Главная страница
qrcode

Как_стать_дизайнером не продав душу дьяволу. Зрение первично по отношению к речи. Джон Бергер, Искусство видеть


НазваниеЗрение первично по отношению к речи. Джон Бергер, Искусство видеть
АнкорКак стать дизайнером не продав душу дьяволу.pdf
Дата26.10.2017
Размер8.88 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаKak_stat_dizaynerom_ne_prodav_dushu_dyavolu.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#44615
страница15 из 23
Каталогtatianarichy

С этим файлом связано 5 файл(ов). Среди них: Esquire_UK_-_June_2016.pdf, Kak_stat_dizaynerom_ne_prodav_dushu_dyavolu.pdf, steel_arch_2015.pdf.
Показать все связанные файлы
1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   ...   23
Глава8.Графическийдизайнсегодня
Как стать дизайнером, не продав душу дьяволу что развитие бизнеса в последние несколько десятилетий обу- словлено маркетинговыми исследованиями и анализом. Также она отмечает, что деловое мышление вобрало в себя многое из того, как дизайнеры думают
Бекман приводит пример Джеффа Денби и Джейсона
Кибби. Еще будучи студентами школы бизнеса они основали компанию Pact
6
, намереваясь торговать нижним бельем через
Интернет, и, если верить Бекман, прибегли к дизайнерскому мышлению, чтобы разобраться, как потребители используют и покупают нижнее белье. Эти двое «прошлись по магазинам нижнего белья, а еще попросили друзей и родственников сфото- графировать свои запасы исподнего; самые смелые могли попо- зировать в любимых „семейниках“ или трусиках. Они испробовали разнообразные маркетинговые подходы, включая программы подписки и различные способы запуска стильной продукции.
Так, они даже устроили состязание перспективных дизайнеров».
Сегодня Pact продает экологичное нижнее белье из хлоп- ка, которое создает дизайнер Ив Беар. В некоторых моделях используются принты, подчеркивающие работу групп, занятых общественной деятельностью, и часть доходов передается на такие цели.
Дизайнеры сразу узнают этот ничем не ограниченный альтернативный подход компании Pact. Ее бизнес-стратегия заключается скорее в предугадывании новых условий, а не в пре- следовании уже сложившихся тенденций и стереотипов. Но если это и есть «дизайнерское мышление», чем же оно отличается от другого мышления?
В блестящем эссе What is Design Thinking Anyway («Что же такое дизайнерское мышление?»), опубликованном в журнале
Design Observer
7
, Роджер Мартин определяет два основных ме- тода логического мышления: дедукцию и индукцию. Дедукция — это когда в логических рассуждениях мы переходим от общего к частному. Например: «Если общее правило говорит, что все вороны черные, и я вижу коричневую птицу, из этого дедуктивно следует, что эта птица — не ворона». Индукция, напротив, ведет рассуждение от частного к общему: «Если я изучаю количество продаж на квадратный метр в тысяче магазинов и нахожу за- кономерность, из которой следует, что в магазинах в небольших городах продажи на квадратный метр значительно выше, чем в мегаполисах, индуктивным путем я могу сделать следующий вывод: маленькие города — более предпочтительный рынок сбыта для меня».
6 wearpact.com
7 ИзкнигиРоджераМартина
«Архитектурабизнеса»(Roger
Martin.The Design of Business,
HarvardBusinessPress,2009).

135
Цифровойдизайн
Адриан Шонесси
Автор отмечает, что эти два метода мышления
— дедуктив- ный и индуктивный
позволяют человеку заключить, является ли утверждение истинным или ложным. Затем он обращается к позиции американского философа Чарльза Сандерса Пирса:
«[Пирс] настаивает, что ни одна новая идея не может быть вы- ведена дедуктивным или индуктивным методом на основе из- вестных фактов. И поскольку новые идеи не были продуктом двух общепринятых форм логики, считает Пирс, должен быть третий фундаментальный метод логических рассуждений. Новые идеи появились в результате „логических скачков“. Новые идеи возни- кают, когда мыслитель наблюдает явления (или одно
-единствен- ное явление), которые не согласуются с существующей моделью / существующими моделями. Мыслитель стремится обосновать наблюдение, подыскивая „лучшее объяснение“. Самый первый шаг к умозаключению
— это размышление, а не наблюдение».
Пирс назвал эти рассуждения «абдуктивной логикой».
Многие дизайнеры узнают в ней как раз то, как они сами рабо- тают. Прибегая к дедукции или индукции, мы делаем выводы, но, используя дизайнерское мышление, мы получаем альтерна- тивные выводы; иными словами, мы размышляем
Альтернативное мышление иногда приводит в бешенство прагматичных и осторожных клиентов. Им кажется, что дизайне- ры упрямы, несговорчивы и противоречивы, хотя на самом деле те просто думают по-другому. При этом вы можете заметить, что некоторым прогрессивным бизнесменам и социально-ориенти- рованным организациям этот метод творческого недедуктивного мышления по душе
По правде говоря, дизайнеру нужны все три мыслительных метода. Пусть мы люди творческие, нам приходится жить в мире бюджетов, расписаний и изменчивого делового и культурного климата. Как отмечает Роджер Мартин, «вся соль не в том, чтобы включить абдукцию, вычеркнув дедукцию с индукцией, и не в том, чтобы сделать ставку на свободные абдуктивные умозаключения. Напротив, следует стремиться к балансу».
Цифровойдизайн
Все мы теперь «оцифрованы». Цифровые способы передачи данных укрепились во многих сферах нашей реальности и ста- ли нормой. Повседневность немыслима без цифровых систем жизнеобеспечения, «умного» софта и стильных гаджетов. Когда я теряю что-то в студии
— книгу, ручку, рисунок, — мне первым

136
Глава8.Графическийдизайнсегодня
Как стать дизайнером, не продав душу дьяволу делом хочется вбить название в поисковую строку Google
. Потом я вспоминаю, что даже Google не настолько умен.
Повлияла ли «оцифровка» жизни на графического ди- зайнера? Прежде всего, цифровая культура открыла широкий спектр новых возможностей для работы. И это хорошо; любой дизайнер с базовыми навыками, которые позволят ему создать простой сайт или отредактировать отснятый материал, с голоду не умрет. И все же когда что угодно может быть преобразовано в цифровой файл и отправлено в любую точку земного шара, стоит призадуматься, насколько востребованы привычные навыки дизайнера в сфере визуальной коммуникации
. Какой смысл в тысячелетней типографической традиции в мире, где iPhone может мгновенно связать нас с миллиардами людей?
Какова роль цвета и формы в эпоху бесконтактного жестового управления? И еще более важный вопрос: действительно ли графические дизайнеры больше чем кто-либо другой способны проектировать новые цифровые коммуникационные продукты и услуги будущего?
Парадоксальным образом цифровой дизайн возвращает нас к образу графического дизайнера, с которого началась эта глава: безликий слуга создает нечто, что работает, не вклады- вая при этом душу. К примеру, дизайн интерфейсов. Подобный проект вряд ли сделает вас сверхизвестным и популярным, вас не станут чествовать и прославлять за столь впечатляющий результат. Но сколько людей тем не менее будут зависеть от того, как вы реализовали дизайн интерфейса,
— и не сосчитать.
В статье The Digital Challenge: Making Easy-to-use Devices
(«Цифровая проблема: создание простых в использовании устройств»)
8
британский критик дизайна Элис Роусторн конста- тирует: «Цель дизайна — сделать так, чтобы устройства были простыми и интуитивно понятными в использовании для всех нас, вне зависимости от того, насколько мы дружим с техникой.
Поскольку мы всё больше времени проводим с цифровыми устройствами, GUI [графический интерфейс пользователя] ста- новится одной из главных областей дизайна, причем наиболее сложной для оценки. Когда пользовательский интерфейс хорош, он не раздражает, и мы о нем не задумываемся, но если он плох, это может превратить нашу жизнь в кошмар».
Не так давно при поддержке британского правительства был проведен опрос среди использующих Интернет пожилых людей и людей с ограниченными возможностями.
9
Отчет при- влек к себе всеобщее внимание, поскольку осветил проблему
8 nytimes.com/2007/02/25/
style/25iht-
DESIGN26.4712217.html
9 go-on.co.uk

137
Цифровойдизайн
Адриан Шонесси многих пользователей, не понимающих, почему для того чтобы
выключить компьютер, они должны нажать кнопку «Пуск». Эта аномалия часто приводится как пример типичной ошибки дизайна интерфейса, из-за которой многие отказались от компьютеров, и тот факт, что плохо продуманные интерфейсы — главное пре- пятствие для использования ряда устройств, сложно оспорить.
Если мы согласны с прежним определением дизайна как единства формы и функции, то дизайн интерфейсов перево- рачивает это представление с ног на голову. Здесь функция первостепенна, а форма вторична: если вы обращаете внимание на шрифт или цветовую палитру интерфейса своего MP3-плеера, вероятно, их выбор был неудачным. Это подводит нас к еще более устаревшему определению графического дизайна и на 180 гра- дусов разворачивает разработки последних десятилетий, когда дизайн ценился за стиль и способность вызвать восхищение.
И поэтому в общем и целом дизайн интерфейсов и цифро- вой дизайн привлекательны для иного типа графических дизай- неров, нежели те, к кому мы привыкли за последние десятилетия.
Цифровой дизайнер больше напоминает ученого, чем художника. Он на полную мощность использует интеллект, не говоря уже о его знаниях в области технологий и ПО. Дизайнер всегда должен был разбираться в технических новинках, но эти требования ограничивались типами печати, ручным или электронным набором и изготовлением изображений (фото- графия, иллюстрация, гравюра). Сегодня от цифрового дизай- нера требуется гораздо большее: он должен уметь писать коды, понимать в «железе» и ориентироваться в теории юзабилити.
И поскольку технические и прочие требования к современ- ному дизайнеру возросли, ему крайне необходимо сотрудниче- ство, он зависит от него. Было время, когда дизайнеры могли работать в одиночку, но в высоких цифровых технологиях такое почти невозможно. Если увязать это с важнейшем новшеством, которое появилось в области графики с момента возникновения цифрового дизайна в 1980-е,
— речь о проектах (в основном сайтах), которыми можно управлять, которые можно изменять, которые может генерировать даже сам пользователь,
— мы увидим, что цифровой дизайнер должен стать специалистом нового типа. В мире больше нет места прежним одиночкам, по- мешанным на контроле, с лупой в руках выверяющим каждый квадратный миллиметр страницы. У цифрового дизайнера иной подход к визуальной коммуникации, и он всегда готов к со- трудничеству.

138
Глава8.Графическийдизайнсегодня
Как стать дизайнером, не продав душу дьяволу
Можно ли что-то позаимствовать у традиционного гра- фического дизайна или наследие культовых типографов, таких как Эмиль Рудер и Ян Чихольд, пора убрать на антресоли? Не потеснили ли их теоретики юзабилити, бихевиористы, знатоки брендинга и маркетинга? Кого теперь нам слушать?
Хилари Кенна, преподаватель дизайна и цифровых ме- диа в Международной академии дизайна и технологий (IADT,
International Academy of Design and Technology) в Дун-Лэаре,
Ирландия, исследовала взаимосвязи между типографским об- разованием и цифровым миром, и, по ее мнению, учение Рудера и Чихольда столь же актуально сегодня, как и сорок–пятьдесят лет тому назад. Вот что она написала мне: «Фундаментальные принципы типографики до сих пор сосредоточены на коммуни- кации, эстетике и удобочитаемости. Идеи Рудера гораздо шире технологии, он сформулировал принципы дизайна на критиче- ском концептуальном уровне, и они могут быть адаптированы к любому средству передачи информации
. Рудер рассматривал типографику как гибкую и открытую для творчества систему, при этом методически подкрепил ее. В эру доминирования стиля и технологий не помешает вспомнить его ключевые идеи, когда мы ищем новые подходы для экрана».
Кенна видит в цифровой сфере наследие мастеров мо- дернизма: «По некоторым примерам новой компьютерной типографики можно судить о направлении будущего развития дисциплины. Ранние работы Джона Маэды, Дэвида Смолла, Юго
Накамуры, Фреда Флейда или студии Spin интересны экспери- ментальным, но теоретически обоснованным подходом. В них максимум выразительности достигается за счет минимальных средств, а внимание к деталям в движении и интерактиву на- столько естественно, что не бросается в глаза. Такие работы показывают, как значим модернистский подход к типографике сегодня. Эмиль Рудер и другие заложили солидный фундамент для эстетического и функционального дизайна, теперь можно экспериментировать и адаптировать базовые принципы под новые медиа».
По мнению Кенна, качество компьютерной типографики обычно зависит от уровня технической грамотности дизайнера или эстетических предпочтений программиста. «Вот почему так популярны темы и шаблоны,
— отмечает она. — Ведь для соз- дания цифровой типографики требуется много времени, и это сложно. Интересно, что эстетика минимализма и привязка к сетке возродили интерес к модернистской типографике. У Эмиля

139
Цифровойдизайн
Адриан Шонесси
Рудера, Яна Чихольда есть чему поучиться. Их принципы ди- зайна дают прочную основу для эстетических, функциональных и интерпретационных аспектов типографики, вне зависимости от используемых медиа».
Без сомнения, юзабилити
— важнейшая характеристика дизайна сайтов и прочих форм интерактивной коммуникации.
Неудобный сайт продажи железнодорожных билетов бесполезен, вроде автомобиля без руля. Но как юзабилити-мышление влияет на дизайн и создание сайтов? Совместим ли хороший дизайн с юзабилити? По мнению Дмитри Сигеля, функциональность и дизайн должны идти рука об руку: «Я считаю, это определяет весь дизайнерский процесс. Первым делом сформулируйте требования. Определитесь, чего вы хотите (или чего хочет кли- ент)
. Совершенно очевидно, что вы хотите, чтобы сайтом было удобно пользоваться».
Пока все нормально. Именно так рассуждают сегодня дизайнеры, начиная новый проект. Веб-проекты особенно вы- игрывают, подчеркивает Сигель, от слаженной работы дизайне- ров, программистов и экспертов по юзабилити: «По-настоящему дизайнерский процесс начинается с каркасных моделей и экра- нов интерфейса. Это его львиная доля, и она невероятно твор- ческая. Очень важно, чтобы экранами интерфейса занимался графический дизайнер, а не разработчик или информационный архитектор. Многие дизайнеры набивают руку, конструируя, а не „дизайнеря“ сайт, и результат получается безликим. Нужно стимулировать постоянное взаимодействие и сотрудничество между дизайнерами и разработчиками. Они многому могут друг у друга научиться. Этот процесс естественным образом перете- кает в визуальный дизайнерский процесс. Если у вас хорошие каркасные модели, это раскрепощает графических дизайнеров, они знают, что взаимодействие с пользователем просчитано, и у них появляется больше свободы для работы с представле- нием и аспектами этого взаимодействия»
Помимо веб-страниц, есть множество разновидностей цифрового дизайна. Дизайнеры создают инсталляции, циф- ровое кино, визуализацию для аудио, приложения для iPhone, сложные интерфейсы, а также исследуют оптимальные способы представления книг и газет на планшетах, смартфонах и прочих устройствах.
Недавно я беседовал с одним своим другом, который выпускает успешный ежемесячный журнал
. Его подписчики проживают во многих странах мира, и журналу необходима

140
Глава8.Графическийдизайнсегодня
Как стать дизайнером, не продав душу дьяволу онлайн-версия
. Мой друг рассказал, что на сайт для подписчиков выкладывается тот же самый PDF-файл, который отсылается в типографию. Но как цифровая версия этот PDF никуда не годится. Все-таки то, что хорошо для печати, необязательно хорошо для экранного просмотра. Придется изменить дизайн и оптимизировать его для Сети
По этой и аналогичным причинам дизайнеры оказываются в самой гуще цифровых событий. Без дизайнера мой друг не сумеет оптимизировать материал для экранного просмотра.
А значит, специалисты, обладающие базовыми цифровыми на- выками, в авангарде при переходе на новую информационную платформу. Такой переход невозможен без дизайнеров, к тому же каждый подкованный в работе с цифрой мастер будет готов к потрясениям, то и дело происходящим в медиавселенной.
Брендинг
Сложность брендинга для графического дизайнера заключе- на в том, что в нем работает всё. Любые знак, форма, пятно или типографическая выдумка, если они представлены четко и убедительно. Это, увы, означает, что в брендинге графический дизайн как ремесло не слишком высоко ценится. Кроме шуток, сгодится все, что угодно,
— необязательно, чтобы это был ка- чественный дизайн.
Понятное и четкое отражение идентичности
— один из важнейших аспектов современной коммерции. В мире, где правит бал визуальное представление, фирмы и организации должны суметь предложить знак, символ
— фирменный стиль, — с ко- торыми их будут ассоциировать. Необходимость в этом возникла на заре современной эпохи (и даже раньше, если вспомнить геральдику и племенную символику), когда графические ди- зайнеры принялись создавать, и весьма успешно, эти признаки идентичности
Но сегодня одной идентичности уже недостаточно. Сегод- ня организациям нужен брендинг
— по крайней мере, так нам говорят. Существует расхожее мнение, что все должно стать брендом: телешоу
— это бренд, шоколадные батончики — это бренд, даже нации
— это бренды. В действительности это, конечно, не бренды, а телешоу, шоколадные плитки и страны.
Но когда мы сами видим в них бренды, забывая, что они пред- ставляют собой на самом деле, то попадаем в иное, нереальное, обманное измерение. Если главная цель телешоу
— заделаться

141
Брендинг
Адриан Шонесси брендом, это почти наверняка второсортное телешоу. Люди покупают шоколад, потому что им нравится вкус. Они могут руководствоваться мифологией бренда, но если на вкус шоко- лад вдруг окажется, как бумага, они перестанут его покупать.
И если страна решает пригласить консультанта по брендингу, значит, ею управляют из рук вон плохо, и брендинг не изменит социальные последствия или общее мнение о некомпетентном руководстве страны.
В этом проблема брендинга: он оказался важнее, чем реаль- ность, стоящая за ним. Таким образом, обман становится нормой.
Но что это означает для современного графического дизайнера?
Многие рады этому. Развитие брендинга открывает новые возможности для дизайна и хорошего заработка. Но в долгосроч- ной перспективе готовность дизайнеров залезть в брендинговый танк, протаранивавший себе дорогу в культуре международного бизнеса последние десятилетия, привела к тому, что как само- стоятельная дисциплина графический дизайн утратил позиции: утрачена вера в ценность графического дизайна как такового.
У меня три причины рассуждать так
1
Брендинг — это расширение делового мира, и в следу- ющие годы он будет только расти, а раз графический дизайн впрягся в это, он рискует быть поглощенным окончательно.
2
Роль дизайна как самостоятельной дисциплины снижается ввиду его подчиненного по отношению к брендингу положения.
3
Так как брендинг рассматривается как что-то чуть большее, чем назойливая реклама, субъективная информация и часть индустрии принуждения, дизайн запятнан в глазах потребителей и в глазах самих дизайнеров.
Рассмотрим эти утверждения. Первое: конечно, брен- динг
— это часть деятельности любой фирмы и учреждения, разве можно им пренебречь? Да, просто по мере того, как брендинг продолжит терпеть фиаско, его станут все чаще под- вергать тщательному изучению бухгалтеры и бизнес-аналитики.
Он будет первой бизнес-религией, или философией бизнеса, вышедшей из моды и дискредитировавшей себя. В посткомму- нистическую эру наши лидеры посчитали, что ослабить контроль над финансовыми рынками
— это хорошая идея. Таким же стало всеобщее убеждение, но кто верит в него сейчас? Ото- всюду звучат призывы к большему контролю и вмешательству в финансовые рынки

142
1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   ...   23

перейти в каталог файлов


связь с админом