Главная страница

Учебное пособие для студентов филологических факультетов педагогических вузов Рекомендовано учебно-методическим объединением высших учебных заведений Российской Федерации по педагогическому образованию Москва Издательство Флинта Издательство Наука


Скачать 1,92 Mb.
НазваниеУчебное пособие для студентов филологических факультетов педагогических вузов Рекомендовано учебно-методическим объединением высших учебных заведений Российской Федерации по педагогическому образованию Москва Издательство Флинта Издательство Наука
АнкорGilenson_B_A_-_Istoria_antichnoy_literatury_Kn(1).pdf
Дата13.05.2018
Размер1,92 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаGilenson_B_A_-_Istoria_antichnoy_literatury_Kn_1.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипУчебное пособие
#4787
страница8 из 34
Каталогid49786323

С этим файлом связано 413 файл(ов). Среди них: и ещё 403 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   34
73
Эпоха Республики. Архаический и ранний периоды лать? Друзей найдется много, верных — мало, вот беда, —- жалуется Калидор. И вновь перед зрителем Псевдол, размышляющий вслух Ты теперь один, Псевдол! Ну, что затеешь Щедр на обещания Ты была как-то выйдет с исполнением Где план твой Никакой. Деньги Тоже нет Ни капли. Что мне делать, сам не знаю я. У Псевдола нет ничего, кроме решимости, самонадеянности и изворотливости. Последующая цепь эпизодов позволяет ему выработать верное решение. Сначала Псевдол сталкивается с отцом Калидора стариком Симоном, который имеет зуб на раба. Старик отец считает, что именно Псевдол повинен в пагубном увлечении сына Феникией. Псевдол же провозглашает свое намерение добыть у Симона необходимые двадцать мин. Более того, он объявляет У соседа сводника Ту флейтщицу, в которую твой сын влюблен, Искусными и хитрыми уловками Намерен увести я, ипритом еще То и другое сделаю до вечера. Пораженный наглостью раба, Симон заключает с ним пари если план его не осуществится, он будет отправлен на мельницу если удастся — отдаст ему двадцать мин. Для Псевдола наступает решающий момент. Он копит в душе все силы, все коварство и обман. Готовится к решающему бою. В уста раба комедиограф вкладывает специфическую военную лексику враг, доспехи, приступ, легионы, крепости. Твердыня, которую он должен штурмовать, — дом сводника. Как и водится в комедиях, герою помогает случай. И Псевдол в полной мере использует его в своих целях. ТОРЖЕСТВО ПСЕВДОЛА. У дома Баллиона появляется Гарпаг, раб македонского воина, принесший остаток денег для покупки
Феникии. Псевдол незамедлительно представляется ему ключником сводника, его доверенным лицом, называется вымыш-
74
Плащ- ленным именем Сир. Поскольку Баллиона нет дома, Псевдол обещает Гарпагу связаться с хозяином, а пока просит отдать письмо воина, его печать и деньги. Опасливый Гарпаг расстается только с письмом и печатью, деньги же оставляет себе.
Псевдол в восторге. Он называет письмо рогом изобилия. Для осуществления уже созревшего плана Псевдолу необходим человек, умный, изворотливый. Таковой имеется у приятеля Калидора —- Харина. Это раб по имени Симия (еще одно говорящее имя — обезьяна Симию ловили в плутнях много разно он всегда ускользал как угорь. Ему отведена роль подставного гонца от воина. И вновь Псевдол объявляет зрителям свое намерение Твердый вижу путь теперь. Под знаменами, рядами войско поведу свое. Решающие события — в четвертом акте. Получив инструкции от Псевдола, облаченный в военную форму, Симия является к Баллиону в качестве посланца македонского воина Поли- махероплагида. Вовремя разговора с Баллионом, которому он предъявляет печать и письмо воина, а также пять мин, Симия несколько раз оказывается на грани разоблачения, но ему удается выкрутиться. На Баллиона производит впечатление самоуверенно развязный тон этого Лже-Гарпага. В итоге Балл ион выдает ему Феникию. При этом сводник не скрывает радости, полагая, что посрамил Псевдола, эту разбойничью голову. Он спешит прихвастнуть своим успехом перед Симоном. Отец Ка­
лидора также рад посрамлению Псевдола, которого собирается наказать, сослав на мельницу. Новая сюжетная коллизия возникает, когда появляется настоящий Гарпаг и предъявляет деньги, чтобы взять Феникию. Несмотря на все объяснения Гарпага, Баллион и Симон считают его самозванцем, специально подосланным Псевдолом. Лишь когда Гарпаг вспоминает, как отдал печать и письмо Рабу, назвавшемуся Сиром, толстобрюхому, головастому, рыжему, с красной рожей, становится ясно, что всех их провел
Псевдол. Главный пострадавший — Баллион: он лишился девушки, обязан вернуть задаток воину, а также отдать Симону проигранные на пари 20 мин.
Эпоха Республики. Архаический и ранний периоды ПЯТЫЙ АКТ - ФИНАЛ КОМЕДИИ. Снова на сцене Псевдол, явно навеселе. Идет пирушка, на которой развлекаются Кали- дор с Феникией и их друзьями. Симон возмущен нахальством раба, но ему приходится отдать Псевдолу двадцать мин. Псев­
дол великодушно приглашает старика принять участие в веселье. Симон же предлагает присоединиться к трапезе также и зрителей. Центральная фигура в комедии — Псевдол. Интрига, те. тайные умыслы, — плод его хитроумия. Он находчив, смел, остер на язык. Симон говорит, что тот любого забьет словами, сравнивает его с Сократом. Псевдол — наблюдателен, не прочь пофилософствовать Умных сто людей составляет планы, побеждает же Их одна богиня Счастья. Глупы мы, и невдомек нам, как мы заблуждаемся,
Добиваяся со страстью для себя чего-либо, Словно мы познать способны, что идет на пользу нам. ЭВОЛЮЦИЯ ОБРАЗА СЛУГИ В ЛИТЕРАТУРЕ. Плавт стоит у истоков изображения находчивого слуги, помощника своего хозяина. Этот тип, трансформируясь, пройдет через всю мировую литературу это Скапен у Мольера, Труффальдино у Голь-

дони и Гоцци, Фигаро у Бомарше.
От Севильского цирюльника к Женитьбе Фигаро герой Бомарше проделал важный путь впервой комедии он помогает Альмавиве реализовать его замыслы, жениться на Розине, во второй — он борется с Альмавивой, защищает свои права. Исполненный собственного достоинства, он — простой человек, одаренный, энергичный, сметливый — бросает вызов аристократии и всему салонному обществу.
6. Художественное своеобразие Плавит Комедиограф создал пеструю, выразительную галерею персонажей, характерных для римского общества его времени. Вместе стем они предстают как типовые, «заштампованные», наделенные устойчивыми психологическими признаками. Они не меняются и по мере развития сюжета. Герои как бы носят
76

Плавт определенную маску в известной мере однолинейны. Так, юноши обычно слабохарактерны, чувствительны, слезливы сводники — грубы, циничны, скаредны старики двух типов суровы к своим сыновьям или, напротив, снисходительны к увлечениям молодежи жены — ревнивы, держат в строгости мужей. Раб, как правило, интриган, изворотливый, неутомимый в выдумках и кознях. ИСКУССТВО ДРАМАТУРГА. Комедии обычно состоят из пяти актов, которым предшествует Пролог, выполняющий различные функции. Иногда, как в комедии Ослы, это может быть приглашение зрителей посмотреть пьесу Прошу усердно, зрители, внимания. На счастье мне, ивами театральному Директору, и труппе, и нанявшим их, Зови, глашатай, к слушанью всю публику. В прологе могут объясняться некоторые события, предшествовавшие сценическому действию (Хвастливый воин, Пленники. В прологе к комедии Купец выступает молодой человек Харин, в прологе к комедии Клад — Лар, домашний бог. Первый акт комедии, как правило экспозиционный. Во втором и третьем актах — завязка интрига, а в последнем — развязка в соответствии с природой комедии финал благополучный. Положительные персонажи торжествуют, зло наказано. Сюжету Плавта динамичен, драматург умеет возбудить интерес зрителя. Быстрая смена ситуаций, динамика позволяют отнести его комедии к т.н. подвижным, в противовес комедиям статичным. Действие происходит в обычной бытовой среде. Лишь в основе комедии «Амфитрион» — сюжет мифологический. Это история рождения Геракла от смертной женщины Алкмены и Зевса, который у Плавта выступает под римским именем Юпитер. В то время как муж Алкмены Амфитрион возглавляет фиванцев на поле боя, Юпитер проникает в спальню Алкмены, приняв облик ее мужа. Юпитер проводит ночь с Алкменой, которая уже ждет ребенка от мужа. В итоге у Алкмены родятся близнецы, один от Амфитриона, другой, Геракл, — от Юпите-
Эпоха Республики. Архаический и ранний периоды ра. Комические ситуации возникают из-за появлениями то Ам­
фитриона и его раба Сосия, то их двойников. Вот как в прологе излагается сюжет комедии
Алкмену полюбил Юпитер. Муж ее Меж тем с врагом сражался. Царь богов ему Фигурой и обличьем уподобился И взял с собой Меркурия в виде Сосии. Тут Сосия пришел. Амфитрион за ним. Раба и господина заморочил бог. Измену заподозрив, муж корил жену, Однако сам как блудодей был схвачен он. Но все раскрылось. Двойню родила она. МАСТЕР КОМИЧЕСКОГО. Юмор — стихия Плавта. Он владеет набором приемов, восходящих к италийскому фольклору, к мимам, фесценнинам, ателлане. К этим приемам относится переодевание мнимое сумасшествие непонимание друг друга (в комедии Клад. Яркая примета Плавта — остроты, каламбуры, а также говорящие имена. Важную роль играет музыка. Хор, присутствовавший в древнеаттической комедии у Аристо­
фана, отсутствует у Плавта. У него действие строится как чередование диалога с речитативом, с монологическим партиями персонажа, которое является как бы его музыкальной арией. Таким образом, комедии Плавта близки к опереттам Иногда они напоминают буффонаду. Искусно выстраивается диалог — наиглавнейший элемент комедии Он наполнен всеми оттенками живой разговорной речи. Среди приемов игра слов, комические неологизмы, метафоры гиперболы Комизму служит и смешение греческих и римских элементов Виртуозное языковое мастерство Плавта дало основание римскому филологу Элию Стилону заметить Если бы Музы пожелали говорить по латыни, они говорили бы языком
Плавта». Стиль Плавта
пропитан меткими сентенциями, афоризмами. Вот некоторые из них Мудрый сам кует себе счастье Когда состояние приходит в упадок, тогда и друзья начинают разбегаться Человек человеку волк, если он его не знает У человека среди многих друзей маловерных, Друзья по


Плавт знаются в беде Нет ничего сказанного, что не было бы сказано раньше Не годами, а природным умом достигается мудрость Из свидетелей лучше один видевший, чем десять слышавших.
7 Плавт в веках Комедиограф оставил след в истории мировой драмы. Некоторые его приемы, мотивы были взяты на вооружение другими драматургами, а фигуры ловкого слуги и скупца получили дальнейшее развитие Комедия ошибок Шекспира
написана по мотивам комедии Плавта Близнецы обращение к античному сюжету отвечало эстетике эпохи Возрождения. Но Шекспир этот сюжет осовременил его герои, носящие греческие имена, одеты не в плащи, а в кафтаны, отсутствует и местный колорит, хотя действие происходит в городе Эфес в Малой Азии. Сюжет
Плавта, театральный, живой, Шекспир воспроизвел, но при этом внес в него ряд дополнений. Комический эффект (путаница в результате сходства братьев-близнецов) он усилил, введя мотив путаницы слуг, которые тоже близнецы. Их не различают не только другие персонажи, но и сами хозяева, Антифол
Эфесский и Антифол Сиракузский. Мотив двойников Шекс­
пир заимствовал также из комедии «Амфитрион». Последняя была использована Мольером, написавшим одноименную комедию. Плавтовский сюжет оказался весьма удобен
Мольеру для остроумных ив тоже время замаскированных намеков на нравы Версаля. Миф о любовных похождениях Зевса с женой Амфитриона вызывал недвусмысленные ассоциации с Людовиком XIV, королем солнцем, не особенно скрывавшим свои амурные приключения. От зрителей не укрылось, что Алк­
мена весьма походила на одну известную замужнюю светскую Даму, на которую всемогущий монарх обратил свою страсть. Известно было также, что некоторые строптивые мужья пробовали защитить честь своих жен от домогательств короля. Подобных супругов король (в пьесе — Юпитер) урезонивал с помощью афоризма С Юпитером дележ бесчестья не приносит. Раб Сосий дополнял эту мысль Умеет бог богов позолотить пилюлю. Устами Юпитера Мольер давал понять король одарит милостью тех мужей, которые станут закрывать глаза на его
79
Эпоха Республики. Архаический и ранний периоды амуры сих женами. Другая комедия Мольера — Скупой — имеет, как уже говорилось, переклички с плавтовским Кладом. «
Плавтом интересовался АН Островский, в архиве которого найден неопубликованный перевод пьесы Плавта Ослы. В бытность студентом Педагогического института в Петербурге НА. Добролюбов написал серьезную работу о драматургии
Плавта. Глава IV. ТЕРЕНЦИЙ
7. Биография. Общий характер творчества. 2. Братья. 3. Значение Терентия Я человек, и ничто челрвеческое мне не чуждо.
Теренций Второй крупнейший римский комедиограф Теренций — младший современник Плавта. Как это не раз случалось в истории литературы, два равновеликих мастера, живущие в одну эпоху, подчас оказываются художественными антиподами. В отличие от Плавта, ориентировавшегося на плебейского зрителя, тяготевшего к грубоватому юмору, буффонаде Теренций адресовал свои пьесы иной аудитории — просвещенным, состоятельным кругам Рима Он представлял другое стилевое течение в римской комедии Теренций — серьезен, философичен в нем, в отличие от Плавта, меньше динамики, раскованности, беззаботного смеха.
/. Биография. Общшг характер творчества ЖИЗНЕННЫЕ ВЕХИ. Теренций (Publius Terentius Afrus) родился в 185 г до н.э. в Северной Африке об этом говорит и его прозвище — Африканец. Он был по происхождению рабом и ребенком привезен в Рим в семью сенатора Теренция Лукана;
80

Тсренций там ему посчастливилось получить неплохое образование. Сенатор великодушно отнесся к одаренному юноше и не только отпустил его на волю, но и ввел вкруг литературной элиты. Будущий драматург взял его имя.
Теренций формировался под влиянием кружка Корнелия

Сципиона Эмилиана (Publius Cornelius Scipio Aemilianus Africa- nus Junior, 185—129 г. до н.э.), знаменитого полководца й Пунической войны, покорителя Карфагена, государственного деятеля. Сципион был также знатоком и страстным поклонником греческого языка и эллинской культуры. Он немало сделал для того, чтобы распространить в Риме в качестве идейной основы греческое влияние, одновременно ратуя и за патриархальные римские традиции Вокруг Сципиона сложился кружок единомышленников в который входили философ-стоик Панэтий,
считавшийся учителем Цицерона историк Полибий, предпринявший первую попытку в многотомном труде изложить историю Рима Гай Луцилий, сатирик, поэт, философ обличавший роскошь, тщеславие, суеверие наконец комедиограф Теренций. При жизни драматурга преследовала недобрая молва, будто к сочинительству комедий приложили руку его покровите­
ли-аристократы. Поговаривали даже и о том, что все его комедии принадлежат им, которым в силу своего знатного происхождения было неудобно подписывать эти сочинения своими именами.
Теренций прожил короткую жизнь. В 159 г. до н.э. вовремя путешествия в Грецию он погиб вовремя кораблекрушения. По другим сведениям, он умер в самой Греции от болезни. НАСЛЕДИЕ ТЕРЕНЦИЯ. Наследие Теренция — 6 комедий, которые (нечастое явление для античной эпохи) не только полностью сохранились, но известны даже даты постановки каждой из них. Теренций дебютировал комедией Девушка с Андроса» (Ан- дриянка»). Затем следуют другие его комедии Свекровь, «Само­
истязатель», Евнух, Льстец, «Формион», наконец, Братья. Сюжеты своих комедий, как и общий их пафос, Теренций заимствует у Менандра. При этом, в отличие от Плавта, активно интегрирующего римские элементы, Теренций верен греческому колориту. В центре комедий Теренция — семейная, нравст­
венно-этическая проблематика У него примерно те же типажи,
Эпоха Республики. Архаический и ранний периоды что и у Плавта: влюбленные юноши, ловкие гетеры, сводники, отцы, суровые или снисходительные.
ТЕРЕНЦИЙ И ПЛАВТ Но Теренцию чужды плавтовская сатирическая заостренность, сгущение красок Он мягче Плавта, его психологические характеристики тоньше. Если Плавт частично ориентируется на Аристофана, то Теренцию, безусловно близок

Еврипид, прежде всего, как автор трагедий интриги, в которых он с присущим ему психологизмом разрабатывал такие мотивы, как встреча разлученных супругов, брата и сестры, опознание подкинутого ребенка и др. У Теренция сводники не столь наглы и бесстыдны, гетеры не столь алчны последние предстают как женщины, способные на искренние увлечения. Вместе стем, в комедиях Теренция господствует серьезный тон, им явно недостает комического одушевления. Свекровь можно отнести к жанру слезной комедии. Юлий Цезарь, наделенный не только полководческим гением и государственным умом, но и тонким эстетическим вкусом, назвал Теренция метко, хотя, может быть, не вполне справедливо «полу-Менандр». Цезарю принадлежит эпиграмма, содержащая интересную оценку творчества комедиографа
Полу-Менандр, ты считаешься также великим поэтом — И справедливо ты любишь беседовать чистою речью. Если бы было возможно прибавить комической силы К мягким созданьям твоим, чтоб мог ты в почете сравняться С греками и чтоб ив этом не ниже последних считаться Этого только и нету тебя — и мне больно, Теренций! Как и у Плавта, комедии Теренция открываются прологом и членятся на пять актов Если Плавт обычно предваряет в прологах сюжетные перипетии пьесы, то Теренций нередко использует прологи, чтобы защищаться от нападок своих литературных противников. В прологе к комедии Девушка с Андроса» он пишет, что поэт Тратит на прологи все старание Нес тем, чтоб содержание пьес рассказывать, Нос тем, чтобы на злобные ругательства Врагу, поэту старому, давать ответ.
82

Тсренций В частности, Теренций доказывал правомерность объединения, контаминации, сюжетов двух греческих пьес. Все это свидетельство литературной полемики, которая не угасала в то время. Из прологов явствует, например, что пьесы Теренция небыли столь тепло приняты, как плавтовские; зрители, особенно из низов, предпочитали им более яркие зрелищные представления, например, гладиаторские и кулачные ристалища. Правда, в дальнейшем, по мере роста культурных запросов римлян, Те­
ренций приобрел большую популярность. Известно, что комедия Евнух как-то раз дважды игралась в течение одного дня. В целом, по сравнению с необузданным Плавтом, Терен­
ций сдержан, обладает чувством меры. По словам одного античного комментатора, его комедии не поднимаются до высот трагедии, ноне опускаются до пошлости мима.
2. Братья (Adelphoe) Это одна из наиболее популярных комедий Теренция, в основе которой заимствованный у Менандра сюжет, разработанный в духе гуманно-либеральных взглядов, отстаиваемых
Теренцием. Комедия отличается четкостью композиции Удачно использовано противопоставление двух главных героев. Наконец, в пьесе поставлена одна извечных проблем столкновение двух принципов воспитания — сурового, жесткого и мягкого. ЭКСПОЗИЦИЯ И ЗАВЯЗКА. Исходная ситуация комедии развернута в первом акте. Перед нами две пары отцов и детей, охарактеризованных по принципу контраста. Очень различны два брата старика Микион,
живущий в городе, человек снисходительного, добродушного нрава, холост у него нет детей Демея, деревенский житель, сурового, строгого нрава У Демеи двое сыновей весьма непохожих друг на друга. Один из них Эсхин, бойкий, энергичный, усыновлен Микионом и живет в городе. Второй Ктесифон,
робкий, пассивный, всецело подчиненный воле отца, пребывает вместе с Демеей в деревне. Драматический конфликт комедии обусловлен не только возникающими в ней сюжетными коллизиями, но и столкновениями различных точек зрения, жизненных позиций Микиона
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   34

перейти в каталог файлов
связь с админом