Главная страница

Всеобщая история искусств том 2. кн. 2. (1961). Всеобщая история искусств в шести томах, том второй Искусство средних веков, книга вторая Академия художеств СССР институт теории и истории изобразительных искусств Редакционная коллегия Б. В. Веймарн,Б. Р. Виппер, А. А


Скачать 56,04 Mb.
НазваниеВсеобщая история искусств в шести томах, том второй Искусство средних веков, книга вторая Академия художеств СССР институт теории и истории изобразительных искусств Редакционная коллегия Б. В. Веймарн,Б. Р. Виппер, А. А
АнкорВсеобщая история искусств том 2. кн. 2. (1961).pdf
Дата07.12.2017
Размер56,04 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаVseobschaya_istoria_iskusstv_tom_2_kn_2__1961.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#50616
страница1 из 54
Каталогnataliaazyoma

С этим файлом связано 6 файл(ов). Среди них: tantsulki.gif, document.gif, Vseobschaya_istoria_iskusstv_tom_3__1962.pdf, Rukovodstvo_po_sketchnoutingu_Chast_2.pdf, Atlas_anatomii_cheloveka.pdf, Vseobschaya_istoria_iskusstv_tom_2_kn_2__1961.pdf.
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   54
Всеобщая история искусств в шести томах, том второй "Искусство средних веков, книга вторая Академия художеств СССР Институт теории и истории изобразительных искусств Редакционная коллегия Б.В.Веймарн,Б.Р.Виппер, А.А.Губер, МВ. Доброклонский,
Ю.Д.Колпинский, В.Ф.Левинсон -Лессинг, А.А.Сидоров, А.Н.Тихомиров, А.Д.Чеголаев Книга вторая под общей редакцией Б.В.Веймана и Ю.Д.Колпинского Государственное издательство "Искусство" Москва 1961 От редакционной коллегии Вторая книга второго тома Всеобщей истории искусств, посвященная искусству эпохи феодализма народов Азии, искусству доколониальных Африки, Австралии, Океании и древней Америки, является непосредственным продолжением первой книги и образует с ней одно целое. Авторами глав второй книги второго тома являются Введение в искусство арабских народов — Б. В. Веймарн. Искусство Аравии, Сирии, Палестины и Ирака — Б. В. Веймарн, Т. П. Каптерева, А. Г. Подольский. Искусство Египта — Б. В. Веймарн, А. Г. Подольский. Искусство Туниса, Алжира, Марокко и мавританской Испании — Б. В. Веймарн, Т. П.
Каптерева. Искусство Турции — Б. В. Веймарн. Введение в искусство Среднего Востока — Б. В. Веймарн, Т. П.Каптерева. Искусство Ирана — Б. В. Веймарн, Т. П. Каптерева. Искусство Азербайджана — В. В. Шлеев при участии Б. В. Веймарна; раздел миниатюры
— Т. П. Каптерева. Искусство Средней Азии — Б. В. Веймарн, ММ. Дьяконов, Т. П. Каптерева. Искусство Афганистана — Э. Н. Дарений. Искусство Индии — ОС. Прокофьев.
Искусство Непала — ОС. Прокофьев. Введение в искусство Юго-Восточной Азии — ОС. Прокофьев. Искусство Цейлона — Е. И. Ротенберг. Искусство Индонезии — Е. И. Ротенберг. Искусство Бирмы — Н. В. Дьяконова. Искусство Камбоджи — Ю. Д. Лебедев. Искусство Вьетнама — ОС. Прокофьев. Искусство Лаоса — ОС. Прокофьев. Искусство Таиланда — Н. В. Дьяконова. Искусство Китая — НА. Виноградова. Искусство Синьцзяна — Н. В. Дьяконова. Искусство Кореи — ОН. Глухарева. Искусство Японии — В. Е. Бродский. Искусство древней Америки — Р. В. Кинжалов. Искусство народов Тропической и Южной Африки — ДА. Ольдерогге. Искусство Австралии и Океании — В. Р. Кабо. Подбор иллюстраций выполнен НА. Виноградовой, Т. П. Каптеревой, ОС.
Прокофьевым и редакторами тома макет альбома иллюстраций — Р. Б. Климовым; указатель — М. Б. Аптекарь. Пояснения к иллюстрациям — НА. Виноградовой по материалам авторов. За помощь в работе при подготовке настоящей книги — консультации, рецензирование, предоставление фотоматериала и т. д редколлегия приносит благодарность Институту Азии и Институту Африки Академии наук СССР, Институту архитектуры и искусства Академии наук Азербайджанской ССР, Институту искусствознания Академии наук Узбекской ССР, Государственному комитету по охране памятников материальной культуры при Совете Министров Узбекской ССР, Художественному архиву Немецкой Академии искусств, Государственному Эрмитажу, Государственному музею восточных культур, Государственной Оружейной палате, Музею антропологии и этнографии Академии наук СССР, Государственному музею этнографии народов СССР, Музею западного и восточного искусства в Киеве, кафедре теории и истории искусств Московского государственного университета. Персонально за помощь в работе над второй книгой второго тома редколлегия благодарит действительного члена Академии художеств СССР МВ. Алпатова, кандидата
исторических наук О. Г. Большакова, старших научных сотрудников Академии наук Азербайджанской ССР кандидатов наук Л. С. Бретаницкого, А. Ю. Казиева, НМ.
Миклашевскую и А. В. Саламзаде, искусствоведа Г. В. Ганевскую, кандидата искусствоведения ОН. Глухарева, члена-корреспондента Академии наук СССР А. А.
Губера, кандидата филологических наук Л. Т. Гюзаляна, искусствоведа В. Г. Долинскую, кандидата искусствоведения ТА. Измайлову, кандидата филологических наук Д. С.
Комиссарова, научного сотрудника Института Азии Академии наук СССР С. Б. Певзнера, кандидата искусствоведения ЛИ. Ремпеля, кандидата искусствоведения СИ. Тюляева, искусствоведа ГЛ. Чепелевецкую, фотографа Е. Н. Юдицкого.
* Всеобщая история искусств в шести томах, том второй "Искусство средних веков, книга вторая
* От редакционной коллегии
* Искусство ближнего и среднего востока o Введение в искусство Арабских народов o Искусство Аравии, Сирии, Палестины и Ирака. o Искусство Египта o Искусство Туниса, Алжира, Марокко и мавританской Испании. o Искусство Турции. o Введение в искусство Среднего Востока o Искусство Средней Азии. Иран. o Искусство Азербайджана. o Искусство Средней Азии. o Искусство Афганистана.
* Искусство Индии и юго-восточной Aзии. o Искусство Индии
+ Архитектура и искусство 7-13 веков
+ Архитектура и искусство 13-18 веков o Искусство Непала o Ведение в искусство Юго-Восточной Азии o Искусство Цейлона. o Искусство Индонезии.
o Искусство Бирмы o Искусство Камбоджи. o Искусство Вьетнама. o Искусство Лаоса. o Искусство Таиланда
* Искусство Китая, Монголии, Кореи и Японии. o Искусство Китая
+ Искусство 4 -6 веков н. э.
+ Искусство 7 - начала 13 веков н. э.
+ Искусство конца 13 и 14 века
+ Искусство конца 14 -начала 17 века
+ Искусство 17 - 19 веков
+ Прикладное искусство 14 -начала 19 века
+ Искусство Тибета.
+ Искусство Синьцзяна. o Искусство Монголии. o Искусство Кореи. o Искусство Японии.
+ Искусство 6 - 12 веков.
+ Искусство 13 - 16 веков.
* Искусство древней Америки, тропической и южной Африки, Австралии и Океании. o Искусство древней Америки.
+ Искусство народов Центральной Америки.
+ Искусство народов Южной Америки. o Искусство народов Тропической и Южной Африки.
+ Искусство средневековой Африки.
+ Народное искусство Африки 19 - 20 веков. o Искусство Австралии и Океании.
+ Искусство Австралии.

+ Искусство Новой Гвинеи и Меланезии.
+ Искусство Полинезии и Микронезии.
* Иллюстрации. Пояснения к иллюстрациям. o Искусство Сирии, Палестины, Ирака o Искусство Египта o Искусство Северной Африки и Мавританской Испании o Искусство Турции o Искусство Ирана o Искусство Азербайджана. o Искусство Средней Азии. o Искусство Афганистана o Искусство Индии o Искусство Непала o Искусство Цейлона o Искусство Индонезии o Искусство Бирмы o Искусство Камбоджи o Искусство Вьетнама o Искусство Лаоса o Искусство Таиланда o Искусство Китая o Искусство Кореи o Искусство Японии o Искусство Древней Америки o Искусство Тропической и Южной Африки. o Искусство Австралии и Океании.
* Указатель.
* Список цветных таблиц.
* Иллюстрации в тексте.

* Список карт.
* Иллюстрации на таблицах o Искусство Египта o Искусство Северной Африки и Мавританской Испании o Искусство Турции o Искусство Ирана o Искусство Азербайджана. o Искусство Средней Азии. o Искусство Афганистана o Искусство Индии o Искусство Камбоджи o Искусство Вьетнама o Искусство Лаоса o Искусство Таиланда o Искусство Китая o Искусство Кореи o Искусство Японии o Искусство Древней Америки o Искусство Тропической и Южной Африки. o Искусство Австралии и Океании.
* Библиография. o Общие работы o Том первый Искусство древнего мира
+ Первобытное искусство
+ Искусство Древнего Востока. Общие работы.
+ Искусство Передней Азии
+ Искусство Древнего Египта
+ Эгейское искусство
+ Искусство Древней Греции

+ Эллинистическое искусство
+ Искусство Древнего Рима
+ Искусство Северного Причерноморья
+ Искусство Древнего Закавказья
+ Искусство Древнего Ирана
+ Искусство Средней Азии
+ Искусство Древней Индии
+ Искусство Древнего Китая o Том второй, книга первая. Искусство Средних веков.
+ Общая литература
+ Искусство Византии
+ Искусство Армении и Грузии
+ Искусство Южных Славян. Болгария.
+ Искусство Сербии и Македонии
+ Искусство Древней Руси
+ Украинское искусство 14-17 веков
+ Искусство Белоруссии 14-17 веков
+ Искусство Западной и Центральной Европы в эпоху переселения народов и образования Варварских королевств
+ Искусство Западной и Центральной Европы в эпоху развитого феодализма. Общие работы.
+ Искусство Франции
+ Искусство Германии
+ Искусство Австрии o Искусство Нидерландов
+ Искусство Англии
+ Искусство Испании
+ Искусство Португалии
+ Искусство Италии

+ Искусство Чехословакии
+ Искусство Польши
+ Искусство Венгрии
+ Искусство Румынии
+ Искусство Дании
+ Искусство Норвегии
+ Искусство Швеции
+ Искусство Финляндии
+ Искусство Эстонии
+ Искусство Литвы
+ Искусство Латвии o Том второй, книга вторая. Искусство Ближнего и Среднего Востока.
+ Общие работы.
+ Искусство Арабских народов
+ Искусство Турции
+ Искусство Ирана
+ Искусство Азербайджана
+ Искусство Средней Азии
+ Искусство Афганистана
+ Искусство Индии
+ Искусство Непала
+ Искусство Юго-Восточной Азии. Общие работы
+ Искусство Цейлона
+ Искусство Индонезии
+ Искусство Камбоджи
+ Искусство Вьетнама
+ Искусство Лаоса
+ Искусство Бирмы
+ Искусство Таиланда

+ Искусство Китая
+ Искусство Монголии
+ Искусство Кореи
+ Искусство Японии
+ Искусство Древней Америки
+ Искусство Тропической и Южной Африки
+ Искусство Австралии и Океании
* Карты o Карта. Аравия, Сирия, Ирак, Египет. o Карта. Северная Африка и Испания. o Карта. Турция. o Карта. Иран. o Карта. Азербайджан. o Карта. Средняя Азия. o Карта. Афганистан. o Карта. Индия. o Карта. Непал. o Карта. Цейлон. o Карта. Остров Ява. o Карта. Бирма. o Карта. Камбоджа. o Карта. Вьетнам. o Карта. Лаос. o Карта. Таиланд. o Карта. Китай. o Карта. Монголия. o Карта. Корея. o Карта. Япония. o Карта. Древняя Америка.
o Карта. Африка. o Карта. Австралия и океания. Искусство ближнего и среднего востока Введение в искусство Арабских народов Б. В. Веймарн. В Эпоху феодализма народы арабских стран сделали крупный вклад в развитие мировой цивилизации. Средневековая культура Аравии, Сирии, Ирака, Египта, Туниса, Алжира, Марокко и мавританской Испании была важным прогрессивным шагом в развитии человечества. Кроме того, арабы сохранили (особенно в области науки) и передали последующим поколениям многие ценные достижения античности. Культура народов, населявших Аравийский полуостров, известна с глубокой древности. Античные географы называли южную, земледельческую, Аравию счастливой. Здесь еще в первом тысячелетии до нашей эры существовали богатые рабовладельческие государства. Несмотря на важную роль прибрежных областей, основную массу населения Аравии с древних времен составляли кочевники, занимавшиеся скотоводством в степях и полупустынях полуострова. К началу 7 в. н. э. глубокий и сложный процесс классового расслоения внутри арабского общества и политическая обстановка, связанная с борьбой между Ираном и Византией, создали условия для возникновения средневекового Арабского государства. Политическое объединение арабов вначале в. происходило под знаменем новой, ставшей вскоре мировой религии — ислама. Первоначальным местом пребывания основателя ислама и главы Арабского государства Мухаммеда и его преемников — первых халифов — был аравийский город Медина, а затем
Мекка1(Переселение (хиджра) Мухаммеда в Медину, происшедшее 16 июля 622 г, принято мусульманами за начало летоисчисления, в основу которого положен лунный год. Для перевода дат с хиджры на европейское летоисчисление применяются особые таблицы. В 7 в. арабы завоевали Палестину, Сирию, Месопотамию, Египет и Иран. В 661 г. Муавия
— арабский наместник в Сирии захватив власть и положив начало халифату Омейядов, перенес столицу в Дамаск. В конце 7 и начале 8 в. к халифату были присоединены гигантские территории, включавшие Пиренейский полуостров и всю Северную Африку на западе, Закавказье и Среднюю Азию до границ Индии — на востоке. Арабский халифат стал большим раннефеодальным государством, хотя в некоторых его областях долгое время сохранялись рабовладение и даже первобытно-общинные отношения. В 750 г. династия Омейядов была свергнута, и власть захватили Аббасиды, основавшие на реке Тигре новую столицу — Багдад. Владычество халифата вызвало освободительную борьбу завоеванных народов и восстания эксплуатируемых масс трудящихся. В 9—10 вв. халифат распался наряд фактически самостоятельных государств из-под его власти вышли Средняя Азия, Закавказье, Египет и Магриб. Уже в середине 10 в. власть в Багдаде захватили Бунды — иранцы по происхождению. Халифы остались только мусульманскими первосвященниками, своим религиозным авторитетом укреплявшими власть феодальных правителей
Глубокие социально-исторические процессы, происходившие на Ближнем Востоке, в частности, привели к сложению новых арабских народностей в странах Передней Азии и Северной Африки. В каждой из арабских стран в эпоху феодализма особенности развития общественной жизни, а также местные древние культурно-художественные традиции наложили отпечаток на характер искусства. Черты неповторимого своеобразия отличают средневековые художественные памятники Сирии, Ирака, Египта, Туниса, Алжира,
Марокко(Употребление до сих пор распространенного в зарубежном искусствознании термина мусульманское искусство неправомерно. Искусство каждого из народов Ближнего и Среднего Востока в эпоху феодализма имеет свои художественные особенности, которые нельзя объяснить религией. Если же относить этот термин только к памятникам культового искусства, то его значение становится узкоспециальными несущественным для истории искусства. Также неверно называть арабским средневековое искусство всех стран, входивших в состав халифата. Вместе стем культура арабских стран в средние века имела и определенные общие черты, обусловленные сходством путей и форм развития феодализма и связанной с этим общностью идеологии и других надстроечных явлений. Весь сложный комплекс социально-исторических причин, включая также процесс сложения арабских народностей а не только религия, как принято считать в традиционной буржуазной литературе, определил относительное художественно-стилистическое единство средневекового искусства арабских странна Ближнем Востоке. Для развития средневековой арабской культуры важную роль играло также ее взаимодействие с Ираном, Средней Азией и Закавказьем. Арабский язык был не только языком священной книги мусульман — Корана, но им, как латынью в Западной Европе, пользовались очень многие ученые, писатели и поэты во всех частях многоязычного халифата. Яркие примеры творческого взаимодействия сохранила история литературы народов Востока. А. М. Горький высоко ценили называл великолепными Сказки
Шахразады» (Книга тысячи и одной ночи) именно зато, что они выражают буйную силу цветистой фантазии народов Востока—арабов, персов, индусов. Художественное творчество многих народов воплотилось ив знаменитой поэме «Лейла и Маджнун». Романтические образы умирающего от любви Маджнуна и его возлюбленной Лейлы —
Ромео и Джульетты Востока родившись еще на заре феодализма в арабской среде, воодушевили на создание замечательных произведений лучших поэтов средневекового Азербайджана, Ирана и Средней Азии. Тесные взаимосвязи были ив области науки. Поразительно быстро для тех времен распространялись среди ученых халифата достижения математиков Средней Азии, медиков Египта, философов арабской Испании. Важна, однако, не только известная общность, но и общий высокий для того кремени уровень культуры народов Ближнего и Среднего Востока. Пробужденные освободительной и классовой борьбой творческие силы народов, входивших в Арабский халифат, привели к большому подъему средневековой культуры, расцвет которой продолжался и тогда, когда халифата как единого государства фактически уже не существовало. В 9—13 вв. арабские, иранские и среднеазиатские города — Дамаск, Багдад, Каир, Кордова, Бухара, Исфахан и др были крупнейшими центрами учености, славились своими университетами, школами, библиотеками. Определенное влияние на развитие средневекового искусства народов, исповедовавших ислам, оказала религия. Распространение ислама означало утверждение монотеизма — веры в единого бога. Мусульманское представление о мире как о созданном богом целом имело значение для формирования характерной в средневековую эпоху эстетической идеи о некоем, хотя и отвлеченном, единстве вселенной.
Ислам, как и все средневековые религии, оправдывал феодальную эксплуатацию и призывал к покорности правителю государства — халифу. Однако взгляды на мира также эстетическое отношение людей средневекового Востока к действительности нельзя свести только к религиозным представлениям. В сознании человека средневековья ив его художественных взглядах противоречиво сочетались религиозно-схоластические тенденции и реальное представление о мире. Один из величайших ученых и философов средневекового Востока Абу Али ибн Сина (Авиценна) признавал божественное происхождение вселенной и вместе стем утверждал, что научно-философское знание существует независимо от религиозной веры. Ибн Сина, Ибн Рушд (Аверроэс), Фирдоуси,
Навои и многие другие выдающиеся мыслители средневекового Востока, в чьих трудах и поэтических произведениях особенно ярко проявились прогрессивные черты мировоззрения эпохи, утверждали силу человеческой воли и разума, ценность и богатство реального мира, хотя, как правило, не выступали открыто с атеистических позиций. Для судеб изобразительного искусства в арабских странах, как ив странах Среднего Востока, имела значение иконоборческая тенденция ислама. Ислам отрицал возможность изображения божества. В Коране кумиры (вероятно, изображения древних племенных богов) названы наваждением сатаны. В культовых зданиях не разрешалось пометать изображения людей. Коран и другие богословские книги украшались только орнаментом. Но первоначально в исламе не было запрещения изображать живые существа, сформулированного в качевтве религиозного закона. Только позднее, вероятно в 9—10 вв., иконоборческая тенденция ислама была использована для запрещения определенной категории изображений под страхом наказания в загробном мире. История показала, что эти ограничения, наложившие отпечаток на развитие отдельных видов искусства, соблюдались далеко не всегда и не всюду. Они имели значение и строго выполнялись лишь в периоды особенного усиления религиозной реакции. Карта. Аравия, Сирия, Ирак, Египет. Все это в известной мере воздействовало на искусство, но, конечно, не только влияние религии определяло специфику художественного творчества народов, исповедовавших ислам в средние века. Его главные, основные особенности были обусловлены новыми идейно-эстетическими задачами, которые выдвинул поступательный ход развития общества, вступившего в эпоху феодализма. Новаторство средневековой литературы народов Арабского, а также всего Ближнего и Среднего Востока и вместе стем ее
жизненную основу ярко характеризует обращение к духовному миру человека, создание нравственных идеалов, имевших общечеловеческое значение. Большой образной силой проникнуты также зодчество и изобразительное искусство арабских стран. В народной жилой архитектуре в наибольшей мере сохранялись древние местные традиции, которые перерабатывались в соответствии с требованиями феодальной эпохи. Арабские зодчие возводили также многочисленные караван-сараи и крытые рынки, отвечавшие размаху торговой деятельности городов, дворцы правителей и знати, укрепленные цитадели, городские стены с башнями и воротами, величественные мосты и многие другие сооружения светского характера. Основным культовым зданием стала мечеть — место для молитвы. Считается, что прототипом мечети явился дом Мухаммеда в Медине, огороженный двор которого имел с южной стороны навес, укрепленный на пальмовых стволах. Классический тип арабской мечети, которую называют колонной или дворовой, представляет прямоугольный участок, огороженный высокой стеной. Основным элементом композиции является двор, окруженный аркадой на колоннах или столбах. Колонны чаще всего расположены в несколько рядов в сторону киблы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   54

перейти в каталог файлов
связь с админом