Главная страница
qrcode

Удк 327. 8Ббк 66. 4 К ассоциация независимых экспертов Центр изучения кризисного общества,Ответственный редактор А. А. КривопаловК 82 От Туркестана к Центральной Азии политическое будущее


НазваниеУдк 327. 8Ббк 66. 4 К ассоциация независимых экспертов Центр изучения кризисного общества,Ответственный редактор А. А. КривопаловК 82 От Туркестана к Центральной Азии политическое будущее
АнкорОт Туркестана к Центральной Азии.pdf
Дата06.01.2018
Размер3.66 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаOt_Turkestana_k_Tsentralnoy_Azii.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипРеферат
#54808
страница1 из 11
Каталогid88710562

С этим файлом связано 52 файл(ов). Среди них: Mezhdunarodnye_otnoshenia_i_mirovaya_politika.pdf, The_Millitary_Balance_2017.pdf, Mirovaya_politika_M_M_Lebedeva.pdf, Afrika_yuzhnee_Sakhary.pdf, The-Silk-Road-Economic-Belt_SIPRI.pdf, Latinskaya_Amerika.pdf и ещё 42 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
ОТ ТУРКЕСТАНА К ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ: ПОЛИТИЧЕСКОЕ БУДУЩЕЕ РЕГИОНА
Москва
Научный эксперт
2016

УДК 327.8
ББК 66.4 К Ассоциация независимых экспертов Центр изучения кризисного общества»,
Ответственный редактор А.А. Кривопалов
К 82 От Туркестана к Центральной Азии политическое будущее

региона.
М.: Научный эксперт, 2016. 114 с 978-5-91290-248-2
УДК 327.8
ББК 66.4
К 82
ISBN 978-5-91290-248-2
@ Центр изучения кризисного общества, 2016
@ Фонд содействия развитию сотрудничества между народами
«Общественный форум Диалог цивилизаций, 2016
.

3
СОДЕРЖАНИЕ
ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ ДОКЛАДА ............................... ВВЕДЕНИЕ ............................................................. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ВО ВНУТРЕННЕЙ ПОЛИТИКЕ ГОСУДАРСТВ СРЕДНЕЙ АЗИИ СПЕЦИФИКА ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ СТРАН СРЕДНЕЙ АЗИИ СРЕДНЯЯ АЗИЯ НА ПЕРЕСЕЧЕНИИ КОНКУРИРУЮЩИХ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ...................................................... 104

4
ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ ДОКЛАДА. Несмотря на неблагоприятные тенденции и наметившееся снижение прежнего уровня мирового интереса к региону, не следует недооценивать стратегическую важность Средней Азии. В глобальном смысле, среднеазиатский регион интересен в первую очередь именно как приграничная территория для России, Китая и Южной Азии. Вне зависимости от воли и действий внешних центров мировой политики Средняя Азия крайне уязвима сточки зрения ее внутренней стабильности. Большинство угроз при этом носит трансграничный характер, поэтому судьба каждой из стран региона в этом отношении неразрывно связана с судьбой соседей. Вашингтон сталкивается со всевозрастающим количеством трудностей в процессе реализации избранной им внешнеполитической линии во многих регионах мира на фоне очевидного недостатка ресурсной базы. По мере завершения миссии в Афганистане и роста собственных внутренних проблем США и страны
ЕС все меньше интересуются Средней Азией. В дальнейшем из-за внутренней ситуации в регионе, ограниченности американских интересов и ресурсов Средняя Азия, скорее всего, останется вне практической реализации американской преобразовательной дипломатии. Китай, который за последнее десятилетие резко нарастил свое присутствие, рассматривает страны Средней Азии как свой тыл, важный, ноне приоритетный вектор национальной внешней политики. В условиях обострения всех возможных региональных противоречий наблюдается рост деструктивных сил, прикрывающихся религией. В первую очередь речь идет об исламских радикалах. И если прежде Средняя Азия в значительной степени воспринималась джихадистами в качестве периферийного региона, то теперь они как минимум расценивают его в качестве одного из важнейших на пути к достижению своих целей. Человеческие резервы для активных силовых действий в регионе уже сформированы

6
centero.ru
5. Россия продолжает играть в регионе уникальную и ведущую роль в области военной безопасности. Российские базы в Таджикистане и Киргизии и космодром на территории Казахстана отчасти компенсируют слабость России в экономической сфере. Давно назрела необходимость рассмотреть перспективы расширения возможностей Организации Договора о коллективной безопасности, предусматривающие оперативное применение КСОР. Многие эксперты сходятся во мнении, что ОДКБ ни разу еще не смогла разрешить или урегулировать конфликтные ситуации, поскольку, вот- личие от НАТО, в ОДКБ нет четкого и ясного обозначения функций, задач, механизмов принятия и реализации решений. Россия сейчас не до конца осознает степень своей связанности со странами региона и своего влияния на состояние дел в Средней Азии. Трудовая миграция жителей региона в Россию ив меньшей степени — в Казахстан является важным фактором экономического развития этих стран. В связи с ухудшением в России экономической ситуации, снижением курса рубля по отношению к основным мировым валютам, усилением миграционной политики в рамках Евразийского союза с конца 2013 года усиливается отток легальных трудовых мигрантов, прибывших в Россию из стран Средней Азии. Наибольший отток наблюдается в страны, не входящие в Евразийский союз (Таджикистан, Узбекистан. Это создает дополнительное негативное давление на социально-экономическую ситуацию в странах Средней Азии, так как сократились доходы трудовых мигрантов, которые в ВВП некоторых стран составляли более 30% Киргизия) и даже до 45% (Таджикистан. Начиная с 2015 года уровень этих поступлений снизился дои соответственно. Безработные трудовые мигранты возвращаются из России в родные страны, где сталкиваются с бедностью и безработицей на фоне и без того нелегкой социально-экономической ситуации и высокой рождаемости. Таким образом, экономические проблемы России напрямую проецируются на многие страны региона, которые вряд ли способны самостоятельно справиться с серьезными кризисными явлениями. Представляется, что Россия больше не может игнорировать этот факт при разработке собственной государственной политики в рамках стратегического планирования. Несмотря на то, что в миллионной Средней Азии сосредоточено значительно меньше народонаселения, чем в тех странах Азии и Африки, откуда люди массово бегут в Европу в последние годы, миграционное давление на Россию в случае коллапса среднеазиатских политических режимов может приобрести угрожающие

7
centero.ru формы. Для России это может быть чревато резким осложнением ситуации на ее практически незащищенных южных и юго-восточ- ных рубежах, а также перспективами массового наплыва беженцев
— то есть фактического повторения тех миграционных процессов, которые сейчас на себе испытывает Западная Европа. В результате Россия может оказаться перед перспективой решать проблемы стран Средней Азии как непосредственно в этих странах, таки у себя дома. Если Запад теоретически может без особого ущерба для себя занять совершенно индифферентную по отношению к Средней Азии позицию, то Россия и Китай, в силу очевидных военно-стратеги- ческих причин, такого себе позволить не могут. Пребывающая в состоянии перманентного социально-экономического кризиса, а тем более погружающаяся в хаос Средняя Азия при любом развитии событий окажет прямое негативное влияние как на Россию, таки на Китай. При этом решений, которые позволяли бы России кардинально усилить возможности своего влияния в регионе именно для того, чтобы предотвратить возможное негативное развитие ситуации без силовых сценариев, пока в российской политико-управленческой повестке не предлагается. Позиция Китая в этом смысле представляется более проактивной, что, однако, далеко не гарантирует возможность предотвратить реализацию негативных сценариев

8
centero.ru

9
centero.ru
ВВЕДЕНИЕ
Кризисные явления в среднеазиатском регионе в постсоветское время заметно усилились. Это очевидно при рассмотрении практически всех направлений развития входящих в него государств. В меньшей степени это относится к Казахстану и Туркмении, в большей — к Узбекистану и особенно к Киргизии и Таджикистану. В частности, это наблюдается по демографии, социально-экономическим аспектам, отношениям между кланами и внутри них, а также по усилению межнациональных противоречий и непростому межгосударственному диалогу.
Определенную тревогу вызывает проблема транзита власти в Узбекистане после смерти И.А. Каримова. По недавно высказанному мнению известного российского востоковеда А.В. Малашенко, крутых перемен ожидать все жене следует, но какие-то попытки коррекции каримовского курса неизбежны, прежде всего в виде частичных экономических реформ. Исторический опыт показывает, что, как правило, преемник диктатора неспособен достичь авторитета своего предшественника. Ив этом смысле Ш.М. Мирзиеев едва ли имеет шансы стать еще одним отцом нации. Играть роль посредника между группами интересов и кланами ему также будет намного сложнее, чем Каримову, и прочность системы будет зависеть в большей степени от консенсуса между различными сегментами элиты. Однако практика показывает, что поначалу осторожный преемник впоследствии может оказаться склонным к проявлению во внутренней политике авторитарных тенденций. Для этого достаточно обратить внимание например соседнего Туркменистана, где ГМ. Бердымухамедов успешно подражает своему харизматичному предшественнику С.А. Ниязову Единое в прошлом геополитическое пространство российского Туркестана и советской Средней Азии сегодня находится в процессе усугубляющейся дезинтеграции и распада. Последнее со всей очевидностью прослеживается даже на уровне географической терминологии. Применительно к изучаемому региону все более широкое распространение в экспертном сообществе приобретает скорее проективное, нежели исторически сложившееся, понятие Центральной Азии, в актуальности точнее всего совпадающее с границами потенциального
1
Малашенко А.В. Как поведет себя новый президент Узбекистана / http://svop.ru/main/21339/

10
centero.ru театра военных действий, находящегося в зоне ответственности Центрального командования США (US CENTCOM) Даже в официальной риторике стран региона тезисы об историческом братстве и общности встречаются все реже. Среднеазиатские республики под воздействием множества объективных и субъективных факторов с каждым годом расходятся все дальше друг от друга. Более того, можно говорить, что такое медленное расхождение идет внутри уже самих республик Средней Азии между различными регионами стран.
Очевидно, что относительно слабые среднеазиатские государства просто не в состоянии справиться со своими внутренними проблемами собственными силами. В тоже время экономические затруднения России также сокращают ее возможности для осуществления активной политики в регионе, несмотря на то, что именно наша страна более остальных внешних игроков заинтересована в сохранении секулярного характера местных правящих режимов.
Несмотря на явное замедление темпов демографического роста по сравнению с советским периодом, он продолжается, усугубляя тем самым существующее аграрное перенаселение и другие социально-экономические проблемы. Среди них невозможность для властей стран региона обеспечить постоянно увеличивающееся население не только работой, но также жильем и другими видами минимальных социальных благ. Ввиду износа старой советской инфраструктуры и отсутствия средств для ее замены жизнь в целом ряде населенных пунктов Средней Азии становится все более некомфорт- ной для населения.
Как показывает практика, осуществление экспорта трудовых ресурсов не является гарантированным решением проблемы даже на среднесрочную перспективу по причине зависимости подобных экспортеров от ситуации в принимающих странах с нестабильной экономикой в Казахстане и России.
Одновременно в регионе истощаются собственные земельные и водные ресурсы, позволяющие физически прокормить непрерывно увеличивающееся население. В результате государства региона, за исключением Казахстана и Туркмении, оказываются неспособны обеспечить собственную продовольственную безопасность.
Демографический рост — одна из причин роста радикальных настроений среди населения региона, которая обычно упускается из вида при исследовании происходящих там политических процессов. И зачастую, говоря о происходящих явлениях, причины подменяют следствиями. Например, в качестве основных причин радикализации в регионе обычно указывается ухудшение
2 Колеров МА. Новые координаты Средней Азии предисловие издателя // Средняя Азия Новые координаты. МС социально-экономических показателей. Однако во многом это происходит под влиянием конкретных демографических изменений.
За время пребывания под властью сначала Российской империи, а затем СССР население региона многократно увеличилось — с 7,742 млн. чел. в 1897 г. до 13,7 млн. чел. в 1926 г. и до 49,4 млн. чел. в 1989 г. То есть в течение XX столетия оно выросло более чем в шесть раз. А на 1 января 2012 г. общая численность населения региона находилась уже на уровне 64,6 млн. человек Вследствие характерной для советского периода концентрации в городах в первую очередь русскоязычного населения, на фоне огромной рождаемости на селе процесс постепенной дезурбанизации в Средней Азии начался задолго до событий 1991 года Для того чтобы в условиях демографического взрыва (прироста населения более 2% в год) не происходило падения уровня жизни, экономический рост в процентном отношении должен превосходить
3
Urbanization in Central Asia: Challenges, Issues and Prospects // United nations ESCAP. Center for economic research. Tashkent, 2013.
4
Казанцев А.А. Большая игра с неизвестными правилами мировая политика и Центральная Азия. МС. Численность населения стран Центральной Азии в гг., тыс. чел.
Источник: Данные периписи населения СССР

12
centero.ru темп прироста народонаселения примерно в два раза. Соответственно, для позднесоветской Средней Азии требовался рост ВВП в 6–7% в год, или 5–6% прироста национального дохода. В тоже время темпы прироста национального дохода в регионе в е гг. составляли около
3%. В е гг., после распада СССР, рост производства окончательно прекратился, результатом чего стало стремительное обнищание широких масс населения В последние 25 лет российская внешняя политикана туркестанском направлении напоминала синусоиду. Практически полное забвение Средней Азии во внешнеполитической повестке России в х годах после начала в 2001 г. американской операции в Афганистане сменилось резким расширением стратегического внимания к региону и углублением сотрудничества в рамках ОДКБ. Однако в последнее время в связи с резким сокращением американского военного присутствия в Центральной Азии она вновь рискует оказаться на периферии российских интересов. Задумываясь о будущем, можно предположить, что одинаково маловероятны как обвальное сокращение
5 Там же.
Рождаемость, смертность и продолжительность жизни в Центральной Азии в 1920-2010 гг.
Источник: Статистическое агенство Казахстана

13
centero.ru внешнеполитического влияния Москвы на пространствах среднеазиатского региона, таки принятие Россией на себя исключительной военно-стратегической ответственности за его судьбу.
Задачей данного исследования является анализ происходящих в среднеазиатском регионе общественно-политических и социаль- но-экономических процессов, способствующих ослаблению правящих светских режимов, а также оценка исходящей из региона угрозы со стороны радикальных форм политического ислама.
Ответ на эти вопросы невозможен без освещения наиболее важных сторон жизни среднеазиатских обществ — экономики, демографии, общественно-политической жизни, культуры и религии. Рассмотрение данных сюжетов позволяет оценить как риск возможной дестабилизации региона, таки роль в этом внешнего фактора, показав наиболее вероятные сценарии развития обстановки.
Этот доклад является плодом сотрудничества российских и казахстанских экспертов. В его составлении приняли участие историки журналист С.С. Балмасов, главный научный сотрудник Казахстанского института стратегических исследований, доктор политических наук М.Т. Лаумулин, ведущий научный сотрудник Центра постсоветских исследований Института экономики Российской академии науки заведующая отделом экономических исследований Института стран СНГ, доктор экономических наук, профессор А.А. Мигранян, старший научный сотрудник Центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Ура- ло-Поволжья Института востоковедения Российской академии наук, заведующий отделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ, кандидат исторических наук А.В. Грозин.
ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ВО ВНУТРЕННЕЙ ПОЛИТИКЕ ГОСУДАРСТВ СРЕДНЕЙ АЗИИ
ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В РЕГИОНЕ
Средняя Азия традиционно рассматривается как единый, гомогенный регион. Однако, несмотря на общие черты политических режимов, между государствами региона всегда было немало расхождений. Отношения между ними продолжают оставаться не совсем дружественными, а их внешнеполитические ориентиры существенно отличаются друг от друга. По всей видимости, со сменой поколений и приходом к власти новых руководителей Средняя Азия окажется еще более разделенной, когда националистические повестки дня будут пользоваться преувеличенным вниманием, а символическая и экономическая конкуренция — обостряться. Поэтому имеет смысл вновь задуматься над тем, насколько правомерно объединять все пять стран в некую общность Как считают некоторые наблюдатели, в регионе отсутствует ощущение общей азиатской идентичности, особенно у представителей молодого поколения. Спустя двадцать один год после обретения независимости пять стран, вместе образующие то, что называется Средней Азией, в будущем, вероятно, столкнутся с серьезными проблемами.
Уже давно подмечены различия и особенности государств региона и делаются попытки емко охарактеризовать каждую из этих стран, выделяя особенности ее модели. Для каждого из государств региона обозреватели находили в свое время емкое определение Казахстан
— это образчик электорального авторитаризма Киргизия — страна вечной революции Таджикистан — провальное государство Туркмения подпитываемое газом королевство в песках и, наконец, Узбекистан это полицейское государство стратегического значения
7 6 См Центральная Азия и внешние державы. Pro et Contra (МЦК). 2013. № 1–2. 126 с 7
Shishkin Ph. Central Asia’s Crisis of Governance. Washington, DC: Asia Society, 2012. 40 p.
Сравнительный анализ случаев Казахстана и Таджикистана интересен тем, что в обоих государствах первым секретарям ЦК компартий удалось сохранить власть, получив пост президента. Однако в Казахстане Н. Назарбаев сумел укрепить власть и остаться на этом посту, а в Таджикистане пребывание и первого, и второго президентов у власти было кратким. Основными факторами позднесоветского политического процесса в Таджикистане была сохранявшаяся крайне высокая актуальность этнорегиональных расколов, а также стремительное возрождение исламского движения. Важнейшими факторами, определившими политический процесс в Казахстане, стали внутриэ- литные расколы на позднесоветском этапе, которые, в свою очередь, определялись структурой национальных и этнорегиональных расколов. Основными факторами, определившими политический процесс в позднесоветском Таджикистане, стали констелляция этнорегиональ- ных, социальных и политических расколов в обществе и политической элите, а также существенная роль исламских организаций, способных к политической мобилизации граждан. В Таджикистане намного более важным стал раскол внутри не вполне сформировавшейся таджикской нации по регионально-клановому принципу (ленинабадский, куляб- ский, памирский регионы).
Национальное движение в Казахстане было основано на движении в поддержку казахского языка и культуры, экологическом движении в Таджикистане ведущими, кроме того, были проблемы несправедливого распределения экономических ресурсов и доступа к власти для представителей разных регионов. Само демократическое движение было не общенациональным, а структурированным поэт- норегиональному принципу. Отсутствие значимого внутриэлитного раскола в Казахстане, как ив других среднеазиатских республиках кроме Киргизии, создавало возможность беспрепятственной легитимации первого секретаря ЦК Компартии в качестве президента Казахской ССР.
В Казахстане была сформирована неконкурентная президенци- ализированная модель института президентства в Таджикистане
— конкурентная президенциализированная модель. Таджикистан- ская модель президентства, с одной стороны, предполагала больший по сравнению с казахстанской объем полномочий президента, с другой — существовала в гораздо более конкурентной среде. В результате модель, избранная в Казахстане, оказалась напер- вом же этапе довольно устойчивой она предполагала участие Верховного совета в формировании правительства и существенные полномочия президента и существовала в условиях неконкурент- ных выборов, что способствовало укреплению власти президента Н. Назарбаева, а в дальнейшем и расширению полномочий президента при ослаблении парламента. Формирование же конкурентной

16
centero.ru президенциализированной модели с широкими полномочиями президента в таджикских условиях привело не только к поражению К. Махкамова, а затем К. Аслонова и Р. Набиева, но и к кризису самого института президентства и крушению всей политической системы республики, что способствовало гражданской войне. Институт президентства в Таджикистане в этой ситуации стал не способом решения проблем и укрепления власти первого лица (как в Казахстане, Узбекистане, Туркменистане) и не способом борьбы представителей национального движения с альтернативным центром власти в виде ЦК Компартии (как в Киргизии, а фактором ослабления политической системы из-за претензий на власть представителей разных политических сил и региональных кланов. Борьба за пост президента Таджикистана неизбежно превратилась в борьбу этнорегиональных общностей.
Таким образом, раскол в политической элите и национальном движении, которое тоже структурировалось по регионально-клановому принципу, привел в Таджикистане к многочисленным конфликтам, перешедшим в гражданскую войну, и к упразднению поста президента как к способу разрешения противоречий. Неслучайно институт президентства в Таджикистане после его восстановления складывался уже на новых основаниях — президенциализированной неконкурент- ной модели с поэтапным расширением полномочий президента, что в итоге привело к формальному закреплению за президентом в декабре года титула Основателя мира и национального единства — Лидера нации и снятию конституционного ограничения на количество президентских сроков Э. Рахмона. Аналогичный документ ранее был принят ив Казахстане — Закон о первом президенте (в редакции
2010 г, предоставивший Н. Назарбаеву титул Лидера нации (Елбасы) и право избираться на пост президента неограниченное число раз. Таким образом, казахстанская и таджикистанская модели президентства, изначально формировавшиеся на разных основаниях, в результате оказались почти идентичными Наделение президента широкими полномочиями отражало исторические традиции стран Средней Азии, где глава государства является для населения лидером нации. Различия между странами затрагивают лишь объем полномочий, оставленных законодательной ветви власти. В Киргизстане и Казахстане парламенты формально играют самостоятельную роль, однако в других странах Средней Азии полномочия президента практически ничем небыли ограничены. Разделение страны на кланово-земляческие, родовые группы и введение парламентской формы правления стало серьезным испытанием для Киргизстана. Это
8
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

перейти в каталог файлов


связь с админом