Главная страница

Всеобщая история искусств том 1. (1956). В. Ф. Левенсон-Лессинг, К. А. Ситник, А. Н. Тихомиров, А. Д. Чегодаев Всеобщая история искусств подготовлена Институтом теории и истории изобразительных искусств Академии художеств СССР с участием ученых историков искус


НазваниеВ. Ф. Левенсон-Лессинг, К. А. Ситник, А. Н. Тихомиров, А. Д. Чегодаев Всеобщая история искусств подготовлена Институтом теории и истории изобразительных искусств Академии художеств СССР с участием ученых историков искус
АнкорВсеобщая история искусств том 1. (1956).pdf
Дата27.01.2017
Формат файлаpdf
Имя файлаVseobschaya_istoria_iskusstv_tom_1__1956.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#1566
страница1 из 35
Каталогlife2hack

С этим файлом связано 68 файл(ов). Среди них: и ещё 58 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   35


1

2

3

4
Всеобщая история искусств подготовлена Институтом теории и истории изобразительных искусств Академии художеств СССР с участием ученых - историков искусства других научных учреждений и музеев Государственного Эрмитажа, Государственного музея изобразительных искусств имени АС. Пушкина и др. Всеобщая история искусств представляет собой историю живописи, графики, скульптуры, архитектуры и прикладного искусства всех веков и народов от первобытного искусства и до искусства наших дней включительно. Том первый. Искусство Древнего мира первобытное искусство, искусство Передней Азии, Древнего Египта, эгейское искусство, искусство Древней Греции, эллинистическое искусство, искусство Древнего Рима, Северного Причерноморья, Закавказья, Ирана, Древней Средней Азии, древнейшее искусство Индии и Китая.

5 От редакционной коллегии

Б.В.Веймарн, Б.Р.Виппер, А.А.Губер, М.В.Доброклонский, Ю.Д.Колпинский,
В.Ф.Левенсон-Лессинг, К.А.Ситник, А.Н.Тихомиров, А.Д.Чегодаев Всеобщая история искусств подготовлена Институтом теории и истории изобразительных искусств Академии художеств СССР с участием ученых - историков искусства других научных учреждений и музеев Государственного Эрмитажа, Государственного музея изобразительных искусств имени АС. Пушкина и др. Всеобщая история искусств представляет собой историю живописи, графики, скульптуры, архитектуры и прикладного искусства всех веков и народов от первобытного искусства и до искусства наших дней включительно. Этот материал располагается в шести томах (семи книгах) следующим образом Том первый. Искусство Древнего мира первобытное искусство, искусство Передней Азии, Древнего Египта, эгейское искусство, искусство Древней Греции, эллинистическое искусство, искусство Древнего Рима, Северного Причерноморья, Закавказья, Ирана, Древней Средней Азии, древнейшее искусство Индии и Китая. Том второй. Искусство Средневековья. Книга 1: искусство Византии, средневековых
Балкан, древнерусское искусство (до 17 века включительно, искусство Армении, Грузии, арабских стран, Турции, меровингское и каролингское искусство Западной Европы, романское и готическое искусство Франции, Англии, Нидерландов, Германии, Чехии, Польши, Эстонии, Латвии, Италии и Испании. Книга 2: искусство Средней Азии с 6 до 18 века, Азербайджана, Ирана, Афганистана Индии с 7 до 18 века, Цейлона, Бирмы, Таиланда, Камбоджи, Лаоса, Вьетнама, Индонезии Китая с 3 до 18 века, Кореи, Японии. В этой же книге - искусство народов Древней Америки и Древней Африки. Том третий. Искусство возрождения искусство Италии с 13 до 16 века, Нидерландов, Германии, Франции, Англии, Испании, Чехии, Польши 15 - 16 веков. Том четвертый. Искусство 17 - 18 веков в Европе и Америке искусство Италии 17 - 18 веков, Испании, Фландрии, Голландии 17 века, Франции 17 - 18 веков, России 18 века, Англии 17 - 18 веков, США 18 века, Латинской Америки 17 - 18 веков и других стран. Том пятый. Искусство 19 века искусство народов России, Франции, Англии, Испании, США, Германии, Италии, Швеции, Норвегии, Дании, Финляндии, Бельгии, Голландии, Австрии, Чехии, Польши, Румынии, Венгрии, Болгарии, Сербии и Хорватии, Латинской Америки, Индии, Китая и других стран. Том шестой. Искусство конца 19 - 20 века русское искусство 1890-1917 годов, искусство Франции, Англии, США, Германии и других стран Западной Европы и Америки конца 19
- начала 20 века, советское искусство, современное искусство стран Западной Европы и Америки, стран народной демократии, Китая, Индии и других стран Востока. В шестом томе будет помещена подробная сводная библиография по всей мировой истории искусства.

6 Кроме иллюстраций на таблицах и рисунков в тексте к каждой главе будут даны карты с указанием мест археологических находок, художественных центров, местонахождений архитектурных сооружений. Всеобщая история искусств стремится дать характеристику и оценку искусства всех народов земли, внесших свой вклад в мировую историю искусства. Поэтому в книге наряду с искусством народов и стран Европы уделено большое место искусству народов Азии, Африки и Америки. Главное внимание при работе над Всеобщей историей искусств занимали те эпохи истории искусства, на которые приходится особенно высокий расцвет реалистического искусства - искусство Древней Греции, китайское искусство 10 - 13 веков, искусство Возрождения, реалистические мастера Европы 17 - 19 веков и т. д. Всеобщая история искусств имеет целью дать сводку современного состояния мировой науки об искусстве. Она заключает в себе и ряд оригинальных исследований советских историков искусства в разных областях искусствознания. Авторами глав первого тома являются Происхождение искусства - НА. Дмитриева. Основные этапы развития первобытного искусства - В. В. Шлеев. Искусство Передней Азии - ИМ. Лосева. Искусство Древнего Египта - М.Э-Матье. Эгейское искусство - Н. Н. Бритова. Искусство Древней Греции - Ю. Д. Колпинский. Искусство эпохи эллинизма - Е. И. Ротенберг. Искусство Древнего Рима - Н. Н. Бритова. Искусство Северного Причерноморья - Н. Н. Бритова. Искусство Закавказья в древности - В. В. Шлеев. Искусство Древнего Ирана - ИМ. Лосева (ахеменидский Иран) и М. М.Дьяконов
(сасанидский Иран. Искусство Древней Средней Азии - ММ. Дьяконов. Искусство Древней Индии - НА. Виноградова и ОС. Прокофьев. Искусство Древнего Китая - НА. Виноградова. В редактировании некоторых глав первого тома принимали участие Б. В. Веймарн искусство Передней Азии, Ирана, Средней Азии, Китая) и Е.И.Ротенберг (римское искусство.

7 Подбор иллюстраций и макет тома сделаны АД. Чегодаевым и Р. Б. Климовым при участии Т. П. Каптеревой, А. Г. Подольского и Е.И.Ротенберга. Карты выполнены художником Г. Г. Федоровым, рисунки в тексте - художниками Ю. А.
Васильевым и МН. Машковцевым. Указатель составлен НИ. Беспаловой и А. Г. Подольским, пояснения к иллюстрациям - Е. И. Ротенбергом. Консультации и рецензирование проводили Институт истории искусств Академии Наук СССР, Институт истории материальной культуры Академии Наук СССР, сектор Древнего Востока Института востоковедения Академии Наук СССР, Институт истории Грузинского искусства Академии Наук Грузинской ССР, Институт архитектуры и искусства Академии Наук Азербайджанской ССР, Сектор истории искусств Академии Наук Армянской ССР, Институт теории и истории архитектуры Академии Архитектуры СССР, кафедры истории искусств Московского Государственного университета им. МВ. Ломоносова, Московского Государственного художественного института им. В. И. Сурикова и Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, Государственный Эрмитаж, Государственный Музей изобразительных искусств им. АС. Пушкина, Музей восточных культур, Государственный музей искусств Грузии. Редколлегия приносит благодарность ученым, оказавшим своими советами и критикой большую помощь в подготовке первого тома МВ. Алпатову, Ш. Я. Амиранашвили, Б. Н.
Аракеляну, МИ. Артамонову, А. В. Банк, В. Д. Блаватскому, А. Я. Брюсову, Ван Сюнь, АИ. Вощининой, ОН. Глухаревой, Го Бао-цзюнь, ИМ. Дьяконову, А. А. Иессену, Р. В.
Кинжалову, Т. Н. Книпович, ММ. Кобылиной, МН. Кречетовой, В. Н. Лазареву, МИ.
Максимовой, В. К. Никольскому А. П. Окладникову, В. В. Павлову, А. А. Передольской, Б. Б. Пиотровскому, В. В. Струве, Ся Най, Тан Лань, С. П. Толстову, КВ. Тревер, СИ.
Тюляеву, Н. Д. Флиттнер, Хань Шоу-сюань, Чэнь Мэн-цзя. Всеобщая история искусств. Том 1 Искусство Древнего мира первобытное искусство, искусство Передней Азии, Древнего Египта, эгейское искусство, искусство Древней Греции, эллинистическое искусство, искусство Древнего Рима, Северного Причерноморья, Закавказья, Ирана, Древней Средней Азии, древнейшее искусство Индии и Китая.
* О книге
* От редакционной коллегии
* Первобытное искусство o Происхождение искусства o Основные этапы развития первобытного искусства

8
* Искусство передней Азии (И.Лосева) o Введение o Древнейшая культура племени народов Двуречья (4 - начало 3 тысячелетия до н.э.) o Искусство Шумера (27-25 вв. до н.э.) o Искусство Аккада (24 - 23 вв. до н.э.) o Искусство Шумера (23 - 21 вв. до н.э.) o Искусство Вавилона (19 - 12 вв. до н.э.) o Искусство хеттов и митанни (18 - 8 вв. до н.э.) o Искусство Ассирии (9 - 7 вв. до н.э.) o Искусство Нововавилонского царства (7 - 6 вв. до н.э.)
* Искусство древнего Египта (М.Матье) o Введение o Сложение древнеегипетского искусства (4 тысячелетие до н.э.) o Искусство Древнего царства (3200 - 2400 гг. до н.э.) o Искусство Среднего царства (21 в. — начало 19 в. до н.э.) o Искусство первой половины Нового царства (16 - 15 вв. до н.э.) o Искусство времени Эхнатона и его преемников (конец 15 — начало 14 в. до н.э.) o Искусство второй половины Нового царства (14 - 2 вв. до н.э.) o Искусство позднего времени (11 в - 332 г. до н.э.)
* Эгейское искусство
* Искусство Древней Греции (Ю.Колпинский) o Общая характеристика культуры и искусства Древней Греции o Искусство Гомеровской Греции o Искусство Греческой архаики o Искусство Греческой классики (Начало 5 — середина 4 в. до н.э.) o Искусство ранней классики (Так называемый строгий штиль 490 - 450 гг. до н.э.) o Искусство высокой классики (450 - 410 гг. до н.э.) o Искусство поздней классики (От конца Пелопоннесских войн до возникновения Македонской империи)

9
* Эллинистическое искусство (Е. Ротенберг) o Искусство эпохи эллинизма
* Искусство древнего Рима (Н.Бритова) o Искусство древнего Рима o Этрусское искусство o Искусство Римской республики o Искусство Римской империи 1 в. н. э. o Искусство Римской империи 2 в. н.э. o Искусство римских провинций 2 - 3 вв. н.э. o Искусство Римской империи 3 - 4 вв
* Искусство Северного Причерноморья
* Искусство Древнего Закавказья
* Искусство Древнего Ирана (И.Лосева, М.Дьяконов)
* Искусство Средней Азии
* Искусство Древней Индии
* Искусство Древнего Китая Первобытное искусство Происхождение искусства

Н.Дмитриев Искусство как особая область человеческой деятельности, со своими самостоятельными задачами, особенными качествами, обслуживаемая профессионалами-художниками, стало возможным только на основе разделения труда. Энгельс говорит об этом "создание искусств и наук - все это было возможно лишь при помощи усиленного разделения труда, имевшего своей основой крупное разделение труда между массой, занятой простым физическим трудом, и немногими привилегированными, которые руководят работами, занимаются торговлей, государственными делами, а позднее также наукой и искусством. Простейшей, совершенно стихийно сложившейся формой этого разделения труда и было именно рабство" ( Ф. Энгельс, Анти-Дюринг, 1951, стр. 170). Но так как художественная деятельность есть своеобразная форма познания и творческого труда, то истоки ее гораздо более древни, поскольку люди трудились ив процессе этого труда познавали окружающий мир еще задолго до разделения общества на классы. Археологические открытия за последние сто лет обнаружили многочисленные произведения изобразительного творчества первобытного человека, давность которых

10 исчисляется десятками тысяч лет. Это - наскальные росписи статуэтки из камня и кости изображения и орнаментальные узоры, вырезанные на кусках оленьих рогов или на каменных плитах. Они найдены ив Европе, ив Азии, ив Африке. Это произведения, появившиеся задолго до того, как могло возникнуть сознательное представление о художественном творчестве. Очень многие из них, воспроизводящие главным образом фигуры животных - оленей, бизонов, диких коней, мамонтов, — так жизненны, так экспрессивны и верны натуре, что не только являются драгоценными историческими памятниками, но и сохраняют свою художественную силу до наших дней. Вещественный, предметный характер произведений изобразительного творчества определяет особо благоприятные условия для исследователя происхождения изобразительного искусства по сравнению, с историками, изучающими происхождение других видов искусств. Если о начальных стадиях эпоса, музыки, танца приходится судить главным образом по косвенным данными по аналогии с творчеством современных племен, находящихся на ранних стадиях общественного развития (аналогия весьма относительная, на которую можно опираться лишь с большой осторожностью, то детство живописи, скульптуры и графики встает перед нами воочию. Оно не совпадает с детством человеческого общества, то есть древнейшими эпохами его становления. Поданным современной науки, процесс очеловечения обезьяноподобных предков человека начался еще до первого оледенения четвертичной эпохи и, следовательно, возраст человечества равняется приблизительно миллиону лет. Первые же следы первобытного искусства относятся к эпохе верхнего (позднего) палеолита, начавшейся примерно за несколько десятков тысячелетий до н.э. так называемое ориньякское время Шелльский, ашёльский, мустьерский, ориньякский, солютрейский,

мадленский этапы древнекаменного века (палеолита) названы так по местам первых находок. ) Это было время уже сравнительной зрелости первобытно-общинного строя человек этой эпохи по своей физической конституции ничем не отличался от современного человека, он уже владел речью и умел выделывать довольно сложные орудия из камня, кости и рога. Он вел коллективную охоту на крупного зверя с помощью копья и дротиков.Роды объединились в племена, возникал матриархат. Должно было пройти свыше 900 тысяч лет, отделяющих древнейших людей от человека современного типа, прежде чем рука и мозг созрели для художественного творчества. Между тем изготовление примитивных каменных орудий восходит к гораздо более древним временам нижнего и среднего палеолита. Уже синантропы (останки которых были найдены близ Пекина) достигли достаточно высокой ступени в изготовлении каменных орудий и умели пользоваться огнем. Люди более позднего, неандертальского типа обрабатывали орудия более тщательно, приноравливая их к специальным целям. Только благодаря такой школе, длившейся многие тысячелетия, выработались необходимая гибкость руки, верность глаза и способность обобщать видимое, выделяя в нем самые существенные и характерые черты,-то есть все те качества, которые проявились в замечательных рисунках пещеры Альтамира. Если бы человек не упражняли не изощрял свою руку, обрабатывая ради добывания пищи такой трудно поддающийся обработке материал, как камень, он не смог бы научиться рисовать не овладев созданием утилитарных форм, не мог бы создавать форму художественную. Если бы многие и многие поколения не сосредоточивали способность мышления на поимке зверя — основного источника жизни первобытного человека, — им не пришло бы в голову изображать этого зверя.

11 Итак, во-первых, труд — старше искусства (эта мысль была блестяще аргументирована Г. Плехановым в его Письмах без адреса) и, во-вторых, искусство обязано своим возникновением труду. Но чем же был вызван переход от производства исключительно полезных, практически необходимых орудий труда к производству наряду сними также и бесполезных изображений Именно этот вопрос больше всего дебатировался и больше всего был запутан буржуазными учеными, стремившимися во чтобы тони стало применить к первобытному искусству тезис И. Канта о бесцельности, незаинтересованности, самоценности эстетического отношения к миру. Писавшие о первобытном искусстве К. Бюхер, К. Гросс, Э. Гроссе, Люке, Врёйль, В. Гаузенштейн и другие утверждали, что первобытные люди занимались искусством для искусства, что первыми определяющим стимулом художественного творчества было врожденное человеку стремление к игре. Теории игры в различных их разновидностях базировались на эстетике Канта и
Шиллера, согласно которой главным признаком эстетического, художественного переживания является именно стремление к свободной игре видимостью - свободной от какой-либо практической цели, от логической и моральной оценки. Эстетическое творческое побуждение, — писал Фридрих Шиллер, — незаметно строит посреди страшного царства сил и посреди священного царства законов третье, веселое царство игры и видимости, в котором оно снимает с человека оковы всяких отношений и освобождает его от всего, что зовется принуждением как в физическом, таки в моральном смысле Ф. Шиллер, Статьи по эстетике, стр. 291.
). Это основное положение своей эстетики Шиллер применил к вопросу о возникновении искусства (задолго до открытий подлинных памятников палеолитического творчества, полагая, что веселое царство игры воздвигается уже на заре человеческого общества теперь древний германец выискивает себе более блестящие звериные шкуры, более великолепные рога, более изящные сосуды, а житель Каледонии отыскивает самые красивые раковины для своих празднеств. Не довольствуясь тем, что в необходимое внесен излишек эстетичного, свободное побуждение к игре, наконец, совершенно порывает с оковами нужды, и красота сама по себе становится объектом стремлений человека. Он украшает себя. Свободное наслаждение зачисляется в его потребности, и бесполезное вскоре становится лучшей долей его радости Ф. Шиллер, Статьи по эстетике, стр. 289, 290. ). Однако эта точка зрения опровергается фактами. Прежде всего совершенно невероятно, чтобы пещерные люди, проводившие свои дни в жесточайшей борьбе за существование, беспомощные перед лицом природных сил, противостоявших им как нечто чуждое и непонятное, постоянно страдавшие от необеспеченности источниками питания, могли уделять так много внимания и энергии свободным наслаждениям. Тем более что наслаждения эти были очень трудоемкими немалого труда стоило высекать на камне крупные рельефные изображения, подобные скульптурному фризу в убежище под скалой Л Рок де Сер (близ Ангулема, Франция. Наконец, многочисленные данные, в том числе данные этнографии, прямо указывают на то, что изображениям (также как танцами различного рода драматическим действиям) придавалось какое-то исключительно важное и сугубо практическое значение. Сними были связаны ритуальные обряды, имевшие целью обеспечить успех охоты возможно, что им приносились жертвы, связанные с культом тотема, то есть зверя — покровителя племени. Сохранились рисунки, воспроизводящие инсценировку охоты, изображения людей в звериных масках, зверей, пронзенных стрелами и истекающих кровью.

12 Даже татуировка и обычай носить всякого рода украшения вызывались отнюдь не стремлением к свободной игре видимостью — они либо диктовались необходимостью устрашать врагов, либо предохраняли кожу от укусов насекомых, либо опять-таки играли роль священных амулетов или свидетельствовали о подвигах охотника, — например, ожерелье из медвежьих зубов могло свидетельствовать о том, что носящий его принимал участие в охоте на медведя. Кроме того, в изображениях на кусках оленьего рога, на небольших плитках следует видеть зачатки пиктографии Пиктография - первичная форма письма в виде изображений отдельных предметов, то есть средство общения.
Плеханов в Письмах без адреса приводит рассказ одного путешественника о том, что однажды он нашел на прибрежном песке одной из бразильских рек нарисованное туземцами изображение рыбы, принадлежавшей к одной из местных пород. Он приказал сопровождавшим его индейцам закинуть сеть, и те вытащили несколько штук рыбы той самой породы, которая изображена на песке. Ясно, что, делая это изображение, туземец хотел довести до сведения своих товаришей, что в данном месте водится такая-то рыба»(
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   35

перейти в каталог файлов
связь с админом