Главная страница

Учебное пособие для студентов филологических факультетов педагогических вузов Рекомендовано учебно-методическим объединением высших учебных заведений Российской Федерации по педагогическому образованию Москва Издательство Флинта Издательство Наука


Скачать 1,92 Mb.
НазваниеУчебное пособие для студентов филологических факультетов педагогических вузов Рекомендовано учебно-методическим объединением высших учебных заведений Российской Федерации по педагогическому образованию Москва Издательство Флинта Издательство Наука
АнкорGilenson_B_A_-_Istoria_antichnoy_literatury_Kn(1).pdf
Дата13.05.2018
Размер1,92 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаGilenson_B_A_-_Istoria_antichnoy_literatury_Kn_1.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипУчебное пособие
#4787
страница9 из 34
Каталогid49786323

С этим файлом связано 413 файл(ов). Среди них: и ещё 403 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   34
83
Эпоха Республики. Архаический и ранний периоды и Демеи. Перед нами комедия, ставящая серьезную нравствен­
но-этическую проблему. Между стариками не угасают споры относительно воспитания молодых людей. Микиону по нраву жизнь городская, уютная. Усыновив Эсхина, он как своего воспитывал его с младенчества, любили холил, уступал ему, давал волю. Микион полагал, что подобным образом убережет Эсхина от скрытности, лжи. В воспитании для городского брата авторитетнее та власть, которая держится не на силе, а на дружелюбии. Памятуя о склонности юности к увлечениям, Микион считает их заслуживающими снисхождения Мои же убеждения и правила Кто долг свой исполняет из-под палки, тот Страшится до тех пор, покамест боязно, Чтоб не узнали если же появится Надежда у него, что будет скрыто все, Вернется к старым он наклонностям. Но тот, кого ты привлечешь добром к себе, Тот платит тем же, от души все делает. Иной Демея, деревенский брат. Он — носитель крестьянской психологии привыкший к суровой скупости. Демея укоряет Микиона зато, что тот губит Эсхина, снабжает деньгами, поощряет щегольство, разрешает пить и влюбляться. Похоже, что опасения Демеи небеспочвенны. Деревенский брат сообщает Микиону о последнем деянии его приемного сына Эсхина: Двери выломали в дом чужой
#
Ворвался, самого избил хозяина И домочадцев насмерть и любовницу Отнял свою. Кричат все Возмутительный поступок Если верить Демее, Эсхину было бы полезно ориентироваться на своего деревенского брата Ктесифона, бережливого и скромного. Во всем виноват Микион, дозволяющий Эсхину портиться. Микион несогласен с Демеей:
84

Теренций Нет ничего несправедливее Людей необразованных лишь то они Считают справедливым, что сами делают. РАЗВИТИЕ ДЕЙСТВИЯ. Действие строится таким образом, что проясняются истинные обстоятельства случившегося. Эс­
хин крепко повздорил со сводником Саннионом
из-за гетеры
Вакхиды. Эсхин силой уводит ее из дома Санниона,
наградив последнего пятьюстами пощечин. Эсхин требует либо продать ему Вакхиду за те же двадцать мин, за которые сводник ее приобрел, либо судиться Раб Микиона Сир убеждает сводника уступить требованию Эсхина. Между тем, появившийся в городе Ктесифон осчастливен Эсхином. Оказывается,
Вакхида была возлюбленной Ктесифона. Девушку добыл для него городской брат Эсхин, не посчитавшись с неприятностями и дурной славой, которую снискал за свой великодушный поступок. ПЕРИПЕТИИ. В третьем акте действие осложняется очередными перипетиями. На сцене появляется новый персонаж — бедная вдова Сострата.
Ее раб Гета принес печальную новость
Эсхин с помощью своего раба Сира отнял у сводника арфистку, которую все считают его новой подружкой, ведь связь Кте­
сифона с Вакхидой держится втайне. Огорчение Состраты понятно у нее дочь Памфила, которую соблазнил Эсхин. У
Памфилы приближаются роды Эсхин же собирался на ней жениться и обещал сообщить об этом приемному отцу Микиону. И вот неожиданный поворот. Раб Сир, верный помощник Эсхина, встретивший Демею, ловко отводит всяческие подозрения от Ктесифона. Это еще больше убеждает Демею в правоте своей системы воспитания. К тому же Сир представляет дело так, будто Ктесифон, примерный сын Демеи, якобы обличал Эсхина словами Ты этими поступками бесчестишь род наш. Это приводит в совершенный восторг Демею. Последний уже собирается возвращаться к себе в деревню, когда на сцене появляется еще один персонаж Старик
Гегион, родственник несчастной Состраты, который по ее наущению рассказывает Демее о поступке возмутительном
85
Эпоха Республики. Архаический и ранний периоды
Эс^ина. Не жалея красок, расписывает Гегион происшедшее Одно стерпеть бы можно как-нибудь: Влияла ночь, любовь, вино и молодость. Все — люди Но пришел он после этого По доброй воле к матери той девушки, В слезах, прося, моля и с обещанием Под клятвой, что он ее женой возьмет. Прощен. Молчат. Поверили. А девушка Беременна, пошел девятый месяц уж. Молодчик вдруг певичку с божьей помощью Завел себе. С ней будет жить. А эту прочь Тем временем Ктесифон, которому опостылело деревенское житие, скрывается от отца в городе. Благодаря Эсхину и рабу
Сиру Ктесифон наслаждается в доме Микиона любовью с Вак- хидой. Желая сделать доброе дело, Гегион уговаривает Микио­
на пойти к Сострате, успокоить ее и объяснить главное певичка — не возлюбленная Эсхина, а была похищена им ради брата
Ктесифона. Тогда Микион решает проверить чувства приемного сына к
Памфиле. Он сообщает ему вымышленную историю о том, что некий ближайший родственник Памфилы приехал из Милета, чтобы ее увезти заморе и там на ней жениться. Это известие повергает Эсхина в слезы ведь Памфила только что родила сына. Эсхин рассказывает Микиону всю правду, а приемный отец журит егоза то, что тот не только совершил большой проступок, но и зато, что так долго колебался, тянул с женитьбой. В конце концов Микион все объясняет и велит сыну готовиться к свадьбе с Памфилой. Наконец происходит встреча Демеи с Микионом, которого деревенский брат осыпает упреками. Он еще не знает всех подробностей. Микион успокаивает Демею: Эсхин женится на девушке, несмотря на то что она бесприданница. А как быть с певичкой Ведь она в доме Микиона. Последний, желая раззадорить Демею, утверждает, что певичка останется сними. Ничего непонимающий Демея сбит столку. Ему не остается ничего, кроме бурного выражения отчаяния Вот жизнь Вот нравы Вот еще безумие
86

Теренций РАЗВЯЗКА. Развязка наступает в пятом акте. Между братьями происходит очередное объяснение. Демея, этот, казалось бы, неисправимый упрямец, меняется буквально на глазах. Теперь, когда все обстоятельства прояснились для него, он готов забрать певичку в деревню, приучить к крестьянскому труду. В финале Демея заметно смягчается. Он признает, что сте- ченье обстоятельств и возраст с неизбежностью наводит на новые мысли. Для человека нет ничего на свете лучше мягкости и кротости, — признается Демея. Самокритично сопоставляет он себя и Микиона, который жил для себя, а его все хвалят, любят Я же — деревенщина Взял жену. О, сколько тут я видел неприятностей Сыновья пошли — забота новая. Стараясь им Больше дать, потратил жизнь я всю свою и молодость На стяжанье. И на склоне лет моих теперь от них Вот такую получаю за труды награду я — Ненависть Тому ж, другому, без труда даются все Выгоды отцовские.
Демея непросто переменился, ибо приятней любезность, нежели скаредность. Он убеждает Микиона отпустить на волю раба Сира. А главное, уговаривает летнего брата жениться на
Сострате. Какова же мораль комедии Безусловно, Теренций стоит на позициях терпимости в сфере воспитания Чрезмерно суровые методы, как явствует пример Ктесифона, могут повлечь противоположные результаты. Но и чрезмерная мягкость, потакание всем прихотям детей — не всегда полезны. Разве легкомыслие Эсхина не стоило горьких переживаний и Сострате, и Памфиле, несмотря на счастливый финал Нельзя сказать, чтобы принципы Микиона были безупречны. Похоже, Теренций — противник крайностей как истинный образованный римлянин, он за золотую середину, Разумное сочетание строгости, требовательности и разумной снисходительности, терпимости в отношении подрастающего поколения.
87
Эпоха Республики. Архаический и ранний периоды
3. Значение Те^хчщин Велик вклад Теренция в развитие латинского литературного языка Если стиль Плавта колоритен, порой грубоват, пропитан просторечием, вульгаризмами, то стиль Теренция более чист, отработан Язык Теренция — язык образованных верхов римского общества Произведения Теренция активно использовались в качестве учебного материала в римской школе. В стиле Теренция заметно влияние риторических приемов неслучайно его с интересом анализировали римские теоретики красноречия. Ю. Цезарь отзывался о Теренции как о любителе чистой речи Цицерон, блестящий стилист, называл его слог отборным. Стиль Теренция пронизывают меткие сентенции философской направленности. Среди них знаменитое афористическое изречение Я человек, и ничто человеческое мне не чуждо
(Homo sum: humani nil a me alienum puto).
Теренции был в числе тех римских авторов, которые обрели популярность в эпоху Возрождения. Ценились как его совершенный латинский язык, таки гуманные педагогические воззрения. Среди его поклонников был Эразм Роттердамский. Опыт Теренция, его драматургические приемы использовал в своих комедиях Мольер. Проделки Скапена» — подражание комедии «Формион». Влияние Теренция ощутимо также в комедиях Урок мужьями особенно Урок женам, построенных на столкновении двух мировоззрений, двух методов воспитания старого, основанного на насилии, и нового, гуманного. Итальянский комедиограф Гольдони написал в честь автора Братьев пьесу «Теренцио». Выдающийся немецкий просветитель, драматурги эстетик
Лессинг в своем знаменитом историко-теоретическом труде Гамбургская драматургия (1767—69) предложил обстоятельный анализ Братьев как комедии образцовой сточки зрения композиции. Интерес к Теренцию питал АН. Островский, вар хиве которого сохранился фрагмент выполненного им перевода комедии Свекровь.
88
Время гражданских войн и литературный процесс ЛИТЕРАТУРА КОНЦА 11 г. доп г Глава IV. ВРЕМЯ ГРАЖДАНСКИХ ВОЙН И ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС Кризис и падение Республики. 2. Общие особенности литературного процесса
1. Кризис и падение Республики К середине II в. до н.э. Рим складывается как классическое рабовладельческое государство Его экономическая мощь велика. Покорение огромных территорий приводит к тому, что в Риме скапливаются огромные богатства. На тяжелых работах используется рабская сила. Нона этом фоне происходит и необратимое обнищание плебса. Непрекращающиеся войны отрывают землепашцев от их прямых обязанностей. Когда легионеры, вчерашние крестьяне, возвращаются из походов к себе домой, то нередко вместе с семьями оказываются без средств к существованию. Теперь на полях Италии большей частью трудятся рабы и военнопленные, захваченные в покоренных землях. РЕФОРМЫ БРАТЬЕВ ГРАКХОВ. Социальные противоречия находят отчетливое выражение в движении в пользу земельных реформ, возглавленное братьями Тиберием и Гаем Гракхами. Их цель — положить конец разорению итальянского крестьянства а также расхищению богачами земель Италии. Несмотря на яростное сопротивление сильных мира сего, Тиберий Гракх добивается утверждения законопроекта о земельной реформе Созданная им комиссия приступает к перераспределению земельных наделов. Но враги Тиберия Гракха не дремлют его обвиняют в домогательстве царской власти и убивают. После его гибели младший брат Тиберия Гай, долгое время Державшийся в тени, выставил свою кандидатуру в народные трибуны, а после избрания начал проводить важные реформы в Риме стал продаваться дешевый хлеб, были основаны новые колонии, чтобы расселять там неимущих граждан. При этом, памятуя горький опыт старшего брата Гай стремился расширить
89
Эпоха Республики. Литература конца II в. до н.э. — 30 г до н.э. социальную базу, привлекая на свою сторону часть всадников. И вновь Гай Гракх натолкнулся на сопротивление со стороны сената и верхов. Это привело к вооруженному конфликту, вовремя которого Гай Гракх был убит. Консерваторы торжествовали победу. Однако деятельность Гракхов не прошла бесследно. На основании принятых и инициированных законов до 80 тыс. крестьян вернулись на землю. Сами же братья Гракхи остались в национальной памяти как пример личного благородства иве ликодушия.
ПЛУТАРХ О БРАТЬЯХ ГРАКХАХ. Классик, мастер биографического повествования, Плутарх дает яркие характеристики двух замечательных братьев. Они были в равной мере храбрые, бескорыстные, красноречивые и великодушные. В делах же и поступках явили полное различие. Выражение лица, взгляд и жесты у Тиберия были мягче и сдержаннее, у
Гая — резче и горячее. Гай говорил грозно, страстно и зажигательно, в то время как речь Тиберия радовала слухи легко вызывала сострадание. Слог
Тиберия был чисти старательно отделанный, ау Гая — захватывающий и пышный. Различны они в образе жизни Тиберий жил простои скромно. Гай в сравнение с остальными казался воздержанными суровым, но рядом с братом — легкомысленными разорительным. Если Тиберий по нраву были снисходителен и легок, то Гай — колючи вспыльчив. Но при всем внешнем различии они были удивительно схожи в главном — в отваге перед лицом неприятеля, справедливости к подчиненному, ревности к службе, умеренности в удовольствиях. В этом, настаивал Плутарх, они не расходились нисколько. Не менее славной, чем братья, была их мать Корнелия, имя которой осталось в римской истории. Она была одной из двух дочерей знаменитого Сципи­
она Африканского. Отец просватал ее за Тиберия Семпрония Гракха, консула, предки которого прославились вовремя Пунических войн. Корнелия считалась в Риме образцовой супругой и матерью. Рассказывали, что, когда одна из матрон стала похваляться своими нарядами и драгоценностями, Корнелия показала на своих детей, вернувшихся из школы Вот мои украшения. После смерти их отца Корнелия осталась «одномужней» вдовой она не была обделена мужским вниманием, к ней даже сватался египетский царь Птоломей, но получил отказ. Корнелия была женщиной редкой гордости, исполненной чувства собственного достоинства. Все силы души она отдавала воспитанию сы-
новей:
#
об этом говорят ее сохранившиеся письма к Гаю Гракху. Корнелия откровенно стремилась развить в сыновьях честолюбие. В истории остался ее риторический вопрос Когда же меня будут называть матерью Гракхов, а не дочерью Сципиона?!»
Корнелия, как и ее сыновья, вошла в историю Рима как героическая фигура, олицетворение высших римских добродетелей. ПОСЛЕДНИЙ ВЕК В ИСТОРИИ РЕПУБЛИКИ. Вначале в. до н.э. выдвинулся так называемый союзнический вопрос население Италии, в основном крестьянство, стало требовать для себя
90
Время гражданских войн и литературный процесс не статуса подданных, а предоставления всей полноты гражданских прав. Это привело к вооруженному восстанию и боевым действиям, которые получили название союзнической войны
(91—88 гг до н.э.). Активные массовые выступления имели своим результатом то, что в последний период Республики проходила определенная демократизация политической системы в Риме. Последнее столетие в истории Республики было отмечено острейшими социальными потрясениями и гражданскими войнами. Постоянно вспыхивали мощные восстания рабов. В 132 г. до н.э. произошел взрыв недовольства в Малой Азии, когда-то принадлежавшей Пергамскому царству. В самом Риме углублялись противоречия между старой знатью и новыми людьми, бывшими союзниками, которые получили теперь римское гражданство. Обострялось соперничество между главой новых граждан Ма-

рием и вождем аристократии Суллой. Внутренние проблемы дополнялись внешними. Риму пришлось вести тяжелую, долгую, сопряженную с целым рядом неудач войну с царем Нумибии
Югуртой (111 — 105 г. до н.э.). В конце концов она завершилась триумфом Мария и Суллы, которые провели взятого в плен царя по улицам Рима. Но социальные конфликты продолжали сотрясать государство. Вспыхнуло новое восстание рабов, на этот раз на Сицилии. Не успела завершиться союзническая война, как разразилась первая война (89—84 гг. до н.э.) с царем Понта Митридатом VI
Евпатором, заклятым врагом Рима. Он еще дважды воевал с Римом (83—82 и 74—64 гг. до н.э.), терпел поражения ив итоге покончил жизнь самоубийством. Тем временем в Риме начался новый этап конфликта между
Суллой и Марием. Последний провел военную реформу, руководил армией в борьбе с парфянами. С 87 по 83 г. до н.э. в Риме господствовали сторонники Мария, затем с 83 по 79 г. до н.э. установилась диктатура Суллы.
Это было фактически рождением единоличной власти с помощью печально известных проскрипционных списков Сулла сводил счеты со своими политическими оппонентами. В 83 г до н.э. Сулла стал пожизненными неограниченным диктатором. Его социальной опорой были ветераны, которых он щедро одаривали римский нобилитет. Личность яркая, сложная, противоречивая, сочетавшая жестокость с велико
Эпоха Республики. Литература конца II в. до н.э. — 30 г до н.э. душием, друг актеров, эпикуреец, Сулла в 79 г до н.э. неожиданно сложил с себя полномочия диктатора. Его здоровье было подточено страстью к наслаждениям спустя год он скончался. Началось преследование его сторонников, конституция Суллы была отменена, в Риме восстановлены прежние республиканские порядки. Эпоха Суллы оказалась связанной с судьбами Цезаря и Цицерона После этого конфликты продолжали лихорадить Рим. В 74—71 гг. до н.э. происходит мощное восстание рабов под руководством Спартака. Это событие нашло многообразный отклик в искусстве. Вождь восставших рабов — герой романов итальянца Джованьони и американца Говарда Фаста, а также голливудской ленты Спартак, снятой по сценарию Дальтона Трамбо. Назовем и одноименный балет Арама Хачатуряна, вошедший в историю музыки. В 1916 г. в Германии был создан Союз Спартака, ставший ядром компартии Германии. Наконец, имя римского героя носит популярный московский футбольный клуб. ГРАЖДАНСКИЕ ВОЙНЫ. В е гг. до н.э. на политическую арену выдвигается Гней Помпеи (106—48 г. до н.э.), сторонник силы, военный и политический деятель. Он подавлял восстание Спартака, успешно воевал с пиратами, победил Митридата VI, что позволило ему резко раздвинуть границы Римана Востоке. В 63 г. до н.э. был, благодаря активной деятельности Цицерона, подавлен заговор Катилины. В 60—53 гг. до н.э. функционирует первый триумвират который составляют Цезарь, Помпеи и Красе После гибели Марка Красса в сражении с парфянами триумвират распадается. Все ярче разгорается звезда Юлия Цезаря, особенно после его блистательной полководческой кампании в Галлии. В 49—46 гг. до н.э. происходит гражданская война между Цезарем и Помпеем; битва при Фарсале в 48 г. до н.э. завершается разгромом Помпея и его гибелью. О последующих событиях нам предстоит говорить в связи с биографиями Цицерона, Цезаря, Октавиана: это и установление диктатуры Цезаря, и его убийство, и создание второго триумвирата (43—36 гг. до н.э.), включавшего Октавиана, Антония и
Лепида; и открытая борьба между Октавианом и Антонием после выхода из игры Лепида. Битва при Акции (31 г. до н.э.), гибель Антония и Клеопатры непросто означали торжество Октавиана в борьбе за власть, но и завершение целой эпохи в истории Рима, эпохи Республики.
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   34

перейти в каталог файлов
связь с админом