Главная страница

Учебное пособие для студентов филологических факультетов педагогических вузов Рекомендовано учебно-методическим объединением высших учебных заведений Российской Федерации по педагогическому образованию Москва Издательство Флинта Издательство Наука


Скачать 1,92 Mb.
НазваниеУчебное пособие для студентов филологических факультетов педагогических вузов Рекомендовано учебно-методическим объединением высших учебных заведений Российской Федерации по педагогическому образованию Москва Издательство Флинта Издательство Наука
АнкорGilenson_B_A_-_Istoria_antichnoy_literatury_Kn(1).pdf
Дата13.05.2018
Размер1,92 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаGilenson_B_A_-_Istoria_antichnoy_literatury_Kn_1.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипУчебное пособие
#4787
страница6 из 34
Каталогid49786323

С этим файлом связано 413 файл(ов). Среди них: и ещё 403 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   34
(III в. до н.э.), получившего прозвище Слепой (он потерял зрение уже в старости, служившего цензором и занимавшего должность консула. Несмотря на знатное происхождение, он урезал привилегии патрициев. Известно, что его речи уже публиковались издал он также и сборник сентенций и афоризмов, среди которых один хорошо известен Каждый сам кузнец своей судьбы. Он написал также трактат Оправах владения, занимался грамматикой. Но его произведения до нас не дошли, и о них мы судим по косвенным свидетельствам. Глава II. ПЕРВЫЕ ПИСАТЕЛИ РИМА
/. Ливии Андроник. 2. Гней Невий. 3. Квинт Энний Ф Выход на арену первых известных нам римских писателей, появление ранних письменных образцов словесного искусства относится кв. до н.э.
и связано с глубинными переменами в жизни Рима. Одержав победы в й и й Пунических войнах, Рим устанавливает контроль над западным Средиземноморьем. Он становится могущественной державой, вступает в военную
Первые писатели Рима конфронтацию с Македонией, затем с крупнейшими монархиями Востока, царствами Селевкидов и Египтом. Ощущается потребность не только в военном диктате, но ив создании достаточно авторитетной национальной культуры и литературы. Так Фабий Пиктор (Fabius Pictor), римский историк, сенатор, возглавляет римское посольство в Грецию, к святилищу Аполлона в Дельфах. С помощью греков-секретарей он сочиняет первое римское историческое описание, обзор развития государства от Энея до й Пунической войны. Это был в известной степени пропагандистский ход, имевший целью убедить соседей, прежде всего эллинов, в том, что рядом сними обретает могущество государство, имеющее славные традиции и даже божественное происхождение. Этому должно было служить развернувшееся интенсивное строительство дворцов, а также культовых сооружений. При этом римляне во многом ориентировались на нормы греческого градостроительства. Во II—III в. до н.э. начинается принявший широкий размах процесс эллинизации, распространения греческого влияния на различные сферы жизни Рима в том числе на культуру и литературу. Процесс этот усилился после того, как Греция была захвачена Римом и превратилась в римскую провинцию Ахайя. Образованные греки охотно приезжали в Рим, где работали преподавателями в школах, домашними учителями греческого языка. Особенно сильно эллинизация захватила римскую элиту, нобилитет, высших патрициев. Но если верхи демонстрировали свои эллинофильские настроения то низы, напротив, стремились сохранить свою национальную самобытность. Характерно, что литература в этот период еще не играет той престижной роли в обществе, как это было в период поздней Республики и ранней Империи первые писатели были представителями средних и низших слоев общества, к тому же выходцами не из Рима, а из провинции.
]. Ливии Андроник Была своя символика в том, что первым римским писателем оказался грек по происхождению. Им был Ливии Андро­
ник (Livius Andronicus) (ок. 280—204 г до н.э.). Вовремя успешной войны Рима с Тарентом (272), древнегреческим го
Эпоха Республики. Архаический и ранний перио; родом на юге Италии, он попал в пленив числе других живых трофеев победителей был проведен вовремя очередного триумфа по улицам вечного города. Но, как было отмечено, образованных греков, попавших в плен к римлянам, ждала не самая худшая участь. Андроник воспитывал детей у богатого римлянина Ливия Салинатора, а после того, как был отпущен на волю, взял имя своего патрона. Изучив в Риме латинский язык, он стал преподавать его в уже собственной школе вместе со своим родным, греческим. В то время было принято латинскую грамматику усваивать нес помощью механического зазубривания и угрозы розг (ферул), нона основании анализа текстов, правда, достаточно скудных. Вот тогда-то Ливии Анд­
роник и предпринял, исключительно для учебных целей перевод с греческого на латинский язык Одиссеи Гомера. Неслучайно, конечно, то, что выбор пал на вторую поэму Гомера, а не на «Илиаду»: ведь странствия многострадального Одиссея проходили близ берегов Италии, в частности в Сицилии, что не могло не импонировать римлянам. Это был один из первых известных нам художественных переводов в европейской литературе. Конечно, перевод был далеки от совершенства, и от точности. Например, имена греческих богов были заменены латинскими. Поскольку понятие муза было не вполне очевидно римлянину, оно было заменено на близкое по смыслу Камена. Так назывались италийские божества водных источников, которые отождествлялись с музами. Каменам была посвящена роща близ Капенских ворот Рима. Начальная строка Одиссеи Муза, скажи мне о том многоопытном муже, который была переиначена и звучала таким образом «Камена, извести мне об изворотливом муже. Переводчик позволял себе в отдельных деталях отклоняться от подлинника, чтобы сделать его более понЯтным римлянам. Не придерживался Ливии Андроник иго меровского гекзаметра, придававшего поэмам плавность иве личавость. Он перевел его уже упоминавшимся сатурнинским стихом сего тоническим перебивающимся ритмом. Латинская Одиссея Ливия Андроника не только длительное время использовалась в школах как учебное пособие, но стала фактом римской литературной истории. Известно, что ее читали даже во II в. н.э.
Первые писатели Рима Занимался Ливии Андроник также переделками и переработками произведений греческих драматургов для римской сцены. Это были трагедии, а также образцы комедий, ноне Аристофа­
на, а Менандра. Эти произведения до нас практически не дошли, за исключением незначительных осколков до 30 с небольшим стихов. Сохранились некоторые заголовки «Ахилл», Эгоист, Троянский конь, Андромеда и др. непросто даже определить, какой греческий автор сыграл роль первоисточника. Известно лишь, что Ливии Андроник сам исполнял эти произведения декламировал, пел, танцевал. Талант Ливия Андроника не остался незамеченным. В 207 г. до н.э. римляне разбили войско брата Ганнибала Газдрубала, и сенат вознамерился восславить победителей в гимне. Сочинить его было поручено Ливию Андронику. Этот гимн был исполнен хором из 27 юных римлянок. Судьба писателя как бы окольцована двумя символическими событиями в юности он впервые увидел Рим, находясь в колонне пленных на исходе жизни он уже в качестве зрителя слушал собственное сочинение на очередном триумфе римлян.
2. Г пей Не вый Другим ранним римским писателем был Гней Невий (Gn. Na- evius, 274—201 г. до н.э.), продолжавший дело Ливия Андроника. Биография его известна по отдельным фрагментам он был также родом не из Рима, а из провинции Кампания на юге Италии для него латынь была родным языком. Был он участником й Пунической войны. Вернувшись с поля боя в Рим, испытал себя в драматургии, переводил греческие трагедии. Переводы эти утеряны. Кроме того, он писал собственные трагедии, в основе которых лежали римские сюжеты, «претексты» (tabulae praetextatae). В трагедиях такой жанровой разновидности персонажи были одеты в претексту, разновидность тоги, окаймленной пурпурной каймой, которую носили римские магистраты и жрецы. Претексты писались на легендарные сюжеты или сюжеты из римской истории, они ставились вовремя триумфальных или погребальных игр. Известно, что Невию принадлежала претекста Воспитание
Ромула и Рема», героем которой был легендарный Ромул. В пьесе излагалась драматургическая версия знаменитой легенды (о ней
Эпоха Республики. Архаический и ранний периоды рассказывалось во Введении, история двух братьев, их чудесного спасения, гибели Рема и деятельности Ромула, правившего 37 лет, основавшего Рим и римскую религию. Известно название еще одной претексты Невия — «Класти- дий», в основе которой эпизод из римской истории ее герой — римский полководец Клавдий Марцелл (ок. 270—208 до н.э.), одержавший победу в борьбе с галлами позднее он погиб в войне с Ганнибалом. Стремление придать римской литературе национальную окраску нашло свое выражение в создании Невием эпической поэмы Пуническая война которая дошла до нас лишь в виде разрозненных фрагментов. Неясно, например, какой Пунической войне она посвящена — й или й. Известно, что началом поэмы было бегство Энея из охваченной пожаром Трои упоминался любовный роман Энея и Дидоны, карфагенской царицы. Затем Эней прибывал в Италию, где его внук Ромул становился основателем Рима. Таким образом в поэме подчеркивалось величие Рима, а небольшое поселение на берегах Тибра оказывалось основанным выходцами из легендарной Трои. Поэма Невия, как можно судить по фрагментам, была написана сатурнинским стихом, ее язык был прост, но архаичен. Позднее к этой теме обращается уже великий поэт Вергилий, создавший в «Энеиде» высокохудожественный римский эпос. С окончанием й Пунической войны (201 г. до н.э.), когда Карфагену было нанесено решительное, хотя и неокончательное поражение, а Рим еще больше укрепил свои позиции, открывается новый этап римской истории. До того литература развивалась относительно стихийно. Постепенно становится очевидным, что она способна выполнять явную идеологическую, воспитательную функцию.
3. Квинт Эппий Значительной фигурой на рубеже III—II вв. до н.э. был Квинт
Энний (Quintus Ennius, 239—169 г. до н.э.), уроженец эллинизи­
рованной Южной Италии, соединивший в себе как греческую, таки римскую культуры. Он получил прозвище человека о трех языках (греческого, латинского и окского. Широко образованный, Энний сделался одной из главных фигур кружка Сципиона.
58
Норные писатели Рима
Энний был плодовит, работал в разных жанрах, хотя его на-
-ледие, как и ряда других римских писателей, дошло до нас в незначительных фрагментах. Энний стремился к реализации двух главных задач пробудить в своих коллегах, римских литераторах, большую озабоченность вопросами художественного мастерства и укоренить на римской почве основные жанры греческой словесности. В качестве образца Энний взял Еврипида и, подражая ему, написал около двух десятков трагедий от них сохранились только названия. В большинстве трагедий воссоздавались события, относившиеся к Троянской войне. Перу Энния принадлежала трагедия под названием Медея, о которой известен хвалебный отзыв Цицерона. Писал он претексты, среди которых была драма «Сабинянка»; в ее основе, как можно судить, была относящаяся к древности война римлян с сабинянами и похищение римлянами сабинянских женщин. Выступал Энний также в жанрах дидактической поэмы, сатиры Но наиболее значительным произведением Энния была стихотворная эпопея Анналы (Annales — Летопись) в 18 книгах, от которой уцелело 600 стихов. В ней Энний вознамерился выступить в роли латинского Гомера», создать произведение общенациональной значимости. В Анналах Энний излагал историю Рима начиная с высадки в Италии легендарного Энея, бежавшего из Трои, и доводил свое поэтическое повествование до современных ему римских деятелей, его покровителей. Среди персонажей Энния были уже упоминавшиеся Ромул и Рем, эпирский царь Пирр, римский военачальник Фабий Максим
(«Кунктатор»). Первая книга, например, завершалась восхвалением Ромула, который после смерти стал богом Сладкою речью их сердце пронзилось царя славословят Речью такой О Ромул божественный, Ромул — владыка, Стражи блюститель отчизны, бессмертных славная отрасль. Ты наш отец, ты родитель, божественной крови потомство, Вывел на свет лучезарный ты нас из мрака забвенья». В третьей книге, например, шла речь о войнах с царем Эпи­
ра Пирром. Водном из эпизодов в уста Пирра была вложена речь, в которой он отвергает предложение римлян обменяться
59
Эпоха Республики. Архаический и ранний перио пленными или получить за них выкуп. Цицерон, комментируя это место поэмы, говорит, что Пирр произносит слова, истинно царские и достойные потомка Эакидов». Злата не требую я, и выкупа мне не давайте Мы не торгуем, войну мы.ведем, и жребий о жизни Нам подобает железом решать, а не златом презренным.
Эний использовал отдельные художественные приемы Гоме­
ра, он написал свое произведение не сатурнинским стихом (как Ливии Андроник и Невий), а гекзаметром. Он содействовал развитию и утверждению латинского поэтического языка. В эпитафии, которую он себе сочинил, есть такие слова Плакать к чему обо мне К чему же лить слезы напрасно Живя в крылатом стихе стих тот у всех на устах. Дело Энния на ниве драматургии продолжил Теренций, также близкий к кружку Сципиона: о нем пойдет речь в специальной главе. Что же касается другой линии, эпической поэтической традиции, заложенной в Анналах, то она была развита позднее
Лукрецием (О природе вещей) и, конечно же, Вергилием
(«Энеида»). Глава III. ИЛАВТ
1. Театр эпохи Плавта. 2. Общая характеристика творчества.
3. Клад. 4. Хвастливый воин. 5. «Раб-обманщик». 6. Художественное
* своеобразие 7. Плавт в веках Не годами, а природным дарованием достигается мудрость.
Плавт
Плавт — самый яркий и плодовитый римский комедиограф. Его творчество совпало с процессом становления римского театра, формирования его национальных черт. В этом театре Плавт
60

Плавт олицетворял демократическое, плебейское направление. Он был современником важнейших событий в жизни Рима завершились я и я Пунические войны, был сокрушен главный соперник — Карфаген, на Востоке решительно поколеблено могущество Сирии. Но политические коллизии почти не нашли отзвука в плав- товских комедиях. Зато они — своеобразное зеркало римского быта, нравов, обычаев, материальной культуры. Опираясь на греческие образцы, Плавт ярко проявил римскую самобытность. Богатство сюжетов, выразительность типов и характеров не только определили его успеху римской публики. Плавт — первый римский писатель, оставивший след в мировой драматургии.
1. Tramp :moxu Плавпга ЖИЗНЬ КОМЕДИОГРАФА. Настоящее его имя Тит Макций.
Плавт (Titus Maccius Plautus) — буквально плоскостопый; скорее всего, это прозвище. Родился он в Умбрии около 250 г. до н.э. Существует версия, что в молодости он был актером или слугой в какой-то бродячей трупе, когда и сочинил несколько комедий. Обстоятельство это знаменательно. Как нам придется в этом многократно убеждаться, крупнейшие драматурги мира были органично связаны с театром, знали его изнутри, глубоко понимали и труд актера, и специфику сцены таковы Шекспир и
Мольер, Ибсен и Шоу, Островский и Чехов, Шиллер и Гёте. Видимо, скопив какие-то средства, Плавт занялся торговлей, ноне преуспел на этом поприще и некоторое время трудился на мельнице в качестве простого рабочего, помогавшего приводить в движение мельничные жернова это дало Плавту бесценное знание народной жизни. Затем Плавт профессионально сочиняет комедии. Всего ему приписывали около 130 драматических произведений. Однако знаменитый римский ученый-энцикло­
педист, филолог, историк литературы — Марк Теренций Варрон пришел к выводу, что Плавту безусловно принадлежит 21 комедия. Из них 17 дошли до нас полностью, три с отдельными лакунами, одна — в виде фрагментов. Умер Плавт в 184 г до н.э. ТЕАТР В РИМЕ. Театр — важная сторона культурной жизни Рима. Однако и его характер, и роль в жизни общества существенно отличается оттого, что мы наблюдали в Элладе.
ciiiMccKiiii п ранний перио; В Риме театр был неотъемлемой частью государственных праздников, но мифологический, религиозный элемент уже не играл в нем такой роли, как в Греции. Это был по преимуществу светский театр. В отличие от театра Эсхила или Еврипида, он не был активным средством воздействия на общественное сознание, не претендовал на постановку глубоких философ- ско-нравственных проблем. Не обращался он, подобно театру
Аристофана, к политической злободневности. Главной функцией римского театра было развлечение, хотя, конечно, было бы несправедливым полностью отрицать его воспитательную функцию. Организаторам театральных представлений в Риме выступали государство, местные власти Сценические игры проходили на нескольких главных празднествах. Среди них были Римские игры в честь Капитолийских богов это происходило обычно в сентябре. Важны также Аполлоновы игры (в июле, игры в честь великой матери богов Реи Кибелы
(в апреле. В конце апреля справлялись также Флоралии
— игры в честь Флоры, богини цветов и весны дома украшались венками, женщины надевали пестрые яркие платья, что считалось предосудительным в другое время. Иногда постановки пьес были приурочены к триумфальному возвращению победоносного полководца. Специальные должностные лица отвечали за театральные зрелища. Актерами были рабы или вольноотпущенники, формировавшие труппу (или стадо. Труппу возглавлял ее хозяин, который мог быть режиссером и нередко главным актером. В отличие от Греции, в Риме актеры занимали низкое социальное положение. За плохое исполнение актер, как и раб, мог быть подвергнут порке. ТЕАТР И ФОЛЬКЛОР Подобно греческому, римский театр имей фольклорные истоки. На становление римской комедии повлияла ателлана (название происходит от небольшого городка Ателла), короткая импровизированная пьеса в основе которой лежал какой-либо бытовой эпизод. Сюжеты ателланы отличались простотой, грубоватыми шутками, даже выпадами против отдельных лица также непритязательным набором типовых комических масок. Главными среди них были хвастун и льстец
Буккон; скупой старик Папп; ученый шарлатан, злобный горбун

Плавт
Доссен. Популярна также была маска прожорливого глупца и волокиты Макка
(бытует мнение, что второе имя Плавта
Макций произошло от имени данного комического персонажа. Типы и сюжеты ателланы решительно повлияли на структуру и общий характер комедий Плавта. На поэтике комедий сказалась стилистика фесценнин — шуточных песен фольклорного происхождения. Они исполнялись в Риме на народных праздниках урожая и плодородия, особенно в сельской местности, на свадьбах. Их содержание, как и лексика, отличались фривольностью. Фесценнины напоминали фаллические песни Греции. В структуру римского театра был также интегрирован мим, драматическая сценка бытового содержания. Мим сделался популярен в эллинистическую эпоху, из Греции проник в Рим, где обрел сценическое воплощение. Мим синтезировал монолог актера, танец, музыку, цирковой номер. Большую роль играло 'пародирование, например, серьезных жанров, трагедии. Миму небыли чужды непристойные сцены, языковые вульгаризмы, клоунада и буффонада. Все это находило отклику плебейской части зрительного зала. КОМЕДИИ «ПАЛЛИАТА» И «ТОГАТА».
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   34

перейти в каталог файлов
связь с админом