Главная страница

ЖОНГЛЕРЫ И ТРУБАДУРЫ. Временных формхудожественной культурыжонглеры и трубадуры


Скачать 84,87 Kb.
НазваниеВременных формхудожественной культурыжонглеры и трубадуры
АнкорЖОНГЛЕРЫ И ТРУБАДУРЫ.pdf
Дата28.01.2018
Размер84,87 Kb.
Формат файлаpdf
Имя файлаZhONGLERY_I_TRUBADURY.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#58535
Каталогid11658517

С этим файлом связано 39 файл(ов). Среди них: и ещё 29 файл(а).
Показать все связанные файлы
ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ПРОСТРАНСТВЕННО-
ВРЕМЕННЫХ ФОРМ
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
ЖОНГЛЕРЫ И ТРУБАДУРЫ

Искусство жонглеров появилось раньше искусства трубадуров.
Слово жонглер восходит к латинскому joculator (шутник, забавник).
Жонглер – человек, умеющий петь, играть на различных музыкальных инструментах, проделывать фокусы и акробатические номера,
показывать клоунаду, рассказывать забавные истории и даже подражать пению птиц. Это придворный шут, играющий своим телом, голосом, лицом это сумасброд, стоящий вне любых законов и предпочитавший делать только то, что ему нравилось.
Но были и хорошие жонглеры, послушать которых советовали даже церковники. Положительные жонглеры ввели в моду кантилены о житиях святых, назидательные рассказы, призванные возвышать душу и ум слушателей. В песнях, славивших рыцарские и христианские добродетели, аудитория находила себе героев для подражания. Примерно в 1150 г. святой Бернар окончательно дистанцировался от традиционно критического отношения к комедиантами в своих проповедях без колебания сравнивал себя с царем Давидом,
танцующим для Господа, тес жонглером. В XIII в. монахи нищенствующих орденов – доминиканцы и францисканцы – реабилитируют статус жонглера. Святой Франциск Ассизский играет на виоле и исполняет кансоны трубадуров, чтобы привлечь внимание толпы, а его Брюнель-Лобришон Ж, Дюамель-Амадо К. Повседневная жизнь во времена трубадуров XII–III вв. – Мс Жонглеры и трубадуры

73
ученики называют себя жонглерами Господа. Святой Фома Аквин- ский отважится определить жонглерам место в христианском обществе, где умеренная игровая деятельность официально разрешена Церковью. Жонглеры, ранее гонимые всеми, становятся членами общества, их начинают ценить, особенно тогда, когда они полностью интегрируются в придворную среду и устраиваются при дворах владетельных князей и сеньоров. Эти кардинальные изменения в положении жонглеров происходят в XIII в, однако с этого момента ремесло жонглера медленно начинает сходить с общественной сцены.
Трубадур, исполняющий кансоны об идеальной любви, или сирвенты, политические или назидательные, с самого начала получил место как среди придворных, таки в среде жонглеров. По своему статусу трубадур не принадлежал ник одной социальной категории определение трубадур включало понятия и артиста, и человека, получившего утонченное образование. Согласно новому идеальному видению мира, в обществе должны царить знания, мера, храбрость, словом, ценности, взаимодействие которых составляло основу сюжета куртуазных кансон.
В XII–XIV вв. появилось множество трактатов, посвященных вопросам образования и воспитания. Среди них были и труды, предназначенные жонглерам. Кроме умения петь, танцевать, играть на нескольких музыкальных инструментах и т.п., жонглер должен был знать наизусть немало легенд, эпических и современных модных песен. Самое важное место в обучении жонглера уделялось развитию памяти и декламационно-музыкальной подготовке.
До конца XII в. слова стихи «кансона» были практически синонимами. Прославление любви в стихах, положенных на музыку, с использованием каждый раз новой метрической формы – вот тот оригинальный вклад, который внесли в искусство трубадуры. Все строки кансоны построены по единой метрической схеме и имеют одинаковую мелодию. Исследователь Иштван Франк насчитал более различных размеров, приходящихся на 2,5 тыс. сохранившихся песен трубадуров (с.121).
Вероятно, именно Арнаута Даниэля можно считать создателем жанра секстины. Это поэма в шесть шестистрочных строф, где каждая строка оканчивается одним из ключевых слов, которое вновь повторяется в определенной позиции в остальных строфах слово, стоящее в конце строфы, начинает следующую строфу наконец, все шесть
ключевых слов, объединенных попарно ассонансами, сконцентрированы в трех последних строках, называемых tornada, или посылка.
Сохранилась и уникальная мелодия этого стихотворения. Секстина имела огромный успех, ее форма понравилась Данте и Петрарке и еще многим поэтам.
За сравнительно небольшой для истории срок – около лет – трубадуры создали рифмованную лирическую поэзию на новом романском языке, наметили основные направления и формы европейской поэзии и главное – научили мир любить и славить Даму,
создали свой куртуазный универсум, где царила женщина – Донна,
прекрасная и недосягаемая.
Новое куртуазное мировоззрение изменило взгляд на женщину:
теперь она не сосуд греха, а высшее существо, служение которому составляло цель жизни куртуазного рыцаря. В куртуазном универсуме трубадуров правил Амор, бог любви. Однако он отличался от своего античного предшественника, ибо вел к любви возвышающей и совершенствующей душу. Эта идеальная любовь находила свое выражение в служении Даме.
Искусство трубадуров обладает поразительной жизненной силой. Когда я хочу подышать воздухом, – говорит современный поэт
Кристиан Бобен, – я отправляюсь в XII в. к тамошним грубиянам- воинам, к тамошним трубадурам, тем самым трубадурам, которые одной рукой нежно ласкали ветку вишневого дерева, а другой выводили имя любимой женщины (цит. по с.250).
С.А.Гудимова

перейти в каталог файлов
связь с админом