Главная страница
qrcode

Как_стать_дизайнером не продав душу дьяволу. Зрение первично по отношению к речи. Джон Бергер, Искусство видеть


НазваниеЗрение первично по отношению к речи. Джон Бергер, Искусство видеть
АнкорКак стать дизайнером не продав душу дьяволу.pdf
Дата26.10.2017
Размер8.88 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаKak_stat_dizaynerom_ne_prodav_dushu_dyavolu.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#44615
страница10 из 23
Каталогtatianarichy

С этим файлом связано 5 файл(ов). Среди них: Esquire_UK_-_June_2016.pdf, Kak_stat_dizaynerom_ne_prodav_dushu_dyavolu.pdf, steel_arch_2015.pdf.
Показать все связанные файлы
1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   23
Глава5.Управлениестудией
Как стать дизайнером, не продав душу дьяволу принимаются за работу с удвоенной энергией и преданностью студии.
4
Конечно, мы должны быть предусмотрительны: если от- казывать клиентам всякий раз, когда они расстроят кого-нибудь из дизайнеров, на этом бизнес закончится. Но плохой клиент может принести столько же вреда, сколько хороший — прибыли.
Отказывать клиенту в услугах нужно только после всесторонней оценки ситуации.
Если выбирать из менее радикальных мер: в Intro дизай- нерам было разрешено ставить на работах свои имена, более того, мы следили, чтобы в журналах эти работы печатались также с подписью. Подобный подход (когда дизайнеры под- писывают работы «Дизайн Джо Смита, Intro») противоречит общей практике, когда имена дизайнеров опускаются в угоду бренду дизайнерской компании, а сами сотрудники засекре- чиваются. Но индивидуализация данных по проекту и упо- минание имени его автора в отраслевых газетах и журналах способствуют лояльности и открытости. Благодаря этому простому приему дизайнерам становится доступно признание коллег, они могут извлечь пользу из открытого авторства — это документальное подтверждение достижений и что-то, что можно показать маме.
Такая политика уравновешивается тем, что у значительного числа проектов не один автор, а целый коллектив: в успех про- екта свой вклад вносят многие — дизайнеры или недизайнеры.
В качестве меры предосторожности я сохранил за собой право изменять данные об авторе, если вдруг посчитаю, что указание имени незаслуженно. Однако на практике мне ни разу не при- шлось воспользоваться этим правом.
Какраспознатьталант
Проводя собеседование с дизайнером, вы оцениваете три мо- мента: талант, соответствие и потенциал. Как распознать эти качества? Интуиция и опыт играют большую роль, но, возмож- но, лучший способ научиться видеть искомое — это допустить пару ошибок. Однажды меня попросили запустить проект для студентов одной британской школы дизайна. В припадке велико- душия (наши дела шли хорошо) я сказал, что даже готов принять победителя на оплачиваемую практику. Когда были получены результаты, оказалось, что победителей двое, и между этими удивительно хорошими работами невозможно сделать выбор.
Проведя собеседование с обоими студентами, я решил нанять
4
 Однаждыяотказалклиенту,
чьивыпадыпротиводного
издизайнеровбыли
необоснованными.Когдая
сообщилдизайнеруосвоем
решении,онапопросиламеня
отыгратьвсеназад—мол,
онаничутьневозражает
противтого,чтобыеежизнь
превратиласьвкаторгу.
Стогодняясперваузнавал
мнениедизайнера,итолько
потомрасторгалотношения
склиентом.

89
Недизайнерывштате
Адриан Шонесси обоих (как уже отмечалось, наши дела в то время шли действи- тельно хорошо).
Один проявил себя как одаренный дизайнер, он прора- ботал в Intro несколько лет. Другой же стал для нас настоящим бедствием и был уволен в конце первой же недели. Меня по- корила его работа, и я забыл адекватно оценить его характер.
А мы должны уметь видеть то, чего нет на страницах портфолио.
В таких случаях можно запросить рекомендации у предыдущих работодателей, хотя в случае недавних выпускников все сложнее и остается полагаться на интуицию. Но ничто так не заостряет проницательность, как ошибка, которая обошлась дорого.
Хочу заметить, что талантливые люди сами вас найдут.
Хорошие дизайнеры приходят только в хорошие студии; та- лантливого человека привлечет работа в студии или компании только с хорошей репутацией. Если у вас хорошая репутация, таланты придут к вам.
Недизайнерывштате
Прием на работу нетворческих единиц (администраторов, секре- тарей, менеджеров проекта, заведующих производством) почти не отличается от найма единиц творческих: мы выбираем людей, которые впишутся в сложившуюся в студии обстановку. Но по- думывать о найме сотрудников, не связанных с дизайном, мы начинаем, только когда студия выросла в размерах, а горы дел грозят погрести нас под собой и когда наем людей, по сути, при- были не приносящих, становится экономически целесообразным.
В Intro я поначалу был против сотрудников-недизайнеров, просто не мог понять, в чем польза тех, от кого нет прибыли.
Наверняка это снизит нашу рентабельность. Но на деле, благо- даря проницательности моих партнеров и нашему новому адми- нистративному персоналу, мы стали выполнять больше заказов
(без потери качества) и увеличили свои доходы.
Бухгалтер, вне всяких сомнений, должен стать первым среди ваших нетворческих сотрудников. Затем подумайте о менеджере проектов или заведующем производством. Че- ловек с опытом ведения проектов освободит дизайнеров от административной, производственной и финансовой рутины.
Обрисую модель студии, выстроенной нами в Intro: неболь- шими командами дизайнеров руководил старший дизайнер, у каждой команды был свой менеджер проектов. Сначала я протестовал против такой формулы. Я всегда сам занимался

90
Глава5.Управлениестудией
Как стать дизайнером, не продав душу дьяволу производством — договаривался с типографиями, рассчиты- вал бюджет, вел переговоры с клиентами — и был убежден, что такой опыт закаляет. И сейчас считаю, что на заре карьеры дизайнер только выиграет, если сам будет отвечать за произ- водственный процесс. Но вот насколько хорошо ему это удает- ся — большой вопрос, в то время как преимущества партнерства дизайнеров с менеджерами проектов неоспоримы.
Менеджеры проектов принимают на себя контроль за всеми вопросами производства (помощь с презентациями, составление сметы, расчет бюджетов, делопроизводство, гра- фики производства, мониторинг, контакты с поставщиками, выставление счетов и т. д.; в числе прочего менеджеры должны напомнить клиенту о необходимости оплаты дополнительных услуг — дизайнеры все время об этом забывают). Также они улаживают дела со сложными клиентами, могут вести неудоб- ные разговоры с клиентами о бюджете, о нарушении сроков, об оплате, предоставляя дизайнерам возможность обсуждать непосредственно сами проекты, когда все прочие детали уже согласованы.
В своей книге «Маверик» бразильский бизнесмен Рикардо
Семлер, превративший компанию Semco в образец равноправ- ной и прогрессивной управленческой структуры, пишет: «Хотя у нас много посетителей, мы считаем: секретари, как и личные помощники, нам не нужны. Мы не верим, что нам необходимы бесперспективные должности. Все сотрудники в Semco, даже топ-менеджеры, сами принимают посетителей, сами делают себе копии документов, сами отправляют факсы, печатают письма и набирают телефонные номера. <…> Для нас все это часть
„естественного ведения бизнеса“».
Семлер понял одну истину: бесперспективные должности плодят бесперспективные установки. Идея, что студии требуется кого-то, кто будет выполнять никому не интересную работу, ни к чему хорошему не приведет. С другой стороны, если эту идею не развивать, то любезно отвечать на телефонные звонки, встре- чать посетителей, общаться к курьерами, отправлять посылки между делом придется уже имеющимся сотрудникам.
Наем нетворческих единиц изменяет динамику работы студии. Высвобождается время, но возрастают затраты, поэтому нужно непременно увеличить оборот. А это означает некоторую долю несвободы: например, вы уже не сможете отказаться от неприятного заказа. Зато возрастает вероятность получения заказов, которые раньше доставались более крупным студиям.

91
Адриан Шонесси
Устройствостудии
Когда мы наняли административный персонал, я насладился вновь обретенным душевным равновесием, которое позволило мне заняться тем, что я умею лучше всего. Это один из парадок- сов управления студией, где постоянно приходится лавировать среди противоречивых требований.
Менеджерыпоработесклиентами
Никогда не был фанатом менеджеров по работе с клиентами.
Уверен, что среди них встречаются и неплохие, знаю, что не- которые клиенты готовы платить за то, чтобы о них заботился специально обученный человек. Но сотрудничая с рекламными агентствами, я понял, в чем их проблема. Специалист по взаимо- действию с клиентами передает макет на согласование заказчику, но у него нет мотива защищать эту работу, если клиенту она не понравится, поскольку сам менеджер не внес личного вклада в ее создание. Он просто приносит работу обратно, как собака палку, кладет перед креативщиком и говорит: «Отклонено». К тому же специалисты по работе с клиентами имеют обыкновение от- странять дизайнеров от процесса проектирования. А ведь если ты намерен создать что-то стоящее, контакт с клиентом просто необходим. Я всегда представлял клиенту дизайнера, даже но- вичка, поскольку лучший способ повзрослеть — общаться с как можно большим количеством клиентов.
Я отмечал уже, как полезно освободить дизайнера от обсуждения с клиентом денежных вопросов и от согласования сроков, взяв на работу менеджера проектов или заведующего производством, но если лишить дизайнера прямого контакта с клиентом, он тут же сделается менее эффективным и менее обязательным.
Устройствостудии
Зачастую дизайнеры презирают бюрократию. В общем-то пра- вильно. Если вы целый день проводите за заполнением табелей учета рабочего времени и решаете прочие административные во- просы, у вас не остается ни времени, ни желания на творчество.
И вот другой парадокс в жизни дизайнера — больше всего мы свободны, когда максимально организованны.
Замечательные слова произнес знаменитый британский архитектор Хью Кассон: «Укрепилось убеждение, что хорошее искусство и хорошее управление несовместимы. В представлении

92
Глава5.Управлениестудией
Как стать дизайнером, не продав душу дьяволу многих хороший архитектор всегда выходит за рамки бюджета или программы, а способный администратор игнорирует или остается равнодушным к визуальным аспектам проекта. Ни одно из этих мнений нельзя считать целиком несправедливым.
Ни одно не добавляет доверия профессии. Оба подрывают притязания архитектора на лидерство <…> в команде».
5
Если слово «архитектор» мы заменим на «графический дизайнер», эта цитата (датируемая 1972 годом) будет актуальна и сегодня.
Становится понятно, почему клиенты не всегда доверяют дизайнерам и почему у нас, дизайнеров, столь низкое положение в системе производства. Но мы можем изменить это положение, улучшив свои административные навыки. Если вы испытываете отвращение к «бумажной» работе, можно нанять менеджера про- ектов (или заведующего производством, или офис-менеджера).
Этот замечательный мудрый человек организует вам рабочий процесс. Но пока вы не можете позволить себе такого гения
(хотя здесь допустима и частичная занятость), придется взять основные моменты управления студией на себя.
Чтобы контролировать заказы, доходы и расходы, скоор- динируйте следующие факторы.
1
Бронирование и регистрация заказа.
2
Контроль безопасности договора с клиентом или кон- трактов по проекту.
3
Составление графика выполнения заказа и отслеживание сроков.
4
Регистрация и распределение расходов.
5
Мониторинг прихода и расхода, включая взыскание долгов.
6
Выплата зарплат, оплата поставщикам и арендодателям.
7
Заказ оборудования, программного обеспечения (ПО), чая/кофе в офис.
8
Установка нового ПО для администрации и бухгалтерии.
Философиястудии
Кроме хороших людей и хороших заказов студии нужна филосо- фия. Другими словами, студии нужны убеждения. Моя филосо-
5
 Цит.по:RobertGreen,The
Architect’sGuidetoRunningaJob,
ArchitecturalPress,1972.

93
Философиястудии
Адриан Шонесси фия в Intro заключалась в том, чтобы всегда стремиться сделать отличную работу вне зависимости от бюджета и, начиная новый проект, помнить, что плохих заказов не бывает. Мы выполняли низкобюджетные проекты, которые на первый взгляд казались не слишком интересными, с тем же энтузиазмом и столь же ответственно, как и высокобюджетные заказы с великолепным брифом.
Признаю, это не самая великая или благородная фило- софия в мире, но мы верили в нее всей студией, не стеснялись заявлять об этом и не пресмыкались перед клиентами.
Дизайнерам было разрешено следовать собственному видению, а мы устояли перед искушением навязать им обоб- щенные взгляды. То есть в студии не было единого стиля. Мы не ограничивали дизайнеров в их творчестве — лишь бы клиентам нравился результат. Позволяя дизайнерам оставаться «самими собой», мы достигали следующих целей: клиенты получали яркий индивидуальный дизайн, а мы — творческих сотрудников, кото- рые свободны и чувствуют, что их уважают за то, что они умеют лучше всего.
6
Точно так же мы уважали и давали полную свобо- ду административному персоналу. Это был фундаментальный принцип отношений, который мы вплели в структуру компании.
Разумеется, есть и другая философия. Многие дизайнеры верят в конкретные школы с фиксированными этическими прин- ципами. Модернизм, например, сопряжен с высоконравствен- ными представлениями о рациональном и правдивом, «дизайн- протест» — с политическим и агитационным посылом, «дизайн во благо общества» — с отказом от финансовой выгоды во имя социальных потребностей. Кто-то верит в «зеленый» дизайн и ис- пользует для печати переработанную бумагу, избегает проектов, которые впоследствии пополнят свалки.
7
Охрана окружающей среды волнует дизайнеров все больше. Я знаю кое-кого из них, кто горячо верит в демократизирующую и объединяющую силу интерактивного цифрового дизайна. И я знаком с теми, кто готов до последнего отстаивать эстетическую составляющую дизайна.
Эта книга не предлагает вам готовую философию. Такие вопросы группы и индивиды решают для себя сами. Ненавижу, когда людям говорят, как им следует поступать, — по мне так это поведенческий фундаментализм и сущее проклятие (более подробно вопросы морали и социальной ответственности рас- смотрены в главе 8). Но я твердо убежден, что каждой студии нужна философия. Мы должны отстаивать ее и не предавать свои убеждения, едва на горизонте забрезжат проблемы. Если
6
 Такаяфилософияиногда
мешалапродвижениюIntro
нарынке.Невсехпотенциальных
клиентовпривлекаетстоль
богатоестилистическое
иконцептуальноеразнообразие.
Иногдаязавидовалстудиям
инезависимымдизайнерам,
придерживавшимсяединого
стиля.Думаю,ихжизньбыла
намногопроще.Нашиклиентыне
всегдазнали,чегоожидать,хотя
многимкакразэтоинравилось.
7
 Компакт-дискинеразлагаются,
астудиидизайнаиспользуют
этиблестящиештукивогромных
количествах.Выбрасывая
ихнасвалку,мысоздаем
проблемынашимвнукам.
Помните,чтосуществуют
организации,утилизирующие
подобныеотходы(поищите
адресавИнтернете).

94
Глава5.Управлениестудией
Как стать дизайнером, не продав душу дьяволу мы хотим, чтобы нас воспринимали всерьез, нужно искренне верить, нужно иметь что-то такое, по чему сначала мы сами, а потом и все остальные могли бы оценивать нас. Не нужно бояться открыто заявить о своих убеждениях. Люди уважают принципы, особенно в мире, где их придерживаются все реже.
Заключение
Основать собственную студию в партнерстве с близкими по духу людьми, наполнить ее близкими по духу сотрудниками — это одна из прекрасных возможностей, доступных дизайнеру. Мало кто из нас не задумывался о таком. Любопытно, что немногие сделавшие решительный шаг и вдохнувшие пьянящий аромат свободы возвращаются к работе по найму. Несмотря на ночные бдения, разочарования, дополнительный прессинг и огромную ответственность, они по-настоящему свободны.
Поначалу нас пугает и расстраивает то, что все приходится делать самому — начиная решением вопроса об освещении студии (очень важного на самом деле) и заканчивая презента- цией готовой работы клиенту. Но если мы все сделали правиль- но, то нет удовольствия больше. Когда дизайнеров компании
Experimental Jetset спросили, что значит быть частью команды, они ответили, что это «то волшебное чувство, когда целое ока- зывается больше суммы его слагаемых».
8
8
 Изинтервьювкниге:TonyBrook
andAdrianShaughnessy(eds),
StudioCulture,UnitEditions,2009.

Глава6 
Поискновыхзаказовисамореклама
Какклиентывыбираютдизайнеров/Поискклиентов/
Техникипродаж/Менеджерпорекламе/Рекламные
средства/Портфолио/Сайтыдизайнеров/
Печатнаяпродукция/Завоеваниерепутации/
Работыдляпортфолио,недляпополнениябанковского
счета/Дизайнерскиеконкурсы/Профессиональные
организации/Посещениеконференцийилекций/
Связиспрофессиональнымишколами/Контакты
сотраслевойпрессой
Лучшие способы найти хороший заказ, или Почему беспокойство о новых заказах носит перманентный характер

96
Глава6.Поискновыхзаказовисамореклама
Как стать дизайнером, не продав душу дьяволу
Обычно даже самая успешная группа дизайнеров не знает, какую работу она будет выполнять через полгода. Дело об- стоит еще хуже у небольших компаний и фрилансеров, ко- торые редко представляют, чем они будут заниматься через две недели, тем более через полгода. Даже у знаменитых дизайнеров, которым, как мы думаем, всегда хватает работы, случаются периоды простоя, и очень немногие из них имеют возможность заниматься только теми проектами, которыми им хочется. Для большинства из нас поиск новых и лучших заказов не прекращается никогда.
Поиск заказов — одна из основных задач в жизни неза- висимого графического дизайнера, на него мы расходуем не меньше энергии, чем на сам дизайн.
Но насколько хорошо дизайнеры подготовлены к привле- чению свежих заказов и новых клиентов? В профессиональных школах нам редко объясняют, как это делается, и мало кто из нас прошел тренинг, в отличие того ясноглазого менеджера, продавшего нам громоздкий ксерокс, который теперь пылится в углу студии. К счастью, мы ничего не потеряли: тренинг для продавцов бесполезен в нашей сфере. В деле поиска новых клиентов и получения заказов техники продаж в большинстве своем слишком неточные, слишком навязчивые и слишком трудозатратные для дизайнеров. Но если мы хотим найти во- одушевляющий заказ, нам придется научиться обращать на себя внимание клиентов. Парадоксально, но лучший способ привлечь хорошую работу — это делать хорошую работу.
Какклиентывыбираютдизайнеров
На выбор дизайнера клиентом влияют многочисленные про- фессиональные факторы: портфолио, сайт, стаж, репутация, цены, ресурсы, расположение, настоящие или бывшие заказчики.
Однако при принятии решения немалую роль играет и личная симпатия. Обычно клиенты выбирают тех, с кем находят общий язык. Это не означает, что все дизайнеры должны быть разго- ворчивыми, любить пошутить и посмеяться. Также не означает это, что нам придется говорить клиентам только то, что те хотят услышать и все время угодливо им поддакивать. Как раз наобо- рот. Хорошо быть серьезным, бескомпромиссным и честным и придерживаться в профессиональной сфере простых правил общения — тех же, что и в обычной жизни: эмпатии, понимания и терпимости.

97
Поискклиентов
Адриан Шонесси
Даже если мы собрали полный комплект навыков меж- личностного взаимодействия, впечатляющее портфолио, список крупных клиентов и завоевали блестящую репутацию, нам все равно нужно продавать себя и свои услуги. Это нелегкое дело, особенно в современных условиях, когда покупатель почти что король. Как утверждают Йонас Риддерстрале и Кьелл Нордстрем в своей книге «Бизнес в стиле фанк»: «В обществе перепроиз- водства покупатель больше, чем король, покупатель — это мать всех диктаторов. И на этот раз это реальность. Когда потреби- тель говорит „подпрыгнуть“, надо прыгать высоко и быстро.
Потребителю нравится оранжевый цвет с лиловой крапинкой.
Потребитель хочет, чтобы это было доставлено на остров Фиджи сегодня. Вам надо это доставить, иначе вы очень скоро потеряете весь ваш бизнес».
1
Поискклиентов
Клиенты повсюду, и нередко там, где мы меньше всего ожида- ем. Однако в дизайне есть общепризнанное правило: нам редко удается заполучить заказчика, с которым мы хотим работать больше всего. Велика вероятность, что не для нас одних он самый желанный, поэтому правильнее будет сойти с проторен- ной тропы и оглядеться по сторонам. Большинство клиентов мы находим либо случайно, либо сложными путями, которые в итоге все равно сводятся к удаче или случайному совпадению; это справедливо как для крупных дизайнерских групп, так и для маленьких — никому не позволяйте убедить себя в обратном.
2
Кажется очень соблазнительным вариант привлечения клиентов, уже зарекомендовавших себя как обладатели хорошего вкуса. Но имейте в виду: подобные клиенты умеют заказывать дизайн, а потому наперед знают, с какими студиями будут ра- ботать. Лучше постарайтесь найти организации, которым нужна серьезная помощь дизайнера. Работа будет труднее, зато, если мы преуспеем, результаты окажутся намного более удовлетвори- тельными. По моему опыту, гораздо больше удовольствия, когда принимаешься за заказ без видимого потенциала и создаешь резонансную и эффективную работу, чем когда работаешь на престижные бренды и искушенных в дизайне клиентов.
Один из самых ценных активов, который дизайнер-фри- лансер или студия могут приобрести, — это база контактов.
3
Специальные базы данных, в которые мы можем занести кон- тактные данные каждого, с кем знакомимся, представлены на
1
 НордстремК.,РиддерстралеЙ.
Бизнесвстилефанк.Капитал
пляшетподдудкуталанта.СПб.:
Стокгольмскаяшколаэкономики
вСанкт-Петербурге,2002.
2
 Однаждыклиентка,которую
яобхаживалнесколько
месяцев,сообщиламне,что
решилаобратитьсявдругую
студию,иназвалавесьма
известнуюнатотмомент
лондонскуюфирму.Яподумал,
чтопродажникипоразили
еепышнойпрезентацией.
Новсеоказалосьиначе:
онапознакомиласьсбоссом
студиинасвадьбе.
3
 Примитевовнимания
законы,касающиеся
храненияперсональных
данных.Посоветуйтесь
спрофессионаламивэтих
вопросах.

98
1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   23

перейти в каталог файлов


связь с админом