Главная страница

Универсальная системная модель функциональной структуры информационных процессов обеспечения самоуправления индивидуальным социальным поведением


Скачать 1,02 Mb.
НазваниеУниверсальная системная модель функциональной структуры информационных процессов обеспечения самоуправления индивидуальным социальным поведением
Анкорhttps://vk.com/doc747239_342469955
Дата21.11.2016
Размер1,02 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файла12_11_2014_Rassmotreno.doc
ТипДокументы
#7165
Каталогoleg_radaikin

С этим файлом связано 61 файл(ов). Среди них: 10_3_Kulturologicheskie_obolochki_zhivotnogo_tip.doc, 10_4__Opium_dlya_naroda_psevdoreligii_protiv_i.doc, 10_6_Nauka.doc, 10_9_Kult_porokov.doc, Dragunkin_A_-_5_sensatsiy_Pamfletovidnoe_esse.pdf, razreshenie_na_piket_16_maya.jpg, Ideologia_v_Rossii_-_Delay_dengi.pdf, Koe-chto_o_Rusi_iznachalnoy_i_iznachalnom_russko.doc, 10_2_2_Otsenka_statistiki_raznykh_epokh.doc, 10_5_Egregorialnye_religii_i_bibleyskiy_proek.doc и ещё 51 файл(а).
Показать все связанные файлы




универсальная системная модель

функциональной структуры информационных процессов обеспечения самоуправления

индивидуальным социальным поведением

(рабочие материалы)

Мингазов Х.С.
Понимание структуры социального процесса как фрагмента Вселенной1, системная репрезентация которого была представлена выше, даёт основание считать, что реальная направленность жизнедеятельности общества обусловливается результатами социальных поведений составляющих его индивидов. В таком понимании, социальное управление по существу – управление самоуправлениями индивидуальными социальными поведениями его членов. А управление политическим процессом – управление самоуправлениями политическими поведениями индивидов, составляющих общество.

Среди факторов, от которых зависят результаты индивидуального социального поведения, фундаментальным является качество, свойственной психике индивида ФС информационных процессов (ИП) обеспечения (ИПО) управления социальным поведением. Это так потому, что, во-первых, состав и взаимосвязи функций, составляющих содержание ИПО самоуправления индивидуальным социальным поведением, определяют качество и характер собственно “механизма” его реализации управления. Во-вторых, от рассматриваемой ФС зависит полнота восприятия и использования указанным “механизмом” внутреннего и внешнего информационного обеспечения самоуправления индивидуальным социальным поведением. Поэтому возможные состояния качества ФС ИПО самоуправления индивидуальным социальным поведением обусловливают варианты и пределы возможностей социального управления для одного и того же информационного обеспечения этого процесса.

Из приведённого выше следует, что целесообразное изменение качества ФС ИПО самоуправления индивидуальным социальным поведением следует рассматривать как одно из средств управления развитием социального процесса. Для решения задачи управления качеством ФС ИПО самоуправления индивидуальным социальным поведением требуется разработка её прескриптивной и дескриптивной моделей2. Они необходимы для диагностирования и выработки соответствующих воздействий, направленных на изменение качества ФС ИПО самоуправления индивидуальным социальным поведением. Однако для того, чтобы диагностирование могло быть осуществлено, указанные модели должны быть сформированы так, чтобы их можно было соотнести (сравнить). Это условие может быть реализовано, если описание желаемого и существующего состояний качества ФС ИПО самоуправления индивидуальным социальным поведением будут формироваться на основе её универсальной системной модели.

Информационное обеспечение самоуправления индивидуальным социальным поведением осуществляется на основе всей совокупности имеющихся у индивида знаний об окружающем его мире и результатах наращивания этих знаний в ходе когнитивной деятельности. В укрупнённом виде структура упомянутых выше знаний состоит из практических, миропониманческих (теоретических) и мировоззренческих (философских). «Практическое знание вплетено в деятельность и общение, слито с ними, направлено на их ситуационное обслуживание и обладает слабой рефлективностью. В ходе формирования практических знаний не вырабатываются смыслы, которыми обладают вовлечённые в деятельность предметы и способы её реализации. Эти знания транслируются в информационное обеспечение данной деятельности (Баксанский О.Е.). Практические знания лежат в основе информационных процессов обеспечения процедур и технологий, реализуемых индивидом в процессе социального поведения.

В ситуациях, отличающихся от типичных, когда практических знаний не хватает, возникает потребность в теоретических знаниях, как в узком, так и в широком смысле. Поскольку «…теоретическое знание, …, ориентировано на выработку новых смыслов и внесение их в реальность, оно в той или иной степени дистанцировано от объекта и содержит, скорее схемы специфической деятельности и общения, обретающий форму понятий, законов, теорий в ходе их рефлексивной разработки» (Баксанский О.Е.). В узком смысле это – вербализованные теоретические знания частных отраслей науки, на которых базируются рутинные процедуры и технологии. На их основе модифицируются уже используемые рутинные процедуры и технологии или вырабатываются новые. Теоретические знания в широком смысле – теоретическое знание философского, миропониманческого плана. На нём базируется понимание места и роли рассматриваемых процедур и технологий в жизни человечества как фрагменте биосферы Земли и Вселенной.

В ситуациях, когда существующее теоретическое оснащение информационно-алгоритимического содержания индивидуальной психики не обеспечивает модификацию используемых или выработку новых применяемых индивидом процедур и технологий возникает потребность в осмыслении этого теоретического оснащения на основе имеющихся у индивида мировоззренческих (частнонаучных, общенаучных, философских) знаний. Это так потому, что основой вербализованных миропониманческих знаний являются невербализованные мировоззренческие знания когнитивной составляющей индивидуального субъективного образа рассматриваемого ФОР. На их основе осуществляется анализ и миропониманческое осмысление рассматриваемых процедур и технологий, а также их места и роли в жизни человечества как фрагмента биосферы Земли и Вселенной.

Таким образом, полная структура информационного обеспечения самоуправления индивидуальным социальным поведением состоит из трёх иерархически упорядоченных и взаимосвязанных модулей знаний: мировоззренческих, теоретических и практических.

На рисунках 1 и 2 изображены схемы, которые в совокупности с приведённой в таблице 1 спецификацией к ним представляют универсальную системную модель ФС ИПО самоуправления индивидуальным социальным поведением.

Содержание системной модели ФС ИПО самоуправления индивидуальным социальным поведением получено методом декомпозиционного анализа-синтеза.

При моделировании ФС ИПО самоуправления индивидуальным социальным поведением, мы исходим из того, что жизнедеятельность ω-го индивида (221…2121(ω)) является фрагментом бытия Вселенной, субстрат которой существует в форме возбуждённого и невозбуждённого вакуума. В возбужденном виде её фрагменты это – не только вещество, но и различные поля, включая поля биологического происхождения. Будучи частью субстрата Вселенной, индивид имеет постоянную двухстороннюю связь с космосом и породившей его биосферой Земли. Связь эта обеспечивается функционированием психики индивида (221…212111). Иерархическая структура её работы моделируется двумя блоками функций: сознательных (221…2121111) и бессознательных (221…2121112) уровней психики. Носителем психических функций и реализуемых ими информационных процессов является не только биомасса, но и биополе индивида, которое существует и за пределами его кожного покрова. Психика управляет индивидуальным социальным поведением, складывающимся из выполняемых им социальных действий и поступков (221…212112).

Поведение, реализуемое индивидом в ходе собственного воспроизводства, осуществляется во взаимосвязи с процессами, существующими в различных фрагментах первой (221…21213), второй и третьей (221…21212) природы. Из взаимосвязанной совокупности всех поведений формируется процесс жизнедеятельности индивида (221…2121(ω)).


Рисунок 1 – Схема функциональной структуры информационных процессов обеспечения самоуправления индивидуальным социальным поведением после 1…3 шагов декомпозиции



Рисунок 2 – Схема структуры компонентов 1nmk (n=1,2; m=1,3) после 4 и 5 шагов декомпозиции

Таблица 1 – Спецификация к схеме универсальной системной модели функциональной структуры информационных процессов обеспечения самоуправления индивидуальным социальным поведением

№ п/п

Компонент


Код

Усл. обозн.

Наименование


1

2

3

4




1




Функции информационных процессов сознательных уровней психики




11




Функции информационных процессов, базирующихся на невербализованных концептуальных знаниях, составляющих основу мировоззрения




111




Функции группы «Вселенная»




1111




Функции подгруппы «Всегда»

1

11111

D

Соотнесение субъективных и объективных внелексических образов и эмоционально-смысловой информации о процессах функционирования и развития Вселенной в течение всего времени её бытия

2

11112

R

Формирование мироощущения

3

11113

I

Ощущение субъективных и объективных внелексических образов и эмоционально-смысловой информации о процессах функционирования и развития Вселенной в течение всего времени её бытия




1112




Функции подгруппы «100 и более лет»

4

11121

D

Соотнесение субъективных и объективных внелексических образов и эмоционально-смысловой информации о процессах функционирования и развития Вселенной в течение жизни нескольких поколений людей, составляющих общество

5

11122

R

Формирование ощущения изменений в процессах функционирования и развития Вселенной в течение жизни нескольких поколений людей, составляющих общество

6

11123

I

Ощущение субъективных и объективных внелексических образов и эмоционально-смысловой информации о процессах функционирования и развития Вселенной в течение жизни нескольких поколений людей, составляющих общество




1113




Функции подгруппы «Не более 25 лет»

7

11131

D

Соотнесение субъективных и объективных внелексических образов и эмоционально-смысловой информации о развития Вселенной в течение жизни одного поколения людей, составляющих общество

8

11132

R

Формирование ощущения изменений в процессах функционирования и развития Вселенной в течение жизни одного поколения людей, составляющих общество

9

11133

I

Ощущение субъективных и объективных внелексических образов и эмоционально-смысловой информации о процессах функционирования и развития Вселенной в течение жизни одного поколения людей, составляющих общество




112




Функции группы «Общество»




1121




Функции подгруппы «Всегда»

10

11211

D

Соотнесение субъективных и объективных внелексических образов и эмоционально-смысловой информации о возникновении, эволюции, функционировании и развитии общества в течение всего времени его жизни во Вселенной

11

11212

R

Формирование ощущения смысла и порядка жизни общества во Вселенной

12

11213

I

Ощущение субъективных и объективных внелексических образов и эмоционально-смысловой информации о возникновении, эволюции, функционировании и развитии общества в течение всего времени его жизни во Вселенной




1122




Функции подгруппы «100 и более лет»

13

11221

D

Соотнесение субъективных и объективных внелексических образов и эмоционально-смысловой информации о состоянии и направленности развития общества в течение жизни нескольких поколений составляющих его людей

14

11222

R

Формирование ощущения образа жизнеустройства общества, реализующегося в течение жизни нескольких поколений составляющих его людей

15

11223

I

Ощущение субъективных и объективных внелексических образов и эмоционально-смысловой информации о состоянии и направленности развития общества в течение жизни нескольких поколений составляющих его людей




1123




Функции подгруппы «Не более 25 лет»

16

11231

D

Соотнесение субъективных и объективных внелексических образов и эмоционально-смысловой информации о состоянии и направленности развития общества в течение жизни одного поколения составляющих его людей

17

11232

R

Формирование целостного образа жизнеустройства общества, реализующегося в течение жизни одного поколения составляющих его людей

18

11233

I

Ощущение субъективных и объективных внелексических образов и эмоционально-смысловой информации о состоянии и направленности развития общества в течение жизни одного поколения составляющих его людей




113




Функции группы «Индивид»




1131




Функции подгруппы «Всегда»

19

11311

D

Соотнесение субъективных и объективных внелексических образов и эмоционально-смысловой информации о возникновении, эволюции, функционировании и перспективах развития особи биологического вида Homo Sapiens во Вселенной

20

11312

R

Формирование ощущения смысла и порядка жизни особи биологического вида Homo Sapiens во Вселенной

21

11313

I

Ощущение субъективных и объективных внелексических образов и эмоционально-смысловой информации о возникновении, эволюции, функционировании и перспективах развития особи биологического вида Homo Sapiens во Вселенной




1132




Функции подгруппы «100 и более лет»

22

11321

D

Соотнесение субъективных и объективных внелексических образов и эмоционально-смысловой информации о жизни нескольких предыдущих поколений родственников индивида

23

11322

R

Формирование целостного образа смысла и предназначения собственной жизни индивида

24

11323

I

Ощущение субъективных и объективных внелексических образов и эмоционально-смысловой информации о жизни нескольких предшествующих поколений родственников индивида




1133




Функции подгруппы «Не более 25 лет»

25

11331

D

Соотнесение субъективных и объективных внелексических образов и эмоционально-смысловой информации об обстоятельствах собственной жизни индивида

26

11332

R

Формирование образа целей собственной жизни индивида и средств их достижения

27

11333

I

Ощущение субъективных и объективных внелексических образов и эмоционально-смысловой информации об обстоятельствах собственной жизни индивида




12




Функции информационных процессов, базирующихся на вербализованных знаниях, составляющих основу миропонимания




121




Функции группы «Вселенная»




1211




Функции подгруппы «Всегда»

28

12111

D

Анализ и осмысление вербализованной информации о процессах функционирования и развития Вселенной в течение всего времени её бытия

29

12112

R

Выработка миропонимания

30

12113

I

Вербализация субъективных и объективных внелексических образов и эмоционально-смысловой информации о процессах функционирования и развития Вселенной в течение всего времени её бытия




1212




Функции подгруппы «100 и более лет»

31

12121

D

Анализ и осмысление вербализованной информации о процессах функционирования и развития Вселенной в течение жизни нескольких поколений людей, составляющих общество

32

12122

R

Определение понимания изменений в процессе функционирования и развития Вселенной в течение жизни нескольких поколений людей, составляющих общество

33

12123

I

Вербализация субъективных и объективных внелексических образов и эмоционально-смысловой информации о процессах функционирования и развития Вселенной в течение жизни нескольких поколений людей, составляющих общество




1213




Функции подгруппы «Не более 25лет»

34

12131

D

Анализ и осмысление вербализованной информации о процессах функционирования и развития Вселенной течение жизни одного поколения людей, составляющих общество

35

12132

R

Определение понимания изменений в процессах функционирования и развития Вселенной течение жизни одного поколения людей, составляющих общество

36

12133

I

Вербализация субъективных и объективных внелексических образов и эмоционально-смысловой информации о процессах функционирования и развития Вселенной в течение жизни одного поколения людей, составляющих общество




122




Функции группы «Общество»




1221




Функции подгруппы «Всегда»

37

12211

D

Анализ и осмысление вербализованной информации о возникновении, эволюции, функционировании и развитии общества в течение всего времени его жизни во Вселенной

38

12212

R

Определение понимания смысла и порядка жизни общества во Вселенной

39

12213

I

Вербализация субъективных и объективных внелексических образов и эмоционально-смысловой информации о возникновении, эволюции, функционировании и развитии общества в течение всего времени его жизни во Вселенной




1222




Функции подгруппы «100 и более лет»

40

12221

D

Анализ и осмысление вербализованной информации о состоянии и направленности развития общества в течение жизни нескольких поколений составляющих его людей

41

12222

R

Определение понимания замысла жизнеустройства общества, реализующегося в течение жизни нескольких поколений составляющих его людей

42

12223

I

Вербализация субъективных и объективных внелексических образов и эмоционально-смысловой информации о состоянии и направленности развития общества в течение жизни нескольких поколений составляющих его людей




1223




Функции подгруппы «Не более 25лет»

43

12231

D

Анализ и осмысление вербализованной информации о состоянии и направленности развития общества в течение жизни одного поколения составляющих его людей

44

12232

R

Определение понимания замысла жизнеустройства общества, реализующегося в течение жизни одного поколения составляющих его людей

45

12233

I

Вербализация субъективных и объективных внелексических образов и эмоционально-смысловой информации о состоянии и направленности развития общества в течение жизни одного поколения составляющих его людей




123




Функции группы «Индивид»




1231




Функции подгруппы «Всегда»

46

12311

D

Анализ и осмысление вербализованной информации о возникновении, эволюции, функционировании и перспектив развития особи биологического вида Homo Sapiens во Вселенной

47

12312

R

Определение понимания смысла и порядка жизни особи биологического вида Homo Sapiens во Вселенной

48

12313

I

Вербализация субъективных и объективных внелексических образов и эмоционально-смысловой информации о возникновении, эволюции, функционировании и перспективах развития особи биологического вида Homo Sapiens во Вселенной




1232




Функции подгруппы «100 и более лет»

49

12321

D

Анализ и осмысление индивидом вербализованной информации о жизни нескольких предшествующих поколений родственников

50

12322

R

Определение индивидом понимания смысла и предназначения собственной жизни

51

12323

I

Вербализация субъективных и объективных внелексических образов и эмоционально-смысловой информации о жизни нескольких предшествующих поколений родственников индивида




1233




Функции подгруппы «Не более 25 лет»

52

12331

D

Анализ и осмысление текущей вербализованной информации об обстоятельствах собственной жизни индивида

53

12332

R

Определение целей собственной жизни индивида и средств их достижения

54

12333

I

Вербализация субъективных и объективных внелексических образов и эмоционально-смысловой информации об обстоятельствах собственной жизни индивида

55

13000




Функции информационных процессов, базирующихся на практических знаниях




20000




Функции информационных процессов бессознательных уровней психики


На первом шаге декомпозиции ФС ИПО самоуправления социальным поведением представляется в виде двух блоков: функции информационных процессов сознательных уровней психики (№13, 14) и функций информационных процессов бессознательных уровней психики (№ , 2).

На втором шаге в каждом из блоков выделяются три класса функций информационных процессов:

базирующихся на невербализованном мировоззренческом модуле знаний;

базирующихся теоретическом модуле знаний;

базирующихся практическом модуле знаний.

На третьем шаге декомпозиции расчленяются только первых два класса функций. В каждом из них выделяются по три группы функций по следующим признакам: «Вселенная», «общество», «индивид». Группа функций, выделенных по признаку «Вселенная», обеспечивают реализацию целей индивида по отношению ко всей Вселенной. Группа функций, выделенных по признаку «общество», обеспечивает реализацию целей индивида по отношению к СО разной функциональной специализации и всему обществу в целом. Группа функций, выделенных по признаку «индивид», обеспечивает реализацию собственных целей индивида. На четвёртом шаге декомпозиции в каждой из шести групп выделяются по три подгруппы функций по признаку продолжительности времени, в течение которого значимы цели, реализацию которых обеспечивают входящие в группы функции. В первую подгруппу каждой группы входят функции, обеспечивающие достижение целей, значимых всегда. Вторая подгруппа каждой группы состоит из функций, обеспечивающих достижение целей, значимых в течение жизни нескольких поколений людей, составляющих общество (в течение времени, продолжительностью 100 и более лет). Третья подгруппа содержит функции, обеспечивающие достижение целей, значимых на протяжении времени, не превышающего период обновления поколений людей, составляющих общество (на протяжении времени, продолжительностью не более 25 лет). На последнем шаге декомпозиции в каждой из восемнадцати подгрупп выделяются компоненты ФС элементарного цикла управления: информационно-контрольные (I), принятия решений (D), выработки управляющих воздействий (R).

Представленный на листах формата А4 полный комплект схем системной модели ФС ИПО самоуправления индивидуальным социальным поведением включает семь рисунков: один рисунок, изображающий результаты декомпозиции самоуправления индивидуальным социальным поведением после первых трёх шагов декомпозиции, и шесть рисунков, отображающих схемы, соответствующие результатам четвёртого и пятого шагов декомпозиции каждого из шести блоков функций, полученных после предыдущих операций. При этом по составу и связям компонентов названные выше шесть схем одинаковы. Внешне эти схемы отличаются друг от друга только кодами компонентов. Указанное обстоятельство позволяет для представления результатов четвёртого и пятого шагов декомпозиции вместо шести использовать только одну схему с формализованным обозначением ее компонентов в следующем виде: 1nm1, 1nm2, 1nm3, n=1,2, m=1,3. На рисунке 2 показаны состав и конфигурация взаимосвязей компонентов, соответствующие содержанию каждой из названных выше шести схем.

Компоненты представленной системной модели ФС ИПО самоуправления индивидуальным социальным поведением могут быть использованы в качестве “элементной базы” для формирования прескриптивной и дескриптивной моделей функциональной структуры самоуправления индивидуальным социальным поведением. Сформированные таким способом прескриптивная и дескриптивная используются для диагностирования и целесообразного преобразования качества функциональной структуры информационных процессов обеспечения самоуправления индивидуальным социальным поведением в интересах заданного изменения эффективности управления жизнедеятельностью общества.



1 Мингазов Х.С. Социальный процесс как фрагмент бытия Вселенной: прикладная системная модель структуры // Уч. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. Науки. – 2013. – Т. 155, кн. 1. – С. 206 – 213.


2 Мингазов Х.С. Проектирование программы развития организации сложного объекта: укрупнённая системная модель // Развитие и динамика иерархических (многоуровневых) систем (Теоретические и прикладные апекты): Сборник статей по материалам международной научно-практической конференции (АН РТ, ТГГПУ (КФУ), КФУ, КГТУ им. А.Н. Туполева, ТГТУ, Татарстанское отделение Российского философского общества РАН, КИФЭИ). Под общей редакцией проф. Э.М. Хакимова. – Казань: Изд-во ТГГПУ, 2010 С 81 – 87.


3 Порядковый номер компонента модели в спецификации

4 Код компонента модели

перейти в каталог файлов
связь с админом