Главная страница
qrcode

ВКР Корпусов Д.И. 47 группа. Выпускная квалификационная работа


НазваниеВыпускная квалификационная работа
Дата30.07.2019
Размер0,65 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаВКР Корпусов Д.И. 47 группа.docx
ТипРеферат
#157244
страница1 из 5
Каталог
  1   2   3   4   5

Министерство науки и высшего образования РФ

ФГБОУ ВО «Тверской государственный университет»

Институт экономики и управления

Направление 41.03.04 Политология

Профиль «Управление политическими процессами»

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

(ВЫПУСКНАЯ РАБОТА БАКАЛАВРА)

Особенности репрезентации политической действительности в интернет-пространстве

Автор:

Корпусов Даниил Игоревич

Научный руководитель:

кандидат философских наук,
доцент кафедры политологии
Чалов Илья Витальевич

Допущен к защите:

Руководитель ООП:

__________________

(подпись, дата)

Тверь 2019

Содержание
Введение

3
Глава 1. Интернет-пространство как совокупность условий репрезентации политической действительности
10
1.1. Интернет-пространство как специфическая сфера коммуникации
10
1.2. Особенности коммуникации в интернет-пространстве
12
1.3. Сегменты интернет-пространства и особенности коммуникации в них
16
Глава 2. Интернет-мем: понятие, типология и место в политическом дискурсе
22
2.1. Понятие "мем": подходы к определению и жизненный цикл мема
22
2.2. Типология интернет-мемов
31
2.3. Место интернет-мема в политическом дискурсе и его восприятие
37
Глава 3. Функциональные возможности интернет-мема в современной политической жизни
48
3.1. Влияние интернет-мема на формирование политического языка
48
3.2.Интернет-мем как средство репрезентации отношения к политической действительности в интернет-пространстве
52
3.3. Интернет-мем как средство агитации целевых электоральных групп
55
Заключение
60
Список использованной литературы и источников
63
Приложения
68
Введение

В последние десятилетия стало довольно популярным мнение о состоянии современной политической действительности, как правило, выражаемое в репликах вроде: «Политика превратилась в шоу», «цирк» и тому подобное. Зачастую подобное негодование носит не столь абстрактный характер, а довольно конкретизировано и относится к вполне осязаемым элементам политической жизни. Как правило, к этому относят выборы, политические дебаты, различные предвыборные кампании и так далее. И, несмотря на весьма широкое распространение подобных взглядов в обществе, данный феномен (театрализация политики) становится всё более популярным, а политическая жизнь всё менее рациональной и идеологизированной.

Нельзя сказать, чтобы подобный феномен был обойдён исследовательским вниманием: распространение явления театрализации политики всё чаще становится предметом исследования самых разных специалистов: от политологов и политтехнологов, до филологов и маркетологов. К примеру данное явление затрагивалось в статьях, книгах и диссертациях, такими авторами как Ю.В. Будовская1
Однако, изучение данного феномена зачастую страдает глобальностью проблемы и невниманием к деталям (не по злому умыслу, но по неохватности самого феномена), которые, если и затрагиваются, то довольно консервативно. Например, при исследовании разнообразных способов и видов репрезентации политической действительности в интернет пространстве, внимание, как правило, уделяется различным интернет-СМИ, которые, по нашему мнению, являются лишь электронными версиями старых печатных изданий или же их аналогами, а потому не привносят в информационное пространство чего-либо потенциально нового.

При исследовании же социальных сетей акцент, как правило, делается на практических результатах репрезентации политической действительности и их последствиях, например быстрой организации протестов, мгновенного распространения информации, формирование виртуальных сообществ, смена электоральных предпочтений и так далее. Но при этом, зачастую, непосредственные способы политической коммуникации индивидов в интернет-пространстве, такие как политический язык, новые жанры политической карикатуры и, наконец, интернет-мемы, оказываются за гранью исследования или же интересуют преимущественно филологов и культурологов, которые затрагивают их политический аспект лишь походя.

К подобным явлениям, в частности, мы относим уже упомянутое формирование нового коммуникативного языка, неотъемлемой частью которого являются интернет-мемы, на примере которых в данном исследовании и будут показаны особенности репрезентации политической действительности в интернет-пространстве.

Также, помимо вышеизложенных аргументов, интернет-мемы являются довольно новым явлением, начавшим активно использоваться в конце прошлого десятилетия, в основном, в рамках локальных форумных сообществ и приобретшее столь массовую популярность лишь в последнее десятилетие. Это происходит ввиду постепенного отмирания форумных культур, а точнее их постепенного замещения глобальной интернет-культурой, неотъемлемой частью которой являются интернет-мемы.

Степень разработанности данного вопроса ввиду его новизны не столь широка, как, например, вышеупомянутое явление театрализации политики, но тем не менее вполне изучено. Так, тематика интернет-мема исследовалась такими авторами как Ричард Броуди6
Также, весьма важным маркером является общий глобальный фон для всех политических явлений современности, а именно состояние постмодерна. Для современной политической жизни оно характеризуется не только кажущейся абсурдностью (которая есть лишь следствие, но никак не причина), но и постепенным отмиранием привычных форм политического бытия, утраты доверия населения большей частью традиционных политических институтов, нарастание протеста против политического истеблишмента как такового.

Следует также отметить такой важный для нашей работы аспект, как постепенную деидеологизацию политики как таковой, а значит постепенное отмирание или трансформацию привычных нам старых форм политической коммуникации и замену их новыми. Одной из таких форм, по нашему убеждению, могут являться интернет-мемы (более подробно данный аспект актуальности работы раскрыт в 2.3.).

Ещё, особенно в контексте упоминавшихся новых коммуникативных форм, видится важным отметить постепенное падение роли традиционных СМИ и телевидения, аудитория которых уже меньше аудитории интернета и продолжает сдавать позиции9
Итак, резюмируя вышесказанное, видится возможным определить актуальность данной работы в:

-недостаточной проработке интернет-мема как явления, особенно в рамках политологии;

-новизне явления мема как такового и его продолжающемся развитии в рамках интернет-культуры;

-формировании новых форм политической коммуникации на фоне постепенной смены форм политического бытия и неизученности данного вопроса.

Ввиду вышеизложенного, в особенности акцентации внимания на постепенной смене привычных политических формаций и, как следствие, изменению форм политической коммуникации, видится возможным выдвинуть следующую гипотезу исследования:

В условиях реальности постмодерна и постепенной дерационализации политики, интернет-мем является не только наиболее успешной формой политической коммуникации, ввиду воздействия идеи интернет-мема на подсознание, минуя рациональную рефлексию, но и важным маркером отмирания политики как рационального апеллирования к человеку как к гражданину.

Итак, исходя из принятой выше рабочей гипотезы и полагая интернет-мем одной из основных и наиболее важных и перспективных в своём развитии форм репрезентации политической действительности в интернет-пространстве, видится возможным определить объект и предмет настоящего исследования следующим образом:

Объект исследования: процесс репрезентации политической действительности в интернет-пространстве.

Предмет исследования: интернет-мемы и их использование в политическом сегменте интернета

В процессе работы над данным исследованием нами был рассмотрен и использован широкий диапазон источников, относящийся к нескольким научным дисциплинам, а также ряд интернет-изданий.
Политологические
  • Культурологические
  • Интернет-СМИ. Для данного исследования был рассмотрен ряд статей различных интернет-СМИ, как для статистических данных, так и ради ряда аналитических публикаций, текстов колумнистов и т.д. (Новая Газета, Ведомости и проч.)
  • Интернет-порталы. Для изучения конкретных мемов и их влияния на политическую реальность были использованы материалы ряда интернет-порталов, в частности порталов об интернет-культуре Lurkmore.to, Memepedia.ru, Wilireality.ru, а также ряда анонимных имиджборд (4chan.org, 2ch.hk)
    Также, видится важным указать междисциплинарный характер данного исследования, в котором мем рассматривается и как способ политической коммуникации, и как языковая фигура, и как культурологический феномен, но, ввиду узкоспециальности данной работы видится возможным описать лишь политологический аспект.

    Также, ввиду вышеизложенного, видится возможным определить цель исследования, а именно: рассмотреть особенности репрезентации политической действительности в интернет-пространстве на примере интернет-мема.
    Исходя из вышеизложенного и вышеозначенной цели, были определены следующие задачи исследования:
    На основе анализа политологической и культурологической литературы, а также разнообразных общественно-политических публикаций определить общенаучные и политологические термины, соответствующие теме исследования.
  • Рассмотреть интернет-пространство как совокупность условий репрезентации политической действительности в условиях современного социума.
  • Определить понятие, типологию и место в политическом дискурсе интернет-мемов и их восприятие в социуме.
  • Описать функциональные возможности использования интернет-мемов в современной политической жизни, их влияние на формирование политического языка, а также их негативную/позитивную коннотацию.
  • Описать возможности использования интернет-мемов в политической коммуникации и его влияния на формирование особенностей репрезентации политической действительности в интернет-пространстве.
    Методы исследования: теоретические методы исследования (анализ научной литературы и источников по проблеме исследования, систематизация и обобщение полученной информации, классификация и типологизация); исторический метод (изучение становления мема как явления, наиболее точно отражающего основные особенности репрезентации политической действительности в интернет-пространстве); метод сбора и обработки данных (мониторинг интернет-сообществ с целью изучения их коммуникативной культуры и форм её выражения).

    Апробация результатов исследовании: основные положения и результаты данного исследования были представлены в качестве доклада на ежегодной всероссийской студенческой научно-практической конференции "Актуальные проблемы экономики, управления и политики: проблемы теории, практики и взаимодействия", 17 апреля 2019 года.

    Данная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы и приложений.

    Глава 1. Интернет-пространство как совокупность условий репрезентации политической действительности

    1.1. Интернет-пространство как специфическая сфера человеческой коммуникации

    Исходя из темы нашего исследования, представляется необходимым прояснить сам феномен и понятие «интернет-пространства», а также вывести рабочее определение, которое и будет подразумеваться при использовании этого понятия в данной работе.

    Под понятием «интернет-пространство», как правило, подразумевается попросту всемирная сеть Интернет, а также все сайты, страницы и порталы, расположенные в ней. В данной работе мы хотели бы использовать несколько более сложное и объёмное определение, на наш взгляд наиболее ярко отражающее суть данного явления.

    Говоря об интернет пространстве, мы не можем обойти вниманием его физическую составляющую, в которую входят разнообразнейшие страницы, сайты, сотни тысяч блогов, новостных порталов и, что наиболее важно для данной работы – социальные сети. Однако, на наш взгляд основной определяющей для интернет-пространства являются не эти многочисленные формы хранения и производства информации в сети, но сами пользователи и особенности их коммуникации между собой в интернете.

    Во введении уже упоминались явления эпохи постмодерна, в контексте которых хотелось бы рассмотреть понятие интернет-пространства. На наш взгляд, приведённое выше понимание данного явления исключительно как некоей совокупности разнообразных страниц, на которых могут коммуницировать пользователи, могло иметь место где-нибудь в конце 90-х годов прошлого века. Следует отметить, что с современных позиций представленное определение является чрезмерно фрагментарным и не отражающим сути понятия.

    Интернет-пространство есть не просто некое место, но ещё и способ функционирования человеческого общества, особое состояние человеческого бытия, именуемого виртуальностью (о чём подробнее ниже в Главе II). В качестве определённого доказательства данного тезиса видится возможным сослаться на канадского философа Маршалла Маклюэна. Представленный автор в своей книге «Война и мир в глобальной деревне» изданной ещё в 1962 году, выводит понятие «электронного общества», т.е. такого состояния социума, в котором мир превращается в «глобальную деревню» благодаря всеохватности и влиянию СМИ, на основе публикаций которых человеком формируются его собственные предпочтения и убеждения11
    Разумеется, мы не пытаемся использовать разработку 60-х годов для обоснования современных явлений в сети интернет. В данном случае для нас интересно именно закрепление Маклюэном информационных технологий как определяющего фактора нового общественного порядка. Подобная тенденция, зародившаяся в середине прошлого века, не могла не усилиться многократно с появлением сети Интернет, а равно и доступа к ней более половины населения земного шара, что способствует практически полному исчезновению каких-либо коммуникативных границ, которые теперь существуют исключительно на личностном уровне (например, незнание языка).

    Современные люди, в массе своей, имеют дома компьютер с выходом в интернет, а в кармане смартфон, также постоянно подключённый к сети и регулярно просматриваемый. Таким образом, интернет-пространство представляет собой не просто набор сайтов и страниц, но и огромное количество пользователей, которые с каждым годом всё более увеличивают процент своего времени, проводимого в интернете. Это, в свою очередь, позволяет говорить об интернет пространстве как способе человеческого бытия, в рамках которого происходит конструирование особой реальности подчиняющейся собственным законам. В его рамках происходит горизонтальное взаимодействие не только самых разных групп и индивидов, но и различных норм и ценностей, что приводит к их релятивизации. В интернет-пространстве можно организовать общение практически любого числа коммуникантов в режиме, который будет комфортен каждому из участников, что даёт сети интернет гигантское преимущество перед другими коммуникативными площадками, что, в свою очередь, приводит к возрастанию роли интернет-пространства в нашей жизни и постепенному увеличению его доли в способах человеческого общения.

    Таким образом видится возможным дать определение интернет-пространству, как определённой совокупности интернет-ресурсов обеспечивающих собой существование специфической сферы человеческого бытия и присущей ей специфичечкой культуре и способу общения.
    1.2. Особенности коммуникации в интернет-пространстве

    Как нами уже говорилось, в рамках интернет-пространства весомая часть людей (например, в России более 50% населения заходит в интернет минимум раз в день) проводит значительную часть своего времени. Причём проводит её не только и не столько в простом потреблении информации от различных её агрегаторов, но и в её воспроизводстве, общении и т.д. Как и любое другое пространство человеческой коммуникации, обладающее отличными от других аналогичных пространств качествами, интернет порождает свою собственную сетевую культуру, которая, в свою очередь, подразделяется на множество сетевых субкультур.

    В свою очередь, интернет-культура является не только набором полуфольклорных элементов, бытующих в интернет пространстве, но формирует окружение каждого интернет пользователя, что, в свою очередь, может оказывать (и оказывает) существенное влияние на его восприятие действительности. Также, что важно для темы настоящей работы, репрезентация действительности в интернет-пространство не может происходить сама по себе и нуждается в присущей сети интернет форме и ретрансляторе, которым и служит интернет-культура.

    Интернет-коммуникация обладает рядом особенностей, среди которых можно выделить следующие:

    -деактуализацию,

    -стремление к ёмкости передачи информации,

    -сокращение времени требуемого на передачу информации и т.д.

    В силу данных факторов интернет-культуре свойственна такая черта, как символьность. И тут необходимо сделать важное отступление. В постмодернистской философии (в частности в трудах Ж.Бодрийяра) содержится идея о том, что на современном этапе развития человеческой коммуникации происходит фактическая подмена символом действительности. В результате этой подмены символ теряет своё репрезентирующее значение и, фактически, стирает грань между правдой и вымыслом и, как следствие, приводит нас к состоянию постправды доминирующему в интернет-культуре, а, в особенности, в её политическом сегменте. В такой ситуации символьные элементы интернет-культуры превращаются в классических симулякров, апеллирующих исключительно к эмоциональному или подсознательному сегменту человеческого существа.

    Представленный выше материал касался глобального аспекта интернет-культуры вообще. Здесь же хотелось бы обратиться к более конкретным её проявлениям и выделить её основные качества, а именно:
    Горизонтальность
    Отличительной частью интернет-культуры (во многом произрастающей из культуры анонимных имиджборд в принципе отрицающей какое-либо неравенство пользователей и возводящей в абсолют идею анонимности) является её горизонтальность и равенство пользователей и, как частое следствие, безнаказанности. В свою очередь это, зачастую, приводит к обсценной лексике, потокам оскорблений и т.д., иными словами поведение человека в сети и в реальной жизни может весьма различаться. Однако, помимо подобных негативных проявлений горизонтальности интернет-культуры и равенства пользователей, есть и ряд позитивных, а именно: полная свобода самовыражения, отсутствие табуированных тем, большая непосредственность в изложении позиции и т.д. По сути данное свойство интернет-культуры является основополагающим, а прочие следует считать его производными.
  • Отказ от авторитетности.
    Прямым следствием горизонтальности связей в интернет-пространстве и равенства пользователей является полный отказ от авторитетности. В данном случае под этим не стоит понимать абсолютное отсутствие лидеров мнений и т.д. Напротив, в интернете положение лидеров мнений как нигде прочно, а преданность их поклонников невероятно сильна (что, в свою очередь, породило такое явление как «хомячки»). Под отказом от авторитетности в данном случае стоит понимать отрицание значимости достижений в реальном мире, положения в обществе и т.д. Более того, интернет-сообщество, как правило, крайне агрессивно настроено по отношению к попыткам навязать ему почтение к разнообразным регалиям. Примером подобного может служить сетевой конфликт ряда пользователей Livejournal и депутата ГД РФ Виктора Имантовича Алксниса, который продвигал собственные взгляды в данной сети, а также на ряде отечественных имиджборд постоянно аппелируя к своему общественному статусу депутата. Стоит ли говорить, что в ответ на подобное депутат Алкснис получил чрезвычайно негативные отклики12
      Юмористичность.
      Интернет-культуре (а в особенности её политическому сегменту), как культуре символьного порядка (как уже говорилось выше) свойственна юмористическая направленность. Это связано с тем, что юмор вызывает положительный отклик у пользователя, лучше эмоционально воспринимается и, что более важно, ввиду этого закрепляется в сознании, совместно с идеей, переносимой юмористическим материалом (более подробно разговор об этом пойдёт ниже).
        Отказ от авторства.
        Значительной частью интернет-культуры является полный или частичный отказ от авторского права на что бы то ни было и, как следствие, ростом так называемого пиратства. Данное явление является следствием как фактического равенства пользователей, так и уже известной анонимности, которые сами по себе ставят под сомнение явление авторского права.
          Десакрализация политического.
          Данное качество является логичным следствием из предыдущих особенностей. Интернет-культуре, как уже говорилось, вообще не свойственно наличие табуированных тем или же тем, требующих особенного отношения. Следует отметить, что в отношении политической реальности данное явление выражено в наиболее гипертрофированной форме. На наш взгляд, данное явление (особенно в России с её традиционно патерналистским типом политической культуры) вызвано отсутствием каких-либо барьеров, в том числе и в политической сфере. Если в реальном пространстве у политического выражения среднестатистического россиянина (да и вообще пользователя) есть определённые пределы (моральные, законодательные, репутационные), то в интернет-пространстве, где обеспечить себе анонимность не составит никакого труда, подобные барьеры полностью снимаются. Также уже упоминаемая юмористичность и кажущаяся абсурдность интернет-культуры как таковой снимает традиционно сакрализируемые барьеры. Весьма затруднительно сакрализировать власть, сатирические материалы про которую составляют значительную часть твоей новостной ленты.
          Также на десакрализацию политического в интернет-культуре весьма весомое влияние оказывает (помимо уже упоминавшегося горизонтального характера коммуникации) тот факт, что государства, как правило, не имеют в интернете власти. Блокировки ресурсов легко обходятся, а восстановить взломанный аккаунт не так и сложно, так что при определённом уровне сетевой гигиены пользователь практически неуязвим для властей.

          Таким образом, учитывая количество активных пользователей сети интернет, а также вышеописанную значимость интернет-культуры для отображения реальности в виртуальном пространстве, нельзя не отметить её важнейшую роль в репрезентации такого аспекта реальности как политическая действительность. Более того, любая культура накладывает существенный отпечаток на своего носителя, и интернет-культура не является исключением. Данное явление касается не только, разнообразных лексических оборотов, способов коммуникации, но и таких фундаментальных аспектов как символьное общение (как следствие – формирование клипового мышления). Кроме того, описываемое явление касается уже упомянутой десакрализации власти. Это особенно ярко проявляется на поколении миллениалов, первого поколения, взрослевшего на интернет-культуре, которому, как правило, чуждо почтительное отношение к политическим институтам как таковым.
          1.3. Сегменты интернет-пространства и особенности коммуникации в них

          Говоря о репрезентации политической действительности где-либо, необходимо заострить своё внимание на средствах массовой информации (далее «СМИ»), однако в данной работе им отведено крайней скромное внимание. Видится необходимым раскрыть этот аспект данной работы.

          Во-первых, по нашему убеждению, подавляющее большинство т.н. интернет-изданий, на самом деле интернет-изданиями не являются, а представляют собой расширенные онлайн-версии газет или информационных агентств. Даже в том случае, если данные СМИ уже давно не имеют печатной версии, они, как правило, продолжают быть приверженными присущим подобным изданиям этике и форме существования. Это, с одной стороны, привлекает к ним более консервативную аудиорию, но с другой, что более важно для темы нашего исследования, фактически выводит средства массовой информации из интернет-культуры.

          Во-вторых, даже в том случае, если СМИ являются костью от кости современной интернет-культуры (например, сообщество «Лентач», который, впрочем, скорее новостной агрегатор) или просто активно используют при донесении информации до пользователя элементы интернет-культуры (например, «TJournal»), на них всегда наложены определённые рамки, как законодательные, так и репутационные, в следствии чего подобные издания зачастую более консервативны чем их аудитория – рядовые интернет-пользователи.

          В-третьих, что наиболее важно, как нам кажется, СМИ не являются основным средством, репрезентирующим политическую действительность в интернет-пространстве. СМИ, в том числе в силу вышеуказанных причин, просто вбрасывают информационный повод в сеть. Да, в определённой обработке и в куда более доступном для пользователей виде, но это, в лучшем случае, начальная ступень репрезентации политики в виртуальной реальности. Окончательная репрезентация всегда лежит на плечах рядовых пользователей, которые и создают контент, распространяют его и являются его носителями.

          Поэтому, в силу вышеизложенного, в данной работе СМИ будут восприниматься исключительно как вспомогательный и второстепенный элемент в процессе репрезентации политической действительности в интернет-пространстве, а основное внимание будет уделено сетевой культуре и главному её аспекту – мему (о причинах его выделения ниже).

          В свою очередь, говоря о сетевой культуре и репрезентации в ней политической действительности, следует отметить определённую эволюцию сетевой культуры как таковой.

          Изначально, интернет-культура (а равно и её политический аспект) не имела какого-то общего знаменателя и являла собой скорее сборник разнообразных сетевых субкультур, характерных для форумов, блогов и сообществ на которых они сформировались. Также, подобные субкультуры несли на себе отчетливый отпечаток социальных групп, формировавших их, будь то геймеры, программисты, дачники или политические единомышленники. Подобное, на наш взгляд, связано как с куда меньшей вовлечённостью людей в интернет на рубеже тысячелетий нежели сейчас, так и с фактическим отсутствием площадок, которые могли бы послужить базой общения для самых разных групп. Исключением могли стать анонимные имиджборды, однако на тех сформировалась слишком специфическая для большинства пользователей культура общения, что сделало их неподходящими для подобной роли. Особенностями подобных сетевых субкультур были не только их узкоспециализированность, но и усложнённость, а также относительно высокий порог вхождения. Все это превращало подобные форумы в псевдоэлитарные сообщества, требующие для существования в них определённого понимания предмета, по теме которого создан форум.

          На данном этапе становления сетевой культуры отдельно стоит отметить такое явление, как блоги, которые были первым шагом к формированию всеобщей сетевой культуры. В отличие от форумов (на которые, как правило, весьма сложно случайно наткнуться, если специально не искать), блоги располагались на массовых ресурсах вроде Livejournal, что обеспечивало их общедоступность. Также, существенным шагом по направлению к современному состоянию интернет-культуры было то, что блоги, будучи прообразами современных акаунтов в социальных сетях, являлись явлением не столько тематическим, сколько персональным. И, как правило, редкий блогер, имеющий множество подписчиков (зачастую принимающих за чистую монету всё им сказанное (см. «хомячок», Приложение 1) не отступал от изначальной темы своего блога (будь то политика или видеоигры) и не высказывался на какую-либо иную тему.

          Вместе с тем, что изначально подписчики блогов (имеются ввиду известные блогеры, мелкие блоги с подписчиками-друзьями в расчёт не берутся) раньше с подобными темами сталкивались редко, но привыкли к обсуждению постов, это рождало непрофессиональную дискуссию рядовых пользователей с самыми разными взглядами, в том числе и по вопросам, о которых данные пользователи имели весьма отдалённое понятие. В силу наличия подобного формата обсуждения, блоги и комментарии под постами в них продолжали оставаться одним из наиболее популярных способов интернет-коммуникации до появления соцсетей.

          Также, стоит отметить, что подобный процесс фактически зародил современную культуру обсуждения какого-либо вопроса в интернете, а также, вкупе с привычной интернету той эпохи анонимностью, привёл к господствующей в современной интернет-культуре, релятивности и отказу от каких-либо авторитетов.

          Следующим этапом становления и развития интернет-культуры, продолжающимся по сей день, стоит считать эпоху социальных сетей. Говоря о социальных сетях, видится важным отметить главную их особенность и отличие от предыдущего этапа развития интернет-культуры названного нами «форумной культурой», а именно её многотемность, т.е. отсутствие единого профиля и, как следствие, массовость и крайне низкий культурный порог вхождения. В свою очередь, это приводит к следующим, помимо уже упоминавшихся выше, особенностям интернет-культуры, а равно и её политического сегмента:
          Всеобщность. Важным отличием интернет-культуры эпохи социальных сетей от «форумной культуры» является крайняя дифференцированность пользователей по взглядам, интеллектуальному уровню, положению в обществе и т.д. В результате этого, любая форма существования информационных единиц, претендующая на восприятие и какое-либо функционирование в интернет-пространстве, должна быть понятна подавляющую большинству пользователей, а, следовательно, обращаться либо к архетипам, либо к эмоциональной составляющей (которая, в отличие от рациональной составляющей, у разных людей не сильно отличается).
        1. Эмоциональность. Следует из первой особенности. Во многом перекликается с такой особенностью интернет-культуры как юмористичность. В силу уже описанных в пункте 1 аргументов, значительная часть интернет-контента призвана воздействовать на эмоциональную составляющую нашей личности, что, в свою очередь, приводит нас к следующей особенности.
        2. Иррациональность. Значительная часть интернет-контента не только имеет абсурдистскую направленность, но и возникает совершенно иррациональными методами, точно так же набирает популярность и, как надоевшая игрушка, выбрасывается в утиль.
          Итак, подводя итог, видится важным отметить, что для понимания особенностей репрезентации политической действительности в интернет-пространстве, необходимо рассматривать её в контексте вышеописанных признаков интернет-культуры, а равно и её политического сегмента. Однако, подобное рассмотрение рискует стать, во-первых, чересчур громоздким, в силу чего автор опасается пропустить некоторые важные особенности, а, во-вторых, довольно беспредметным, что сделает рассуждения чрезмерно абстрактными, что чревато утратой практического смысла данной работы.

          Поэтому, видится необходимым рассмотреть особенности репрезентации политической действительности в интернет-пространстве на примере такого явления, которое бы максимально полно воплощало в себе описанные особенности интернет-культуры, а также было распространено и активно использовалось в современном политическом дискурсе. На наш взгляд подобным явлением является интернет-мем.

  •   1   2   3   4   5

    перейти в каталог файлов


    связь с админом