Главная страница
qrcode

Как_стать_дизайнером не продав душу дьяволу. Зрение первично по отношению к речи. Джон Бергер, Искусство видеть


НазваниеЗрение первично по отношению к речи. Джон Бергер, Искусство видеть
АнкорКак стать дизайнером не продав душу дьяволу.pdf
Дата26.10.2017
Размер8.88 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаKak_stat_dizaynerom_ne_prodav_dushu_dyavolu.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#44615
страница8 из 23
Каталогtatianarichy

С этим файлом связано 5 файл(ов). Среди них: Esquire_UK_-_June_2016.pdf, Kak_stat_dizaynerom_ne_prodav_dushu_dyavolu.pdf, steel_arch_2015.pdf.
Показать все связанные файлы
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   23
Глава4.Фрилансилисозданиесвоейстудии
Как стать дизайнером, не продав душу дьяволу друзей (нужно отдыхать от коллег вне стен студии), но это должны быть те, с кем вы можете говорить прямо и откровенно. Время от времени вы и ваши партнеры будете открывать что-то новое друг в друге. Так что выбирайте осторожно: вести дела не с тем челове- ком тяжело в эмоциональном и финансовом плане. Вам не удаст- ся найти партнера, который разделял бы все ваши взгляды, — по правде говоря, для здорового микроклимата желательно до не- которой степени отличаться от партнера. Но хорошо бы обладать в целом общими представлениями о жизни и придерживаться общих принципов, в противном случае конфликты неизбежны.
Как минимум, должно быть взаимопонимание в творческих во- просах (какими видами работ будет заниматься студия, какой будет политика творческого руководства) и в вопросах ведения бизнеса (деловая этика, отношение к сотрудникам, поставщикам и ко всем, с кем придется контактировать).
Допустим, вам удалось найти идеального партнера, но тяжелый труд только начинается. Деловые отношения нужно на- правлять, подпитывать и восстанавливать, если они разладились.
Первое время, когда вы на седьмом небе от счастья, обладая собственной студией, отношения не нуждаются в том, чтобы их направляли, — вы слишком заняты и не беспокоитесь о них.
Но в тяжелые времена и в трудных финансовых ситуациях есть риск начать ставить под сомнение ценность партнера и искать реальные или воображаемые признаки неравенства и нечест- ности. Помните: люди меняются, и те идеалы, которым вы были привержены вначале, необязательно будут теми же, что сплотят вас через пять или десять лет. Так что будьте гибкими и готовыми к переменам в себе и в других.
Партнерство необходимо защитить письменными со- глашениями — эмоциональной близости недостаточно. Дирек- торское соглашение, заверенное у юриста, — важная гарантия и законодательное требование во многих странах. Это может противоречить командному духу, но узаконенная стратегия вы- хода из дела обязательна. Первые тринадцать лет в Intro я и не помышлял об уходе (жена говаривала, что готова стать моей клиенткой, чтобы чаще меня видеть), но в какой-то момент я из- менился и понял, что хочу уйти и заняться другими вещами. Не будь у нас директорского соглашения, выход из дела мог ока- заться сложным, в том числе и с эмоциональной точки зрения.
Но он таким не был.
Партнерство необязательно равноправно. Можно по- разному распределить акции между двумя или несколькими

73
Хорошиеиплохиебизнесмены
Адриан Шонесси партнерами. Это потенциально опасный момент, здесь возникает много разочарований и недовольства. Поэтому вам нужен ква- лифицированный совет по данному аспекту отношений. Сложно поменять структуру акционерного капитала уже существующей компании, так что будьте внимательны и прислушивайтесь к со- ветам, подвергайте сомнению все, что кажется неправильным и несправедливым. Но как бы там ни было, не начинайте дело с неверной структурой партнерства.
Теперь, когда спеты дифирамбы партнерским взаимоот- ношениям, можно признаться, что есть и другие финансовые модели существования дизайнерских групп. Чтобы понять, какая больше других подходит вам в юридическом плане, нужно изу- чить их все и принять решение. В Интернете есть руководства и инструкции, которые помогут вам сделать выбор
4
Стив Бейкер так описывает коллективистскую природу знаменитой лондонской компании Tomato: «Tomato во многом напоминает агентство. Здесь договариваются о гонораре, вы- ставляют счета, требуют выплат и удерживают процент, прежде чем передать платеж прямому исполнителю. Многое в Tomato основывается на доверии. Здесь не нужны сложные письменные документы, и наше акционерное соглашение, которое мы обя- заны иметь, основывается на понятиях „просвещенный эгоизм“ и „любовь“. Конечно, это необычный способ ведения бизнеса, и я часто сталкиваюсь с недоуменными взглядами тех, кто этого просто не понимает»
5
Возможно, из-за меня поиск и выбор деловых партнеров теперь кажется вам более сложным и рискованным делом, чем это есть в действительности. На практике же люди прекрасно справляются. Во многих случаях дизайнеры выбирают партнеров, с которыми уже работали, и это не лишено логики, ведь они уже доказали друг другу, что могут действовать как команда.
Хорошиеиплохиебизнесмены
Широко распространено заблуждение, будто дизайнеры не умеют управлять бизнесом. Некоторые из их числа даже думают, что лучше реализуются в профессии, если совсем ничего не будут понимать в бизнесе. Бизнес и управление делами — прокля- тие для многих дизайнеров, но вы ничего не выгадаете, если станете плохим бизнесменом намеренно.
6
В действительности дизайнеры нередко хорошо разбираются в бизнесе, и многие студии — просто образцы эффективности и передовой прак-
4
 Длябританскихчитателей
рекомендованассылка
направительственный
сайт,дающийконсультации
поструктурамбизнеса,
узаконеннымвВеликобритании:
www.businesslink.gov.uk
5
 On Design and Innovation:
A selection of lectures organized
by the Royal Society for
the Encouragement of Arts,
Manufactures and Commerce,
Gower,1999.
6
 Всвоейлекции«Tomato—новая
модельтворческихкомпаний»,
прочитаннойпередКоролевским
обществомпокровительства
искусствам,финансовый
директорTomatoСтивБейкер
сказал:«Ячастоощущал
всплескмотивации,когдавидел
нереализованныйпотенциал,и
долгоевремядумал,чтосамые
творческиелюдииспытывают
самыебольшиетрудности
спродвижениемсвоего
талантанарынке.Умногихиз
нихколоссальныепроблемы
сведениемфинансов,аиногда
ихприводитвзамешательство
простаянеобходимостьскем-
топообщаться.Обычноони
продаютсвоиуслугизадешево
иливпадаютвдругую
крайность,взвинчиваяцены
вышевсехнарынке,таким
образом,деловыепереговорыс
ниминевозможны».Цит.по:
On Design and Innovation,1999.

74
Глава4.Фрилансилисозданиесвоейстудии
Как стать дизайнером, не продав душу дьяволу тики. Но если контроль расходов и доходов, прогноз объема реализации, переговоры с банком или общение с налоговой службой вселяют в вас ужас, вам нужна помощь. Кто-то должен взять на себя ежедневное ведение финансов, а к ним в нагрузку прилагается серьезная ответственность. Этот человек должен быть надежным, открытым и ответственным. Когда вы начнете получать прибыль, то сможете нанять штатного бухгалтера, но до тех пор бухгалтерию придется вести кому-то из партнеров.
Дизайнеров из группы Non-Format, вызывающих всеоб- щие восторги, отличают глубоко индивидуальные и визуально богатые работы. Взгляните на их стильную типографику — легко представить себе, как творчество увлекало их вплоть до полного погружения. Тем не менее они исповедуют прагматичный подход к финансовому управлению студией: «Мне нравится заниматься денежной стороной дела, — отмечает один из партнеров Йон
Форсс. — Когда мы начинали, я создал довольно жизнеспособ- ную систему, так что мы избежали сценария, когда, например, предприниматели сидят перед кучей чеков, не понимая, откуда они. Пока каждая бумага хранится в своей папке, отслеживать доходы и расходы довольно легко. До предела упрощает дело аудиторская фирма, к которой мы обращаемся в конце года.
Она проверяет счета и наши налоговые выплаты. Приходится потратиться, но мы считаем, что оно того стоит».
7
Для обеспечения эффективности каждый из партнеров должен взять на себя ответственность за какие-то сегменты бизнеса. Распределение ответственности позволяет компаниям расти и функционировать так, чтобы партнеры не наступали друг другу на пятки. Это не означает, что вы перестанете принимать решения сообща. Как не означает это и того, что функции со- трудников не будут пересекаться. Напротив, когда студия вырас- тает с нуля, каждый должен быть готов решать самые насущные проблемы. Но жизнь станет проще, если каждый партнер возь- мет на себя полную ответственность за конкретный сегмент.
Например, если в деле участвуют трое, можно распределить ответственность следующим образом (разумеется, возможны и другие формулировки):
1-йпартнер:
творческое руководство, клиенты, новые проекты, продвижение и реклама;
2-йпартнер:
финансовые и налоговые вопросы, калькуляция издержек производства, управление персоналом, здоровье и безопасность;
7
 Цит.по:Tony Brook and Adrian
Shaughnessy (eds),StudioCulture,
UnitEditions,2009.

75
Составлениебизнес-плана
Адриан Шонесси
3-йпартнер:
производство, управление проектами, управление студией, IT и экологическая политика.
Если, например, в студии устарел и нуждается в замене компьютер, этим должен заняться 3-й партнер. Ему придется решить, какая новая машина нужна, и согласовать со 2-м парт- нером ее стоимость. Затем ему придется проинформировать
1-го партнера о совместно принятом решении, и если все трое согласны, 3-й партнер заказывает новый компьютер и берет на себя его установку в студии. Так как 3-й партнер ответствен также за экологическую политику компании, он должен обе- спечить утилизацию устаревшей машины. Тем временем 1-й партнер подыскивает заказы, иначе 2-му и 3-му партнерам придется туго.
Когда каждый партнер знает свои обязанности, задачи решаются просто и эффективно. К тому же снижается вероят- ность взаимных обвинений в бездействии. По мере роста студии вам, возможно, придется лучше продумать структуру управления и прочие организационные меры, но поначалу все, что нужно, — простые операции, которые позволят реализовывать проекты максимально эффективно и с результатами, которыми можно гордиться.
Составлениебизнес-плана
Чтобы открыть студию, вам нужно найти деньги. Не занимайте крупные суммы, пока не будете твердо уверены, что ваш до- ход покроет заем. Лучше использовать имеющиеся ресурсы для первоначальных затрат. Один из больших плюсов студии графического дизайна в том, что в начале она не требует круп- ных вложений. Вам нужны компьютер, кое-какие программы, принтер, сканер и рабочее место. Также обеспечьте себе доступ в Интернет и стимуляторы типа кофе, которые помогут вам бодрствовать ночами, когда вы будете завалены работой.
Но даже эти скромные издержки не стоит недооценивать.
Если вас двое или трое, расходы нужно умножить на это число.
Если других вариантов, кроме как взять кредит в банке, нет, по- надобится бизнес-план. Если финансирование со стороны вам не требуется, все равно составьте бизнес-план. Только подроб- ная калькуляция — предполагаемые доходы, предполагаемые плюс непредвиденные расходы — поможет вам осознать, что нужно предпринять. Но бизнес-план хорош, только когда он

76
Глава4.Фрилансилисозданиесвоейстудии
Как стать дизайнером, не продав душу дьяволу безукоризненно честен. Предполагайте худшее, будьте требова- тельны к себе
8
. Представьте, что расходы превысят доходы; что у вас окажется меньше клиентов, чем вы рассчитывали; что вам станут задерживать выплаты по счетам; что у вас будет хотя бы один безнадежный долг в первый год существования фирмы.
Не заблуждайтесь — вот в чем смысл бизнес-планирования.
Реалистично и прагматично смотря на бизнес, вы сможете реа- лизоваться и в творчестве.
Бизнес-план может подготовить и хороший бухгалтер, но попробуйте составить его сами и отдайте бухгалтеру на проверку.
Некоторые коммерческие и государственные учреждения также консультируют по вопросам составления бизнес-плана и даже могут целиком сделать его за вас.
Профессиональныеконсультантыислужбы
Почти наверняка у вас имеется счет в банке, и в дальнейшей работе с учреждением, где вас знают, есть свои достоинства и недостатки. Конечно, счет для деловых операций — не то же самое, что счет физического лица. Чтобы его открыть, вам придется побеседовать с операционистом. Попросите друзей и коллег порекомендовать вам кого-нибудь, пообщайтесь с не- сколькими менеджерами, прежде чем остановите свой выбор на конкретном банке. Времена, когда на фоне банковских служащих мы казались мелкими сошками, давно ушли. Банк — это часть сферы услуг, и его сотрудники заинтересованы в вашем бизнесе.
Во многих банках есть стартап-пакеты для нового бизнеса, и грамотный менеджер подскажет, что и как делать на первых порах, — а если нет, бросьте его и найдите себе другого.
Для молодой дизайнерской компании хороший бухгал- тер — все равно что хороший психоаналитик. К тому же по закону акционерное общество обязано предоставить счета, заверенные профессионалом, так что без бухгалтера никуда. Основной плюс в том, что у вас появится кто-то, с кем вы сможете обсуждать проблемы своего бизнеса. Хороший бухгалтер сбережет вам го- раздо больше денег, чем возьмет за свои услуги. Поспрашивайте вокруг и привлеките друзей — пусть посоветуют кого-нибудь.
Вам нужен кто-то дружелюбно настроенный, но абсолютно беспристрастный. Вам нужен кто-то, кто всегда скажет правду, пусть даже горькую. Кто-то, кто не будет опекать вас: бухгалтер, считающий вас идиотом, бесполезен. И не дайте ему запугать вас. Спросите, во сколько он оценивает свои услуги и за какой
8
 Независимыйспециалист
покризисномуконсалтингу
ДжонДьюирст,бывший
финансовыйдиректородной
изведущихдизайнерских
компаний,вжурналеDesign
Weekот24июля2003года
обозначилпроблемутак:
«Естьтрифундаментальных
факта,которыенадознать
обанкротстве.Во-первых,
банкротство—этоитог
вбольшейстепенинедостатка
наличности,анеобъявленной
прибыли(наличные—это
реальность,априбыль—дело
вкуса).Во-вторых,принизкой
эффективностисценарий
зачастуюразвивается
внаправлениикризиса
иокончательногоразвала,
набираятемп.В-третьих,
причинойбанкротстваредко
становитсянекийфорс-
мажор—купадкуведут
времяиповторяющиеся
ошибки:огрехивруководстве,
неадекватныефинансовые
системыиметодыконтроля,
непосильныезадачи
истратегическиеили
структурныепромахи».

77
Запуск
Адриан Шонесси срок (некоторые бухгалтеры выставляют счет раз в году). Поин- тересуйтесь, нельзя ли поговорить с одним-двумя его клиентами
(если нет — стоит насторожиться), и пусть расскажет, что он будет делать для вас.
Еще вам понадобится юрист. Если повезет, общаться с ним вы будете крайне редко. Консультации юриста обходятся дорого и лучше прибегать к ним только в случае крайней необходимо- сти (договор об аренде, контракт с клиентом или поставщиком, трудовые договоры...). Ищите юриста по тому же принципу, что и бухгалтера, — универсального средства поиска нет.
Запуск
Вы нашли партнера или партнеров и заключили партнерское соглашение. Написали бизнес-план. Нашли банк и у вас есть бухгалтер. После того как вы все это проделали, можно по- думать, что уже пора начать зарабатывать и заняться тем, что вы умеете лучше всего, — дизайном. Еще нет. Сначала нужно позаботиться о кое-каких практических аспектах. Бухгалтер просветит вас относительно деталей, а вы пока взгляните на список этих действий.
1
Зарегистрировать фирму в соответствующих органах.
2
Зарегистрировать название компании и URL-адрес.
3
Установить заработную плату и налоговую базу.
4
Оформить трудовые договоры с сотрудниками.
5
Составить условия договора, которые вы будете предъ- являть клиентам.
У Аманды Меррон (соучредителя аудиторской компании
Willott Kingston Smith) много клиентов в сфере дизайна и медиа, и она регулярно выступает в качестве консультанта на страни- цах Design Week. Мне ее советы всегда казались полезными и логически обоснованными. Вот если бы все бухгалтеры были так же хороши, как она! Я попросил Аманду дать несколько рекомендаций по созданию студии, и она посоветовала со- средоточиваться на потенциале бизнеса и на реализации этого потенциала. Подобное знание — залог успеха в дизайнерском бизнесе. Что же касается управления финансами, Аманда вы- деляет три сферы.

78
Глава4.Фрилансилисозданиесвоейстудии
Как стать дизайнером, не продав душу дьяволу
1. Планирование
Планирование бизнеса и бюджета считают чем-то пугающим, чем-то, что под силу только бухгалтерам. Все не так. Это как выразить свое видение будущего в терминах расходов и доходов и записать свое представление. План на этом этапе неокончате- лен — на деле наверняка можно сказать только то, что план будет ошибочным. И здесь важно оценить, какие из предположений поменяются вероятнее всего, и учесть это в дальнейшем.
2. Отчетность
После того как вы составили рациональный план, нужно сопо- ставить реальные результаты с запланированными. Рассчитать эффективность бизнеса изолированно практически невозмож- но. Доход £100 000 в год — это хорошо? Нет, если вы ожидали
£200 000, но если вы рассчитывали только на £75 000, то все в по- рядке. Что нужно принимать во внимание? Вот ключевые моменты.
План, £
Факт, £
Разница, £
Чистый доход
100 000 80 000
(20 000)
Издержки
(50 000)
(50 000)

Прибыль
50 000 30 000
(20 000)
Остаток на счете
40 000 20 000
(20 000)
Вы не только оцениваете, что уже произошло, но и, что важнее, прикидываете наперед, какие новые заказы будут по- являться, сколько денег потребуется и т. д.
3. Реагирование
Любое значительное отклонение от плана требует исследования и принятия мер. Например, если ваш доход ниже предполагаемого, возможно, нужно поднять расценки или где-то урезать расходы.
Поискпомещения
Если места достаточно, можно рассмотреть вариант работы дома.
Если места мало, все равно рассмотрите этот вариант. Устройтесь в спальне, в гараже, в сарайчике в саду или на кухне, пока регуляр- ный доход не проторит дорожку к вашему банковскому счету. Толь- ко тогда можно задуматься о поиске помещения, или персонала, или кофемашины Gaggia. Большинство клиентов ничего не имеют

79
Поискпомещения
Адриан Шонесси против домашних студий, они могут быть на удивление велико- душными и участливыми. Нередко им хочется поставить себе плюсик за то, что они помогают начинающей команде дизайнеров, особенно если заказ обходится дешевле, чем в уже сложившейся компании. Как бы то ни было, пока вы готовы встречаться с клиен- тами каждый раз, как только они изъявят желание, им все равно, в каких условиях вы работаете. А в современном подключенном к Сети мире мы можем работать где угодно.
Но в какой-то момент вам понадобится пространство, по- зволяющее оснастить студию как положено. Cтоит поговорить с другими дизайнерами, с теми, кто уже имеет опыт аренды.
Иногда они знают о вариантах, имеющихся у их хозяев, и крупные студии иногда сдают пространство на правах субаренды. Опять же, этого достаточно, пока вы налаживаете дела, но по мере роста роль кукушонка в чужой студии перестанет вас устраивать.
Приведу фрагмент из книги Дэйва Эггерса «Душераздирающее творение ошеломляющего гения» (A Heartbreaking Work of
Staggering Genius), многим дизайнерам эта ситуация покажется знакомой. Из описанных Эггерсом трудностей, возникших в ре- дакции журнала при аренде пространства, можно почерпнуть способ ведения дел (надо сказать, весьма эксцентричный) для стартапа в сфере графического дизайна: «Редакция переезжает из списанного дома на пятый этаж стеклянного офисного здания в центре города. Рекламный отдел „Кроникл“, заинтересован- ный в том, чтобы мы с Муди были под рукой для каких-нибудь срочных поручений, размещает нас у себя, <…> предоставляет нам помещение в 800 квадратных футов и c окнами от пола до потолка за $1000 в месяц, и эту сумму мы с Муди с легкостью выплачиваем, безбожно завышая цены за дизайнерскую работу».
Такие меры по урегулированию ситуации работают, но терпение имеет свойство заканчиваться, а недовольство — быстро нарас- тать. Хорошо подумайте, прежде чем последовать выдуманному
Эггерсом примеру и завысить цены. Это палка о двух концах.
Как узнать, сколько места нужно? Поспрашивайте у зна- комых дизайнеров, у совладельцев студий. Наведайтесь в ма- ленькие фирмы и оцените, сколько пространства требуется человеку для работы. Найдя соотношение между количеством людей и квадратными метрами, снизьте амбиции. Это ничего, что первые несколько месяцев придется вести дела в стесненных условиях. Заключите договор аренды на короткий срок, чтобы быстро от него отказаться, если все пойдет не так, или поменять помещение, если дела пойдут хорошо.

80
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   23

перейти в каталог файлов


связь с админом