Главная страница
qrcode

Как_стать_дизайнером не продав душу дьяволу. Зрение первично по отношению к речи. Джон Бергер, Искусство видеть


НазваниеЗрение первично по отношению к речи. Джон Бергер, Искусство видеть
АнкорКак стать дизайнером не продав душу дьяволу.pdf
Дата26.10.2017
Размер8.88 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаKak_stat_dizaynerom_ne_prodav_dushu_dyavolu.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#44615
страница17 из 23
Каталогtatianarichy

С этим файлом связано 5 файл(ов). Среди них: Esquire_UK_-_June_2016.pdf, Kak_stat_dizaynerom_ne_prodav_dushu_dyavolu.pdf, steel_arch_2015.pdf.
Показать все связанные файлы
1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   ...   23
Глава9.Творческийпроцесс
Как стать дизайнером, не продав душу дьяволу все детали, мы рискуем пойти на уступки и согласиться на всё, а это губительно для творчества. Это первый шаг к посред- ственности. Я не говорю, что надо все критиковать или возму- щаться по каждой позиции брифа. Да, мы должны скептически подходить ко всему сказанному клиентом и настороженно относиться к его точке зрения, но не надо чураться здравого смысла. По-настоящему творческие люди так и поступают. Они не боятся высказывать мнение, отличное от мнения клиента, и аргументировать его. Возможно, в этом духе противоречия и кроется причина настороженного и подозрительного отноше- ния к творческим людям
Почти всегда в брифе отсутствует какая-то важная де- таль, та, которая дает ключ ко всему содержанию брифа. И это к лучшему, потому что если бы дизайнерские брифы содержали все ответы, не осталось бы места творчеству: клиенты просто говорили бы дизайнерам, что делать, и оплачивали доставку уже упакованных решений.
Однажды команду, членом которой я тогда был, пригла- сили поучаствовать в конкурсе на редизайн журнала. Это было издание для профессионалов рынка недвижимости Велико- британии, оно было адресовано застройщикам, инвесторам, архитекторам и многопрофильным компаниям. Ранее журнал уже обновляли, и занималась этим ведущая международная дизайнерская компания, но оформление начало устаревать.
Нам вручили подробный и исчерпывающий бриф, который мы с коллегами тщательно изучили и детально обсудили. Мы про- анализировали его, попытались выжать суть и сосредоточились на поиске отсутствующего элемента
Согласно брифу, был необходим редизайн. Было указано, какие требуются улучшения по навигации, какие изменения по верстке, перечислялись требования к размещению новых материалов и рекламы. В брифе до мелочей было прописано все, что касалось читателей и конкурентов в газетных киосках.
Но мы чувствовали, что чего-то все же не хватает.
И только после долгих расспросов арт-директора и ре- дактора журнала недостающая часть была обнаружена. Рынок недвижимости, объяснили нам, существенно изменился за по- следние годы. Раньше это был бизнес для богачей с сигарами, в пошитых на заказ дорогих костюмах и в роллс-ройсах. Сегодня этот бизнес стал менее формальным и обрел популярности среди молодежи, которая предпочитает свободный стиль одежды и це- нит дизайн (интерьеров, продуктов и архитектуры) как важный

153
Плохойбриф
Адриан Шонесси критерий оценки недвижимости. Мы обратили внимание, что печатные издания и рекламные щиты риелторских компаний и застройщиков стали «стильными». Мир недвижимости от- крылся для хорошего дизайна.
Это и был отсутствующий компонент, который стал за- логом успеха. В основу работы мы положили идею, что новый дизайн журнала должен сочетать в себе современный нефор- мальный стиль, сохранив при этом функциональность: обзоры новостей и комментариев по главной тематике по-прежнему соответствовали редакционным требованиям. Мы убедили из- дателя, редактора, менеджера по рекламе и арт-директора, что это правильный ответ на вопрос, поставленный брифом. Хотя в брифе схваченная нами суть отсутствовала
мы должны
были ее отыскать, как оброненную в траве контактную линзу.
Плохойбриф
Плохо, когда заказывают дизайн, а бриф не дают. Но даже если мы его заполучили, это еще не означает, что все наши проблемы позади. Зачастую это низкокачественные, сырые и малообе- щающие требования
2
, а значит, придется постараться, чтобы превратить их в «хороший» бриф. Иногда мы продвигаем свои идеи, напирая на клиента слишком сильно, конфликтуем с ним, и в результате клиент разрывает контракт. Временами мы до- биваемся своего и превращаем неблагородный металл брифа в сияющий золотой слиток.
Наше первое действие: взять за аксиому, что даже плохой бриф
— в действительности хороший. Более того, в условиях нормальной морально-этической базы (то есть мы делаем сайт для компании, которая не захоранивала токсичные отходы) не бывает плохих брифов, есть только плохие ответы на них. Но предположим, клиент предоставил нам исчерпывающий про- думанный документ, в котором зафиксированы все требования к работе, и мы договорились о сроках и о бюджете. Что дальше?
Письменные брифы не упраздняют дальнейшие дискуссии с кли- ентом, которые коснутся интересующей информации и нюансов, не оговоренных в документе. Также нам придется периодически обсуждать с клиентом ход развития проекта
Естественно, бриф нужно усвоить в целом, а не кон- центрироваться на составляющих, которые нам нравятся или которые позволят нам проявить себя. Вместо этого стоит искать проблемные зоны, побуждающие задавать вопросы вроде: не
2 Нередко,когдамыпредставляли
работыIntroнаотраслевых
выставкахивхудожественных
колледжах,насспрашивали,
какнамудалосьзаполучить
такмного«хороших»брифов.
Янезнал,чтоответить.Мыне
получали«хороших»брифов,
намдоставалисьровноте
жесырыебрифы,чтоивсем,
простомыулучшалиих,
исследуя,оспариваяииногда
нарушаято,чтобылопрописано
изначально.

154
Глава9.Творческийпроцесс
Как стать дизайнером, не продав душу дьяволу понадобится ли сторонняя помощь? По силам ли нам этот про- ект? Если мы работаем в команде, следует пройтись по брифу вместе с членами группы и убедиться, что все понимают его одинаково (это непросто, поскольку разные люди видят слож- ности в разных частях проекта).
Но что еще хуже, иногда брифы просто неправильные и подчиняться им не следует. «Неправильные» брифы содержат ложные утверждения и предпосылки
— неточные, слабые или недальновидные. Если удалось это заметить, у нас есть выбор.
Можно расстаться, а можно сделать, как нас просят. Но есть и другой вариант: проигнорировать бриф и сделать так, как мы считаем нужным. Последний случай сопряжен с большим риском: клиент может рассвирепеть и даже остановить проект.
Но если мы уверены в своей правоте и готовы смириться с по- следствиями, немного старомодного непослушания не повредит
Работа великого швейцарского дизайнера Бруно Монгуц- ци
— яркий пример игнорирования «неправильного» брифа.
В 80-е Монгуцци получил приглашение от парижского Орсе, после того как провалился конкурс на создание плаката, ин- формирующего публику, что музей вновь распахнул свои двери.
Дизайнеру было поручено не использовать иллюстративный материал и задействовать только два элемента: логотип музея
(автором которого является сам Монгуцци) и дату его открытия.
Вот как Монгуцци описывает эту ситуацию:
«Засев дома с новым брифом, я начал без конца прила- живать дату к логотипу, логотип к дате и ни к чему не пришел.
Ничего не происходило, ничего не возникало в голове, ничего не начиналось. Я направился к книжным полкам, взял альбом
[Жана-Анри] Лартига и стал листать. Наткнувшись на фотогра- фию его брата, который взлетает на планере, сконструированном их дядей в Шато де Руза, я нашел ответ. Муха порвала паутину.
И вот я снова в Париже перед Жаном Женжером [дирек- тором] и Леон Нора [связи с общественностью], я отдаю себе отчет в том, что бриф не соблюден. В работе задействована фотография, а ведь мне поставили условие обойтись без изо- бражений. Женжер очень расстроился. Мы же договорились, что никакое произведение искусства не появится на плакате, в конце концов „Орсе — не музей авиации“.
Я парировал, что это метафора и что люди, которым зна- ком логотип, понимают специфику музея, добавил, что плакат создан специально для них. Он должен принадлежать им. Но
Женжер отказался слушать и начал беседовать сам с собой,

155
Брифысобственныхпроектов
Адриан Шонесси нервно вышагивая по комнате. Я начал было говорить, чтобы он не пытался переубедить меня. Женжер ответил, что думает. Мы встретились взглядами со слегка растерянной, но такой красивой мадам Нора и стали ждать
Временами Женжер останавливался, смотрел на плакат, а затем продолжал свою пробежку. Думаю, он пытался предста- вить возможные реакции всех людей, с кем был знаком реально или виртуально. „Монгуцци, — изрек он наконец. — Я настолько убежден в том, что плакат хорош, что сам отнесу его Риго» [пре- зиденту музея].“ Весь следующий день встревоженная мадам
Нора была на телефоне. Фонд Лартига запрещал обрезать его фотографии. Не зная, что еще придумать, я предложил все же продемонстрировать проект фонду. И нам не только разрешили использовать фотографию так, как планировал я, но и передали старинный отпечаток этого снимка музею. Это был четвертый
Лартиг в коллекции».
3
Из истории можно извлечь два важных урока. Прежде всего, иногда необходимо игнорировать бриф, если мы знаем, что он «неправильный». Очевидно, что директор музея оши- бался, по крайней мере мыслил узкими категориями, запретив использовать изображения. (Это объясняет, почему провалился конкурс: его участники следовали брифу, а потому плакаты оказались безжизненными и неэффектными
.) Проигнорировав бриф, Монгуцци создал впечатляющую работу, которая была бы слабее, последуй он инструкциям заказчика
Второй урок менее очевиден. Своим рассказом Монгуцци иллюстрирует необходимость дать клиенту время, чтобы свык- нуться с работой. Как я отмечал в 7-й главе, дизайнеры часто ожидают немедленной реакции на свою работу, а ведь клиентам нужно подумать. Эти мысли надо тщательно отсеивать и ждать, пока заказчик не сформулирует объективный ответ. Директор музея прошел путь от несогласия до восторженного принятия, но это произошло не мгновенно. Монгуцци знал, что ему нужно дать время.
Брифысобственныхпроектов
Брифы авторских проектов
— в настоящее время самый рас- пространенный тип текстов, которые пишутся дизайнерами. Но по моему опыту, некоторые из худших работ, созданных гра- фическими дизайнерами, были выполнены в соответствии с их собственными брифами. По-видимому, лишь немногие из них
3 Цит.по:Bruno Monguzzi,
ADesigner’sPerspective,
Baltimore:TheFineArtsGallery,
1998.

156
Глава9.Творческийпроцесс
Как стать дизайнером, не продав душу дьяволу имеют способность к авторской работе; образование, темпера- мент и традиция повлияли на то, что дизайнер лучше реагирует на внешний бриф, чем на свой собственный
Но я не стану никого отговаривать от написания собствен- ного брифа или создания авторской графики. Если графический дизайн намерен стать более значимой профессией, то возрастает потребность в дизайнерах, которые умеют думать, писать и гене- рировать собственные идеи. Современный специалист обладает впечатляющим набором навыков, особенно в цифровой сфере, и может поспорить со старым представлением о дизайнере как о безынициативным наемнике, который ждет у телефона звонка следующего клиента
Признав в дизайнерском мышлении новый, ценный и эф- фективный инструмент, в глазах многих руководителей мы про- двигаемся вверх по производственной лестнице. Современный дизайнер может стать кем захочет: предпринимателем (особенно в цифровом пространстве), издателем, кинорежиссером, пред- метным дизайнером, может проектировать шрифты и приложе- ния. В действительности роль дизайнера в успехе коммерческой деятельности настолько важна, что просто удивительно, почему мы до сих пор этого не осознали. Попробуйте-ка представить себе Apple без Джонатана Айва.
Но вернемся к мысли, что большинство дизайнеров не слишком хорошо работают с собственноручно написанным бри- фом. Дизайнерам нужны сдерживающие рамки. Они жалуются на ограничения и мечтают о спокойной работе без вмешательства клиента, но, как преступник, освободившийся после десяти лет тюрьмы, они не знают, что делать на воле
Дизайнеры, склонные с экспериментаторству, горящие желанием выполнить работу, которой обычно им не удается заняться, часто воображают, что бриф для собственного про- екта
— то, что им нужно. Возможно. Написать, отредактировать и оформить книгу по любимой теме или создать свой сайт
— все это великолепные идеи, хотя они могут превратиться в оргию самопрощения и самолюбования. Но лучше поискать бриф в реальной жизни: например, взяться за проект для благотво- рительной организации. Так мы проявим свои лучшие мораль- ные качества и поддержим творческий настрой. Эффективно реализованный настоящий бриф принесет больше пользы, чем концепция собственного проекта, к тому же он поможет дизайне- ру найти лучшую работу или привлечь лучших клиентов. Брифы для самостоятельных проектов могут быть нам по сердцу, стать

157
Мифоборигинальности
Адриан Шонесси разминкой для творческого ума, но их редко воспринимают всерьез работодатели или потенциальные клиенты
Мифоборигинальности
Невозможно рассуждать о творчестве и обойти стороной на- вязчивую идею, влияющую на деятельность дизайнеров в эпоху постмодернизма, когда все уже, как кажется, создано до нас.
Я говорю об оригинальности. Многих она совершенно не вол- нует, а другие просто одержимы ею, и ряд проблем обусловлен именно поиском оригинальности. Я считаю, что в современном графическом дизайне оригинальность понимают неправильно.
Подражать кому-то и копировать кого-то
— плохо, это без во- просов. Нарушать авторские права (воровать работы или идеи) ради личной выгоды
— это аморально, во многих странах это даже преступление. Тот, кто без зазрения совести копирует других,
— второсортный специалист и бесчестный человек, его нетрудно разоблачить.
При этом острое желание быть оригинальным может обернуться творческой робостью. Смелый дизайнер свободно заимствует и адаптирует идеи, художники поступали так века- ми. Более того, хорошие дизайнеры всегда готовы сознаться в заимствовании. Многие мастера знамениты тем, что по их работам всегда хорошо видно, какие художники и течения на них повлияли, и они этого не скрывают. «Копиисты» не признаются никогда
— ни себе, ни окружающим (и особенно тем, кому они подражают)
. Вот в чем разница между талантом и бездарем.
Не будем тешить себя иллюзией, будто в графическом дизайне можно сотворить нечто такое, чего не делал еще ни- кто. Дизайнеры работают в матрице, где тесно переплетаются традиции и взаимосвязи. Здесь нашим инструментом является общепризнанный код изображений, знаков и символов. В конце концов, стрелка
— это стрелка, и если мы отклонимся от ее графической чистоты, то пошлем кого-нибудь в неверном на- правлении. Или еще хуже.
Все, на что дизайнеры могут рассчитывать,
— это голос, который можно было бы назвать своим. И этот голос, как ни парадоксально, формируется тем быстрее, чем более открыты- ми мы будем для влияния других школ визуального искусства.
Моя личная философия такова: нормально заимствовать и на- ходиться под влиянием других, пока подражание не доходит до

158
Глава9.Творческийпроцесс
Как стать дизайнером, не продав душу дьяволу раболепия, пока мы используем собственные источники, для того чтобы сделать что-то очевидно новое.
Британский дизайнер Джулиан Хаус, с которым я плотно сотрудничал несколько лет, имеет четкую позицию по этому во- просу. Он сказал: «Я не верю в оригинальность как в абсолют.
Думаю, она больше связана с интересными переплетениями существующих форм. Заимствовать у модернистов, например, — это не плагиат, это скорее продолжение процессов и идей, которые они привнесли. На меня повлиял польский арт-плакат
60-х годов, на который повлияли поп-арт и сюрреализм, кото- рые, в свою очередь, свободно заимствовали у коммерческой графики, комиксов и гравюр викторианской эпохи. Думаю, ответ на вопрос „хорошо это или нет“ заключается в реакции зрителей.
Говорят ли они: „Я уже видел подобное раньше“ или „Я видел подобное раньше, но там было иначе“».
Другими словами, не возбраняется заимствовать, напри- мер, у Обри Бёрдслея, как это сделал автор психоделического плаката в конце 60-х годов, пока из старого материала рождается что-то новое. Пикассо поступил так с африканскими масками: используя эти прекрасные изображения, он прибегнул к транс- формации, которая позволила нам увидеть нечто новое.
Допуская чужое влияние на свою работу, мы расширяем свой творческий потенциал. Дизайнеры обогащают, а не обедня- ют свои работы, находя пути включить в них новую радикальную выразительность, особенно ту, которая берется не из сферы современного дизайна. Исключение чужих влияний в слепом стремлении к оригинальности
— это тупик.
Творческийпроцесс
Любую творческую задачу я всегда начинаю с поиска настроения или атмосферы. У каждой ситуации есть «атмосфера» — серьез- ная, игривая, ностальгическая или сугубо прагматичная. Опреде- лившись с настроением, я начинаю осваивать это эмоциональное или эстетическое пространство. Мне нужно прочувствовать проект, как турист вбирает в себя новую страну.
Это мой метод, но творческие люди действуют по-разному: кто-то начинает новый проект с уборки на столе, другие рабо- тают во все увеличивающемся хаосе, третьи бросаются делать наброски, сканировать, искать, скачивать, четвертые прежде всего отдаются размышлению, чтению и подробному анализу.
Нет единственно правильного начала творческого процесса.

159
Творческийпроцесс
Адриан Шонесси
Каждый из нас должен найти способ, который подходит именно ему. Но если мы работаем в условиях непрерывного аврала, когда любой проект, крупный и мелкий, идет под грифом «срочно», где нам взять творчество, чтобы обеспечить успешный результат?
Сегодня графический дизайн почти весь выполняется на компьютере, нам больше не нужно точить карандаши, проявлять пленку или рисовать шрифт от руки. Компьютер произвел ре- волюцию в дизайнерском процессе. Стало легче проектировать, и во многих отношениях усовершенствовались и дизайнерские методы. С другой стороны, дизайн сделался более шаблонным, процесс стандартизировался, стал стандартным и результат.
Благодаря работающим со скоростью света микропро- цессорам и всемогущему ПО, мы все проектируем одинаково: мы сидим почти неподвижно, только кисти рук шевелятся, и смотрим в монитор. Наш фокус внимания сузился. Мы редко видим свою работу с расстояния. Мы редко разглядываем ее под разными углами. Мы часто работаем, уменьшив масштаб.
Мы избегаем всего, что невыполнимо на компьютере. Экран диктует наше отношение к работе, он командует, как наша работа должна выглядеть. Вот почему во всех хороших студиях работы обязательно прикрепляют на стену и разглядывают с различного расстояния и под разными углами. Это жизненно необходимо, если мы делаем плакат, вывеску или что-нибудь, на что будут смотреть с большего удаления, чем расстояние вытянутой руки.
Но в целом этот подход применим ко всем формам графики.
Я не выступаю против компьютеров. Вовсе нет. Компьютер позволяет нам работать продуктивнее и оперировать разнооб- разными техническими навыками. Он освободил дизайнеров от рутины. Он привнес методы графической выразительности, которые когда-то казались нереализуемыми ввиду их дорого- визны или технической сложности, и сделал их доступными для любого дизайнера. Компьютер
— вещь хорошая. Без вопросов.
Но вместе с ним в нашу жизнь вошел и ряд проблем, которые, подобно вирусам, заражают дизайнерский процесс. То, что раньше делали медленно и методично, теперь делается быстро и зачастую неряшливо. Попросите дизайнера предложить идею логотипа, и вы получите десятки графических вариантов за вре- мя, которое понадобилось бы для полноценного обдумывания
Компьютер дает дизайнеру бесчисленные возможности.
В прежние времена дизайнеру приходилось чертить буквы или переписывать текст вручную, на месте рисунков делались наброски фломастером. На заголовок могло уйти целое утро,

160
1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   ...   23

перейти в каталог файлов


связь с админом