Главная страница

Вовкотруб,Феонова - Архивоведение. Учебное пособие пенза 2005 2 2 Содержание


Скачать 0,97 Mb.
НазваниеУчебное пособие пенза 2005 2 2 Содержание
АнкорВовкотруб,Феонова - Архивоведение.pdf
Дата29.06.2018
Размер0,97 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаVovkotrub_Feonova_-_Arkhivovedenie.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипУчебное пособие
#14017
страница15 из 15
Каталогtopic35831937_29762058

С этим файлом связано 49 файл(ов). Среди них: Blok_M_Apologia_istorii_ili_Remeslo_istorika.pdf, KNR_-_Kratkiy_istoricheskiy_ocherk_1949-1979_gg__M__1980.pdf, Nepomnin_O_E_-_Istoria_Kitaya_KhKh_vek_-_2011.djvu, latin.djvu, Gorbachev_M_S_-_Zhizn_i_reformy_V_dvukh_knigakh_Kn_2_-_1995.pdf, XXVII_sezd_Materialy_1986.djvu, Obrazy_vremeni_M__2010.pdf, Assman_A_Dlinnaya_ten_proshlogo_M__2014.pdf, Ukrayinska_derzhava_drugoyi_polovini_XVII_XVIII_st_politika_susp и ещё 39 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15
Обеспечение доступа граждан к информации о них
По требованию гражданина ему предоставляются для ознакомления все документы, касающиеся его, а также могут быть изготовлены их копии на бесприбыльной основе. Ограничения на доступ гражданина к информации о нем возможны лишь в случаях, предусмотренных законодательством
Российской Федерации.
Реабилитированным лицам или в случае их смерти — родственникам и наследникам в установленном порядке обеспечивается право на ознакомление в полном объеме с материалами прекращенных уголовных, фильтрационно-проверочных и административных дел, а также получение копий документов, за исключением сведений о третьих лицах без их согласия.
Не допускается внесение изменений в имеющиеся на хранении в архиве документы в случае выявления лицом недостоверных сведений о нем.
В таких случаях к документам по инициативе лица или правоохранительных органов могут быть приобщены справки, уточняющие сведения о лице, справки о реабилитации и другие документы, чтооформляется актом о

125 125
разделении, объединении дел, включении в дело новых документов и отражается в листе-заверителе дела и соответствующей графе описи.
Организация работы архива по подготовке выставок
документов
Выставка документов — это художественно оформленная подборка документов и/или их копий на определенную тему, предназначенная для публичной демонстрации (экспонирования).
Выставка документов организуется архивом самостоятельно или совместно с другими архивами и организациями. Архив может в установленном порядке принимать участие в подготовке и проведении международных, всероссийских, региональных, межархивных и меж- отраслевых выставок.
Выставка документов может быть стационарной и передвижной, экспонироваться в помещениях архива, в других специально оборудованных или приспособленных помещениях.
По времени функционирования выставка документов бывает постоянно действующей или временной.
На базе выставки могут проводиться экскурсии, научно-практи- ческие, методические и информационные мероприятия (конференции, семинары, «круглые столы» и др.).
При организации выставки документов разрабатываются ее тематический план
(концепция), тематико-экспозиционный план, составляется смета расходов. В тематическом плане (концепции) определяется структура и содержание разделов выставки. На основе тематического плана проводится выявление и отбор документов, иллюстративного и другого вспомогательного материала. Тематический план при необходимости согласовывается с организациями-соисполнителями, рассматривается экспертно-методической комиссией и утверждается руководством архива.
В тематико-экспозиционный план включается также аннотированный перечень отобранных для экспонирования документов с указанием их размеров и порядка размещения на стендах или в витринах, иллюстративных и вспомогательных материалов, систематизированных в соответствии с разделами выставки.
При подготовке выставки, как правило, разрабатываются дизайнерские и эскизные проекты. Дизайнерский проект представляет собой план
(графическое изображение) экспозиции, размещения стендов, витрин, экспонатов в них. В эскизном проекте определяются конкретные формы художественного оформления выставки.
Кроме документов на выставке могут быть представлены печатные издания, художественные произведения и музейные предметы. Все отобранные для экспонирования документы и материалы аннотируются. К иноязычным материалам при необходимости дается перевод или развернутая аннотация содержания.

126 126
Подготовка документов и других материалов к экспонированию включает: реставрацию подлинных документов и материалов; изготовление копий фонда пользования и муляжей, а также страховых копий.
Выставка может сопровождаться рекламой с целью привлечения посетителей. Для рекламы выставки архив использует средства массовой информации, распространяет рекламно-издате- льскую продукцию. Для презентации выставки готовятся пресс-ре- лизы; желательно издание каталога выставки.
Использование документов архива в средствах массовой
информации
Использование документов архива в средствах массовой информации представляет собой подготовку информационных материалов для периодической печати, радио и телевизионных передач, кинофильмов.
Для периодической печати архив готовит статьи о составе и содержании документов, архивных находках и т.п., статьи и подборки документов по определенной тематике.
Использование документной информации в радио и телепередачах проводится в форме бесед, хроник, информаций, интервью, репортажей, рекламы и др.
Объемы, сроки подготовки, тематика информационных материалов для средств массовой информации согласовываются с редакциями газет, журналов, радио и телепрограмм.
Документы могут быть предоставлены архивом кино-, теле-, видеостудиям, информационным и рекламным агентствам, редакциям печатных изданий, издательствам и т.п. для подготовки сценарных планов, создания художественных, документальных, художественно- публицистических, научно-популярных и учебных программ и фильмов, издания печатной продукции.
Организация и проведение информационных мероприятий с
использованием документов
Информационные мероприятия с использованием документов, представляющих общественный интерес, проводятся архивом на основании предварительной договоренности с заинтересованными организациями в различных формах. Проведение их сопровождается выступлениями и сообщениями работников архива, в том числе в ре- жиме «вопрос — ответ», показом тематических подборок докуме- нтов, кинофильмов, видеофильмов, слайд-фильмов, кинопрограмм, прослушиванем фонодокументов, экскурсиями по архиву, выставками документов и др.
Встречи с общественностью — могут быть тематические, предполагающие выступления работников архива и других участников на определенную тему с характеристикой документов, и информационные, на которых участники информируются о составе документов одного или нескольких архивов, фонда или группы фондов, о новых поступлениях в

127 127
архивы, рассекреченных документах. Для организации встречи составляется программа, в которой определяется тематика выступлений, состав документов, предназначенных для демонстрации, продолжительность встречи.
Экскурсии в архив — могут быть обзорными (о составе и содержании документов, основных направлениях деятельности архива) и тематическими
(с демонстрацией комплекса документов архива по определенной тематике).
Презентации, «Дни открытых дверей» — проводятся для популяризации работы архива, состава и содержания его фондов. В программу мероприятия включаются обзорные экскурсии, методические консультации по актуальным вопросам работы архива.
Лекции, доклады — готовятся по определенной тематике на основе информации, содержащейся в документах.
Устные журналы — как правило, имеют определенное название и постоянные тематические рубрики; проводятся регулярно. При их проведении аудитории сообщаются сведения о документах, архивных поисках и находках.
Читательские конференции — организуются для пользователей, работающих или намеревающихся работать в читальном зале архива, в целях информации о составе и содержании архивных фондов и НСА к ним, о новых поступлениях, рассекреченных документах, об информационной деятельности архива, а также в целях улучшения качества обслуживания в читальном зале. Во время читательских конференций изучаются потребности пользователей, их оценки работы архива по информационному обслуживанию.
Уроки для студентов и школьников — организуются на основе договоров архива с высшими и средними учебными заведениями в соответствии с согласованными с ними планами. Уроки носят тематический характер, проводятся в форме лекций, семинаров, практических и факультативных занятий.
Учет использования документов архива
Учет использования документов архива осуществляется в целях планирования и совершенствования работы по организации использования документов и развития системы НСА, изучения эффективности использования отдельных категорий и групп документов, проведения маркетинговых исследований рынка информации.
Архив ведет учет поступающих и исполненных тематических и социально-правовых запросов, пользователей и их личных дел, пользователей и тематики исследований в читальном зале, других форм использования документов.
Учет подготовленных архивом информационных документов, других форм использования документов проводится в традиционной форме (на карточках), или в автоматизированном режиме, в журналах с указанием пользователя, тематики, поисковых данных использованных документов, характера использования (для информационных документов), устроителей и

128 128
партнеров (для выставок), названия статей, радиотелепередач, времени их выхода в эфир, названия кинофильмов, печатных изданий.
Учет и регистрация запросов социально-правового характера, по- ступающих от российских и иностранных юридических и физических лиц ведется раздельно.
Копирование документов
По заказам пользователей изготавливаются ксерокопии, микрокопии, фотоотпечатки, позитивы кинофотодокументов, а также копии на электронных носителях в зависимости от технических возможностей архива.
Объем, сроки и виды изготавливаемых копий устанавливаются архивом с учетом его технических возможностей.
Копирование документов для органов государственной власти и местного самоуправления, государственных, негосударственных организаций, общественных объединений производится на основании гарантийного письма организации-заказчика.
Архив производит копирование документов для пользователей, занимающихся в читальных залах, а также обращающихся в архив с письменным запросом (заказом). Заказ на копирование документов для пользователей, занимающихся в читальном зале архива, выполняется в установленном порядке в соответствии с разделом 5 «Правил работы пользователей в читальных залах государственных архивов Российской
Федерации».
Оформление заказов на копирование, поступивших от органов государственной власти, местного самоуправления, организаций и граждан, подбор и подготовку документов для копирования производят работники архива.
Выполнение заказа на копирование производится в порядке, установленном руководством архива. Порядок расчетов за копирование документов, стоимость изготовления копий архив согласовывает с заказчиками заранее.
Учет заказов на копирование ведется в традиционном или автоматизированном режиме.
Не производится копирование документов, находящихся в плохом физическом состоянии, а также в случаях, когда при копировании может быть нанесен ущерб их физической сохранности.
Вопрос о копировании уникальных документов, а также документов и дел, требующих расшивки или реставрации, решается руководством архива в каждом конкретном случае.
Копирование документов ограниченного доступа производится в порядке, предусмотренном соответствующими законодательными актами и нормативными документами.
При копировании документов негосударственной части Архивного фонда Российской Федерации, а также документов личных фондов учитываются ограничения, установленные фондообразователями или их

129 129
правопреемниками (наследниками) при передаче документов в архив на постоянное или депозитарное хранение.
Копирование документов, составляющих объекты авторского права, осуществляется с учетом норм Закона Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах».
Объемы копирования документов, неопубликованных описей, каталогов, других архивных справочников, а также баз и банков данных по заказам пользователей устанавливаются руководством архива в каждом конкретном случае.
На копиях, изготовленных по заказам пользователей, архивом указываются поисковые данные документов.
Копии документов выдаются заказчикам или их доверенным лицам, и могут быть высланы по указанным адресам.
Вывоз копий документов на различных носителях за пределы
Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном
Министерством культуры Российской Федерации
Типы, виды и формы публикаций документов
Типы документальных публикаций определяются их целевым назначением.
Различаются научный, научно-популярный и уче- бный типы изданий. Все они основываются на научных принципах подготовки, но отличаются спецификой отбора источников, приемов передачи текста документов и составом научно-справочного аппарата.
Виды изданий документов определяются составом публикуемых источников и в соответствии с этим издания могут быть пофондовыми, тематическими или включать документы одной разновидности. Пофондовые публикации состоят из документов одного фонда (коллекции) или его структурной части, но могут иметь в своем составе документы фондообразователя из других фондов и архивов в случае плохой сохранности или разрозненного хранения фонда. Тематические публикации состоят из разнообразных исторических источников по определенной теме, независимо от их фондовой принадлежности. Публикации документов одного вида включают документы одного вида (разновидности), независимо от их фондовой принадлежности.
Формы публикации документов:
– печатная: корпус, серия, сборник, альбом, буклет, плакат, публикация в периодических и продолжающихся изданиях;
– публикация на пленочных носителях: микрофильм, микрофиша;

электронная: дискеты, мультимедиа, СD-диски, база данных, в информационной сети Интернет и др.
Организация подготовки документальных публикаций
Архив осуществляет мероприятия, необходимые для обе- спечения научно-исследовательских и технических процессов подготовки документальных публикаций: формирование редакционной коллегии, коллектива составителей, составление организационно-ме-

130 130
тодических документов, заключение договора с другими заинтересованными организациями и издательством и т.п.
При наличии нескольких организаций-участников определяется головная организация, которая координирует и организует работу, обеспечивает своевременность государственной регистрации работы, составления плана-проспекта издания, инструкции (археографической памятки), графика работы, осуществляет контроль за его выполнением, утверждает коллектив редакторов и составителей публикации, организует работу редколлегии, совместно с редколлегией оказывает методическую и практическую помощь соисполните- лям, организует рецензирование и обсуждение подготовленной рукописи, ведет переговоры и заключает договор с издательством.
Распределение обязанностей между участниками работы оформляется соглашением и фиксируется в нем или в рабочем плане, который утверждается руководством головной организации по согласованию с руководителями организаций-участников.
Для научного руководства и организации работы по под- готовке публикации формируется редакционная коллегия или назначается редактор. В состав редколлегии входят представители всех организаций — участников подготовки издания. В ее составе может быть выделен ответственный (главный) редактор. При подготовке многотомного издания на каждый том выделяется свой редактор. Редколлегия (ответственный редактор, редактор) определяет тип и форму публикации, утверждает план- проспект, формирует коллектив составителей, поручает участникам подготовку необходимых ор- ганизационно-методических документов, определяет сроки их представления и график работы, рассматривает вместе с составителями состав и содержание документов, отобранных к публикации, принципы их отбора, систематизации, а также научно-справочный аппарат публикации, рекомендует рукопись к печати. Редколлегия контролирует выполнение принятых решений и работу коллектива составителей, заслушивает отчеты ответственных составителей, редакторов томов о проделанной работе.
Коллектив составителей определяет источники выявления документов, проводит первичный отбор документов, непосредственную археографическую работу с ними (передача текста, археографическое оформление, составление примечаний по тексту и содержанию), подготовку других частей научно-справочного аппарата и приложений. К обязанностям составителей относится также сверка копий документов, в том числе текстов, введенных в компьютер, с оригиналами, и оригинал-макета издания в электронной форме.
При наличии нескольких составителей выделяется ответственный составитель, который входит в состав редколлегии. Он руководит коллективом составителей, организует его работу, оказывает остальным составителям методическую и практическую помощь, контролирует выполнение работы составителями, проводит унификацию всех частей

131 131
документальной публикации, подготавливает археографическое предисловие к ней.
План-проспект документальной публикации составляется специалистами по данной проблеме (теме), входящими в состав редколлегии, или ответственным составителем с последующим рецензированием специалистом, рассматривается и утверждается редколлегией. В плане- проспекте дается обоснование целесообразности подготовки данной публикации, ее научной и иной актуальности, новизны и оригинальности, излагаются цели и задачи издания. План-проспект содержит определение хронологических и географических рамок, объема публикации, обоснование выбора типа, вида и формы публикации, его примерной структуры и принципов систематизации документов, состава научно-справочного аппарата. К плану-проспекту прилагается библиография по данной проблеме, перечень архивов, других хранилищ и частных собраний с указанием названий и номеров архивных фондов, в которых следует проводить выявление документов. В процессе выявления документов план-проспект может быть уточнен.
Работе по выявлению документов предшествует составление возможно полного библиографического списка литературы с целью ориентации археографа в вопросах осуществляемого издания, историографии темы, ее источниковой базы. Круг источников выявления документов определяется темой, типом и видом издания. Для установления круга источников необходимо знание литературы, сети архивов, системы научно- справочного аппарата, истории фондообразователей, истории комплектования фондов, их сохранности, степени использования документов в печати. На каждый выявленный документ составляется карточка; картотека выявленных документов может вестись и в автоматизированном режиме.
Отбор выявленных документов для всех типов изданий проводится на основе принципов историзма, научной объективности, методов источниковедческого анализа документов и в соответствии с теми критериями отбора, которые были определены при решении вопроса о целях и задачах издания.
Принцип историзма предполагает каждый документ рассматривать как продукт конкретной исторической эпохи с учетом причин его возникновения и выполняемой им функции. Принцип объективности предполагает всесторонность изучения исторических явлений во всей их сложности, многогранности и противоречивости и реализуется путем отбора источников различных видов, отражающих разнообразные стороны действительности и их оценку авторами документов.
Отбор документов следует проводить поэтапно — сначала в процессе выявления и окончательно — после выявления всего комплекса и уточнения структуры издания.
Для документальной публикации отбирается основной текст документа, определяемый на основе текстологического анализа всех выявленных и имеющих самостоятельное значение текстов дан-

132 132
ного документа, независимо от способа их воспроизведения, как сохра- нившихся в архивах, так и опубликованных. Во всех типах и видах документальных публикаций текст документов должен передаваться с точным сохранением стилистических и языковых особенностей.
Документальная публикация состоит из предисловия, включающего историческую и археографическую части, текстов публикуемых документов, примечаний по тексту и содержанию, указателей, перечней, списка сокращений, содержания (оглавления) с перечнем опубликованных документов. По усмотрению составителей в документальную публикацию могут быть включены также: хроника событий, библиография по теме публикуемых документов, другие при- ложения и иллюстрации.
Систематизация документов зависит от темы публикации и характера отобранных документов. Могут применяться следующие признаки систематизации: хронологический, тематический, географический, авторский, номинальный (по видам документов) или их сочетания.
Систематизация документов закрепляется их общей порядковой нумерацией.
1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15

перейти в каталог файлов
связь с админом