Главная страница
qrcode

13.Лекции предмент экономика прихода. 1. Обзор некоторых Федеральных законов Обзор


Скачать 89.58 Kb.
Название1. Обзор некоторых Федеральных законов Обзор
Дата28.03.2019
Размер89.58 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файла13.Лекции предмент экономика прихода.docx
ТипДокументы
#155954
страница1 из 5
Каталог
  1   2   3   4   5

1. Обзор некоторых Федеральных законов 1.1. Обзор Конституции РФ 1.1.1. Равенство и свободы В двух первых главах Конституции РФ мы находим, на первый взгляд, очень общие и декларативные, но в действительности весьма важные для нас положения.

В ст.13 говорится, что «никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». А в ст. 14 – что «никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной» и что «религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом».

Нравятся кому-то эти положения или нет, но мы должны о них помнить, как в общении с прихожанами, так и в общении со светскими людьми. И, в частности, должны быть готовы ответить тем, кто, ссылаясь на Конституцию, будут, например, говорить, что, раз у нас в городе построена православная церковь, то обязательно нужно построить и иеговистский «зал царствия».

На самом деле, равенство перед законом совсем не означает равенства вообще. Как и граждане, например, равны перед законом, но это не значит, что человек, не окончивший даже 9 классов средней школы, имеет такое же право занять кафедру в Университете, как и академик.

В ст. 19 говорится о том, что «государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств».

В ст. 28 «каждому гарантируется свобода совести», в ст. 29 «каждому гарантируется свобода мысли и слова», а во 2-й части этой же статьи «запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства». 

Последнее положение содержит в себе возможность вредного для Церкви толкования, потому что, конечно, всякий православный христианин считает Православную веру истинной, а другие веры не истинными, а такое мнение, высказанное публично, может быть названо пропагандой религиозного превосходства.

В действительности, преступной пропагандой религиозного превосходства должно считаться не исповедание исключительной истинности своей религии, что свойственно всякому религиозному сознанию, а признание последователей других религий не заслуживающими каких-нибудь гарантированных Конституцией РФ гражданских прав и свобод.

1.1.2. Приоритет международного права В ст. 15 Конституции РФ говорится, что «если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». Это положение, само по себе, справедливое, является как бы миной замедленного действия, потому что современное мировое сообщество настроено, в общем, антирелигиозно, и вполне можно ожидать, что Российское руководство когда-нибудь подпишет какой-нибудь международный правовой акт, неприятный для Церкви в большей мере, чем Российские законы.

1.2. Обзор Закона РФ «О свободе совести и религиозных объединениях»

1.2.1. Общие положения В гл. 1, ст. 2 Закона «О свободе совести…» утверждается приоритет этого закона перед прочими Законами и иными нормативными правовыми актами, принимаемыми в Российской Федерации и затрагивающими реализацию права на свободу совести и свободу вероисповедания, а также деятельность религиозных объединений.

Ранее Закон «О свободе совести…» давал священнослужителям право на отсрочку от призыва на военную службу и освобождение от военных сборов в мирное время. Потом (согласно Закону от 6 июля 2006 г. № 104-ФЗ) это право было отменено, так же как и право на отсрочку от призыва на военную службу для студентов семинарий. Но потом право на отсрочку было восстановлено другими законодательными актами.

13 июля 2012 г. был издан Указ Президента Российской Федерации «О предоставлении священнослужителям права на получение отсрочки от призыва на военную службу» (полный текст см. в Приложениях), согласно которому священнослужители по просьбе религиозных организаций могут получать отсрочку от призыва на военную службу.

При этом они должны или занимать должность в религиозной организации, или должность помощника командира (начальника) по работе с верующими военнослужащими, — на время исполнения обязанностей по указанной должности.

Получить отсрочку может только священнослужитель проходящий или уже прошедший специальную подготовку, необходимую для исполнения обязанностей по должности помощника командира (начальника) по работе с верующими военнослужащими.

А 1 сентября 2013 г. вступил в силу новый подпункт «д» пункта 2 статьи Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28.03.1998 г.

№53-ФЗ в редакции 02.07.2013 г., который гласит, что право на отсрочку от призыва на военную службу имеют граждане, «получающие по очной форме обучения среднее профессиональное образование или высшее образование по образовательным программам, направленным на подготовку служителей и религиозного персонала религиозных организаций в духовных образовательных организациях, имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности, - в период обучения, но не свыше сроков получения соответствующего образования».

Таким образом, и священнослужители, и студенты семинарий имеют право на отсрочу от военной службы. Причм, данное право не зависит от того, реализует или не реализует духовная образовательная организация образовательные программы, прошедшие государственную аккредитацию.

Согласно ст. 3, п. 5. «…запрещается вовлечение малолетних в религиозные объединения, а также обучение малолетних религии вопреки их воле и без согласия их родителей или лиц, их заменяющих». Под этим, конечно, следует понимать не запрет на участие детей в богослужениях, а запрет на включение их в члены Приходских собраний (для православных приходов). Что касается обучения религии, то, конечно, если ребнок действительно не хочет заниматься в воскресной школе или против этого возражают его родители, то держать такого ребнка в воскресной школе не следует.

Согласно п. 6 той же статьи, «проведение публичных мероприятий, размещение текстов и изображений, оскорбляющих религиозные чувства граждан, вблизи объектов религиозного почитания запрещаются».

1.2.2. Тайна исповеди и ограничения на сотрудничество с силовыми структурами Тайну исповеди все священнослужители должны, конечно, соблюдать независимо от того, как это оценивается светскими законами. Но в настоящее время российское законодательство в этом отношении не противоречит церковным правилам.

Согласно ст. 3, п. 7 Закона «О свободе совести…» «тайна исповеди охраняется законом. Священнослужитель не может быть привлечен к ответственности за отказ от дачи показаний по обстоятельствам, которые стали известны ему из исповеди».

Некоторые другие Федеральные Законы содержат положения, близкие по смыслу к этой статье.

Согласно Закону от 10.01.96 № 5-ФЗ «О внешней разведке» органы внешней разведки РФ не вправе обращаться за конфиденциальным содействием к священнослужителям и полномочным представителям зарегистрированных в России религиозных организаций.

Федеральный Закон «Об органах федеральной службы безопасности»

запрещает использовать конфиденциальное содействие на контрактной основе в числе других лиц священнослужителей и полномочных представителей религиозных организаций. Тот же Закон, кстати, обязывает эти органы участвовать в пределах своих полномочий в обеспечении безопасности проводимых религиозных и иных массовых мероприятий.

Согласно Федеральному Закону «Об оперативно-розыскной деятельности»

органам (должностным лицам), осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, запрещается:

проводить оперативно-розыскные мероприятия в интересах какой-либо политической партии, общественного и религиозного объединения;

принимать негласное участие в работе федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также в деятельности зарегистрированных в установленном порядке и незапрещенных политических партий, общественных и религиозных объединений в целях оказания влияния на характер их деятельности.

Органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, запрещается использовать конфиденциальное содействие по контракту депутатов, судей, прокуроров, адвокатов, священнослужителей и полномочных представителей официально зарегистрированных религиозных объединений.

1.2.3. Помощь государства религиозным организациям Пункт 3 статьи 4 Закона «О свободе совести…» гласит, что:

государство регулирует предоставление религиозным организациям налоговых и иных льгот, оказывает финансовую, материальную и иную помощь религиозным организациям в реставрации, содержании и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры, а также в обеспечении преподавания общеобразовательных дисциплин в образовательных учреждениях, созданных религиозными организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании.

В соответствии с пунктом 7 этой статьи, «по просьбам религиозных организаций соответствующие органы государственной власти в Российской Федерации вправе объявлять религиозные праздники нерабочими (праздничными) днями на соответствующих территориях».

1.2.4. Отделение религиозных объединений от государства В целом, статья 4 Закона «О свободе совести…» во многом повторяет конституционные нормы. В пунктах 2, 4, 5 и 6 этой статьи конкретизируется конституционный принцип отделения религиозных объединений от государства.

«2. В соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства государство:

не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями или лицами, их заменяющими, в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания;

не возлагает на религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления;

не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит настоящему Федеральному закону;

обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях».

Светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях означает, что в них не обучают религии, но «светский» вовсе не означает «атеистический», то есть «безбожный». В Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете студенты получают наряду с духовным и светское образование.

«4. Деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления не сопровождается публичными религиозными обрядами и церемониями. Должностные лица органов государственной власти, других государственных органов и органов местного самоуправления, а также военнослужащие не вправе использовать свое служебное положение для формирования того или иного отношения к религии.

5. В соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства религиозное объединение:

создается и осуществляет свою деятельность в соответствии со своей собственной иерархической и институционной структурой, выбирает, назначает и заменяет свой персонал согласно своим собственным установлениям;

не выполняет функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления;

не участвует в выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления;

не участвует в деятельности политических партий и политических движений, не оказывает им материальную и иную помощь».

В этом и состоит отделение церкви от государства, а не – как думают некоторые люди – в обязательном безбожии школьных программ и не в том, что нельзя пригласить священника на принятие молодыми солдатами присяги.

«6. Отделение религиозных объединений от государства не влечет за собой ограничений прав членов указанных объединений участвовать наравне с другими гражданами в управлении делами государства, выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления, деятельности политических партий, политических движений и других общественных объединений».

Особое положение в этом отношении занимают священнослужители. Когда священник в подобающей сану одежде оказывается на собрании, например, какойнибудь партии, он этим самым вольно или невольно не только лично оказывает ей политическую поддержку, но и дат основания к предположениям о том, что Церковь поддерживает эту партию. Поэтому священнослужителям, рассматривая вопрос о свом участии в каком-либо собрании, следует проявлять особую осмотрительность.

1.2.5. Религиозное образование В статье 5, пункт 2 Закона «О свободе совести…» говорится, что «религиозные организации вправе в соответствии со своими уставами и с законодательством Российской Федерации создавать образовательные учреждения».

А в пункте 4 говорится: «По просьбе родителей или лиц, их заменяющих, с согласия детей, обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, администрация указанных учреждений по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления предоставляет религиозной организации возможность обучать детей религии вне рамок образовательной программы».

Статья 19 главы 3 Закона «О свободе совести…» посвящена духовным образовательным организациям для подготовки служителей и религиозного персонала. В пункте 1 этой статьи сказано: «Централизованные религиозные организации в соответствии со своими уставами имеют исключительное право создавать духовные образовательные организации для подготовки служителей и религиозного персонала религиозных организаций посредством реализации образовательных программ на основании лицензии на осуществление образовательной деятельности». Раньше этим правом обладали не только централизованные религиозные организации.

Согласно пункту 2, «духовные образовательные организации подлежат регистрации в качестве религиозных организаций». А не образовательных организаций.

Согласно пункту 3, «духовные образовательные организации реализуют образовательные программы, направленные на подготовку служителей и религиозного персонала религиозных организаций, и вправе реализовывать образовательные программы среднего профессионального образования и высшего образования в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов».

Это, в частности, означает, что для духовных образовательных организаций предусматривается возможность реализовывать, как не подлежащие государственной аккредитации программы профессионального религиозного образования, направленные на подготовку священнослужителей и религиозного персонала, так и подлежащие государственной аккредитации образовательные программы среднего профессионального образования и высшего образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (например, программы в области теологии).

Пункт 3 рассматриваемой 19-й статьи заканчивается словами: «Духовные образовательные организации при реализации образовательных программ в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов руководствуются настоящим Федеральным законом и законодательством об образовании».

1.2.6. Религиозные объединения Вопросы создания религиозных объединений рассматриваются в главе Закона «О свободе совести…». Статью 6 можно привести без комментариев.

«1. Религиозным объединением в Российской Федерации признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками:

вероисповедание;

совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний;

обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.










2. Религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций.

3. Создание религиозных объединений в органах государственной власти, других государственных органах, государственных учреждениях и органах местного самоуправления, воинских частях, государственных и муниципальных организациях запрещается.

4. Запрещаются создание и деятельность религиозных объединений, цели и действия которых противоречат закону».

Религиозная группа – это, в соответствии со статьй 7 Закона «О свободе совести…», религиозное объединение, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица.

Помещения и необходимое для деятельности религиозной группы имущество предоставляются в пользование группы ее участниками.

Если члены религиозной группы имеют намерение в дальнейшем преобразовать ее в религиозную организацию, они уведомляют о ее создании и начале деятельности органы местного самоуправления.

Религиозные группы имеют право совершать богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, а также осуществлять обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

1.2.7. Религиозная организация Религиозная организация – это, в соответствии со статьй 8 Закона «О свободе совести…», религиозное объединение, в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица.

«2. Религиозные организации в зависимости от территориальной сферы своей деятельности подразделяются на местные и централизованные.
  1   2   3   4   5

перейти в каталог файлов


связь с админом