Главная страница

Виды знаний. Виды знаний Многозначность термина знание Классификация знаний Знание форма существования и


Скачать 259,67 Kb.
НазваниеВиды знаний Многозначность термина знание Классификация знаний Знание форма существования и
АнкорВиды знаний.pdf
Дата01.10.2017
Размер259,67 Kb.
Формат файлаpdf
Имя файлаVidy_znaniy.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#39909
Каталогid149466963

С этим файлом связано 34 файл(ов). Среди них: 04_ORFOGRAFIYa_kurs_teorii__praktika.pdf, 23_Zadanie_23_EGE_2017_po_RUSSKOMU.pdf, Ch_2_Sakharov_A_N_Istoria_Rossii_10kl_XVII_-_XIXv.pdf, Algoritm_vypolnenia_zadania_S9.pdf, 03_SLOVOOBRAZOVANIE_kurs_teorii__praktika.pdf, 22_Zadanie_22_EGE_2017_po_RUSSKOMU.pdf, Ch_1_Sakharov_A_N_Istoria_Rossii_10kl_s_drevneyshikh_vremen_do_k, Anisimov_E_-_Istoria_Rossii_ot_Ryurika_do_Putina_Lyudi_Sobytia_D, Algoritm_vypolnenia_zadania_S8.pdf и ещё 24 файл(а).
Показать все связанные файлы

1.3. Виды знаний.
Виды знаний
Многозначность термина «знание»:
Классификация знаний
Знание - форма существования и
систематизации результатов познавательной
деятельности человека
ЗНАНИЕ
как способности,
умения навыки,
базирующиеся на
осведомленности
как
познавательно-
значимая
информация
как отношение
человека к
действительности
по природе
декларативные знания процедурные знания содержат в себе лишь представление о структуре неких понятий, приближены к данным, фактам имеют активную природу, определяют представления о средствах и путях получения новых знаний, проверки знаний

1.3. Виды знаний.
1)паранаучные знания – знания, несовместимые с имеющимся гносеологическим стандартом, широкий класс паранаучного знания включает в себя учения о феноменах, объяснение которых не является убедительным с точки зрения критериев научности;
2) лженаучные знания - сознательно эксплуатирующие домыслы и предрассудки. В качестве симптомов лженауки выделяют малограмотный пафос, принципиальную нетерпимость к опровергающим доводам, а также претенциозность. Лженаучное знание очень чувствительно к злобе дня, сенсации. Его особенностью является то, что оно не может быть объединено парадигмой, не может обладать систематичностью, универсальностью;
3)квазинаучные знания ищут себе сторонников и приверженцев, опираясь на методы насилия и принуждения. Квазинаучное знание, как правило, расцветает в условиях строго иерархированной науки, где жестко проявлен идеологический режим;
4) антинаучные знания - утопичные и сознательно искажающие представления о действительности. Приставка «анти» обращает внимание на то, что предмет и способы исследования противоположны науке;
5) псевдонаучные знания представляют собой интеллектуальную активность, спекулирующую на совокупности популярных теорий, например, истории о древних астронавтах, о снежном человеке, о чудовище из озера Лох-Несс;
6)обыденно-практические знания – знания, доставляющие элементарные сведения о природе и окружающей действительности;
7)личностные знания – знания, зависящие от способностей того или иного субъекта и от особенностей его интеллектуальной познавательной деятельности
по степени
научности
научные знания ненаучные знания теоретические эмпирические основаны на опыте, наблюдении или эксперименте основаны на анализа абстрактных моделей лженаучные паранаучные квазинаучные антинаучные псевдонаучные обыденно- практические личностные

1.3. Виды знаний.
Отличительные характеристики знания
Отличительные характеристики знания все ещѐ являются предметом
неопределѐнности в философии. Согласно большинству мыслителей, для
того чтобы нечто считалось знанием, это нечто должно удовлетворять
трем критериям:
быть подтверждаемым
быть истинным
заслуживающим доверия
Когда разграничивают научное, основанное на рациональности, и ненаучное знания, то выделяют следующие формы.
по местонахождению
личностные
(неявные, скрытые, пока не формализованные)
знания формализованные
(явные) знания знание, которое не может быть легко передано другим знания, о которых мы знаем, мы можем их записать, сообщить другим

1.3. Виды знаний.
Чувственное и рациональное познание, интуиция
Чувственное познание – познание с помощью органов чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание).
Рациональное познание – познание посредством мышления.
Интуиция – способность непосредственного постижения истины в результате
«озарения», «наития», «прозрения» без опоры на логические обоснования и доказательства.
Формы чувственного познания:
1) ощущение – это отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса;
2) восприятие – чувственный образ целостной картины предмета;
3) представление – образ объекта познания, запечатленный в памяти
Формы рационального познания:
1) понятие – это мысль, утверждающая общие и существенные свойства предмета, явления, процесса;
2) суждение – это мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете, явлении, процессе;
3) умозаключение (вывод) – мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового суждения. Типы умозаключения: индуктивное (от частного к общему); дедуктивное (от общего к частному); по аналогии.
Виды интуиции:
мистическая – связана с жизненными переживаниями, эмоциями; интеллектуальная – связана с умственной деятельностью.
Особенности чувственного познания:
непосредственность; наглядность и предметность; воспроизведение внешних свойств и сторон.
Особенности рационального познания:
опора на результаты чувственного познания; абстрактность и обобщенность; воспроизведение внутренних закономерных связей и отношений.

1.3. Виды знаний.
Особенности интуиции:
внезапность; неполная осознанность; непосредственный характер возникновения знаний.
Знание является единством чувственного и рационального познания. Они тесно взаимосвязаны. Интуиция – своеобразная форма сопряжения чувственного и рационального в познании.
По-разному рассматривается вопрос о месте чувственного и рационального познания. Существуют прямо противоположные точки зрения.
Эмпиризм (от гр. emperies — опыт) — единственным источником всех наших знаний является чувственный опыт.
Рационализм (от лат. ratio — разум, рассудок) — наши знания могут быть получены только с помощью ума, без опоры на чувства.
Очевидно, что нельзя противопоставлять чувственное и рациональное в познании, две ступени познания проявляются как единый процесс. Различие же между ними не временное, а качественное: первая ступень низшая, вторая
— высшая. Знание является единством чувственного и рационального познания действительности. Вне чувственного представления у человека нет никакого реального знания. Например, многие понятия современной науки весьма абстрактны, и все же они не свободны от чувственного содержания.
Не только потому, что своим происхождением эти понятия обязаны в конечном счете опыту людей, но и потому, что по своей форме они существуют в виде системы чувственно воспринимаемых знаков. С другой стороны, знание не может обойтись без рациональных данных опыта и включения их в результаты и ход интеллектуального развития человечества.
Эмоции (аффективная форма проявления моральных чувств) и чувства
(эмоции, выраженные в понятиях – любовь, ненависть и др.) – мотивируют к устойчивости интересов и целей субъекта познания
Заблуждение – содержание знания субъекта, не соответствующее реальности объекта, но принимаемое за истину. Источники заблуждений: погрешности при переходе от чувственного к рациональному познанию, некорректный перенос чужого опыта.
Ложь – сознательное искажение образа объекта.

перейти в каталог файлов
связь с админом