, собралась огромная толпа, готовая защитить невинных. В городе возникла опасность мятежа. Вопрос обсуждался в сенате. Некоторые высказывались против подобной чрезмерной строгости. Но большинство ратовало за массовую казнь. Их точку зрения озвучил сенатор Гай Кассий: Теперь, когда у нас в качестве рабов появились целые племена, из которых каждое имеет свои обычаи. теперь уж ничем, кроме страха, не удержишь этого сброда. Выскажете, что при этом пострадают несколько невинных. При всяком великом деле совершается известная несправедливость, но несчастье некоторых сиз бытком компенсируется благополучием всех. Поистине, в этой циничной логике — предвосхищение тоталитарных доктрин XX века, философии массовых репрессий, которая определяется формулой Лес рубят — щепки летят. ЭКСПАНСИЯ РИМА И РАБСТВО. В результате территориальных приобретений захватывалось множество людей, в том числе военнопленных, которые использовались в качестве главной экономической силы. Менялся облик столицы государства.
Введение По словам Т Моммзена, нигде не скоплялись такие массы рабов, как в столичных дворцах знатных семей или богатых выскочек. Деморализация, неразлучная с отсутствием свободы, ужасающие противоречия формального и реального закона более всего проявлялись в городском рабе. Он имел некоторое образование и был в лучшем положении, чем раб-земледелец, возделывающий поле в цепях, подобно скованному волу. Оглянись на эту массу людей, —- писало домашних рабах философ Сенека. — Их не вмещают даже дома безмерного города. Рим все больше, превращался в мегаполис — город рабов. ВОЛЬНООТПУЩЕННИКИ. Городское население пополнялось и за счет отпущенных на волю, среди которых оказывались как нищие, таки сказочно разбогатевшие. Последние были обычно вульгарные и малообразованные выскочки вроде знаменитого
Тримальхиона, выведенного в романе Петрония «Сатирикон». Вообще же вольноотпущенники составляли значительный слой, до 1/6 населения страны В столице они нередко избирали карьеру чиновников. Работали они ив театре в качестве мимов, некоторые стали известными актерами. Принимали они участие ив обучении молодых римлян, из их среды вышло немало известных писателей, историков Ливии Андроник, Теренций, Федр, философ Эпиктет и др. Сыном вольноотпущенника были великий римский поэт Гораций. Особую прослойку составляли вольноотпущенники императора, в руках которых нередко были сосредоточены нити управления государством. Некоторые из них пользовались доверием принцепса и находились в курсе его амурных дели дворцовых интриг Вольноотпущенник Полибий при Клавдии ведал, например, приемом прошений и жалоб. Важную роль при этом императоре играли и другие энергичные вольноотпущенники, в частности Нарцисс и Паллант: они активно помогали Клавдию в решении государственных проблем. Образы рабов, по преимуществу домашних, присутствуют в римской литературе, в частности в драматургии Плавта и Те-
ренция, активно участвуя в сценическом действии. Плавт разработал образ раба-обманщика, хитрого, ловкого, который актив
лен по но помогает своему хозяину, обычно молодому, беспомощному, удачно разрешить сложную ситуацию (в таких комедиях, как Раб обманщик, Хвастливый воин. в. Государство Свои победы на поле брани римляне одерживали не только благодаря доблести, но и за счет высокой организации. Римляне считали свое государство наиболее совершенно и разумно устроенным. Древнегреческий историк Полибий в своей сорокатомной Всемирной истории доказывал, что господство над другими народами Риму обеспечила его государственная система. РЕСПУБЛИКА. Как уже писалось, после падения царской власти в Риме начали складываться республиканские институты. Само слово республика (respublica) означает общее дело в него вкладывалось современное представление о государстве. Оно противопоставлялось понятию частное достояние (res privata). Республика позволяла учитывать интересы всего римского народа. В понятии республика присутствовало два главных взаимосвязанных элемента с одной стороны, это олицетворение права, закона и свободы с другой — определенные государственные органы. Хозяином государства, хотя в некоторой степени формально, был народ. Существовало специальное государственно-пра­
вовое понятие римский народ (populus romanus), что долженствовало обозначать общность всех граждан государства, патрициев и плебеев. Хотя юридически все граждане были равны, римское общество делилось на сословия. Два из них были высшими сенатское и всадническое, его члены обладали особыми правами и привилегиями. ТРИ ФОРМЫ ВЛАСТИ. В годы республики сформировались три основные формы власти которые как бы взаимно уравновешивали друг друга это народное собрание сенат магистраты, то есть носители исполнительной власти, прежде всего консулы, народные трибуны.
Введение Суверенитет гражданства выражался в формуле сенат и римский народ. Эта формула «S.P.Q.R: Senatus populusque ro- manus» воспроизводилось на монетах. Должностные лица выбирались на определенный срок. Важную роль в римской республике играло народное собрание существовавшее в трех формах Древнейшими были кури-
атные комиции, наделявшие военной властью (imperium). Кроме того, имелись центуриатные комиции, в компетенции которых было объявление войны или мира, принятие законов, организация суда. Введение трибутных комиций входило избрание низших магистров, квесторов, эдилов, народных трибунов. Народный трибун (tribunus plebis) должен был, прежде всего, защищать интересы плебса от посягательств богачей. ВЫБОРЫ. Вовремя выборов богатые и знатные пользовались фактическими преимуществами и обычно занимали выборные должности. Римляне, как правило, отдавали свои голоса патрициям или знаменитым плебеям, резонно полагая, что управление надо доверять людям благородного происхождения и опытным. Вместе стем, соискатели высших должностей должны были выказывать народу свое уважение, а в канун выборов демонстрировать это настойчиво и красноречиво. Цицерон в сочинении О домогательстве консула писал Два средства, необходимых для успеха, имеет ввиду каждый кандидат преданность друзей и расположение народа. Первое является следствием благодеяний, одолжений, старинных связей, естественной услужливости, любезности. Всегда держи в мыслях ив памяти его Италию, чтобы не осталось ни одной муниции, колонии или префектуры, одним словом, ни одного уголка, где бы тыне обеспечил себе достаточной поддержки. ты многих знаешь по имени, сделай так, чтобы это было замечено, и постарайся удлинить список таких людей, ничто не способствует в такой мере популярности кандидата. Излюбленным для кандидата способом обхаживания избирателей становились прогулки по Форуму. Соискатели пожимали руки гражданам, запросто сними беседовали, некоторых (по подсказке раба) называли по имени, просили о поддержке. В общении с избирателями надлежало быть любезным. Рассказывают о следующем случае. Знатный патриций, пожимая руку какому-то крестьянину, обратил внимание на его мозоли испросил шутливо, не ходит ли этот человек на руках. Подоб-
39
Введение ная неуместная шутка немедленно стала известной и обидела плебеев, которые в отместку провалили этого кандидата на выборах.
МАГИСТРАТЫ. Должностные лица, осуществлявшие в Риме исполнительную власть, именовались магистратами. Высшими среди них были два консула, которые избирались на один год. Признаками консульской власти была тога с пурпурной каймой, кресло из слоновой кости — курульное кресло Вовремя исполнения служебных обязанностей консула сопровождало 12 лик­
торов, которые носили на плечах фасцы. Так назывались связки прутьев, за пределами города в них вкладывались топоры. Эти орудия символизировали право консула наказывать граждан, сечь их и даже казнить. Консулы наделялись особым знаком
империумом (от лат. imperium — полнота власти, полномочия. Подобный знак достоинства и власти вручался народным собранием. Многие видные деятели Рима занимали консульские должности среди них Юлий Цезарь и Цицерон. Судами руководили преторы (от лат. prae-ire — идти впереди, которые могли замещать консула вовремя его отсутствия, атак же командовать одним легионом. Число преторов достигало шести. Престижной считалась и должность цензора (от лат. cen­
sus — подсчет, оценка, не только сидевшего в курульном кресле, но и облаченного в пурпурную тогу. Цензор ведал как вопросами имущества, таки нравами римских граждан. Проявление трусости на поле боя, недостойное поведение и другие проступки подлежали наказанию. Сенатора могли лишить его места, представителя сословия всадников — его коня. Провинившийся плебей заносился в позорный список Цензоров нередко выбирали из бывших сенаторов сроком на пять лет. Среди должностных лиц были эдилы (от лат. aedes — храм, отвечающие застроите льством, состояние улиц, храмов и рынков, раздачу хлеба, проведение общественных игр и охрану государственной казны квесторы (от лат. quaestores — изыскатель, в компетенции которых было состояние казны, финансовое управление городов и провинций. В экстремальных ситуациях, когда над государством нависала опасность, мог быть назначен диктатор — должностное лицо, наделенное чрезвычайными полномочиями. Он предла-
40
В меде нио лея одним из консулов, согласовывавшим данную кандидатуру с сенатом. Но диктатор не мог выполнять свои обязанности более 6 месяцев таким образом, в период ранней республики римляне стремились застраховаться от угрозы того, что один человек мог стать неограниченным властителем. Когда в период кризиса Республики (I в. до н.э.) диктаторами стали сначала
Сулла, а потом Юлий Цезарь то они дольше находились в этой должности и, фактически, в нарушение закона, были безраздельными хозяевами положения. СЕНАТ. Совет старейшин (senex) — был важнейшим государственным учреждением Рима в период Республики Он являлся своеобразной концентрацией политической силы и опыта. Численность сената менялась вовремя ранней Республики в него входило 300 членов, отцов, среди которых были почетные магистраты. Могли в него входить низшие магистраты (народные трибуны, квесторы, эдилы, градоначальники. В число сенаторов первоначально включались представители знатных, прославленных, исконно римских семей позднее, в эпоху Империи, там могли оказаться видные влиятельные провинциалы. Среди сенаторов были группы с разной степенью влияния. Имелись, например, сенаторы пожизненные. Сенаторы первого ряда носили тогу с алой каймой, золотое кольцо и сапоги красного цвета те же, кто были рангом ниже, носили светлые тоги и сапоги из черной кожи. В сенате обсуждались важнейшие государственные дела, принимались законы и постановления, осуществлялся контроль за деятельностью магистратов, формулировалась внешняя и внутренняя политика. Если в период Республики авторитет и значимость сената были высоки, тов эпоху Империи этот символ республиканской законности неумолимо утрачивает свою роль и независимость. Он остается лишь декорацией, оказавшись в зависимости от своеволия императоров, утверждавших авторитарный, деспотический стиль правления. РИМСКОЕ ПРАВО. Римляне, прежде всего в эпоху Республики, воспитывались в духе уважения к законам. В стране постепенно сложилась развитая система законодательства. Она вошла в историю под названием римское право. Это важнейшая часть духовного наследия римлян, которое переходит из поколе
Введение ния в поколение. До сих пор подготовка юристов, законоведов на серьезном университетском уровне включает непременное изучение римского права Оно охватывает с предельной обстоятельностью и конкретностью все стороны жизни римлянина организацию и функционирование государственных институтов, права и обязанности граждан, отношения экономические, семейные, наследственные и т.д. Римляне считали, что есть законы божественные и вытекающие из них законы человеческие. Люди регулировали свою жизнь на земле. Многие принципы римского права сохраняют свою значимость и поныне. Выдающийся римский оратор Цицерон в своем трактате О законах сформулировал принципы политической жизни своих соотечественников. Некоторые звучат следующим образом Приказания да будут сообразны с законом и граждане да повинуются им скромно и без отказа Военачальники, должностные лица, послы пусть отправляются из Рима по решению сената и по приказу народа, пусть справедливо ведут они правые войны, щадят союзников, сдерживают себя и своих, увеличивают славу своего народа и со славой возвращаются домой Постановления сената пусть имеют силу закона, если только им не воспротивятся равная или высшая власть. Не была забыта и проблема коррупции Пусть не издают специальных законов в угоду отдельным лицам. Подарков пусть никто не принимает и не дает ни при искании должности, ни при отправлении ее, ни при отбытии ее срока. Уклонение от этих и им подобных правил должно было повлечь наказание как за совершенное преступление.
7 * Римская словесность самобытность, периодизация Таковы некоторые особенности жизненного уклада римлян, их традиций, морали, религиозных верований, образования, общественной и государственной системы. Все это не могло не сказаться на характере созданного ими словесного искусства. Конечно, на фоне гениальных эллинов достижения римлян на ниве изящной словесности выглядят скромнее. К тому же мно-
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   34

перейти в каталог файлов
связь с админом