Главная страница

Котошихин Г.К. О России в царствование Алексея... В царствование алексия михаиловича современное сочинение григория котошихина


Скачать 1,86 Mb.
НазваниеВ царствование алексия михаиловича современное сочинение григория котошихина
АнкорКотошихин Г.К. О России в царствование Алексея.
Дата23.06.2018
Размер1,86 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаKotoshikhin_G_K_O_Rossii_v_tsarstvovanie_Alexeya.doc
ТипСочинение
#21967
страница7 из 22
Каталогid145169347

С этим файлом связано 110 файл(ов). Среди них: и ещё 100 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   22

Примечания



1 «Царствова» вместо «царствовав» встречается и ниже в рукописи Котошихина.

2 Наверху, над словом: «Лятцкие», написано подле буквы т, ипс (Латинские), но буква ц не замарана.

3 В рукописи Котошихина: «войне … минута»;

4 В подл. «возлагают».

5 На поле написано: «Христос».

6 В рукописи «бояроняням».

7 «Всему» повторено в рукописи.

8 «Здоровье» повторено.

9 В рукописи «отделать».

10 В рукописи ошибкою «дело».


ГЛАВА II,

а в ней 20 статей.

О Царских чиновных людех: о боярех и околничих и думных и ближних людех, о столниках, о стряпчих, о дворянех, о полковниках и головах стрелецких, о диакех, о жилцех и о всяких служилых и дворовых людех.


1. Прежние болшие роды, князей и бояр, многие без остатку миновался. Ныне ж по тех родах роды, которые бывают в боярех, а в околничих не бывают: князей Черкасских, князей Воротынских, князей Трубетцких, князей Голицыных, князей Хованских, Морозовых, Шереметьевых, князей Одоевских, князей пронских, Шеиных, Салтыковых, князей Репниных, князей Прозоровских, князей Буйносовых, князей Хилковых, князей Урусовых.
2. Околничей, или каштелян. Роды ж менши тех, которые бывают в околничих и в боярех: князей Куракиных, князей Долгоруковых, Бутурлиных, князей Ромодановских, князей Пожарских, князей Волконских, князей Любановых, Стрешневых, князей Борятинских, Милославских, Сукиных, Пушкиных, Измайловых, Плещеевых, Львовых.
3. Роды ж, которые бывают в думных дворянех и в околничих, ис честных родов и из середних, и из дворян; и те роды болши тое чести не доходят. Есть потом и иные многие добрые и высокие роды, толко еще в честь не пришли, за причиною и за недослужением. [26]
4. Думные дьяки. Три или четыре, а болши четырех не бывает; и в тех думных дьяках бывают из дворян, и из гостей, и ис подьячих; и ис тех думных дьяков посолской дьяк, хотя породою бывает менши, но по Приказу и по делам выше всех; а честию и высочеством те думные дьяки будут таковы, как в Полше референдариусы.
5. Спалники, - которые спят у царя в комнате, посуточно, по переменам, человека по четыре; и многие из них женатые люди, и бывают в том чину многие годы, и с царя одеяние принимают и розувают; а бывают в тех спалниках изо всех боярских и околничих и думных людей дети, которым царь укажет, а иные в такой чин добиваются и не могут до того притти; и быв в спалниках, бывают пожалованы болших бояр дети в бояре, а иных менших родов дети в околничие, кого чем царь пожалует, по своему разсмотрению, и называют их комнатной боярин или околничей, а в посолственных писмах пишут ближними бояры и околничими, потому что от близости пожалованы. А жалует царь в бояре и в околничие и в думные люди, хотя которого и на Москве не бывает, в Новое лето, сентября в 1 день, на Светлое Христово Воскресение, на день рождения прзнества его, из околничих боярином, или из столников и из спалников боярином или околничим, или думными людми в думе о иноземских и о своих государственных делех, и в то время бояре и околничие и думные дворяне садятца по чином, от царя поодаль, на лавках, бояре под боярами, кто кого породою ниже, а не тем кто выше и преж в чину, околничие под боярами против того ж, под околничими думные дьяки стоят, а иным времянем царь велит им сидеть; и о чем лучитца мыслити, мыслят с царем. яко обычай и инде в государствах. А лучитца царю мысль свою о чем объявити, и он им объявя приказывает, чтоб они бояре и думные люди помысля к тому делу дали способ: и кто ис тех бояр поболши и разумнее, или кто из менших, и они мысль свою к способу объявливают; а иные [27] бояре, брады свои уставя, ничего не отвещают, потому что царь жалует многих в бояре не по разуму их, но по великой породе, и многие из них грамоте не ученые и не студерованые, однако сыщется и окроме их кому бытии на ответы разумному из болших и из менших статей бояр. А на чом которое дело бытии приговорят, приказывает царь и бояре думеым дьяком пометить, и тот приговор записать. А личится писати о чем гоамоты во окрестные государства, и те грамоты прикажут готовить посолскому думному дьяку, а думной дьяк приказывает подьячему, а сам не готовит, толко чернит и прибавливает что надобно и не надобно. А как изготовят, и тех грамот слушают наперед бояре, и потом они ж бояре слушают въдругорядь с царем все вместе; также и иные дела написав взнесут слушать всем же бояром, и слушав бояре учнут слушать вхдругорядь с црем же. А на всяких делах закрепляют и помечают думные дьяки, а царь и бояре ни к каких делам, кроме того что послы прикладывают руки к договорным записям, руки своей не прикладывают, для того устроены они думные дьяки; а к меншим ко всяким делам прикладывают руки простые дьяки, и приписывают подьячие свои имена.

А как царю личится о чем мыслити тайно, и в той думе бывают те бояре и околничие и ближние, которые пожалованы из спалников, или которым приказано бывает приходити; а иные бояре, и околничие, и думные люди, в тое полату в думу и ни для каких нибуди дел не ходят, разве царь укажет.
6. Столники – боярские ж, и околничих, и думных людей и Московских дворян, и иных чинов людей дети. Служба их такова: как у царя бывают иных государств послы, или власти и бояре, на обедах, и они в то время пред царя и пред властей, и послов и бояр, носят есть и пить; а ставят на стол еству по одному блюду всякой ествы, пред царя крайчей, а к иным столам приставлены бывают ставить оеолничие, а с-ыными ествами блюда держат столники на руках, а на стол всех еств вдруг не ставят. И будет тех столников числом блиско пяти сот человек. И посылают их в посолства в послех самих и с [28] послами в таврищах, и по воеводствам, и для сыскных дел, и бояр спрашивать о здоровье, как они бывают по службам; а иные на Москве сидят в приказех у дел и у послов в приставех.
7. Стряпчие. Чин их таков: как царю бывает выход в церковь, или в поход на потехи, или в полату в думу и для обедов, и в то время несут перед ним скифетр, а в церкве держат шапку и платок, а в походех возят ранцырь, саблю, саадак. И посылают их во всякие ж посылки, кроме воеводств и посолств, чтоб сами были послы. А будет тех стряпчих с восемь сот человек. А на Москве они стряпчие и столники живут, для царских услуг, по полугоду, по полам; а другая половина кто хочет отъезжают в деревни свои, до сроку.
8. Дворяне Московские. И тех дворян посылают для всяких дел, и по воеводствам, и по посолствам в послех, и для сыскных дел, и на Москве в приказех у дел, и к служилым людем в началные люди, в полковники и в головы стрелетцкие.
9. Дьяки. И те дьяцы бывают пожалованы из дворян московских и из городовых, и из гостей, и ис подьячих. А на Москве и в городех в приказех з бояры и околничими и думными и ближними людми, и в посолствах с послами бывают они в товарыщах; и сидят вместе, и делают всякие дела, и суды судят, и во всякие посылки посылаются.
10. Жилцы. Чин их таков: для походу и для всякого дела, спят на царском дворе, человек по 40 и болши, и посылают их во всякие посылки; а дети они дворянские ж, и дьячьи, и подьяческие. И ис того чину бывают в стряпчих, и в столниках, и в думных людех, да они ж бывают в началных людех у конницы и у пехоты, и в рейтарех, и в салдатех. А будет их числом с 2000 человек. Да и всем боярским, и околничих и думных людей детем, первая служба бывает при царском дворе такова ж, только по породе своей одни з другими неровны.
11. Дворяне городовые и дети боярские бывают посланы во [29] всякие ж посылки, и по воеводствам, и в началные люди к рейтаром и к салдатом, и в какие чины годятца, и за службы бывают пожалованы многою честию. И тех детей боярских прозвание таково: как в прошлых давных летех у Московского государства бывала война с окрестными государствы, ив то время ратные люди збираны со всего Московского государства изо всяких чинов людей, и по покою роспущены по домом, а иные многою своею службою и полоном свободились от рабства и от крестьянсива, и у кого были поместья и вотчины, и ныне по прежнему за ними; а у которых людей поместей и вотчин не было, и им за службы и за полонное терпение поместья и вотчины даваны жилые и пустые, малые, и служити им было с тех данных поместей и вотчин против прямых дворян не с чего; также у которых дворян были поместья и вотчины, а по смерти их те их поместья и вотчины розделены были детем их и от них дети потомуж розмножились, а дать им было из старых их отцовских поместей и вотчин и вновь не ис чего, потомуж и царских служеб не служивали – и их написали в дети боярские, что беспоместны и млопоместны.

Есть по тех и иные чины, которые служат при царском дворе; а написаны они ниже сего в розных местех.
12. Да в царском ж чину царевичи Сибиоские, Касимовские, крещены в християнскую ыеру. Честию они бояр выше; а в думе ни в какой не бывают и не сидят, потому что государства их и они сами учинилися в подданстве после влинского времени, невъдавне, да и не обычай тому есть; также и опасение имеют от них всякое. А служба их такова: как на празники идет царь к церкве, и они его ведут1 под руки, да на всякой день бывают пред царем на поклонении. И даны им поместья и вотчины немалые, также поженились на боярских дочерех, и имали их за себя с великими пожитками и с поместьями и с вотчинами; а за которым поместья мало, и ему в прибавку идет царской корм денежной, помесечно. А как Грузинской царевич [30] с материю своею был на Москве, или и вперед будет, и ему честь была такова. что природну сыну царскому; также платье ему самому, и матерее, и людем их, и всякие наряды и домовые заводы и корм и питье, было все царское, доволное; и ежели вперед будет, и за него может быть что царь выдаст дочь, или сестру свою царевну, понеже он не полоненный есть, но единые с ним веры, а землею его царь не владеет, толко по его послушенству Грузинским пишется в титле к християнским потентатом, а к бусурманским не пишетца. (Зри ниже, глава 3, статья 17, в ответе.) И тех царевичей, также и первой и другой статьи князей и бояр и околничих роды старые, царевичи по царствам своим, а князи по княжествам своим, а бояре по боярству своему, которые преж сего бывали в боярех у великих князей Российских; и по тех царевичах и князех, и дети их, и внучата, и правнучата, называютца царевичи ж и князи, без пременения. Также и дворяне Московские и городовые, и дети боярские, многие есть старые, издавна тех родов, которые преж сего были во дворянех же при великих князех. А вновь Московский царь из бояр, и из ближних, и из иных чинов людей, князем учинити не может никого, кроме боярств и иных чинов, потому что не обычай тому есть и не повелось; также и графов и волных господ чинов таковых никого не бывает, и из Московских чинов людей против тех дву чинов приверстати не мочно, потому: как бы дано было кому волное господство, и о том бы розмышляли, что то было б самому уарю в стыд, бутто бы тот человек тем имянем от него уволнился и неподданен. А кому царь похочет вновь дати боярство, и околничество, и думное дворянство из столников и из дворян, или дворянина из дворовых всяких чинов и из волных людей, и таким дает честь и службу, по своему разсмотрению, кто в какой чин и честь годен. А грамот и гербов на дворянство их и на боярства никому не дает, потому что гербов никакому человеку изложити не могут, - да не токмо кому боярину, или иному человеку. не даются гербы, но и сам царь гербом своим Московским печатаетца на грамотах в християнские государства не истинным своим прямым, а печатается своим истинным [31] гербом х Крымскому хану да х Калмыкам; также и у старых родов князей и бояр, и у новых, истинных своих печатей нет, - да не токмо у князей и бояр и иных чинов, но и у всякого чину людей Московского государства гербов не бывает; а когда лучитца кому к каким писмом, или послом к посолским делам прикладывать печати, и они прикладывают у кого какая печать прилучилась, а не породная; да и потому мочно признать: как бывают Московские послы в посолствах и на сьездех, и к писмам и х крепостям печати свои прикладывают, а лучитца тем же послом, или родственником их, бытии вдругорядь в посолстве и к писмам печати свои прикладывать, и у тех новых писем с старыми писмами многие печати рознятца. А ис посадцких людей, и из поповых, и из крестьянских детей, и из боярских людей, дворянство не даетца никому; а кто посацкой человек, или крестьянин, или кто нибудь, отпустит сына своего на службу в салдаты и в рейтары, или в приказе подьячим и иным цаским человеком, а те их дети от малые чести дослужатся повыше, и за службу достанут себе поместья и вотчины, и от того пойдет дворянский род; а грамот и гербов им не даетца ж; а даютца высоким и меншим родом, и дворяном, грамоты на вотчины их и на поместья, и в тех грамотах имянуют их кто каков чином и честью.
13. Постелничей. И того постелничего чин таков: ведает его царскую постелю, и спит с ним в одном покою вместе, когда с царицею не опочивает; также у того постелничого для скорых и тайных его царских дел печать. А честью тот постелничей противо околничего.
14. О приезде их боярском к царю. Бояре, и околничие, и думные и ближние люди, приезжают к царю челом ударить с утра рано, на всякой день; и приехав, в церкве, или в полате, увидев царя, кланяются перед ним в землю; а которого одни они бояре в приезде своем запоздают, или по них посылает, а они будут к нему не вскоре, или что малое учинять не по ево мысли, и он на них гневаетца словами, или велит ис полаты выслать вон, или посылает в тюрму – и они за свои вины потомуж [32] кланяютца в землю многажды, доколе простит; а как они и на приезде кланяются, а он в то время стоит или сидит в шапке, и против их боярского поклонения шапки с себя не снимает никогда. А когда лучитца ему сидети в покоях своих и слушает дел, или слова розговорные говорит, и бояре стоят перед ним все; а пристанут стоя, и они выходят отдыхать сидеть на двор; также и после обеда приезжают к нему, в вечерни, по вся дни. А приезжаючи они бояре к царскому двору на лошадях верхами, или в коретах и в санях, и с лошадей слазят, или иск орет и из саней выходят, не доезжая двора и не блиско крылца; а к самому клылцу, или на двор его царской, не ездят никогда, и лошадей их боярских через двор не пускают, а обводят кругом двора (а ездят бояре в коретах старые, которые на лошадях сидеть не могут). А которой бы боярин, или кто нибудь, учинил через силу чтоб на царской двор ехал на лошади, хотя без самого царя, а ему б о том ведомо учинилось, и его б скоро за то велел послать в тюрму, до указу своего, и честь его отнята б была; а ежели б человек его боярской, без ведома его, провел через двор лошадь, и тому б человеку учинено было наказание кнутом. Да не токмо бояром ездит неволно и лошади их водити заказано, но и всякого чину людей, кроме стрелцов, с ружьем и в япанчах, и торговых людей с товары, и крестьн и простых людей, через царской двор не пускают же; а кому до кого будет какое дело до бояр и думных людей, и они ожидают у царского двора; также и в походех его царских и в селех через дворы потомуж не пущают. А которой бы человек, кроме вахты, на Москве и в селех, пошел через царской двор с ружьем, с саблею, или с пистолми, тайным обычаем, с простоты, а не с умыслом злым, и такова б человека увидев, или б кто на него указал, поимав пытали б, для чего он через царской двор шел с ружьем, не на царя ль, или на его дом, или на бояр и на думных и на ближних людей, и не по научению ль чьему от кого от бояр и думных и ближних людей, или от посадцких и [33] от гулящих людей и от крестьян; и будеть тот человек с пытки скажет, что он шел через царской двор с ружьем умыслом своим, а ни по чьему научению, хотя его царя и домовых его кого, или из бояр и из думных и из ближних людей, за какое нибуди дело погубити, и такого вора пытав накрепко трижды, впрямь ли он шел своим умыслом, а не по научению, казнят смертию, безо всякие пощады, кто б ни был. А будет скажет, что он шел умыслом по научению бояр и думных людей или каких иных людей, и по его скаске, на кого он скажет, тех людей всех велят похватати и пытати, для чего они такого человека на царское здоровье научали, не по научению ль которого иного потентата, чтоб учинитись у него в подданстве, или сами хотя государством завладети, или на бояр и думных людей, для того чтоб в государстве учинити смута для грабежу домов и животов; и будет те люди по первым речам в тех делах винятся, и их потомуж казнят всех без милосердия; а будет не повинятся, и того, кто на них сказывал, учнут пытати вдругорядь и будет скажет с пытки, что впрям по их научению ходил, и тех людей пытают вдругорядь – и будет не повинятся, и того человека учнут пытати в третье; и будет скажет прежние ж свои речи, и тех всех потомуж учнут пытать в третье, и пытав трижды, хотя кто их них изо всех и не повинится, и их всех посадят в тюрму, доколе по них поруки будут, что им вперед злого не мыслити и за вороством не ходити; а будет порук не будет, и они сидев в тюрме лет 15, или сколко доведетца, велят их уволнить и сослать в ссылку в далные городы, в Сибирь, или на Терек, на вечное житье. А будет тот человек солжет, с первые пытки скажет на них напрасно, по недружбе, а они все будут пытаны и не винились, а после того тот же человек с другие пытки, или с третей, скажет, что он тех людей поклепал напрасно, и такова еще учнут пытати накрепко, с первой пытки на них сказывал, а опосле зговаривает не по научению ль чьему: и будет скажет. что его научили те ж люди, на которых он говорил, и тех всех и кто научал сыскав потомуж пытают, и [34] будет винится казнят всех; а будет с тех пыток учнет говорить, что впрямь на них солгал напрасно, по недлужбе, и такова одного казнят смертию, а по тех по всех соберут поруки и высвободят; а по ком порук не будет, потомуж в тюрму посадят, до указу.
15. Столники менших родов, и стряпчие, и дворяне, и дьяки, и жилцы, и иноземцы, и подьячие, приезжают в город и с лошадей слазят далеко царского двора, на площади.
16. А приезжаючи бояре, и думные и ближние люди, ходят к царю в Верх в переднюю полату, и ожидают царского выходу ис покою; а ближние бояре уждав время ходят в комнату; а столники, и стряпчие, и дворяне, и полковники и головы, и дьяки, и иные служилые чины, к царю в Верх не ходят, бывают на крылце на середнем перед полатами непокоевыми; а иным чином и до тех мест ходити не велено, где бывают столники и иные нарочитые люди.
17. А куды лучитца царю идти в поход, и бояре, и околничие, и думные люди, и спалники, бывают с ним вместе, кого похочет с собою взять; а иным велит остатца на Москве, для приказных дел. А пойдучи в поход на войну, или по монастырем молитися, или для гулянья в далние и в ближние места, двор свой царской и Москву для оберегания приказывает одному человеку боярину, а с ним товарыщам околничим двум человеком, да думным дворяном двум же человеком, и думным дьяком: и лучатся какие дела ис полков или из городов, и они те дела кроме тайных, смотря посылают к царю в поход, а по иным делам указ чинят не писав к царю, по которым мочно. Да с царем же бывают в походех столники, стряпчие, дворяне, дьяки, жилцы и иных чинов люди, которым велено бывает; да стремянной приказ 1000 человек стрелцов, на царских лошадях.
18. Также как пойдет царь куды в поход, на неделю и болши, или будучи и ан Москве. а бояром и думным и ближним людем и полковником и дьяком для гулянья, или для какова дела, понадобится ехать в деревни свои, дни на два, или на [35] неделю и на месяц: и они бьют челом царю о том2, и царь их отпущает с сроком. а без отпуску из бояр, и из думных и из ближних людей, и ис полковников, и из дьяков, с Москвы сьехать не смеет никто, ни на один день; да как они бывают отпущены на срок, и преж сроку для какого дела царю будут надобны, и по них посылают грамоты с людми их, которые останутца на Москве, или нарочно стряпчими3 и з жилцамми и с подьячими, велят быть тотчас. Да не токмо для гулянья своего отпрошиваютца, но когда прилучитца им которого одни друг у друга бытии в гостях, на свадьбе, или на крестинах, или на имянинах, и они отпрашиваются по такому ж обычаю.
19. А как придет празновати4 день рождения которого боярина, или думного и ближнего человека. или их детей, и они в тот день ездят к царю челом ударить, и царь их спрашивает о здоровье и поздравляет, а после того подносят царю имянинные калачи, и царь у них те калачи велит принимати; и потом пойдут к царице, и царица против того ж поздравляет, и калачи велит принимать; и потом ходят к царевичам и к царевнам, и от них потомуж бывает им поздравление и калачи принимают; а у царевен у самих не бывают, кроме свойственных бояр; и потом меж себя тот день друг у друга пируют. А царь, и царица, и царевичи, и царевны, у них на обедех и в домех их не бывают ни у кого; и не токмо на обедех и на веселиях их, и на погребениях не бывают же никогда.
20. О царицыных чинов людех и о бояронях. В чину ее бывают и живут в Верху боярские, и околничих, и всяких чинов людей жены вдовы и дочери вдовы ж, и девицы, и мужни жены. 1. Боярыни: казначея, крайчая, постелница, судья. 2. Столники; и в те столники берут боярских и околничих и ближних людей детей, лет по 10 ростом; а как они будет лет пятнинатцати, или семинатцати, и они в том чину не бывают, а [36] бывают в царской чин взяты, в столники ж, или в спалники; а бывают их в столниках человек с 20. 3. Мастерицы: швеи, мужни жены и вдовы и девицы, честных и середних чинов дворовых людей, которые делают и шьют золотом и серебром и шолками, с каменьем и з жемчюгом. 4. Постелницы, которые постели постилают под царицу и под бояронь; а жены в том чину дворовых же всяких чинов людей; и те постелницы и мастерицы спят у царицы в Верху, посуточно, по переменам. 5. Мовницы, которые платье моют, жены дворовых же людей; а когда прилучитца им мыть платье, и то платье зимою и летом возят на реку в санях, в сундуке, замкнув и запечатав, покрыв красным сукном; а за тем платьем идет боярыня, для бережения. 6. Дети боярские; и тех детей боярских служба такова: посылают боярыни во всякие посылки, и ездят с царицею в поход, и спят у царицы в Верху, для сторожи и оберегания в ниских местех, посуточно, по переменам. 7. А когда царице лучитца куда ехать, и в то время с нею в коретах, или в колымагах и в каптанах, и с царевичами меншими и с царевнами, сидят боярыни; а кореты, или каптаны, бывают закрыты камкою Персицкою, как едут Москвою, или селами и деревнями; а мастерицы, и постелницы, и мовницы ездят верхами на иноходцах, а сидят на лошадях не против того, как в-ыных государствах ездят женской пол, таким же обычаем, как и мужской пол; а будет тех мастериц, и постелниц, и мовниц со 100 человек, кроме девиц мастериц и которые живут в Верху; а всех будет их блиско 300 человек. 8. Таким же обычаем у царевен болших и у менших, боярыни и иные чины против того ж, что у царицы, кроме столников; а столничают у царевен девицы. 9. А когда лучитца царице кушать в покоях его царских с ним вместе, а которому боярину, или околничему, или думному человеку, лучитца притти с каким делом на доклад, и они сами входити без указу не смеют, разве велят, или ожидают того как откушает; также как царь кушает у царицы, и в то время бояре и ближние люди бывают немногие. человека два и в силах три; а столничают в то время у царицы [37] царицыны столники. 10. А лучитца царю кого послати к царице и к царевичам спросить о здоровье, или для какого иного дела, и они пришед обсылаютца через бояронь, а сами не ходят без обсылки: также как и царица посылает кого к царю из бояронь, и они потомуж обсылаютца. 11. Да в царском же чину, и у царицы, и у больших царевичей, учинены истопники, которые полаты и хоромы топят и метут, и у дверей для отворения стоят, человек со сто, люди честные и пожалованные поместьями и вотчинами; и живут на Москве по полугоду, человек по 50. О боярских женах. Бояр и околничих и думных и ближних людей жены, вдовы и мужни жены, и дочери вдовы ж и девицы, когда лучитца по них для чего нибудь к царице и к царевнам ехати похотят, и они ездят зимою в каптанах, а летом в колымагах. А приезжаючи к Царицыну двору, ис колымаг и ис каптан выходят у ворот, а на двор не всьезжают, а приходя к Царицыным, или к царевниным покоям, посылают бояронь сказати о своем приезде царице, или царевнам: и будет царице и царевнам время, и они им велят быть к себе, а будет не время , и им отказывают; и они боярские и ближних людей жены, или у дочери, не быв у них поведут к себе. А когда они бывают у царицы или у царевен, и они пришед царице и царевнам кланяются в землю, и царица, или царевны, справшивают их о здоровье и о чем они приедут бить челом; и подают челобитные, и царица и царевны, или и царевичи, челобитья их выслушивают и чеобитные принимают, и по их челобитью бьют челом, царица, или царевны, или и царевичи, царю – и царь те дела, о которых будет челобитье, по их прошению, делает, хотя б которой князь или боярин или иных болших и менших чинов человек в какой беде ни был, или б о чем ни бил челом, или б кто и к смерти был приговорен, и, по их прошению, может царь все доброе учинити и чинит; и таких дел множество бывает, что царица, и царевичи и царевны, многих людей от напрасных и не от напрасных бед и смертей свобождают, а иных в честь возвышают и в богатство приводят. [38] 13. А которого боярина, или околничего и думного и ближнего человека, дочь девица, или вдова, понадобитца царице, или царевнам, для житья взятии к себе в дом, и им то волно, кроме самых болших бояр дочерей. И иных девиц и вдов, небогатых людей дочерей, царица и царевны от себя з двора выдают замуж за столников, за стряпчих и за дворян и за дьяков и жилцов, своим государским наделением, также и вотчины дают многие, или на вотчины денгами из царские казны, да их же отпущают по воеводствам; и те люди воеводствами побогатеют. 14. А приезжаючи бояр и ближних людей жены и дочери, и лучится им у царицы или у царевен обедать, и они обедают с-ыными бояронями вместе, которые у них живут, за особым столом, а не с царицею и не с царевнами вместе; а бояре и ближние люди у царицы и у царевен никогда не обедают, и царица и царевны в дому их ни у кого не бывают и не обедают же. 15. Также как бывает день празновати рождения жен их боярских и дочерей, и они боярыни и их дети к царице и к царевнам ездят потомуж с калачами сами, что и мужья их и отцы ездят к царю; и те калачи подносят, и царица и царевны велят у них принимати, и потом царица или царевны их поздравляют, а быв у них поедут к себе. [39]

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   22

перейти в каталог файлов
связь с админом