Главная страница

В. Ф. Левинсон-Лессинг, А. А. Сидоров, А. Н. Тихомиров, А. Д. Чегодаев Государственное издательство Искусство Москва 1963 Том четвертый Искусство 17 18 веков Под общей редакцией Ю. Д. Колпинского и Е. И. Ротенберга Редакт


Скачать 103,04 Mb.
НазваниеВ. Ф. Левинсон-Лессинг, А. А. Сидоров, А. Н. Тихомиров, А. Д. Чегодаев Государственное издательство Искусство Москва 1963 Том четвертый Искусство 17 18 веков Под общей редакцией Ю. Д. Колпинского и Е. И. Ротенберга Редакт
АнкорVseobschaya_istoria_iskusstv_tom_4_1963.pdf
Дата15.01.2018
Размер103,04 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаVseobschaya_istoria_iskusstv_tom_4_1963.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#56280
страница1 из 51
Каталогid1306297

С этим файлом связано 16 файл(ов). Среди них: Vseobschaya_istoria_iskusstv_tom_4_1963.pdf, Istoria_gradostroitelnogo_iskusstva_Pozdniy_f.pdf, ?art=166106&format=a4.pdf&lfrom=241867179, Vseobschaya_istoria_iskusstv_tom_3_1962.pdf, Медицина в зеркале истории. С.М. Марчукова.doc, V_poiskakh_zabvenia_Vsemirnaya_istoria_narkotiko.pdf и ещё 6 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   51
Всеобщая история искусств в шести томах, том четвертый. Академия художеств СССР Институт теории и истории изобразительных искусств Всеобщая история искусств в шести томах Редакционная коллегия
Б.В.Веймарн, Б.Р.Виппер, А.А.Губер, М.В.Доброкаонский, Ю.Д.Колпинский,
В.Ф.Левинсон-Лессинг, А.А.Сидоров, А.Н.Тихомиров, А.Д.Чегодаев Государственное издательство "Искусство" Москва 1963 Том четвертый Искусство 17 - 18 веков Под общей редакцией Ю.Д.Колпинского и Е.И.Ротенберга Редакторы Р.Б.Климов и И.И.Никонова Оформление художников И.Ф.Рерберга и Е.А.Ганушкина Художественный редактор А.А.Сидорова Корректоры Н.Г.Антокольская и Н.Я.Корнеева Сдано в набор 10/VIII 1962 г. Подп. в печ. 5/VII 1963 г. А. Форм. бум. 84 X (108 1/16).
Печ. д. 63,25. (усл. 103,73).
Уч.-изд. л. 91,73. Тираж 63900 экз. Искусство, Москва, И, Цветной бульвар, 25. Изд. № 20148. Зак. тип. 462. Управление целлюлозно-бумажной и полиграфической промышленности Ленсовнархоза. Типография № 3 имени Ивана Федорова. Ленинград, Звенигородская ул, д. 11. От редакционной коллегии Четвертый том Всеобщей истории искусств посвящен искусству 17-18 веков. Авторами глав четвертого тома являются Искусство 17 века
Введение — Е. И. Ротенберг. Искусство Италии. Архитектура — В. Е. Быков изобразительное искусство — В. Н.
Гращенков. Искусство Испании — Т. П. Каптерева. Искусство Фландрии—Ю. Д. Колпинский введение и раздело Рубенсе) и Т. П. Каптерева. Искусство Голландии — Е. И. Ротенберг. Искусство Франции. Архитектура — В. Е. Быков изобразительное искусство — Т. П. Каптерева. Искусство 18 века Введение — Ю. Д. Колпинский. Искусство Италии — НА. Белоусова. Искусство Франции. Архитектура — Л. С. Алешина; изобразительное искусство — Ю. К.
Золотов. Искусство Англии. Архитектура — А. II. Венедиктов; изобразительное искусство — МА.
Орлова. Искусство России. Архитектура и скульптура — ИМ. Шмидт; живопись — ММ. Ракова. Искусство Украины — П. Н. Жолтовский. Искусство Белоруссии — ОС. Прокофьев. Искусство Литвы — ОС. Прокофьев. Искусство Латвии и Эстонии — ОС. Прокофьев. Искусство Германии. Архитектура — АИ. Венедиктов; изобразительное искусство — М. Т. Кузьмина. Искусство Австрии. Архитектура — А. И.Венедиктов; изобразительное искусство — М. Т. Кузьмина. Искусство Чехословакии — Ю. Д. Колпинский. Искусство Венгрии — АИ. Тихомиров. Искусство Польши — В. Я. Бродский. Искусство Югославии — Л. С. Алешина. Искусство Скандинавских стран — АН. Тихомиров. Искусство Америки — Т. П. Каптерева.
В главе Искусство Польши использованы авторские материалы Л. С. Алешиной и ЛИ.
Тананаевой. В подготовке текста тома к печати принимала участие Л. С. Алешина. В подборе иллюстративного материала участвовали Е. И. Ротенберг, Т..П. Каптерева, И. И. Никонова, Л. С. Алешина, Ю. Д. Колпинский и НА. Виноградова, ОС. Прокофьев. Макет альбома иллюстраций выполнен Р. Б. Климовым и Е. И. Ротенбергом, список иллюстраций подготовлен Т. П. Каптеревой и НА. Виноградовой. Указатель составлен Т. П. Каптеревой. В подготовке библиографии по материалам, представленным авторами глав, принимала участие НА. Виноградова. Рисунки в тексте выполнены художником В. А. Лапиным; подготовка иллюстративного материала для репродуцирования осуществлена фотографами Е. А. Никитиным и НА.
Крацкиным. Помимо этого использованы фотоматериалы А. А. Александрова, С. Г.
Белякова, НА. Беляева, МА. Величко, С. Г. Гасилова, НС. Грановского, Г. Н. Логвина, С. Г. Шиманского. За помощь в работе при подготовке настоящей книги — консультации, рецензирование, предоставление иллюстративного материала — авторский коллектив приносит благодарность Государственному Эрмитажу, Государственному музею изобразительных искусств им. АС. Пушкина, Государственной Третьяковской галле-рее, Государственной библиотеке им. В. И. Ленина, Музею архитектуры Академии строительства и архитектуры СССР и персонально—М. В. Алпатову, А.И.Архангельской, Б. М. Бернштейну, А. Г.
Габричевскому, 3. Тоновой, А. Л. Кагановичу, ЕД. Квитницкой, А. Е. Кроль, О. И. Лавровой, В. Н. Лазареву, ОП. Лазаревой, ИМ. Левиной, КМ. Малицкой, В. И.
Раздольской, АН. Савинову, Т. Д. Фомичевой, МИ. Шербачевой. Всеобщая история искусств. Том 4. Искусство 17-18 веков Том 4 ВИИ посвящен искусству 17 - 18 веков стран Европы, Америки.
* О книге
* От редакционной коллегии
* Искусство 17 века o Введение o Искусство Италии
+ Архитектура
+ Скульптура
+ Живопись
o Искусство Испании o Искусство Фландрии o Искусство Голландии o Искусство Франции
* Искусство 18 века o Введение o Искусство Италии o Искусство Франции
+ Архитектура
+ Изобразительное искусство o Искусство Англии
+ Архитектура
+ Изобразительное искусство o Искусство России
+ Архитектура
+ Скульптура
+ Живопись o Искусство Украины o Искусство Белоруссии o Искусство Литвы o Искусство Латвии и Эстонии o Искусство Германии o Искусство Австрии o Искусство Чехословакии o Искусство Венгрии o Искусство Польши o Искусство Югославии o Искусство Скандинавских стран o Искусство Дании
o Искусство Швеции o Искусство Америки
* БИБЛИОГРАФИЯ Искусство 17 века Введение

Е.И.Ротенберг Семнадцатое столетие представляет повремени следующий за эпохой Возрождения значительнейший этап в истории западноевропейского искусства. Это пора дальнейшего роста и укрепления национальных государств Европы, время коренных экономических сдвигов и напряженных социальных столкновений. Резко обостряются внутренние противоречия клонящегося к закату феодализма, все явственнее вырисовываются черты идущего ему на смену капиталистического строя, нарастает активный протест народных масс против многовекового угнетения. Многие из стран Европы становятся ареной классовых битв. Буржуазия, выросшая в недрах феодального общества и ставшая к этому времени крупной социальной силой, уже претендует на политическую власть. В тех странах, где развитая промышленность и торговля играли в экономике важную роль и где соотношение и расстановка классовых сил оказались наиболее благоприятными, например в Голландии и Англии, буржуазная революция завершилась победой и установлением нового общественного строя. В других государствах, в частности во Франции, где из-за слабости и нерешительности буржуазии, оказавшейся на стороне абсолютизма, народное движение не вылилось в революцию, - дворянство сохранило свое господствующее положение. Помимо революционных выступлений в названных странах, движения народного протеста затронули в той или иной степени и остальные страны Европы. Только с учетом этих условий должна оцениваться роль абсолютизма в 17 столетии, установившегося в форме централизованной монархии во Франции и Испании ив своеобразной форме княжеского мелкодержавного деспотизма — в Италии и германских государствах. После того как исторически прогрессивная задача абсолютизма — преодоление феодальной раздробленности, объединение страны в рамках сословной монархии — была решена и сепаратистские устремления крупного дворянства оказались пресеченными, со всей отчетливостью выявились реакционные стороны абсолютистского строя, направленные на подавление и удерживание в повиновении народных масс. Борьба за политическое господство в европейских государствах 17 ввелась между двумя классами — дворянством и буржуазией. Но было бы ошибкой не видеть огромной роли народных масс в этой борьбе. Буржуазия могла сокрушить феодальный строй, только опираясь на народные массы, ибо они служили главными движущими силами в революционных выступлениях. Буржуазные революции конца 16—17 в. являлись одновременно народными революциями, хотя угнетенному народу не было суждено воспользоваться плодами революционных побед. Революционная борьба против феодализма была неизбежно связана с борьбой против римско-католической церкви — этого, по словам Энгельса, интернационального центра феодальной системы (См. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч, т. 22, стр. 306.
). Реформационное движение в различных странах Европы вызвало ответную волну католической реакции.
Католицизм, стоявший в это время во главе всех реакционных сил и боровшийся за свое утверждение огнем и мечом, перешел к более активному воздействию на сознание масс, уделяя в этих целях огромное внимание всем формам идеологической пропаганды. Культура 17 столетия воплощает в себе всю сложность этой эпохи. В ней ярко запечатлено столкновение сил реакции и прогресса, упорная борьба лучших людей того времени за высокие человеческие идеалы в условиях абсолютистского гнета ив суровой обстановке капиталистического общества. Экономические потребности, и прежде всего расширение мануфактурной промышленности и торговли, содействовали бурному подъему точных и естественных наук социальные противоречия, идеологическая борьба нашли свое отражение в развитии общественной мысли. Если смертельный удар средневековой схоластике был нанесен уже в эпоху Возрождения, тов веке завершился переход от поэтически-целостного восприятия мира, характерного для ренессансных ученых и мыслителей, к собственно научным методам познания действительности. Девизом этой эпохи стали высказанные на ее пороге слова Джордано Бруно: Единственным авторитетом должны быть разум и свободное исследование. Трудно найти столетие, которое бы дало столь крупное созвездие блестящих имен во всех областях человеческой культуры, как 17 век. То было время великих открытий Галилея, Кеплера, Ньютона, Лейбница, Гюйгенса в математике, астрономии и различных областях физики — замечательных достижений научной мысли, заложивших основы для последующего развития этих отраслей знания. Такие ученые, как Гарвей, Мальпиги,
Сваммердам и Левенгук, внесли важный вклад во многие разделы биологии. Трудами исследователей была создана база для технического прогресса. В тесной связи сточными и естественными науками развивалась и философия. Воззрения Бэкона, Гоббса и Локка в Англии, Декарта и Гассенди во Франции, Спинозы в Голландии имели огромное значение в утверждении материализма, в формировании передовых общественных идей, в борьбе с идеалистическими течениями и реакционной идеологией церкви.
17 век был также временем подъема различных видов искусства. Художественную литературу данного периода отличали невиданно широкий охват действительности и многообразие жанровых форм. Достаточно сказать, что это столетие, начало которого еще связано с именами Шекспира и Сервантеса, представлено такими корифеями, как Лопе де Вега, Кеведо и Кальдерой в Испании, Мильтон в Англии, Корнель, Расин и Мольер во Франции. Высокая трагедия и роман, бытовая комедия и новелла, эпическая поэма и лирический сонет, ода и сатира — в каждом из этих жанров были созданы произведения непреходящей художественной ценности. Важную веху представляло 17 столетие ив истории музыки. Это был период постепенного освобождения от культовых форм и широкого проникновения в музыку светских элементов, время зарождения и формирования новых жанров — оперы, оратории, инструментальной музыки и разработки соответствующих им новых художественных средств. Сходные процессы характеризуют также эволюцию пластических искусств в этом столетии. К 17 веку, в соответствии со сложением национальных государств в Западной Европе, эволюция культуры и искусства большинства этих стран развертывалась в рамках национальных художественных школ. В особом положении находилась Италия, которая, будучи раздробленной на отдельные мелкие государства, сохранила, однако, еще со времен Возрождения культурное единство, что дает возможность рассматривать итальянское искусство в плане общенациональном.
Высшие достижения западноевропейского искусства 17 в. были связаны с искусством пяти континентальных стран — Италии, Фландрии, Голландии, Испании и Франции. Обширная по территории, но раздробленная на отдельные государства и бесчисленные мелкие княжества Германская империя после поражения крестьянского движения вначале в. была, по словам Энгельса, на два столетия вычеркнута из числа политически активных наций Европы и не могла играть большой роли в европейской художественной жизни. В Англии пуританское движение Эпохи революции оказалось неблагоприятным для развития изобразительного искусства. На Руси 17 столетие было временем завершения средневекового этапа русского искусства и начала формирования нового, светского художественного мировоззрения, периодом подготовки подъема русского реалистического искусства в следующем, 18 столетии. Специфические условия исторического развития Италии, Испании, Фландрии, Голландии и Франции в данный период, художественные традиции, сложившиеся в этих странах в предшествующие столетия, и многие другие факторы были причиной того, что искусство каждой из названных национальных школ несло в себе присущие только ей одной отличительные особенности. Но наряду сними в искусстве этих стран можно обнаружить черты взаимной общности, позволяющие говорить о 17 столетии как об определенном целостном этапе в истории западноевропейского искусства. При разном уровне экономического и социального развития, в различных по своему стилевому характеру произведениях художники Этих стран решали подчас общие для своего времени задачи. Искусство как одна из форм идеологии несет в себе отражение социальной борьбы каждой эпохи. Ив столетии интересы правящего . класса находили свое определенное выражение в идейной направленности искусства, в характере художественных образов. Так, в Италии, где деятельность воинствующего католицизма проявилась особенно последовательно, искусство испытывало сильное воздействие церкви идея безграничной власти абсолютного монарха получила свое яркое воплощение в искусстве Франции, классической стране абсолютизма произведения ряда мастеров голландского искусства несут на себе отпечаток мировоззрения буржуазии. Но развитие культуры не могло остаться вне воздействия сил народного протеста. Нужно иметь ввиду, что идеи народно- демократического характера в искусстве этого времени не могли быть выражены открыто,—не только потому, что этому препятствовала идеология правящих классов в одних странах дворянства, в других буржуазии, но ив силу незрелости самих народных масс. Однако воздействие этих идей в той или иной форме сказывается в общей направленности прогрессивных художественных течений. Новые общественные условия и задачи предопределили новые формы отражения действительности в искусстве. Историческое своеобразие 17 столетия особенно отчетливо воспринимается по контрасту с предшествующей ему эпохой Возрождения. Ренессанс был переходным этапом, когда крушение средневековых воззрений открыло перед человеком новые, казалось бы, безграничные перспективы. Иное положение мы наблюдаем в 17 веке. Теперь, когда до крайности обострились конфликты клонящегося к закату феодального строя ив тоже время обозначились противоречия нового капиталистического уклада, отношения социальной зависимости выступают в значительной мере открыто — в противопоставлении богатства и бедности, власти и бесправия. Новые общественные отношения, новый взгляд на мир накладывают свой отпечаток на искусство. Одним из основных качеств искусства Возрождения — если обратиться ко времени его становления и расцвета - был присущий ему пафос жизнеутверждения. Ренессансные
мастера видели и выражали в своем искусстве те стороны действительности, которые соответствовали их гуманистическим представлениям, воплощая их — в особенности это относится к Италии — в формах определенного художественного идеала. В противовес им перед художниками 17 века действительность предстала не только в большей степени своего реального многообразия, но и во всей остроте своих неразрешимых конфликтов. Поэтому общая картина развития искусства в этом столетии отличается особой сложностью. В равной степени это относится к содержательной стороне искусства и к особенностям его художественного языка. Бунтарский разрыв
Караваджо с традициями во имя утверждения реальной действительности подчас во всей ее неприкрытой грубости — и дуализм чувственного и иррационально-мистического в творчестве Бернини, повышенная жизненная сила, необычайное полнокровие образов
Рубенса и сложная этическая проблематика Пуссена, многозначная содержательность образов Веласкеса и трагические коллизии Рембрандта — все эти разнохарактерные явления порождены одной эпохой. Сплетение сложных и противоречивых художественных проблем обнаруживается не только в искусстве 17 в. в целом, но и внутри каждой из национальных художественных школ этой эпохи. Однако в сложном комплексе этих проблем выделяется главная тенденция реальная действительность в многообразном обилии своих проявлений властно вторгается в искусство. Недаром в качестве одной из ведущих тенденций в тематике 17 века оказывается человек в его реальном бытии. Тенденция эта выражается не только в том, что действующие лица в произведениях на библейские и мифологические сюжеты приобретают черты большей жизненной конкретности, — не менее важен факт появления новой художественной тематики — изображения повседневной жизни частного человека, мира окружающих его вещей, реальных мотивов природы. Соответственно этому формируется система художественных жанров. Еще сохраняет свое ведущее положение библейско-мифологический жанр, нов наиболее передовых из национальных художественных школ наряду с ним интенсивно развиваются жанры, непосредственно связанные с реальной действительностью. Поэтому рядом с картинами на библейские и мифологические сюжеты и аллегорическими композициями, рядом с парадным портретом и классическим пейзажем в искусстве 17 в. соседствуют портретные изображения представителей самых различных слоев общества, вплоть до людей из народа, эпизоды из быта бюргеров и крестьян появляются скромные неприкрашенные пейзажи, складываются различные типы натюрморта. Новая тематика и новые формы, в которых эта тематика реализуется, выражают новое отношение человека к миру. Человек 17 в. в условиях суровой абсолютистской регламентации или отрезвляющей капиталистической действительности, в противовес людям Возрождения, утратил сознание личной свободы. Он постоянно ощущает свою зависимость от окружающего его общества, законам которого он вынужден подчиниться. Для художника этой эпохи определить характерные особенности человека — значит также определить его место в обществе. Поэтому, в отличие от искусства Высокого Ренессанса, в котором обычно давался обобщенный, внеклассовый образ человека, для искусства 17 в. характерна отчетливая социальная окраска образов. Она проявляется не только в портрете и бытовой картине — она проникает в произведения на религиозные и мифологические сюжеты даже такие жанры, как пейзажи натюрморт, несут на себе яркий отпечаток общественного мировоззрения художника. В качестве одного из главных завоеваний искусства 17 в. должно быть отмечено обращение художников к жизни народа. Образы людей из народа эпизодически появлялись ив искусстве Возрождения (преимущественно в ранний и поздний его
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   51

перейти в каталог файлов
связь с админом