Главная страница
qrcode

УМК ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVII XVIII вв.... южный федеральный университет


Скачать 347.5 Kb.
Названиеюжный федеральный университет
АнкорУМК ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVII XVIII вв..
Дата12.01.2018
Размер347.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаУМК ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVII XVIII вв....doc
ТипПояснительная записка
#55765
страница1 из 4
Каталогid138638001

С этим файлом связано 21 файл(ов). Среди них: phil.xls, Christ-in-the-House-of-Martha-and-Mary.doc, British History and Culture_lectures.doc, Empire Building.docx, zadacha_2_2.xls, Shlykova_Golovina_2005.pdf, Neck.doc, AN OUTLINE OF A NEWSPAPER ARTICLE SUMMARY.doc, Семинары .doc и ещё 11 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет филологии и журналистики


Рассмотрено и

рекомендовано

на заседании кафедры

теории и истории мировой

литературы

Протокол № 6

«26» июня 2008_ г.

Зав. кафедрой _________

УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета

(зам. декана по учебной работе)

___________________

___________________

«___»_________ 200_ г.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

учебной дисциплины

«ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVII - XVIII ВЕКОВ»

цикла ОПД по специальности 031000 ФИЛОЛОГИЯ


Составитель: к.ф.н., доцент

кафедры теории и истории мировой литературы

Григорьева Е.В.

Ростов-на-Дону

2008
  1. Пояснительная записка к курсу




Курс «История зарубежной литературы XVII- XVIII веков» студенты дневной формы обучения отделений отечественной и романо-германской филологии (бакалавриат и специалитет) слушают в течение второго семестра второго года обучения.

Цель курса: дать представление об основных закономерностях литературного процесса в странах Европы в XVII- XVIII вв. в его историко-культурном контексте. Для успешного овладения этим курсом требуется знание не только историко-литературного материала, но и знакомство с основными тенденциями развития философии и эстетики в европейских странах.

Задачи курса: показать специфику XVII столетия как особой исторической и культурной эпохи, обозначившей переход от эпохи Возрождения к Просвещению, познакомить студентов с основными художественными системами XVII века – барокко и классицизмом, направить их внимание на изучение наиболее важных теоретических проблем. Составить представление о социальных и философско-эстетических теориях эпохи Просвещения и их отражении в основных художественных направлениях XVIII века.

Лекции по курсу читаются в течение семестра (34 часа).

В конце каждого модуля предлагается список обязательных для прочтения художественных текстов и учебных пособий, включающий не только работы по истории литературы, но также по философии и эстетике XVII-XVIII веков, перечень контрольных вопросов и тем для самостоятельного изучения. Литература из дополнительного списка рекомендуется для самостоятельной работы. При изучении курса студентам необходимо обращаться к литературоведческим энциклопедическим изданиям и хрестоматиям.

2. Рабочая учебная программа

2.1 Учебно-тематический план дисциплины



Тема

Вид занятия

Количество часов

Лекции и самостоятельная работа

1

XVII век как особая историческая и культурная эпоха. Специфика развития науки, философской мысли и художественного сознания эпохи. Характеристика основных литературных направлений XVII столетия.

лекция

2

2

Барочное направление в испанской литературе 17 века «Консептизм» и культеранизм». Жанровая система драматургии П.Кальдерона

лекция

2

3

Социальные и философские предпосылки возникновения французского классицизма. Этапы его развития. Теория классицизма в трактате Н.Буало «Поэтическое искусство»

лекция

2

4

Жанр трагедии в литературе французского классицизма.

лекция

2

5

Эволюция творчества Корнеля.

самостоятельная работа

2

6

Творчество Расина как новый этап в развитии классицистической литературы.

самостоятельная работа

2

7

Жанр комедии во французской литературе 17 века. «Высокая комедия» Мольера.

лекция

1

8

Прозаические жанры французского классицизма.

самостоятельная работа

2

9

Периодизация историко-литературного процесса в Англии в XVII столетии. Джон Донн и школа «поэтов – метафизиков».

лекция

2

10

Творчество Мильтона.

самостоятельная работа

2

11

Общая характеристика западноевропейского Просвещения. Основные литературные направления эпохи Просвещения.

лекция

2

12

Особенности развития просветительского движения в Англии. Периодизация английского Просвещения.

лекция

2

13

Сатирическое направление в литературе английского Просвещения. Творчество Свифта.

самостоятельная работа

2

14

Творчество Дефо

самостоятельная работа

2

15

Творчество Фильдинга. «Комическая эпопея в прозе».

лекция

2

16

Формирование сентиментализма в английской литературе 18 века. Философские и эстетические основы сентиментальной поэзии.

лекция

2


17

Английский сентиментальный роман. Литературное новаторство Стерна.

лекция

1

18

Литература английского предромантизма

самостоятельная работа

4

19

Общая характеристика французского Просвещения. Социальные, философские и эстетические учения французских просветителей. Творчество Вольтера.

лекция

4


20

Формирование жанра философского романа в литературе французского Просвещения. Творчество Монтескье.

самостоятельная работа

2

21

Французский психологический роман. А.Прево «Манон Леско»

самостоятельная работа

2

22

Театр Бомарше. Трилогия о Фигаро

самостоятельная работа

2

23

Формирование сентиментализма во французской литературе. Творчество Руссо.

лекция

2

24

Творчество Дидро.

самостоятельная работа

4

25

Особенности немецкого Просвещения и его периодизация. Эстетические взгляды Лессинга.

лекция

2

26

Гердер и литературное движение «штюрмеров». Штюрмерский период в творчестве Гёте.

лекция

2

27

Лирика Гёте

самостоятельная работа

2

28

Штюрмерский период в творчестве Шиллера.

самостоятельная работа

2

29

Веймарский классицизм

лекция

2

30

Веймарский период в творчестве Шиллера.

самостоятельная работа

2

31

Трагедия Гёте «Фауст» как философско-художественный синтез немецкого Просвещения.


лекция

2

ВСЕГО

Аудиторных занятий – 34 часов, самостоятельной работы – 34 часов


2.2 Рабочая программа по курсу «История зарубежной литературы XVII- XVIII веков»

Данная рабочая программа содержит подробные характеристики основных модулей и входящих в них как лекционных тем, а так и тем, вынесенных на самостоятельное изучение.

МОДУЛЬ I. XVII век в истории европейской культуры.

Темы данного модуля призваны охарактеризовать основные этапы исторического развития Европы XVII век, показать особенности развития научной и философской мысли эпохи и их влияние на литературный процесс, выявить социокультурные предпосылки возникновения барокко и классицизма в европейской культуре XVII века.

    1. 1.1 XVII век как особая культурно-историческая эпоха.

Проблема «семнадцатого» века в европейской культуре.

Основные исторические коллизии эпохи. Общий кризис феодальной системы. Тридцатилетняя война, Завершение буржуазной революции в Нидерландах, Английская буржуазная революция, Фронда. Неравномерность экономического и политического развития отдельных стран Европы. Упадок цеховой системы и развитие мануфактур. Формирование наций и национальных государств. Контрреформация и её последствия. Кризис ренессансного гуманизма и антропоцентризма. «Христианский» гуманизм. Научная революция XVII столетия и её роль в формировании новой концепции мира и человека. Расширение сферы научного познания Роль математики. Развитие экспериментальных наук. Значение открытий Галилея, Кампанеллы, Кеплера (астрономия). Ферма, Ньютона, Декарта (математика), Гарвея (физиология). Изменение представлений о структуре космоса. Интерес науки к проблеме движения и окружающей среды. Роль философии Бэкона, Гоббса, Гассенди, Паскаля, Спинозы, Декарта в научном и художественном познании мира. Картезианство как основа новоевропейской философии. Рационализм и сенсуализм. Развитие литературной критики. Расцвет публицистики. Появление периодической печати. Изменения в системе жанров.
Проблемы периодизации литературы XVII века, основные этапы ее развития и их особенности в разных странах.

1.2 Основные художественные системы XVIIстолетия.

Барокко и классицизм.

  1. Этимология термина «барокко». Философские основы барочного мироощущения. Барокко и религиозные движения XVII века. Антиномичная картина мира и человека в барочном мировосприятии. Стоицизм и эпикурейство в барокко. Тема непостоянства, изменчивости, иллюзорности жизни в искусстве барокко. Актуализация средневекового тезиса «жизнь как сон» и его истолкование в литературе барокко. Теоретики европейского барокко (Грасиан, Тезауро). Учение о «быстром разуме» как основе художественного творчества. Новые формы художественной выразительности: повышенная экспрессивность, тяготение к патетике, пристрастие к пышной образности и метафористичности, сочетание иррационального и чувственного; тяга к динамике, диссонансам, игре контрастов, смешение комического и трагического, склонность к усложнению сюжета, переплетение возвышенного и смешного. Два течения в европейском барокко: «высокое» (драмы Кальдерона, поэзия Гонгоры и Донна, пасторальный и галантно-героический роман) и «низовое» (плутовской роман). Жанровая система литературы барокко. Барокко и маньеризм. Национальные варианты барокко в литературе: консептизм, маринизм, прециозная литература.

Классицизм и его роль в культуре XVII столетия. Социокультурная почва возникновения и развития классицизма. Этимология и современное значение термина «классицизм». «Классическое» и «классицистическое». Классицизм как нормативная эстетическая система. Нормативные поэтики европейских классицистов (Малерб, Шаплен, Буало, Мильтон, Драйден, Опиц). Иерархическая система жанров в классицистической теории. Категория «вкуса» в эстетике классицизма: понятия «нормы» и «меры» как составляющие классицистического вкуса. Отношения к античности как объекту подражания. Связь этического и эстетического в искусстве классицизма, принцип общественной пользы искусства и его воспитательное значения. Классицизм и рационалистическая философия. Разум как единственный источник и критерий прекрасного. Столкновение между личным и общественным, долгом и чувствами как основной конфликт классицизма. «Декартовские» принципы в поэтике классицизма: аналитизм, «разделение трудностей» Логическая стройность, ясность и упорядоченность композиции как основные критерии художественной ценности произведения. Принцип подражания природе и его толкование в классицистической эстетике: природа как прекрасное и вечное создание, построенное «по законам математики». Принцип правдоподобия и его значение в классицизме: правдоподобие и правда. Правила «трех единств» как частный случай применения всеобщих законов искусства.

Национальные варианты классицизма XVII века. Барочные тенденции в классицизме.
ТЕСТЫ РУБЕЖНОГО КОНТРОЛЯ К МОДУЛЮ I.

ЗАДАНИЯ

Количество баллов

  1. Охарактеризуйте экономическую и культурную ситуацию в Западной Европе на рубеже XVI- XVII.

3 балла

  1. Какие научные достижения оставили наиболее глубокий след в интеллектуальной атмосфере эпохи?

3 балла

  1. Какие изменения в представлении о мире и человеке происходят в 17 столетии?

3 балла

  1. Назовите социокультурные предпосылки возникновения барокко.

3 балла

  1. Что такое трагический гуманизм?

2 балла

  1. Чем различаются «высокое» и «низовое» барокко?

2 балла

  1. Охарактеризуйте национальные варианты барокко в западноевропейской литературе.

2 балла

  1. Назовите социокультурные предпосылки возникновения классицизма

2 балла

  1. Какую роль сыграл философский рационализм Декарта в формировании теории и художественной практике классицизма?

3 балла

  1. Охарактеризуйте основные особенности классицистического стиля.

2 балла

  1. Как истолковывается в эстетике классицизма «принцип подражания природе»?

1 балл

  1. Охарактеризуйте систему жанров в классицизме.

1 балл

  1. Какой конфликт является определяющим в жанре трагедии?

1 балл

0 – 16 баллов – «неудовлетворительно»; 17 - 20 баллов – «удовлетворительно»; 21 – 24 балла – «хорошо»; 25 - 28 баллов – «отлично».



  1   2   3   4

перейти в каталог файлов


связь с админом